Что такое эфир в физике простыми словами
Эфир (физика)
В конце XIX века в теории эфира возникли непреодолимые трудности, вынудившие физиков отказаться от понятия эфира и признать электромагнитное поле самодостаточным физическим объектом, не нуждающимся в дополнительном носителе. Абсолютное пространство было упразднено специальной теорией относительности. Неоднократные попытки отдельных учёных возродить концепцию эфира в той или иной форме (например, связать эфир с физическим вакуумом) успеха не имели.
Содержание
История
Античные представления
Несколько более подробная картина изложена в трудах Аристотеля. Он также считал, что планеты и другие небесные тела состоят из эфира (или квинтэссенции), который есть «пятый элемент» природы, причём, в отличие от остальных (огня, воды, воздуха и земли), вечный и неизменный. Аристотель писал: «Солнце не состоит из огня; оно есть огромное скопление эфира; теплота Солнца причиняется действием его на эфир во время обращения вокруг Земли». Эфир также заполняет весь внеземной Космос, начиная со сферы Луны; из приведенной цитаты можно сделать вывод, что эфир Аристотеля передаёт свет от Солнца и звёзд, а также тепло от Солнца. Аристотелевское понимание термина переняли средневековые схоласты; оно продержалось в науке до XVII века.
Светоносный эфир Декарта (XVII век)
Гипотеза о существовании светоносного эфира была выдвинута в 1618 году Рене Декартом и развита в его «Началах философии» (1644). В соответствии со своей (картезианской) натурфилософией Декарт рассматривал эфир как «тонкую материю», подобную жидкости, механические свойства которой определяют законы распространения света. Эфир Декарта заполнял всё свободное от материи пространство Вселенной, однако не оказывал сопротивления при движении в нём вещественных тел. Надо отметить, что пустоты́ Декарт, как и Аристотель, не признавал, и параграфы 16 и 20 «Начал философии» («О том, что не может быть пустоты» и «О невозможности существования атомов») специально посвятил опровержению атомизма.
Учение Декарта о свете было существенно развито Гюйгенсом в его «Трактате о свете» (Traité de la lumière, 1690). Гюйгенс рассматривал свет как волны в эфире и разработал математические основы волновой оптики.
Развитие моделей эфира в XIX веке
Волновая теория света
Вначале теория Юнга была встречена враждебно. Как раз в это время было глубоко изучено явление двойного лучепреломления и поляризации света, воспринятое как решающее доказательство в пользу эмиссионной теории. Но тут в поддержку волновой модели (ничего не зная о Юнге) выступил Огюстен Жан Френель. Рядом остроумных опытов он продемонстрировал чисто волновые эффекты, совершенно необъяснимые с позиций корпускулярной теории, а его мемуар, содержащий всестороннее исследование с волновых позиций и математическую модель всех известных тогда свойств света (кроме поляризации), победил на конкурсе Парижской Академии наук (1818). Курьёзный случай описывает Араго: на заседании комиссии академиков Пуассон выступил против теории Френеля, так как из неё следовало, что при определённых условиях в центре тени от непрозрачного кружка мог появиться ярко освещённый участок. На следующем заседании Френель продемонстрировал членам комиссии этот эффект.
Оставалось понять механизм поляризации. Ещё в 1816 году Френель обсуждал возможность того, что световые колебания эфира не продольны, а поперечны. Это легко объяснило бы явление поляризации. Юнг в это время тоже пришёл к такой идее. Однако поперечные колебания ранее встречались только в несжимаемых твёрдых телах, в то время как эфир считали близким по свойствам к газу или жидкости. В 1822—1826 годах Френель представил мемуары с описанием новых опытов и полную теорию поляризации, сохраняющую значение и в наши дни.
Модель Коши-Стокса
Интерес и доверие к концепции эфира в XIX веке резко возросли. Следующие (после 1820-х) почти сто лет обозначены триумфальным успехом волновой оптики во всех областях. Классическая волновая оптика была завершена, поставив в то же время труднейший вопрос: что же представляет собой эфир?
Френель выдвинул гипотезу, согласно которой эфир несжимаем, но допускает поперечные сдвиги. Такое предположение трудно согласовать с полной проницаемостью эфира по отношению к веществу. Д. Г. Стокс объяснил затруднение тем, что эфир подобен смоле: при быстрых деформациях (излучение света) он ведёт себя как твёрдое тело, а при медленных (скажем, при движении планет) пластичен. В 1839 году Коши усовершенствовал свою модель, создав теорию сжимающегося (лабильного) эфира, позднее доработанную У. Томсоном.
Эфир и электромагнетизм
Химизм в попытках понимания эфира (Д. И. Менделеев)
В творчестве Д. И. Менделеева этот вопрос имеет непосредственное отношение к осмыслению им физических причин периодичности. Поскольку свойства элементов пребывают в периодической зависимости от атомных весов (массы), учёный предполагал использовать эти закономерности для решения настоящей проблемы, — определяя причины сил тяготения и благодаря изучению свойств передающей их среды. [18]
В одной из своих гипотез Д. И. Менделеев, руководствовался тем, что специфическим состоянием сильно разреженных газов воздуха мог оказаться «эфир» или некий неизвестный инертный газ с очень малым весом, то есть наилегчайший химический элемент. Учёный пишет на оттиске из «Основ химии», на эскизе периодической системы 1871 года: «Легче всех эфир, в миллионы раз»; в рабочей тетради 1874 года он более ясно высказывает свои соображения: «При нулевом давлении у воздуха есть некоторая плотность, это и есть эфир!». Но в его публикациях той поры эти мысли не нашли отражения. Открытие в конце XIX века инертных газов актуализировало вопрос о химической сущности мирового эфира. По предложению Уильяма Рамзая Менделеев включает в периодическую таблицу нулевую группу, оставляя место для более лёгких, чем водород, элементов. По мнению Менделеева, группа инертных газов могла быть дополнена коронием и легчайшим, пока неизвестным элементом, названным им ньютонием, который и составляет мировой эфир. Свои взгляды в апреле 1902 года он развёрнуто излагает в эссе «Попытка химического понимания мирового эфира» (опубликовано на английском языке в 1904 году, на русском — в 1905 году). В заключительной части этого труда Д. И. Менделеев пишет [18] [19] :
Представляя эфир газом, обладающим указанными признаками и относящимся к нулевой группе, я стремлюсь прежде всего извлечь из периодического закона то, что он может дать, реально объяснить вещественность и всеобщее распространение эфирного вещества повсюду в природе и его способность проникать все вещества не только газо- или парообразные, но и твёрдые и жидкие, так как атомы наиболее легких элементов, из которых состоят наши обычные вещества, всё же в миллионы раз тяжелее эфирных и, как надо думать, не изменят сильно своих отношений от присутствия столь лёгких атомов, каковы атомы х или эфирные. Понятно само собой, что вопросов является затем и у меня самого целое множество, что на большую часть из них мне кажется невозможным отвечать, и что в изложении своей попытки я не думал ни поднимать их, ни пытаться отвечать на те из них, которые мне кажутся разрешимыми. Писал не для этого свою «попытку», а только для того, чтобы высказаться в таком вопросе, о котором многие, знаю, думают, и о котором надо же начать говорить.
Трудности в теории эфира (конец XIX — начало XX века)
В 1728 году английский астроном Брэдли открыл аберрацию света: все звёзды описывают на небосводе малые круги с периодом в один год. С точки зрения эфирной теории света это означало, что эфир неподвижен, и его кажущееся смещение (при движении Земли вокруг Солнца) по принципу суперпозиции отклоняет изображения звёзд. Френель, однако, допускал, что внутри движущегося вещества эфир частично увлекается. Эта точка зрения, казалось, нашла подтверждение в опытах Физо.
Максвелл в 1868 году предложил схему решающего опыта, который после изобретения интерферометра смог осуществить в 1881 году американский физик Майкельсон. Позже Майкельсон и Эдвард Морли повторили опыт несколько раз с возрастающей точностью, но результат был неизменно отрицательным — «эфирного ветра» не существовало.
В 1892 году Г. Лоренц и независимо от него Дж. Фицджеральд предположили, что эфир неподвижен, а длина любого тела сокращается в направлении его движения, из-за чего «эфирный ветер» становится сложнее обнаружить. Оставался, однако, неясным вопрос — отчего длина сокращается в точности в такой степени, чтобы сделать обнаружение эфира (точнее, движения относительно эфира) невозможным. В это же время были открыты преобразования Лоренца, которые вначале посчитали специфическими для электродинамики. Эти преобразования объясняли лоренцево сокращение длины, но были несовместимы с классической механикой, основанной на преобразованиях Галилея. Анри Пуанкаре показал, что преобразования Лоренца эквивалентны принципу относительности для электромагнитного поля; он считал, что эфир существует, но принципиально не может быть обнаружен.
Физическая сущность преобразований Лоренца раскрылась после работ Эйнштейна. В статье 1905 года Эйнштейн рассмотрел два постулата: всеобщий принцип относительности и постоянство скорости света. Из этих постулатов сразу вытекали преобразования Лоренца (уже не только для электродинамики), сокращение длины и относительность одновременности событий. Эйнштейн указал в этой же статье на ненужность эфира, поскольку никаких разумных физических атрибутов приписать ему не удалось, а всё то, что считалось динамическими свойствами эфира, вобрала в себя кинематика специальной теории относительности (СТО). С этого момента электромагнитное поле стало рассматриваться не как энергетический процесс в эфире, а как самостоятельный физический объект.
Причины отказа от концепции эфира
Главной причиной, по которой физическое понятие эфира было отвергнуто, стал тот факт, что это понятие после разработки СТО оказалось излишним. Из других причин можно назвать противоречивые атрибуты, приписываемые эфиру: неощутимость для вещества, поперечная упругость, немыслимая по сравнению с газами или жидкостями скорость распространения колебаний и др. Дополнительным аргументом стало доказательство дискретной (квантовой) природы электромагнитного поля, несовместимое с гипотезой непрерывного эфира.
В своей статье «Принцип относительности и его следствия в современной физике» (1910) [26] А. Эйнштейн детально объяснил, почему концепция светоносного эфира несовместима с принципом относительности. Рассмотрим, например, магнит, движущийся поперёк замкнутого проводника. Наблюдаемая картина зависит только от относительного движения магнита и проводника и включает появление в последнем электрического тока. Однако с точки зрения теории эфира в разных системах отсчёта картина существенно разная. В системе отсчёта, связанной с проводником, при перемещении магнита меняется напряжённость магнитного поля в эфире, вследствие чего создаётся электрическое поле с замкнутыми силовыми линиями, в свою очередь создающее ток в проводнике. В системе отсчёта, связанной с магнитом, электрическое поле не возникает, а ток создаётся прямым действием изменения магнитного поля на электроны движущегося проводника. Таким образом, реальность процессов в эфире зависит от точки наблюдения, что в физике недопустимо.
Попытки возврата в физику понятия эфира
Часть учёных и после 1905 года продолжала поддерживать концепцию светоносного эфира, они выдвигали различные альтернативные теории и пытались доказать их экспериментально. Однако неизменно оказывалось, что теория относительности и теории, на ней основанные, находятся в согласии с результатами всех наблюдений и экспериментов, в то время как эфирные теории не могли описать всю совокупность опытных фактов.
Термин эфир изредка используется в научных работах при создании новой терминологии. Так, например, в работе A. de Gouvêa, Can a CPT violating ether solve all electron (anti)neutrino puzzles?, Phys. Rev. D 66, 076005 (2002) (hep-ph/0204077) под «CPT-нарушающим эфиром» подразумевается лишь определённого вида члены в потенциале нейтринного лагранжиана.
Более радикальные построения, в которых эфир выступает как субстанция (среда), вступают в конфликт с принципом относительности. Такой эфир за счёт очень слабого взаимодействия с обычным миром может приводить к некоторым явлениям, главным из которых является слабое нарушение лоренц-инвариантности теории. Ссылки на некоторые из этих моделей можно найти в SLAC Spires Database.
Лауреат Нобелевской премии по физике Роберт Б. Лафлин так сказал о роли эфира в современной теоретической физике:
Как это ни парадоксально, но в самой креативной работе Эйнштейна (общей теории относительности) существует необходимость в пространстве как среде, тогда как в его исходной предпосылке (специальной теории относительности) необходимости в такой среде нет… Слово «эфир» имеет чрезвычайно негативный оттенок в теоретической физике из-за его прошлой ассоциации с оппозицией теории относительности. Это печально, потому что оно довольно точно отражает, как большинство физиков на самом деле думают о вакууме… Теория относительности на самом деле ничего не говорит о существовании или несуществовании материи, пронизывающей вселенную… Но мы не говорим об этом, потому что это табу. [31]
Однако до настоящего времени не обнаружены какие-либо наблюдаемые физические явления, которые оправдали бы реанимацию концепции субстанционального эфира в какой-либо форме. Подавляющее большинство эфирных теорий пытается объяснить лишь небольшой набор экспериментальных фактов, игнорируя противоречие со многими другими фактами.
Использование термина «эфир» в культуре
Радио появилось задолго до того, как термин эфир вышел из научного употребления, и в профессиональной терминологии медиа-индустрии укоренилось немало связанных с эфиром словосочетаний: программа вышла в эфир, прямой эфир и т. п. Английская версия термина (Ether) присутствует во многих терминах электроники (например, «Ethernet»).
Эфир. Краткий обзор концепций
См. также: http://www.akotlin.com/index.php?sec=1&lnk=6
Эфир в древности
Эфир в медицине
Эфир в химии
Эфир в физике
Эфир в релятивизме
Эфир в технике
Эфир в эзотерике
Выводы
Литература
Первые упоминания об эфире принято связывать с философскими школами древней Греции. Действительно, такие мыслители античности, как Пифагор, Анаксагор, Левкипп, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур внесли большой вклад в становление и развитие учения об атомах и эфире [1], [2].
Изначально в древнегреческой мифологии термин «эфир» обозначал верхний, особо тонкий, прозрачный и лучезарный слой воздуха. Платон считал, что Бог создал мир из эфира. Аристотель добавил к четырём стихиям (воде, земле, огню и воздуху) тончайшую пятую стихию, пятый элемент – эфир.
Демокрит был первым, кто ввёл новое понятие «амер». В учении Эпикура понятие «амер» приобрело смысл мельчайшей составной части атома, истинного предела протяжённости.
Первые исторические мудрецы греческой философии почти все были Посвященными в Мистерии. Греки восприняли это знание от египтян, а последние от халдеев, которые были учениками браминов Эзотерической Школы [3]. В свою очередь брамины были потомками древних арийцев, цивилизации, на два с лишним тысячелетия старше древнегреческой.
Можно заключить, что знания первых мыслителей об эфире уходят своими корнями в глубокую древность. Важно также иметь в виду, что источник этих знаний связан не столько с наукой или с озарением, сколько носит оккультный, эзотерический характер.
Другой особенностью представлений античных философов об эфире является отождествление эфира с первоматерией, подобной «Акаше» [3] в древнеиндийской эзотерике. Таким образом, эфир древних есть нечто совершенно иное, нежели светоносный эфир современной науки.
Эфир, химическая формула которого (С2Н5)2, является бесцветной легколетучей жидкостью. В медицине эфир находит применение как растворитель и средство для ингаляционного наркоза; входит в состав некоторых лекарственных средств и газовых смесей, используемых в анестезиологии. В лабораторной практике применяется как растворитель жиров и некоторых других органических веществ.
Эфир легко воспламеняется. С воздухом его пары образуют взрывчатые смеси, поэтому работа с эфиром требует большой внимательности и осторожности.
Полное название – этиловый эфир – объясняется технологией получения эфира из этилового спирта, что достигается путём «изъятия» воды из спирта с помощью концентрированной серной кислоты.
Несмотря на полное терминологическое совпадение, медицинский эфир не имеет ни малейшего отношения к аналогичному термину, используемому в эзотерике, философии, науке и технике.
Возможно, не все знают, что оригинальная Таблица элементов Д. И. Менделеева содержала в самом начале, то есть в нулевом ряду нулевой группы «химический элемент Ньютоний», который, как пишет сам создатель Таблицы, «. по моему разумению, можно считать эфиром». Такое решение Д. И. Менделеев объяснил следующим образом: «. понимания эфира нельзя достичь, игнорируя его химизм и не считая его элементарным веществом» [4].
Однако спустя год после смерти Д. И. Менделеева этот «элемент» был изъят, а сама Таблица приняла вид, близкий к её современной форме. На протяжении последующих ста лет на это никто не обращал внимания, но вот в самое последнее время вдруг стали раздаваться голоса с обвинениями в «фальсификации истинной таблицы», во «лжи и подставе», в «сокрытии концептуальных знаний».
Автора данной статьи нельзя заподозрить в симпатиях к противникам эфира [5], однако он категорически не согласен с подобной риторикой «в защиту» эфира. В обоснование такой позиции достаточно привести следующие аргументы:
1. Д. И. Менделеев назвал последний вариант своей Таблицы не окончательным, а лишь попыткой осознания роли эфира;
2. Таблица содержит элементы различных химических веществ, поэтому их объединение с мировой материальной средой недопустимо в виду несопоставимости оснований для их классификации;
3. Химические элементы принадлежат к 3D-материи, а частица эфира (амер) относится к 4D-материи, таким образом, и по этой причине они не могут иметь между собой ничего общего.
Для полноты картины следует упомянуть также современный оригинальный подход к разработке «Симметричной квантовой периодической системы нейтральных атомов», в которую кроме уже известных химических элементов включены эфир и свободный нейтрон [6]. При разработке новой периодической системы была использована предложенная её автором так называемая «колебательная модель нейтрального атома».
К сожалению, в названной работе не раскрыта авторская модель частицы эфира, что, не способствует уяснению взгляда автора на эфир как «среду, которая находится между атомными ядрами», то есть, не затрагивает внутреннюю структуру субъядерных частиц.
Хотя эфир с полным основанием можно считать материальной средой, его частица не является атомом эфирной материи, поскольку не содержит ядра. По этой причине правомерность помещения четырёхмерного амера в одну таблицу с трёхмерными атомами физической материи вызывает большие сомнения. Аналогичные доводы могут быть выдвинуты и против обособления «свободного нейтрона».
Как известно [3], «пятый элемент, ныне открыто защищаемый наукою, не есть гипотетический эфир Исаака Ньютона, хотя он и называет его этим именем». То же самое можно сказать и по отношению к эфиру Декарта [7], также отождествляемого с самой тонкой материей.
Современная концепция светоносного эфира существенно ближе к плотной материи физического мира, поскольку она призвана с научных позиций устранить из физики абсурдное понятие пустоты и наполнить ежесекундно наблюдаемые природные явления физическим смыслом.
Не секрет, что если в угоду очевидности и релятивизму, то есть вопреки здравому смыслу и теории волн, считать пространство Вселенной пустым, то без ответа останутся многие животрепещущие вопросы, а именно:
• Как в пустоте от одного тела к другому распространяются силы всемирного тяготения?
• Как в отсутствии среды происходит передача электромагнитных колебаний (радиоволн, света, тепла, радиации)?
• Что может в пустоте ограничивать скорость света?
• Почему коэффициент преломления света для пустой среды лежит внутри диапазона вещественных сред?
• Как вообще в нольмерной пустоте смогла разместиться трёхмерная материя Вселенной?
Гипотеза светоносного эфира позволяет успешно дать ответы на все выше перечисленные вопросы, однако при этом эфир должен обладать набором противоречивых и трудно совместимых (при современном уровне знаний) свойств:
• для равномерного наполнения пространства эфир должен быть текучим, как жидкость или газ, однако чтобы обеспечить при этом постоянство скорости света, эфир одновременно должен быть неподвижен и одинаков в любой точке наблюдаемой Вселенной;
• поперечный характер световых волн требует от эфира свойств абсолютно твёрдого тела, но чтобы минимизировать собственное влияние на орбиты планет, эфир должен обладать нулевой вязкостью;
• кроме того, эфир должен быть полностью прозрачным, несжимаемым и нерассеивающим.
Закономерным образом данные обстоятельства вызвали появление конфликтующих между собой эфирных теорий и моделей мировой среды, отражающих почти весь спектр агрегатных состояний вещества:
• модели газообразного эфира, например, [8];
• модели жидкого эфира, например, [9];
• модели квазитвёрдого эфира, например, [10];
• модели кристаллического эфира, например, [11].
Несмотря на множественность существующих подходов к решению проблем эфира, путь этот, по мнению автора, является единственно верным.
Соответственно, путь релятивизма, основанный на отказе от концепции эфира, представляется глубоко ошибочным, ведущим физическую науку в тупик, наглядным подтверждением чему может служить охвативший релятивистскую физику глубочайший кризис.
Преодоление трудностей современного этапа исследований структуры и свойств эфира автор видит в комплексном подходе к его изучению, что предполагает одновременное решение нескольких тесно связанных между собой таких задач, как:
1. Разработка раздела «Многомерная математика»;
2. Создание модели частицы эфира (амера);
3. Построение моделей нуклонов;
4. Построение новой модели атома;
5. Разработка моделей движения атомов и тел в среде эфира.
ЭФИР В РЕЛЯТИВИЗМЕ
Релятивизм можно отнести к научной теории только условно, так как он основан не на теоретических доказательствах, подтверждённых результатами экспериментов, а на сомнительных незыблемых догмах (постулатах); к тому же, он внутренне противоречив. Так, например, первая его часть (СТО) отвергает эфир, а вторая (ОТО) признаёт. Правда, признаёт с оговорками, называя физический эфир «физическим вакуумом».
«С совр. точки зрения вакуум физический обладает нек-рыми св-вами обычной матер. среды. Однако его не следует путать с Э., от к-рого он принципиально отличается уже потому, что эл.-магн. поле явл. самостоят. физ. объектом, не нуждающимся в спец. носителе» [12].
Из приведенного выше разъяснения следует, что понимание современной физикой синонима пустоты (вакуума) также является противоречивым, неполным и требует ответов ещё, по крайней мере, на три вопроса:
• Существуют ли нематериальные физические объекты?
• Является ли масса обязательным атрибутом материи?
• Допускает ли физика дальнейшую делимость материи?
Пока не будут сформулированы чёткие и непротиворечивые ответы на подобные вопросы, релятивизм может существовать лишь на правах одной из многочисленных эфирных гипотез, которые, как известно, всегда требуют должного теоретического обоснования и экспериментальной проверки.
С примерами технического использования эфира каждый из нас сталкивается ежедневно. Это радиовещание, телевидение, мобильная телефонная связь, мобильный Интернет. Просматривая программу передач, слушая радио или сидя перед экраном телевизора, мы привычно не обращаем внимания на упоминание эфира в шаблонных фразах: «сегодня в эфире», «выход в эфир», «прямой эфир».
На работе такой же обыденной реальностью стали для нас корпоративные компьютерные сети Ethernet. Встречаясь с этим словом, мы даже не задумываемся о его истинном значении: «эфирная сеть».
Приведенные выше примеры демонстрируют применение эфира для передачи информации. Однако значительно больший интерес для человечества представляет задача извлечения энергии из эфира, поскольку запасы этой энергии неисчерпаемы. К тому же энергия эфира разлита повсюду, она присутствует в каждом атоме, в межатомных промежутках и даже в космическом «вакууме». При этом процесс получения эфирной энергии представляется экологически чистым и дешёвым.
Ознакомиться с описаниями двух различных подходов к построению подобных устройств можно на примере «Трансформатора Теслы» [13] и «Генератора Росси» [14].
Анализ современных работ, посвящённых эфиру, показывает, что размеры частиц эфира разными авторами указываются иногда с различием в несколько десятков порядков.
Другой не менее распространённой особенностью многих подобных работ является отождествление эфира с абсолютной средой Вселенной.
Заметим, что выше приведенные примеры свидетельствуют о непонимании или непризнании их авторами истинного строения многомерной Вселенной, структура которой в семь раз сложнее обыденных представлений подавляющего большинства эфирных публикаций [15].
Из Учения Живой Этики [16] и других источников сокровенных знаний известно, что, кроме трёхмерного физического мира, существуют ещё шесть непроявленных (тонких) миров высшей размерности. Материи каждого такого мира соответствует свой собственный многомерный атом [17].
Таким образом, существует не одна, а семь разновидностей эфира [18]. Разумеется, на ближайшие тысячелетия перед человечеством стоит задача освоения лишь самой плотной эфирной материи, которая является прослойкой [15] между физическим миром и астральным.
В виду «тонкости» эфирной материи её изучение с помощью аппаратных средств физического мира принципиально невозможно по причине «грубости» физических приборов. Проще говоря, с помощью электронного микроскопа невозможно наблюдать частицы, имеющие тот же размер, что и электроны. Тем более, нельзя наблюдать внутреннюю структуру таких частиц.
Единственным выходом в этих условиях будет привлечение на помощь таких источников знаний о мире, которые раньше относились к так называемым оккультным или эзотерическим школам. К счастью, сейчас эти знания перестали носить герметический характер и стали широко доступны для целей науки или самообразования. В подтверждение этой мысли приведём цитату из «Тайной доктрины».
В качестве рекомендации тем исследователям эфира, которые прислушаются к выше высказанным аргументам, хочется посоветовать обратить самое пристальное внимание на «Тайную доктрину» Е. П. Блаватской, поскольку, как ни странно, именно в ней содержится значительно больше информации об эфире, чем в поздних Учениях эзотерической направленности, например, в [16].
1. Столетняя война с релятивизмом в сфере теоретической физики завершилась решительным поворотом сознания учёных в сторону признания Абсолютного начала Мироздания и, как следствие, эфира.
2. Развитие теории эфира в физике требует параллельного формирования принципиально нового раздела «Многомерной математики».
3. Исследование многомерной эфирной материи невозможно без предварительного усвоения учёными «эзотерических» знаний.