Что такое чаша календарь

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

С давних времен человечество пользуется разными календарями, создавались они с разными обозначениями и целями. Многие, и сегодня желают выяснить какой год по славянскому календарю сейчас и узнать, что от него ожидать.

В 1899 году вблизи села Ромашки Киевской области был найден (выкопан) кувшин. Его поместили среди других экспонатов в Историческом Музее Киева. Более полвека этот кувшин стоял на стенде Исторического Музея, и никто не мог определить его значение и раскрыть тайну причудливых узоров и рисунков на нем.

Зигзаговидные, похожие на молнии линии, квадратики, клинья повторялись в ритме, неподходящему для обычного орнамента. И никто не догадывался, что загадочные изображения имеют смысл. Что означали эти символы?

В 1963-го года п. Юрий Гурьев в Киевской «Радянській Культурі» (в 1963 г. За 11 августа) поведал о таинственном кувшине в статье. К сожалению, сведения его неполные и без определения дат.

Отсчитывание дней начиналось от 2 мая. Именно тогда сходили посевы.

4 июня отмечено символом плодоносящих сил природы. Собравшись у молодой березки, древние земледельцы танцевали в честь славянского бога плодородия Ярилы.

4-6 июля. Опять нужны дожди: зерно в колосе и проходит стадию молочной спелости. И в календаре повторяется знак дождей.

20 июля. «Громовой» шестигранник сообщает о молениях и жертвах Перуну. Потому, что громовержец должен избавить людей от дождя, града, испепеляющих молний. Для урожая нужна тихая, ясная погода.

Расшифровка изображения на кувшине-календаре ярко освещает далекое прошлое восточных славян. Уже в IV веке, задолго до образования Киевского государства, они имели большой агротехнический опыт, что отразилось на их верованиях и летоисчислении. Характерно, что этот опыт и тогда был многовековым.

Ключ, найденный академиком Рыбаковым, позволил расшифровать рисунки на чаше IV века нашей эры. Этот еще древнее славянский календарь так же тесно связан с годовым сельскохозяйственным циклом. Каждый из месяцев отмечен рисунком в 12 прямоугольных рамках.

Образность рисунков, старательность их выполнения и содержание свидетельствуют о высоком развитии культуры восточных славян в древности. А наличие календарей еще раз подтверждает мысль о возможном существовании древней восточнославянской письменности».

К сожалению, точно не известен век этого древнего кувшина, потому что на нем подается наш древний календарь уже в развитом виде.

Источник

Презентация к уроку изобразительного искусства «Древние образы в народном искусстве» (5 класс)

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

Описание презентации по отдельным слайдам:

Древние образы в народном искусстве Презентация по изобразительному искусству 5 класс Автор: учитель ИЗО МБОУ «СОШ №16» г. Братска Преина Е. В.

Что такое декор? Слово декор в переводе с латинского языка означает украшать. Декоративный – значит украшенный, нарядный.

Что такое декоративно-прикладное искусство? Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения и т. д.)

Образный язык декоративно-прикладного искусства Образный язык ДПИ имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение.

Образный язык декоративно-прикладного искусства Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто запечатлевал в них свои надежды и чаяния, своё понимание устроения мира и его красоты.

Чаша-календарь Представим, что в наши руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь. Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше?

Древние образы Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землёй и водой. Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь.

Знаки Солнца в орнаментах Наши предки, ещё не знавшие христианства, верили, что если желание «изобразить», то оно обязательно исполнится. Какое же самое большое желание было у людей? Жить. Человек видел, что зимой всё засыпает, весной – расцветает, летом – плодоносит, а осенью – увядает. И всё это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Древние люди считали его самой главной силой, устраивали в честь него праздники. А чтобы Солнце всегда светило, изображали его знаки в орнаментах. Это круги и кресты.

Знаки воды и дождя В древности люди не поливали поля, их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно в четверг. Этот день недели в дохристианской Руси был посвящён языческому богу грома и молнии Перуну. Только дождик редко шёл именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка- «После дождичка в четверг». Знаки дождя и воды рисовали в виде извилистых линий, зигзагов, чёрточек.

Знаки земли и семени В распаханную землю сеятели бросали семена. Изображали их в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента, в углублениях волнистых линий (семена, орошенные водой). Ромб, квадрат, прямые полоски – это символы земли.

Знаки ростков Семена смочила вода, и они проросли. На прогретой солнцем земле появились всходы – значит будет урожай. А вот и ростки в орнаментальной росписи. Вот мы и приоткрыли тайну древних орнаментов и увидели, что в украшение предметов быта человек вкладывал не только своё понимание красоты, но и определённый смысл, желание жить в согласии с природой.

Древние символы в наши дни С принятием на Руси Христианства древние орнаменты утратили свой магический смысл, но сегодня мы бережно сохраняем истории о символическом значении цвета и росписи, пытаемся таким образом заглянуть вглубь веков, раскрыть забытые тайны, лучше узнать историю наших предков, которые стремились жить в согласии с природой.

Постановка задачи для творческой работы Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки. Пусть каждый из вас постарается украсить свою вазу символическими узорами. Самостоятельно сочините 2-3 линейных узора на ней, используя полученные знания о знаках-символах.

Проверь себя: Что такое декоративно-прикладное искусство? С какими знаками-символами вы сегодня познакомились? Какие символы вам были уже известны? Как вы думаете, есть ли ещё какие-нибудь символы-образы, через которые древний человек выражал свои представления о жизни и устройстве мира?

Домашнее задание: Найдите изображения и объясните символическое значение Женской фигуры (например, в вышивке) Дерева Коня Птицы Русалки (женщины-птицы) Медведя Козы, козла или барана

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

Номер материала: ДA-025682

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей

Время чтения: 2 минуты

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике

Время чтения: 3 минуты

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке

Время чтения: 1 минута

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по изобразительному искусству «Древние образы в народном искусстве» (5 класс)

Тема: Древние образы в народном искусстве.

Цель: Выполнить эскиз декора (росписи) вазы, используя древние знаки-символы.

1 . Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей. Зарисовать традиционные образы народного прикладного искусства. Выполнить эскиз вазы- календаря.

2 . Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

3. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Актуализация знаний. Что такое декор, декоративно-прикладное искусство

Новая тема. Древние образы славянской мифологии.

Постановка задачи для самостоятельной работы.

Показ лучших работ, выставление оценок.

Приведение в порядок рабочих мест.

1. Презентация « Знаки-символы в традиционном народном искусстве »

2.Таблицы с примерами древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах, глиняных игрушках.

3.Таблицы со знаками земли, воды, солнца.

4. Изображение вазы-календаря.

5.Детские работы по данной теме.

1. Гуашь, акварель, масляная пастель, кисти (тонкие и толстые), бумага формата А3, простой карандаш, резинка, палитра.

1. Народная музыка («Русь музыкальная»), записи русских народных песен.

Иванов Н. Н. 300 вопросов и ответов о мифологии / Художники М. В. Душин, В. Н. куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. – (Серия «Расширяем кругозор детей)

История русского искусства: В 2-х томах. Т. 2, кн. 1. Учебник/ Науч.- исслед. Ин-т теории и истории изобраз. Искусств ордена Ленина Акад. Художеств СССР. – 2-е изд, перераб. – М.: Изобразит. Искусство, 1980. – 312 с.: ил. 233.

Петрухин В. Я. Славяне. Научно-познавательная литература. Для младшего и среднего школьного возраста / М.: РОСМЭН, 2002.- 110 с.:ил

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Неменского Б. М. / авт. – сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 170 с.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.: ил.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р., Щирова А. Н. Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». 4 класс четырёхлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2005.- 80 с.: ил.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Мифология. Скандинавские и германские страны, славянские страны, Индия, Китай, Япония. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 496 с.: ил.

Русские народные пословицы и поговорки.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Формы контроля: Текущий, ответы на вопросы.

Личностных : Понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться. Понимают значимость ДПИ.

Коммуникативных: Умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнёром; активно слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

Регулятивных: Принимают учебную задачу; умеют организовать своё рабочее место; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Вид деятельности учащихся: Индивидуальная, коллективная.

Требования к результатам:

— Продуктивный (базовый):
Знать: традиционные образы народного прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др.

Уметь: делать зарисовки традиционных образов народного прикладного искусства; выполнить эскиз вазы-календаря с использованием знаков-символов в технике «масляная пастель + акварель» или гуашевыми красками.

Продвинутый:
Знать: имена богов древней славянской мифологии, обереги, используемые в древности в дохристианской Руси.

Уметь: рассуждать на тему древней славянской мифологии, самостоятельно выполнять зарисовки.

Принести бумагу формата А3, простой карандаш, резинку, гуашь или акварель, кисти (№№ 5-6, 8-9, 2-3), палитру, пастель, тетрадь 48 листов.

Найти изображения и объяснить символическое значение

Женской фигуры (например, в вышивке)

Козы, козла или барана

Требования, предъявляемые к ученикам в новом учебном году.

Быть готовыми к уроку

Выполнять домашние задания

Знать технику безопасного поведения на уроке

Приобрести к урокам ИЗО:

Гуашь (не менее 8 цветов)

Акварель медовую (не менее 12 цветов)

Кисти (Белка №№ 2-3, 5-7, пони № 8-10). Всего не менее 3-х кистей (тонкую, среднюю и толстую)

Бумагу формата А3 (папка для черчения, 20 листов без рамки)

Тетрадь 18-24 листа в клетку

Назовите такие предметы в нашем быту, которые художественно украшены?

Можете ли вы представить себе нашу жизнь без украшений, декора?

Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративно-прикладного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского слова decoro – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.)

Образный язык ДПИ имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаяния, своё понимание устроения мира и его красоты.

Давайте представим, что в наши руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь .

Рассмотрим её внимательно.

Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше? Можем ли мы что-нибудь разузнать о ней?

Наши предки, ещё не знавшие Христианства, верили в то, что если желание «изобразить», то оно обязательно исполнится.

Какое же самое большое желание было у людей? — Жить.

Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его главные вопросы были связаны с небом, солнцем, землёй и водой . Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь , поэтому, восхищаясь силой неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И всё это зависит от великого и могущественного светила – Солнца. За всё то многое, что может дать Солнце человеку, его считали самой – самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше!».

Чтобы Солнце светило, надо изобразить это желание. Где же знаки Солнца в орнаменте?

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

Зарисуйте в строку знаки Солнца .

В древности люди не поливали поля, их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошёл дождь, надо изобразить его.

Посмотрите, эта чаша для моления о воде. Такие чаши всегда делали большими и широкими. Их называли чарами. Чародей – языческий колдун, наливал в такую чашу воду и произносил заклинание, то есть просьбу, чтобы пошёл дождь.

О дожде молились особенно усердно в четверг. Этот день недели в дохристианской Руси был посвящен языческому богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди грозному Перуну, только дождик редко шёл именно в четверг. Значит, желание это почти никогда не сбывалось в этот день. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг». Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с расписными глиняными свистульками и свистели в них, звали дождевые облака. Знаки дождя и воды рисовали в виде извилистых линий, зигзагов, чёрточек.

Зарисуйте ниже знаки воды и дождя.

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

В распаханную землю сеятели бросали семена. Как вы думаете, в виде чего их изображали? В виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента, в углублениях волнистой линии (семена, орошенные водой). Ромб, квадрат, прямые полоски – это символы земли .

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарьЧто такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарьЧто такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарьЧто такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

Ещё ниже изобразите знаки семени.

Семена смочила вода, и они проросли. На прогретой солнцем земле появились всходы – значит, будет урожай. А вот и ростки в росписи глиняных игрушек и чаши-календаря.

Изобразите и различные виды ростков.

Что такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарьЧто такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарьЧто такое чаша календарь. Смотреть фото Что такое чаша календарь. Смотреть картинку Что такое чаша календарь. Картинка про Что такое чаша календарь. Фото Что такое чаша календарь

Вот мы и приоткрыли тайну рисунков на глиняной чаше-календаре и увидели, что в украшение предметов своего быта человек вкладывал не только своё понимание красоты, но и определённый смысл, своё желание жить в согласии с природой. Знаки солнца, воды, земли, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя и повторяя знаки.

Сегодня мы уже не вкладываем никакого магического смысла в изготовление и роспись глиняной посуды, но бережно сохраняем истории о символическом значении цвета и росписи, пытаемся таким образом заглянуть вглубь веков, раскрыть забытые тайны, лучше узнать историю наших предков.

Постановка задачи для самостоятельной работы.

Знаки солнца, воды, семян, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

А теперь пусть каждый из вас постарается украсить свою вазу символическими узорами. Самостоятельно сочините 2-3 линейных орнамента на ней, используя полученные знания о знаках-символах.

Задание лучше выполнить гуашью на бумаге формата А3 или в технике «акварель + масляная пастель».

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Что такое декоративно-прикладное искусство?

Какие предметы относятся к декоративно-прикладному искусству?

Какие знаки – символы вы сегодня узнали?

Какие символы вам были уже знакомы?

Как вы думаете, есть ли ещё какие–нибудь символы-образы, через которые древний человек выражал свои представления о жизни и устройстве мира?

Найдите изображения и объясните символическое значение

Женской фигуры (например, в вышивке)

Источник

Глава 4. Календарные ‘черты и резы’


Сосуды с обозначением 12 месяцев.

Лепесовские чаши были явно предназначены для ритуала; об этом говорит прежде всего нахождение их внутри жертвенника и хрупкость рельефного орнамента и подвесных глиняных колец на ручках, затруднявшая их практическое использование.

Плоский широкий венчик чаши № 2 (по нумерации М. А. Тихановой) разделен на 12 различных прямоугольных секций с неповторяющимся рисунком. Число 12 широчайшим образом распространено во всем мировом фольклоре прежде всего как число 12 месяцев в году.

Естественно возникает предположение, что изображенные на чаше 12 клейм разного рисунка, составляющие замкнутый круг, это символы 12 месяцев, образующих годовой цикл.

Исходя из того, что у славян далеко не всегда отмечалось осеннее равноденствие, оттесненное праздниками урожая, мы должны сопоставить наши три рисунка огневых знаков со следующими славянскими месяцами:

Предположение о календарном характере 12 лепесовских рисунков получило некоторую поддержку в раскрытии (тоже предположительном) трех огненно-солнечных знаков, приходящихся на январь, март и июнь, но этого недостаточно для построения прочной гипотезы.

К счастью, на этой же чаше мы располагаем еще одной серией рисунков, расшифровка которых никак не связана с солярными знаками, независима от них и может служить самостоятельным основанием для распределения 12 клейм внутри годового круга. Это рисунки, относящиеся к сельскому хозяйству и промыслам. Определение месяцев на лепесовской чаше может быть произведено, таким образом, по двум различным, независимым друг от друга системам, и, естественно, расхождение между ними сведет почти на нет предыдущие рассуждения, а совпадение двух систем даст надежную основу предложенной расшифровке. (Рис. 31).

Во всем славянском годовом цикле обрядов и праздников мы знаем только один момент, когда взор древнего славянина охватывал весь год в целом, все 12 месяцев. Это время празднования Нового года, когда произносились заклинания на весь будущий год и одновременно с этим производились гадания о будущем. Число 12 чаще всего встречается именно в новогодней обрядности: 12 «старцев», руководящих ритуалом, 12 снопов, по которым гадают о будущем урожае в начинающемся году, вода из 12 колодцев для подблюдных гаданий; священный огонь «бадняк» горит 12 дней (шесть дней в конце старого года и шесть в начале нового).

Лепесовская чаша со знаками 12 месяцев могла быть именно таким сосудом для священной воды, с помощью которого осуществлялось новогоднее гадание об урожае. Быть может, с этой же аграрной магией связано и то, что в конструкции лепесовского жертвенника находились и фрагменты сосудов для зерна.

Утвердившись в правильности обозначения месяца января солнечным знаком косого креста, мы можем вернуться к символике изображений на ковше-кубке из Войскового, рассмотрев в комплексе оба ряда изображений, так как теперь нижний ряд, состоящий из стандартного сочетания прямоугольников, изображающих землю с солнечными знаками, и из отдельных особых знаков, получает важное для нас календарное приурочение.

Необходимо вспомнить описание славянского жатвенного обряда у наиболее архаичного по своему быту племени вятичей, сделанное по наблюдениям IX в. Ибн-Русте, писавшим в 903 г.:

Сосуды с неполным количеством месяцев.

Наиболее вероятно, что лепесовская чаша № 1 предназначалась тоже, как и чаша № 2, для новогодних гаданий, но не для той части обряда, когда пели «славу хлебу», а для подблюдных песен, связанных с предстоящим замужеством, когда:

Это гадание завершило собою двенадцатидневный цикл зимних святок и производилось в «крещенский вечерок», в ночь с 5 на 6 января.

Псковская летопись под 1459 г. сообщает: «. Того же лета в зимнее время о сватбах. «.( ПСРЛ, СПб., т. IV, с. 218. )

Изобразительными средствами автора композиции были четыре вида штампов: 1. Штамп с квадратным торцом; квадрат разделен двумя диагоналями и линиями, соединяющими середины сторон квадрата. 2. Дуговой штамп для так называемого ногтевого орнамента, при помощи которого создавались различные фигуры, «елочки» и струящиеся волнистые линии. 3. Штамп, изображающий серп. 4. Штамп, дающий отпечаток вписанных углов.

Ключом к разгадке сложных композиций верхнего пояса являются три группы изображений:

1. Два креста, размещенные на стороне, противоположной ручке кувшина.

2. «Громовой знак» («колесо Юпитера» с 6 спицами). В колесе явно ощущается шесть граней.

Все сказанное выше требует более подробных доказательств и приведено здесь только лишь для того, чтобы читателю легче было следить за ходом описания и анализа, когда главная мысль уже обозначена.

Не считая нужным при наличии рисунков давать детальное словесное описание всех элементов ромашковского кувшина в их последовательности, остановлюсь на самой важной части изображений. Такой я считаю нижний пояс, состоящий из двух рядов одинаковых квадратиков, штампованных, как и все другие рисунки, по сырой глине до обжига кувшина. (Рис. 35).

Проверка вторая. На пространстве этих 27 квадратных штампов, как мы видели выше, один штамп поставлен отдельно и боком, образуя какую-то внутреннюю грань, не связанную с рисунками верхнего пояса, но тем не менее четкую.

Проверка третья. Известно, что празднику Ивана Купалы (как и празднованию ильина дня и Нового года) предшествует подготовительная неделя, носившая название русальной недели.

На нашем глиняном календаре гирлянда квадратиков, нарушающая их ритм, вплотную примыкает к дню Купалы (19-24 июня), предшествуя ему. Эта гирлянда состоит из шести штампов, считая и самый день Купалы, завершавший эту неделю.

На ромашковском календаре отдельный квадратик, выдвинутый из рядов (под знаком семицкого деревца), приходится именно на 4 июня. Древность славянского языческого праздника именно 4 июня засвидетельствована автором «Жития святого Оттона» Гербордом, который со слов Сефрида описывает праздник у Поморян, близ г. Пирица 4 июня 1121 г.:

Пятой проверкой можно считать то обстоятельство, что через четыре квадратика после «громового знака» на кувшине изображены серпы и снопы. Жатва яровых на Киевщине начинается около 24 июля, т. е. опять наблюдается совпадение со сроками глиняного календаря.

Полагаю, что приведенных выше совпадений достаточно для того, чтобы применять к ромашковскому кувшину слово календарь без кавычек.

При определении всего календаря необходимо обратиться к какой-то древней календарной системе, которая помогла бы нам наиболее достоверно разделить этот отрезок года в 96 дней на месяцы. Наш современный счет с месяцами по 30, 31, 28 и 29 дней, разумеется, непригоден.

Можно думать, что древний славянский год делился на 12 месяцев по 30 дней и заканчивался 25 декабря. Каждый месяц, возможно, имел свои календы, что сохранилось в представлениях о 12 пятницах, распределенных по всем 12 месяцам.

Следы завершения года 25 декабря есть у поляков, где слово gody обозначает 25 декабря как срок окончания года, истечения срока долговых платежей.

Оставшиеся 6 дней являлись, очевидно, подготовкой к новогоднему празднику 1 января. Священный новогодний огонь «бадняк» зажигался в ночь на 25 декабря.

Исходя из того, что все отмеченные на нашем календаре памятные дни связаны с аграрной магией и что сам календарь завершается рисунками серпов и колосьев (расположенных как снопы в крестцах), общий смысл всего календаря следует искать также в области аграрных интересов древних полян.

Означают ли что-либо в народном календаре начальная и конечная даты этого ярового цикла? Есть ли какие-либо праздники, языческие или закрывшие их христианские, близкие ко 2 мая и к 7 августа?

Начнем с той части календаря, которая обозначена более определенно рисунками серпов и снопов.

6 августа по всей Украине и в России широко праздновался церковный праздник преображения, называвшийся в народе «второй спас» и представлявший собой праздник урожая. Караваи хлеба из новины, яблоки, пироги и мед выставлялись на столе посреди села или приносились к церкви. На Украине вплоть до XX в. это был один из самых торжественных дней в году, день «плодов земных». Разница в один день между 6 и 7 августа ровно ничего не значит, так как мы знаем, что в результате слияния языческих праздников с христианскими некоторые древние празднества кочевали по пасхальной шкале в пределах 35 дней.

Думаю, что Владимир Мономах, учреждая наперекор греческой церкви первый русский национальный праздник, сознательно отошел от всех реальных дат и выбрал один из тех дней, на который приходился какой-то древний народный праздник, праздник только что пробившихся на свет ростков яровых посевов.

Теперь наш календарь закреплен на семи точках, что почти полностью исключает элемент случайности.

Аграрный характер отобранного для календарного счета отрезка года не подлежит сомнению.

Нами полностью завершен разбор нижнего пояса календаря и рассмотрены важнейшие, определяющие знаки верхнего; однако анализ верхнего пояса знаков далеко не закончен; не рассмотрен еще ряд элементов. Один из них так п остался для меня неясным: это зигзаг справа от громового колеса. Возможно, он символизировал обычную линейную молнию?

К счастью для нас, мы теперь можем с помощью квадратиков-дней нижнего календарного пояса точно определить числа предполагаемых дождливых дней. Это будут дни с 20 по 30 мая, с 11 по 20 июня, с 4 по 6 июля и с 15 по 18 июля. Дождливые дни указаны на календаре, очевидно, с магической целью: древним жителям Киевщины, видимо, было нужно, чтобы дожди шли в эти четыре периода. Сопоставление дождливых дней ромашковского календаря с оптимальными сельскохозяйственными сроками дождей для Киевщины явилось бы по существу шестой проверкой календарности нашего кувшина и его загадочных знаков. (Рис. 35). Оказывается, что все сроки дождевых периодов на нашем глиняном календаре совпадают с четырьями оптимальными периодами дождей, необходимых яровым посевам:

Есть ли в них вообще какой-либо смысл или они просто являются заполнением пространства между изображениями праздников и дождей?

Приступим снова к подсчетам и к сопоставлению с агротехническими сроками. Всего квадратиков в верхнем поясе 127. Это намного превышает точный расчет дней нижнего пояса календаря, где всего 96 дней-квадратиков. В 96 дней полностью укладывается наземная жизнь ярового поля от первых всходов до увоза снопов с поля. Излишек дней в целый месяц следует, очевидно, продлить за счет времени, предшествующего появлению зеленей, так как полевые работы и связанные с ними обряды начинаются действительно за месяц до всходов. Это пахота, сев и боронование.

В расположении 127 квадратиков мы можем установить пять разных групп, различаемых по прямому или угловому положению штампов.

Общая картина будет такова:

1-25 апреля яровые хлеба.

26 апреля-22 мая 29 апреля.

4-я группа по современным агротехническим данным 14 июня

5-я группа достигает молочной спелости к 1-6 июля.

Итак, общее число квадратиков-дней верхнего пояса и членение их на группы находятся в неразрывной связи с жизнью пшеничного зерна:

Автор календаря ввел этот расчет жизни зерен в свою строго рассчитанную систему знаков как общий фон, не требовавший детализации по дням. Совместное рассмотрение всех элементов ромашковского календаря позволяет в следующей последовательности изложить их словесно:

Березозол (апрель)

1-25 апреля. Пахота, сев, прорастание зерен в земле.

25 апреля-1 мая. Появление всходов.

Травень (май)

2 мая. Нивы покрылись зеленями.

Начало точного счета по дням

23 мая. «Выход хлебов в трубку».

20-30 мая. Нивам нужны дожди в период выхода в трубку.

Кресень, изок (июнь)

4 июня. «Ярилин день», праздник молодого деревца, плодоно- сящих сил земли (семик).

11-20 июня. Нужны дожди в период колошения, постепенно затихаю- щие к периоду цветения.

24 июня. «Купала». Праздник солнца (огня) и воды.

Червень (июль)

3 июля. Молочная спелость зерна.

4-6 июля. Нужны дожди.

12 июля. Подготовка к празднику бога грозы (20 июля).

15-18 июля. Нужны последние дожди в период восковой спелости зерна.

20 июля. Праздник божества неба (Перуна или Рода?). Моление о прекращении дождей, гроз, о низведении небесных вод под землю в связи с созреванием хлебов. 24-25 июля. Начало жатвы серпами. 26-28 июля. Начало связывания снопов в «кресты».

Серпень, зарев (август)

7 августа. Окончание уборки яровых хлебов. Последний сноп («Волосу на бородку»?).

Конец календаря.

Кувшин-календарь, позволяющий рассчитывать все фазы развития, все необходимые для урожая природные явления и отмечающий точные дни языческих праздников, был, по всей вероятности, важной принадлежностью ритуала и отражал состояние агротехнических знаний IV в., достаточно высокого уровня для того времени.

Ромашковский глиняный календарь дает нам ряд ценнейших сведений о трудах и верованиях древних полян. Он приводит в стройную систему многие разрозненные представления о язычестве, славянской демонологии и теологии. Ромашковский календарь построен в расчете на те яровые хлеба, которые возделывались на киевских полях с эпохи триполья, т. е. не менее чем за 3500 лет до черняховской культуры.

Оба сосуда орнаментированы по плечикам; орнамент расчленяется ручками на три участка, а участки подразделяются в ряде случаев на три квадратных секции. В сумме это дает девять секций, но причислить эти вазы к тем, которые выше определены как сосуды для девичьих подблюдных гаданий, нельзя потому, что здесь нет изображений конкретных месяцев. Скорее всего здесь представлены три сезона: весна, лето, осень. Обосновать это предположение трудно при недостаточности материала, но некоторые соображения высказать можно для будущей проверки. (Рис. 32, 37).

Ритуальные сосуды с календарными знаками открывают нам схему годичного цикла языческих аграрно-магических обрядов. Если этнография может наполнить эту схему обрядами, песнями, хороводами, танцами, купальскими кострами, братчинами и «рожаничными трапезами» по поводу нового урожая, то анализ таких драгоценных археологических находок, как сосуды с календарными пометами, дает всему многообразному этнографическому материалу двухтысячелетнюю хронологическую глубину, указывая на устойчивость народной земледельческой обрядности и на существование тысячелетней дохристианской традиции многих праздников, которые этнографы знают уже в православной форме (крещенье, Борис Хлебник, семик, Иван Купала, ильин день, спас).

Два из рассмотренных нами сосудов связаны со святилищем внутри поселка. Это лепесовские чары для новогоднего «чародейства». Очевидно, какая-то часть святочных обрядов (вроде ряженых, бродивших от двора к двору) выполнялась в поселке или около него, но зимнее время привязывало святки к дому и селу. Чара № 2 (по нумерации М. А. Тихановой) предназначалась для заклинаний на весь год и на все области хозяйства: земледелие, охота, прядение пряжи и т. п. Над этой чарой должны были петь «славу хлебу».

Чара № 1 служила в последнюю святочную ночь, в «крещенский вечерок» и тоже связана с помещением, в котором девушки гадали о своей судьбе.

Все остальные ритуальные сосуды относятся к праздникам и молениям, проводимым вне дома, вне села, в непосредственной близости к природе, к горам, родникам, священным «рощениям» и засеянным полям.

Ромашковский кувшин был не столько сосудом, сколько священным календарем для определения всех языческих действий над яровым полем. Кувшин, покрытый обозначениями всех праздников и всех необходимых дождей и вёдра, несомненно, делал святой наполнявшую его воду. Этой водой могли поливать (как священник во время молебна о дожде) и первые ростки и начавшую колоситься пшеницу во все жизненно важные этапы жизни нивы. С этим кувшином как вместилищем святой воды встречали и семик с его березками и купалу, ильин день и зажинки, когда святой водой следовало полить последний, оставленный Волосу сноп на поле. Кувшин действовал весь тот срок, который был так тщательно и точно расчислен при его изготовлении.

Жатвенные, урожайные сосуды (Войсковое и дp.) характерны тем, что на них или вычленяются из годового цикла особо летне-осенние месяцы, связанные с вызреванием и сбором урожая, или календарная символика ограничивается лишь показом июньско-сентябрьского отрезка года. Осенняя солнечная фаза, как правило, плохо отражена в славянском фольклоре: в отличие от Нового года, масленицы и купалы костров в дни осеннего равноденствия не зажигали. Hо здесь солнечные кресты, поставленные после интервала в два месяца от купалы (двойной крест), вполне определенно фиксируют осеннюю фазу, пренебрегая весенней, масленичной (весеннее равноденствие), и не обозначают её крестом.

Ковш, который славяне, по сведениям Ибн-Русте, наполняют зерном и поднимают после жатвы к небу, представлен ковшом-кубком из Войскового.

Учитывая непосредственную близость к с. Волосскому, можно предположить, что в необычном кургане с архаичным обрядом сожжения был погребен некий славянский чародей, волхв Волоса, жрец бога обилия, богатства и торговли.

В середине X в. важным культовым местом русских дружинников и купцов, везших товары в Грецию, был остров Хортица, неподалеку от Войскового.( Очень интересны и верны выводы А. Т. Смиленко относительно южных рубежей черняховской культуры: сгусток в днепровской луке исследовательница причисляет к основной лесостепной зоне, а причерноморские «черняхоидные» памятники в состав собственно черняховской культуры не включает, отмечая черты сходства с позднескифскими (степными) памятниками. Однако Смиленко отмечает наличие на берегах лиманов и настоящих (прибывших с севера) черняховцев-славян. Смiленко А. Т. Слов’яна та їх сусiди в степовому Поднiпров’ї. Київ, 1975, с. 46-48 и рис. 8. )

Тема календарной обрядности должна была бы вовлечь нас в широчайший круг фольклорных материалов, собранных за два столетия русскими, украинскими и белорусскими этнографами. Hо этот драгоценный фонд древнего народного искусства (некогда ритуального) так необъятен и значение его для познания истории народной культуры столь велико, что в этой книге в полном виде он представлен быть не может, а в кратком пересказе давать его нельзя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *