Что такое эгалитарная семья
Семья, её функции, типы. Брак
Содержание:
Семья – закреплённый союз, берущий свою основу в брачных взаимоотношениях, где супруги и дети связаны общим экономическим бюджетом, хозяйством и бытом. Отношения в родительско-детских отношениях представлены основой семьи. Она является важным институтом в социуме, который взаимодействует с государственными учреждениями и иными институтами. Согласно социологии, семья представлена 2 положениями – социальная группа и социальный институт.
Институт семьи представлен многими иными институтами (брака). Известны инциденты, когда институт брака не взаимосвязан с институтом семьи. Эти отношения получили термин – гражданский брак.
Семья – социальная группа, сплочённая единой задачей, функционирующая на основе взаимоотношений супругов и выполнении ими общественных ролей.
Семейный социальный статус – статус, задающий позицию индивида не только в семейных отношениях, но и в социуме. Выделяют такие статусы: супружеский, родительский, детский, межпоколенный.
Семейная социальная роль – поведение, ожидаемое от индивида, согласно его занимаемому статусу в обществе.
Социальные функции семьи
Функции | Содержание |
Репродуктивная | – воспроизводство себе подобных индивидов. Семья воспроизводит свой род, обеспечивает обществу замену людей. |
Социализация | – приобщение индивида к обществу. |
Экзистенциональная | – обеспечение безопасности членам семьи, забота. |
Экономическая | – базируется на произведение материальных благ и продуктов общими усилиями, поддержание экономической стабильности и удовлетворении потребностей. |
Первичный социальный контроль | – ценностные и этические нормы поведения внутри семьи в разных сферах жизни. |
Рекреативная | – защита, усиление, восстановление духовной, физической составляющей индивида. |
Социально статусная | – приобретение социальных ролей в социуме обеспечивает укрепление общественной структуры. |
Досуговая | – организация свободного времени в форме развлечения. |
Гедонистическая | – нужда в заботе, любви, чувстве счастья. |
Брак – юридически оформленные отношения между супругами, регулирующие их права и функции в семейном быту. Помимо этого, брак представлен социальным институтом, задающим правила поведения во внутрисемейных отношениях.
Типы брака
Выделяют большое количество браков: по любви, по договорённости, гостевой брак и т.д.
Социальные функции брака
Типологизация семьи
Признаки патриархальной семьи
В патриархальных семьях не берётся в учёт желания и предпочтений супругов, отношения выстраиваются согласно традициям и обычаям.
Эгалитарная семья. Ее особенности и отличия от классической
В современном мире люди отходят от патриархата, потому как женщины борются за равные права. В результате семьи часто строятся не по привычному сценарию, и все чаще встречаются эгалитарные отношения в семье. Такие отношения основаны на равноправии, когда ни один из партнеров не претендует на власть.
Особенности эгалитарной семьи
Эгалитарная семья имеет еще одно название – биархатная семья. Она основывается на равноправии. Оба партнера стремятся не только выполнять свою роль в семье, но и добиться профессионального успеха. Учитываются индивидуальные особенности отдельного человека, а не используются общепринятые правила и обязанности. Поэтому отношения строятся таким образом, чтобы у обоих супругов была возможность реализации. Эгалитарная семья создается только по причине взаимной любви и согласия двух сторон. Супруги планируют детей совместно, в семье нет главного, кто принимает решения.
В таких семьях зачастую один или два ребенка. Причина в том, что супруги желают максимально вложиться в детей, поэтому делают ставку на качество, а не количество. Также второй причиной являются интересы супругов, которые стоят на первом месте. В эгалитарной семье обязанности не делятся на мужские и женские, каждое дело выполняет тот, кому удобнее. В доме проживает не более двух поколений – родители и дети. Еще одной особенностью является мобильность. То есть, партнеры не привязываются к одному месту жительства или работы, и имеют возможность переехать при желании или необходимости.
Типы семей
Помимо эгалитарной, существуют другие типы семьи. Рассмотрим их особенности.
Патриархат
Патриархат – это самая распространенная форма семьи, которая существует долгие века. В такой семье мужчина берет на себя ответственность за обеспечение и защиту, а женщина заботится о муже, детях и жилье.
Матриархат
Матриархат – это менее распространенная модель семьи, которая часто не воспринимается всерьез обществом. Зачастую в таких семьях женщина старше, поэтому мужчина уступает ей место главы.
Эгалитарная семья отходит от всех привычных традиций и устоев, благодаря чему дает свободу обоим супругам.
Важно: Эгалитарная семья – это современный тип семьи, к которому не все готовы прийти.
Преимущества эгалитарной семьи
В эгалитарной семье все обязанности делятся между супругами. Например, финансовое обеспечение не лежит исключительно на плечах супруга, жена также делает свой вклад. В результате мужчина ощущает поддержку, и понимает, что в случае трудностей, жена сможет помочь не только морально, но и материально. Домашние обязанности также выполняют оба супруга в равной степени, и женщина имеет свободное время на реализацию.
Эгалитарная семья предполагает выполнение репродуктивной функции, то есть – продолжение рода. Решение о зачатии ребенка пара принимает совместно. В воспитании ребенка также участвуют оба родителя.
Эгалитарная семья предполагает, что учитываются интересы обоих супругов в равной степени. У каждого есть свобода и выбор. Но, такой формат отношений подходит только сформировавшимся как личность людям, которые умеют брать на себя ответственность.
Эгалитарные отношения – это противоположность патриархата и матриархата. Это форма отношений, которая позволяет каждой паре устанавливать собственные правила в семье, забывая о привычных ролевых моделях в обществе.
Эгалитарные отношения имеют множество преимуществ, но они требуют умения говорить и договариваться. Также вы можете столкнуться с непониманием общества, особенно со стороны старшего поколения, привыкшего жить по общепринятым установкам. В эгалитарной семье оба партнера берут на себя ответственность в равной степени.
Эгалитарная семья и её отличие от традиционной модели с примерами
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Прочитав название этой статьи, ты наверняка принялась, рыться в памяти, чтобы освежить формулировку, что же это за тип отношений такой в браке. Не заморачивайся, подруга, мы тебе и без твоих усилий всё сейчас подробно объясним. Всегда и всё знать невозможно, а вот расширить кругозор в этой области – не помешает.
Немножко полезной теории
Термин «эгалитаризм» (égalitarisme) возник в обиходе благодаря французскому слову égalité, то есть, добавив красок — абсолютное «равенство» в чём-то. Первоначально определение целиком касалось жизни общества и базировалось на концепции: равные социальные и гражданские права.
У словечка «эгалитаризм» есть антоним – элитаризм. Ты уже догадалась, что это намёк на чью-то элитарность, неповторимость в самом высшем понимании, касту избранных, элиту. О равенстве возможностей в клане «богов» не может быть и речи. «Меньшим» по правам братьям уготован удел: восхищаться и поклоняться.
Политики потянули одеяло терминов в свою сторону и придумали некую утопическую практику всеобщего благоденствия. По их чаяниям все блага мира должны распределяться между людьми поровну в одинаковых долях. Только где ты такое равноправие видела? Опять «розовые» мечты мимо кассы страждущих.
При каких делах в этой кухне супруги
Повозившись с завиральными идеями, всех уравнять, философы и психологи перетянули понятие в свои науки. Так на горизонте оценки семейных отношений и замаячили признаки подобного союза.
Их явные черты – равное право властвовать над всеми обстоятельствами и друг другом. «Кусок начальственного пирога» и обязанности «товарищей подчиненных» филигранно поделён поровну, как и роли в социуме и домашние заботы. Никаких закреплений функционала: кто раньше встал того и тапки, а если серьёзно, кто свободен сейчас, тот и ужин готовит.
Злоупотреблять благодатным равенством никому не рекомендуется. Если всё время изображать из себя «я самый занятой человек в мире», а ты, мой партнёр, паши на меня. Ложь и фальшь всё разрушат. Перспективы на совместную жизнь в такой ситуации станут мрачными.
Измерить степень вклада каждого в общее дело – дело проблематичное. Всё зиждется на «голом» доверии, искреннем желании сделать жизнь любимого человека краше и лучше и сохранить баланс по отношению к себе. Где ж найти такой «барометр», измеряющий уровень равенства?
Хорош или плох такой расклад для любви и счастливого будущего – вопрос, конечно, интересный и по-прежнему спорный. У эгалитарных браков за время их признания на существование, появилась как армия поклонников, так и воинственное войско противников.
Как понять, что ваша семья близка к эгалитарному типу
Если тебя живо заинтересовал наш рассказ, примерь некий «тест на равенство» здесь и сейчас и узнай, можно ли вашу семью считать эгалитарной. Преимущественное количество ответов «да» на вопросы, станут тому доказательством.
Патриархальная и эгалитарная семья
Признаки равноправного семейства:
Психологи, специализирующиеся на улучшении состояния семейных отношений, ясно выразились: эгалитарная семья – это благо и чудо. Только добиться равноправия по всем статьям супругам удаётся крайне редко.
В таком браке ничто «не стесняет дыхания» второй половинки, но создавать такой уютный домашний мир следует только по ободному согласию, не коверкая и не ломая партнёра, заставляя его плясать под дудку своих «революционных» идей.
Для «справки» и общего развития
Чтобы немного ввести тебя в курс дела, а какие вообще типы семей могут создавать альтернативу эгалитаризму, давай сделаем небольшой экскурс и в эту область, заглянув в историю.
«Соперницами» по устройству семье, основанной на полнейшем равноправии, выступают семьи с патриархальным и матриархальным уклоном. В чём их суть, становится понятно сразу по названиям, но чтобы ты не путалась. Немного уточним для ясности.
Патриархальные устои
Глава всему – мужчина. Детей, которым сызмальства предстоит включаться в трудовые процессы во имя общего семейного блага, чаще всего много. В стенах квартиры (да и любого другого жилища) встретишь представителей всех поколений, от прабабушек до правнуков.
Браки частенько заключаются по расчету: национальные традиции, материальные интересы, приумножение числа рабочих рук. Аборты – не в чести. Регион проживания меняется только в экстремальной ситуации. Наследование происходит строго от мужчины к мужчине, женщины в материальной цепочке бесправны.
Матриархальное «королевство»
Главная «амазонка» — безусловно, женщина. Всеми ценностями в семье владеют исключительно по материнской линии, передавая «богатства» от матери к дочери. Родословная «вписывается» в историю рода целиком на базе женского вклада в семью. Для современного общества такой тип отношений стал почти «рудиментом», встречается только у отдельных народностей, выживает за счёт того, что в определенных условиях оправдан экономически.
Какие напрашиваются выводы
То, что эгалитарная ячейка общества вполне жизнеспособная форма «мирного» сосуществования супругов – даже не обсуждается. Но помимо неких иногда мифических мечтаний о том, что мужчина и женщина могут быть абсолютно равными половинками целого, такая семья сулит обоим:
А такие «вкусные» психологические ингредиенты благополучия, любой семейный «компот» сделают сладким и удобоваримым для участников. Так почему бы не попробовать. Это точно куда лучше, чем мужчине в рот заглядывать или самой семейным «шабашем» руководить. Не правда ли, моя мудрая читательница?
Эгалитарная семья в России
Каждый раз, когда я задаю себе этот вопрос, вспоминаю отрывок из интервью с одной девушкой:
В этой фразе выражена суть понимания женственности, которая неразрывно связана, в первую очередь, с материнством, а во вторую – с замужеством. И именно в этом порядке.
Чтобы состояться как женщина, нужно состояться как мать, а основным условием рождения ребенка, как правило, всё еще остается замужество. Женственность рассматривается через призму ролей матери и жены.
Это некий замкнутый круг, во многом объясняющий фрустрацию одиноких женщин среднего возраста, которые физически ощущают, как тикают их биологические часы, но ничего не могут с этим сделать, все подходящие им по статусу партнеры к этому времени, как правило, заняты.
Подобным восприятием феминности мы во многом обязаны наследию советского периода. Одной из задач в рамках советской идеологической системы было формирование «новой советской женщины», свободной от семейных патриархальных отношений и подчинения мужчинам. Освобождение от домашней власти ставило своей целью высвобождение женщин как трудового ресурса, необходимого новому все еще аграрному государству для превращения в индустриальную державу. При этом освобождение от власти мужчин в семье не означало освобождение от домашних обязанностей по обеспечению быта и рождению детей. В итоге претворения в жизнь советских проектов женственности сформировался доминирующий на протяжении практически всей эпохи «контракт работающей матери», который подразумевал двойную или, как иногда говорят, тройную занятость (оплачиваемая работа вне дома, неоплачиваемый домашний труд и материнство). Основной из задач советской женщины было материнство, которое в публичном пространстве советского периода определялось как естественное предназначение женщины, ее долг перед страной: помимо строительства коммунизма собственными руками, она должна была рожать и воспитывать новых советских граждан, которые продолжат это строительство в будущем.
Несмотря на то, что советские идеологемы перестали поддерживаться с разрушением советского строя, они продолжают оказывать свое влияние на современных женщин, а учитывая проводимую в последние годы в России пронаталистскую семейную политику, вряд ли они когда-нибудь исчезнут вообще. Тем не менее, в современных условиях возможность выбора между работой, рождением детей, а также временем реализации этих планов и наличием подобных планов как таковых становится пространством индивидуального выбора. Но этот выбор, по преимуществу, остается прежним, хочется успеть и в работе, и дома, быть успешной «работающей матерью». Одним из вариантов совместить и то, и другое становится вовлечение мужчин в приватную сферу, сферу неоплачиваемого труда и материнства.
Подобное вовлечение мужчин в «домашнее пространство» относительно новое явление для России, возникающее в рамках трансформации приватного пространства в целом, которое начинает строиться на договорной основе и поиске компромиссов совместной жизни. Крупнейшие западные исследователи приватной сферы, такие как Энтони Гидденс, уже не одно десятилетие говорят о тенденции демократизации отношений в западных странах и ориентации на выстраивание совместной жизни как некого осознанного рефлексивного проекта, в котором принимают участие оба партнера. В целом этот проект может быть представлен моделью эгалитарной (демократической, эквалитарной или партнерской) семьи, которая представляет собой такие отношения между партнерами (супругами), которые обладают следующими характеристиками:
В центре моего внимания находились молодые женщины в возрасте от 21 до 30 лет с высшим образованием, состоящие в постоянном гетеросексуальном партнерстве с совместным проживанием и ведением общего хозяйства сроком не менее полугода и определяющие свои отношений как преимущественно равные или партнерские.
Итак, что же представляют из себя пары, которые определяют свои отношения как равные?
Если посмотреть на распределение власти, то есть способность навязывать свою точку зрения или волю другому, то выделить какую-то устойчивую схему разделения власти и лидерства сложно: это может быть поиск компромисса, основанного на обсуждении, или единоличное принятие решения по тому или иному вопросу. В целом можно выделить два условия или фактора, способствующих равному распределению власти:
1. Наличие финансовой независимости каждого из супругов выступает основанием для учета его мнения, то есть основанием реализации эгалитарных отношений.
2. Наличие ориентации на партнерство как тип взаимодействия, то есть обсуждение важных решений и отсутствие давления, призванного склонить партнера на свою сторону. И этот фактор является наиболее важным и существенным. Косвенно в интервью прослеживаются представления женщин о том, что именно они обладают большей властью в семье, и от них зависит итоговое решение, как это было в советских семьях, где муж фактически устранялся из этой сферы. Но женщины сознательно готовы отказываться от своей лидерской позиции для поддержания равновесия, которое воспринимается ими как ценность и основа благополучия семьи. Важным показателем равного вовлечения партнеров и отказа женщин от единоличной власти в приватном пространстве становится попытка ухода в конфликтных ситуациях как от директивного давления, так и от «чисто женских» манипулятивных стратегий «власти слабых». Хотя попытка и не всегда удачная и осознанно доведенная до конца.
Вторым признаком эгалитарности выступает равное участие партнеров в приватной и публичных сферах. Согласно концепту романтической любви Э. Гидденса, приватная сфера представляется как специфически женское обособленное пространство и связана с восприятием женщины через роли жены и матери, тогда как публичное пространство деятельности вне дома отдается на откуп мужчинам, приватное по сравнению с публичным воспринимается как вторичное и менее значимое. Поддерживающая подобное распределение сфер гендерная система получила название патриархальной, в этом случае основной ролью женщины является роль домохозяйки, а основной ролью мужчины – кормильца семьи. Поэтому вторым индикатором гендерного порядка наряду с одинаковым распределением власти выступает равная вовлеченность супругов в приватную и публичную сферы (обслуживание домохозяйства и оплачиваемую занятость вне дома).
Ни для кого не секрет, что бытовые заботы воспринимаются как преимущественно женские, но важным признаком эгалитарности выступает не только их взаимозаменяемость, но гибкость ролей внутри пары. В первую очередь, речь идет о гибкости ролей в обслуживании домашнего хозяйства. И во вторую – о гибкости семейных ролей в целом (кормилец-домохозяйка).
Условно все роли по обслуживанию домохозяйства можно разделить на традиционно или преимущественно «мужские» и «женские». К «женским» относятся: уборка, готовка, стирка, глаженье белья, то есть все, что связано с поддержанием чистоты и обеспечением пищей. К «мужским» относятся: различного рода ремонтные работы, техническое оснащение дома, все, что является более сложным и требует специальных технических навыков и знаний (устройство техники, электропроводки, сантехники) или же напротив самое элементарное, не требующее особых усилий (вынос мусора). Традиционно к «мужским» обязанностям также относят задачу обеспечения благосостояния семьи, но так как она является внешней по отношению к приватному пространству, хотя и тесно связана с ним, мы рассмотрим ее отдельно в дальнейшем.
Если говорить о взаимозаменяемости, гибкости «женских» ролей, то в целом они с легкостью (хотя не так качественно) могут быть выполнены мужчинами и, как правило, девушки к этому стремятся. Часто единственное, что мужчины отказываются делать: это мыть унитаз или полы. То есть наиболее неприятную, на их взгляд, работу. И то далеко не все. И важно здесь не то, что мужчины могут и выполняют подобные функции по обслуживанию дома, важно то, что они это делают после напоминания или прямого указания на необходимость. То есть вовлеченность в дела «дома» остается поверхностной и даже не является «вовлеченностью» вовсе.
Отсутствие инициативы у мужчин зачастую касается не только «женских» обязанностей, но и «мужских» и требует определенного рода усилий (переговоров и гибкости) со стороны женщины. В целом такое положение вещей подтверждает предположение о том, что сфера дома остается кругом женских интересов, тогда как мужчины выполняют лишь инструментальную функцию в случае необходимости, тогда как решения остаются в сфере компетенции женщин. Более того, самостоятельно выполняя домашние дела, мужчины рассматривают это как особого рода проявление заботы, которая требует поощрения, и потому достаточно болезненно воспринимают прямое указание на необходимость выполнения определенных домашних дел.
Тем не менее, можно отметить намечающуюся тенденцию к равному исполнению «женских» ролей. Хотя пока мужчины берут на себя лишь наиболее простые или технологичные функции (пылесосить, мыть посуду в посудомоечной машине), отказываясь от наиболее «грязных» или рутинных действий (мытье полов, сантехники, глажка белья), в целом подобные изменения говорят в пользу реализации модели эгалитарной семьи.
Несколько иным образом обстоят дела относительно «мужских» ролей. В целом мужчины могут выполнять определенный ограниченный круг обязанностей по дому, чаще всего, это мелкие ремонтные работы (техники, дома), передвинуть или перенести тяжести. Но если выполнение «женских» обязанностей является неотъемлемой частью быта, и без их выполнения существование дома было бы невозможным, то «мужские» обязанности, которые помимо самых элементарных, требующих лишь физической силы (донести покупки, передвинуть мебель), требуют специальных знаний. Что может затруднить их выполнение, так как
мужчина может не обладать требуемыми компетенциями, к чему девушки в целом относятся с пониманием.
Но если мужчины готовы брать и часто в случае необходимости берут на себя часть «женских» обязанностей по обслуживанию домохозяйства, то женщины в свою очередь в большинстве случаев не готовы брать на себя «мужские». То есть «мужские» роли оказываются более гибкими, чем «женские», если традиционная домашняя роль мужчины расширяется, включая в себя новые обязанности, то «женская» предполагает существование в рамках того же круга дел, что и прежде. Одним из вариантов объяснения может служить тот факт, что последние требуют специальных знаний и навыков, на освоение которых необходимо затратить определенные усилия, тогда как первые достаточно легко освоить, что, конечно, играет свою роль. Но есть и другое объяснение, условно его можно обозначить как проектирование гендерной идентичности, которое предполагает два взаимосвязанных проекта: «проект мужественности» и «проект женственности», то есть сознательное выстраивание маскулинности или феминности, актуализация значимости либо собственной женственности, либо маскулинности партнера. Хотя, в первую очередь, конечно, значение имела именно женская идентичность (об этом частично уже говорилось ранее как о попытках освоения «женской власти»):
То есть женственность и маскулинность в представлении женщин тесно связаны с определенными видами деятельности в доме, выполнение мужских дел превращает их в мужчин, чего они всячески стараются избежать, тогда как в уборке или готовке они в меньшей степени видят что-то женственное или не видят вообще ничего.
Особой зоной домашних дел является осуществление ухода за ребенком, его воспитание. В отличие от других «женских» обязанностей эта зона остается наименее гибкой и более традиционной особенно на первых этапах жизни ребенка, что объясняется естественным предназначением женщины быть матерью. То есть женственность во многом продолжает восприниматься через призму материнства. Тогда как роль отца видится в играх с ребенком и в воспитании в целом.
Помимо ролей связанных с обслуживанием домохозяйства существует внешняя роль, связанная с материальным обеспеченьем семьи. Согласно традиционным представлениям кормильцем семьи является мужчина, и, не смотря на то, что женщины работают, и в целом не готовы полностью отказываться от деятельности в публичном пространстве, все же эта обязанность воспринимается как скорее мужская, нежели женская.
Работа мужа имеет большую, или такую же как их собственная, ценность в глазах женщин. Связано это с ценностью данного рабочего места и вклада в совместный бюджет. Даже в случае, когда девушки были фактически единственными кормильцами и содержали семью, отмечалось, что это вынужденная ситуация. То есть выстраивались оправдания нынешнего порядка вещей, который противоречит идеальным представлениям о «мужчине-добытчике», для которого должно быть важным реализоваться в работе, заниматься любимым делом, так как возможность реализации в семье у мужчин отсутствует. Это происходит в силу того, что данная роль фактически была единственной ролью мужчины в семье на протяжении всего советского периода.
Подводя итог всему выше сказанному о равном участие партнеров в приватной и публичных сферах (обслуживании домохозяйства и оплачиваемой занятости вне дома) как индикаторе эгалитарных отношений, можно сделать вывод, что традиционные представления о «мужском» и «женском» продолжают оказывать существенное влияние на современные семьи. Основываясь на проведенном исследовании, можно говорить о сознательных гендерных проектах выстраивания маскулинности и феминности.
Традиционными ролями считаются женщина – домохозяйка, а мужчина – кормилец семьи. И если мужественность по-прежнему связывается с ролью кормильца семьи, женственность, в первую очередь, предполагает материнство как естественное предназначение женщины, то традиционная роль домохозяйки размывается. Это стирание границ роли домохозяйки связано не с тем, что женщина занята на оплачиваемой работе вне дома, а с тем, что постепенно мужчины начинают включаться в домашнюю неоплачиваемую работу. В итоге получается ситуация, когда женщины, имея работу, отказываются брать на себя ответственность за благосостояние семьи, оставляя эту роль мужчинам, тогда как те, в свою очередь, имея определенные обязанности по дому, не проявляют в ней какой-либо инициативы, определяя эту сферу как женскую. И обе стороны в силу традиционных представлений о «мужском» и «женском» поддерживают данное распределение ролей.
Тем не менее, в целом домашние роли представляются более гибкими, чем роль «кормильца». При существующей ориентации на передачу значительной части домашних обязанностей партнеру, женщины скорее отказываются брать на себя обязанность содержать семью, которую считают тяжелым бременем мужчины-кормильца. Больше свободы от дома – меньше ответственности за семью. То есть в целом можно говорить о стратегии «прагматического эгалитаризма» предложенной M. Meuser и развитой в своем исследовании Л. Шпаковской и Ж. Черновой. Как отмечают исследовательницы,
И хотя сама стратегия возникла как результат анализа мужского поведения, то есть сознательного уклонения от заботы о детях и ориентации на деятельность в публичном пространстве, можно взглянуть на нее с другой стороны и говорить о существовании подобной стратегии и у женщин. Прагматический эгалитаризм в этом случае можно понимать как ориентацию на равное разделение домашних обязанностей (включение мужчин в неоплачиваемый домашний труд) при отказе нести ответственность за семью в целом (в том числе и материальную). То есть можно наблюдать обоюдное использование норм равноправия для достижения для себя наиболее выгодного положения, за счет чего достигается некий баланс.
Таким образом, сложно говорить о воплощении в полной мере в России на современном этапе в семьях образованной молодежи модели эгалитарной (демократической, партнерской) семьи. Если говорить о распределении власти в семье, то практически невозможно проследить какую-то закономерность, наблюдалось как равное распределение власти, так и ситуативная смена лидерства, хотя при этом четко присутствовала ориентация на компромисс как основной способ решения спорных моментов, хотя и с элементами использования «власти слабых», характерной для патриархальной системы. Что касается распределения семейных ролей и их гибкости, то приватная сфера остается преимущественно женской, а публичная – мужской, хотя роль домохозяйки скорее отвергается и рассматривается как нежелательная. При этом не только женщины задействованы в деятельности вне дома, что стало результатом политики государственной эмансипации советского времени, но и мужчины постепенно включаются в обслуживание домохозяйства, осваивая не только «традиционно мужские» домашние роли (ремонт и вынос мусора), но ряд «женских» (уборка дома, приготовление пищи). Таким образом происходит включение мужчин в приватное пространство, постепенное выравнивание внутрисемейных ролей, то есть уход от сложившейся в советское время системы государственного патриархата в лице патриарха-государства и практически полном исключении мужчин из приватной сферы. То есть можно увидеть тенденцию формирования эгалитарных семей.
На основе всего вышесказанного можно выделить некоторые построения эгалитарных отношений: во-первых, наличие оплачиваемой работы вне дома у обоих партнеров, то есть определенной финансовой независимости; во-вторых, ориентация на партнерство как тип взаимодействия, сознательное выстраивание равных отношений; и в-третьих, обоюдная заинтересованность супругов во всех вопросах касающихся семьи и дома, а, следовательно, их обсуждение и поиск компромисса.
Материал подготовлен в рамках программы «Гендерная демократия» Фонда им. Генриха Бёлля.
Участники публичной дискуссии: