Что такое чистая монополия
Чистая монополия
Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Чистая монополия» в других словарях:
Чистая монополия — тип отраслевого рынка, на котором: одна фирма продает уникальный продукт, не имеющий близкого заменителя; доступ на рынок закрыт; фирма монополист обладает значительным контролем над ценой на продаваемый продукт. При чистой монополии ценовая… … Финансовый словарь
Чистая Монополия — См. Монополия простая Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ — положение на рынке товаров и услуг, характеризуемое наличием одного продавца данного вида товара или услуги. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
Чистая монополия — см. Монополия чистая … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ — положение на рынке товаров и услуг, характеризуемое наличием только одного продавца данного вида товара или услуги … Энциклопедический словарь экономики и права
чистая монополия — Ситуация, в которой одна фирма контролирует весь рынок продукта. Это может случиться, если фирма имеет патент на продукт или лицензию от правительства на монополию. Например, электрическая компания может быть монополией, лицензированной… … Финансово-инвестиционный толковый словарь
Чистая монополия — тип рынка, на котором уникальный продукт предлагается одной фирмой. Проникновение в отрасль блокировано … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ — – рыночная ситуация, при которой товар представлен единственным товаропроизводителем при отсутствии конкурентов и наличии различных льгот и привилегий со стороны государства … Краткий словарь экономиста
чистая монополия — положение на рынке товаров и услуг, характеризуемое наличием одного продавца данного вида товара или услуги … Словарь экономических терминов
Монополия — вариант несовершенной конкуренции, при котором на рынке товара (услуги) присутствует один крупный продавец, за счет своего положения способный влиять на цены. Прочие продавцы намного меньше и не в состоянии оказывать влияние на рынок. Частный… … Банковская энциклопедия
Чистая монополия
Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.
Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
В экономической теории под абсолютным преимуществом понимается способность предпринимателя, компании или страны произвести большее количество качественного продукта, используя одинаковое, определённое количество ресурсов. Преимущество в производстве определённых товаров и услуг может быть обусловлено благоприятными природными и климатическими условиями, дешевизной и легкодоступностью сырья, особыми знаниями и навыками в производстве товаров и другими особыми факторами производства. Понятие абсолютного.
Трансформационные предприниматели (англ. transformational entrepreneurs) – люди, организующие малые фирмы с целью дальнейшего расширения и выхода на уровень крупных, динамично развивающихся предприятий. Такие фирмы, в отличие от созданных натуральными предпринимателями (англ. subsistence entrepreneurs), увеличивают спрос на рынке труда. Их считают двигателями экономического роста.
В соответствии с теорией технологического разрыва торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран, из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта.
Монополистические модели конкуренции используются в рамках несовершенной конкуренции в международной экономике. Эта модель является производной модели монополистической конкуренции, которая является частью базовой экономики. Здесь он ориентирован на международную торговлю.
Макроэкономическая теория зародилась из исследований деловых циклов и денег как экономической категории. По мнению ранних исследователей, денежные (монетарные) факторы не влияют на реальные показатели, такие как реальный объём производства. Джон Мейнард Кейнс подверг эти взгляды критике, создав «Общую теорию», в которой функционирование экономики описывалось не с точки зрения отдельных субъектов экономики (фирм и домохозяйств), а с точки зрения экономики в целом (агрегированными показателями). В.
Что такое монополия в экономике и что регулирует антимонопольное законодательство
Залогом развития рыночной экономики является здоровая конкуренция. Иногда на ее пути появляются препятствия. Монополия – одно из них. В статье рассмотрим, что это такое, почему возникает и какие виды бывают.
Что такое монополия
Монополия – это рыночная структура, при которой контроль над определенной отраслью экономики оказывается в руках одного субъекта. Он единолично производит и реализует товар или оказывает услугу. Доступ для других участников рынка оказывается закрыт в силу естественных или искусственно созданных причин.
Данный тип рыночной структуры характеризуется следующими признаками.
В качестве примера можно привести РЖД. Контроль над железнодорожными перевозками осуществляет одна компания. Если инфраструктуру разделить между несколькими конкурирующими фирмами, начнется хаос. Поэтому в данной сфере монополия – единственно возможный вариант. Она не оказывает негативного влияния на рынок, так как вызвана естественными причинами.
Бывает и другая ситуация. Объективных препятствий для конкуренции нет, а отрасль все равно оказывается в руках одного поставщика. Это нездоровая для рынка модель, которая приводит к неприятным последствиям.
Говоря о монополиях, стоит кратко упомянуть такое понятие, как олигополия. Это тип рыночной структуры, при которой основную часть рынка делят между собой несколько компаний. При их сговоре рынок по своим характеристикам приближается к монопольному. Классические примеры олигополии – самолето-, судостроение, банковская сфера, рынок сотовой связи.
Причины возникновения монополий
Основной фактор развития монополии – стремление бизнеса увеличить прибыль. Оно заложено в самой природе предпринимательской деятельности.
Чем больше производителей, тем ближе цена товара к себестоимости. Поэтому предприниматели стараются всеми силами снизить конкуренцию.
Дополнительными факторами также являются:
Какие бывают монополии
В экономике выделяют четыре основных типа данной рыночной структуры.
Естественные
Они возникают в отраслях, которые имеют жизненно важное значение для экономики. Чистая конкуренция в них опасна или совершенно невозможна по техническим причинам. Упомянутый нами железнодорожный транспорт относится к данному типу.
Также к естественным монополиям можно отнести:
Цена входа в бизнес в этих сферах экономики чрезвычайно высока. Чаще всего только государство способно нести такие затраты. Осуществление деятельности связано с серьезными издержками.
Искусственные
Создаются целенаправленно крупными игроками рынка. Их цель – вытеснить мелких конкурентов и получить контроль над отраслью. Достигается она несколькими способами.
Например, крупная компания резко снижает цены. Товар более мелких фирм оказывается неконкурентоспособен, и они разоряются. Рыночная структура становится монополистической.
Так случилось с американскими производителями телевизоров. В середине 70-х годов XX века рынок заполонили более дешевые и качественные японские модели. Местные фирмы не выдержали конкуренции и стали закрываться одна за другой. К 1995 году в США не осталось ни одного производителя телевизоров.
Предприниматели создают союзы, чтобы вместе контролировать рынок. Существует пять типов таких объединений.
Тип объединения
Структура
Несколько компаний, работающих в одной сфере экономики, договариваются о единой сбытовой политике: ценах, объемах производства, типе продукции. При этом они сохраняют автономность и независимость
Более высокая форма объединения. Фирмы сохраняют производственную независимость, но теряют коммерческую. Сбыт продукции осуществляют синдикатские конторы
Участники теряют коммерческую и производственную автономность. Происходит слияние капиталов и выпуск ценных бумаг. Чистая прибыль распределяется между участниками в зависимости от вложенной доли
Объединяются фирмы из разных отраслей, связанные технологической цепочкой по производству конечного продукта. Управляет ими единое руководство
Это союз разных предприятий вне зависимости от вида их деятельности под единым финансовым контролем
К таким факторам, например, относится патентное законодательство. В 1992 году компания Pfizer запатентовала препарат для лечения эректильной дисфункции – всем известную виагру. На протяжении 21 года другие фирмы не имели права выпускать препараты подобного типа. Pfizer же установила максимально возможные цены на свою разработку.
Лишь в 2013 году, когда действие патента закончилось, в продаже появились более дешевые аналоги.
Открытые
Этот тип рыночной структуры имеет временный характер. Он связан с инновационными разработками, не имеющими аналогов. Компания, которой удалось первой внедрить их, становится чистым монополистом. Но лишь до тех пор, пока конкуренты не догонят ее и не разделят рынок между собой.
Например, компания Apple «довела до ума» технологию мультитач и разработала новый тип мобильных устройств. До того как другие компании освоили нововведение, она оставалась монополистом на рынке сенсорных смартфонов и планшетов.
Если у вас есть инновационная идея, не ждите, пока ее реализует кто-то другой. Возьмите кредит на ведение бизнеса в Совкомбанке. Для корпоративных клиентов действуют специальные условия.
Государственные (закрытые)
Стратегически важные отрасли экономики государство монополизирует, чтобы проще было осуществлять контроль. Например, единственным эмитентом денег в России является Центробанк. Это та сфера, конкуренция в которой неуместна.
Создавая монополию, правительство преследует несколько целей.
Что такое чистая монополия
В экономической теории существует такое понятие, как чистая монополия. Это идеальная модель, которая противопоставляется чистой конкуренции. Для нее характерно наличие единственного поставщика, продукция которого не имеет аналогов на рынке. В реальности такой тип монополии встречается очень редко.
Большинство чистых монополий стали таковыми в силу естественных причин. В качестве примера можно привести компанию «Газпром». Она владеет единой системой газоснабжения России, которой пользуются все газодобывающие компании. Альтернатив и аналогов у этой системы нет.
Научно-исследовательский институт атомных реакторов под Димитровградом является чистым монополистом в сфере производства самого дорогого металла в мире – калифорния. В мире всего две компании, которые владеют уникальной технологией.
Как регулируют естественные монополии
Контроль осуществляется ценовым и сервисным методами.
Первый предполагает установление предельных тарифов на продукцию. Государство следит, чтобы монополисты не завышали цены. Так как деятельность естественных монополий чаще всего направлена на удовлетворение первичных потребностей населения, любое повышение цен является болезненным.
Сервисный метод предполагает обеспечение свободного доступа к продукции, а для некоторых категорий – бесплатное обслуживание и льготы. Так, например, дети до 7 лет могут ездить в метро бесплатно.
Надзорным ведомством, осуществляющим контроль за естественными монополиями, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Что такое ФАС
Это орган исполнительной власти, контролирующий предпринимательскую деятельность. Главная цель ФАС – предотвращение нарушений в сфере антимонопольного законодательства. Основные его положения закреплены следующими федеральными законами:
В компетенцию ФАС входит проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства, обращение в суд с исками при его нарушении, привлечение к ответственности за нарушение законов, контроль сферы государственных закупок, установление тарифов.
Чем опасны искусственные монополии
Возникновение искусственных монополий негативно сказывается на состоянии рынка. Страдают от них в первую очередь потребители. Ниже кратко представлены последствия монополизации рыночной экономики.
Еще на заре развития рыночной экономики стало понятно, что увеличить прибыль проще всего устранив конкурентов. Занять доминирующее положение можно используя как честные методы конкуренции, так и недобросовестные способы. С последними активно борются государства.
При этом в некоторых сферах возникновение чистых и естественных монополий неизбежно. Их цель – развивать стратегически важные отрасли и социально значимые проекты.
Что такое чистая монополия
1. Монополия – это рыночная структура, где:
а) действует только один покупатель;
б) существует небольшое число конкурирующих между собой производителей;
в) имеется только одна крупная фирма-производитель;
г) отсутствует контроль над ценами продукции.
2. В отличие от конкурентной фирмы монополист:
а) может назначать любую цену на свой продукт;
б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;
в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;
г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли.
3. Монополия связана с лицензированием деятельности, поскольку производится:
а) уникальный продукт;
б) качественный продукт;
в) широкий ассортимент;
г) модный продукт.
4. Допустим, что монополист может продать 10 единиц товара по цене 100 долл/ед. Продажа 11 единиц вызывает снижение цены дo 99,5 долл/ед. Предельный доход при увеличении объема продаж с 10 до 11 единиц равен, долл.:
а) 100;
б) 99,5;
в) 94,5;
г) 94,0.
5. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:
а) монополизирует рынок;
б) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию;
в) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками;
г) сегментирует рынок.
6. Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на свою продукцию, если:
а) средние издержки снижаются;
б) затраты на рекламу растут;
в) предельный доход выше предельных издержек;
г) предельный доход равен переменным издержкам.
7. У монополиста предельные издержки обычно меньше цены продукции, потому что:
а) цена меньше предельного дохода;
б) цена больше предельного дохода;
в) предельные издержки меньше средних издержек;
г) предельные издержки больше средних издержек.
8. Укажите область, где, по Вашему мнению, может быть эффективная монополия:
а) автосервис;
б) водопроводные сети;
в) пиццерия;
г) цветочный ларек.
9. Единственный в отрасли продавец продукта, не имеющего заменителей, – это:
а) монополия;
б) дуополия;
в) метрополия;
г) монопсония.
10. Монополия характеризуется тем, что фирмы:
а) не могут свободно входить в рынок;
б) действуют на рынке в большом количестве;
в) обладают полной информацией о рыночных условиях;
г) выпускают дифференцированную продукцию.
Чистая монополия
Чистая монополия представляет собой такую организацию рынка, в которой полностью отсутствует конкуренция. Может образовываться как естественным образом,так и благодаря искусственным причинами.
Определение понятия чистая монополия
При наличии на чистой монополии на рынке существует единственный продавец товара, аналогов или заменителей которому нет в других отраслях. Чистая монополия — пример несовершенной конкуренции.
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Признаки чистой монополии
Виды монополии
Естественные монополии появляются из-за совокупности ряда естественных факторов.
РЖД и другие госкомпании
Монополии, основанные на добыче уникальных ископаемых.
Любая российская компания, добывающая нефть, газ, никель.
Монополии под контролем государства.
Все сети электро- и теплоснабжения.
Открытые монополии возникают из-за выпуска абсолютно новой продукции.
Пример
В свое время Nokia, предлагающая первые сотовые телефоны.
Закрытые монополии возникают, когда государство запрещает ряду компаний какой-то вид деятельности, который разрешает другим.
Пример
ВПК — военно-промышленный комплекс
Географические монополии возникают в удалённо расположенных населенных пунктах.
Почта России — как единственная почтовая компания в отдаленных населенных пунктах.
Технологические монополии возникают из-за особенностей технологии.
Пример
В свое время это были домашние телефоны.
Естественные барьеры
Существуют естественные барьеры, благодаря которым образуются разные виды монополий.
Экономические барьеры
Отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции.
В этом случае остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия.
Другая причина возникновения естественных барьеров — внутренний рынок страны относительно невелик, а экономически в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.
Технологические барьеры
Технологические барьеры связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень технологии делает невозможной.
Бессмысленно для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов.
Финансовые барьеры
Чтобы новой компании войти на монополизированный рынок с большими объемами выпуска, у компании должны были инвестиции, квалифицированные кадры и т. д.
Собственность на некоторые виды ресурсов
Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного товара, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм.
Искусственные барьеры
Искусственные барьеры создаются игроками рынка или государством.
Юридические барьеры
Гарантирование патентных прав на изобретение, предоставление особых привилегий, обеспечение секретности разработок со стороны правительства. Все это может превратить одну компанию в монополиста.
Методы недобросовестной конкуренции
Вывод
Большинство чисто монопольных отраслей являются таковыми по естественными причинам. Они, как правило, находятся под контролем правительств. Государство защищает монополию от любых угроз.
И государство заинтересовано, чтобы продукцию монополии потребляло население. Поэтому цены на нее контролируются. А сам монополист получает дотации.