Что такое чрезвычайные обстоятельства определение
Понятие и виды чрезвычайных обстоятельств, особых условий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Большое значение охрана общественного порядка и обеспечение безопасности приобретает в условиях чрезвычайных обстоятельств. Чрезвычайная обстановка, вызываемая природными, социальными, биологическими, техногенными и другими явлениями, порой требует установления специального правового режима, в условиях которого приходится действовать органам государственной власти по поддержанию этого режима.
Законом Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. впервые в России было закреплено понятие безопасности, которая определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
В целях реализации указанного Закона Указом Президента России был образован Совет безопасности. Председателем Совета безопасности по должности является Президент Российской Федерации.
В сферу важнейших вопросов Совета безопасности входят:
— определение жизненно важных интересов личности, общества, государства и выделение внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
— подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, экологические и иные последствия; организация их ликвидации и другие вопросы.
Кроме того, Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 утверждено Положение о Совете безопасности, которым был конкретизирован правовой статус этого конституционного органа и возложена задача по разработке предложений по координации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценки их эффективности.
Вместе с тем в последние годы массовый характер приобрели чрезвычайные обстоятельства и особые условия социального, криминогенного характера, связанные с появлением незаконных вооруженных формирований, банд, похищением людей, совершением террористических актов и т. п. В связи с этим Наставлением по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах закреплены такие понятия, как чрезвычайные обстоятельства и особые условия.
К видам чрезвычайных обстоятельств относятся:
— появление на определенной территории незаконных вооруженных формирований, банд, вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров);
— возникновение вооруженного мятежа, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— захват заложников, важных объектов, собственных объектов органов внутренних дел; блокирование транспортных коммуникаций;
— угон транспортных средств;
— незаконное массовое пересечение Государственной границы Российской Федерации.
Понятие «чрезвычайное положение» сформулировано в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ и означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установление федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регламентируется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.
Чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Постановлением Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 г. № 304 выделены следующие виды чрезвычайных ситуаций:
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
В классификации чрезвычайных ситуаций немалое место занимают стихийные бедствия, эпидемии и эпизоотии. Однако законодательством Российской Федерации не закреплены эти понятия, поэтому при определении их будем руководствоваться терминами, сложившимися в научной литературе и на практике.
Стихийные бедствия — это неконтролируемые явления природы, не зависящие от воли и деятельности человека, угрожающие жизни и здоровью людей, частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений.
По времени возникновения и по своей сущности стихийные бедствия условно можно подразделить на две группы:
1) закономерно, периодически повторяющиеся стихийные бедствия — паводки, наводнения, снежные заносы;
2) внезапные, т. е. возникающие в короткий промежуток времени (землетрясения, ураганы, тайфуны, пожары).
Различие этих групп стихийных бедствий состоит не только в степени их общественной опасности, но и в степени подготовленности государственных органов и населения по защите от сил природы. Если первая группа стихийных бедствий дает возможность заранее предусмотреть антистихийные мероприятия, т. е. имеется период упреждения, то вторая группа наиболее опасна в силу своей внезапности, не позволяющей принять в короткие сроки меры защиты.
Некоторые авторы классифицируют стихийные действия в зависимости от причин, их порождающих:
— на гидрологические (снежные лавины, селевые потоки);
— метеорологические (сильные ветры, метели, бураны, ливни);
— гидрометеорологические (цунами, тайфуны);
— сейсмические (землетрясения, извержения вулканов). В мировой практике для оценки разрушительной силы некоторых стихийных бедствий разработаны и применяются специальные шкалы:
— шкала пожаров и т. п.
По тяжести последствий к стихийным бедствиям близко примыкают крупные промышленные аварии и транспортные катастрофы. Они возникают или по вине людей, что, как правило, выражается в служебной халатности или преступной самонадеянности конкретных должностных лиц, либо возникают из-за изношенности оборудования и другим причинам. К таким катастрофам можно отнести аварию на Чернобыльской АЭС 1986 г. (эта авария относится к наивысшему, седьмому уровню по шкале МАГАТЭ), гибель судов, серию крушений пассажирских поездов и взрывов на железной дороге, крупные пожары и другие техногенные ситуации.
Серьезную опасность для жизни и здоровья населения представляют эпидемии.
Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которым определены ее задачи, органы управления, состав сил и средств, порядок выполнения задач и порядок взаимодействия основных структур, а также регулируются основные вопросы функционирования этой системы (ЕГСЧС) в разных режимах.
ЕГСЧС состоит из функциональных территориальных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Функциональные подсистемы ЕГСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Территориальные подсистемы ЕГСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Каждый уровень ЕГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие специальные органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующими органами РСЧС являются:
а) на федеральном уровне — правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
б) на территориальном уровне (субъекта РФ) — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ;
Органами повседневного управления ЕГСЧС являются:
1) центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
2) центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
3) единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
4) дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Постановлением Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 г. № 924 установлено, что к ним относятся:
1) силы и средства наблюдения и контроля в составе:
— служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
— формирований санитарно-эпидемиологической службы;
— служб наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Министерства экономического развития и торговли;
— геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Федерального агентства по атомной энергии.
2) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:
— военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти;
— формирований Всероссийской службы медицины катастроф;
— формирований Федеральной службы по ветеринарному и фито-санитарному надзору;
— специально подготовленных сил и средств войск гражданской обороны Российской Федерации;
— служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации;
— сил Федеральной службы гражданской обороны охраны общественного порядка МВД России.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования единой системы:
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы в режиме чрезвычайной ситуации, являются:
— непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
— оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
— проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости общественных объединений и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
— непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
— организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
— проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
Что такое режим чрезвычайной ситуации и почему его вводят?
К сожалению, совсем нередко мы слышим, что где-то введен режим чрезвычайной ситуации. Иногда это очень крупные события: техногенная авария, паводок, лесной пожар. Иногда локальные, например, вспышка гриппа в отдельном районе. Так что же такое режим ЧС?
Определение этого понятия, а также основные пояснения прописаны в Федеральном законе № 68-ФЗ (от 21.12.1994 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Что может стать причиной ЧС?
Стихийные бедствия: землетрясение, засуха, наводнение, шторм, метель и буран, природный пожар, извержение вулкана, ураган.
Техногенные катастрофы: аварии на энергетических, химических, биотехнологических объектах, на гидротехнических сооружениях, промышленные аварии, аварии на транспорте (воздушном, железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метро).
Инфекционные заболевания – эпидемия какого-либо заболевания.
ЧС военного времени: ввод иностранных войск, нападение на РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий, вмешательство во внутренние дела РФ, демонстрация военной силы вблизи границ страны, проведение учений с провокационными целями, наличие вблизи страны вооруженных конфликтов, попытки внутреннего переворота, террористическая деятельность и другое.
Антропогенные катастрофы: изменение климата под воздействием научно-технического процесса и хозяйственной деятельности.
Кто имеет право вводить режим ЧС?
В зависимости от уровня ЧС это могут делать глава города, района, губернатор региона, правительство РФ, президент страны.
Для введения режима чрезвычайной ситуации требуется официальный документ, где будут указаны причины ЧС, обоснование необходимости введения режима, границы территории, где он будет действовать, силы и средства на его обеспечение, перечень мер, ответственные должностные лица и службы, время вступления и срок действия.
Действия органов власти при введении режима ЧС?
Уполномоченные органы обязаны непрерывно контролировать причину ЧС, оповестить вышестоящие органы, исполнительную и местную власть, население.
Ограничить доступ людей (кроме служб, занимающихся ликвидацией) к месту, где произошло ЧС.
Обеспечить защиту населения, в том числе эвакуацию.
Заниматься ликвидацией чрезвычайной ситуации, определением порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, поддержкой общественного порядка.
Какие ограничения для граждан предполагает режим ЧС?
Как правило, введение режима предполагает ограничение личных и общественных прав граждан.
Может быть запрещен или ограничен доступ на территорию ЧС. Ограничивается деятельность, которая может привести к новым очагам. Например, во время режима ЧС по лесным пожарам запрещается посещать лес. Также может быть организована эвакуация.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Что на самом деле значит режим ЧС для бизнеса и обычных граждан?
В последнее время СМИ и юристы на своих страницах в соцсетях пишут о необходимости ввести в стране режим чрезвычайной ситуации. Якобы при введении ЧС бизнесу и гражданам станет только лучше: договоры потеряют свою силу, их можно будет не исполнять, а государство возместит все убытки и будет выдавать маски, медикаменты и продукты.
Одна из петиций за введение режима ЧС набрала больше 130 тысяч подписей. Даже в статье Т—Ж предприниматели говорят, что если бы в стране ввели карантин и объявили ЧС, то им стало бы намного легче.
Я не доверяю тому, что пишут СМИ, но доводы уважаемых юристов и статья в Т—Ж мне кажутся надежными.
Прошу рассказать, действительно ли государство не вводит режим ЧС потому, что не хочет возмещать убытки и ущерб российскому бизнесу? И что на самом деле произойдет, если государство объявит режим ЧС?
Иван, у государства и правда есть обязательства перед гражданами и организациями, в том числе в случае объявления режима ЧС. Но не все так просто: режим ЧС не влечет автоматического расторжения договоров, а государство не берет на себя обязанность покрыть все убытки бизнеса и граждан.
Кроме того, введение ЧС возложит на граждан и организации дополнительные обязательства.
Что в соцсетях пишут юристы
Руководитель известной правозащитной организации на своей странице в Фейсбуке написал, что государство не объявляет карантин, режим чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения, потому что не хочет возмещать убытки и ущерб российскому бизнесу. А якобы по всем законам государство такое возмещение гарантирует.
Чтобы обосновать свое мнение, юрист привел ссылки на три пункта разных законов. Разберу каждый из них — так вы поймете, что в обязательствах государства не все просто.
Сначала юрист ссылается на статью 9 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Сразу отмечу, что этот закон вообще никак не относится к ЧС и применяется как во время чрезвычайной ситуации, так и без нее.
Юрист пишет, что индивидуальные предприниматели и юрлица имеют право на полное возмещение вреда, который причинен их имуществу в результате санитарно-противоэпидемических мероприятий. Этот тезис действительно есть в законе, но с оговоркой: предприниматели и компании вправе возместить вред в полном объеме, только если его нанесли граждане, другие ИП или компании, проводившие санитарно-противоэпидемические мероприятия. Государство же не несет ответственности за меры, которые принимали граждане, ИП или организации.
Государство по общему правилу обязано возместить ущерб, если его действия будут признаны незаконными. Но это еще нужно доказать в суде, что может быть очень непросто.
А вот ущерб от правомерных действий государство возмещает только по отдельным законам. Например, выплачивает компенсации гражданам и компаниям, ущерб которым причинен в результате пресечения террористического акта, а также возмещает ущерб при изъятии земельного участка для государственных нужд.
Далее юрист ссылается на пункт 1 статьи 24 закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и пишет, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС — это обязательство Российской Федерации.
Этот пункт закона не имеет никакого отношения к обязанности государства возмещать гражданам и бизнесу какой-либо ущерб или убытки. Даже наоборот: в следующем пункте этой статьи говорится, что организации участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа подтвердил, что из закона о защите от чрезвычайных ситуаций не следует, что мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их устранению финансируются исключительно за счет муниципальных образований. Это значит, что бизнес участвует в ликвидации ЧС за счет собственных средств.
В заключение юрист ссылается на статью 29 закона «О чрезвычайном положении»: лицам, которые пострадали в результате обстоятельств для введения ЧП или в связи с мерами по их устранению или ликвидации последствий, возмещается материальный ущерб.
Эта норма действует, только если в стране введут чрезвычайное положение. Это особый режим, во время действия которого конституционные права граждан сильно ограничиваются. Режим ЧП более жесткий по сравнению с режимом ЧС. Если РФ вводит режим ЧП, то уведомляет об этом ООН и Совет Европы, а также государства, с которыми у России есть общие границы.
В России ЧП на общефедеральном уровне никогда не вводилось, а на региональном уровне — только в Ингушетии и Северной Осетии. Последний раз режим ЧП действовал в Москве в 1993 году — после разгона Верховного Совета.
Получается, что в мнении юриста есть существенные нестыковки.
Что такое режим ЧС на самом деле
В соцсетях и СМИ утверждают, что режим ЧС позволит бизнесу не исполнять свои обязанности по договорам, а гражданам — не платить по кредитам.
На самом деле это не так. Режим ЧС не снимает с бизнеса и граждан обязанность исполнять условия договоров, платить по кредитам и за ЖКУ, зарплату и налоги.
Режим ЧС — это особый правовой режим, который вводится для защиты граждан, имущества и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций, в том числе эпидемий.
Режим ЧС обычно вводили в отдельных субъектах РФ в связи с лесными пожарами или наводнениями. Например, весной 2019 года из-за лесных пожаров режим ЧС был введен в Забайкальском крае, а летом 2019 года — в Иркутской области в связи с затоплением населенных пунктов.
В марте 2020 года в некоторых городах России был введен режим ЧС в связи с пандемией коронавируса. Например, в Элисте, столице Калмыкии, и в Абакане — столице Хакасии.
Режим ЧС позволяет своевременно реагировать на ситуацию и привлекать к ее ликвидации силы и средства властей и бюджетов разных уровней. Если очень упрощать, этот режим позволяет задействовать все силы для борьбы с чрезвычайной ситуацией, чтобы минимизировать ущерб.
В правовых актах о введении режима ЧС я не нашел ни одного указания, что при ЧС граждане вправе не платить налоги, коммуналку и кредиты, а бизнес — не исполнять свои договорные обязательства. Откуда появилась идея, что при ЧС все обязанности аннулируются, мне непонятно.
Для ликвидации ЧС привлекаются не только силы и средства государства — могут также задействовать обычных граждан и организации. Поэтому при введении режима ЧС у граждан и организаций, наоборот, появляются дополнительные обязанности.
Обязанности для организаций. При введении режима ЧС организации должны за счет собственных средств:
При ЧС государство также вправе определять порядок использования транспортных средств и иного имущества организаций. При этом законодательство не уточняет, как и в каких случаях это возможно.
Как мне кажется, ни один предприниматель такого не захочет.
Ограничения для граждан. При введении режима ЧС ограничиваются конституционные права и свободы, например свобода передвижения. Голосование на выборах и референдумах могут отложить. Также граждан могут привлечь к аварийно-спасательным и другим неотложным работам.
При эпидемиях государство также вправе изъять у граждан и организаций имущество. Это называется реквизицией. В этом случае государство обязано выплатить собственнику стоимость его имущества.
Ограничения для работников. Введение ЧС может ухудшить положение работников. Ограничения прямо предусмотрены трудовым кодексом на случай чрезвычайных обстоятельств и эпидемий.
Вот, например, какие последствия режима ЧС могут ждать наемных работников:
Как видно, несмотря на ярые призывы в соцсетях ввести ЧС, не все граждане понимают, что этот режим означает на самом деле и какие последствия он влечет. В законах нет указания на обязанность государства покрыть все расходы, убытки и издержки организаций и граждан во время ЧС.
Может ли режим ЧС помочь предпринимателям
Форс-мажор — это чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство, из-за которого невозможно исполнить обязательства.
Условия о форс-мажоре содержатся практически в каждом договоре. При форс-мажоре должник освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Но исполнять обязанности по договору все равно нужно: они не отменяются, а только откладываются до того момента, когда форс-мажор закончится.
Сертификат ТПП РФ о форс-мажоре позволяет российским предпринимателям освободиться от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение договоров с иностранными партнерами.
Организации, которые занимаются закупками для государственных нужд, могут проводить закупки для профилактики, предупреждения и ликвидации коронавирусной инфекции у единственного поставщика.
Государство вводит меры поддержки предпринимателей даже без режима ЧС. Например, арендаторы, которые работают в пострадавших от пандемии коронавируса отраслях, получили дополнительные права:
Что в итоге
Если не поддаваться панике и хайпу, а разобраться в деталях, то введение режима ЧС, о котором так просят в соцсетях и петициях, не станет панацеей.
Режим ЧС наложит на граждан и бизнес дополнительные обязательства и ограничит ряд прав. Сейчас государство и без режима ЧС пытается помочь гражданам и бизнесу — утверждает меры по поддержке наиболее пострадавших отраслей.
О некоторых льготах бизнесу и пособиях для граждан мы уже писали:
Коротко: что нужно знать о режиме ЧС
Желаю всем бы любителям сотрясать воздух на тему необходимости введения ЧС прочитать эту статью.
Elena, желаю всем любителям распространения недостоверной информации начать думать, что они распространяют.
Тигран, согласен, особенно с учетом новых статей УК РФ 207.1 и 207.2, которые ввели уголовную ответственность за фейковые новости
Александр, ну а как фейковые новости-то соотносятся со взглядами, нужна ли нам ЧС или нет? У меня и к вашей статье миллион вопросов и сомнений, что вы верно трактуете закон, если с вами кто-то не согласится, это будет основанием преследовать вас по закону?
Александр, может вместо запугивания читателей воображаемой уголовкой, сможете объяснить законность ограничения свободы передвижения при режиме повышенной опасности?
Тест, ну и как, вымерли города-миллионники от неизвестного вируса?)) мой вопрос через полтора года.
Тест, а ты кто такой, чтобы решать, кто бездельник а кто нет? Тебе нравится, когда подтираются конституцией, а многим нет. И не нытьё ни паника, ни популизм тут не причём! Тебя задолбали, так не смотри, иди Киселева с Соловьёвым слушай дальше, им никто не запрещает оскорблять людей и нести дичь.
Александр, а как вы относитесь к статье руководителя международной организации Агора?
Вроде как вы тут либо соврали нагло, либо честно заблуждаетесь. Во всяком случае, постановление премьера Медведева вас кроет напрочь. И я его читал в консультанте
Родион, полагаю, вы даете отсылку на Постановление Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями».
Данное постановление действительно устанавливает суммы выплат гражданам и юридическим лицам, однако для правильного понимания этого постановления нужно учитывать следующее:
1. Данное постановление регулирует отношения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.
Данное постановление устанавливает правила предоставления межбюджетных трансфертов, то есть оно регулирует публичные отношения между бюджетами, но никак не между государством и гражданами и юрлицами.
Постановление не устанавливает для граждан и юрлиц права требовать указанных в постановлении выплат, также оно не устанавливает для госорганов обязанности эти выплаты делать.
2. Для того, чтобы гражданам получить выплаты, предусмотренные п. 4 правил, содержащихся в постановлении, руководство субъекта РФ должно представить в МЧС определенный перечень документов (п. 6 и 7 правил с учетом требований п. 10 правил).
В переводе на простой язык это означает, что для получения выплат необходимо победить бюрократическую машину: собрать справки и документы, подтверждающие, что вы или ваше имущество пострадали от чрезвычайной ситуации, доказать прямую причинно-следственную связь между чрезвычайной ситуацией и причиненным ущербом, доказать, что вы постоянно проживает в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, а также зарегистрированы в нем же (п. 10 правил).
Полагаю, сделать это может быть очень не просто.
3. Данное постановление не устанавливает каких-либо компенсационных выплат юридическим лицам в случае чрезвычайных ситуации.
Юридические лица вправе претендовать на компенсационные выплаты только в случае, если их имущество пострадало в результате террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями органов власти (п. 5 правил).
Надеюсь, мне удалось донести, что с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 не все так просто, как хотелось бы.
Александр, «При режиме ЧС конституционные права ограничиваются» А сейчас они не ограничиваются?
Александр, вот вас и надо привлечь, вы вводите людей в заблуждение своей статейкой, умышленно приводите нормы другого закона, а именно «о военном положении» неимеющего никакого отношения к закону «о чс».
Спасибо за пояснение для плохо думающих. Будет что показать.
Elena, это врят ли поможет. У нашего населения очень интересная позиция по любому вопросу, будь то ЧС или вакцинация. Выглядит она как-то так:
— введите ЧС, вы удерживание нас незаконно.
— ЧС ничего не даст
— вы не юрист
— вот ссылки на закон же
— но вы не юрист
— хорошо, вот мнение юриста
— какой-то подозрительный юрист. Дайте другого юриста.
Константин, написана тут брехня полная. Почитайте эти статьи сами, и, может быть, вы снимете лапшу со своих ушей:
1. «. предприниматели и компании вправе возместить вред в полном объеме, только если его нанесли граждане, другие ИП или компании, проводившие санитарно-противоэпидемические мероприятия. Государство же не несет ответственности за меры, которые принимали граждане, ИП или организации.»
Открываем указанную ст. 9 и видим: «Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий…»
В данном случае речь идет о профилактических мероприятиях, проводимых ГОСУДАРСТВОМ (!), вследствие которых люди сидят по домам и не работают, а предприятия несут убытки. И вы хотите сказать, что это же самое ГОСУДАРСТВО не несет никакой ответственности за свои решения перед гражданами?!
2. «. финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС — это обязательство Российской Федерации. Этот пункт закона не имеет никакого отношения к обязанности государства возмещать гражданам и бизнесу какой-либо ущерб или убытки. Даже наоборот: в следующем пункте этой статьи говорится, что организации участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.»
Открываем указанную ст. 24 и видим: «Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является РАСХОДНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Далее речь идет о предупреждении и ликвидации последствий ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характеров, что к нынешней ситуации слабо относится)
Вот тут прямым текстом указано, что финансовое обеспечение мер по ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ (раз уж все любят называть нынешнюю ситуацию «имеющую угрозу возникновения чрезвычайной») ЧС является расходным обязательством (т.е. обязательства, обусловленные законом) РФ.
В указанном п. 2 настоящей статьи написано: «Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»
Очень «здорово» трактовать текст этого пункта так, как удобно, не правда ли. Тут, опять же, прямым текстом написано, что за счет своих средств организации участвуют в ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. То есть, когда РЕЖИМ ЧС УЖЕ ВВЕДЕН, то ЛИКВИДИРОВАТЬ его эти самые организации будут в установленных порядках. А пока режим ЧС не введен – ликвидировать нечего. Здесь нет слов о ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ЧС, в отличие от предыдущих пунктов.
Когда такая «база», трактованная по-своему, установлена, можно уже писать любые нужные слова – люди будут внимать и думать «о, какой автор статьи молодец, всех мамкиных соц-сеть-юристов разоблачил, буду придерживаться его мнения». Такие люди заслуживают сидеть перед телевизором и питаться излучением программ Соловьева.
Тут не надо быть юристом для того, чтобы открыть самому ФЗ и понять, что автор статьи выше трактует его в угоду своему мнению.
Bob, полагаю вам стоит написать статью-опровержение и изложить свою логику прочтения действующих законов! 🙂
Bob, а вы юрист? Представьтесь пожалуйста. Я очень сильно напрягаюсь, когда слышу «не нужно быть юристом чтоб трактовать закон. «, «Не нужно быть врачом чтоб понять, что это средство от давления не поможет. «, «Не нужно быть строителем, чтобы понять, что фундамент тут не обязателен. «
Константин, так, а что с удерживает незаконно? Какой ловкий «прыжок к ЧС ничего не даст».