Что такое чудотворная икона
Что значит чудотворная икона?
– Помогите разобраться с вопросом отношения к чудотворным иконам. Молитва перед иконой означает обращение к святому, изображенному на ней. В таком случае, почему мы разделяем иконы на чудотворные и не чудотворные, если помощь приходит по молитвам святого?
На вопрос отвечает протоиерей Константин Пархоменко.
– Но ведь это не мы называем икону чудотворной и не чудотворной. Икона может заявить о себе как чудотворная, если вдруг по молитвам перед этой иконой происходят какие-то значимые чудеса, о которых узнает много людей. Она признается чудотворной местным епископом.
Чудотворная икона знаменует себя яркими чудесами. Хотя, конечно, благодать Божья струится, перетекает в нас через любую икону. Не забывайте, что с православной точки зрения икона – не просто портрет, а портрет, который имеет связь с первообразом. Благодать Божья таинственным образом соединяет икону со святым. Поэтому любая икона чудотворна. Это на мистическом уровне.
Выражение «намоленная» икона – это глупость. Выражение «намоленность» мы, конечно, употребляем, но некоторые люди вкладывают энергетический смысл, что вот мы молимся, и молитвы наши накапливаются на ней. Это глупость. Наши молитвы – это обращение ко Господу, это не какая-то энергетика, которая налипает на икону. Она может проявиться не от того, что мы намолили икону, а через особое откровение по воле Божией.
Почему это происходит? Сложно сказать. Можно предположить, что чудотворными являлись те иконы, которые занимали значимое место в жизни общества. Какая-то икона из Византии была перенесена на Русь в тяжелое время, время становления русской государственности. Много людей притекали к этой иконе. Господь давал обильные чудеса, чтобы укрепить людей. Или икона Казанской Божией Матери проявилась тоже в тяжелое время в знак поддержки.
Икона, которая может сыграть ключевую роль, становится прославляема Господом, но не мы намаливаем. А остальное тайна промысла Божьего. Мы не можем сказать, почему от некоторых святых остались мощи, а от некоторых ничего не остается. Может быть нам откроется, а может быть нет.
Чудотворные иконы
В этом мире всегда есть пространство для чуда, хотя скептики всячески стараются опровергнуть различные невероятные факты, практически каждый человек всегда хранит в себе допущение о чем-то удивительном. Как знает «друг Горацио» многое и «не снилось нашим мудрецам». Так или иначе, в мире много необъяснимого и верующие люди некоторые феномены относят к проявлению божественного в этом мире. В частности характерным примером является чудотворная икона, которую почитают в самых разных ветвях христианства. Конечно, некоторые христиане вообще не используют икон, но как минимум христиане и православные имеют такую традицию.
Чудотворные иконы в православии
По большей части следует говорить именно о православных чудотворных иконах, так как именно в этой традиции святой образ почитается особым образом и используется для молитвы. Католики тоже пользуются иконами, но часто они написаны художниками, которые могут даже не выполнять никакой религиозной практики. Поэтому о чудесах тут трудно говорить. В православии в свою очередь соблюдается строгий канон, который позволяет создавать своеобразный «портал» к миру Небесному. Именно поэтому через такой портал и может являться чудо.
Следует отличать такие понятия как чудодейственные иконы и мироточащие образы. Первые исполняют различные просьбы людей и помогают преодолевать различные невзгоды, вторые только являют знак, который привлекает внимание людей. Чаще всего миро начинает стекать по определенным иконам как предупреждение, к которому людям следует прислушаться и начать каяться для того чтобы Господь оставался к ним милостивым.
Тем не менее, икона, которая источает миро, тоже является в определенной степени чудом. Ведь такой феномен является необъяснимым (особенно, если учитывать наличие мироточения также у икон, которые изображаются на бумаге или фотобумаге) для простого ума. Например, есть некоторые свидетельства о том, как ученые исследовали состав мира и получали данные, которые указывали на идентичность этого состава человеческим слезам.
Чудотворная бюрократия
Современная церковь представляет собой не только пространство веры, но и религиозный институт с собственными учреждениями и подразделениями.
Как бы странно не звучало, но церковью измеряются чудеса, и есть определенные параметры, которые отделяют чудо от не чуда.
Безусловно, некоторые иконы стали чудотворным с давних времен в связи с некоторыми удивительными событиями, которые стали беспрецедентными. Таким образом эти иконы стали безоговорочно чудотворными и со временем только подтверждали собственный статус. Тем не менее, есть и другие.
Церковь требует определенного количества зафиксированных свидетельств о чудесах, к примеру, о чудесных исцелениях после обращения к той или иной иконе. Когда данное количество достигается и соблюдены некоторые другие параметры, икона объявляется чудотворной. В связи с этим существуют такие образа, которые формально чудотворными не являются, но фактически помогали и помогают многим людям.
Разнообразие чудотворных икон
На самом деле существует много разнообразных чудотворных образов.
Как правило, речь идет об оригинале, с которым связаны события чудесного исцеления или какие-то другие чудеса и копии данного изображения. Многие чудотворные иконы являются нерукотворными, то есть обретенными милостью Господа и не созданные людьми.
Помимо этого к чудотворным иконам относятся и другие образы Богоматери, в частности нерукотворные, к примеру, Жировицкая. Также чудеса дают иконы святых подвижников и юродивых (Ксения Блаженная, Матрона Московская, Марфа Царицынская) и, конечно, иконы Спаса.
Молитва перед Казанской иконой Богоматери
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Чудотворные иконы в Москве
Чудотворные иконы в Москве: где находятся?
Чудотворная икона — это иконописное изображение, почитаемое как источник чудес различного характера. Образ признается чудотворным после удостоверения духовными властями, случаев чудесной помощи по молитвам перед иконой. В Москве множество храмов, где верующие могут помолиться перед чудотворными иконами и получить по вере своей помощь, исцеление и утешение.
Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери очень почитаема в России, особенно в Москве, так как чудо именно от этой иконы помогло освободить город от польских интервентов в 1612 году. В Москве на Красной площади находится Казанский собор, посвященный этой иконе. Перед иконой молятся об исцелении от болезней, о защите дома от бедствий, о рождении детей, об избавлении от вражеских нашествий. Этой чудотворной иконой венчают молодых, ее помещают возле детских кроваток.
Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери
По преданию зимой 1941 года, во время наступления немцев на Москву, Сталин приказал облететь на самолёте с этой иконой вокруг города. Вскоре после этого Красная Армия перешла в успешное наступление. Перед иконой молятся о прозрении слепых, об исцелении детей, о защите от нашествия иноплеменников. Чудотворная икона Божией Матери находится в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.
Владимирская икона Божией Матери
С давних пор эта икона считается святой покровительницей и заступницей Руси. Согласно преданию ее написал евангелист Лука. Перед ней венчали на царство русских правителей, избирали первосвятителей. Трижды образ спасал Русь от нашествия врагов. Перед чудотворной иконой молятся об укреплении веры, об исцелении от недугов (особенно от болезней глаз и сердца), о мире и благополучии в семье. Перед этой иконой молились во времена эпидемий и смуты. Владимирская чудотворная икона Божией Матери — это наша национальная святыня, перед которой возносят молитвы о благополучии страны. Находится она в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.
Чудотворная икона «Утоли моя печали»
Явление образа произошло в 1640 году, тогда молитва перед ней исцелила тяжелобольную женщину. Перед иконой молятся о преодолении физических и душевных немощей, об укреплении веры, об избавлении от пагубных страстей. Люди обращаются к иконе в надежде на заступничество Матери Божией, способной утолить всякие печали. Она находится в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе.
Икона «Нечаянная радость»
В старину «нечаянной радостью» называли радостное событие, на которое уже и не надеялись. Чудотворный образ прославился многими исцелениями. Перед ней молятся о пропавших без вести, о прощении грехов, о здоровье и счастье детей. Она находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость».
Чудотворная икона «Милостивая»
Перед этой иконой бесплодные пары молятся о рождении ребенка. Молитва перед иконой помогает в исцелении больных, в обретении семейного счастья. Верующие обращаются и с просьбой помочь своим заблудшим родным. Икона находится в Зачатьевском Ставропигиальном женском монастыре. Сестры монастыря в специальной книге записывают многочисленные свидетельства чудесной помощи иконы в самых различных ситуациях.
Икона Божией Матери «Всецарица»
Чудотворная икона в Москве — это список иконы XVII века. Оригинал хранится в Ватопедском монастыре. Перед образом молятся об исцелении от онкологических заболеваний, о защите от колдовства. Икона находится в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление»
Икону почитал преподобный Серафим Саровский. Перед ней молятся об исцелении.
Список Казанской иконы Божией Матери
Перед этой иконой молятся вступающие в брак.
Икона «Млекопитательница»
Перед этой чудотворной иконой молятся кормящие матери, беременные женщины о благополучном разрешении от бремени. Эти три иконы находятся в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.
Икона Божией Матери «Живоносный Источник»
Перед чудотворной иконой в Москве молятся страдающие телесными и душевными немощами.
Икона Божией Матери «Иерусалимская»
Перед этим образом просят о защите от пожара, об исцелении от слепоты, паралича. Обе иконы находятся в храме во имя пророка Божия Илии в Черкизово.
Чудотворная икона Николая Чудотворца
Николай Чудотворец — один из самых любимых и чтимых Святых на Руси. В Москве много храмов, где есть иконы этого Святого. Самый известный чудотворный образ находится в Храме Христа Спасителя. Эта чудотворная икона необычна тем, что она украшена аппликациями из полудрагоценных камней. Россия получила эту икону в дар от Италии. Николай Чудотворец считается покровителем моряков и путешественников. Перед образом молятся во всех трудных жизненных ситуациях.
Чудотворные иконы
митрофорный протоиерей Владимир Сергеев
Для начала определим некоторые известные понятия:
В Русской Православной Церкви чудотворные иконы стали различаться как местно-чтимые и общецерковные. Последние как признанные церковной властью, в результате многочисленных свидетельств верующих, чудотворные иконы включались в общецерковный список, который ежегодно публикуется в церковном календаре. Такое включение уже само по себе стимулировало изучение истории иконы, и поэтому в отношении таких икон степень изученности более высока. Однако прославление большинства таких икон произошло из ряда местно-чтимых, почитание которых сформировалось на местных преданиях. Поэтому этот общецерковный список далеко не отражает всей глубины влияния чудотворных икон на церковную жизнь.
митрофорный протоиерей Владимир Сергеев
Почитание чудотворной иконы отличается от иконы
Чудотворная икона как часть Священного Предания, является и вещественной святыней и догматическим образом. Другими словами, если в иконе как в образе почитанию принадлежит только изображение, а не доска и краски, то в чудотворной иконе почитается и само вещество. Таким же образом, как святость святых переносится на их мощи и личные предметы, послужившие подвигу. Например, мы чтим Крест не только как образ, но и части древа Креста Господня. Это никогда не оспаривалось в церкви, и поэтому если чудотворная икона от ветхости теряла свой образ, то изображение переписывали или поновляли на том же самом веществе. Полностью сохраняя почитание чудотворной иконе, даже если изображение было совершенно изменено. Ярким примером является чудотворная Ченстоховская икона Божией Матери.
митрофорный протоиерей Владимир Сергеев
Современное почитание Ченстоховской иконы Божией Матери
Ченстоховская икона Божией Матери. Оригинал 2014.
Аннотация: Работа представляет собой как обзор существующих преданий о чудотворной иконе, так и отчет о современном прославлении православной святыни.
Ченстохо́вская ико́на Бо́жией Ма́тери – находится в Ясногорском католическом монастыре г.Ченстохов Польша. Праздник иконы отмечается католиками 26 августа, а православными 19/6 марта. Это довольно большая икона 122 x 82 x 3.5 см.
Монастырь на Ясной Горе. 2014.
Икона известна уже в 66—67 годах, когда во время разрушения Иерусалима римскими войсками императора Веспасиана и Тита, христианами она была перенесена в Пеллу и в пещерах между гор сохранялась с другими святынями. В 326 году, св. Елена вывезла икону в город Константинополь. В Галиции икона уже известна в XII веке. Галицкий князь Лев Данилович перевёз икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. В Ченстохово икона оказалась потому, что эта местность народом всегда связывалась именами святых равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия. В древности по всей долине реки Варты насчитывалось 12 православных монастырей и множество храмов Восточной Церкви. Поэтому 1382 году польский князь Владислав Опольский перенес икону на Ясную Гору, около Ченстоховы, а сам решил поселиться неподалеку, в Олыптинском замке. Видимо тогда же – появился документ, устанавливающий неоспоримое право монахам ордена святого Павла-пустынника (так называемые “павликиане”) на Ясно-горский монастырь и чудотворную икону. Сам орден уже был здесь со времен отца короля Людовика – Карла Анжуйского.
Почитание иконы в Кракове.
С начала XV века монастырь подвергся нападению гуситов. Однако чудотворный образ был спасён, но на иконе остались два шрама от ударов саблей. В 1430 году икона была повреждена иконоборцами-таборитами поэтому в 1434 году образ заново переписали на той же доске.
Католическое предание относит образ иконы к константинопольской Одигитрии. А искусствоведческий анализ датирует икону к Византии IX—XI веков. В России, Украине и Польше известны различные изводы Ченстоховской иконы, значительно отличающиеся друг от друга. Часть из этих икон считается чудотворными.
Вотинные привесы на стенах. 2014.
Так в России почитается точная копия польского варианта Ченстоховской иконы, которая находится в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Этот образ был преподнесён русским казакам в 1813 году при освобождении Ченстоховской крепости от Наполеона.
На Украине в Свято-Троицком Браиловском женском монастыре, в местечке Браилов Винницкой епархии, хранится наиболее древняя копия образа византийского письма. Одна из них находится на Украине. Предание гласит, что икона была пожертвована брацлавским подсудком (заседателем земского суда) Михаилом Кропивницким в основанный им в городе Виннице Благовещенский монастырь. В 1845 году монастырь перешел в Браилов, а икона стала называться Браиловской Ченстоховской.
Существует также резко отличающийся извод, который впоследствии стал считаться изводом другой иконы – иконы “Умягчение Злых Сердец”.
Общий «рисунок» Ченстоховской иконы, несомненно, представляет собой традиционный в православной иконографии тип «Одигитрии». Божия Матерь также держит на левой руке Младенца-Христа и правой рукой указывает на Него. Спаситель же благословляет правой рукой, а левой удерживает Святое Евангелие. Однако икона все-таки нарисована в готическом стиле. Это и цвет, и формы и украшения риз Богомладенца и Божией Матери. Лик Божией Матери имеет очевидное сходство с сиенскими Мадоннами эпохи треченто. Узкие глаза и тонкие брови. Тем не менее православная традиция проглядывается в открытых руках и сохранении кровоточащих ран. Следует отметить, что икона лишь иногда называется «Чёрная мадонна», скорее как традиция, поскольку Ее лик достаточно светел.
Маршрут крестного хода к чудотворной иконе.
За многовековую историю пребывания Ченстоховской иконы в Польше страна не раз спасалась от завоевателей. В 1655 году Ясную Гору подверглась шведскому нашествию. Героическая оборона монастыря, несмотря на значительное превосходство врагов, связывается в стране с помощью чудотворной иконы. Эти события описаны в романе Г.Сенкевича «Потоп». Король победившей Польши – Ян Казимир, провозгласил во Львове 1 апреля 1656 года Божию Матерь Ченстоховскую королевой и покровительницей Польши.
Главные святыни алтаря.
Новое и всемирное прославление иконы произошло в 2000 году, когда папой Иоанном Павлом IIстал поляк. Новый папа везде, где только не бывал, устанавливал почитание чудотворной иконы. Так в Ватикане была устроена часовня в честь этой иконы. Польские католики связывают с Ченстоховской иконой развитие общекатолического почитания Божией Матери и православных икон в XX-XXIвеках. Существует пророчество об особой роли этой чудотворной иконы в процессе воссоединения церквей. Может быть, поэтому католики перенимают православные традиции во всех формах почитания этой чудотворной святыне.
Так уже становится устойчивой традицией во время масштабных паломничеств проводить крестный ход из Кракова к чудотворной иконе в Ченстохов. Пресса оценивает размеры паломничества в 4 млн. человек. Составлен и периодически читается акафист посвященный иконе. По примеру других греческих святынь установлен обряд открытия иконы под звуки барабанов и литавр.
Для поклонения на коленях.
Поклонение иконе совершается через движение на коленях по периметру центральной части храма и под иконой (примерно 50 м.). Власти устроили громадный парк вокруг монастыря, который уже подготовлен для регулярных визитов папы и совершения открытых месс с возможностью участия нескольких сотен тысяч человек. Каждое совершившееся чудо украшается так называемым “вотом” – благодарным даром в виде серебряного сердца или иконы. Такими вотинными привесами заполнены все стены храма, где находится святыня. Кроме этого развиваются и другие народные формы почитания иконы. Так, например, перед иконой поют песни под гитару цыгане.
Очевидна цель Божией Матери, которая через Свою чудотворную икону не желает покидать древние православные места ожидая,что и мы возродим здесь веру.
Чудотворная икона
Чудотворная икона — в Православной и Католической церквах иконописное изображение, почитаемое как источник чудотворений различного характера (чаще всего исцелений, помощи на войне, при пожаре).
Содержание
Богословское обоснование
Источником чудесных действий, по мнению Церкви, является благодать Божия, действующая через икону. [1] В Православной церкви почитается около 1000 икон, прославившихся таким образом. [2] В основном это иконы Богородицы.
Предание считает первой чудотворной иконой Мандилион (Спас Нерукотворный) — плат с изображением Иисуса Христа, которое появилось на нём после того как Он отёр им своё лицо. [3] Плат был послан эдесскому царю Авгарю, который исцелился через него от проказы. В православной традиции, по преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, который написав икону Богородицы принёс её Деве Марии и та сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут». [4]
В христианском понимании в чуде «побеждается естества чин; установленный Богом порядок Им же нарушается для спасения человека. Бог может творить чудеса и помимо икон, так же как Он и „недостойными действует“, как творит чудеса и силами природы». [5] По этой причине чудотворение иконы понимается как её внешнее и временное проявление и иконы пишутся не на основе чудотворных образцов, а «по образу, и по подобию, и по существу, смотря на образы древних живописцев и знаменовати с добрых образцов». [6]
Признание иконы чудотворной
Основанием для почитания того или иного образа чудотворным является удостоверенные духовными властями случаи чудесной помощи по молитвам перед иконой. В период преобразований Петра I был издан ряд указов по борьбе со стихийным почитанием чудотворных икон. Указом 21 февраля 1722 года было установлено отобрать чудотворные иконы из частных домов в соборные церкви и монастыри. [7] Этот указ определил дальнейшую судьбу чудотворных икон и разделил почитание икон на разрешенное и недозволенное:
поклонение старым, давно известным и почитаемым чудотворным иконам, находившимся в храмах и монастырях, разрешалось и считалось нормальным, а почитание ранее неизвестных икон, особенно возникавшее в частных домах, пресекалось и запрещалось. [8]
Несмотря на это в синодальный период были объявлены чудотворными ряд икон (например, Ахтырская икона (середина XVIII века), Косинская (Моденская) икона (середина XIX века)). Отмечают, что для такого признания была важна степень церковности почитания иконы. Если она происходила из крестьянского дома или была найдена в лесу, в поле или у реки, то её почитание пресекалось, напротив у икон из храма было больше шансов получить статус святыни. [8] Относительно икон самостоятельно, без санкции духовных властей, объявленных чудотворными, богослов, протоиерей Евгений Попов (1824—1888) писал: «Тот, кто выдаёт простую икону за чудодейственную (с полным сознанием или только увлекаясь суеверием), принимает на себя тяжкую вину. следуй на этот раз удостоверению и примеру самой Церкви, а не уверению тех, в доме которых была бы или ещё остаётся икона, расславляемая чудотворною!». [9]
До 1917 года в России существовал особый порядок освидетельствования икон про которые поступали сообщения о чудотворениях (в частности о мироточении). В соответствии с этим порядком икона
…опечатывалась, помещалась в алтарь, при освидетельствовании было обязательным наличие протокола, не менее трех свидетелей, один из них должен быть в священном сане (желательно благочинный данного округа). Только так икону могли признать чудотворной. [10] |
В современной Русской православной церкви такой практики нет (хотя в отдельных случаях в епархиях проводятся комиссионные освидетельствования икон) и в большинстве случаев все местные святыни считаются достойными поклонения.
Мироточение
Одной из распространённых форм чудес, связанных с иконами является их мироточение — появление маслянистой влаги (так называемое миро [11] ) на поверхности иконы. Оно представляет собой светлое, маслянистого вида вещество, испускающее благоухание (в отдельных случаях сообщается о появлении жидкости тёмного или красного цвета — т. н. кровоточение иконы). Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости. Она может быть густой и тягучей, как смола, или напоминать росу (в данном случае мироточение иногда называют «елеоточением» или «росоточением»). [12]