Что такое четверть мили
Почему именно 1/4 мили, а не миля или километр
Не зависимо от того, увлекаетесь ли вы автомобилями или нет, вы наверняка слышали о спринтерских заездах на дистанцию в 1/4 мили, именуемых драг-рейсингом.
А задумывались ли вы о том, почему длинна этой дистанции именно 1/4 мили, а не ровно миля или километр?
Стоит отметить, что 1/4 мили или 402 метра это хоть и не единственный, но классический и самый распространённый стандарт дистанции для драг-рейсинга.
Так откуда же он появился и почему другие стандарты дистанций, такие как 1/2 и 1/8 мили, а так же полная миля не настолько распространены и популярны, как 1/4 мили? Объяснение этому есть и не одно:
Во-первых, всё дело в том, что раньше все города в США, где собственно и зародился драг-рейсинг, строились по единому стандарту, согласно которому длинна каждого квартала составляла 1/8 мили, а уличные гонки проводились от светофора до светофора, которые в свою очередь устанавливались на перекрёстках через каждые два квартала, то есть с интервалом в 1/4 мили.
Во-вторых, поскольку официально история драг-рейсинга началась в 1948 году, а автомобили в то время были не очень мощными и соответственно не очень быстрыми, то дистанции в 1/4 мили было более чем достаточно для того, чтобы автомобиль раскрыл весь свой потенциал, после чего продолжать заезд уже просто не было смысла.
В-третьих, дистанция в 1/4 мили хорошо просматривается и зрителям видно как старт, так и финиш, что делает гоночные соревнования более зрелищными, особенно если за ними наблюдать с трибуны.
Ну и в-четвёртых, в отличие от гоночных соревнований на длинные дистанции, где важна в основном только мощность двигателя автомобиля, в гоночных соревнованиях на короткие дистанции, в частности 1/4 мили, важны крутящий момент, скорость реакции и умение вовремя переключать передачи.
Ещё публикации по теме:
Понравилась публикация? Поделись!
Разгон. По полочкам с Racelogic (0-100, 0-200, 1/4 мили) 🏁
Вторая серия замеров ускорения по прямой. Не то, что бы это мой конек, или было так важно. Просто замерить и успокоиться.
Итак, вводные. Против двух градусов ниже нуля, осеннего каменистого асфальта и зимней липучки Dunlop Winter Sport на полном стоке играют переточенные валы (пока без прошивки), равнодлинный коллектор без катализаторов, плюс двадцать пять градусов, свежий неабразивный асфальт и полуслики Hankook Ventus TD в той же размерности 235/45R17, что и липучка:
Полуслики Ventus TD, конечно, вещь. Там, где гражданская резина пищит и сдается, они продолжают безмолвно тянуть автомобиль по дуге. На сухом асфальте. Для трека и спринтов идеально. Для гонок по прямой не совсем. Первоначальная пробуксовка есть, даже на прогретых. И вот тут они повизгивают, озвучивая потерю сцепления. А дрэговых тапок у меня не было:
Но все равно резина очень мягкая и липкая. Посмотрите, как характерно прилипают камушки:
Перед заездом облегчим двигатель от лишних отложений. Чистый едет совсем по-другому, проверено поколениями:
Модная крышечка – это еще минимум пара лошадиных сил:
Было 3.7 сек. до 60 км/ч, 6.4 сек. до 100 км/ч с интенсивной пробуксовкой на первой передаче.
Сейчас в лучшей попытке разгона до 200 получилось 3.2 сек. до 60 км/ч, 5.9 сек. до 100 км/ч. Дальнейшие результаты чуть ниже. Заметная пробуксовка на старте и при переключении на вторую, несмотря на немного прогретые полуслики с давлением 2 атмосферы и температуру. Асфальт только что уложенный. Пока еще скользкий…
Валы или полуслики, или все вместе позволили отыграть полсекунды, превзойти паспортные данные на одну десятку. Есть и получше рывок до 60 км/ч – за 2.8 сек., но до сотни все те же 5.9 сек. – эти данные приводить не стал, т.к. в ту попытку не было возможности разогнаться до 200. Возможно 0.4 сек. скрыты в том, что в одном случае я переключился после 60 км/ч (пограничного значения для первой передачи), а в другом до набора означенной скорости. Тупо заколачивать вторую в отсечку на 101 км/ч, тем самым сбивая десятки, не стал. Переключался, как того требовала ситуация. Дело не в наборе конкретно этой скорости. Больше интересовали четверть мили, 0-150 км/ч и 0-200 км/ч.
Заданных 200 км/ч я достиг за 25.2 сек., после чего ювелирно сбросил газ на 200.4 км/ч. Из-за этого слегка испортил результат прохождения километра с места (см. ниже).
На прохождение первой сотни метров требуется 6.2 сек. (чуть больше, чем для разгона до сотни км/ч), вторая сотня заканчивается за 9.3 сек., четвертая (четверть мили без двух метров) покоряется за 14.2 сек. Километр – 25.8 сек (но там я уже 0,6 сек., как отпустил педаль газа))) Может быть, пара десяток лежит именно здесь:
В итоге получилось в чем-то объехать изначально более быструю в стоке Z4 Coupe 3.0si c 265-сильным двигателем и шестиступенчатым автоматом. На дистанции в четверть мили она немного быстрее (14.04 против 14.20), зато 150 км/ч я набрал минимум на 3 десятые быстрее, да и скорость на финише 402 м у Z3 Coupe выше. К 200 км/ч Z4 должна бы отыграться (аэродинамика у E86 заметно лучше, плюс шестиступка), но таких замеров Роман m50b20 не предоставил.
Интересно, что автоматная Z3 Coupe 3.0 с равнодлинником Schmiedmann и укороченной главной парой едет плюс-минус так же. Чуть хуже (на пару десяток), но это лишь подтверждает следующий вывод.
Замечу, что у обоих визави внешний диаметр колеса чуть меньше, чем 235/45R17, а редуктора сильно короче (даже в пересчете на автоматные шестерни, итоговое ПЧ больше на каждой передаче). Таким образом, косвенно подтверждается гипотеза о 250 конях в M54B30 с валами – копиями DBilas. На этом тему линейной динамики до прошивки и укороченного редуктора можно и законсервировать!
Upd. Нашел я тут подробные замеры стоковой Z3 3.0:
Дрэг-рейсинг: ликбез для болельщиков
Предлагаем поклонникам скорости небольшой словарик терминов, используемый в соревнованиях на ускорение, а также ответы на самые распространённые вопросы об этих соревнованиях.
Сколько этапов чемпионата России по дрэг-рейсингу запланировано в нынешнем сезоне?
Пять этапов, первый из них состоится 27-28 июня в Красноярске.
Какое деление на классы принято в соревнованиях ЧР?
С недавнего времени – предельно простое, по типу привода. Как известно, он бывает передний (FWD), задний (RWD) и полный (AWD).
Какие автомобили соревнуются в чемпионате страны?
Как и в большинстве других гонок, самой массовой маркой остается ВАЗ. Также на трассах можно часто встретить Chevrolet и «японцев»: Honda, Nissan, Mitsubishi и Toyota.
Как строится гоночный уик-энд?
В субботу начинаются квалификационные заезды. В воскресенье проходит оставшаяся часть квалификаций и основные, финальные заезды.
Почему дистанция составляет 402 метра?
Классическая протяженность прямой для дрэг-рейсинга – четверть мили, или «квотер» (от англ. quarter – четверть). В метрической системе это, если говорить совсем точно, 402,33 метра. По легенде, именно таким было расстояние между светофорами в большинстве американских городков.
Примечательно, что в самих США для особо мощных машин по соображениям безопасности протяженность прямой для дрэг-рейсинга иногда сокращают вдвое.
Фото: Пресс-служба RDRC
Как фиксируют результаты заездов?
Есть несколько вариантов систем хронометража, главное требование к ним – точность, так как порой на финише все решают несколько тысячных. В чемпионате России используется система Race America, причем организаторы самостоятельно вносят улучшения и постоянно ее модернизируют.
Что такое «грязное» и «чистое» время?
«Чистое» время – это время, которое понадобилось автомобилю на преодоление дистанции от стартовой до финишной линии. Еще оно именуется ET. «Грязное» время – это сумма «чистого» и времени реакции пилота на старте.Иными словами, «грязное» – это время от включения стартового светофора до пересечения машиной линии финиша.
В тренировочных и квалификационных заездах отечественного дрэг-рейсинга зачет ведется по «чистому» времени – тут всем интересно, у кого быстрее машина. А вот в финалах уже учитывается «грязное» время, так что крепость нервов и скорость реакции пилота может стать решающей.
Зачем нужно проклеивать трассу?
Для повышения сцепления шин автомобиля с гоночным полотном по особой технологии проклеивается вся трасса или её часть: поочередно наносятся слои специального клея и резины, для чего обычно используются отработавшие шины.
Фото: Пресс-служба RDRC
Можно ли дорабатывать автомобили?
Нужно! Технический регламент обязует участников устанавливать каркасы, омологированные сиденья и ремни безопасности – это необходимо, чтобы соответствовать требованиям по безопасности.
Дальше все в руках команд: разрешены конструктивные изменения шасси и отдельных узлов, доработка двигателя, коробки передач и прочих элементов автомобиля. Главное условие – перед началом работ получить одобрение проекта у технической комиссии Российской автомобильной федерации.
Что такое «вилли»?
«Вилли» – старт на задних колесах. Это название – калька английского Wheelie.
Что такое «бёрн-аут»?
«Бёрн-аут» – прогрев шин на старте. Опять-таки от английского Burn out.
Фото: Пресс-служба RDRC
Как формируются финальные заезды?
По итогам квалификации в финал выходит по 8 пилотов в каждом классе. Финальные заезды – простая олимпийская система на выбывание. Причем в 1/4 финала сходятся первый и восьмой по скорости участники, второй и седьмой – и так далее. Дальше проходит тот, кто раньше окажется на финише.
Что получают победители?
Помимо кубков, почета и аплодисментов, тройка призеров в каждом классе получает от организаторов призовые деньги, которые помогут в дальнейшей доработке гоночных автомобилей.
Каков текущий рекорд России на 402 метрах?
7,896 секунды. Такое «чистое» время показал за рулем Nissan GT-R 32 Дмитрий Капустин в 2014 году.
402 метра истории: как дрэг-рейсинг стал профессиональным спортом
В России именно заезды по прямой считаются основным видом уличных гонок. В этой статье мы расскажем, почему этот спорт называется «дрэг», а дистанция ограничена странным числом 402 и как в США сумели превратить нелегальную забаву в доходный бизнес.
Соревновательный дух был присущ человеку во все времена и всегда являлся одним из основных двигателей развития практически всех сфер жизни общества. Поэтому после изобретения автомобиля, проведение первой автомобильной гонки было лишь вопросом времени. Недолгого времени.
Спортивные дисциплины в разных частях света отличаются примерно так же, как и сами автомобили. И если старушка Европа всегда тяготела к кольцевым дисциплинам и ралли, то Новый Свет со своими многолитровыми «монстрами» пошел своим путем, упростив суть соревнований до предела: прямой участок дороги без светофоров, пара водителей, пара автомобилей… Кто первым пересек финишную черту, тот и уезжает с деньгами, женщинами и непошатнувшейся самооценкой.
Что значит drag racing?
Английское слово drag дословно переводится как «тащить/тянуть», что очень слабо ассоциируется с гонками как таковыми. На данный момент не представляется возможным выяснить точную этимологию этого термина и хотя бы примерную дату его появления.
По одной версии, в основу легла фраза «Drag your car out of the garage and race me!» («Вытаскивай свою тачку из гаража, давай погоняемся»). Другая версия гласит, что на заре дрэг-рейсинга пригодных для проведения соревнований дорог было очень мало, и гонщик был вынужден «тащить» на трейлере свой автомобиль к месту старта.
Кроме того, в обиходе гонщиков середины прошлого столетия глагол to drag употреблялся в контексте более поздних переключений вверх для оптимальной реализации крутящего момента.
Как все начиналось
Дрэг-рейсинг зародился в Америке в 30-х годах на соляных озерах Калифорнии. Моторы становились мощнее, водители смелее, а максимальная скорость в 100 миль в час уже не была чем-то запредельным. Гонки по прямой, благодаря своей простоте и доступности, стремительно набирали популярность по всему континенту.
Окончание Второй мировой войны ознаменовало новый, небывалый по масштабам бум дрэг-рейсинга. Автомобильная промышленность Америки в послевоенное время переживала небывалый подъем, рынок наводнили новые модели, в то время как автомобили 30-х годов стремительно падали в цене, становясь доступными для жадной до скорости молодежи. Именно довоенная техника и мощные форсированные моторы, увидевшие свет в конце 40-х — начале 50-х стали той самой технической базой, которая легла в основу профессионального дрэг-рейсинга.
В конце 40-х годов дрэг-рейсинг развивался очень стремительно, по-прежнему оставаясь незаконной забавой молодых фанатов скорости. Заезды проводились в городах, на автострадах и заброшенных после войны аэродромах. В 1949 году на бывшей военной базе в калифорнийском городе Голета прошли первые официальные соревнования, которые большинство автоисториков и определяют как точку отсчета в истории гонок на четверть мили.
Профессиональный дрэг
1950 год стал переломным для дрэг-рейсинга по двум причинам: в массовую печать поступает роман Hot Rod (дословно «горячий жезл») авторства Henry Gregor Felson. Благодаря этой книге мир хот-роддинга приобретает некий романтический флер, а само движение становится полноценным молодежным бунтом со своей философией.
Тогда же, в 1950 году, на высохшем озере Мурок в пустыне Мохаве, Калифорния, человек по имени Си Джей Харт (C.J.Hart) строит первый в мире дрэг-стрип, предназначенный специально для заездов на 402 метра.
Изначально трэк Santa Ana не обладал должной инфраструктурой, техника для измерения результатов была несовершенна, безопасность была на примитивнейшем уровне: отсутствовали барьеры, разделяющие непосредственно стрип и зрителей, трибуны для которых еще не были построены.
Однако складывающейся ситуацией были довольны все. Фанаты скорости получили уникальную возможность для достижения новых результатов, болельщики — достойнейшее зрелище (к слову, и те и другие за вход на мероприятие платили по полдоллара), а муниципальные власти выдохнули с облегчением. Именно здесь зародился драг-рейсинг в его привычной для нас форме легальных соревнований с оборудованными треками, ремонтными боксами и толпами зрителей.
Первой целью Харта как организатора гонок было определиться с единой для всех заездов дистанцией. И он остановился на четверти мили, ссылаясь на существующие с прошлого века лошадиные бега на аналогичную дистанцию, а также на собственные представления о безопасности (на более длинной дистанции значительно выше скорости, а значит, и риск травм при ДТП).
Следующей его целью было сделать заезды максимально объективными, разделив все участвующие дрэгстеры на классы в зависимости от их технических характеристик (конструкции двигателя, года выпуска, типа кузова и т.д.). И за 9 лет (вплоть до 1959 года) существования Santa Ana Drags дрэг-рейсинг изменился коренным образом, снискав популярность по всей стране.
Если Си Джей Харт совершил в начале 50-х революцию в заездах по прямой, то Уолли Паркс (Wally Parks) определил вектор развития дрэг-рейсинга на многие десятилетия вперед. Семья Уолли переехала в Калифорнию в 20-х годах, а в середине 30-х Паркс уже участвовал в соревнованиях на соляных озерах, став в 1937-м одним из основателей RoadRunners Club.
ТОР-10, самых быстрых автомобилей России 2013г. на дистанции 1/4 мили
ТОР-10, самых быстрых автомобилей России 2013г. на дистанции 1/4 мили
Совсем не много остаётся времени до старта нового Дрэг-сезона в России! Каким он будет и что принесёт участникам и зрителям, можно только догадываться! В свою очередь на страницах нашего сайта мы постараемся рассказывать Вам о самых значимых мероприятиях, участниках и их болидах!
А начнём цикл этих статей с того, что представим Вам самые быстрые болиды ушедшего 2013 года!
В рейтинг попали автомобили, показавшие результаты на 1/4 мили в официальных мероприятиях по гонкам на ускорение. Результаты должны были быть зафиксированы с помощью системы электронного хронометража и выложены в виде официальных протоколов на сайтах организаторов.
Собрав и проанализировав информацию по участию Российских гонщиков в различных мероприятиях, проходивших как в России, так и за её пределами, мы составили
«ТОР-10, самых быстрых автомобилей России 2013г. на дистанции 1/4 мили»
— 10 место в рейтинге занял Subaru Forester под управлением Дмитрия Мандрикова из г. Новосибирска.
На самом крупнейшем соревновании по Дрэг-рейсингу в России — «Кузнецкой Жаре» в г. Новокузнецке, «безумный форик» преодолел дистанцию за 9.442 сек, разогнавшись на финише до 245 км/ч
— 9 место в рейтинге занял Nissan GT-R (R35) Mk.1 DT 1200 R, под управлением Олега Кондакова из г. Москвы.
На выездном этапе Unlim 500+ в Греции, GT-R подготовленный в тюнинг ателье «Garage D», показал свой личный рекорд, преодолев дистанцию за 9.360 сек, разогнавшись на 1/4 мили до 266 км/ч
— 8 место в рейтинге занял Nissan GT-R (R35) Mk.2 Altechno A1, под управлением Дмитрия Матвеева из г. Новосибирска.
На прошедшей в г. Запорожье. Украина «DRAG FINAL BATTLE UA 2013», Дмитрий на GT-Rе показал свой личный рекорд, преодолев дистанцию за 9.161 сек, разогнавшись на финише до 260 км/ч
— 7 место в рейтинге занял Mitsubishi Lancer Evo 2, под управлением Дениса Пономарёва из г. Красноярска.
На упомянутом ранее соревновании — «Кузнецкая Жара» в г. Новокузнецке, один из самых быстрых «Эвиков» СНГ, преодолел дистанцию за 9.154 сек, данных по скорости на финише, к сожалению нет.
— 6 место в рейтинге занял Nissan Skyline GTR 32, под управлением Александра Альбина из г. Омска.
5 место в рейтинге занял Nissan GT-R (R35) Mk.2 AMS Alpha 12+ / Turbo Drive, под управлением Юрия Милаева из г. Москвы.
На выездном этапе Unlim 500+ в Греции Знаменитый GT-R, обладатель Мирового рекорда по времени прохождения дистанции в 1 Милю среди GT-R, преодолел дистанцию в 1/4 мили за 9.020 сек, разогнавшись на финише до 268 км/ч
4 место в рейтинге заняла Lamborghini Gallardo Nera Exelixis / GTR RT / ZOD / SPP / GTT / Altechno / Syvecs, под управлением Леонида Вильде из г. Москвы.
За несколько дней до наступления Нового 2014г. Леонид на своей «нереальной Lamborghini» в Греции совершил настоящий «гоночный» подвиг, он добился своей цели — установил новый Мировой Рекорд по времени прохождения 1 мили! А также преодолел дистанцию в 1/4 мили за 8.814 сек, разогнавшись при этом до 289 км/ч
3 место в рейтинге занял Nissan Skyline GTR 32, под управлением Вадима Тимашева из г. Красноярска.
2 место в рейтинге занял Nissan Skyline GTR 33 PROхвост / KIWAMARU SPORT, под управлением Станислава Лунёва из г. Челябинска.
На прошедшей в г. Запорожье. Украина — «DRAG FINAL BATTLE UA 2013», Станислав на легендарном PROхвосте, установил свой личный рекорд, преодолев дистанцию за 8.231 сек, разогнавшись на финише до 272 км/ч
1 место в рейтинге занял Nissan Skyline GTR 32, под управлением Дмитрия Капустина из г. Белгорода.
Более подробно об участниках + видеоролики с каждым автомобилем рейтинга можно почитать здесь