Что такое черепаховые гребенки
Гребни, расчески. Их истории
Кто сегодня может представить свою жизнь без расчески? Пожалуй, никто. Но мы не задумываемся, какова ее история, как в течение веков менялся ее вид и какие расчески в те или иные годы предпочитали разные народы.
История расчески насчитывает, по крайней мере, десять тысяч лет. Именно такой возраст имеет найденная археологами расческа, сделанная из скелета рыбы. Учитывая, что о гигиене древние люди мало думали, понятно, что первые расчески служили украшением. Для расчесывания волос использовали и различные подручные средства: палочки, колючки репейника, рыбью кость.
Но прически становились все сложнее. Древние римлянки, например, убирали голову по нескольку раз в день, и эта причуда была настолько популярна, что даже на мраморных бюстах и скульптурах делались съемные детали для перемены причесок!
Конечно, для сложных причесок рыбий хребет в качестве инструмента уже не мог подойти. Нужно было специальное устройство для расчесывания длинных волос. Так появился гребень.
Найденные археологами гребни, изготовленные в Древней Греции и датированные вторым тысячелетие до нашей эры, выполненные из слоновой кости, по сей день считаются образцом изящества и настоящим произведением искусства.
Технология изготовления гребней из рогов крупных животных была очень трудоемкой, поэтому гребни очень ценились. Сначала удалялась внутренняя часть рога, срезался его острый конец, оставшуюся часть распаривали, разрезали, спрессовывали, сушили, а затем вручную выпиливали зубья и полировали.
В археологических находках довольно часто попадались эти украшения, который сейчас можно найти в музеях. Во Франции есть музей Клюни, где представлены гребни начиная еще со времен 12 века. Они выполнены из дерева, кости, из рога. Украшены резьбой и различными зеркальными вставками, для того времени уникальные работы.
Гребни были так же одним из главным украшений в средние века. Ценились расчески из слоновой кости и из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные. При дворе они декорировались драгоценными камнями, жемчугами, перьями экзотических птиц и кружевами, чем солиднее была дама, тем роскошнее был украшен ее гребень. Но существовало и более прозаичное назначение гребней: ими пользовались при вычесывании насекомых (попросту вшей).
Самой древней расческой признается расческа, найденная в Великобритании. Этот аксессуар отнесли к эпохе неолита ко времени царствования древних кельтов.
Самая дорогая расческа найдена в России в скифском захоронении, длиной 12 см, из золота. В настоящие дни это экспонат Эрмитажа.
Красивые изысканные гребни, выполненные из благородных материалов и украшенные драгоценностями, стоили баснословных денег и считались очень дорогим подарком, достойным даже королей. Мария Тюдор, например, с наступлением нового 1556 года получила в подарок ящичек с двумя великолепными гребнями.
Гребни использовались и в качестве символов, отражающих душевное состояние их носительницы. Существовали специальные гребни для конкретных случаев. Так на чей-то день рожденья или именины дама могла предпочесть гребень с изображением или фигуркой восхитительного младенца, гребень для свадебной церемонии мог быть украшен парой ангелов или любовной символикой, символами изобилия, на траурной церемонии гребень отражал скорбь в виде фигурки безутешной прелестницы.
В XVIII образовалась специальная гильдия мастеров по гребням. Чтобы овладеть искусством изготовления гребней требовалось около десяти лет. Гребни стали более разнообразны по назначению, так появились специальные расчески для поддержания прически, для создания пробора (gravouere), для создания объема (templieres), расчески, используемые при бритье (resoier).
Производство расчесок и гребней было преимущественно ручным. Каждый экземпляр, созданный мастером, был по-своему уникален. Один мастер мог изготовить не более 10-15 гребней в день. Для окрашивания гребней использовались натуральные вещества, часто такие, об использовании которых будущая обладательница гребня знать была не должна — в состав некоторых красителей входила моча животных или другие, не очень романтичные субстанции.
Самым популярным материалом для изготовления расчесок и гребней стал черепаший панцирь. Благодаря этой моде стали массово истреблять черепах, что привело к значительному сокращению их популяции.
Многие народы верили, что расческа способна защитить человека от различных недугов, поэтому делали специальные наборы гребней, которые передавали по наследству.
У славян гребень считался магическим женским атрибутом. Им пользовались ведьмы и колдуньи. Из сказки: «Колдунья воткнула гребень в голову Финисту Ясному Соколу, и он уснул мертвым сном»? Спасаясь от погони, героини сказок бросали гребень позади себя, и он превращался в лес.
Широко известны на Руси святочные гадания на расческе \живы до сих пор\. Ложась спать в одну из святочных ночей, девушки кладут под подушку новую расческу.
Приблизительно в 17 веке японские женщины начали украшать свои прически гребнями, отделанными перламутром и цветами из шелка, (которые назывались кандзаси, канзаши). В Японии юноши сами делали гребни, а после дарили девушкам, к которым испытывали сильные чувства. Девушка, заколовшая волосы гребнем, была согласна ответить на чувства юноши.
В конце 19 века с изобретением пластмассы появились дешевые расчески.
Но «натуральные» гребни и расчески не отошли на второй план, потому что люди верят, что «природные» материалы полезны для организма. Например, расчески из дерева обладают целебными свойствами, в частности, дубовые гребни снимают с волос статическое электричество и улучшают их состояние.
Правило, что у расчески должен быть один хозяин, соблюдается и в наши дни. Связано это, в основном, с соображениями гигиены. Однако как утверждают специалисты по энергетике человека, не стоит давать пользоваться своей расческой кому-то еще и из опасений дисбаланса энергии.
Что такое черепаховые гребенки
Помню, обещала вам рассказать о других старинных украшениях для волос.
Пора выполнять обещание.
Когда-то, в детстве, рассматривая репродукции в журнале «Огонек», не могла налюбоваться на акварели Александра Брюллова.
С них на меня смотрели красиво одетые дамы, с причудливыми прическами.
Brullov. Portrait of Princess S. Lvova. 1830-ies
Я с наслаждением рассматривала каждую деталь.
Но особенно меня восхищали гребни.
Брюллов Александр. Портрет М.О.Смирновой. Начало 1830
Huge tortoiseshell comb, colonial style 1830-50
Спасибо интернету, сегодня в сети можно найти любую информацию. И вот, что я узнала про эти прекрасные украшения для волос.
Действительно, такие высокие гребни были очень популярны в 19 веке. И назывались они peinetas. Мода на них пошла из Испании. Сначала испанки носили мантилью просто наброшенной на голову, но позже стали надевать с высоким гребнем.
Infanta Luisa Fernanda of Spain, Duchess of Montpe
С 1830 – х годов такие гребни стали носить не только в Испании, но и во всей Европе.
Sofia Sollogub Wielhorski by Orlov. София изображена художником в итальянском костюме.
Поэтому неудивительно, что некоторые элементы исторического и народного костюма постепенно перешли в повседневную одежду.
Например, из испанского костюма были позаимствованны кружевная мантилья и peinetas. К мантилье, надеюсь, мы еще вернемся, а пока полюбуемся на гребни.
Делали peinetas из разных материалов: черепахового панциря, рога, металла.
гребень из панциря черепахи
гребень из роговой пластины
Brass comb, lacy work
Черепаховый гребень изготавливали не из сухопутных черепах, а из морских. Но дороже всех ценились изделия из панциря белой черепахи.
Blonde tortoiseshell comb with gold piqué
Volkova by Alexander Brullov
Blonde tortoiseshell scroll comb
Такие красивые гребни особенно эффектно смотрелись на просвет, поэтому дамы их втыкали в свои прически, немного под углом. Это позволяло красивые, украшенные ажурной резьбой или декоративными накладками гребни хорошо рассмотреть со всех сторон.
Карл Гампельн. Портрет А. М. Виельгорской
Tortoiseshell comb, floral motif 1830-50
Такой гребень с шариками называется «Жозефина», в честь супруги Наполеона.
Leominster tortoiseshell comb
Tortoiseshell comb, lacy lotus decor 1830-50
Tortoiseshell comb, monogram motif
В. Тропинин. Портрет Киселевой, 1834 г.
CARVED and PIERCED NATURAL SHELL HAIR COMBS, 19th
Гребни изготавливались вручную, и часто это были просто произведения прикладного искусства.
CARVED and PIERCED NATURAL SHELL HAIR COMBS, 19th C.
Tortoiseshell comb with marquetry
Причем, были популярны, как ажурные, словно кружевные гребни,
Retrato de Carmen Arriagada, por Mauricio Rugendas.
Francois Fleischbein Portrait of Marie Louise Tetu
так и гребни из целой пластины с накладками из металла или гравировкой.
Tropinin. Portrait of V.A.Meshkova
Часто можно увидеть совсем простые, но все-равно завораживающие гребни.
Evdokia Bakunina by Sokolov
Dolgorukova Kate by Sokolov
Иногда, подражая испанкам, европейские барышни излишне увлекались размерами peinetas, что незамедлительно высмеивалось в журналах.
Charles Henri Pellegrini. Doña Juana Rodríguez de Carranza
Сегодня я рассказала только про один период из долгой жизни гребней. Обязательно как-нибудь расскажу и о других.
Когда-то, в детстве, рассматривая репродукции в журнале «Огонек», не могла налюбоваться на акварели Александра Брюллова.
С них на меня смотрели красиво одетые дамы, с причудливыми прическами.
Brullov. Portrait of Princess S. Lvova. 1830-ies
Я с наслаждением рассматривала каждую деталь.
Но особенно меня восхищали гребни.
Брюллов Александр. Портрет М.О.Смирновой. Начало 1830
Huge tortoiseshell comb, colonial style 1830-50
Спасибо интернету, сегодня в сети можно найти любую информацию. И вот, что я узнала про эти прекрасные украшения для волос.
Действительно, такие высокие гребни были очень популярны в 19 веке. И назывались они peinetas. Мода на них пошла из Испании. Сначала испанки носили мантилью просто наброшенной на голову, но позже стали надевать с высоким гребнем.
Infanta Luisa Fernanda of Spain, Duchess of Montpe
С 1830 – х годов такие гребни стали носить не только в Испании, но и во всей Европе.
Sofia Sollogub Wielhorski by Orlov. София изображена художником в итальянском костюме.
Поэтому неудивительно, что некоторые элементы исторического и народного костюма постепенно перешли в повседневную одежду.
Например, из испанского костюма были позаимствованны кружевная мантилья и peinetas. К мантилье, надеюсь, мы еще вернемся, а пока полюбуемся на гребни.
Делали peinetas из разных материалов: черепахового панциря, рога, металла.
гребень из панциря черепахи
гребень из роговой пластины
Brass comb, lacy work
Черепаховый гребень изготавливали не из сухопутных черепах, а из морских. Но дороже всех ценились изделия из панциря белой черепахи.
Blonde tortoiseshell comb with gold piqué
Volkova by Alexander Brullov
Blonde tortoiseshell scroll comb
Такие красивые гребни особенно эффектно смотрелись на просвет, поэтому дамы их втыкали в свои прически, немного под углом. Это позволяло красивые, украшенные ажурной резьбой или декоративными накладками гребни хорошо рассмотреть со всех сторон.
Карл Гампельн. Портрет А. М. Виельгорской
Tortoiseshell comb, floral motif 1830-50
Такой гребень с шариками называется «Жозефина», в честь супруги Наполеона.
Leominster tortoiseshell comb
Tortoiseshell comb, lacy lotus decor 1830-50
Tortoiseshell comb, monogram motif
В. Тропинин. Портрет Киселевой, 1834 г.
CARVED and PIERCED NATURAL SHELL HAIR COMBS, 19th
Гребни изготавливались вручную, и часто это были просто произведения прикладного искусства.
CARVED and PIERCED NATURAL SHELL HAIR COMBS, 19th C.
Tortoiseshell comb with marquetry
Причем, были популярны, как ажурные, словно кружевные гребни,
Retrato de Carmen Arriagada, por Mauricio Rugendas.
Francois Fleischbein Portrait of Marie Louise Tetu
так и гребни из целой пластины с накладками из металла или гравировкой.
Tropinin. Portrait of V.A.Meshkova
Часто можно увидеть совсем простые, но все-равно завораживающие гребни.
Evdokia Bakunina by Sokolov
Dolgorukova Kate by Sokolov
Иногда, подражая испанкам, европейские барышни излишне увлекались размерами peinetas, что незамедлительно высмеивалось в журналах.
Charles Henri Pellegrini. Doña Juana Rodríguez de Carranza
Сегодня я рассказала только про один период из долгой жизни гребней. Обязательно как-нибудь расскажу и о других.