Что такое чип карта водителя
Что такое карта водителя для тахографа
Тахограф записывает на карту водителя информацию о том, сколько водитель был за рулем, а сколько отдыхал. Инспектор на дороге, в свою очередь, может попросить водителя показать (через распечатку с тахографа, или через считывание карты водителя) свою активность за последние несколько суток и выписать штраф, если водитель нарушил нормы труда и отдыха.
Нахождение за рулем без установленной в тахограф карты водителя приравнивается к езде без тахографа, а это является нарушением.
В России карты для тахографов бывают двух видов:
На изображении выше вы можете увидеть чем отличаются эти карты друг от друга. Также вы можете найти эту информацию в статье Виды карт для тахографа и их отличия
Более подробно о том, что такое СКЗИ мы рассказали в статье «Блок СКЗИ и электронная цифровая подпись». Узнать о правилах и стоимости замены блока вы можете в статье «Замена СКЗИ в тахографе».
Средняя рыночная цена на конец 2020 года, в зависимости от региона, колеблется в следующем диапазоне:
В стоимость карты заложены некоторые неочевидные расходы, поэтому давайте разберем стоимость более подробно:
Карту водителя можно заказать у «оператора», коим всегда выступает практически любая тахографическая мастерская на территории РФ. Полный список можно посмотреть на сайте «Росавтотранспорта»: https://rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-ru/workshops/
Для заказа карты вам будет необходимо лично прийти в офис оператора данных, удостоверить свою личность и подписать заявление на выпуск карты. Из-за того, что карта именная, требуется частичная или полная предоплата данного товара. По этой же причине карта водителя обмену или возврату не подлежит.
Более подробно этот и другие вопросы по картам водителя мы разобрали в статьях:
Кроме того, что водитель транспортного средства оснащенного тахографом, обязан иметь карту водителя, есть еще некоторые правила её эксплуатации, также обязательные для исполнения:
Советы о том, где сделать карту водителя для тахографа
По статистике, ведущейся дорожной полицией всех стран, среди всех категорий и видов дорожно-транспортных происшествий, наиболее тяжелыми последствиями могут «похвастаться» аварии с участием коммерческого автотранспорта. Согласно тем же статистическим данным, одну из лидирующих позиций занимают аварии, причиной которых стал «человеческий фактор». Для того, чтобы снизить аварийность и обеспечить максимально независимое расследование таких ДТП было заключено ЕСТР. В этом договоре была введена норма, которая требует от собственников коммерческого автотранспорта устанавливатьтахограф, а водителей приобретать карты для него. В этой статьи мы постараемся наиболее полно рассказать вам о том, что такое тахограф, карта тахографа, где сделать ее и кто обладает правом на ее оформление.
Что такое тахограф
Для контроля над соблюдением соглашения ЕСТР на коммерческом автотранспорте, согласно регламенту, устанавливается контрольный механизм, который постоянно, объективно и автономно контролирует параметры, оговоренные в соглашении ЕСТР – тахографы. Главной задачей этого механизма является обеспечение неотвратимости наказания за отступление от норм соглашения. Так как эти устройства, вместе с водителем, не единожды пересекают национальные границы, то для облегчения проверки на различных территориях в их работе используются пиктограммы.
Но для того, чтобы стать профессиональным водителем, соискатель должен сделать карту тахографа на свое имя.
Требования к водителю, оформляющему чип-карту
Прежде чем перейти к вопросу, где можно сделать карту водителя для тахографа, необходимо рассказать, кто может обратиться за ее получением. Карта водителя оформляется на физическое лицо:
1. Имеет водительские права категорий «C», «D», «E».
2. Соответствующего требованиям ЕСТР возраста (18 – 21 год, в зависимости от категории автотранспорта, перевозимого груза и так далее)..
3. Которое при первичном обращении не имели карты, выданной компанией, имеющей разрешение от Компетентного органа по ЕСТР РФ или иной договаривающейся стороной ЕСТР.
4. Чей срок проживания на территории России не меньше 185 суток в течение одного календарного года.
5. Согласное на автоматизированную обработку, передачу и сохранность данных, указанных в заявлении.
Какие бывают карты водителя?
Для включения контролирующего устройства, сотрудник транспортной компании или частный извозчик должен иметь действующую карту водителя. Прежде чем искать, где сделать водительскую карту длятахографа, необходимо определиться с ее видом. Они могут быть:
• Без блока криптозащиты СКЗИ.
• С блоком СКЗИ, которые выдаются водителям, работающим на коммерческом автотранспорте и перевозящим грузы или людей, не покидая государственных границ России.
• Карты ЕСТР, выдающиеся водителя, которые перевозят грузы или пассажиров в другие страны.
Обращаем ваше внимание на время действия чип-карты водителя, который составляет 3 года и требование ЕСТР, гласящее: у каждого водителя должна быть только одна карта.
Что нужно для оформления чип-карты водителя
В отличие от компаний, получивших лицензию на изготовление контролирующих агрегатов для установки на российский коммерческий автотранспорт, число фирм, обладающих разрешением и способных изготовить пластиковые чип-карты несоизмеримо больше. Поэтому, говоря о том, как сделать карту водителя для тахографа, о пакете документов, которые вам придется предоставить. Для оформления заказа на изготовление карты для тахографа водителю необходимо указать в заявлении:
• Свое ФИО (полностью).
• Дату рождения получателя.
• Место постоянного проживания и почтовый адрес.
• Данные паспорта, а именно: его номер, дату выдачи и кем выдан.
• Государство, выдавшее водительское удостоверение, а также его номер.
• Язык, на котором желательно должен быть оформлен документ.
Кроме заявления, в компанию, занимающуюся изготовлением водительских карт необходимо отправить свою фотографию на белом фоне, в анфас (черно-белую). Голова водителя должна находится в центре и занимать не менее 65 и не более 75% изображения. Размер фотокарточки должен быть равен 3,5×4,5 см. Отправить заявление с наклеенной фотокарточкой можно как лично по почте или при посещении офиса компании, так и через предприятие, в котором работает или устраивается водитель.
Допускается электронная форма подачи заявления. Фотография должна быть отправлена в формате *bmp, а ее размеры должны быть равны 394×506 пикселей. К электронной версии фотокарточки предъявляется еще ряд требований:
1. Размер головы от макушки до подбородка от 330 до 450 пикселей.
2. Глаза должны отстоять от верхней кромки фотографии на расстоянии от 160 до 270 пикселей.
3. Яркость фона фотокарточки: 255
Обязательства водителя
После того как мы рассказали вам о том, как и где сделать карту водителя для тахографа, нам хотелось бы напомнить вам об обязательствах, которые вы на себя принимаете. Заявитель несет ответственность за правильное использование карты, предоставленные личные данные, а также обязуется не передавать ее третьему лицу в течение всего срока ее годности.
Кроме того, если личные данные изменяются, то водитель обязан переоформить свой чип в соответствии с требованиями ЕСТР. На получаемую новую карту водителя, обязательно должен быть нанесен индекс замены. Иначе, обращение за второй картой будет восприниматься как мошенничество или манипуляция с данными. В случае обнаружения подобной ситуации, владелец чип-карты подвергнется штрафу. Размер денежного взыскания различен и зависит от многих факторов (тяжести нарушения, местного законодательства местности, в которой обнаружено нарушение и так далее). В Испании отличие данных в карте водителя от реальных данных влечет наложение штрафа 400 евро (минимум).
Надеюсь, после прочтения нашей статьи у вас не осталось вопросов, как и где можно сделать карту для тахографа. Счастливого пути!
Карты тахографа — угроза для собственности их владельцев 10:57, 26 августа 2021 Версия для печати
Использование квалифицированной электронной подписи (КЭП) в картах тахографов вредит перевозчикам и ставит под угрозу водителей, данными которых могут воспользоваться мошенники.
В «Коммерсанте» вышла статья, которая затрагивает потенциальные проблемы большинства водителей грузового автотранспорта. Наверное, не только у нас возникли вопросы после её прочтения. ATI.SU обратилась к Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) с просьбой подробнее объяснить ситуацию.
Почему вы обратили внимание на проблему применения электронной подписи в работе с тахографами?
— Основной принцип работы АТЭС: если есть инструмент регулирования, то он либо должен эффективно работать, либо от него необходимо избавляться, так как неработающий инструмент компрометирует всю систему. От этого страдают или не развиваются основные направления бизнеса членов и партнеров Ассоциации: инструменты контроля режимов труда и отдыха водителей (РТиО), технологии соблюдения весогабаритного параметра, перевозка опасных грузов, организация дорожного движения, безопасность и сохранность грузов, а также цифровизация этих и иных процессов, связанных с перевозками грузов и пассажиров.
Ассоциация внимательно отслеживает НПА в транспортной деятельности. Причем не только российские.
Тема контроля времени вождения и времени отдыха (у нас ее предпочитают называть РТиО) очень актуальная и «горячая» не только в России, но и за рубежом — в ЕС, США, Бразилии и других странах.
В РФ только два нормативно-правовых акта посвящены контролю времени деятельности водителей. Это приказы Минтранса. Один устанавливает нормы времени, а другой — требования к оборудованию, т.е. тахографам, с помощью которых можно контролировать соблюдение водителями норм времени.
Законодатель регулярно вводит новые требования в отношении электронной подписи. В настоящее время происходит подготовка к вступлению с 1-ого января 2022 года новых требований к электронной подписи. Результатом подготовки является неразбериха с подготовкой данных для создания ключей электронной подписи и квалифицированных сертификатов проверки электронной подписи. Тахографические мастерские лихорадит от нововведений. Мастерские и перевозчики испытывают колоссальные неудобства и трудности, не могут эффективно осуществлять свою основную деятельность, а вынуждены заниматься бессмысленной «бумажной» работой.
Необходимо понимать, что квалифицированная электронная подпись должна приниматься везде безо всяких оговорок, допущений и ограничений. А что греха таить, не все российские водители обладают необходимым уровнем знаний и подготовки, чтобы отдавать себе отчёт о последствиях применения квалифицированной электронной подписи. Документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, безоговорочно принимается, как подписанный собственноручной подписью. И неважно, данные это о времени вождения, заявление на открытие юридического лица или договор купли-продажи квартиры/машины/земельного участка.
Каким образом АТЭС пришла к своим заключениям?
— Для выяснения деталей, связанных с картами тахографа, специалисты Ассоциации выгрузили из карты водителя сертификаты проверки ключей электронной подписи и не смогли на общедоступных ресурсах проверить «квалифицированность» выгруженных сертификатов. Ни одна из систем не подтвердила, что подпись является квалифицированной.
В связи с невозможностью самостоятельно проверить «квалифицированность» электронной подписи, данных и сертификатов, Ассоциация обратилась в Минцифры за разъяснениями, предоставив выгруженные данные из карты водителя. В своём обращении АТЭС просила сообщить каким образом при помощи общедоступных информационных ресурсов проверить квалифицированные электронные подписи к файлам, выгруженным из карт водителей и тахографов, и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи. Как инструментально и документально подтвердить, что содержащиеся в карте водителя сертификаты соответствуют требованиям Федерального Закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В ответе Минцифры говорится:
«Доступ заинтересованных лиц к реестру квалифицированных сертификатов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется путем размещения, формирования и ведения реестра квалифицированных сертификатов в информационной системе головного удостоверяющего центра. Получить доступ к информационной системе головного удостоверяющего центра с целью получения сведений из реестра квалифицированных сертификатов можно в разделе «Проверка электронной подписи и сертификата» портала уполномоченного федерального органа в сфере использования электронной подписи, ссылка: https://e-trust.gosuslugi.ru/#/portal/sig-check Аккредитованный удостоверяющий центр обязан предоставлять безвозмездно любому лицу по его обращению сведения, содержащиеся в реестре квалифицированных сертификатов. Кроме того, проверить квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, а также УКЭП возможно в разделе «Подтверждение подлинности электронной подписи» портала государственных услуг, ссылка: https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds/».
По применению электронной подписи в тахографах Минцифры порекомендовало обратиться в Министерство транспорта Российской Федерации.
Вместо ответов по существу на заданные вопросы из Минтранса России Ассоциация получила цитирование Приказа № 440 министерства и за дальнейшей информацией была перенаправлена к производителю карт. То есть, фактически регулятор делегировал полномочия по регулированию и администрированию государственной функции обычному хозяйствующему субъекту. Иными словами, регулятор издал Приказ и никак не отреагировал на возможность его неработоспособности в части проверки юридически значимых данных. Ответ свидетельствует либо о полной профессиональной непригодности специалистов Минтранса, либо о корыстных целях, связанных с покрытием непрозрачной деятельности некоторых хозяйствующих субъектов. Вопрос о проверке УКЭП на карте водителя и в тахографе покрыт мраком, а значит высока возможность несанкционированного использования УКЭП злоумышленниками.
В каких бизнес-процессах она стала наиболее критичной?
— Система «карта тахографа – тахограф» фактически замкнутая. Профессионально ее используют только для контроля соблюдения нормативов режимов труда и отдыха водителей (РТиО). Потребности в УКЭП для этого нет. А вот возможность воспользоваться УКЭП в криминальных целях появляется.
К каким финансовым затратам может привести пятидневный простой транспорта для проверки и верификации электронной подписи водителя? Можете ли назвать средние цифры?
— Наверное, проще всего привести самый примитивный расчет экономики работы автотранспорта. 5 дней это рабочая неделя. Большинство коммерческих автотранспортных средств работают по принципу: 3 недели — на покрытие расходов, 1 неделя (или меньше) — на прибыль. То есть, простой автомобиля на 5 дней лишает его владельца месячной прибыли.
Какой вид подписи подошёл бы для тахографов в массовом использовании?
— Предложение АТЭС, высказанное в обращении Председателю Правительства РФ, заключается в применении в тахографах усиленной неквалифицированной электронной подписи, которая полностью соответствует 63-ФЗ, технически, технологически, математически, криптографически и т.д. абсолютно идентична усиленной квалифицированной электронной подписи. Единственное и самое главное ее отличие — лицо, выпускающее неквалифицированную подпись, не обязано быть аккредитовано, как удостоверяющий центр, а признание подписи основывается на заключении соглашений между участниками информационного обмена. Таким образом, если не будет соответствующего соглашения, то и подписание договора продажи недвижимости не будет иметь юридической силы.
Создание усиленной квалифицированной электронной подписи требует проверки данных заявителя в системе межведомственного электронного взаимодействия (по регламенту СМЭВ проверка может длиться до 5 дней). Для СМЭВ Артём и Артем совершено разные люди, даже если у них совпадают все остальные данные.
Для неквалифицированной электронной подписи в системе тахографии, которая является замкнутой на себя, такие доскональные проверки необязательны. Для контроля РТиО водителей необходимо и достаточно, чтобы написание на карте совпадало с написанием в водительском удостоверении, поэтому срок выпуска неквалифицированной подписи сокращается до нескольких минут. Водителю не придётся проходить круги ада СМЭВ, а выпуск карты взамен использованной до окончания срока её действия, позволит обеспечить непрерывность работы водителя без смены автомобиля, на котором не должен быть установлен тахограф, владельца автомобиля, специалиста мастерской.
В каких случаях при перевозках вы считаете разумным ее ставить?
— Неважно каким образом подписан документ — собственноручно на бумаге или электронной подписью в цифровой системе, юридическая сила у них одинаковая и последствия тоже одинаковые. Законодательство требует юридического подтверждения действий водителя. А цифровизация невозможна без цифровых (электронных) документов, которые могут быть подписаны только электронной подписью. Таким образом, любые небумажные юридически значимые документы должны быть подписаны цифровой подписью. Это касается любой сферы деятельности. А вот какая конкретно подпись должна использоваться, зависит от области применения — системы, в которой она используется.
Точка зрения автора статьи может не совпадать с позицией редакции
Что такое чип карта водителя для тахографа и как ее оформить
Водители грузового транспорта и автобусов должны ездить на авто, в которых установлен тахограф. Это правило установлено в странах ЕС. Устройство предназначено для фиксирования времени, которое было потрачено шофером на отдых и работу. Эти нормы необходимо соблюдать иначе полиция имеет право наложить штраф. Правила были установлены не для того, чтобы в чем-то ущемить водителя. Цель — снизить количество аварий во время перевозки грузов, связанные с переутомлением.
Тахограф фиксирует время, проведенное за рулем и количество часов отдыха. Инспектор на дороге имеет полное право попросить данные для проверки. Карта водителя выдается для считывания действий. Если ее нет или человек сел с чужой чип-картой, он нарушает закон.
Как она выглядит
Карта водителя имеет тот же размер, что и текущие права с фото. Если у вас все еще есть бумажная лицензия, вам нужно будет предоставить подтверждающие документы, удостоверяющие личность, и фотографию. Полная информация представлена в пакетах приложений, которые можно получить в местных офисах DVLA.
Вы можете подать заявку на получение карты не позднее чем за три месяца, но лучше подготовиться заранее. Вдруг вам придется управлять арендованным автомобилем, на котором установлен цифровой тахограф.
Вы можете одновременно владеть только одной картой. Категорически запрещается использовать удостоверение, которое уже было использовано, у нее истек срок годности или не является вашей. Карта действительна 5 лет. Если она будет потеряна или украдена в течение этого времени, новое удостоверение будет выпущено с тем же сроком действия, что и оригинал. Если произошла кража или потеря, необходимо немедленно подать заявление на получение нового экземпляра, прежде чем приступить к вождению.
Что нельзя
Категорически запрещается садиться за руль грузовой машины без чип карты. Без нее придется распечатывать свои действия в поездке ежедневно. Компания должна документально подтвердить, что карта утеряна и что была подана заявка на замену, прежде чем они позволят вам управлять автомобилем.
Вы не сможете водить машину, если просто забудете взять удостоверение. Это является правонарушением, и работодатель будет привлечен к ответственности, если разрешит управлять автомобилем без нее. Блок тахографа хранит подробную информацию обо всех предпринятых действиях, включая те, что были проведены без вставленной карты, и данные сохраняются в течение 365 дней. Ваша карта может быть отозвана, если будет установлено, что она использовалась кем-то другим, была фальсифицирована каким-либо образом или получена с использованием ложных деклараций или документов.
Обязательства получателя карты
Карточка — это не просто ключ, который дает право управлять грузовым авто. В ней содержится личная информация водителя, указывается расстояние, которое он пробыл в пути, время отдыха.
Кроме того, водитель должен понимать, что на нем лежат определенные обязательства:
Кто обязан получить
Все автомобили весом более 3,5 тонн, используемые в коммерческих целях, должны быть оснащены самописцем. Если авто был введен в эксплуатацию после мая 2006 года, он должен быть оснащен цифровым тахографом. Естественно, что все водители, управляющие такими транспортными средствами, должны иметь карту.
На автомобилях, введенных в эксплуатацию до мая 2006 г., может быть установлен аналоговый тахограф, для которого требуются диски для записи действий водителя.
Кому не нужна карта
Обязанность использования тахографа определяется автомобилем, а не водителем. Это означает, что шоферам следующих транспортных средств не требуется карта тахографа во время движения:
Что такое карта водителя и как ее получить
На грузовом автотранспорте, автобусах устанавливаются тахографы. Это приборы, с помощью которых производят контроль за режимом дня шофера, скоростью движения машины, местом нахождения авто и пройденным расстоянием. Водитель за рулем автомобиля с тахографом получает индивидуальную карту – пластиковый носитель с микрочипом (ключом). С его помощью предоставляется доступ к устройству, идентифицируются данные о шофере. Личная информация, которая записана на тахокарте, зашифрована.
Кто может получить
Водители, которые могут оформить пластиковую карту для тахографа:
Виды карт тахографа для водителя
Россияне используют несколько типов приборов. Для каждого вида тахографа предусмотрена своя водительская чип-карта. В ходу два типа маршрутных электронных носителя со значительными отличиями:
Министерство транспорта РФ требует, чтобы для новых российских тахографов производители использовали чипы с криптографической защитой. На них прописываются фамилия, имя, дата рождения водителя, указываются дни выдачи и окончания действия документа. На карте есть фото владельца, номер его водительского удостоверения, адрес, подпись.
Все записи производятся на русском языке. Тахографы российского изготовления применяют только для транспортных средств, выполняющих рейсы внутри страны. Чтобы воспользоваться картой с СКЗИ, необходимо ввести пин-код.
Эта водительская карта используется в европейских тахографах. Чип обязателен при выполнении международных грузовых и пассажирских рейсов по Европе, странам СНГ. Карта соответствует требованиям, принятым Европейским соглашением и техническим регламентом ТР ТС 018/2011.
На пластиковом носителе прописаны те же данные на двух языках (русском, английском). Чип-карта водителя для тахографа иностранного производства отличается от российской шрифтом и водяными знаками.
Для работы тахокарты с ЕСТР пин-код не нужен.
Назначение и принцип действия
Карта для тахографа выполняет роль идентификатора человека за рулем. С ее помощью можно считать информацию с прибора о действиях конкретного шофера за рулем. Чип-карта персональная, не должна передаваться третьему лицу. Перед началом движения водитель обязан вставить ее в специальное отверстие тахографа, ввести пин-код. На экране высветятся Ф.И.О. шофера.
После успешной идентификации можно начинать движение. Система самостоятельно выберет режим «вождение». При остановке произойдет переключение на «отдых». Окончив смену, работник должен извлечь чип.
На карту и в память устройства будут записаны время вождения, период отдыха, скорость движения, пройденное расстояние.
Для забора и расшифровки информации с карт тахографа разработаны специальные приборы. Считывателями пользуются сотрудники государственных служб. При аварии данные с носителя считаются веским доказательством.
Как оформить карточку водителя для тахографа
Порядок действий для заказа чип-карты:
Необходимые документы
Где получить карту водителя
Жители столицы могут приобрести чип для тахографа в лицензированных автомастерских. Эти конторы специализируются на их выдаче или замене. Второй вариант – заказать карту у дилеров официальных изготовителей.
Прежде чем ехать в организацию, водителю рекомендуется позвонить и удостовериться в наличии услуги. Часто компании предлагают оформить заявку онлайн на сайте.
На изготовление чипа с СКЗИ уходит от 10 рабочих дней, для ЕСТР – от 15 суток.
Срок действия и его продление
После окончания времени действия необходимо обновить тахокарту. Шофер пишет заявление, подает документы (как при первичном получении чипа). При увольнении из транспортной организации электронная карта водителя изымается в обязательном порядке.
Стоимость
Прайс на изготовление водительских пластиковых носителей зависит от их вида и количества, ценовой политики компании, где они должны выдаваться. Разбег цен варьирует от 2100 до 4500 руб. Дешевле обойдется заказ карточек через интернет. За группу водителей компания может предоставить дополнительную скидку.
Тахокарты с СКЗИ дешевле, чем чипы ЕСТР. Уменьшит стоимость изготовления обращение непосредственно к лицензиату без посредников. Расходы по изготовлению электронных носителей берут на себя автотранспортные предприятия.
Штраф без карты водителя
Согласно ст. 11.23 КоАП РФ, в салоне грузовой машины или автобуса должен быть установлен исправный тахограф. Его отсутствие или неработоспособность расценивается как административное нарушение, которое влечет штрафные санкции. Отсутствие карты или ее просрочка приравниваются к неисправности устройства и тоже караются.
Наказываются все лица, причастные к перевозке. На водителей накладывается взыскание от 1000 до 3000 руб. Работников транспортного предприятия, выпустивших автомобиль в рейс без тахографа, накажут на 5000–10000 руб. Юридическому лицу грозит штраф 15000–30000 руб.
Перед отправкой в дорогу водителю рекомендуется проверять рабочее состояние тахографа и наличие в нем действительной карты. С собой в рейс нужен запас бумаги для распечатки данных.