Что такое эффективное общение
Что такое эффективное общение
Общение — это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (через наши жесты, движения, мимику).
Эффективное общение — это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Эти способности эффективного общения каждый развивает в себе самостоятельно, учась у людей, которые нас окружают (прежде всего родителей). Вполне возможно, что перенятая в детстве манера общения родителей, не будет эффективной.
Можно выделить самые основные правила, которые помогают сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным:
Нужно помнить, что для эффективного общения, между собеседниками должен быть установлен контакт.
Для эффективного общения рекомендуется также говорить в том же темпе и в том же объеме, а также используя аналогичную позу (стоя либо сидя) что и собеседник. Известно, что люди любят, когда им подражают.
Не стоит использовать витиеватые длинные фразы в разговоре, используя лишь общие слова, ведь в этом случае есть риск остаться не понятыми. Важно все же говорить конкретно и по существу, чтобы собеседник мог без труда все понять и при чем понять именно так, как было задумано.
Невербальное общение — это очень важная составляющая эффективного общения. Лишь 7% общения составляют непосредственно слова. Это означает, что 93 % общения состоит из мимики и жестов. Невербальное общение используется и для того, чтобы показать ответную реакцию на то, что нам сообщают.
После того как разговор закончен, нужно сообщить определенную информацию, обязательно убедившись в том, что вас поняли правильно.
Не стоит пассивно воспринимать информацию собеседника. В ходе беседы рекомендуется давать понять жестами, мимикой словами то, что вы слушаете и слышите собеседника, вы понимаете то, о чем он сообщает.
Современный мир устроен так, что без эффективного общения с людьми, сложно добиться успехов в работе, построить личную жизнь. Эффективность общения в первую очередь зависит от того, насколько человек владеет речью и открыт во вне.
Эффективное общение: как развить, и почему это важно?
Эффективные коммуникативные навыки и эффективное общение является основой успеха во многих аспектах нашей жизни. Ведь многие сферы деятельности требуют от нас умения правильно преподнести себя, правильно общаться с людьми и заводить новые знакомства. Как правило, люди с хорошими коммуникативными навыками имеют прекрасные отношения с друзьями и семьей.
Поэтому эффективное общение является одним из ключевых аспектов, который нужно развивать и улучшать каждому человеку. Однако многим людям трудно понять, с чего начать. В этой статье мы перечислим наиболее распространенные проблемные области в этой сфере. А также дадим несколько советов для решения этих проблем.
Почему нужно учиться эффективному общению?
Некоторым людям может показаться нелепым представление о том, что мы должны сознательно думать, как нам нужно говорить или писать сообщения. Но мы общаемся с людьми большую часть нашего дня, да и жизни в целом. Будь то устно на встречах, за чашкой кофе в комнате отдыха или через социальные сети и мессенджеры из дома. В любом случае очень важно, чтобы мы могли четко изложить свою точку зрения и понять нашего собеседника.
Отличные коммуникативные навыки не только помогут вам в повседневной жизни. Но они могут сыграть решающую роль, когда дело доходит до собеседования при приеме на работу, разрешения конфликта с родителями, друзьями, коллегами по работе и так далее. Обладая навыками излагать свои мысли в словах в сжатой и вежливой манере, вы в результате становитесь не только приятным собеседником, но также экономите время и энергию. При этом вы избегаете повторных объяснений. Быть эффективным коммуникатором поможет вам более успешно строить отношения с людьми. Кроме этого, вы будете чувствовать себя уверенно в любых ситуациях.
Как выявить проблему неэффективного общения?
Многие люди понимают, что у них есть проблемы с коммуникативными навыками. Но они не знают над чем именно нужно работать. Для того, чтобы это определить, любой человек может попросить своего друга, родственника, романтического партнера или коллегу помочь ему разобраться. Я уверенна, что многие из ваших близких людей будут рады помочь вам найти пути к самосовершенствованию и улучшить себя. Поэтому в первую очередь получите обратную связь от них. Попросите, чтобы они были честны с вами и указали на ваши проблемы в общении.
В том случае, если вы не можете выявить конкретные проблемы в своих коммуникативных навыках. Тогда начните работать над самыми распространенными проблемными областями. Всего есть четыре основные области коммуникативных навыков, над которыми нужно работать каждому человеку. Во-первых, это внимательное слушание. Далее идет невербальное общение. Затем эмоциональная осведомленность, и наконец, правильные вопросы.
Четыре основные области коммуникативных навыков
1. Внимательное слушание
Внимательное слушание собеседника — это самая распространенная проблема, над которой нужно работать практически каждому человеку. Ведь мы все склонны отвлекаться во время разговора. Либо думать о чем-то своем при беседе с человеком. Довольно часто мы просто выдаем какой-то ответ, точно не услышав о чем нас спрашивали. В большинстве случаев мы больше думаем о том, что нам нужно будет сказать дальше.
Научиться внимательно слушать человека — это не только внимательно слушать его слова, но также их произношение. Нужно обращать внимание на движения рук человека и другие невербальные знаки. Это буквально значит уделять все свое внимание говорящему и искренне интересоваться им. Внимательные слушатели используют методы разъяснения и размышления. Чтобы подтвердить то, что сказал другой человек, и избежать путаницы. Эти техники четко демонстрируют то, что вы все свое внимание сосредотачиваете на конкретном человеке.
2. Невербальное общение
Эффективное общение во многом зависит от понимания языка тела человека. К тому же, огромная доля любого разговора происходит невербально. А в некоторых случаях она может доходить до 80%. Следовательно, нам также нужно учитывать и понимать невербальное общение. Особенно, когда оно отсутствует или ограничено. Например, когда вы общаетесь письменно или по телефону.
Под невербальным общением я подразумеваю наш язык тела. Но кроме этого, оно включает тон нашего голоса, движения человека, зрительный контакт и выражение его лица. Это значит, что мы можем лучше понимать собеседника, уделяя достаточно внимания его языку тела. Кроме этого, благодаря невербальному общению, вы можете убедиться, что ваше сообщение было правильно воспринято и вы поняли друг друга.
3. Эмоциональная осведомленность
Третья область коммуникации, над которой нужно работать многим людям — это понимание наших собственных эмоций. А также понимания эмоций других людей и способность управлять этими эмоциями. Ведь мы все люди. Следовательно, нам может быть сложно управлять нашими чувствами и эмоциями. Никто из нас не может оставить свои эмоции в другом месте и не поддаваться их влиянию. Нам и не нужно пытаться это делать.
Однако понимание наших эмоций, как положительных, так и отрицательных, может определенно улучшить наше общение. Ученые называют это эмоциональным интеллектом. Эмоциональный интеллект охватывает широкий спектр навыков, обычно подразделяемых на личные и социальные навыки.
По сути, принцип лежащий в основе различных умений, составляющих эмоциональный интеллект, заключается в том, что вы должны осознавать и понимать свои собственные эмоции. Кроме этого, вы должны уметь их контролировать. Чтобы в результате понимать и правильно взаимодействовать с другими людьми.
4. Правильные вопросы
Четвертая область, над которой нужно работать — это задавать правильные вопросы. Эффективное общение во многом зависит от правильных вопросов. Это важный навык, гарантирующий, что вы правильно поняли человека, и вам действительно интересно с ним общаться. Это также очень хороший способ получить больше информации по конкретной теме. Либо просто начать разговор с кем-то. Тот человек, который умеет задавать правильные вопросы, часто считаются очень хорошим слушателям и приятным собеседником. Ведь он тратит больше времени на интерес к другим людям. А не на передачу собственного мнения.
Как правильно задавать вопросы?
Когда меня спрашивают: «кем ты работаешь?», «на какой машине ездишь?», «где ты живешь?». То я сразу понимаю, что этот человек не отличается особой сообразительностью. Особенно, если это происходит в тех случаях, когда мы с ним еще мало знакомы. Ведь ответы на эти вопросы не дадут спрашивающему достаточно информации. И они явно не поспособствуют нашему плодотворному разговору.
Так что не нужно забивать свою голову не нужной информацией. Будет намного лучше, если вы будете спрашивать только то, что имеет значение. Спрашивайте информацию, которая вам может пригодиться в жизни. Задавайте конкретные вопросы. Либо те, которые будут служить продолжением полезного разговора. Нам крайне важно научиться задавать правильные вопросы, если мы хотим добиться эффективности в диалоге и быть интересным собеседником.
Письменное общение также очень важно
Эффективное общение не заканчивается только произносимыми словами. Электронная почта, текстовые сообщения, переписка в социальных сетях. Все это также играет важную роль в отношениях с людьми. Многим людям не нравится читать текстовую стену в электронном письме или мессенджере. Также им не нравится «бомбардировка» большим количеством сообщений от одного и того же человека. Такие сообщения читать очень утомительно и неудобно. Так что, если мы говорим об эффективном письменном общении. То четкие предложения или точные обозначения, которые детализируют тему, и не являются слишком длинными — это идеальный вариант.
Как стать профессионалом эффективного общения? Исследуем основные приемы и секреты
Существуют ли универсальные правила эффективного общения, которые безотказно работают для всех? Можно ли овладеть навыками эффективного делового общения, не будучи прирожденным оратором или профессиональным психологом? Мы расскажем, какие существуют техники и способы для того, чтобы общаться с людьми вам стало намного проще.
Как понять, что эффективное общение с людьми — это не про вас? Достаточно прислушаться к себе. Например, ответьте на несколько вопросов. Будьте предельно честны с собой.
Если ваш ответ “да” на большинство из представленных вопросов, то вам стоит познакомиться с базовыми технологиями эффективного общения.
Перед тем как читать дальше, знайте, что если кто-то преуспевает в деле, которое кажется вам, на первый взгляд, невыполнимым, то, скорее всего, этот навык сможете освоить и вы. Эффективное взаимодействие с людьми — не тайна за семью печатями, доступная лишь некоторым людям. Имея мотивацию и настрой учиться новому, этим искусством может овладеть любой.
Эффективное общение невозможно без постоянной коммуникации
Иными словами, практиковаться просто необходимо. Общение с людьми — это не тот случай, когда сначала важна теория, а потом только можно приступать к практике. Не ждите подходящего случая. Вызывайтесь делать презентации, выступайте перед публикой, пишите речи и заучивайте их: прогресс в данном случае зависит от того, насколько часто и регулярно вы практикуетесь.
Развивайте гибкость мышления
Если для вас существует 2 точки зрения: ваша и неправильная, то самое время — пересмотреть свои взгляды на реальность. Нельзя овладеть даром убеждения, выстраивания аргументированной позиции, если каждое несоответствие вашим взглядам вызывает у вас раздражение. Что делать для того, чтобы развить гибкость мышления? Читайте больше, интересуйтесь всем понемногу, старайтесь быть в курсе событий. Не бойтесь экспериментировать: хорошая полемика без агрессии — признак того, что вы начинаете постепенно осваивать стиль эффективного общения. Еще один критерий эффективного общения — умение держать позитив и никогда не выходить из себя.
Вербальные навыки — не единственная задача эффективного общения
Слова и грамотно поставленная речь — это очень хорошо. Но, к сожалению, это только половина успеха. Чтобы полностью решить формулу эффективного общения, вам предстоит освоить и секреты языка жестов. Что мы имеем в виду? Допустим, представьте себе ситуацию. Вы возвращаетесь из отпуска, а коллега говорит вам:
— Как я рад, что ты вернулся?
Но при этих словах коллега поджимает губы, он сидит, скрестив руки на груди. Вряд ли он говорит искренне, не так ли?
Вот несколько универсальных способов невербального общения:
Выучите невербальные знаки людей: это существенно улучшит ваше умение эффективного общения.
Личный бренд — это не пустые слова
Речь не о пыли в глаза. Загляните в себя: с достаточным ли уважением вы к себе относитесь? Стремитесь ли вы к большему или завязли в уютной зоне комфорта? Можно ли вас назвать гармоничным человеком, свободным от внутренних ограничений? Попробуйте поработать над тем, чтобы стать интересным для самого себя.
Критика — это не конец света
Многие на первых этапах освоения навыка эффективного общения боятся критики со стороны окружающих. В этом нет никакого смысла. Грамотная объективная критика может помочь вам увидеть те ошибки и слабые места, на которые вы бы сами никогда не обратили внимания. Злая критика, сказанная только для того, чтобы задеть вас, не стоит вашего внимания. Ни в коем случае не реагируйте на такие высказывания, и не спешите что-то доказывать подобному собеседнику. Ваше спокойствие будет выглядеть намного более достойно. Выбирая способ реагирования на слова или действия окружающих, обратите внимание на те, которые предполагают спокойствие и позитивный посыл.
Используйте Викиум
Мы знаем, что эффективное общение — вещь, крайне важная. Не только в деловом мире, но и при обычном социальном взаимодействии техники эффективного общения позволяют добиться большего. Мы подготовили для вас онлайн-интенсив, в котором собраны эффективные методики развития навыков общения и полезные практические упражнения.
Приемы эффективного общения: подборка полезных материалов
Общаться с людьми на приходится ежедневно. Мы делаем это дома, на учебе, на работе, при контакте с незнакомцами и в других ситуациях. И практически всегда мы заинтересованы в получении необходимого результата взаимодействия с окружающими. Но вот достигается этот результат далеко не всегда. Виной тому банальное незнание правил эффективного общения. Кто-то не понимает, как общаться правильно, кто-то не знает, какие приемы общения существуют. Между тем, секреты коммуникации есть самые разные, и если вы хотите научиться общаться грамотно, предлагаем вам нашу специальную подборку.
Развитие коммуникативных навыков
Сегодня все наши знакомые, друзья и коллеги запросто помещаются в небольшое окошко контактов; диалоги, деловые и задушевные беседы принимают форму чатов, а эмоции выражаются красочными смайлами. И вместе с этим для нас, и в особенности для молодого поколения все актуальнее становится проблема социализации, а если конкретнее – проблема развития коммуникативных навыков, т.е. развития навыков общения – реального взаимодействия с другими людьми. Если человек не умеет общаться, на своем пути он встретит немало проблем и трудностей, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере. Но этого можно избежать, и как раз об этом мы рассказываем в данной статье. Читать подробнее…
Взаимоотношения с людьми: руководство
Мы, люди, жаждем дружбы и позитивных взаимоотношений так же, как хотим еды и воды. Чем выше наши социальные навыки, тем более счастливыми и продуктивными мы становимся. Это важно в любой сфере: личной, профессиональной и общественной. К примеру, если на работе установлены прекрасные отношения с коллегами, то в офис мы едем с огромным желанием, а за проект беремся с удвоенной энергией. Кроме того, хорошие отношения дают нам свободу: вместо того чтобы тратить время и энергию на преодоление проблем, связанных с негативными отношениями и конфликтами, мы можем сосредоточиться на возможностях. Как же развивать взаимоотношения с окружающими? С чего начать и каким правилам следовать? Ответы вы найдете в этой статье. Читать подробнее…
Давайте учиться говорить или теория коммуникации на практике
У многих людей (вполне возможно, что и у вас) слово «теория» ассоциируется с чем-то скучным и малоинтересным. Однако если к этому слову добавить что-то более занятное и увлекательное, к примеру, «коммуникации», получится нечто любопытное. К тому же если мы с уверенностью заявляем, что правильное использование знаний из теории коммуникации приведет вас к наилучшему результату в какой-либо деятельности, достижению целей, а также возможности управления людьми, вы точно остановитесь на данной статье. Итак, располагайтесь поудобнее и дополняйте свои знания разными полезностями и интересностями по теме общения. Читать подробнее…
7 способов улучшить коммуникативные навыки
Человек может быть профессионалом и первоклассным специалистом, но если он не умеет договариваться с клиентами, понимать их мотивы и поведение или заводить связи, то никто не узнает о его способностях и потенциале. В эру автоматизации и искусственного интеллекта коммуникативные навыки приобретают особую ценность. Мы собрали 7 простых способов, которые помогут вам быстро улучшить свое умение общаться с людьми. Большинство из них не требуют изнуряющих тренировок – вы сможете применять их сразу после прочтения статьи. Читать подробнее…
Ненасильственное общение Маршалла Розенберга
Знакомы ли вы с понятием ненасильственного общения или, может быть, применяете его в жизни? Данная концепция была разработана Маршаллом Розенбергом и детально описана им в книге «Язык жизни. Ненасильственное общение». Этот вид общения фокусируется на истинных потребностях человека и ищет пути их удовлетворения. Таким образом, освоение навыка ненасильственного общения подразумевает перенастройку на язык эмоциональных потребностей и испытываемых чувств. Это означает переход на более осознанную и ответственную манеру мышления и выстраивания своих коммуникаций. Читать подробнее…
Ассертивное влияние
Ассертивное влияние – это один из базовых навыков общения в коллективе или с собеседниками извне. Ассертивный стиль предполагает эффективное представление себя в диалоге, отстаивание собственной точки зрения, сохраняя при этом уважение точки зрения и убеждений других людей. Ассертивное поведение также способствует повышению собственной самооценки до адекватного уровня, что, несомненно, повысит уважение окружающих. Такие навыки общения помогают уверенно говорить «Нет» в ситуациях, когда собеседник злоупотребляет человеческим или дружеским расположением. Ассертивность – это ключ к уменьшению стресса. Предлагаем узнать о ней подробнее. Читать подробнее…
7 уровней общения по А. Б. Добровичу
Мы постоянно общаемся с другими людьми, и от этого общения многое зависит. Поэтому совершенно необходимо развивать навыки эффективной коммуникации и разбираться в психологии общения. В этой статье мы предлагаем вам познакомиться с классификацией уровней общения, составленной Анатолием Борисовичем Добровичем – кандидатом медицинских наук, автором популярных книг по психологии и психотерапии. Мы уверены, что эта информация окажется полезной для вас. А в конце статьи вы найдете интересное практическое задание, к выполнению которого сможете приступить в любое удобное время. Читать подробнее…
Общение с трудными людьми
Трудные люди отрицают логику, а порой и здравый смысл. Ну или нам так кажется. Суть в другом – есть те, с кем общаться очень сложно, но в силу различных причин нужно. Порой от этого могут зависеть очень серьезные, даже судьбоносные вещи. Что же можно сделать в ситуации, когда человек кажется неприступной глыбой? В этой статье мы выясним, кто такие танки, снайперы, гранатометы, подхалимы и всезнайки, разберемся в том, чем они отличаются, а затем предложим конкретные поведенческие стратегии, которые можно применять в общении сними. Готовьтесь к пополнению своего коммуникативного арсенала! Читать подробнее…
10 советов, как говорить с кем угодно
Как разговаривать с кем угодно в любых обстоятельствах? Ответ на этот вопрос хотят получить многие, если не все. Ведь умение общаться — это путь к успеху на работе и в личной жизни. Как же стать увереннее в себе и найти подход к любому человеку? Все очень просто: нужно как можно больше общаться и делать это правильно, а именно: нужно уметь менять свой образ мышления, погружаться во внутренний мир собеседника, воспринимать общение будто это приключение и применять несколько других хитростей. Обо всем этом в подробностях читайте в нашей статье. Читать подробнее…
Онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации»
Всего за 2 месяца на этой онлайн-программе вы научитесь лучше взаимодействовать с людьми. Вы получите системные знания о 72 самых эффективных способах общения с людьми, которые собраны из десятков источников. Также вы поймете в каких ситуациях они применяются, какого эффекта от них следует ожидать, увидите примеры их использования. Если вы управляете коллективом и вам нужно находить индивидуальный подход к каждому его участнику и уметь разрешать конфликты; если вы хотите наладить доверительные отношения с родными и близкими, улучшить взаимопонимание; если ваша работа связана с необходимостью общаться с людьми – как знакомыми, так и незнакомыми, эта программа специально для вас! Узнать подробнее…
Не откладывайте на завтра обучение тому, чему можно научиться уже сегодня. Тогда ваше «завтра» станет полным новых открытий и свершений. Учитесь общаться уже сейчас, а мы желаем вам удачи!
Общая характеристика эффективного общения
Общение — это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (через наши жесты, движения, мимику).
Эффективное общение — это не просто передача информации. Для эффективного общения, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. Эти способности эффективного общения каждый развивает в себе самостоятельно, учась у людей, которые нас окружают (прежде всего родителей). Вполне возможно, что перенятая в детстве манера общения родителей, не будет эффективной.
Можно выделить самые основные правила, которые помогают сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным:
Нужно помнить, что для эффективного общения, между собеседниками должен быть установлен контакт.
Для эффективного общения рекомендуется также говорить в том же темпе и в том же объеме, а также используя аналогичную позу (стоя либо сидя) что и собеседник. Известно, что люди любят, когда им подражают.
Не стоит использовать витиеватые длинные фразы в разговоре, используя лишь общие слова, ведь в этом случае есть риск остаться не понятыми. Важно все же говорить конкретно и по существу, чтобы собеседник мог без труда все понять и при чем понять именно так, как было задумано.
Невербальное общение — это очень важная составляющая эффективного общения. Лишь 7% общения составляют непосредственно слова. Это означает, что 93 % общения состоит из мимики и жестов. Невербальное общение используется и для того, чтобы показать ответную реакцию на то, что нам сообщают.
После того как разговор закончен, нужно сообщить определенную информацию, обязательно убедившись в том, что вас поняли правильно.
Не стоит пассивно воспринимать информацию собеседника. В ходе беседы рекомендуется давать понять жестами, мимикой словами то, что вы слушаете и слышите собеседника, вы понимаете то, о чем он сообщает.
Эмпатия— понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.).
Эмпатия является базовой техникой в социальной рабо¬те. Но такое утверждение не означает, что это панацея от всех бед. Эмпатия играет важную роль в обеспечении эф¬фективности в социальной работе, но она не заменяет дру¬гих необходимых специалисту профессиональных навыков. Чаще всего специалист пользуется техникой эмпатии в дос¬тижении конкретных целей для того, чтобы:
-Выстроить правильные отношения с клиентом. В меж¬личностной коммуникации эмпатия является признаком цивилизованного общения. Приложить усилия к тому, что¬бы быть в курсе событий вокруг своего собеседника, уви¬деть их его глазами, является данью уважения к нему. По¬этому в социальной работе эмпатия играет большую роль в установлении рабочих отношений с клиентом.
-Побудить клиента к самоанализу. С помощью эмпа¬тии специалист помогает клиенту глубже вникнуть в свою проблему. Клиент начнет действовать только тогда, когда он осознает свою ситуацию, свои поступки и чувства.
-Проверить правильность восприятия клиента. Специ¬алист может быть уверен в том, что он понял клиента толь¬ко тогда, когда поделился своими мыслями с клиентом и получил от него утвердительный ответ. Таким образом, эмпатия является инструментом контроля восприятия.
-Оказать поддержку клиенту. Помимо того, что эмпа¬тия играет важную роль в обеспечении взаимопонимания, она может оказаться и действенным средством для поддер¬жания морального духа клиента. В процессе социальной работы никогда не будет лишним показать клиенту, что специалист пытается осознать ситуацию клиента, как бы встав на его место, увидеть окружающий мир глазами кли¬ента.
-Облегчить общение. Эмпатия способствует диалого¬вому общению, духу сотрудничества в процессе оказанияпомощи.
-Привлечь внимание. Эмпатия помогает клиенту и спе¬циалисту держать как бы в фокусе наиболее важные аспек¬ты процесса общения, включая основные события, поступ¬ки, чувства и эмоции.
-Дисциплинировать специалиста. Эмпатия помогает специалисту избежать таких непродуманных действий, как лишние вопросы, несвоевременные и бесполезные советы. Эмпатия одновременно заставляет реагировать клиента и тем самым побуждает его к действию.
-Укрепить позиции специалиста. Эмпатия помогает «вымостить дорогу» к более жестким формам технологичес¬кого процесса социальной работы, таким как критика вос¬приятия и позиция клиента, определение целей, формули¬рование стратегий и переход к решительным действиям.