Что такое читта в йоге

Словарь йоги. Читта

Что такое читта в йоге. Смотреть фото Что такое читта в йоге. Смотреть картинку Что такое читта в йоге. Картинка про Что такое читта в йоге. Фото Что такое читта в йоге

С ознание. Мы часто употребляем этот термин. «Потерять сознание», «прийти в сознание» и так далее. Что же такое сознание? Материя? Или нечто нематериальное? Где находится сознание? Может ли оно существовать вне тела? Ответы на эти вопросы до сих пор не имеют однозначных ответов, и всё строится лишь на предположениях, в которые нам предлагают просто поверить. «Потерять сознание» — выражаясь так, мы подразумеваем, что сознание может существовать вне тела.

Ни учёные, ни философы не могут до сих пор дать точного определения того, что такое сознание. И уже тем более — где оно находится. Околосмертные переживания тех, кто пережил коматозное состояние, подтверждают тот факт, что сознание может существовать вне тела. Есть и опровержения концепции околосмертных переживаний, дескать, всё объясняется кислородным голоданием мозга. Но как кислородным голоданием мозга объясняется тот факт, что человек, лежавший без чувств, затем описывает не только то, что происходило в помещении, но также в точности рассказывает и о том, что происходило за его пределами — на этот вопрос у скептиков ответа нет.

Читта — именно этим термином в йоге объясняется принцип наличия сознания у живого существа. В различных школах йоги могут быть разные интерпретации этого термина, но в целом читта определяется как высший интеллект или внутренний психический инструмент для познания реальности. Проще говоря, читта — это зеркало, в котором отражается объективная реальность. И чем чище будет это зеркало, тем боле объективно мы сможем воспринимать реальность. Как писал Патанджали в «Йога сутрах»: волнения читты обуславливают различные дефекты восприятия и собственно авидью — невежество.

Существует также версия перевода понятия «читта», как ‘ум’, но это не совсем точный перевод, хотя в некотором контексте можно поставить знак равенства между понятиями «читта» и «ум». Но ум имеет другое определение — манас, и манас является частью читты. Об этом писал Айенгар в комментариях к «Йога сутрам» Патанджали: «Патанджали определяет йогу как обуздание читты, сознания. Понятие читта гораздо шире понятия ума. Она имеет три составляющие: ум (манас), разум (буддхи) и эго (ахамкара), которые являются частями единого целого». Таким образом, ум является лишь частью читты — сознания. Как верно подметил Айенгар — Патанджали даёт определение йоги как «обуздание читты», а точнее — обуздание волнений читты. Именно волнения сознания, на которые в самом начале своего философского трактата обратил внимание Патанджали, и являются причиной авидьи — невежества.

В данном случае читту можно сравнить с небом, вритти — с облаками, плывущими по небу, а солнце, которое эти облака скрывают, — есть наше истинное «Я». Подобно тому, как облака заслоняют собой солнце, так и вритти — волнения сознания — заслоняют собой наше истинное «Я». И именно поэтому цель йоги — прекратить волнения читты, чтобы разрушить авидью — невежество и познать свою истинную суть.

Согласно философии йоги, читта сама по себе является видоизменением Пракрити — изначальной природы, первоматерии, первоосновы всего сущего. Метафорически выражаясь, Пракрити можно сравнить с зеркалом, в котором отражается Пуруша — высшее сознание. И чем чище будет читта от различных видоизменений, тем ярче в ней будет отражён Пуруша. О видоизменениях, которым подвергается читта, Патанджали также упоминал в своём трактате, а именно в сутре шестой главы первой.

В версии перевода Свами Сатьянанды Сарасвати сутра звучит так: «Пять типов проявлений ума — это правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память». И вот устранение этих пяти вритти позволяет достичь успокоения читты, что собственно и является целью йоги. О том, как именно достичь прекращения волнений читты Патанджали описывает в сутре 14 главы первой. В версии перевода Свами Вивьекананды сутра звучит так: «Устойчивых результатов можно добиться долгими непрерывными стараниями и великой любовью».

Подводя итог, можно сказать, что определением «читта» в йоге обозначается наше сознание. Согласно «Йога сутрам» Патанджали, наше сознание подвергается пяти видам волнений, которые являются причиной авидьи, и, как следствие — страданий, потому как именно по причине невежества люди совершают неблаговидные поступки, которые в соответствии с законом кармы приводят к страданиям. Совершая поступки, человек создаёт самскары — деформации читты, которые затем вынуждают человека пережить всё то, что он сделал в отношении других. И чтобы прекратить страдания, нужно разрушить авидью.

Авидья разрушается устранением вритти — волнений читты. Как очень точно подметил Айенгар в своих комментариях к «Йога сутрам» Патанджали, цель йоги — «провести человека через оболочки его собственного существа». И это достигается путём неустанной работы над своим сознанием — читтой. То же самое сказано и в версии перевода Свенссона сутры второй главы первой: «Йога — это обуздание волнений, присущих уму». В данном случае, под умом подразумевается не манас, который является частью читты, а именно читта — сознание. И сознание, лишённое воздействия вритти, обретает чистое восприятие реальности.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.

Источник

«Йога Сутры» Патанджали: «Йогаш Читта Вритти Ниродха». Как знание древних йоговских терминов поможет нам обрести счастье?

Что такое читта в йоге. Смотреть фото Что такое читта в йоге. Смотреть картинку Что такое читта в йоге. Картинка про Что такое читта в йоге. Фото Что такое читта в йоге

«Йога Сутры» Патанджали – это классический трактат о йоге. Из него миллионы практиков узнали о йогических техниках, благодаря которым можно достигнуть кайвальи – состояния, когда постигается пуруша (высший дух) и появляется безразличие ко всем материальным и нематериальным желаниям. Однако знание этого текста будет полезно и «простым смертным», имеющим более приземленное желание: обрести счастье.

Что такое читта в йоге. Смотреть фото Что такое читта в йоге. Смотреть картинку Что такое читта в йоге. Картинка про Что такое читта в йоге. Фото Что такое читта в йоге

Счастье – это «переживание абсолютного благополучия, которое просвечивает через все физические, эмоциональные и ментальные состояния — даже те, что обычно могли бы считаться неприятными. Это ощущение благополучия, не зависящее от колебаний внешнего и внутреннего опыта»[1].

То есть, простым языком, счастье – это возможность улучшить качество жизни, перестав «париться по мелочам»; способ изменить привычные представления о жизни как о чем-то тревожном, непонятном и непредсказуемом; шанс получить доступ к источнику спокойствия, гармонии и внутреннего равновесия.

Чтобы понять, как «Йога Сутры» Патанджали могут помочь нам в обретении счастья, давайте обратимся к этому древнему тексту, а точнее к тем сутрам, которые доказывают эту идею (1.2-1.17; 3.1-3.15; 3.47-3.55). И разберем термины из них, которые помогут нам внести ясность и понимание.

Читта

В различных переводах «Йога Сутр» Патанджали, слово «читта» определяют по разному — «материя сознания»[2], «психика»[3], «разум»[4], «субстанция разума»[5], «ум»[6], «сознание»[7]. Значения этих терминов схожи, но не являются синонимами. Поэтому давайте попытаемся разобраться, что же такое читта.

Все эти трактовки имеют общее значение: «что-то, что дает нам возможность самоощущения». Согласно тексту «Гхеранда Самхита», где также используется этот термин, читта «непостоянна и склонна блуждать, выходит (через «ворота чувств»)». То есть это то, что мы должны контролировать, фиксировать и направлять.

Из этого можно сделать вывод, что читта – это самоощущение и орудие познания мира. Это наше сознательное, подсознательное и бессознательное.

Вритти

Когда читта находится в своей естественной форме, то функции психики прекращаются и реакция на внешние раздражения отсутствует. Такое состояние описывается как «читта вритти ниродха», что является наиболее точным определением термина «йога». Чтобы достичь такого состояния, необходимо освободиться от вритти – колебаний ума.

Вритти – это волны мысли в читте, волнения и переживания. Это то, что не дает читте принять свое естественное состояние. Другими словами вритти – это иллюзия, заставляющая нас думать: «те переживания, мысли и эмоции, которые я испытываю — это и есть Я».

Вритти – это шаблоны, которые обуславливают наше поведение: привычные реакции на происходящие события и доведенные до автоматизма образцы поведения. Даже те мысли, которые возникают у нас, вызваны вритти. Получается, что контроль и управление вритти – это важное умение, необходимое к освоению не только йогу, желающему достичь просветления, но и рядовому человеку, который хочет сделать свою жизнь счастливой.

Чтобы понять, как избавиться от вритти, сначала нужно узнать, какие иллюзии существуют и как они на нас влияют.

5 видов иллюзий

Существует 5 видов вритти, которые могут быть связаны или не связаны со страданием:

Есть 3 типа доказательств, на которые мы опираемся, чтобы определить истинность знаний:

Почему же Патанджали отнес истинное знание к иллюзиям? И как правда может помешать нам постичь собственное Я?

Прамана – это те установки, на которые человек опирается во время принятия решений. Это то, чего человек осознанно ищет вовне: обоснование, доказательство, одобрение, поддержку. Всё то, что убедит его, что какое-либо умозаключение или чувство – это истина.

Но, как бы странно это не звучало, истину (истинное Я) нельзя познать через истинное знание. В действительности, истина находится за пределами доводов и суждений: существует много вещей, которые находятся вне логики. Поэтому постоянный поиск доказательств лишь отдаляет нас от истины, создавая лишние колебания ума.

Это такое знание, которое не подтверждается действительностью и которому ничего не соответствует в реальности. Также это любое ошибочное восприятие, которое возникает у нас из-за недостатка информации или неверной информации.

Классический пример випарьяи – это веревка, которую при отсутствии достаточного освещения мы воспринимаем как змею. Как мы видим, такое знание также уводит нас от истины.

Два предыдущих заблуждения имели под собой реально существующий объект (подлинный или ошибочный), здесь же вообще не существует никакого объекта. То есть этому заблуждению ничего не соответствует в реальности. Посредством воображения (через ассоциации, иллюзии) человек рисует в голове образ.

Этот образ – это необязательно сказка из детства или фантазии во взрослой жизни а-ля «Вот выиграю я миллион…». Викальпа подстерегает и маститых йогов, регулярно практикующих медитацию. Часто их воображение рисует картину о переживаемом ими трансцедентальном опыте, который на деле оказывается банальным полетом воображения, призванным доставить удовольствие их уму.

Патанджали пытается уберечь искателей и от этой ошибки, относя викальпу к ненужным переживаниям.

Здесь имеются в виду сновидения, которые вызывают у нас реакции и оставляют после себя какие-либо ощущения и впечатления. Всем знакомо, когда после пробуждения мы пребываем либо в приподнятом настроении («Такой хороший сон видел!»), либо наоборот находимся не в духе («Какая-то ерунда снилась»). При этом мы можем даже не помнить, что конкретно происходило с нами во сне.

То есть сон – это еще один фактор, способный вызвать или не вызвать у нас страдание.

Смрити – это сохранение опыта, образ которого остается в сознании. Это то, что запускает процесс «воспоминание» — «реакция». Пожалуй, это та вритти, которая наиболее всего влияет на формирование у нас ощущения счастья или несчастья.

Многие ученые заметили взаимосвязь «память» — «счастье». Так стали появляться термины «паттерн поведения», «мыслеобраз», «условный рефлекс», говорящие в общем-то об одном: нейроны, передающие информацию друг другу, напрямую влияют на формирование памяти, мыслей и эмоций. Научно доказано, что при контакте между нейронами образуется особая связь, «привычка» передавать одни и те же сообщения. Эта привычка может быть настолько сильна, что даже при незначительном сходстве нового предмета или события с первоначальным воспоминанием, они будут ассоциироваться у вас с ним. То есть, если в детстве вас укусила собака, есть большая вероятность того, что при каждых последующих встречах с собаками у вас будет укореняться нейронная связь: «собаки – это зло».

Неврологи и психологи за Патанджали

Мы увидели, что в «Йога Сутрах» Патанджали даны описания шаблонов психики (вритти), которые оказывают влияние на наше настроение и самочувствие. Но как с ними бороться?

В лаконичной, но ёмкой фразе «Йогаш Читта Вритти Ниродха» дается прямой ответ на этот вопрос. Это означает, что йога – это удержание психики (читты) от колебаний ума (вритти). То есть Патанджали говорит, что мы можем контролировать наш ум и управлять им.

В психологии и неврологии есть термин «нейронная пластичность». Он значит, что новый поведенческий опыт способен изменить схему работы мозга, а это в свою очередь означает, что может быть уничтожена сама привычка страдать и переживать. Звучит заманчиво, не правда ли? Но как действует этот механизм?

Поступающая к нам информация передается в лимбическую систему, отвечающую за эмоции. Там она перерабатывается и переходит в кору головного мозга, где становится неким шаблоном для наших реакций. То есть благодаря нейронным соединениям, мозг создает ассоциативные ряды и модели поведения, которые обуславливают наши реакции на происходящие события и встречаемые предметы.

Создавая новые нейронные соединения, мы «переписываем» автоматические реакции, создавая новые образцы поведения, способные изменять наше привычное восприятие. То есть, если мы будем поступать определенным образом, мы можем настроить свое «внутренне радио» на «волну счастья».

В чем секрет счастья?

Но что нам нужно для этого сделать? Патанджали дает четкий ответ. Власть над колебаниями ума (вритти) достигается волевой стабилизацией (абхьясой) и беспристрастностью (вайрагьей). Причем для достижения этого эффекта, их нужно практиковать регулярно и длительное время.

Последнее уточнение логично, ведь, как было доказано исследованием, проведенным Ричардом Дэвидсоном и Антуаном Лунцом,

«после длительных тренировок сознания человек лучше сохраняет внимание и реже отвлекается[8]».

Однако какие именно тренировки необходимы? Для сознательного сосредоточения используются грубые (витарка) и тонкие (вичара) техники концентрации.

Витарка

Грубая концентрация – это удержание внимания на материальном объекте, на том, что мы воспринимаем через органы чувств. Это концентрация на том, что имеет форму, цвет, объем, вес и другие качественные признаки. В контексте йоги – это практика асан, позволяющая нам направить внимание на ощущения в теле.

«В асане мы посылаем внимание, являющееся волной, к правому, левому колену, рукам, внутренней части колена и так далее. Постепенно осознанность распространяется на все тело. В этот момент она станет единым целым. Мы объединили разрозненные элементы под контролем потока разума. Это и есть концентрация, или одна мощная волна мысли»[9].

Практикуя асаны, мы принимаем привычное или непривычное положение и следим за всеми возникающими в теле ощущениями. В этот момент происходит соединение концентрации, медитации и созерцания (самьяма), что является эффективным инструментом познания мира для йога. Фиксация разума (самьяма) на объекте грубой природы учит нас контролировать свою материальную составляющую.

Вичара

Тонкая концентрация – это удержание внимания на нематериальном объекте; концентрация на тонких элементах, не имеющих физической формы. Это чистое сосредоточение, когда вам не нужен реальный объект: вы можете созерцать свое дыхание, мысли, внутреннее состояние и эмоции.

Если витарка – это контроль тела, то вичара – это контроль ума. С точки зрения современного восприятия йоги, витарка – это выполнение йога асан (то, что называется хатха-йогой), а вичара – это дыхательные и медитативные практики (в современных школах йоги реализуются через пранаяму, йога-нидру и медитацию).

Сила в единстве

Важно учесть, что для полной остановки колебаний ума необходимо тренировать как витарку, так и вичару. То есть использование только одной техники не обеспечит вам нужного результата.

Если человек умеет контролировать свое тело, но не умеет контролировать ум, то он не может контролировать себя. Рождение мыслей, колебание настроения, появление эмоций – все будет выводить его из равновесия.

Равно как человек, умеющий контролировать свой ум, но не умеющий контролировать тело, не сможет добиться полной остановки колебаний психики. Умение приспособить свое тело к определенному положению и побороть дискомфорт – это практика ослабления напряжения за счет правильного отношения и работы разума. И человек обретает телесное равновесие когда получает контроль над внешними раздражителями.

Подарок от Патанджали

То есть Патанджали подарил нам бесценный дар – информацию о том, как улучшить качество своей жизни. При этом эффективность данных методик доказана современными исследованиями.

Ричард Дэвидсон и Антуан Лунц взяли 2 группы участников: тех кто никогда не использовал практику концентрации и тех, кто практикует ее от трех месяцев. При этом под концентрацией они понимали «медитацию концентрации внимания», где необходимо «сосредоточиться на ритме собственных вдохов и выдохов»[10] и «медитацию осознанности», то есть медитацию свободного восприятия.

МРТ показало, что у второй группы объем ткани в некоторых областях префронтальной коры мозга и в островковой доле был больше, чем у участников первой группы. Перечисленные зоны мозга отвечают за обработку информации, внимание и внутренние ощущения. Другое исследование показало, что участники второй группы способны лучше переживать стрессовые ситуации, в том числе публичные выступления. Также у второй группы проследили уменьшение миндалевидного тела, отвечающего за хранение негативных эмоций: страха и тревоги.

В поисках счастья

Изучая «Йога Сутры», каждый может найти для себя ключ к той жизни, которую он хочет. Жизни без эмоциональных перепадов и страданий. Однако теоретических знаний здесь будет недостаточно. Только регулярная практика поможет разуму обрести контроль над внешними раздражителями. Только тогда будет разрушена иллюзия, заставляющая нас ошибочно полагать, что все жизненные переживания, чувства и эмоции – это и есть мы и наша личность. И как только это произойдет, влияние окружающего мира будет разрушено и мы наконец-то получим доступ к счастью. Которое уже никто и ничто не сможет у нас отнять.

[1] Йонге Мингьюр Ринпоче «Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство»

[2] Свами Вивекананда «Раджа-Йога и афоризмы Йога Патанджали»

[3] «Йогу Сутры Патанджали» перевод и комментарии Б. Загуменнова

[4] Т.К.В. Десикачар «Йога Сутры Патанджали с комментариями Шри Кришнамачарьи»

[5] Раммуни Мишра «Психология йоги новый перевод и толкование Йога-Сутр Патанджали»

[6] Алиса А. Бейли «Свет души»

[7] «Йога Сутры Патанджали» перевод Е. Островской и В. Рудого

[8] Ричард Дэвидсон, Антуан Лутц «Мозг и Медитация»

[9] Т.К.В. Десикачар «Сердце йоги»

[10] Ричард Дэвидсон, Антуан Лутц «Мозг и Медитация»

Источник

ЧИТТА

Полезное

Смотреть что такое «ЧИТТА» в других словарях:

Читта — (Chitta) Низший ум; разум, которым необходимо управлять, точнее, содержимое которого следует контролировать. Читта есть то зеркало, посредством которого мы получаем и видим весь спектр наших ощущений, поступающих от наших органов знания… … Словарь йоги

ЧИТТА — в йога даршане то же, что буддхи в санкхъе материальный (продукт пракрити) орган индивидуального духа (Пуруши), активность к рого выражается в порождении содержаний, верных или нет, связанных с настоящим моментом или нет. Цель йоги… … Словарь индуизма

Читта — В буддизме и Йоге ум, состоящий из трех элементов: Саттва, Раджас и Тамас. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины

Читта — ум материя, материальный ум; подсознательный разум … Словарь йоги и веданты

Читта-ди-Кастелло — Città di Castello Страна ИталияИталия … Википедия

ЧИТТА-БХУМИ — ЧИТТА БХУМИ (санскр. cittabhьmi ступени мысли) уровни состояния менталитета чвяуяы, различаемые Вьясой уже в его комментарии к “Йога сутрам” (1.1). 5 уровней читта бхуми составляют восходящую иерархию и характеризуются как сознание… … Философская энциклопедия

Читта-делла-Пьеве — Коммуна Читта делла Пьеве Città della Pieve Страна ИталияИталия … Википедия

Читта-Сант’Анджело — Коммуна Читта Сант Анджело Città Sant Angelo Страна ИталияИталия … Википедия

Читта Веккия — или Читта Нотабиле (Citta Vecchia) крепость на острове Мальта, в 16 км от города Ла Валлетта. Собор со статуями апостола Павла и Роберта Нормандского; церковь С. Паоло с пещерой, в которой апостол Павел после кораблекрушения жил три месяца. Ч.,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Читта-Вритти-Ниродха — (Chitta vritti nirodha) Остановка разума (см.): управление (ниродха) течением мыслей (Вритти, см.) в уме (Читта). Посредством медитации (дхьяна) приводит к созерцанию (самадхи), что в свою очередь ведет от разделения и различения (вивека) к… … Словарь йоги

Источник

«Читта вритти ниродха» и остановка внутреннего диалога – что это?

Во многих статьях по йоге, и комментариях к ним, а также на многих семинарах, очень часто используется термин из Йога Сутр «Читта вритти ниродха» (прекращение проявлений сознания) – под этим часто понимают остановку «внутреннего диалога» и вхождение в состояние осознающего, пустого ума. Некоторые известные преподаватели йоги разрабатывают специальные последовательности асан и пранаям, чтобы попасть в это состояние и находиться в нем, и остановка «внутреннего диалога» – хрустальная мечта многих практикующих. Я думаю, что термином «читта вритти ниродха» Патанджали описывает гораздо более глубокое состояние сознания.

Наше сознание – многослойная вибрационная структура, чем глубже, тем выше частота вибраций, тоньше «материя». Мышление происходит на достаточно поверхностном, низковибрационном (грубом) слое сознания. Наблюдатель, который видит мышление, может находиться чуть глубже, в соседнем «слое», тоже достаточно поверхностном. Полное прекращение мышления не означает, что в более глубоких слоях сознания тоже все остановилось, они остаются непробужденными и находятся за пределами восприятия.

Если для вхождения во «внутреннее безмолвие» используются практики асан и дыхательные упражнения или техники, задействующие органы чувств, то включаются структуры сознания, которые связаны с телом и органами чувств, что не дает погрузиться глубже.

Глубина «океана» Сознания огромна, поверхностная осознающая пустота может покоиться на океане непробужденного Сознания, если вы конечно не великий Мастер Йоги и не достигли полного пробуждения Сознания. Для дальнейшего пробуждения сознания нужно погружаться глубже, и поэтому во всех серьезных практиках тело пытаются удерживать абсолютно неподвижным, это активизирует внутренние процессы в более глубоких слоях Сознания, за пределами телесных органов чувств (Пратьятхара).

Далее, через совершенствование процесса однонаправленной концентрации, происходит погружение в еще более глубокие, тонкие, слои сознания. Разворачивается процесс самьямы – (дхарана – дхьяна – самадхи), это приводит к высвобождению содержимого этих слоев (самскары, клеши, память прошлых жизней, уровни сознания, соответствующие сну со сновидениями и без и т.д.). Это процесс очищения сознания (читты) и пробуждения этих слоев. И так до последнего «слоя», где энергия (прана) находится в своем изначальном, абсолютно уравновешенном, неподвижном состоянии, здесь нет никаких проявлений сознания – «читта вритти ниродха», это не остановка «внутреннего диалога».

На этом уровне заканчивается полное глубинное очищение и пробуждение Сознания. Здесь происходит непосредственное восприятие чистого (незамутненного) Света Духа (Пуруши), т.е. связь с ним (Йога есть связь, союз). Свет Пуруши – это не только Свет самоосвещающегося Осознания, но и Свет Любви. Остановка «внутреннего диалога» помогает очистить только поверхностные слои сознания и получить контроль над ними. Глубинная очистка и пробуждение Сознания – это совсем другой, очень сложный уровень практики, об этом и написаны Йога Сутры. Это недостижимо практикой асан, поэтому им и не уделено много внимания в них.

Если посмотреть на Йога Сутры в целом, то с чего они начинаются, тем они и заканчиваются в разъясненном виде:

«Глава 1. Шлока 2. Читта вритти ниродха – прекращение проявлений сознания есть йога».

«Шлока 3. Тогда «видящий» пребывает в собственной природе (форме)». Дальше описано достижение многочисленных видов самадхи, после чего, в конце – достижение состояния Кайвальи».

«Глава 4. Шлока 34. Кайвалья есть инволюция гун по причине выполнения их назначения, или это есть восстановление Пуруши в его естественной форме (собственной природе), которая есть Чистое Сознание».

Инволюция – это возвращение гун к своей первоначальной форме, это очень глубокий уровень Пракрити, где гуны находятся в уравновешенном состоянии. Здесь и прекращаются все проявления сознания – это и есть «Читта вритти ниродха». Здесь и происходит восстановление (утверждение) Пуруши в его собственной природе. Этот процесс я и пытался описать ранее.

Кайвалья – результат многочисленных очень глубоких практик разных форм самадхи, приводящих к полному, глубинному очищению и пробуждению Сознания. Поэтому, даже если вы с помощью асан и дыхательных упражнений легко входите в отрешенное, осознанное состояние «внутреннего безмолвия», но при этом уровень вашей личной практики медитации (если она есть вообще) не находится на уровне устойчивого вхождения хотя бы в начальные формы самадхи, то вы находитесь на поверхности не очищенного и не пробужденного Сознания, и полагать, что вы далеко продвинулись в йоге – не совсем правильно. А если вы не можете даже войти в состояние «внутреннего безмолвия» хотя бы ненадолго, то …вам повезло, что вы начали заниматься йогой, это уже неплохо.

Можно быть очень харизматичной личностью, или прочитать много книг по йоге и красиво говорить об этом, быть очень «раскрученным», и в эпоху интернета это несложно, иметь много поклонников и считаться в «глазах общественности» очень продвинутым йогом. Но при этом даже не иметь никакой ежедневной практики за пределами «физкультуры», в силу большой занятости из-за популярности. Уровень «продвинутости» определяется уровнем личной практики, а не мнением «общественности» и нужно быть очень честным с самим собой.

Достижение Кайвальи – удел немногих героев, кто отважится туда идти, это требует длительной интенсивной практики и серьезного изменения образа жизни, и без Учителя это практически недостижимо. И не факт, что удастся реализовать это за одну жизнь.

Что касается реализации «внутреннего безмолвия», как осознающей пустоты, то к ней можно прийти и без практики асан, используя другие, в принципе несложные техники, хотя хорошо и грамотно проработанное тело и очищенная пранаямой энергетическая структура очень помогают в этом процессе.

Но чтобы ориентироваться в различных пустотных состояниях ума тоже неплохо иметь квалифицированного учителя. Смысл не в том, чтобы в уме никогда не было мыслей, а в том, чтобы всегда чувствовать «пустоту» за мыслями и быть «укорененным» в ней, тогда есть возможность не втягиваться в мышление, это приводит к самовысвобождению мыслей и эмоций, без их подавления. И приводит, в итоге, к очищению и полному контролю ума. Это благоприятные условия для начала более серьезной практики однонаправленной концентрации, поскольку мышление более не привязывает вас к поверхности и легче погрузиться глубже.

Наработка проявлений «внутреннего безмолвия» тоже непростая задача, но это несопоставимо с достижением Кайвальи, и здесь за одну жизнь можно много чего добиться. Это является обязательным этапом в практике, поскольку позволяет пробудить и контролировать поверхностные слои сознания. Если этим пренебречь и сразу полезть в глубокую медитацию, это может привести к подъему на поверхность переживаний такой силы, с которыми можно не справится и получить большие ментальные проблемы.

Поэтому нужно обязательно добиваться проявлений хотя бы проблесков «внутреннего безмолвия», чтобы познакомиться с Присутствием Осознающей Пустоты, и научиться переносить свое сознание туда, «укореняясь» в ней. Обычно это автоматически включает состояние полной отрешенности к внешнему миру, но иногда из глубины идет мощное проявление аспекта Любви (Духовной Радости). Кроме того это позволяет отстранятся от структур личности (ложного эго). И дает возможность, через Пустоту, «общаться», дружить со своим Духом.

Спектр пустотных состояний достаточно обширен, в зависимости от количества и силы проявленных аспектов. Не все из этих состояний «позитивны», например ум может «схлопываться», терять ясность, включается состояние «пустотной тупости». Не нужно относится к мышлению, как к негативному процессу. Мышление может наполнять ум «высокими» или «низкими» вибрациями, в зависимости от того, о чем вы думаете и как. Нужно учиться управлять мышлением, добиваясь преобладания «высоких» вибраций. Кроме того, мышление – это канал связи. О ком вы думаете, с тем вы и связываетесь.

Если очень сильно «вбить» себе в голову, что ум всегда должен оставаться пустым и упорно цепляться за пустоту, есть вероятность создать незаметную блокировку сознания, которая будет мешать выходить на поверхность каким-то внутренних проявлениям, блокируя очищение ума и проявление просветленных качеств сознания. И «зависнуть» в этом заблокированном состоянии можно надолго.

Пустота – не единственный аспект, который должен находиться в уме, но это ловушка для достаточно опытных практиков, кто уже регулярно «общается» с пустотой. Если вы уже достаточно хорошо чувствуете пустоту, то есть смысл иногда специально «генерировать» мышление, чтобы за ним не терять пустоту и развивать отстраненность от энергетических феноменов ума, развивая качества Наблюдателя: присутствие (существование) и осознание (восприятие).

Для начинающих лучше использовать отдельные практики, специально направленные на проявление отдельных аспектов ума – пустоты, осознания и присутствия, добиваясь более полного проявления этих граней, не забывая прорабатывать аспект любви и сострадания. Потом эти аспекты начинают проявляться в уме в разных комбинациях или одновременно. Но это предмет отдельного разговора, статьи. Естественно, необходимо практиковать в ежедневном режиме, без этого успеха в практике добиться сложно.

Желаю успехов в практике и достижения полного пробуждения Сознания!

Владимир Ожогин – инструктор по йоге, ученик гуру-йоги Шри Шалендра Шарма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *