Что такое человек без эмпатии
Без эмпатии.
«Всё живое чувствует. » неекклесиаст
Зигмунд Фрейд, одним из первых, сформулировал определение эмпатии, сначала для работы с пациентами, как необходимость психоаналитика поставить себя на место пациента, чтобы лучше понять его. Без этого качества трудно представить себе общение, которое также невозможно без взаимопонимания. Фрейд также говорил:
«Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами».
Но общение с ней меня не повергало в депрессию, хотя, было за что. Однако, напрягать, напрягало временами, и вот очередной её «казус», меня сильно озадачил и побудил серьёзно задуматься.
Психопат, это человек, который испытывает проблемы с пониманием того, почему у других людей есть чувства, а у него нет. И вот эту его «безсердечность» называют отсутствием эмпатии. Казалось бы, что человека без эмпатии можно легко заметить, но, увы, психопаты могут имитировать и подделывать чувства. Да, и что-то они же тоже чувствуют: голод, жажду, гнев, радость и пр. Иногда это может совпадать. Но отсутствие эмпатии может быть всё же обнаружено в некоторых деталях.
Вопрос, действительно, сложный, и я ничего не подозревала. Ведь если наличие эмпатии загадка для психопатов, то её отсутствие тоже загадка для эмпатов. И также, эмпатия бывает многоуровневой, от легкого отклика до глубокого погружения в чувственный мир другого человека. Многим людям она приносит страдания от неумения с ней жить.
Однако, всё живое чувствует…
Так вот, в статье говорится, что существуют некоторые типы поведения, которые могут указать на то, что человек имеет соответствующие проблемы. Предлагается три вещи: реакция на зевание, рассылка селфи в социальных сетях, предпочтение горьких продуктов.
В ходе одного из исследований ученые предложили студентам заполнить психопатический опросник, и ещё дали для просмотра три видеозаписи в случайном порядке. На одной из них был человек с нейтральным выражением лица, на другой – смеющийся, а на третьей – зевающий. И когда участники смотрели эти видеозаписи, исследователи внимательно следили за их лицами, стараясь заметить любую активность лицевых мышц. Результаты исследования показали интересное: те участники, которые набрали больше всего балов при заполнении психопатического опросника, также имели одну схожую черту – эмоциональную отдаленность от происходящего, порой даже с четкой неприязнью. И именно эти люди менее всего были склонны к стандартной человеческой реакции на зевание. В большинстве же случаев, когда люди видят, как кто-то рядом с ними зевает, их также тянет на зевоту.
И третий пункт можно легко приписать человеку, который просто хочет снизить потребление молочных продуктов и сахара. Однако, исследование показало, что если человек предпочитает пить черный кофе без каких-либо добавок, он будет более склонен к психопатии, и даже к повседневному садизму.
От себя хочу добавить, что обнаружив эти признаки у человека ещё нельзя «клеймить» его как психопата, потому что всё слишком зыбко. Моя приятельница не была проверена мною на зевание, селфи у неё почти нет, однако, предпочитает чёрный чай без сахара. Но более надёжными критериями, думаю, могут служить отсутствие эмоционального отклика, отсутствие вообще многих чувств в тех ситуациях, когда они должны бы были быть, но это дело длительного наблюдения. И в совокупности, только можно предположить, что перед нами человек… без эмпатии.
Что же делать? Ничего… Главное, успокоиться, перестать заниматься самобичеванием под руководством этого человека, освободиться от его мнения и влияния, если они имеются, и не надеяться, что то, чего нет, вдруг откуда-то появится.
Отсутствие эмпатии
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Lack of Empathy. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Я не сержусь на тебя, пусть ты и причинил мне вред. Я не держу зла. Однако, поскольку я совершенно точно не могу доверять тебе, мне не имеет смысла оставлять тебе возможность вновь причинить мне вред. Пойми. | » |
— «Ностокет, Гангрел Черной Руки» |
« | Бесстрастность – это порок, а не добродетель. | » |
— «Малазанская книга павших», книга «Память льда» |
Эмпатия — способность чувствовать чьё-то эмоциональное состояние. Эмпаты радуются, когда счастлив их собеседник, и приободрят или посочувствуют его горю. В реальной жизни такая способность есть практически у всех: у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей. Но есть те, у кого частично или напрочь отсутствуют способности к эмпатии. Им абсолютно плевать на чувства других и их эмоциональное состояние. Или, как вариант, им не плевать, но понимания и сочувствия от них не дождёшься.
Отсутствие эмпатии свойственно полным чудовищам, мастерам пыток, социопатам, психопатам, нарциссам и концентратором ненависти, а также козлам без золотых сердец. Однако может столь же успешно сочетаться с твердыми принципами и представлениями о чести и долге (которые уж точно не будут поколеблены ни жалостью, ни любовью, ни даже ненавистью), а также личным мужеством вплоть до безразличия к смерти (не только чужой, но и своей). Если сочетается с высоким интеллектом, то получаем на выходе бездушный разум.
Альтернативный вариант: перед нами просто существо с нечеловеческой психологией или крайне социально дезадаптированный человек (аутист или житель Страны Эльфов), которому не наплевать на других «в злом смысле» — он просто не понимает таких вещей или не думает об этом. При этом, например, существо с нечеловеческой психологией вполне может помогать людям по каким-то своим мотивам, но внешне никак не проявляя сострадание к ним.
Не надо путать со злорадствующими и торжествующими отморозками, которые прекрасно понимают эмоциональное состояние жертв — и упиваются им. С эмпатией у них всё в порядке, потому что суть её обоюдоостра: чтобы уметь причинить максимальную боль, надо уметь чувствовать чужую боль плюс иметь зашкаливающую жестокость либо искренне (справедливо или несправедливо) ненавидеть жертву. Лишённый эмпатии человек творит жестокость с механической отстранённостью, как будто рубит дрова, а не головы, и садизмом не отличается.
Удивить может и обратный поступок: такой человек-машина может внезапно сделать что-то, что настоящему злодею не позволила бы или ненависть, или уязвлённая гордость, или что-то подобное. Скажем, преподнести герою какой-нибудь большой подарок из-за копеечной личной выгоды, без которой злодей, конечно, легко бы перебился ради наслаждения страданиями героя. Или отказаться от мести, если, опять-таки, заключить союз с врагом оказывается выгоднее.
Кстати, именно благодаря эмпатии существует такой жанр, как хоррор (как, впрочем, и слезливые мелодрамы). Да и вообще, всякое сочувствие литературным, кино- и прочим персонажам — это именно она.
Содержание
Пятиминутка науки [ править ]
В мозгу человека (и большинства других млекопитающих, а также некоторых птиц) есть так называемые «зеркальные нейроны». Они активизируются, когда особь наблюдает за чьими-то действиями с намерением повторить эти действия. Зеркальные нейроны отвечают за обучение путем наблюдения. От их развития зависит и эмпатия: мы обучаемся ставить себя на место других ещё в младенческом возрасте, следя за чужими выражениями лиц и копируя их. Если соответствующие центры в мозгу поражены органически, эмпатия может не развиться. Так что не запрещайте детям «обезьянничать» — только так они научатся сострадать.
Впрочем, даже люди с неразвитой эмоциональной эмпатией могут развить в себе когнитивную эмпатию — проще говоря, научиться логически вычислять реакции других, «примерять на себя» и делать выводы: вот человеку хорошо, а вот ему плохо. В отличие от эмоциональной, когнитивная эмпатия развивается в подростковом возрасте и продолжает развиваться всю жизнь. Но когнитивная эмпатия может проявляться только сознательно, тогда как эмоциональная практически рефлекторна. То есть даже при хорошо прокачанной когнитивной эмпатии, когда с первого взгляда ясно, хорошо человеку или плохо, можно безразлично пройти мимо просто потому, что этот человек неинтересен, или в данный момент просто голова другим занята.
В чужой шкуре: что такое эмпатия и можно ли без нее быть хорошим человеком
Способность сопереживать часто кажется основой этики, мерилом доброты и панацеей от любых межчеловеческих конфликтов. Но, как показывают исследования, люди, у которых эта черта выражена слабо, не более опасны и не менее полезны для общества, чем сострадательные граждане, а умение рационально понять точку зрения другого порой помогает в общении больше, чем эмоциональный отклик. Какие виды эмпатии существуют и когда не стоит перебарщивать с сочувствием?
Поделиться:
Еще недавно многие научно-популярные статьи превозносили зеркальные нейроны: они были открыты в начале 1990-х годов и отвечают за способность распознавать чужие действия и ощущения, представляя себя на месте других. Зеркальным нейронам начали приписывать всевозможные добродетели — озвучивались точки зрения, что без них не было бы ни героических самопожертвований, ни языка, ни, возможно, цивилизации. При более глубоком погружении в тему оказывается, что все не так просто: пока что было убедительно доказано только то, что такие нейроны существуют у макак, про человека же, несмотря на многочисленные косвенные подтверждения, ничего наверняка не известно. Поскольку засовывать микроэлектроды в человеческий мозг чисто ради эксперимента научная этика запрещает, самые точные данные поставляет магнитно-резонансная томография. Действительно, в нашем мозгу тоже есть зоны, которые одинаково включаются и когда мы, например, сами танцуем (падаем, едим, целуемся — что угодно), и когда мы наблюдаем за чужим танцем. Логично предположить, что именно они и дают возможность эмоционально «влезать в шкуру» другого человека. Но насколько эти механизмы близки к зеркальным нейронам макак и в какой степени они могут распространяться на тонкие ощущения, все еще не очень понятно — на эту тему до сих пор ведутся споры.
В любом случае, зеркальное отражение эмоций — не единственный вариант эмпатии и даже не самый точный. Конечно, оно помогает безошибочно понять чувства человека, ударившего по пальцу молотком, но уже с душевной болью, как, впрочем, и с радостью, есть нюансы — несложно в целом считать по лицу, позе и жестам ближнего, что ему плохо, но, как известно, каждая несчастная семья несчастна по-своему, и по какой причине мучается конкретный индивид, так просто не разберешь. Для этого страдальца придется расспросить и достроить картину, смоделировав собственное участие в расстроившей его ситуации. А тут, опять же, нет никакой гарантии, что модель правильная — вы же, скорее всего, «примерили» случившуюся драму на свою психику (к сожалению, многие люди считают этот, в общем-то, эгоцентричный прием самой что ни на есть истинной эмпатией). Либо на упрощенное представление о знакомом, которое зачастую основано на стереотипах и предубеждениях.
Высший пилотаж понимания — собрать у себя в голове психическую «модель» другого человека, зная его склад личности и индивидуальные реакции, и уже на нее накладывать разные ситуации. Это дает гораздо более объективное представление о чужом внутреннем мире, а писателям помогает создавать живых персонажей «из головы» — именно такой навык позволил Толстому столь убедительно описывать душевные волнения 18-летних девушек. Вот только эта так называемая «когнитивная эмпатия» — рациональный процесс, далекий от непроизвольного эмоционального сопереживания.
И тем не менее интуитивно кажется, что именно способность чувствовать чужую боль страхует нас от жестокости по отношению к окружающим — тут должно бы включаться золотое правило этики: не делай другому того, что не хотел бы испытать сам. К сожалению, практика показывает, что в реальности человеческая психика так не работает: помимо чутких добряков, высокие баллы по эмоциональной эмпатии демонстрируют… маньяки-садисты. Несмотря на кажущуюся парадоксальность, это вполне логично — иначе они просто не смогли бы получать удовольствие от страданий собственных жертв.
Конечно, настораживает то, что нарциссы и социопаты, причиняющие очень много неудобств ближним, малоспособны к эмоциональной эмпатии, но при этом хорошо владеют эмпатией когнитивной, что позволяет им искусно манипулировать людьми в своих интересах, используя чужие слабости. И тут снова возникает искушение привязать нечувствительность к злонамеренности, но если мы посмотрим полные списки симптомов того и другого расстройства, то увидим, что низкая эмпатия там проявляется в связке с другими настораживающими чертами: ощущением собственного превосходства над окружающими у нарциссов, агрессией и презрением к социальным нормам у социопатов. Кроме того, и те, и другие в целом неспособны испытывать глубокие эмоции (например, чувство любви к другому человеку как к уникальному субъекту, а не своего рода собственности или отражению).
В то же время научные данные показывают, что в чистом виде низкая способность к сочувствию не обязательно приводит к безответственному поведению: один из главных исследователей эмпатии, американский психолог Саймон Барон-Коэн (между прочим, кузен комика Саши Барона-Коэна) обратил внимание на то, что у людей с синдромом Аспергера и аутизмом низкий уровень как когнитивной, так и эмоциональной эмпатии. Несмотря на это, они не склонны к жестокости, как правило, демонстрируют стойкие моральные принципы и чаще становятся жертвами насилия, чем инициируют его сами.
И это не говоря о том, что существует довольно убедительная теория, по которой человеческая этика основана не на трепетных ощущениях, а на вполне прагматических мотивах: так, Ричард Докинз в книге «Эгоистичный ген» подробно объясняет, почему с точки зрения теории игр вам просто выгодно по умолчанию соблюдать интересы ближнего, пока он сам вас не подставил. Гуманное отношение к окружающим и способность действовать в их интересах — вполне полезные социальные навыки: в долгосрочном периоде они повышают ваши шансы на благополучие, хотя при конкретной встрече с каким-нибудь неприятным типом христианское милосердие может оказаться и не самой удачной стратегией. Склонность отдельных индивидов к явному самопожертвованию тоже можно объяснить прагматикой — хотя бы с точки зрения выживания человечества как вида.
Эмоциональная эмпатия отстает от когнитивной еще по нескольким пунктам: во-первых, она пристрастна. Мы больше склонны сочувствовать тем, кто похож на нас, и тем, кто кажется нам симпатичным (а второе часто связано с первым), мы чувствительны к слезам ребенка, но нас вряд ли может сильно разжалобить печальная статистика (хотя, казалось бы, десять тысяч смертей явно хуже, чем одна). Во-вторых, эмоциональный резонанс не всегда помогает эффективнее оказывать помощь: слишком чуткого человека чужие переживания могут подкосить настолько, что он сам сляжет на несколько часов (вплоть до физической слабости и других психосоматических симптомов). В этом плане от хладнокровного сухаря, разумом понимающего, что хорошо бы помочь ближнему, пользы в критической ситуации может оказаться намного больше. Поэтому, например, и хирурги, и психотерапевты учатся абстрагироваться от чужих эмоций — иначе они просто не смогли бы качественно делать свое дело.
Это не означает, что эмоциональная эмпатия совсем не нужна: когда мы видим в чужих глазах отражение собственных переживаний, мы чувствуем, что нас понимают, и это помогает ощущать близость с другими людьми. Просто не надо ожидать, что высокая эмпатичность гарантированно делает кого-то хорошим человеком, а от всех, кто ее лишен, стоит держаться подальше: рассудок дает нам не меньше возможностей находить общий язык и делать добро.
Недостаток эмпатии: 12 признаков, которые выдают это
Содержание:
Благодаря ей мы можем общаться на глубоком уровне, ценить и чувствовать, что их ценят другие. Но правда в том, что не все одинаково чутки, и есть даже люди, которым полностью не хватает этой способности. Отсутствие этого может привести к непонятному для большинства поведению и серьезной инвалидности, а у некоторых людей даже к проявлению агрессивности или насилия. Как мы можем распознать человека, которому этого не хватает? В этой статье мы поговорим о разные признаки, которые выдают кого-то с недостатком сочувствия.
Что такое сочувствие?
Мы называем сочувствием способность ставить себя на место другого, понимать чувства и мысли, которые могут быть у других, и то, как ситуации или даже наши собственные действия влияют на них. Речь идет о том, чтобы смотреть на вещи не объективно и холодно, а о том, чтобы видеть их так, как их переживает другой: последствия для человека, его субъективность, его контекст и обстоятельства, а также его идиосинкразии и личность.
Сочувствие основа глубоких межличностных отношений, а также межличностный и эмоциональный интеллект, позволяя нам как адекватный, так и адаптивный контакт с другими, а также управлять нашими собственными эмоциями и узнавать эмоции остальных людей в нашем окружении. Его отсутствие может иметь последствия в жизни человека, которому его не хватает, а также в его окружении, порождая нестабильность, одиночество и даже проблемы адаптации к обществу или следования социальным нормам.
Отсутствие сочувствия может быть вызвано многими причинами: от лишения привязанности в детстве до опыта физического, психического и / или сексуального насилия, а также различных неврологических, психологических или психологических состояний и проблем. Важно обратить внимание на у каждого человека есть свои способности и сочувствие может быть более или менее развито у каждого из нас, но полное отсутствие этой способности сложно и обычно возникает при различных расстройствах.
Признаки отсутствия сочувствия
Вот несколько признаков, которые отражают наличие затруднения или недостатка сочувствия, независимо от причины его появления. Необходимо учитывать, что отсутствие эмпатии может проявляться на когнитивном уровне (то есть незнание, что другой может чувствовать), на эмоциональном уровне (хотя известно, что другой может чувствовать, это не оказывает эмоционального воздействия. ) или в обоих смыслах. Также помимо всего этого необходимо учитывать, что отсутствие эмпатии может быть связано с разными характеристиками. на основе других аспектов личности и познания, не все последующие пункты применимы ко всем субъектам с недостатком сочувствия.
1. Погружение в себя
2. Понимание проблем
Неспособность поставить себя на место других мешает многим людям с проблемами эмпатии понимать действия и слова других, а также реакцию на свои собственные действия. Это может вызвать страдания у самого субъекта. или быть несколько безразличным, в зависимости от того, есть ли желание отношений (как, например, у людей с синдромом Аспергера) или оно безразлично.
3. Искаженная теория разума
4. Эгоцентризм.
5. Нарциссизм
Хотя это и не обязательно, у тех, кому не хватает сочувствия, свойственно развить определенную степень нарциссизма, считая себя выше или более ценным, чем остальные, и ставить свои потребности выше прав других людей. Этот аспект тесно связан с предыдущим пунктом.
6. Отсутствие такта и контекстная неадекватность
В контакте с другими людьми, не обладающими эмпатией, будет характерно общение, которое не принимает во внимание или на которое безразлично, как другие могут реагировать. Таким образом, они могут отбросить прагматические аспекты языка и посылать сообщения большой резкости без какого-либо такта по отношению к своим эмитентам. Этот знак может не проявляться в случае попыток манипуляции, если человек обладает большим интеллектом и способен на когнитивном уровне знать, как вещи влияют на других.
7. Нетерпение
Другой общей характеристикой неэмпатичных людей является нетерпение к другим: они не могут понять или оценить потребности других, и их раздражает необходимость повторяться или проводить время, делая что-то с другими, интегрируя их.
8. Они следуют стереотипам и предрассудкам.
Отсутствие способности к эмпатии делает обычным для этих людей использование стереотипов и предрассудков, чтобы направлять себя, действуя на когнитивном уровне и используя ярлыки, чтобы направлять свое поведение и мышление. Они не видят, как влияют на поведение других.
9. Поверхностные, деструктивные отношения или отношения, которых избегали.
Что-то общее для большинства людей с недостатком сочувствия заключается в том, что, будучи не в состоянии идентифицировать и оценивать эмоции и мысли другого как нечто ценное или интересное и не имея возможности поставить себя на свое место, они обычно остаются поверхностными. отношения и поверхностные. Возможно, что такие отношения просто сердечные. или что существует соблазнительное поведение для самоудовлетворения их потребностей, или что их напрямую избегают, потому что они непонятны.
10. Утилитарное поведение
Человек с большим отсутствием сочувствия будет склонен использовать других людей как ресурс для достижения своих целей. Тот факт, что он не может поставить себя на место другого, обесценивает и овеществляет другого, используя это прямо или косвенно для достижения личных целей, независимо от их чувств.
11. Агрессия и насилие
Хотя не все люди, не обладающие эмпатией, развивают агрессивное отношение (например, люди с аутизмом имеют проблемы с эмпатией и обычно не проявляют агрессии), правда в том, что отсутствие сочувствия облегчает прибегая к агрессивным или даже жестоким стилям решения проблем поскольку нет понимания того, что это означает для другого или страдания, которое они могут причинить.
12. Отсутствие раскаяния.
Делая что-то, что причиняет боль другим, у большинства людей вызывает некоторое сожаление. Однако у тех, кому не хватает сочувствия, сожаления не существуют или они намного меньше, чем обычно, хотя они могут извиниться, если они знают, что другие пострадали, или если это подходит им для их целей.
Темная сторона эмпатии. Почему сопереживание само по себе не делает лучше ни нас, ни окружающий мир
Эмпатия сегодня считается абсолютным добром. Если в мире слишком много непонимания, конфликтов и войн, то это из-за нехватки сострадания. Кажется, что против эмпатии может выступать только бездушный злодей и социопат. Но эмпатия не всегда делает нас добрее и лучше — у нее есть и темная сторона. «Если вы хотите быть хорошим человеком и делать добрые дела, эмпатия — плохой ориентир», — считает американский психолог Пол Блум. Если бы можно было магическим образом увеличить уровень эмпатии, мир не стал бы от этого лучше.
После инсульта 49-летний мужчина из Бразилии сильно изменился. Он стал добрым и щедрым — даже слишком щедрым. Встретив на улице бездомных детей, он отдавал им все свои деньги. Он оставил работу в офисе и открыл фирму по продаже домашней картошки фри. Бизнес провалился: большую часть еды мужчина раздавал бесплатно. Только благодаря пристальному вниманию жены семья не погрузилась в долги.
Оказалось, что после инсульта у мужчины была повреждена часть мозга, которая отвечает за контроль над эмоциями и принятие решений. Он чувствовал желание помочь — и тут же приступал к делу, не принимая во внимание другие факторы.
Способность к сопереживанию не случайно считается добродетелью. Без эмпатии мы не смогли бы выйти за рамки своего «я», понимать чужие эмоции, создавать доверительные и близкие отношения.
А еще эмпатия выматывает, вводит в заблуждение и подталкивает к несправедливым поступкам. Руководствуясь самыми благородными чувствами, мы часто причиняем зло не только себе, но и другим людям.
Против эмпатии
Когда психолог Пол Блум написал книгу «Против эмпатии», даже некоторые его студенты решили, что он перегнул палку. Если ты выступаешь против эмпатии, для общества это звучит так, будто ты ненавидишь котят. Как утверждает популярный спикер и писательница Брене Браун, «эмпатия способна растворять стыд, уничтожать ощущение разобщенности, объединять и даже исцелять». И вы утверждаете, что против эмпатии? Вы, наверное, неудачно пошутили.
Психологи выделяют три основных вида эмпатии:
Пола Блума и некоторых его коллег больше всего беспокоит первый вид, эмоциональная эмпатия. Интуитивно кажется, что способность ощущать чужие эмоции должна автоматически подталкивать к добрым поступкам. Неслучайно репутацию жестоких и безжалостных людей имеют психопаты — люди, у которых эмоциональная эмпатия атрофирована. Но на практике всё гораздо сложнее.
В крупном исследовании ученые из университета Миннесоты не обнаружили почти никакой взаимосвязи между агрессией и низким уровнем эмпатии.
Оказалось, что агрессивными людей делает не отсутствие сопереживания, а слабый контроль над импульсами и эмоциями.
Даже среди психопатов далеко не все становятся маньяками и насильниками. Люди с аутизмом и синдромом Аспергера, несмотря на проблемы с эмпатией, часто придерживаются очень строгих моральных правил.
Эмпатия не защищает от агрессии — именно с помощью призывов к состраданию людей можно подтолкнуть к чудовищным поступкам. «Когда люди думают об эмпатии, они думают о доброте. А я думаю о войне», — пишет Пол Блум.
«Всевозможные зверства, как правило, мотивируются историями о жертвах — белых женщинах, подвергшихся нападению чернокожих, историями о немецких детях, подвергшихся нападению евреев-педофилов».
Необязательно использовать такой радикальный пример. В одном известном исследовании футбольные фанаты должны были наблюдать, как другим болельщикам причиняют боль с помощью тока. При сканировании мозга было заметно, что болельщики сопереживают только фанатам своего клуба, а в других случаях эмпатическая реакция подавляется. Более того, страдания болельщиков клуба-соперника активировали центры мозга, связанные с удовольствием.
Эмпатия не всегда делает нас добрыми и справедливыми — часто всё происходит ровно наоборот.
Когда сострадания слишком много
Способность разделять чужие эмоции может стать невыносимой обузой. Об этом хорошо знают высокоэмпатичные люди и специалисты помогающих профессий — медсестры, врачи и психотерапевты.
Специалист в области реабилитационных программ Марк Стебницки ввел понятие «эмпатическая усталость». Постоянно сталкиваясь с горем и потерями других, люди испытывают эмоциональное выгорание — чувство опустошенности, физическое истощение и потерю интереса к жизни.
Исследования медсестер показали, что «усталость от сочувствия» приводит к невыходам на работу и частым ошибкам при выдаче лекарств.
Гипотезу о том, что эмпатия подталкивает к альтруизму, много лет исследовал американский профессор-социолог Дэниел Бэтсон. «Эмпатия помогает разрушить границы между одним человеком и другим, она выступает против эгоизма и безразличия», — утверждает он. Но запасы эмпатии не безграничны. К счастью, чтобы помочь другому человеку, необязательно разделять его эмоции. Гораздо чаще более продуктивный шаг — обуздать свои чувства и посмотреть на ситуацию со стороны.
Когда сочувствие заходит слишком далеко, мы перестаем думать о других людях — нас слишком беспокоят собственные страдания. Чтобы эмпатия приносила пользу, ее нужно сдерживать и направлять в нужную сторону.
Во время одной из наших сессий она посмотрела мне прямо в глаза и сказала: «Вы знаете, каково это — потерять сестру? Я этого не переживу. С тех пор как я родилась, мы жили в одной спальне, мы всё делали вместе. Я не смогла удержать ее».
Ее страдание было таким интенсивным, что застигло меня врасплох. Я вспомнил о самоубийстве своего шестнадцатилетнего двоюродного брата. Мне пришлось приложить огромные усилия, чтобы взять себя в руки и не разрыдаться. Глубина эмоционального резонанса совершенно меня поразила. Но я знал, что, если я заплачу вместе с Ситой, то не смогу ей помочь.
Мне удалось успокоиться и перестать думать о своем колотящемся сердце, о своих глазах, затуманенных слезами, и подавить воспоминание о своем брате. Наконец, когда накал эмоций ушел, я сказал Сите: «Я понимаю твое горе. Я действительно тебя понимаю. Но ты не одинока. Я тоже потерял двоюродного брата почти в том же возрасте, что и ты. Я знаю, как это тяжело. Но я понял и принял тот факт, что я никак не мог этому помешать. Это не моя вина. Эту боль можно преодолеть».
Она вдруг подняла голову и посмотрела прямо в мои глаза, чтобы увидеть, говорю ли я правду. К моему большому удивлению, она встала и обняла меня, пробормотав: «Я попробую. Спасибо».
Из книги Матьё Рикара «Altruism: The Power of Compassion to Change Yourself and the World»
От эмпатии — к рациональному состраданию
Матьё Рикара называют «самым счастливым человеком на земле». Буддийский монах, в прошлом доктор молекулярной биологии, стал героем пионерских исследований о влиянии медитации на мозг.
В одном из экспериментов его попросили смотреть на фотографии и сопереживать страданиям людей, которые были на них изображены. «Эмпатический резонанс очень быстро стал для меня невыносимым. Я почувствовал эмоциональное истощение», — признался Рикар. Затем он вышел из этого состояния и сосредоточился на ощущениях любви и заботы.
Вместо того чтобы просто отражать боль другого человека, медитация любви и сострадания активировала совершенно другие участки мозга.
Исследователь Таня Сингер из Общества им. Макса Планка повторила это исследование на 60 добровольцах, которые не были монахами. В первой группе участники развивали чувство эмпатии к окружающим, а во второй — практиковали медитацию любви и сострадания.
Участники из первой группы испытывали больше стресса и негативных эмоций — разница была заметна уже спустя восемь часов тренировок. Медитация сострадания заглушала эмпатический стресс, взращивала чувство заботы и готовность помочь другому.
Подлинный альтруизм имеет мало общего с эмоциональной эмпатией, считают многие исследователи.
Эмпатия быстро истощается, ограничивает круг нашей заботы одним человеком и подталкивает к неэффективным решениям. Интенсивные чувства — плохой ориентир, когда речь идет о моральном выборе.
Так, в исследовании Дэниела Бэтсона участникам рассказали о десятилетней девочке по имени Шери Саммерс со смертельной болезнью — она ждала очереди на лечение, которое должно было уменьшить ее боль. Затем участникам предложили переместить девочку в начало очереди. Когда их просто спросили, стоит ли это сделать, они отказались — ведь есть и другие дети, которым нужна помощь. Но если участников сначала просили представить, как чувствует себя Шери, они решили, что помощь стоит оказать именно ей. Сочувствие оказалось сильнее справедливости.
«Всеми средствами следует обуздать печаль, чтобы сделать мир лучше», — пишет Оксфордский философ и специалист по этике Уильям Макаскилл. Трезвый расчет, а не сопереживание — вот что необходимо, если мы действительно хотим помогать другим. Легко почувствовать себя благородным альтруистом. Гораздо сложнее приносить людям реальную пользу.
Эмоции — плохой помощник в исполнении альтруистических порывов. Иногда благородные намерения наносят огромный вред.
Пожертвования в Африку поддерживают деспотические режимы. Гиперопекающие родители воспитывают детей-невротиков, которые неспособны ко взрослой жизни. Войны и конфликты подогреваются состраданием к жертвам.
Безоглядная эмпатия к немногим может привести к катастрофическим последствиям для всех. Но хотя у эмпатии есть ограничения, конечно, не стоит отказываться от нее целиком.
После кругосветного путешествия на корабле «Бигль» Чарлз Дарвин стал убежденным противником рабства. Согласно современным теориям его времени, белые и негры имели различное происхождение: негры занимали промежуточный уровень между человеком и животным, и обращались с ними соответственно.
До плавания Дарвин, как и многие викторианские джентльмены, считал это вполне справедливым. Только когда он сам увидел страдания и унижение рабов, его мнение изменилось — он стал считать рабство отвратительным и гнусным явлением. С помощью рациональности он вряд ли смог бы прийти к этому выводу.
Эмпатия дарит чувство человеческого контакта, которое не заменить никакими умозаключениями.
Важно помнить, что эмпатия — это средство, а не самоцель.
Как пишет Лесли Джеймисон, «опасность эмпатии не в том, что она заставляет почувствовать себя плохо, а в том, что она заставляет почувствовать себя хорошо». Эмпатия — мощная сила, которую можно использовать как во благо, так и во зло.
Вы не становитесь хорошим человеком просто от того, что можете кому-то сопереживать. Но это неплохое начало.