Что такое черчение в школе

Из учебного плана исчезло черчение. Минобр объяснил, что произошло

Что такое черчение в школе. Смотреть фото Что такое черчение в школе. Смотреть картинку Что такое черчение в школе. Картинка про Что такое черчение в школе. Фото Что такое черчение в школе

C нового учебного года у 9-классников не будет черчения. Педагоги уверены: это плохо отразится на ребятах, которые позже собираются поступать на технические специальности. В Минобразования успокаивают: без черчения школьников не оставят.

На днях Минобразования опубликовало типовой учебный план общего среднего образования на 2019/2020 учебный год. В нем список предметов, которые будут изучать школьники с 1 сентября. В этом перечне учителя и не нашли черчения.

— В 1980—1990-х, когда я училась в школе, черчение изучали в 8 и 9 классе, — рассказывает одна из учителей математики. — В 2000-х черчение осталось только в 9 классе — всего час в неделю. А с 1 сентября его и вовсе уберут. Президент ратует, чтобы в школах увеличили практическую составляющую. Черчение — это второй по практической значимости предмет. Уступает оно только трудам. На уроках черчения детей учат читать чертеж, видеть в разрезе деталь. В конце концов, работать с чертежными инструментами.

По словам собеседницы, в 2000-х черчение на время убрали из школьной программы. Вместо обязательного урока ребятам тогда предложили факультатив. Но дети, вспоминает собеседница, записывались на него без энтузиазма.

— Черчение — предмет непростой, поэтому когда ходить на него стало не обязательно, школьники перестали это делать, — возвращается к тем событиям педагог. — В отличие от родителей и учителей, они не понимают, что черчение необходимо. Геометрия же такого представления не дает.

Тревогу, говорит учитель, тогда забили вузы, и предмет вернули.

— В вузах, где получают технические специальности, есть начертательная геометрия, — возвращается к ситуации педагог. — Но если ребенку не привили навыки и умение чертить, если у него нет пространственного представления о детали, научиться этому в университете будет очень сложно.

«Изучение черчения перенесено в 10 класс»

В Национальном институте образования поясняют: черчение из программы общего среднего образования никто не исключал. Нынешние 9-классники будут его изучать в 10 классе.

Что такое черчение в школе. Смотреть фото Что такое черчение в школе. Смотреть картинку Что такое черчение в школе. Картинка про Что такое черчение в школе. Фото Что такое черчение в школе

— Изучение черчения перенесено в 10 класс. Изучать его школьники будут с 2020—2021 учебного года, — рассказывает Валентина Гинчук, директор Национального института образования.

Как и в предыдущие годы, это будет обычный урок, а не факультатив.

По словам специалиста, с 2015—2016 учебного года поэтапно обновляется содержание общего среднего образования. С этим и связаны изменения в типовом учебном плане.

— В 2019—2020 учебном году учащиеся 9 класса будут учиться по обновленным учебным программам, — продолжает собеседница. — Поэтому изменения в новом типовом учебном плане коснулись именно их.

— С 1 сентября учащиеся 9 класса смогут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне, — сообщает сайт Минобразования. — Сейчас такая возможность есть только в 8, 10 и 11 классах.

Появились в типовом учебном плане и нововведения для других классов. Например, ОБЖ теперь будет со 2 по 5 классы.

— Из 7 класса в 9-й перенесены отдельные темы по физике, — написано на сайте Минобразования. — Увеличено время на повторение и закрепление изученного материала, решение задач по математике. На уроках труда 11-классники продолжат осваивать первичные навыки по профессии.

Источник

Черчение в школе. Проблемы и перспективы.

Что такое черчение в школе. Смотреть фото Что такое черчение в школе. Смотреть картинку Что такое черчение в школе. Картинка про Что такое черчение в школе. Фото Что такое черчение в школе

С древнейших времён и до наших дней графическая информация остаётся самым простым и удобным видом общения между людьми. Ведь недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», и не зря считают, что «один рисунок стоит тысячи слов». От чертежей-рисунков, от планов, начертанных в натуральную величину на песке, до современных чертежей, выполненных по соответствующим стандартам ЕСКД, от пещерной до компьютерной графики человечество проделало огромный путь. Действительно, сегодня понять конструкцию любого изделия, наладить его изготовление и ремонт без соответствующих графических документов (чертежей и схем) просто невозможно.

Существует крылатая фраза: «Чертёж – язык техники». Однако интерес к черчению как к предмету, позволяющему овладеть языком техники, постоянно падает. Возникает некоторый парадокс – разнообразной техники вокруг нас всё больше и больше, а черчения в школе всё меньше и меньше. Так, например, большинство школ перешли на обучение черчению по одногодичной программе, рассчитанной на 34 часа в 9 классе, что составляет менее 0,3% времени обучения в школе. В последние годы перестали проводить школьные олимпиады по черчению. В проводимых олимпиадах по технологии черчению в настоящее время практически не нашлось места. Не разработаны до сих пор вопросы и билеты к ЕГЭ по черчению, но особенно беспокоит низкое качество школьных учебников и программ.

Сегодня наиболее распространен учебник по черчению, рекомендованный Министерством образования и науки РФ, написанный Гордиенко Н.А. и академиком Международной педагогической академии, доктором педагогических наук, профессором Степаковой В.В., который издаётся на протяжении уже 10 лет. Все эти годы учебник выходит из печати с огромным количеством (более 100) очевидных ошибок, опечаток и неточностей, перечисление и анализ которых может быть темой отдельного исследования.

Возможно, всё это не так уж и страшно, ведь исчезла астрономия из школы, но мир не перевернулся. Большинство этого и вовсе не заметили. В школе появляются и развиваются новые современные предметы (ОБЖ, информатика, экономика, МХК, налогообложение, основы православия и др.), на изучение которых надо тоже выделять учебное время. Поэтому традиционным предметам, в том числе и черчению, приходится ужаться до минимума. Справедливо надо признать, что знания и умения, связанные с чтением и выполнением чертежей и др. графических документов, полученные на уроках черчения в школе, понадобятся в жизни и дальнейшей учёбе далеко не каждому ученику. Большинство выпускников выберет профессию и специальность, не связанную с черчением. На это есть как минимум две причины:

1. В настоящее время сокращается количество работающих в сфере материального производства и увеличивается в сфере управления, обслуживания, торговли, досуга и развлечения. Эта же ситуация сохранится скорее всего в обозримом будущем. Для будущих юристов и менеджеров, дилеров и брокеров, программистов и визажистов и многих, многих других «болт в разрезе» нужен как «в бане лыжи». Мы переживаем постиндустриальный период, в котором инженеры уже не востребованы обществом.
2. Черчение, как процесс, связанный с выполнением и оформлением чертежей и др. графической документации, за последние 10-15 лет претерпел значительные, можно сказать, революционные изменения. Если раньше для разработки проектно-конструкторской документации требовались большие коллективы инженеров, техников, расчетчиков, чертёжников, копировщиков и значительное время, то применение современных компьютерных графических технологий позволяет решать эти задачи гораздо более производительно и эффективно, то есть выполнением чертежей занимается гораздо меньше специалистов.
Поэтому, для большинства учащихся знаний и умений, полученных в школе по черчению, будет вполне достаточно. Однако, для тех, кто выберет профессии инженерно-технической направленности, понимая их значимость в настоящем и перспективы в будущем, необходимы дополнительные предпрофильные и профильные курсы, направленные на развитие пространственного мышления, воображения и творческого технического потенциала.

Платные курсы, существующие при технических ВУЗах, подходят и доступны далеко не всем. Вариантом и выходом в этой ситуации могут стать учреждения дополнительного образования детей.

Интеграция общего и дополнительного образования в сфере преподавания технических дисциплин может быть весьма продуктивна. В дополнительном образовании то же черчение может быть преподнесено подросткам глубже, шире и интереснее, чем в условиях классно-урочной системы школы. Тем более, что Дома, дворцы и центры детско-юношеского творчества всегда славились специалистами по техническому моделированию, радиоэлектронике и другим техническим предметам. А главное, что эти специалисты – мужчины с опытом производственной деятельности, глубоко знающие свой предмет.

Говорят: «не ошибается тот, кто ничего не делает». Но если ошибки в работе носят грубый, можно сказать системный характер, если их не пытаются исправить, если за допущенные ошибки никто не несёт ответственности – это в конечном итоге приводит на производстве к печальному концу: материальному и моральному ущербу, несчастному случаю, аварии или катастрофе.

Ошибки в школьных учебниках не менее страшны. Страдают от них не только учителя и ученики, падает качество образования в целом. Не может учащийся понять и полюбить школьный предмет, если учебник по предмету не выдерживает никакой критики. Нельзя научить графической грамотности, аккуратности, точности графических построений, соблюдению стандартов ЕСКД, в конце концов, чтению и выполнению чертежей, если учебники по черчению, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, содержат такое великое количество разнообразных ошибок, опечаток и неточностей. Создаётся такое впечатление, что авторы учебников (Гордиенко Н.А. и Степанова В.В.), несмотря на академические звания, имеют слабые представления о черчении, как предмете, не брали в руки первоисточники – сборники стандартов ЕСКД и, прежде всего, сборники стандартов ЕСКД 3-ей группы «Общие правила выполнения чертежей». Складывается также ощущение, что чтением и выполнением настоящих рабочих чертежей деталей, сборочных чертежей и др. графических и текстовых документов эти авторы на практике не занимались никогда. А те, кто давал рецензию и рекомендацию, учебник и вовсе не читали. Иначе все ляпы указанного учебного пособия просто невозможно объяснить. Судите сами.

Вот яркий пример иррациональности и сомнительной правильности.
В § 16 «Построение эллипса», чтобы определить месторасположение фокусов на большой оси эллипса, выполняют следующие построения:

— разделим отрезок ОА пополам, получим точку О1;
— построим окружность радиусом О1А с центром в точке О1;
— точку Е соединяем с точкой А (рис. 72, г);
— отрезок ЕА по величине равен половине фокального расстояния построенного эллипса;
— циркулем из точки О отложим по обе стороны на оси АВ отрезок АЕ, получив таким образом точки F1 и F2, которые являются фокусами эллипса.

Вместо этого надо было написать всего лишь: циркулем отложить DF1 = DF2 = AB/2
т.к. сумма расстояний от любой точки эллипса до фокусов равна большой оси эллипса (АВ), чего авторы учебника, по всей видимости, не знают.

Пример полной глупости в этом же параграфе:

Постройте: «эллипс, большая ось которого 48,8 мм». Почему не 50 мм или, если уж сильно надо, не 48 мм? Как «поймать» простому ученику с простой школьной готовальней эти 0,8 мм, как их проконтролировать, а самое главное – зачем? Может быть, это и есть те самые нанотехнологии, о которых так много говорят в настоящее время? Тогда уж давайте строить изображения с точностью не до десятых долей миллиметра, а до нанометров, все равно их также как и десятые поймать невозможно. Если в магазине попросить взвесить 48,8 грамма какого либо продукта, продавец, мягко говоря, будет сильно удивлён. Однако ни авторов учебника, или Министерство образования и науки, ни рецензентов из Российской академии образования и Московского института открытого образования это ничуть не удивляет. Если это банальная опечатка, но почему она тиражируется уже 10 лет, переходя из одного издания в другое?

Но это всё же это, скорее всего, можно назвать курьёзом. Гораздо страшнее, когда в главе VIII «Сборочные чертежи», § 53 «Деталирование» из приведённых трёх примеров деталирования сборочных чертежей «Блок», «Труба», «Кронштейн» грубейшие ошибки допущены в каждом из примеров. Такое впечатление, что авторы вообще не представляют себе, что такое деталирование, не могут рассчитать элементарные размеры цепи. Например: 34-6-5=23 мм – это расстояние от буртика по прорези под планку из чертежа детали «Ось» (рис.235) и это же расстояние 28 мм мы видим из чертежа сопрягаемой с ней детали «Вилка» (рис. 234), то есть 23 мм. = 28 мм!

Если сопоставить сборочный чертёж «Труба» (рис. 237) с чертежом детали «Труба» (рис. 239), то мы увидим несостыковку в размерах: 20мм = 22мм, а 24 мм=35мм! Выносной элемент А, масштаб изображения которого на чертеже (рис. 239) обозначен как масштаб уменьшения 1:4, на самом деле выполнен в масштабе увеличения 4:1!

Судя по сборочному чертежу «Кронштейн» (рис. 240), его длина равна 289 мм. Если этот кронштейн сварить из деталей «Ребро» (рис. 241) и «Пластина», то получится 280 мм, т.е. 289мм = 280 мм!

В § 27 «Чертежи геометрических тел» в табл. 11 показано, что прямой круговой цилиндр и конус, даже при использовании условного знака Ǿ, надо изображать в двух проекциях, при этом дважды нанести диаметр и длину цилиндра. Но ведь согласно требованиям стандартов ЕСКД количество изображений должно быть минимальным, но достаточным для изготовления и контроля изделия. Поэтому цилиндр и конус надо изображать в одной проекции.

В § 38 «Разрезы» на рис. 164 абсолютно неправильно выполнен горизонтальный разрез Б-Б. Выделенная фигура сечения, входящая в данный разрез, совсем не соответствует наглядному изображению. Ошибка очевидна любому человеку, даже далёкому от черчения. Рука не поднимается поставить неудовлетворительную оценку учащемуся за неправильно выполненный разрез или сечение, если они даже в учебнике выполняются абсолютно неверно.

В § 9 «Общие правила нанесения размеров на чертежах» содержится даже большее количество ошибок в последнем издании, чем в предыдущем. Назову новые ошибки:

— на рис. 39 «Нанесение размеров в шахматном порядке» вместо шахматного порядка размеры проставлены в какой-то забавный косой столбец;
— на рис. 50 добавлены знаки обозначения шероховатости поверхности, несоответствующие современной редакции ГОСТ 2.309-73, при этом авторы отсылают нас смотреть шероховатость поверхности в мифическое приложение № 4., хотя в учебнике всего лишь два приложения!

Не буду перечислять всех ошибок в этом параграфе. Хочу обратить внимание лишь на одну «мелочь»: в старой редакции ГОСТ 2.307-68, давным-давно отменённой, расстояние между размерной линией и контуром изображения, между параллельными размерными линиями выбиралось в пределах 6…10 мм. В новой редакции это расстояние не менее 10 мм и 7 мм соответственно. Так вот, в тексте учебника мы видим новую редакцию ГОСТа, а на рис. 36 б это расстояние по-старому 6…10 мм.

Здесь надо признать, что большинство учителей черчения вообще не держали в руках ГОСТ 2.307-68 ни в новой, ни в старой редакции. Поэтому учитель обычно трактует эту несостыковку так, как это взбредёт ему в голову, чаще давая предпочтение устаревшей редакции. Может быть, потому, что это требование зафиксировано графически в рис.36 б, а рисунок всегда нагляднее и запоминается лучше, чем любой текст.
Кстати, на рис. 36-а изображена опять же в устаревшей редакции размерная стрелка (6…10) S/ 2S вместо min 2,5 мм./20˚. Совокупность этих якобы мелочей разрушает черчение как предмет.

Ко всем «авторским» ошибкам добавляются ошибки «типографские» и «редакторские», например:
§ 6 «Типы линий» табл. 2 «толщина штрихпунктирной тонкой линии от S/3 до S/3»?
§ 15 «Сопряжения». Почти во всех представленных рисунках синие линии (линии построения) напечатаны «мимо» чёрных (линий заданных). Особенно чудовищно смотрится рис. 70 «Внутреннее сопряжение дуг двух окружностей». Сопряжение на данном рисунке выполнено настолько некачественно с точки зрения типографской работы, что рисунок потерял какой либо смысл.
Вообще в целом, качество печати современного учебника значительно ухудшилось. В учебник добавлено два приложения, в каждом из которых можно найти ошибки. Например, Приложение 1 «Технологическая карта»:

— «накренить центры отверстий по разметке» вместо «накернить …»;
— «просверлить отверстие диаметром 10 мм» в то же время, по чертежу изделия, отверстие должно быть 18 мм, а рассверливание этого отверстия в технологической карте вовсе не предусмотрено. Эскизы в данном приложении также, мягко говоря, удивляют.

Приложение 2 «Примеры графических изображений». В «чертеже», «эскизе», «схеме» допущены различные ошибки.

Ошибки в данном учебнике можно легко найти в любой главе, в большинстве из параграфов. Приведу ещё некоторые из них.

§ 43 «Условное изображение и обозначение резьбы на чертежах» (рис. 192) Шпилька ГОСТ 22032-76. Длина стяжного конца (резьба под гайку) на рисунке 38 мм, а на самом деле она должна быть 46 мм, так как определяется по формуле 2d + 6=2 × 20 + 6 = 46 мм. Диаметр стержня 19 мм вместо 20 мм, при этом он вообще не должен быть указан на чертеже. Шаг резьбы 15 мм, вместо этого наверно подразумевался мелкий шаг 1,5 мм. Фаска зависит от шага, поэтому вместо 2 × 45˚ на чертеже должно быть 1,6 × 45˚. А самое главное на чертеже должна быть указана длина ввинчиваемого конца с учётом величины сбега резьбы – 20 мм. На рис. 192 эта длина вообще не показана.

В § 44 «Чертежи разъёмных и не разъёмных соединений» авторы учебника, на мой взгляд ошибочно, называют соединение деталей с помощью винта, шайбы и гайки – винтовым. Потому что в отличие от болтового соединения, в винтовом соединении, так же как и шпилечном соединении, в одной из соединяемых деталей должна быть внутренняя резьба – резьбовое отверстие. А то, что в учебнике называют винтовым соединением, по сути, является болтовым соединением, где вместо болта применяют винт. Точно так же, если болт вместо винта ввернуть по резьбе в одну из соединяемых деталей, то соединение от этого не станет болтовым, а останется винтовым. Потому что винтовое соединение отличается от болтового не наличием в соединении стандартного болта или винта, не формой их головок, не инструментом для завинчивания, а, прежде всего, характером соединения. То есть в болтовом соединении резьба отсутствует в соединяемых деталях и для их соединения необходима гайка – стандартное изделие с внутренней резьбой, тогда как в винтовом соединении одна из соединяемых деталей имеет резьбовое отверстие и тем самым отпадает необходимость в применении гайки. Жаль, что академик Степакова В.В. этого не понимает.

§ 5 «Шрифт чертёжный». Задание: «по таблице 1 определите относительную высоту и ширину строчных букв русского алфавита размера № 5». Но если относительную высоту строчных букв с = 0.7h = 0,7 × 5 = 3,5 можно найти из таблицы, то сведения об относительной ширине ни строчных букв, ни прописных букв, ни цифр вы не найдёте в табл. 1 и тексте параграфа. В предыдущем издании эти сведения были, но не в самой таблице, а в тексте перед ней. Правда, количество ошибок в этом тексте превышало все разумные пределы – 10! Авторы решили, ничего не исправляя в новом издании учебника, просто исключить сведения о ширине букв из текста параграфа. Поступили как школьники – вместо того чтобы исправить двойку, выучив урок, они её удалили, вырвав страницу.

Вообще, если говорить о чертёжном шрифте, то во всех современных школьных учебниках по черчению, не только в учебнике Гордиенко Н.А. и Степаковой В.В., но и во всех, допущенных Министерством образования и науки других учебниках (Ройтман И.А. и Владимиров Я.В., Ботвинников А.Д. и др., Верховский А.В., Павлова А.А. и Жуков С.В., Преображенская Н.Г., Степакова В.В.), невозможно найти правильного, четкого, аккуратного чертёжного шрифта в соответствии со стандартом ГОСТ 2.304-81. При этом во многих учебниках подчёркивается: «Надписи на чертежах, а также размерные числа следует выполнять четко и аккуратно чертёжным шрифтом согласно стандарту. Небрежные или неразборчивые надписи могут привести к браку при изготовлении деталей по чертежу». О каком воспитании аккуратности можно говорить, если буквы и цифры в учебнике начертаны вкривь и вкось, то уже, то шире, чем это положено по стандарту. Например, в учебнике Преображенской Н.Г. из всех прописных букв изображены относительно правильно лишь 6 букв! Из 10 цифр все, (я подчеркиваю!), все цифры неверно изображены. Прямо какое-то «кривокосописание» получается! В учебнике Верховского А.В. можно увидеть невероятную смесь ГОСТ 2.304-81 и давно отменённого ГОСТ 2.304-68.

Помимо вот таких «удивительных» учебников изданы в дополнение к ним так называемые «рабочие тетради», в которых можно найти тоже много «занимательного». Уже упоминавшаяся Преображенская Н.Г. создала 9 таких тетрадей! Как их освоить за отведённое для изучения черчения в школе время (34 учебных часа) я просто не могу себе представить. Большинство страниц этих тетрадей остаются неиспользованными. И ещё немаловажный момент – стоимость учебников и этих тетрадей, а также чертёжных инструментов, материалов и принадлежностей. Давайте сосчитаем:

1. Увеличить количество учебных часов на черчение минимум в 4 раза. Для этого сделать уроки сдвоенными, изучать черчение минимум 2 года, а лучше 3 года,
2. Оборудовать кабинеты по черчению всем необходимым, как для ручного черчения, так и для овладения компьютерной графикой. Ясно, что при этом, учебные классы придётся делить на подгруппы.
3. Оснастить кабинет черчения наглядностью (модели, макеты, плакаты), а так же справочной и учебной литературой, измерительными инструментами, деталями и сборочными единицами, необходимыми для выполнения эскизов и деталирования.
4. «Навести порядок» в учебниках. Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования просто дискредитирую самих себя, допуская и рекомендуя то, что имеется в школе в настоящее время в качестве учебников.
5. Подготовить педагогические кадры по черчению. Черчение в школе ведут всегда совместители. Учителей собственно черчения в школе практически не бывает. Черчение ведёт либо математик, либо трудовик (технолог), либо учитель ИЗО. Для каждого из них черчение – это дополнительная, зачастую навязанная им в силу необходимости учебная нагрузка.

Конечно, учитель математики отличит призму от конуса, но… Таких «но» можно продолжать до бесконечности. Давайте лучше все вместе решимся поставить хоть какую-то вразумительную точку в этой недетской проблеме технического образования детей.

Источник

Введение в предмет «Черчение». Урок с применением презентации

Конспект урока №1

ТЕМА: Введение. История развития черчения. Значение черчения в практической деятельности человека. Инструменты и принадлежности. Правила оформления чертежей.

ТИП урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

ФОРМА урока: Урок с использованием презентации, беседа.

СОДЕРЖАНИЕ: Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.

Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей.

Специальные умения и способы деятельности: Знать краткую история графического общения человека, значения графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.

Общеучебные умения и способы деятельности: Уметь логически рассуждать, обосновывать, аргументировать полученные знания.

ВИД контрольно-оценочной деятельности: текущий.

ФОРМА контрольно-оценочной деятельности: УО.

Цель урока: Содействовать в осознании учащимися значения и места курса черчения в жизни и профессиональной деятельности человека, заинтересовать учащихся предметом.

Оборудование для учащихся: тетрадь, учебник «Черчение»

План урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Организация рабочего места.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Сообщение новой темы урока. История развития чертежа.

5. Формирование новых знаний.

5.1. Виды графических и наглядных изображений.

5.2. Правила оформления чертежей.

6. Первичное усвоение и применение новых знаний.

7. Контроль усвоения. Первичная проверка полученных знаний. Рефлексия.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя о курсе черчения.

СЛАЙД 1 Презентация «Введение в предмет. Урок №1».

Черчение в IX классе — обобщающая дисциплина, систематизирующая полученную ранее информацию о графических изображениях. Вместе с тем его изучение позволяет сформировать целостную систему знаний о правилах выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков, овладеть способами чтения графической информации, встречающейся во многих сферах деятельности человека.

Учебная дисциплина «Черчение» позволяет учащимся легче адаптироваться к продолжению обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, к овладению в будущем инженерно-техническими, технологическими, экономическими, педагогическими и другими специальностями, к участию в практической работе, в изучении основ графического языка как средства человеческого общения.

Знания и умения, полученные на уроках черчения, необходимы также при изучении геометрии, географии и других школьных дисциплин.

Количество часов. Количество графических (работа на форматах, практических работ (работа в тетрадях, тестирований (по разделам и итоговая промежуточная аттестация, контрольные работы (2 части: теоретическая и практическая).Оценивание работ: критерии видов работ. Оценивание по полугодиям (с учетом четвертных). Электронный журнал. Итоговые оценки в аттестат (протоколы).

2. Организация рабочего места.

Принадлежности: тетрадь в клетку (подписать карандашом, использование условных обозначений, альбом или папка для черчения, учебник. Инструменты (циркуль, карандаши разной твердости и мягкости – курс изобразительного искусства, линейка, транспортир, 2 треугольника).

Все перечисленные инструменты и принадлежности необходимы для выполнения и передачи графической информации.

3. Актуализация опорных знаний.

Виды информации. Дома, в школе, на улице человека окружают различные предметы, которые можно описать словами, сфотографировать, нарисовать.

Сведения об окружающих нас предметах и явлениях, их свойствах, состоянии называют информацией.

Визуальную информацию, представленную в форме графиков, чертежей, рисунков, схем и т. п., называют графическими изображениями.

4. Сообщение новой темы урока. История развития чертежа.

Изображения сопровождали человека на всех этапах его исторического развития.

Попытки людей изобразить окружающие предметы предшествовали письменности. Еще не зная бумаги и карандашей, человек с помощью угля, мела или какого-либо красящего вещества изображал на стенах своих жилищ предметы из окружающей его природы. Чаще всего это были рисунки животных и птиц, охота. Для указаний мест охоты, путей кочевок издавна служили рисунки-планы, которые с течением времени становились подробнее, выразительнее и точнее передавали характер местности. До наших дней сохранилось одно из древнейших изображений охотничьего угодья Северного Кавказа, выгравированное на серебре. На рисунке изображено озеро и впадающие в него реки. Здесь же изображены звери, обитающие на склонах гор и в долинах. Рисунки-планы являются прообразами наших географических карт.

Позднее, когда людям потребовалось изобразить предмет не только с натуры, но и создать что-то новое,когда стали строить большие сооружения: крепости, жилища появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись прямо на земле на месте будущего сооружения в натуральную величину. В дальнейшем такие планы-чертежи стали делать на пергаменте, дереве, холсте в уменьшенном виде. Вначале разницы между чертежом и рисунком практически не было. Изображения выполнялись от руки, на глаз. Такой чертеж не содержал размеров, и судить по нему об изображенных предметах можно лишь приблизительно. Этот чертеж нуждается в словесных пояснениях, поэтому на нем сделаны различные надписи.

История чертежей и других графических изображений уходит в глубокую древность. Первые сведения о чертежах, напоминающих современные, относятся к XV в. Так, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) — великий итальянский ученый и художник — в технических рисунках и эскизах раскрывал свои идеи в области техники и строительства. Однако дошедшие до нас выдающиеся памятники материальной культуры

свидетельствуют о более раннем применении чертежей как строительных документов. Такие сооружения, как древнеегипетский храм Луксор (XV-XIII вв. до н. э., древнегреческий храм Парфенон в Афинах (447-438 гг. до н. э., амфитеатр Колизей в Риме (75-80 гг. н. э.) не могли быть построены без заранее подготовленных проектов.

Значительное развитие строительные чертежи получили в XVI в. Известный итальянский архитектор Андреа Палладио в 1570 г. опубликовал разработанный им трактат «Четыре книги об архитектуре». Огромная заслуга принадлежит французскому инженеру Гаспару Монжу, опубликовавшему в 1798 году свой труд «Начертательная геометрия», который лёг в основу проекционного черчения, используемого и в настоящее время.

Первое упоминание о чертежах в России относится к началу XVI века и содержится в описи царского архива, по которой самый древний чертеж относится к 1517 году.

Значительного расцвета достигла русская графика во времена Петра I. До нас дошли многие кораблестроительные чертежи того времени. Некоторые из них выполнены Петром I по правилам проецирования.

В эпоху Петра I были предприняты первые шаги в области обучения черчению в горнозаводских школах. Первая такая школа была открыта в 1721 году в Екатеринбурге. В горнозаводских школах черчение считалось одним из основных предметов. Такую школу окончили И. И. Ползунов, ставший впоследствии знаменитым механиком и изобретателем универсальной паровой машины. К. Д. Фролов – знаменитый строитель гидротехнических сооружений на рудниках.

Чертежи, содержащие фасады, планы и разрезы зданий, выполненные выдающимися русскими архитекторами В. И. Баженовым, М. Ф. Казаковым, А. И. Воронихиным и др., относятся к XVIII в.

Черчение изучалось в гимназиях в курсе геометрии. В этот период в России были открыты гимназии в Петербурге, в Москве и Казани. В 1828 году были объединены общей программой рисование и черчение. 1828 год считается годом введения преподавания черчения в средней школе.

В XX веке продолжают развиваться все виды чертежей и возникают новые — схематические или, короче,схемы: электрические, гидравлические, пневматические, кинематические и комбинированные. Большая трудоемкость и незначительная скорость ручного выполнения чертежей вынуждали искать средства механизации их выполнения. Совершенствуются различные чертежные приборы, разрабатываются разнообразные трафареты для вычерчивания окружностей, эллипсов,надписей и условных знаков для схем: создаются приборы для нанесения штриховки, построения аксонометрических проекций, портативные пишущие машинки для нанесения на чертежи цифр, знаков и букв. Механизация чертежных работ несколько повышает производительность труда конструктора, но не обеспечивает ощутимого выигрыша во времени.

Значительно ускорить выполнение проектно-конструкторских работ позволяет применение современной техники на основе ЭВМ и персональных компьютеров. Создается автоматизированное рабочее место конструктора (АРМ). На основе АРМ создаются системы автоматического проектирования (САПР). Составной частью САПР является также машинная графика (МГ, включающая различные технические, языковые, программные, математические, информационные и организационные средства. САПР позволяет решать сложные расчетно-конструкторские и графические задачи и значительно ускорять разработку технической документации в самых сложных областях современной науки,техники и производства: космической, электронной, авиационной и др.

Индустриализация нашей страны, создание отечественного машиностроения и других производств, сооружение новых фабрик, заводов и городов привели к более широкому использованию чертежей, к разработке конструкторских проектов.

Но чертежи нужны не только в технике. Они являются постоянными спутниками многих профессий человека. По чертежам делают мебель, озеленяют города и поселки. Чертежи нужны врачу (для изучения медицинской техники, модельеру (для конструирования одежды и обуви, многим другим специалистам.

Чертежи как вид графической информации пересылают с завода на завод, из страны в страну. Человек любой специальности, если он умеет читать чертежи, поймет их, изучит по ним устройство самой сложной машины. Поэтому, чтобы стать технически грамотным человеком, нужно хорошо знать основы графической информации.

5. Формирование новых знаний.

5.1. Виды графических и наглядных изображений.

На уроках черчения мы будем изучать другие графические изображения.

Чертеж – это документ, содержащий изображение предмета, а также данные для его изготовления и контроля (запись в тетради)

Чертеж сборочный — чертеж, содержащий изображения изделия (сборочной единицы) в соединении.

Эскиз – это чертеж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций детали.

Развертка — плоская фигура, полученная совмещением всех точек какой-либо поверхности с плоскостью.

Наглядное изображение предмета – это изображение, на котором мы видим предмет сразу с трёх сторон. Наглядное изображение предмета может быть выполнено в виде аксонометрической проекции и в виде технического рисунка.

Аксонометрическая проекция – это наглядное изображение предмета, выполненное по правилам построения аксонометрических осей.

Технический рисунок – это наглядное изображение предмета, выполненное от руки и в глазомерном масштабе.

5.2. Правила оформления чертежей.

Стандарты ЕСКД. Представьте, что было бы, если бы каждый инженер или чертежник выполнял и оформлял чертежи по-своему, не соблюдая единых правил. Такие чертежи были бы не понятны другим. Чтобы этого избежать, во многих странах приняты и действуют государственные стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Государственные стандарты (сокращенно ГОСТ) обязательны для всех предприятий и организаций.

Каждый стандарт имеет соответствующее обозначение. Например, ГОСТ 2.301-68. Стандарты время от времени пересматривают. Изменения стандартов связаны с развитием промышленности и совершенствованием теории практики графических изображений.

Чертежи и другие конструкторские документы нельзя выполнять на листах произвольных размеров.

В школе вы будете пользоваться листами чертежной бумаги, размеры сторон которых 210×297 мм. Такой формат обозначают А4 (запись в тетради) Т – на полях в тетради уловное обозначение вопроса тестирования.

Основная надпись чертежа.

На чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись. Форму, размеры и содержание ее устанавливает стандарт. На учебных школьных чертежах вы будете выполнять основную надпись в виде прямоугольника со сторонами 22×145 мм. Т.

6. Первичное усвоение и применение новых знаний.

Задание – оформить формат А4.

7. Контроль усвоения. Первичная проверка полученных знаний. Рефлексия.

Вопросы по новому материалу для анализа усвоения материала урока.

(на усмотрение учителя, по наличию времени)

1. Какой рисунок стал прародителем чертежа? Что способствовало развитию чертежа?

2. В каком веке стали применять чертежи в России? В каких областях хозяйства?

3. В каких сферах современного производства применяют чертежи?

4. Почему чертеж получил название – наглядное изображение?

5. Для чего установлены единые правила выполнения и оформления чертежей? Какими государственными документами они определяются?

6. С какими учебными предметами взаимосвязан предмет Черчение? Докажи.

7. С какой целью изучается Черчение в школе?

8. Что именно понравилось или не понравилось на уроке?

9. Что нового для себя взяли с урока? Какие выводы сделали по дальнейшей учёбе?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *