Что такое читательская конференция
Читательская конференция «Чтение – лучшее учение»
Ход конференции
1. Вступительное слово.
Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы провести читательскую конференцию » Чтение-лучшее учение».
Слово учащимся.
Кто с книгой по жизни шагает
Кто с нею умеет дружить
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить.
Книга все тебе расскажет
С ней беседа не наскучит
Край родной она покажет
и любить тебя научит.
Слово учителю.
Чему учат нас книги (учебники)?
Сейчас ребята Вам расскажут о том, какие знания дают предметы, изучаемые в школе.
(Дети с учебниками в руках выстраиваются в ряд и рассказывают о значении каждого предмета).
История интересна тем, что Вы узнаете о прошлой и настоящей жизни людей из других стран, о художниках, писателях, полководцах, земледельцах и торговцах. О том, какой была архитектура, одежда, быт. Узнаете о героических подвигах, которые учат людей любви к Родине, дружбе между народами. История учит уважать и любить свой народ, а также другие народы.
Все эти науки изучают строение, развитие, размножение и значение живых организмов.
2. Значение знаний в жизни человека.
И это правильно, книги рассказывают нам о нашей Родине, ее просторах, о ее лучших людях, об их труде.
3. Что лучше: просмотр мультфильмов, или чтение книг?
Очень часто просмотр телевизионных передач заменяет чтение книг. Давайте посмотрим, что лучше, что полезнее.
Сейчас вы встретитесь на экране с очень знакомым героем Винни-Пухом.
а) Просмотр сюжета из мультфильма «Винни-Пух».
Скажите, ребята, а кому пришла в голову мысль создать такого забавного героя?
А как он появился в России?
А сколько лет Винни-Пуху?
— Об этом не узнаешь из мультфильма, но зато узнаешь из книги о Винни-Пухе, которую перевел на русский язык, а затем и придумал новые истории Б.Заходер. (Зачитывается отрывок из книги «Вини-Пух и все- все- все»).
— Посмотрим теперь сюжет как мартышка из мультфильма «38 попугаев» делает зарядку с удавом.
б) Просмотр сюжета из мультфильма «38 попугаев» («Зарядка для хвоста»: Мартышка пыталась сорвать кокос и не могла добраться до верха, все время съезжала, попугай сказал ей, что вся причина в том, что у нее слабые мышцы и чтобы их укрепить, нужна зарядка, но чтобы ей не скучно было делать зарядку, он ей предложил делать зарядку с кем-то).
— Прокомментируйте, какие действия хвостом выполнял удав.
— А теперь послушайте, как об этом пишет автор. (Зачитывается отрывок из книги «38 попугаев»).
— А если Вы прочитаете всю книгу, то узнаете не только об их действиях, но и мыслях, рассуждениях, спорах.
И вообще намного интереснее смотреть мультфильм или фильм после прочитанной об этом книге.
Многие ребята большую часть свободного времени проводят у телевизора и даже не подозревают о том, что от этого можно заболеть.
4. Сценка (Журнал «Начальная школа» №3 1991г.)
(Костя сидит у телевизора. Входит бабушка.)
(Костя начинает есть, бабушка уходит).
Костя (Костя выкрикивает, словно в бреду)— Клуб кинопутешественников.
(Бабушка уводит Костю, он по дороге оборачивается и обращается в зал)
Рекомендации друзей: Ребята, чтобы Вы меньше сидели у телевизоров, Ваши товарищи предлагают прочесть эти книги.
Дети рекламируют свои любимые книги.
6. Аукцион пословиц о книге.
Народ давно понял, какое важное значение в жизни человека имеет книга и поэтому составил о книгах много мудрых мыслей.
а) Игра » Найди конец пословицы». (Пословицы делятся на две части: 1-я часть записана на доске, 2-я раздается участникам конференции, необходимо собрать пословицу и объяснить ее смысл).
1. Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.
6. Золото добывают из земли, а знания из книги.
7. Кто много читает, тот много знает.
8. Книга поможет в труде, выручит в беде.
9. Из глубины моря достают жемчуг, а из глубины книг черпают знания.
10. Книга в счастье украшает, в беде утешает.
11. Ученье свет, а неученье тьма.
13. Хорошая умная книга- первый друг человека.
Заранее проводилось анкетирование учащихся 1-4 классов. Подводятся итоги.
Из опрошенных 2-3-4 классов, все читают книги, и только один учащийся из 3 класса признался, что не читает.
8. Выявление самого активного читателя.
Подводятся итоги по количеству прочитанных книг в школьной библиотеке с начала учебного года (по классам).
9. Подведение итогов.
Ребята, нам хочется, чтобы вы поняли, как важно и необходимо общение с любой книгой.
Пусть много детвора читает.
Пусть будет каждый эрудит.
Чудесных книг еще немало.
Прочесть вам в жизни предстоит.
Ведь вы читающий народ.
Любите книгу круглый год.
Как провести читательскую конференцию в библиотеке
Конференция по чтению следует за самостоятельным чтением и предлагает учащимся возможность:
Подготовительный этап
Данный этап начинается за месяц, а иногда и за два месяца до самой конференции. На этом этапе формируется список спикеров (докладчиков) и модераторов, которые будут управлять ходом как самой конференции, так и дискуссий. Спланируйте детали вашего мероприятия как можно более конкретнее. Сразу определите дату, время и место конференции. Сформируйте список необходимых материалов и вещей, которые понадобятся вашим участникам на протяжении всего мероприятия: копии программы, письменные принадлежности, бейджи, подарки. Все эти предметы должны быть собраны как минимум за неделю до мероприятия и готовы к распространению в день конференции. Планируя мероприятие, не забудьте включить в него планы действий на случай непредвиденных обстоятельств. Это может очень помочь вам и вашей команде в случае неожиданных проблем, возникающих в последний момент.
Также важно сформулировать тему конференции, темы докладов и их порядок. Темы должны быть интересными для целевой аудитории и важными для нее. Это значит, что для конференции лучше всего будет взять те тексты, которые адаптированы к учебным потребностям учащихся. Очевидно, что интерес к книге или автору будет только в том случае, если большинство читателей знакомы с ним или его творчеством. Самый простой способ — выбрать литературу из учебного плана, которую учащимся в любом случае необходимо будет прочитать.
Непосредственное проведение конференции
Обычно читательская конференция состоит из небольшого вступительного слова, где рассказывается о целях и темах конференции. Далее выступают докладчики и после каждого выступления можно организовать вопросы из зала. После всех выступлений происходит дискуссия, где любой участник может высказать собственную точку зрения на книги. Это дискуссия может проходить как в организованном формате, так и в неформальном кофе-брейке. Также в конференцию включают литературные игры и викторины. Заключительное слово может сделать любой участник конференции, однако чаще всего его проговаривает ответственный по подготовке мероприятия.
После того, как встреча закончится, вам еще предстоит немного поработать. Необходимо поблагодарить всех за участие и приложенные усилия. Это не только обычная вежливость, но и задел для дальнейшего сотрудничества. Скорее всего, это не последняя ваша конференция, поэтому лучше поддерживать связи, которые вы установили. Также соберите отзывы, это прекрасная возможность услышать, что люди думают о мероприятии и что можно было бы сделать лучше в будущем.
Самый простой способ собрать информацию — отправить всем по электронной почте ссылку на онлайн-опрос. Сделайте его относительно коротким и сосредоточьтесь на нескольких основных темах: что участникам больше всего понравилось в конференции, как бы они оценили различные аспекты конференции, чтобы они изменили и улучшили? Постарайтесь сделать его в течение нескольких дней, пока конференция еще свежа в памяти.
Читательская конференция (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Республиканская детская библиотека им.
Читательская конференция – одна из распространенных форм обсуждения книг с читателями. Читательская конференция является комплексным библиотечным мероприятием и посвящается определенной проблеме или теме.
Цель конференции: привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у ребят умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.
Основная функция – привлекать к чтению, выявлять мнения и оценки широких кругов читателей вне зависимости от их присутствия на итоговом обсуждении. Поэтому неверно оценивать проведение читательской конференции только по числу присутствующих и выступивших в публичном обсуждении книги или проблемы.
Важный момент в подготовке и проведении читательской конференции и диспута – формирование однородной группы читателей, объединенных общим интересом к обсуждаемой проблеме или одной возрастной группой.
Планируя обсуждение, необходимо определить примерное число его участников. Опыт показывает, что оптимальное число участников 25-30 человек. Расширение аудитории не позволит вовлечь в обсуждение всех участников и снизит эффект мероприятия.
Этапы подготовки и проведения
Выбор темы. Подготовка к конференции или дискуссии. Публичное обсуждение книги, проблемы или вопроса. Подведение итогов, изучение результативности библиотечного воздействия.
Первый этап читательской конференции предполагает беседы библиотекаря с читателями при приеме и записи выбранных книг, во время консультаций в фонде открытого доступа, а также обзоры изданий, представленных на книжных выставках и др. При этом библиотекарь узнает суждения читателей, непосредственно влияет на правильную оценку книги. Читательские мнения желательно отражать в альбоме или на стенде читательских отзывов, в бюллетенях.
Выбор книги (или группы книг), или проблемы для читательской конференции осуществляется по-разному. Прежде всего, учитываются пожелания и предпочтения читателей, популярность издания, степень его дискуссионности.
Основой конференции может стать также отдельная публикация или цикл статей из периодики, полемика, телевизионная передача, выход в свет собрания сочинений писателя, чьи произведения вызывают стойкий интерес среди детей.
Отбирая тему для конференции, нужно учитывать глубину раскрытия проблемы в литературе: в научно-познавательной она определяется научной объективностью, в художественной – эстетическими достоинствами. Можно отбирать для читательской конференции новинки литературы, наиболее значимые в последнее время. В этом случае перед библиотекарем встают дополнительные задачи – он должен сам ознакомиться, прочитать предлагаемую на конференцию книгу или литературу по теме.
Подготовительная работа к конференции является той невидимой частью «айсберга», которая незаметна стороннему наблюдателю. Бесспорно, что именно эта предшествующая работа обеспечивает успешное решение всех поставленных задач и замыслов. На подготовительном этапе определяется время, место предстоящего мероприятия и его форма.
Чтобы читательская конференция стала ярким событием, необходимо сделать ее приближение ожидаемым. Растянутое во времени радостное ожидание и есть главный механизм, выполняющий функцию психологического настроя на подготовительном этапе. Чтобы привести данный механизм в действие, существует немало уже проверенных на практике средств и творческих «секретов».
Реклама – один из секретов успеха конференции. Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама является завязкой интриги будущего обсуждения, задача которой воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.
- Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, дом); Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Представьте себе ребят, дефилирующих по школе с рекламными текстами на спине и груди. Такую рекламу нельзя не прочесть. Реклама может быть театрализованной. Ее носители специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов. Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки.
Безусловно, важны не только оригинальные виды рекламы и способы ее распространения. Главное, конечно же, содержание – сведения о приближающемся мероприятии, которые создают ему популярность.
Приглашение – акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов:
- билеты-игрушки; билеты-шапочки; билеты-закладки; билеты-программы и т. д.
Конечно, дело это трудоемкое. Но ведь и дизайнером-изготовителем пригласительных билетов может быть целая группа, а стать курьером по их разноске поручение весьма приятное и престижное. Да и приглашение в обычной устной форме, обращенное от библиотекаря или учителя к учащимся (или наоборот) также может быть очень заманчивым, интригующим, желанным.
Календарь будет уместен при подготовке и проведении читательской конференции среди учащихся младших классов. Вывешенный в классе, он поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день календарь будет напоминать о приближении желанного события. Например: «До незабываемого путешествия на ядре вместе бароном Мюнхаузеном осталось 4 дня».
Репетиционные приготовления, которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания.
Безусловно, эта «коллекция» средств создания психологического настроя на этапе подготовительной работы не является исчерпывающей и обязательной, тем не менее, она дает представление о тех скрытых и часто, к сожалению, мало используемых резервах, которые позволяют повысить воспитательный потенциал проведения библиотечного мероприятия.
Необходимо продумать оформление помещения, в котором будет проводиться публичное обсуждение. Это могут быть развешанные на стенах шутливые рисунки, лозунги, афоризмы, шаржи. Они не только не умаляют значимости обсуждаемой темы, но еще и создают атмосферу доверия, без которой диспут невозможен.
Здесь же желательно разместить вашу книжную выставку, детские рисунки или фотографии; нелишним будет плакат с правилами проведения обсуждения или дискуссии.
Планируя мероприятие, необходимо также обдумать место и время проведения читательской конференции, расстановку мебели. В зависимости от темы, возможно, потребуется преобразование пространства, создание на привычном месте необычной мизансцены.
Необычное освещение может привнести в мероприятие необходимый настрой.
В период подготовки читательской конференции определяется примерный регламент, рассчитывается время проведения обсуждения. Необходимо продумать также техническое обеспечение мероприятия: наличие микрофонов, назначение ответственных за музыкальное сопровождение, за сбор записок в аудитории и т. д.
Музыкальный фон зачастую создает соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.
Этой цели служит необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления.
Специально подготовленное вступительное слово ведущего – своеобразный пролог к основному действию (в виде притчи, легенды, сказки, письма, прочтения отрывка из произведения, рассказа об интересном событии из жизни автора), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.
Вот пример замечательной «провокации» для детей:
По одной восточной легенде, однажды боги решили сотворить мир. Они создали звезды, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем создали человека. И, наконец, создали истину. Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее сразу не нашел. Им хотелось, чтобы он искал ее подольше. «Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине», – сказал один. «Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», – сказал другой. «Давайте спрячем ее во мраке морских глубин». Наконец, самый древний и мудрый бог сказал: «Нет, мы спрячем ее в душе человека. Он будет искать истину по всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе».
А затем предложите детям заняться поиском этой самой истины.
Если вы решили провести читательскую конференцию в форме литературного суда, значит нужно заранее расписать роли обвинителя, защитника, общественных обвинителей и прочих атрибутов подобного мероприятия. В таком случае нужны предварительные репетиции.
Некоторые читательские конференции предполагают наличие не только вопросника, но и всего сценария проведения конференции.
При подготовке конференции важно обеспечить необходимую экземплярность обсуждаемых произведений. Когда в библиотеке имеется 1-2 экземпляра, то рассчитывать на успех не приходится, если только вы не организуете предварительные громкие чтения выбранного произведения. Минимум, без которого нецелесообразно начинать подготовку к читательской конференции это 5-6 экземпляров, обеспечивающих нужды библиотеки (подготовка выставок, обзоров, проведение громких чтений) и одновременность выдачи 2-3 читателям.
Список литературы. Книжная выставка.
Список рекомендуемой литературы включает обычно 5-6, реже 8-10 названий, в т. ч. критическую и справочную литературу. Желающих более широко ознакомиться с кругом изданий по теме вы можете отослать к книжной выставке, подготовленной в библиотеке.
Положение о читательской конференции
Читательская конференция проводится Муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №35» В 2020 году конкурс носит название «Победа: нам жить и помнить» и приурочен к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне (1941- 1945гг).
Развитие интереса обучающихся к чтению через пропаганду произведений художественной литературы современных писателей.
· Повысить эффективности работы по организации детского и подросткового чтения в современных условиях.
· Развивать читательские, коммуникативные, информационные умения учащихся.
В конференции принимают участие коллективы 1-4 классов.
Технология проведения читательской конференции:
Каждый участник (группа участников) самостоятельно выбирает книгу и представляет ее на читательской конференции по примерному плану: название, автор, жанр или тема книги, 10-15 предложений по содержанию. Выступление может быть подготовлено в виде инсценировки произведения или его фрагмента.
Задача выступающего – показать привлекательность книги, порекомендовать ее для чтения.
Задача слушающего – прослушать информацию о книге, сделать пометки и выбрать книги для чтения в ближайший период времени.
Срок проведения конференции:
2 апреля 1-2 классы
3 апреля 3-4 классы.
Организационный комитет конференции:
руководство осуществляется заместителем директора по методической работе, заведующей библиотекой Лыгаловой Л.Ф, заместителем директора по УВР Орловой Е.Г.; учителями начальных классов Кушпирой Е.А., Ходжаевой Т.А.
Поощрение победителей и участников конкурса:
Победители и лауреаты получают диплом победителя и грамоты;
Все конкурсанты получат сертификаты участников;
Критерии оценки выступления :
выступающий должен показать глубокое знание текста, представляемого произведения;
При оценке выступления учитывается:
1. Содержательный блок (полнота раскрытия темы, логика и убедительность изложения, выводы, наличие основной идеи).
2. Степень владения материалом (умение обходиться без текста во время выступления; умение отвечать на вопросы; активный, самостоятельный поиск информации в процессе подготовки).
3. Использование наглядного материала (наличие в презентации иллюстративного материала);
4. Оригинальность выступления;
5. уважение к аудитории (четкая, понятная речь; соблюдение регламента; увлекательность изложения; поведение конкурсантов во время выступления);
Оценивание производится по пятибалльной шкале по каждому критерию.
Технология проведения читательской конференции-презентации книги
Шаг № 1. Подготовка к читательской конференции. Оформление рабочих карт участников конференции.
Карта участников конференции «Победа: нам жить и помнить»
Шаг № 2. Каждая группа представляет выбранную ими книгу по общему для всех плану (см. приложение №1). Время выступления каждой группы-10 минут.
Шаг № 3. Участники конференции слушают, записывают информацию о книге в читательский журнал (см. приложение №2), продумывает вопросы для выступающих.
Шаг № 4. Обсуждение каждой книги, участники конференции задают интересующие их вопросы по материалу выступлений, выражают свое мнение.
Шаг № 5. Каждый участник, работая с читательским журналом, решает, какую книгу он будет читать в первую очередь, объясняет свой выбор.
Шаг № 7. Книги-лидеры ставятся на «золотую полку».
Примерный план презентации книги.
Автор, название книги, жанр.
Кому, по-вашему, будет интересна книга? О чем она?
Время и место действия книги.
Основные персонажи книги.
Как начинается книга? Насколько интригует завязка?
Каков конфликт? Насколько он показался вам интересным, важным для современной жизни? Какова проблема поставлена автором в книге?
Чем интересна книга в целом?
Какой эпизод особенно вам запомнился? Почему?
Какие персонажи книги показались особенно интересными?
Какое впечатление произвел язык, стиль автора?
Какие фразы запомнились?
Что вам дало чтение этой книги?
Форма читательского журнала
В каждой номинации читатели могут представить своё творчество в виде презентации, буктрейлера, традиционного отзыва о книге, видеоролика, коллажа или других формах.
Каждый год читателям предлагаются новые формы и виды творческих работ, и результат очень часто превосходит ожидания. Вот и в этом году предлагаем читателям подумать, и, может быть, использовать одну из предложенных форм:
Арт-бук – графический альбом; рукотворная книга, проиллюстрированная самим читателем.
«Мы читаем и «видим» собственные образы. Что представлял себе автор, когда писал ту или иную книгу мы не видим. Получается, всякий текст должен быть преобразован на язык наших образов. Наших ассоциаций. Он принадлежит нам», – пишет Питер Менделсунд в книге «Что мы видим, когда читаем».
Для создания арт-бука используются следующие техники:
смешения материалов и другие.
Создавая арт-бук, помните о правилах «хорошей странички»:
ненавязчивый богатый фон: не перебивает главный объект;
есть главный ключевой объект: привлекает внимание и «воплощает» тему арт-бука. Это может быть текст, изображение, фигурное отверстие;
второстепенные фигуры должны быть ярче фона, но не перебивать главную фигуру. Второстепенные фигуры – это и текст, и изображения, и листочки, всё-всё-всё, что относится к теме и «достойно» помещения в артбук.
Виммельбух – в переводе с немецкого виммельбух – «мельтешащая книга». Иногда их называют книгами-гляделками, книгами для рассматривания, потому что картинок на странице очень много и все они достаточно мелкие. Е. С. Квашнина определила виммельбух как книги без текста. Повествовательные истории в них представлены при помощи сюжетных рисунков с большим количеством деталей, каждый разворот представляет собой панорамное изображение, подробно показывающее место действия и героев событий.
Травелог – жанр современной литературы, популярность которого обусловлена, во-первых, традицией (как жанр он развивался и менялся на протяжении многих веков), а во-вторых, тем, что он создаётся на стыке путеводителя и путевых заметок. Иными словами, это литературный жанр, в рамках которого автор описывает своё путешествие, «представляет» свой взгляд на увиденное. Автор травелога стремится дать возможность читателю пережить вместе с ним удивительный момент узнавания нового мира, погружения в него.
В оформлении можно использовать необходимые текстовые данные (название произведения, автор, запоминающиеся цитаты), изображения героев произведения, событий. Формат афиши А3.