Что такое эиос института
Что нужно знать об электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) УРФУ?
Как получить доступ в ЭИОС?
Для этого у вас должна быть корпоративная учетная запись – ваш ключ ко всем доступным сервисам и почте. Именно «доступным», потому что, в зависимости от вашей должности, меняются и ваши права доступа к ним.
Как попасть в ЭИОС?
Не нужно искать одноименную кнопку ЭИОС на сайте Университета. У нас тут не Нарния, и какого-то волшебного шкафа нет. По сути, работая в личном кабинете, с различными сервисами, образовательными ресурсами и реализуя образовательные программы, вы уже используете возможности ЭИОС. Не лишним будет напомнить ссылки на основные ее элементы:
Сайт любимого Университета и места работы. На главной странице сайта есть все для работы и обучения. Новости, нормативные документы, виджеты для перехода к страницам, актуальная информация. Обратите внимание на вкладку «Сотрудникам». Также на главной странице ВУЗа есть кнопка «Личный кабинет», ведущая нас в…
Правильно, именно сюда. Главный элемент ЭИОС, где, как в Греции (это отсылка к нашему материалу про путешествия), есть все, что нужно в зависимости от занимаемой должности. И хотя многие заходят сюда только для того, чтобы посмотреть на свой «Расчетный листок сотрудника», в личном кабинете содержится большое количество ссылок на сервисы, необходимые для эффективной работы. Обратите внимание на колокольчик в правом верхнем углу – он первым сообщает вам важные новости, информирует о непрочитанных письмах (например, нашей рассылке) и задачах в системе электронного документооборота.
Также здесь есть доступ к корпоративной почте для координации работы с коллегами, библиотечные, научные, учебные и информационные сервисы. Пользуйтесь!
Все, что может пригодиться для работы
ЭИОС УрФУ – одна из самых развитых среди российских вузов, поэтому можно долго перечислять ее сервисы и возможности. Например, здесь есть портал информационно-образовательных ресурсов, позволяющий хранить и вести учет этих самых ресурсов, а также электронные библиотеки («Университетская библиотека онлайн» и «Лань»). Есть сервисы для проверки знаний студентов и многое другое.
Если что-то не получается?
Ссылки на информационные сервисы УрФУ
Что такое ЭИОС?
Что такое ЭИОС? Как расшифровать эту загадочную аббревиатуру? Для чего ЭИОС студенту? Зачем ЭИОС преподавателю?
ЭИОС нужна современному вузу, как воздух. «Электронная информационно-образовательная среда обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» — в этих сухих строчках Положения об электронной информационно-образовательной среде СГУ им. Питирима Сорокина заключается основный смысл ее существования.
ЭИОС таит в себе несметные богатства: электронная информационно-образовательная среда университета включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, и доступ ко всем этим сокровищам – на сайте университета.
Зайти на сайт ЭИОС легко с официального сайта университета: кликнув баннер «Электронная информационно-образовательная среда» можно получить доступ к компонентам ЭИОС.
Для студента это, прежде всего, ссылки на базы учебно-методических комплексов дисциплин, электронных учебных курсов и электронных учебных изданий на eFront и Moodle. Инструкции по работе представлены на страничке «Обучающимся». Хранилища интеллектуальных богатств доступны через ссылки на электронные библиотечные системы «Университетская библиотека онлайн», ООО «Ивис», «Консультант студента», каталог научной библиотеки СГУ и другие. Кроме того, в разделе «Обучающимся» можно проверить свою работу на плагиат, создать свое электронное портфолио, подготовиться к тестированию с помощью интернет-тренажера.
Преподаватели найдут на сайте ЭИОС актуальную информацию о вебинарах и обучающих курсах, которые помогут им самостоятельно или с помощью специалистов нашего университета создать собственные эффективные электронные учебные курсы. Кстати, на страничке «нормативные документы» размещено положение о конкурсе для преподавателей на лучший электронный учебный курс.
Доступ к огромному количеству открытых образовательных ресурсов и студенты, и преподаватели найдут на соответствующей страничке.
Национальная платформа «Открытое образование» предоставляет доступ к более 100 курсам, разработанным ведущими вузами России, имеющими многолетний опыт дистанционного обучения.
Страничка «полезные ссылки» — путеводитель по лабиринту средств информационных и коммуникационных технологий в образовании для всех заинтересованных пользователей ЭИОС.
Созданный в марте 2016 года, сайт ЭИОС на сегодняшний день набрал почти 50 тысяч просмотров. И все эти образовательные ресурсы доступны каждому.
Электронная информационно-образовательная среда. Как выбрать, внедрить и начать использовать?
Поделиться
Электронная информационно-образовательная среда (или просто ЭИОС) – это все электронные ресурсы и порталы с онлайн-курсами, которые позволяют студентам осваивать учебную программу в полном объеме вне зависимости от их нахождения.
ЭИОС вуза может включать в себя удаленный доступ студентов и преподавателей к учебным и рабочим планам, электронной библиотеке, электронным зачетным книжкам. В период пандемии особенно актуальным стало проведение дистанционных лекций, семинаров, тестов и экзаменов. Также доступна функция формирования электронного портфолио учащегося, в котором фиксируются различные курсовые работы, отчёты, статьи, грамоты и т.д.
Источник
Информационная система вуза
Цифровизация — неотъемлемый атрибут современности. Неудивительно, что активное распространение современных технологий в первую очередь затрагивает такие общественные институты, которые связаны с развитием, обучением, обновлением, в частности — университеты.
Так, уже давно учебные заведения оплетены паутиной внутренних и внешних коммуникаций. Цель этой паутины — связать воедино разные подразделения вуза или ссуза, дать возможность студенту узнать свое расписание, преподавателю — составить РПД, администрации и ректорату — выполнять управленческие задачи, вести бухгалтерию, осуществлять стратегическое планирование деятельности учреждения.
Эта система функционирует уже давно, но до сих пор некоторые ее участники или отдельные подразделения не понимают общий механизм взаимодействия между собой и не видят картину целиком.
ЛаЛаЛань предлагает сегодня разобраться в хитрых переплетениях информационных каналов и узнать больше об информационной системе вуза. Что это, так ли она необходима и какое место в системе этих коммуникаций занимает ЭИОС — об этом и многом другом в нашей статье.
Информационная система вуза — ключевые особенности
Как описать информационную систему вуза? Можно сказать, что это единое информационное пространство для преподавателей, студентов и сотрудников различных служб и вузовских подразделений: от бухгалтерии до приемной комиссии.
Такая система, которая обеспечивает функционирование множества направлений деятельности вуза, обладает рядом особенностей, например:
Автоматизация данных информационной системы
Осуществление каких процессов позволяет облегчить и ускорить единая информационная система вуза?
Их можно разделить на 5 основных направлений: учебная деятельность, научная деятельность, финансово-хозяйственная деятельность, управление кадрами и представление вуза в интернет-пространстве.
Остановимся на каждом направлении поподробнее, рассмотрим, какие области затрагивает информационная система вуза.
Все это создает представление об открытости вуза и дает возможность найти студенту или преподавателю необходимую информацию.
И, разумеется, с использованием компьютера и внедрением информационной системы создаются отчеты о деятельности вуза, осуществляется новостная поддержка мероприятиям и крупным событиям из жизни университета и пр.
Электронная информационно-образовательная среда как часть информационной системы вуза
С информационной системой вуза пересекает его ЭИОС — электронная информационно-образовательная среда. Что это такое?
Не зря в числе прочих сервисов ЭИОС выделены электронно-библиотечные системы. Наряду с АБИС — автоматизированной библиотечной системой — ЭБС предоставляет доступ к литературе вуза, а потому является важной частью образовательного процесса.
Что такое эиос института
С конца 90-х гг. вузы все активнее внедряют в учебный процесс различные информационные технологии, автоматизируют отдельные функции своей деятельности, а студенты осваивают новые гаджеты, регулярно появляющееся на рынке.
Эти два процесса привели к тому, что высшие учебные заведения стали доставлять учебную информацию непосредственно на компьютер, смартфон или планшет обучающихся. Способствует этому и то, что с 2012 г. федеральные образовательные стандарты высшего образования требуют от вузов создавать собственную электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС).
Синергетический эффект от насыщения ЭВМ
На XXIII Международной научно-методической конференции «Современное образование: содержание, технологии, качество», проходившей в апреле этого года в Санкт-Петербургском электротехническом университете (ЛЭТИ), группа авторов из Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения пришла к выводу, что насыщение высшей школы в последние десятилетия средствами вычислительной техники привело к синергетическому эффекту. В целом увеличилась общая эффективность деятельности вузов в результате происходящих в них процессов интеграции, слияния отдельных частей в единую систему.
Как отмечается в их докладе, теперь все чаще используются понятия образовательного пространства как единого места, в котором осуществляются образовательные услуги, и электронной образовательной среды, через которую эти услуги предоставляются.
Такого рода синергия вполне соответствует изменениям, происходящим в обществе. За последнее время доля молодых россиян (16–29 лет), пользующихся Интернетом, по данным исследовательской компании GfK, выросла до 97%. К тому же, эта возрастная группа относится к самой активной суточной интернет-аудитории.
Современные студенты, как отмечает доцент кафедры менеджмента и маркетинга Пермского национального исследовательского политехнического университета Светлана Ахметова, всегда в режиме онлайн, ежедневно заходят в социальные сети через мобильные устройства.
По ее наблюдениям, они переключают свое внимание уже через 15–20 мин. Это происходит, как она считает, от того, что студенты ориентированы на получение учебной информации, доставляемой им непосредственно на компьютер, смартфон или планшет.
«Важным для них является возможность получать нужную информацию оперативно в любое время на любое устройство. Поэтому создание электронной образовательной среды является чрезвычайно актуальной задачей для любого вуза», — утверждает Светлана Ахметова в статье «Развитие электронной образовательной среды университета».
ЭИОС — что это такое?
В Законе об образовании, принятом в 2012 г., понятие электронной информационно-образовательной среды вводится в статье 16, в которой говорится об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях. Причем, в пункте 3, где это понятие и появляется, речь идет об образовательных программах «с применением исключительно электронного обучения» и «дистанционных образовательных технологий».
На практике же создание ЭИОС выходит за рамки исключительно электронных и дистанционных форм образования и меняет весь учебный процесс, к тому же этого требуют и образовательные стандарты высшей школы. Согласно им, уже «каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“» как на территории учебного заведения, так и вне ее«.
Образовательные стандарты конкретизируют состав ЭИОС, предписывая вузам обеспечивать студентам доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), практик. Также они обязывают вузы формировать электронное портфолио обучающегося и сохранять его работы и оценки за эти работы (электронная зачетка).
Отдельно в образовательных стандартах прописываются требования к ЭИОС с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В этом случае электронная информационно-образовательная среда должна дополнительно обеспечивать: фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы; проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети Интернет.
К условиям, которые должны быть созданы для функционирования ЭИОС, согласно закону, относятся: электронные информационные и электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, а также соответствующих технологических средств.
Термин для новой интеграции
Перечисляя требования, которым должны отвечать электронные информационно-образовательные среды вузов, закон об образовании и образовательные стандарты не дают определения ЭИОС. Нет устоявшегося определения и в академической среде, как нет в ней и единого мнения относительно состава и функций ЭИОС.
Различные исследователи в попытках дать определение обращают внимание на различные аспекты функционирования электронной информационно-образовательной среды. Одни смотрят на ЭИОС, как на «объект деятельности, связанный с целеполаганием образования в целом и содержанием педагогического процесса как производной от общего содержания образования». Другие видят в ней программную систему, обеспечивающую едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в телекоммуникационной среде вуза. Третьи рассматривают ЭИОС в качестве открытой самоорганизующейся системы.
Это далеко не полный перечень точек зрения на ЭИОС, но все исследователи едины в том, что ее использование значительно расширяет возможности взаимодействия преподавателей и студентов. Также никто не оспаривает, что термин «электронная информационно-образовательная среда» обозначает новую сущность интеграции образовательной, информационной сред и комплекса компьютерной техники.
ЭИОС как стимул к интеграции
При внедрении ЭИОС вузы, как отмечается в работе «Порталы в системе образования как основа единого информационного образовательного пространства» В. А. Касторновой и А. Ф. Касторнова, сталкиваются с тем, что «существующие информационные образовательные ресурсы характеризуются содержательной ограниченностью, бессистемностью и слабой доступностью».
Исследователи из Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения полагают, что решение этой проблемы следует начать с интеграции, в первую очередь, библиотечных ресурсов.
Они убеждены, что «для получения качественного образование по всей стране наличие единственного общедоступного научного портала eLIBRARY.ru явно недостаточно, а ограниченный доступ к текстам диссертаций и их авторефератам вообще является преступлением».
Потребность в интеграциях характерна для состояния высшей школы в целом, о чем свидетельствуют происходящие на ее различных уровнях процессы. Именно ею обусловлено созданию образовательной платформы «Открытое образование», предлагающей онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Ее создали МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ МИСиС, НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и ИТМО, учредившие ассоциацию «Национальная платформа открытого образования».
А начатый в 2011 г. профессором Стэнфордского университета Себастианом Труном процесс создания массовых онлайн курсов многие считают отправной точкой новой эпохи в образовании, развивающейся на базе электронного обучения. В России он уже привел к появлению приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», которым ставится задача «создать к 2018 г. условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн человек к концу 2025 г.»
Образование будущего
И в этом Россия вполне вписывается в современные мировые тренды. Как отмечается на сайте ЭИОС ИТМО, перспективные модели повышения доступности и качества образования на базе развития электронного обучения во всем мире приводят к созданию новых организационных форм взаимодействия университетов между собой, с бизнесом и потребителями образовательных услуг.
«Резкий рост интереса к массовым открытым онлайн-курсам привел к началу этапа формирования международных образовательных сетей и площадок открытого образования, развитию высокотехнологичных обучающих платформ, которые сочетают в себе имитацию среды профессиональной деятельности, совместную работу и оценку результатов обучения», — считает ректор ИТМО Владимир Васильев.
А директор центра дистанционного обучения ИТМО Андрей Лямин убежден, что с помощью образовательных онлайн-платформ в России станет возможным выровнять качество образования в столичных и региональных университетах.
«Благодаря онлайн-обучению любой вуз сможет сосредоточить свои средства на стратегически важных научных направлениях, а недостающие образовательные компетенции закрывать с помощью Интернет-платформ», — считает Андрей Лямин.