Что такое чоппер в истории

Чоппер (археология)

Чопперы впервые начали изготовляться австралопитеками около 2,6 млн лет назад и использовались как рубящее орудие. Не все чопперы использовались. Видимо, часто были более важны мелкие сколы камня, получаемые при их изготовлении. Эти острые осколки применялись как ножи и т. п. Уже в рамках олдувайской культуры чопперы начинают вытеснять более совершенные чоппинги и рубила, однако чопперы оставались повсеместно распространены и практически не менялись весь палеолит. В областях, где помимо гальки не было иного сырья (например, ареал гиссарской культуры), чопперы сохраняются до конца каменного века. Тасманийцы изготавливали их даже в XIX веке.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Теслó, Тесла́, Тесни́к, Шля́хта (англ. adze; фр. herminette; нем. Dechsel, Querbeil) — плотницкий инструмент (плотничье орудие), род топора напоминающий его, но, в отличие от него, имеющий лезвие, перпендикулярное топорищу (как у мотыги).

Кроманьонцы — общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40—30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию фактически ничем не отличались от современного человека (за исключением деления на современные расы).

Костёнковско-борщёвский комплекс стоянок каменного века — палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе сёл Костёнки и Борщёво в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: более 60 стоянок древнего каменного века — стоянки Костёнки-I—XXI, Борщёво-I—V (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 км². Для их изучения и сохранения в 1991 году филиал «Костёнки» Воронежского краеведческого музея был преобразован.

Источник

Краткая история чопперов

Знаешь, где у мотоцикла обезьянья вешалка? Слушай, значит, сюда…

Что такое чоппер в истории. Смотреть фото Что такое чоппер в истории. Смотреть картинку Что такое чоппер в истории. Картинка про Что такое чоппер в истории. Фото Что такое чоппер в истории

Помнится, в прошлом году компания Bosсh выкатила прототип разработки, которая должна страховать мотоциклистов от падения: при потере сцепления с дорогой выпускается мощная струя сжатого воздуха, которая, по сути, выполняет роль костыля и возвращает мотоциклу устойчивое положение. Идею инженеры подсмотрели у астронавтов, которые примерно таким же способом управляют скафандрами, поэтому технология, конечно, просто космос — в буквальном смысле.

Неизвестно, пошла ли в итоге разработка в производство, но если и да, то она наверняка придется по душе изнеженному XXI веку, а вот в 1950-х таких перестраховщиков бы не поняли и выгнали из любого, даже самого захудалого мотоциклетного клуба.

Что такое чоппер? Это ветер!

Назвать чоппер мотоциклом в обществе байкеров, конечно, можно, если земная жизнь вдруг стала в тягость. В остальных случаях лучше многозначительно помалкивать, поскольку точного и емкого определения чопперу дать не получится.

Для самих райдеров это философия и образ жизни, который просто неприлично пытаться запихнуть в словарные рамки. Разумеется, отбросив в сторону метафизику, можно заметить, что чисто технически это все же мотоцикл — мощный, тяжелый, рассчитанный на долгие, неспешные поездки.

Что такое чоппер в истории. Смотреть фото Что такое чоппер в истории. Смотреть картинку Что такое чоппер в истории. Картинка про Что такое чоппер в истории. Фото Что такое чоппер в истории

Опознать чоппер несложно, особенно на фоне спортбайков, эндуро и дрэгстеров: его выдадут удлиненная рама и передняя вилка, лежащая под большим углом к дороге, множество хромированных деталей, колеса разного диаметра (заднее, как правило, шире переднего), наличие спинки. В классическом исполнении также бросается в глаза специфическая форма руля — высокая и сильно изогнутая. Она называется ape hanger, в дословном переводе с басурманского — «обезьянья вешалка».

Подножки тоже вынесены далеко вперед, и поза байкера, восседающего на чоппере с вытянутыми руками и ногами, некоторым образом проливает свет на этимологию этого обидного термина. Впрочем, такая посадка оптимальна для длительных шоссейных поездок по хорошим дорогам (на спортбайке спина начнет отваливаться уже через несколько часов), так что форма полностью оправдывает функцию.

Что такое чоппер в истории. Смотреть фото Что такое чоппер в истории. Смотреть картинку Что такое чоппер в истории. Картинка про Что такое чоппер в истории. Фото Что такое чоппер в истории

Вообще, чоппер — это, конечно, классика, но не серийная, а максимально кастомизированная. Само название происходит от английского слова chop — «рубить», то есть снимать с байка все лишнее (или все, чему противится индивидуальное пользовательское чувство прекрасного).

Купить чоппер в магазине — вариант для слабаков. Его нужно делать своими руками, желательно в тесном, темном гараже, затейливо матерясь, в одиночку, никого не подпуская к месту священнодействия, пройдя все круги инженерного ада и конвульсий вдохновения и озарения. И только тогда можно будет с чистой совестью и грязными руками забросить в копилку субъективных суждений свой аргумент «не пилил — не чопперист», чтобы было что противопоставить снобам, у которых «не служил — не мужик».

Очень громкое эхо войны

Что такое чоппер в истории. Смотреть фото Что такое чоппер в истории. Смотреть картинку Что такое чоппер в истории. Картинка про Что такое чоппер в истории. Фото Что такое чоппер в истории

Появились чопперы еще в середине прошлого века, когда американские солдаты начали массово возвращаться домой с фронтов Второй мировой. Они угодили в социальную ловушку, в которой побывали и декабристы, и многие солдаты в истории: после большой войны идеалы мирного времени не приживались, казались чем-то надуманным, искусственным, ненужным. Парни, привыкшие к адреналину, опасности, постоянному хождению по краю, очень быстро заскучали в консервативно-пуританском социуме, который стремился к стабильной, размеренной и сытой жизни.

Очень скоро они начали объединяться, поскольку никто не отменял золотое правило формирования субкультур: если не можешь вписаться в общество — надо основывать собственное. Жажда неоправданного риска заставляла молодых и безбашенных сбиваться в кружки по интересам, а интересовали их в большинстве случаев мотоциклы как квинтэссенция свободы на грани вседозволенности.

Стоковые «харлеи» и «индианы», сильно укрепившие свои позиции за счет военных контрактов, их не устраивали: душа просила чего-то уникального, более легкого и при этом удобного, чтобы можно было сесть и уехать куда подальше, чтоб глаза всего этого бесстыжего мещанского спокойствия не видели.

Что такое чоппер в истории. Смотреть фото Что такое чоппер в истории. Смотреть картинку Что такое чоппер в истории. Картинка про Что такое чоппер в истории. Фото Что такое чоппер в истории

В основу первых чопперов легли их предшественники — бобберы, модифицированные мотоциклы 30-х — 40-х годов, которые предназначались одновременно для гонок и для обычной езды по городу, поскольку после тяжелой Великой депрессии мало кто мог себе позволить отдельный транспорт для скоростных треков и отдельный для того, чтобы добраться до них. Бобберами — «коротко стриженными» — их прозвали за демонтированные передние и обрезанные задние крылья, а также за заметно облегченную конструкцию.

Американские ветераны, которые научились за годы войны держать в руках не только «Эм-Уан Гаранд», но и сабельную пилу по металлу, продолжили традиции кастомайзинга и докрутили бобберы до чопперов: поставили высокий руль и бензобак в виде небольшой капли, сделали акцент на стали и хромированных поверхностях (только хардкор!). Sissy bar — пассажирскую спинку — придумали не сами кастомайзеры: идею им нашептали калифорнийские власти, которые требовали оборудовать байки специальными ручками, за которые мог бы держаться пассажир.

Однако те, кто разъезжает на чопперах, обычно путешествуют в одиночку, поэтому спинка пригодилась и им самим в качестве поддержки для поясницы: брутальность брутальностью, но опорно-двигательный аппарат сам о себе не позаботится.

Философия чопперов

Что такое чоппер в истории. Смотреть фото Что такое чоппер в истории. Смотреть картинку Что такое чоппер в истории. Картинка про Что такое чоппер в истории. Фото Что такое чоппер в истории

Особую популярность чопперы приобрели после выхода в 1969 году на экраны «Беспечного ездока». Два байкера-неформала (кстати, слово «байкер» изначально относилось только к тем, кто сидел за рулем чоппера), собравшие мотоциклы на деньги мексиканского наркокартеля, отправляются в путешествие по югу Америки, гонимые бессюжетной тоской по свободе, любви и философствованиям в прокуренных барах.

Главный герой фильма Уайатт в исполнении Питера Фонды ездил на чоппере Captain America, который стал действительно культовой моделью и ушел с молотка за 1,35 млн долларов — в 2014 году, спустя почти полвека после выхода картины.

Что такое чоппер в истории. Смотреть фото Что такое чоппер в истории. Смотреть картинку Что такое чоппер в истории. Картинка про Что такое чоппер в истории. Фото Что такое чоппер в истории

Лихие, вольные и хипповатые 1970-е стали настоящей эпохой чопперов: на эти байки массово пересаживались все, кто имел хоть какое-то отношение к мотоциклетной тусовке. Чоппер стал символом независимости и свободы, маргинального бунтарства в духе Керуака, возможностью выделиться из толпы и при этом остаться самим собой.

Все четче оформлялась субкультура байкеров: непременными атрибутами были татуировки, косухи, оглушительный рев двигателя, наводящий ужас на сонные пригороды, и, конечно, чоппер.

Что такое чоппер в истории. Смотреть фото Что такое чоппер в истории. Смотреть картинку Что такое чоппер в истории. Картинка про Что такое чоппер в истории. Фото Что такое чоппер в истории

Сегодня, несмотря на количество самых разных моделей и предложений на рынке, чопперы не теряют аудиторию: купить серийный мотоцикл может любой дилетант, а вот собрать в гараже своими руками байк себе под стать — это уже особый шик для настоящих мужиков. Каждый сам формирует свою триаду «дом — сын — дерево», и сделать ставку на кастомайзинг байка — не самая безнадежная затея. Некоторым, особо талантливым, она еще и деньги приносит.

Пол Тотул-старший и его сын Пол Тотул-младший вручную собирают эксклюзивные дизайнерские мотоциклы на заказ вот уже почти 20 лет — с момента основания собственной мастерской Orange County Choppers в 1999 году. Среди их клиентов были Билл Мюррей, Уилл Смит, Лэнс Армстронг, Билли Джоэл, Джейсон Ли и даже Санта-Клаус.

Источник

Чопперы:​ как возникли эти​ мотоциклы и​ почему на них появилась «обезьянья вешалка»

Разбираемся в феномене чоппера:​ рассказываем историю появления культового американского мотоцикла, а также рассказываем о его технических особенностях и выясняем, как они возникли. ​

Вокруг чопперов всегда было много споров и мнений. Кто-то говорит, что эти мотоциклы — отдельная культура, другие утверждают, что это — дух, третьи считают, что чопперы — это чувство свободы и независимости. Что же на самом деле скрывается за названием «чоппер»? Давайте разбираться вместе.

Для начала скажем, что если откинуть все лирические эпитеты, то чоппер — это мотоцикл, как ни крути. Невероятный, удивительный, яркий и харизматичный мотоцикл. Отметим, что в немалой степени формированию облика чоппера способствовали так называемые калифорнийские «бобберы» — мотоциклы, которые переделывали в 30-е годы специально под гонки и использовали также для езды по городу. Иметь сразу два мотоцикла для разных целей на тот момент мало кто мог себе позволить, так и возникли «бобберы» или «коротко стриженные» (название появилось из-за подрезанных крыльев).

Сами же чопперы появились сразу после Второй мировой войны, когда американские солдаты, вернувшиеся домой, как это часто бывает, не находили себе места в мирном обществе​.​ Привыкшие во время войны к постоянному адреналину, они пытались найти его дома, переделывая свои Harley Davidson и Indian в гаражах и гоняя на них. Так появилось и название для мотоцикла, ведь chop – означает «рубить», «откалывать» на английском. Хотя есть и другие версии названия, но самой логичной считается эта. В итоге, чоппер — мотоцикл с мощным мотором, который лишили всего, что не имеет отношения к движению. Зеркала, крылья, фары, сумки, задняя подвеска, переднее крыло и часть заднего, тахометр, большой бензобак — от всего этого отказались, получив в итоге легкий и изящный мотоцикл с легкой рамой.

Вполне логично, что Калифорния 40-х годов просто била все рекорды по количеству мотоциклов на душу населения. Этот штат и сегодня является отличным местом для байкеров: сезон круглый год и большое количество единомышленников. Так было и во времена появления первых чопперов. Парни, участвующие в гонках, на этих же байках перемещались и между городами, поэтому мотоциклы стали «подгоняться» под шоссе. Появились, например, такие детали, как высокий изогнутый руль — ape hangers, что в переводе означает «обезьянья вешалка». Задумка была в том, чтобы сила сопротивления воздуха была параллельна линии плеча человека и его кисти, управляющей рулем. Парень на чоппере с максимально вытянутыми руками и правда похож на обезьяну. Но удобство такого руля на длительных расстояниях — бесспорно, так как, таким образом равномерно распределена нагрузка на мышцы.

А одним из самых популярных первых примеров чопперостроения, несомненно, считается модифицированный Harley Davidson FL, 1951 года, известный, как «Капитан Америка». Данный чоппер был впервые представлен миру в фильме «Беспечный ездок» в 1969 году, где на нем курсировал Питер Фонда. После выхода картины популярность чопперов резко взлетела. А культовый чоппер из фильма позднее продали на аукционе за 1,35 миллиона долларов.

Семидесятые становятся золотой порой чопперов, ведь это было время новой свободы, хиппи и другой философии. Этим мотоциклом хотели обладать многие, он стал неким символом свободы, вольного духа, независимости, бунтарства и яркой индивидуальности. Курсируя по американскому шоссе на чоппере, не было смысла «гнать» со скоростью, нужно было просто наслаждаться неспешным путешествием, ловить прикованные к себе взгляды, впечатленные хромом и ревом двигателя, и наслаждаться путешествием, свободой и особым духом чоппера.

Есть мнение, что именно с чопперами, по сути, рождалась та самая культура байкеров: татуировки, косухи, звук двигателя, уверенные в себе молодые люди. Ведь и байкерами раньше называли только тех, кто ездит исключительно на чоппере.

Итак, что же отличает чоппер от других байков:

Конечно, как и во времена, когда чопперы только появились и их просто нельзя было купить в магазине, так и сейчас считается, что свой «идеальный» мотоцикл вы должны собрать сами, доводя каждую деталь мотоцикла до совершенства в тесном гараже. И потом с гордостью заявлять: «Я посадил дерево, вырастил сына, собрал чоппер». А если, сконструировав свой первый чоппер, вы поймете, что можете собрать еще десяток таких, то откроете свою мастерскую по кастомайзингу чопперов и будете зарабатывать на этом хорошие деньги.

Пол Тотул и​ его сын Пол Тотул-мл. – ​основатели известной мастерской Orange County Choppers

В завершении отметим, что чопперы не выбирают для скоростных перемещений — они все же предназначены для длительных и неспешных прогулок. Причем чаще всего — для одиночных поездок, когда знаешь, что тебя ждет время наедине с собой, дорогой и мыслями. Похоже, что те, кто выбирает чопперы​ — это уже состоявшиеся люди, которые не гонятся за скоростью. Им нужно нечто совершенно другое — только то необъяснимое ощущение свободы, которое может дать чоппер.

Источник

История чоппера

Чоппер – это не просто мотоцикл. Чоппер – это даже не стиль и не культура. Чоппер – это дух. Дух Свободы, воплощённый в металле.

Вступление

По возвращению со Второй Мировой Войны американские солдаты оказались разочарованными в мотоциклах, которые производили американские компании Harley Davidson и Indian. Байки, на которых им довелось покататься в Европе были легче, изящнее и доставляли гораздо большее удовольствие при езде.

Эти ветераны начали тусоваться с другими бывшими солдатами, чтобы вновь пережить дух товарищества, который они испытали на войне. И мотоциклы стали неотъемлимым атрибутом этой «мужицкой тусовки». Вскоре ребята осознали, что их мотоциклам нужны изменения, которые Harley не может им предоставить.

Эти новые «байкеры» (новый термин для тех времён) начали своё «чопперство», удаляя или уменьшая крылья на своих мотоциклах, что придавало им более крутой и изящный вид. Первоначально они назвали эти новые мотоциклы «бобберами». Байки продолжали эволюционировать в течение 60-х и 70-х и постепенно стали называться «чопперами».

В 1969 году вышел фильм «Easy Rider» («Беспечный Ездок»), который представил чоппер взору широкой общественности. Этот фильм впервые наглядно продемонстрировал миру движуху крутых чопперов и «чопперостроителей», которую мы видим сегодня. Люди хотели себе чоппер, но никто вокруг не делал их, поэтому людям пришлось начать делать чопперы самим.

Что такое чоппер в истории. Смотреть фото Что такое чоппер в истории. Смотреть картинку Что такое чоппер в истории. Картинка про Что такое чоппер в истории. Фото Что такое чоппер в истории

Давайте немного окунёмся в историю. После великой депрессии и тяжкой для мотопроизводителей конкурентной борьбы с дешёвыми автомобилями Ford’а в США осталось три крупных компании, производящих мотоциклы. Это были Harley Davidson, Indian и Crocer. Причём, вплоть до Второй Мировой Войны байки Crocer были практически непревзойдёнными в техническом плане. Но компания не сумела вовремя, что называется, «подсуетиться» и не заручилась военными контрактами, что привело к её выходу из бизнеса после войны.

Конкурентная борьба мотопроизводителей в тридцатых годах сделала популярными гонки на мотоциклах, в которых участвовали не профессиональные гонщики, а обычные мотолюбители, которые выступали от собственного имени либо, в крайнем случае, представляли какую-нибудь местную мотомастерскую. Тогда-то народ и стал снимать с мотоциклов всё лишнее, чтобы ездить не мешало.

Калифорнийский боббер

Большая часть гонок и прочих мотоциклетных мероприятий проходила в Калифорнии – ездить на байке там можно круглый год. Это привело к тому, что в Калифорнии в сороковых годах содержалось самое большое количество байков на душу населения. Частенько парням, участвовавшим в гонках, приходилось перемещаться между местами их проведения на том же аппарате, на котором они и гоняли. Всвязи с этим, помимо выжимания максимума из двигателя, байки стали также подгоняться и под шоссейные условия. Это привело к появлению таких атрибутов, как например высокий руль – ape hangers, – оказавшийся очень удобным на шоссе. Он более равномерно распределял нагрузку на мышцы ездока и в целом создавал более комфортную посадку. Название ape hangers, которое буквально можно перевести как «обезьянья вешалка», явно намекает на то, что байкер с вытянутыми на максимальную длину руками слегка смахивает на обезьяну 🙂

Что такое чоппер в истории. Смотреть фото Что такое чоппер в истории. Смотреть картинку Что такое чоппер в истории. Картинка про Что такое чоппер в истории. Фото Что такое чоппер в истории

Затем кто-то из этих ребят первым заменил переднее 16-дюймовое широкое колесо на более тонкое 21-дюймовое, что помогло в большой мере улучшить управляемость мотоцикла.

В немалой степени формированию облика калифорнийского боббера (предшественника классического чоппера) поспособствовали власти Калифорнии, издав закон об обязательных ручках для поддержки пассажиров. В среде владельцев бобберов мало кому хотелось навешивать на байк всякие там ручки, да ещё и обязательные. Альтернативой стало появление так называемого sissy bar, который одновременно служил спинкой пассажиру и поддерживал заднее крыло. Многие использовали его также в качестве импровизированного багажника, привязывая к нему тюки с вещами. Частенько при отсутствии пассажира такие тюки располагали максимально удобным образом так, что они образовывали комфортную спинку для райдера. Кроме того, это приспособление было положительно воспринято властями – ведь теперь пассажиру было за что держаться.

Что такое чоппер в истории. Смотреть фото Что такое чоппер в истории. Смотреть картинку Что такое чоппер в истории. Картинка про Что такое чоппер в истории. Фото Что такое чоппер в истории

Кроме того, байкеры стали делать своим аппаратам загнутые вверх выхлопные трубы с раструбами в виде рыбьих хвостов. Выходное отверстие в таких трубах, которые назывались up-sweep fishtail pipes, получалось очень узким. Загнутость вверх позволяла без проблем закладывать крутые правые повороты, избегая чирканья трубами об асфальт, а узкое выходное отверстие многим парням помогло избежать штрафов за загрязнение окружающей среды. В те времена проверка на наличие глушителя, разумеется, у всех настоящих байкеров тогда отсутствовавшего, проводилась нехитрым путём – коп засовывал в трубу какой-нибудь длинный предмет, например дубинку, которая должна была упереться (или, в случае с крутым байкером, не упереться) в глушитель в зависимости от наличия оного. С появлением узких раструбов проводить подобную процедуру стало значительно сложнее.

Но самой хардкорной штукой в подобных мотоциклах можно считать, пожалуй, «сцепление самоубийцы» (suicide clutch) в совокупности с jockey shift. Дело в том, что американские производители отличаются изрядным консерватизмом. В то время, как во всём мире производители мотоциклов перешли на ножное переключение скоростей и ручное сцепление, Harley Davidson и Indian, свято храня верность традициям, продолжали выпускать байки с ножной педалью сцепления и ручным переключением передач, рукоятка которого находилась у Harley Davidson слева от бензобака, а у Indian справа. Ручка переключения была соединена с коробкой передач при помощи специального соединительного приспособления. Разумеется для упрощения конструкции и увеличения надёжности на бобберах эта ручка стала крепиться прямиком на трансмиссионную коробку под сидением – это и есть jockey shift 🙂 Что касается ножного сцепления, то важно отметить, что оригинальная педаль была выполнена по схеме коромысла (пятка-носок) и не имела возвратной пружины. При выжимании носком педаль фиксировалась, чтобы во время остановки можно было опустить обе ноги на землю. Нажатие пяткой отпускало сцепление. Эта конструкция довольно безопасна, но для гонок она оказалась не самой подходящей, поэтому её подвергли радикальной переделке. Задняя часть педали отсекалась и выбрасывалась, затем добавлялась возвратная пружина. Такая конструкция делала переключение скоростей быстрее и проще. Вот только если забыть включить нейтральную передачу и убрать ногу с педали на перекрёстке, то можно было очень быстро отправиться на тот свет. Отсюда и название suicide clutch.

Что такое чоппер в истории. Смотреть фото Что такое чоппер в истории. Смотреть картинку Что такое чоппер в истории. Картинка про Что такое чоппер в истории. Фото Что такое чоппер в истории

Таковы основные изменения, которые стали вносить в мотоциклы в Калифорнии. То, что получилось в итоге, стало называться – californian bobber, калифорнийский боббер. Это направление стало очень модным и под него начали переделываться не только небольшие байки, но и громадные Harley Davidson Big Twin и Indian Chief.

Однопроцентники

Однопроцентников можно считать очень важной вехой в истории чоппера. Без них он был бы невозможен в том виде, в котором мы его знаем сейчас.

В конце сороковых годов вернувшиеся с войны молодые ребята оказались крайне разочарованными разительным несоответствием идеалов «Американской Мечты», за которую они воевали и за которую положили свои жизни их друзья, и мерзкими коммерциализованными, пуританскими и по-показному ханженскими нравами реальной Америки того времени. Впрочем, и сейчас там явно не лучше 🙂

Многие из них так до конца жизни и не смогли вписаться в этой общество. Другие же, оседлав мотоциклы, стали объединяться с себеподобными, живя по привычным и понятным им фронтовым принципам мужского братства и товарищества. Стали появляться первые мотоциклетные клубы, которые вначале входили в AMA – American Motorcycle Association. Любимым стальным конём в таких клубах стал большой американский мотоцикл – Harley Davidson или Indian – переделанный в калифорнийский боббер.

Находясь в составе AMA, эти ребята принимали участие во всех гонках, которые проводились под эгидой этой организации. Однако, принимая во внимание их молодость и откровенно бунтарские настроения, нетрудно представить, сколько проблем они доставляли «законопослушным гражданам». Во время гонок AMA в 1947-ом году это вылилось в беспрецедентную ситуацию – байкеры захватили и терроризировали два калифорнийских города – Холлистер и Риверсайд.

Что такое чоппер в истории. Смотреть фото Что такое чоппер в истории. Смотреть картинку Что такое чоппер в истории. Картинка про Что такое чоппер в истории. Фото Что такое чоппер в истории

В течение нескольких суток жизнь в этих городах была парализована из-за разъезжающих по всем улицам толп байкеров, которые развлекались как могли, крушили всё вокруг и безудержно пьянствовали. Полиция оказалась бессильна и усмирять байкеров пришлось силами Национальной Гвардии.

После этого инцидента шерифом Риверсайда впервые был использован термин outlaw bikers.

Эти события, а также увековеченный в фильме «Дикарь» в 1950-ом году образ байкера испортили репутацию всем мотоциклистам.

Что такое чоппер в истории. Смотреть фото Что такое чоппер в истории. Смотреть картинку Что такое чоппер в истории. Картинка про Что такое чоппер в истории. Фото Что такое чоппер в истории

AMA пострадала, пожалуй, больше всех, потому что договариваться с властями о проведении очередных гонок стало невероятно трудно. В итоге президент AMA в попытке очистить запятнанную репутацию американских мотолюбителей выступил с речью, в которой особенно отметил, что из всех мотоциклистов США «злыми и нехорошими» является только 1%, а все остальные – законопослушные порядочные граждане.

Надо ли говорить, что после этой речи outlaw-байкеры с гордостью повесили себе на куртки нашивку «1%»? 🙂

Чоппер

После того, как однопроцентники порвали с AMA, они, разумеется, больше не могли принимать участие в проводимых этой организацией гонках. И это, конечно, сразу нашло своё отражение в их мотоциклах, которые отныне стали модифицироваться, исходя из условий улиц, а также стремления каждого байкера самовыразиться и быть круче всех 🙂 Вот тогда-то и произошло полное превращение калифорнийского боббера в чоппер.

Касательно происхождения названия «чоппер» существует огромное множество версий. Я лично склоняюсь к той, что слово «chop» можно перевести с английского как «откалывать», «отрубать».

Ведь что такое «чоппер»? Давайте определимся с терминологией. Изначально чоппером назывался аппарат, который делался путём удаления ненужных (не относящихся непосредственно к процессу движения) деталей от серийного мотоцикла. Кому нужно ветровое стекло, переднее крыло, большая фара, неуклюжие сигнальные огни, защитные стойки, большие сиденья и тому подобное барахло? Просто выкиньте всё это и сделайте байк изящнее и легче. После всех переделок у вас будет лёгкая рама, с которой останется спилить лишние крепежи. Затем необходимо заняться двигателем, в котором в итоге должен быть заточён яростный демон скорости. Кроме этого у вас должна остаться голая вилка, два фонаря (небольшой спереди и совсем крохотный сзади), небольшое сиденье, минимум проводки, маленький бензобак и два колеса: заднее 16-дюймовое и переднее 21-дюймовое. Можете даже удалить аккумулятор и использовать магнето, чтобы ещё больше уменьшить массу.

Позже байкеры стали удлинять и наклонять переднюю вилку так, что шина оказывалась далеко впереди байка. Зачем? На этот вопрос я не знаю однозначного ответа. Говорят, что так байк ведёт себя увереннее на шоссе, да и сидеть удобнее. Но это определённо придаёт мотоциклу крутой вид, который также распространялся и на байкера 🙂

Чопперы долгое время были преимущественно мотоциклами outlaw-байкеров, тех самых однопроцентников. Но после выхода на экраны фильма «Easy Rider» («Беспечный ездок») волна чопперостроения захлестнула всю Америку и чопперы стали собирать все, кому не лень. Даже те, кто ещё не знал толком, как обращаться с мотоциклом, создавая в результате довольно неудобные и опасные конструкции путём банального удлинения вилки, но без внесения необходимых изменений в конструкцию рамы.

Кроме того на облик тогдашних чопперов оказали существенное влияние производители хот-родов, многие из которых вплотную занялись чопперостроением (некоторые даже бросили ради этого своё предыдущее увлечение) и привнесли в эту область весь накопленный за годы создания крутейших автомобилей опыт, что привело к серьёзному росту технического совершенства чопперов. Стали появляться турбины и суперчарджеры, закись азота, тюнинг двигателя и трансмиссии были доведены до совершенства. Цилиндры растачивались и удлинялись, что приводило к увеличению объёма, обеспечивая чопперам немалую мощность и часто поистине невероятный крутящий момент – это уж смотря, что больше было нужно владельцу. Ну и в качестве бонуса стали модными схемы покраски с языками пламени 🙂

Продолжались эксперименты с удлинением вилок. Вскоре стало ясно что, по достижении определённой длины, вилка обеспечивает отличную амортизацию за счёт пружинного эффекта самих труб, что сделало ненужной гидравлику. Вилка стала называться «жёсткой» – rigid fork. На смену рулям ape hangers приходят вначале Z-образные рули. А позже появляются рули, вытянутые назад (pull back bars), которые обеспечивали ездокам ещё более комфортную и гордую посадку. Стал возвращаться отсутствовавший на outlaw-чопперах передний тормоз, заднее колесо продолжало расти вширь, а sissy bar иногда возносился до небес 🙂

Что такое чоппер в истории. Смотреть фото Что такое чоппер в истории. Смотреть картинку Что такое чоппер в истории. Картинка про Что такое чоппер в истории. Фото Что такое чоппер в истории

Постепенно стали появляться компании, которые занимались продажей aftermarket-деталей, предназначенных специально для чопперостроения. Они закупали запчасти у производителей и вносили в них соответствующие изменения, избавляя байкеров от необходимости изготавливать детали самостоятельно. В итоге это движение развилось в целую индустрию, переживавшую бурный рост в течение 70-х годов. Можно стало даже собрать аналог серийного мотоцикла с нуля, воспользовавшись одними только афтермаркетовыми деталями.

Упадок

В восьмидесятых годах массовое чопперостроение пришло в упадок. Послужили этому следующие причины. Длительное время остававшийся в стороне от чопперства Harley Davidson всё-таки выпустил на рынок чопперообразные модели мотоциклов, которые требовали минимум переделок. Это принесло фирме немалые прибыли в начале восьмидесятых. Вместе с тем большое количество байкеров пересело на серийные модели от HD, не видя более причин заниматься кастомизацией.

Впрочем, внутри чопперского движения дела тоже обстояли не лучшим образом – оно стало коммерческим, получив при этом сильное внутреннее идеологическое противоречие. Всё, что нужно было для постройки чоппера, стало можно купить в магазине. Однопроцентники стали стараться не выделяться особо, потому как это уже могло отдавать позерством.

Но всё-таки классическое чопперостроение не умерло. Оно лишь стало более разумным, как будто пережив период подросткового максимализма и перейдя в этап зрелости. Байкеры стали стараться совместить традиционные чопперные традиции с функциональностью. Уже не считается, к примеру, крамольным иметь передние дисковые тормоза. Трубы стали более стандартных форм и с обычными круглыми раструбами, используется нормальное ножное переключение скоростей и минималистический подход к покраске.

Хардкор

Но ведь разве это плохо? Культура хардкорного чопперостроения вернулась к тому же полуподпольному существованию, как в первые годы после своего появления. Пускай по телеку показывают всякие шоу с раскрученными мастер-билдерами в главной роли, а на дорогах преобладают отличные (не отнять!) классические мотоциклы Harley Davidson. В этом нет ничего плохого – наоборот, это благоприятная среда для создания своего неповторимого байка, своего личного воплощения Духа Свободы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *