Что такое экологическая культура дошкольников

Развитие экологической культуры дошкольников

Что такое экологическая культура дошкольников. Смотреть фото Что такое экологическая культура дошкольников. Смотреть картинку Что такое экологическая культура дошкольников. Картинка про Что такое экологическая культура дошкольников. Фото Что такое экологическая культура дошкольников Марина Кущенкова
Развитие экологической культуры дошкольников

Развитие экологической культуры дошкольников

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, в связи с этим не случайно перед воспитателями встает задача формирования основ культуры рационального природопользования.

Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем.

Экологическое воспитание – достаточно молодое направление воспитательной работы по формированию экологической культуры, включающее знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах сохранения, интереса к природе, проблемам ее охраны, деятельности по сохранению и улучшению природной среды, навыкам культурного поведения в природе.

Ребенку необходимо с раннего возраста показывать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш окружающий мир стал еще краше и богаче.

Формируя бережное отношение к природе, мы должны исходить из того,чтобы дети поняли: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.

Поведение маленького человека в природе подчас бывает противоречивым и сложным: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и попробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное и т. д.

Надо не забывать, что такое небрежное поведение объясняется отсутствием необходимых знаний.

При усвоении детьми экологических знаний, воспитании бережного отношения к природе существенную роль играют занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения. Дети знакомятся с многообразным окружающим миром живых организмов, со средой обитания и сложными их взаимосвязями. Все это позволит пробудить интерес к живому, научиться воспринимать гармонию и красоту природы, видеть, чувствовать, слышать и охранять ее. Взрослые должны не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и учить ориентироваться в окружающей природной среде – в нашем общем доме – и обеспечивать свое безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями.

Формы и методы подачи материала занятий рекомендуются в зависимости от психологических особенностей дошкольников. Поэтому занятия должны быть довольно разнообразны по своему содержанию, форме, организации, методам проведения. При их проведении часто используются такие приемы, как инсценировка, чтение стихов, сказок, викторина и т д.

Насыщенность занимательным материалом вызывает у детей внимание, любознательность и позволяет глубже изучить окружающий мир. При выборе различных форм работы учитывается уровень подготовки и развития детей, их знания, умения и навыки.

Таким образом, экологическое воспитание и привитие экологической культуры является на сегодняшний день чрезвычайно актуальным и важным направлением воспитательного процесса.

Экологическая культура – это сложная категория, которая развивается на протяжении жизни человека, но начало берет в дошкольном детстве, под руководством взрослого.

Формирование экологической культуры дошкольников 2Слайд. «Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей, внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя».

Что такое экологическая культура дошкольников. Смотреть фото Что такое экологическая культура дошкольников. Смотреть картинку Что такое экологическая культура дошкольников. Картинка про Что такое экологическая культура дошкольников. Фото Что такое экологическая культура дошкольниковАкция по формированию экологической культуры у младших дошкольников «Каждому певцу по дворцу» «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!» Цель: Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Задачи: 1).

Что такое экологическая культура дошкольников. Смотреть фото Что такое экологическая культура дошкольников. Смотреть картинку Что такое экологическая культура дошкольников. Картинка про Что такое экологическая культура дошкольников. Фото Что такое экологическая культура дошкольниковАкция по формированию экологической культуры у младших дошкольников «Витамины на подоконнике» Цель: Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Задачи: • Познакомить с полезными свойствами зеленого лука, петрушки,.

Использование ИКТ в формировании экологической культуры у дошкольников Использование ИКТ в формировании экологической культуры у дошкольников Автор: Армянова Анастасия Владимировна Воспитатель средней.

Презентация «Формирование экологической культуры дошкольников» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №2 «Формирование экологической культуры дошкольников» ЦЕЛЬ: Обсудить с родителями проблему формирования экологической.

Что такое экологическая культура дошкольников. Смотреть фото Что такое экологическая культура дошкольников. Смотреть картинку Что такое экологическая культура дошкольников. Картинка про Что такое экологическая культура дошкольников. Фото Что такое экологическая культура дошкольников«Веселый огород». Проект по формированию экологической культуры у дошкольников Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут,.

Семинар «Формирование экологической культуры у дошкольников через реализацию экологических проектов» Все хорошее в людях из детства. Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Источник

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Часть 1

Что такое экологическая культура дошкольников. Смотреть фото Что такое экологическая культура дошкольников. Смотреть картинку Что такое экологическая культура дошкольников. Картинка про Что такое экологическая культура дошкольников. Фото Что такое экологическая культура дошкольников Елена Юдина
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Часть 1

Конкурс Природа просит доброты.Тема: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Глава 1. Условия формирования экологического сознания детей дошкольного возраста…. ….8

Глава 2. Средства формирования экологического сознания используемые в современных ДОУ.

2.1. Игра как средство экологического сознания дошкольников…. 15

2.2. Развивающая экологическая среда как средство формирования экологического сознания дошкольников…. 23

2.3. Труд детей в природе как средство формирования экологического сознания дошкольников…42

В настоящее время учёные всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озёра; в окружающей среде накапливаются не разлагающиеся отходы.

Необходимым условием экологического сознания является выработка отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности создать, охранять всё живое, бережно обращаться с объектами природы.

С принятием законов Российской федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

Н. Рыжова в проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» выделяет основные направления [15,19].

Воспитание любви и отношения к природе, понимания её самоценности. Формирование чувства эмоциональной близости с природой, умения видеть её красоту.

Формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе (прежде всего ближайшего окружения).

Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения.

Формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни.

Воспитание осознанно бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира.

Формирование основ экологической культуры.

Приобщение к общественно полезному труду, помощи другим членам семьи, уходу за домашними животными и растениями.

Формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.

Привлечение к участию в посильных действиях по сохранению и улучшению её состояния.

Поэтому перед педагогами ставится ещё одна задача определить, какие способы и средства наиболее эффективны при формировании экологического сознания дошкольников.

В процессе обучения и воспитания детей используются многообразные средства, они позволяют лучше усвоить знания, формируют опыт познавательной и практической деятельности. Выбор средств формирования экологического сознания дошкольников зависит от игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, от их познавательно-психических возможностей, от анатомо-физиологического развития.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Экологические игры стимулируют высокий уровень интереса и мотивации, закрепляют представления о растительном и животном мире, приучают любить и беречь природу.

Поэтому игра является предметом изучения в формировании личности дошкольника. Экологические игры стимулируют высокий уровень интереса и мотивации, закрепляют представления о растительном и животном мире, приучают любить и беречь природу. Игра всегда несёт дух непринуждённости и раскованности, благодаря чему большое количество детей вовлекается в процесс экологического образования. Поэтому игра нами будет рассмотрена как средство формирования экологического сознания дошкольников.

Ещё одним важным видом деятельности детей дошкольного возраста, который может повлиять на экологическое сознание является труд в природе. Среди видов труда, к которым приучают в детском саду, большое значение имеет выращивание растений и уход за ними; уход за животными, сбор и использование природного материала. Поэтому труд в природе мы тоже будем рассматривать как средство формирования экологического сознания дошкольников.

Особый интерес детей дошкольного возраста вызывает продуктивная деятельность, так как у детей появляются положительные эмоции от результатов собственного ручного труда. Если организовать конструирование из природного материала, или моделирование с экологической тематикой, то у ребёнка будут закрепляться, уточняться знания об объектах природы, а это важно для формирования экологического сознания.

На этом основании в данной работе мы выделим объект и предмет исследования.

• игровые обучающие ситуации как средство формирования экологического сознания дошкольников;

• труд в природе, как средство формирования экологического сознания дошкольников;

• продуктивная деятельность как средство формирования экологического сознания дошкольников;

• окружающая среда как средство формирования экологического сознания дошкольников.

Цель работы: показать возможности различных средств используемых в дошкольном образовательном учреждении при формировании экологического сознания дошкольников.

1. Рассмотреть в эколого-педагогической литературе понятие «Экологическое сознание«.

2. Выявить развитие экологического сознания дошкольников на каждом возрастном этапе.

3. Рассмотреть роль игры, труда в природе, продуктивной деятельности, окружающей среды в формировании экологического сознания дошкольников.

4. Изучить особенности применения средств с экологической тематикой в разных возрастных группах.

ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Для развития экологического сознания детей дошкольного возраста необходимо соблюдать ряд педагогических условий.

А. И. Иванова в программе экологического образования дошкольников «Живая экология» выделяет следующие педагогические условия [2-12,13].

Условие 1. Формирование экологического сознания дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий.Суть теории развития понятий заключается в следующем: при усвоении экологических понятий их нельзя сообщать, как это обычно делается при усвоении отдельных фактов. Их надо именно формировать, т. е. подходить с разных сторон, вовлекать детей в активный познавательный процесс, возвращаться к одному и тому же понятию многократно и каждый раз его рассматривать под разными углами зрения. Педагог должен держать в памяти все экологические понятия и ежедневно малыми дозами наращивать их в самых разных видах деятельности. Работу по формированию экологических понятий необходимо начинать с первого года жизни. Эти знания будут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребёнок переходит из одной группы в другую.

Условие 2. Специфика ознакомления дошкольников с природой и их экологического воспитания заключается в том, что благодаря присущему детям наглядно-образному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме в виде готовых обобщений. В основе процесса познания законов природы должны лежать многочисленные наблюдения и эксперименты, которые позволяют детям, используя преимущество наглядно-образного мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, об его ответственности за всё живое на Земле.

Условие 3. Занятие в детском саду не может копировать по форме и структуре школьный урок. С детьми следует практиковать решение логических и экологических задач, проводить природоведческие праздники и конкурсы, работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а так же использовать иные формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям ребёнка и способствуют развитию его познавательных способностей.

Условие 4. В связи с тем, что объём знаний по природоведению и экологии велик, то экологическое сознание не может быть сформировано лишь на занятиях. На занятия выносятся узловые вопросы; основная же масса сведений сообщается детям в форме обычного, нерегламентированного знающего взрослого с интересующимся малышом, как это делают родители в обыденной жизни.

Условие 5. Экологическое воспитание должно вестись исподволь, легко и не заметно, не навязчиво — но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью.

Условие 6. Занятия детям должны даваться малыми дозами.

Условие 7. Большую роль в формировании экологического сознания и общей направленности Личности играет её практическая деятельность в Природе. К ним мы отнесём воспитательный процесс и процесс формирования познавательной деятельности.

Согласно программе А. И. Ивановой данные условия направлены на формирование экологических понятий дошкольников, которые определяют степень сформированности экологического сознания ребёнка.

Задачу по формированию экологического сознания можно считать выполненной, если в конце пребывания в детском саду они овладеют общими понятиями.

1. Каждый живой организм нуждается для своего существования в одновременном присутствии многих условий (в комплексе условий).

2. Нарушение хотя бы одного из них приводит к ухудшению состояния, а зачастую к гибели животных и растений.

3. У разных организмов потребность в условиях разная. По внешнему виду организма можно примерно определить, в каких условиях он нуждается; ориентиром могут служить отдельные признаки.

4. По внешнему виду и поведению знакомых объектов можно примерно определить, какое условие жизни нарушено, чего им не хватает.

5. Если человек берёт под опеку животное или растение, он несёт за него ответственность; поэтому в начале нужно узнать в каких условиях оно нуждается, а затем создать эти условия, глубоко изучив особенности данного организма по литературе и спросив у знающих людей.

6. В природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов. Таковыми они являются только по отношению к человеку. Поэтому каждый организм, каким бы вредным он ни был для нас, имеет право на существование.

7. Человек единственное существо на Земле, который обладает хорошо развитым Разумом. Благодаря разуму он является самым сильным существом, поэтому оказывает более значительное влияние на Природу, чем животные и растения. Следовательно, он несёт ответственность за создание благоприятных условий жизни не только для домашних, но и для свободно живущих организмов.

8. Последствия поступков Человека отражаются не только на ближайшем окружении, но сказываются и в масштабах Макрокосма.

Самосознание формируется в результате общения. Анализ материалов общения детей со взрослыми и сверстниками в первые семь лет жизни, свидетельствует, что в результате коммуникативной деятельности у ребёнка формируется отношение к себе, к другим людям, и поступкам.

Вступая в дошкольный возраст, ребёнок осознаёт только сам факт, что он существует, по-настоящему ничего не зная о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребёнок не учитывает своих реальных возможностей. При общении со сверстниками младшие дошкольники обнаруживают слабую заинтересованность в их личности и деятельности самих по себе, предпочитают демонстрировать свои успехи, оценка сверстников задевает их слабо.

В среднем дошкольном возрасте появляется потребность в теоретическом познании предметной деятельности. У детей появляется обострённое отношение к своим успехам, яркая аффективная окраска отличает поведение среднего дошкольника в любой ситуации, где выявляются его достижения.

Старших дошкольников больше всего волнуют вопросы личностных взаимоотношений. Собственные личностные качества выдвигаются на первый план в представлении детей о себе, а суждение о них и всех других способностях приобретает у детей наибольшую за всё предшествующее время точность и чёткость [5].

В процессе общения у ребёнка формируется познавательная активность. Особенности отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Ещё в 20-30-х годах 20-го века Жан Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который приводит к тому, что ребёнок чётко не дифференцирует своё «Я» и окружающий мир; субъективное и объективное; переносит на реальные связи между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Своеобразные представления дошкольника о мире являются следствием поверхностных обобщений, которые делает ребёнок в процессе взаимодействия со своим

окружением; неправомерность этих обобщений обусловлена ограниченностью его практики [12].

Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в отношении к природе. Поскольку в жизненном опыте ребёнка причинно-следственные связи между ним и окружающими его людьми предшествуют всем остальным, то совершенно естественным для него является объяснение любых, причинно-следственных отношений в окружающей его природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми.

Свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира с неизбежностью приводит не только к тому, что он, в сущности, считает различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, иметь свои цели и желания, но и неразличимости границы между «человеческим» и «нечеловеческим». Поскольку всё природное включается дошкольником в сферу «человеческого», то у него формируется «субъективная установка» по отношению к природным объектам, он и относится к ним как субъектам.

Экспериментально было установлено, что характер взаимодействия дошкольников с природными объектами самое существенное влияние оказывается степенью сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем более спокойно ребёнок ведёт себя при контакте с природным объектом, больше проявляет познавательный интерес к нему, ориентируется при взаимодействии на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его действий взрослыми. Иными словами, степень сформированности представлений о живом, т. е. уровень развития познавательной сферы, определяет у дошкольников и характер взаимодействия с природными объектами, и отношение к ним.

В дошкольном возрасте идёт активное развитие познавательной сферы. Поэтому для развития экологического сознания очень важно организовать условия, в которых ребёнок будет постоянно делать для себя открытия.

В дошкольном возрасте идёт активное формирование экологического сознания, уровень которого будет зависеть от педагогических условий, созданных в дошкольном учреждении. Данные условия должны нести экологическую направленность.

Эти особенности формирования экологического сознания необходимо учитывать при работе с детьми, по ознакомлению с природой.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Формирование основ экологической культуры у дошкольников. Тема: «Формирование основ экологической культуры» Все мы дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить,.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста (Из опыта работы) Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Из опыта работы Подготовила: Оробей Любовь Михайловна.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы Никифорова С. Н. Актуальность.

Обобщение опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (Продолжение) Результативность опыта Анализируя результаты опыта работы, я пришла к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому.

Опыт работы «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями» Тема опыта: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями» Раздел.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Мы любим все красивое, ведь «Красота.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *