Что такое экономическая деятельность предприятия
Что такое экономическая деятельность предприятия
1. Основные определения и понятия
Экономическая деятельность имеет место тогда, когда для производства конкретных товаров и услуг происходит объединение таких ресурсов, как материальные средства, труд, технологии производства или промежуточные товары. Таким образом, для экономической деятельности характерно задействование ресурсов, производственный процесс и выпуск продукции (товаров или услуг).
Различают: основные, второстепенные (вторичные) и вспомогательные виды экономической деятельности.
Основным видом экономической деятельности является тот вид экономической деятельности, который создает наибольшую часть валовой добавленной стоимости. Необязательно, чтобы основной вид экономической деятельности составлял 50% или более валовой добавленной стоимости.
Второстепенным (вторичным) видом экономической деятельности является любая другая (не определенная как основная) деятельность по производству товаров и услуг. Добавленная стоимость, создаваемая второстепенным видом деятельности, должна быть меньше, чем создаваемая основным видом деятельности.
Продукция основных и второстепенных видов деятельности, как правило, предназначена для сбыта на рынке для третьих сторон.
Вспомогательным видом экономической деятельности является деятельность, которая выполняется в рамках организации с целью обеспечения или облегчения производства этой организацией товаров и услуг, предназначенных для продажи на сторону. Сама продукция этих вспомогательных видов экономической деятельности не поставляется третьим сторонам. Большинство вспомогательных видов экономической деятельности производят услуги (деятельность администрации, бухгалтерии, обработка данных, сбыт, маркетинг, складское хранение, транспортирование, услуги по уборке и охране и т.д.).
Вспомогательные виды экономической деятельности не учитываются при определении основного вида экономической деятельности, но при разработке статистических данных сведения по ним, как правило, включаются в данные по основному виду экономической деятельности организации.
Этой деятельностью занято один или более человек постоянно или достаточно длительное время. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Все подразделения предприятия, расположенные на одной территории (по одному почтовому адресу) относятся к одному обособленному подразделению; части предприятия, расположенные на разных территориях, отражаются как разные обособленные подразделения.
Части предприятия, расположенные по разным почтовым адресам на небольшом расстоянии друг от друга (например, в границах одного муниципального района или городского округа), могут отражаться как одно обособленное подразделение, если их деятельность технологически тесно связана друг с другом (например, отдельные участки одного и того же производства). Торговые объекты юридического лица (магазины, палатки, киоски и пр.), расположенные в границах одного муниципального района, городского округа, одной внутригородской территории городов федерального значения, могут отражаться как одно обособленное подразделение. Части предприятия, расположенные на территории разных муниципальных районов и городских округов, считаются разными обособленными подразделениями.
Определение приведено в целях настоящих Методических указаний.
Экономическая деятельность предприятия: описание, сущность, цели и задачи
Развитие и становление финансовых рыночных отношений способствовали появлению разнообразных форм финансово-хозяйственной деятельности. Главными достоинствами малого и среднего бизнеса является оперативность, возможность в сжатые сроки адаптироваться к новым условиям рынка. Крупные предприятия и компании имеют свои плюсы: стабильность и возможность развиваться в ином направлении, охватывая при этом новые области рынка. Объединяет их наиболее привлекательная для всех экономическая деятельность – торговля.
В России интерес к предпринимательской деятельности в последнее время явно возрос. Что ожидает человека, который пришёл воплощать свои идеи в бизнесе? По статистике, всего лишь 5% российских предпринимателей, которые изначально имели плодотворную идею, получили шанс вырасти и стать на ноги. В то же время 33-45% соискателей благополучия даже не вернут деньги, потраченные ими на первичную регистрацию предприятия. Оставшиеся 55-60% ведут тяжёлую борьбу за выживание. И неизвестно, будет ли считаться везением то обстоятельство, что они сразу не были поглощены бурной стихией рынка. Откроем секрет: правильно построенная организация экономической деятельности даёт шанс на благополучное развитие предприятия и достижение желаемого результата.
Описание и структура экономической деятельности
Для начала давайте разберёмся, что такое экономическая деятельность. Это совокупность определённых действий в различных областях хозяйствования, направленных на удовлетворение потребностей посредством обмена или производства благами. Финансово-экономическая деятельность активно развивается тогда, когда ставит перед собой цель, имеет следствие в виде производства или обмена товарами, услугами, которые признаются полезными или редкими. Такая деятельность состоит из производства, распределения и потребления.
Эти понятия неразрывно связаны с людьми и их потребностями. Результат производства – появление продуктов, предназначенных для личного и производственного потребления. Это могут быть инвестиционные товары, которые возвращаются в производство для дальнейшего их использования, или потребительские вещи – одежда, услуги, продукты питания, жильё.
Экономическая деятельность имеет три направления:
Виды деятельности
Существуют следующие виды предпринимательской (экономической) деятельности:
Каждой из них присущи риски, которые порождаются факторами окружения:
Сущность экономической деятельности
Для того чтобы ответить на вопрос, какова сущность того или иного предприятия, необходимо определить, какую цель ставят собственники или учредители, создавая его. Если цель – получение прибыли, такая экономическая деятельность предприятия является коммерческой. Организации, которые не преследуют цели получения прибыли или распределения её между собой, являются некоммерческими.
Для определения сущности хозяйственной деятельности также важно разделение ответственности собственника по обязательствам. Бывают:
Целевая установка фирмы
Предприниматель создаёт предприятие, которое занимает определённый сектор рыночной экономики. Такая компания представляет собой самостоятельную хозяйственную единицу некой формы собственности, которая объединяет экономические ресурсы для того, чтобы осуществлять коммерческую деятельность – производство товаров, оказание услуг третьим лицам. Это должно приносить финансовую выгоду – прибыль, которая и является целью сферы экономической деятельности.
До этапа создания предприятия цели должны быть уже сформулированы, определены способы и стадии их достижения. Существуют общие и специфические цели. К общим относится: оптимальная рентабельность и обеспечение устойчивого положения предприятия на рынке. Специфическими целями являются: рентабельность каждого из подразделений компании, поэтапное увеличение уровня продаж, внедрение новых продуктов и оптимизация отечественного продукта к иностранным требованиям для выхода на внешний рынок и так далее.
Получение дохода – основная цель экономической деятельности
Главная цель для любого предприятия – извлечь максимально возможную прибыль.
Для этого оно и существует: занимается производством или продажей продукции, минимизирует издержки. Ошибочно полагать, что денежный эквивалент, полученный от реализации товара или каких-либо благ, является прибылью. Это валовой доход, выручка совокупная. Прибыль – это разница между совокупной выручкой и затратами на производство продукции или издержками.
Этапы формирования прибыли
Во-первых, она формируется при определении новой стоимости. Другими словами, в работу вкладываются средства, создаётся какой-то продукт, на который затрачено два ведущих фактора производства – капитал и труд. Возникает новая стоимость созданных благ – добавленная. Во-вторых, прибыль формируется и при реализации благ или товара. Без достижения этого этапа прибыль будет потенциальная, доход возможный, так как он ещё не реализован, поскольку блага не проданы и за них не получены денежные средства.
Задачи для достижения эффективного результата
Для достижения целей нужно провести анализ экономической деятельности сходных субъектов хозяйствования и определить следующие задачи:
Кроме того, бизнесмен обязан знать, как эффективно организовывать работу и производственный процесс, в каком размере оплачивать труд работников и персонала, чтобы производительность была оптимальна, за какую цену предлагать к продаже товары.
Конечно, этот перечень неполный и может быть расширен с учётом специфики производства или деятельности предприятия.
Показатель, характеризующий успешность деятельности предприятия
Для определения успеха необходимо проанализировать два основных взаимосвязанных понятия:
По отдельности они не дают полной и объективной оценки деятельности предприятия.
Для развития компании в условиях жёсткой конкуренции руководитель должен понимать, что каждая экономическая деятельность имеет индивидуальные показатели, которые зачастую нигде больше не применяются. К примеру, в сахарной промышленности большое значение имеет уменьшение издержек производства за счёт использования вторсырья или применения наиболее глубинной степени его переработки. Не существует универсального показателя экономической эффективности, который бы охватывал все сферы деятельности.
Экономическая деятельность предприятия и оценка ее эффективности
Из этой статьи вы узнаете:
В результате возникновения и развития института товарно-денежных отношений появились разнообразные формы предпринимательской деятельности. Основные достоинства таких видов предпринимательства, как малый и средний бизнес, – возможность оперативно приспособиться к постоянно меняющейся ситуации в отрасли. Преимущества крупного бизнеса – стабильность, возможность диверсификации и освоения новых рынков сбыта. В данной статье рассмотрим понятие «экономическая деятельность предприятия», которая актуальна для любой организации, занимающейся торговлей.
Выбор формы экономической деятельности предприятия и ОКВЭД
Экономическая деятельность – это совокупность действий, направленных на получение материальных благ или услуг. Для достижения результата необходимо обладать ресурсами: техническими, сырьевыми, трудовыми, финансовыми и т. д.
Другое определение экономической деятельности гласит, что под данным термином следует понимать любые действия человека (предприятия), которые приводят к производству продукции, выполнению работ или оказанию услуг, в том числе к последующему взаимообмену ими.
Можно сказать, что любое предпринимательство начинается с того, что субъект (любой организационно-правовой формы) решает, каким видом коммерческой деятельности он будет заниматься. Это решение является основополагающим, поскольку в дальнейшем повлияет на то, с какими сложностями и особенностями (государственными, финансовыми, техническими) начинающему предпринимателю придется столкнуться.
Следует сделать акцент на том, что выбранный вид экономической деятельности предприятия определяется согласно ОКВЭД – общероссийскому классификатору, списку, в котором представлен каждый вид хозяйственной деятельности. Коды, которые соответствуют выбранным направлениям, фигурируют в различных документах, разрешительных или локально-нормативных. Так, устав ООО должен содержать весь перечень кодов по ОКВЭД, в соответствии с которыми производится/реализуется продукция (работы, услуги).
Вся совокупность видов экономической деятельности предприятия подразделяется на основные и вспомогательные.
Основным видом является то направление работы, в котором по результатам прошлого отчетного периода:
Вспомогательными являются все прочие виды экономической деятельности.
Как правило, вне зависимости от кода ОКВЭД любое производство нацелено на изготовление товаров не для собственного пользования, а для последующего сбыта. Однако именно работы по основному виду деятельности облагаются взносами по обязательному соцстрахованию работников предприятия. Величина тарифной ставки напрямую зависит от степени производственного травматизма.
Согласно действующим нормативно-правовым актам, каждое юридическое лицо, выступающее в качестве работодателя, обязано ежегодно предоставлять в Фонд социального страхования РФ данные об основном коде ОКВЭД. Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действует упрощенный режим: ИП предоставляет информацию в ФСС только в случае смены основного кода ОКВЭД.
Если работодатель не предоставляет данные в Фонд соцстрахования, то начисление взносов происходит по тому виду ОКВЭД, который облагается наиболее высокой тарифной ставкой.
Все виды экономической деятельности выбираются строго по кодам ОКВЭД. По состоянию на 2018 год актуальной является версия ОКВЭД-2 (029-2014), утвержденная приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст. Все предыдущие редакции утратили силу еще на 01.01.2017.
Структура разделов ОКВЭД-2 (029-2014). Перечень разбит на 21 (А–U) раздел, которые в свою очередь делятся на 88 классов. Разделы и классы обозначатся разными символами – латинскими буквами и арабскими цифрами соответственно. Однако при формировании кода экономической деятельности предприятия по ОКВЭД используются лишь цифровые обозначения:
В качестве примера рассмотрим раздел С – «Обрабатывающие производства»:
Все юридические лица и ИП при регистрации в ФНС указывают коды своей экономической деятельности в заявлении. При подаче юридическим лицом заявления в ФНС такая подробная расшифровка (вплоть до вида) не требуется, достаточно указать класс, подкласс и группу по коду ОКВЭД. Иными словами, достаточно указать первые 4 цифры, поскольку в них уже автоматически попадают подгруппа и вид.
Перед подачей документов на регистрацию заявителю необходимо определиться, в какие разделы классификатора попадают те виды предпринимательской деятельности, которыми занимается компания. Если субъект предоставляет услуги разного характера, то в его заявлении будут указаны коды из совершенно разных разделов. Например, кадровое агентство может иметь следующие коды ОКВЭД:
Очевидно, что первый код будет определять основной вид деятельности. К второстепенным также можно отнести следующие виды: продажа газет и журналов, конъюнктурный анализ рынка, организация дополнительного профессионального образования, услуги в области гражданского права, создание и использование информационных баз данных (коды 46.49.32, 73.20.1, 85.42, 69.10, 63.11.1 соответственно).
Решение об основном виде экономической деятельности предприятия имеет большое значение для дальнейшего функционирования компании. Во-первых, как было сказано ранее, это повлияет на размер страховых взносов. Во-вторых, именно от выбранного кода ОКВЭД предпринимателю придется отталкиваться при выборе системы расчета и уплаты налоговых платежей.
Рекомендуемые статьи по данной теме:
На сегодняшний день существует один основной (ОСНО) и 5 специальных налоговых режимов: УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН, СРП.
Все они имеют ограничения по виду экономической деятельности. Например, так называемой в повседневности «упрощенкой» нельзя пользоваться банкам, ломбардам, нотариусам, организациям игорного бизнеса и т. д., «вмененкой» – заведениям общепита на территории медицинского или социального учреждения. Патентная же система и вовсе распространяется только на индивидуальных предпринимателей, а ЕСХН – на предприятия сельскохозяйственной отрасли.
Единственный налоговый режим, который можно выбрать при любом виде экономической деятельности без каких-либо ограничений – это основной, в рамках его действуют самые высокие ставки: 20 % – для юридических лиц, 13 % – для ИП.
Поскольку законодатель не устанавливает каких-либо ограничений при выборе кода по ОКВЭД, то владелец бизнеса может заявлять их самостоятельно, по собственному усмотрению. Поэтому указание кодов, по которым не ведется деятельность, не повлечет за собой каких-либо последствий.
С другой стороны, действующее административное законодательство установило, что штраф за ведение экономической деятельности без указания соответствующего кода ОКВЭД составляет 5 тысяч рублей. Иными словами, если сведения не были предоставлены своевременно или вовсе, то компании грозят санкции. Поэтому о любых изменениях стоит уведомлять налоговую службу в течение 3 дней с момента ведения нового коммерческого направления.
Цель экономической деятельности предприятия
Любой предприниматель, решивший заняться бизнесом, в первую очередь нацелен на извлечение выгоды. Иными словами, его деятельность должна быть прибыльной, а доход – максимально возможным. Продавая изготовленные товары, оказывая услуги или выполняя работы, владелец компании не только достигает собственных ожиданий, но и удовлетворяет социальные и экономические потребности своих работников.
Получение прибыли является главной внутренней целью любого хозяйствующего субъекта. Именно за счет полученных от реализации товаров/работ/услуг средств компания может полноценно функционировать. Что касается более глобальной внешней цели, то существование любого предприятия необходимо в первую очередь для того, чтобы удовлетворять спрос потребителей.
Каждая компания руководствуется собственными целями, можно назвать лишь некоторые, наиболее распространенные:
Экономическая деятельность любого предприятия нацелена на достижение некоего результата. Поскольку на работу любой компании влияют множество факторов, внешних и внутренних, то необходим детальный анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. Именно благодаря бизнес-планированию можно определять пути развития, оценивать потребности в ресурсах, принимать тактические и стратегические решения, оценивать результаты текущей экономической деятельности и т. д.
Факторы экономической деятельности предприятия, определяющие ее эффективность
Любое предприятие, чтобы удерживать прочные позиции на рынке, должно быть конкурентоспособным. Для решения этой задачи необходимо искать способы, которые позволят компании вести более эффективную экономическую деятельность. Тщательный анализ позволяет принимать верные управленческие решения и выполнять поставленные задачи, что в итоге приведет к намеченной цели.
Под эффективностью следует понимать соотношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами. О том, насколько эффективную экономическую деятельность ведет компания, можно судить по объему использованного сырья, рабочей силы, денежных средств, времени и т. д. Соответствие этих затрат объему производства продукции, которая пользуется спросом у населения, и является показателем эффективности. Только постоянно анализируя производительность своего бизнеса, владелец сможет улучшить экономические показатели деятельности предприятия, в частности снизить себестоимость продукции, увеличить объем реализации, повысить прибыль и т. д.
Факторы, оказывающие влияние на деятельность компании, можно разделить на позитивные и негативные. Первые положительно сказываются на состоянии бизнеса, то есть способствуют росту, расширению и т. д., вторые – отрицательно. Они же в свою очередь делятся на объективно и субъективно обусловленные факторы.
Факторы, влияющие на эффективность деятельности предприятия, можно представить в виде таблицы:
Имея подобный классификатор факторов, можно принимать различные управленческие решения. Например, увеличивать производительность труда работников, корректировать бюджет предприятия, искать пути повышения эффективности и т. д.
Еще одной важной формой классификации совокупности факторов является их деление на внутренние и внешние.
Очевидно, что собственник бизнеса может оказать влияние лишь на внутренние факторы, то есть на те, которые непосредственно связаны с операционным управлением, внешние же факторы контролю и изменению с его стороны неподвластны.
Каждый из четырех внешних факторов следует рассмотреть отдельно:
1. Политика и законодательство.
Различные поправки в нормативно-правовых актах и изменения курса внешней и внутренней политики могут и создавать благоприятные условия для развития компании, и угрожать ее стабильности.
К ним можно отнести такие события, как:
2. Экономика.
Быть прибыльной и конкурентоспособной компания может только при стабильной макроэкономической ситуации в стране. Так, экономические показатели деятельности предприятия будут оставаться высокими лишь в том случае, если в государстве сохраняются благоприятные условия для ведения бизнеса. Если же экономика нестабильна, то спрос населения на продукцию может упасть, что негативно скажется на финансовом состоянии организации. На деятельность любой компании влияют такие факторы, как ВВП и его темп роста, ВНП, объемы промышленного производства, уровень инфляции и безработицы, ставка рефинансирования, курсы евро и доллара, размер государственного долга и золотовалютных резервов и т. д.
3. Социальная среда.
Уровень образования и культуры населения формируют у среднестатистического человека приемлемый стиль и образ жизни, ценности, потребности, интересы, что в итоге сказывается на том, пользуются ли товары/услуги, выпускаемые компанией, спросом или нет. Тип мышления потребителей формирует и появление технологических новинок. Современные гаджеты, технологии и сервисы способствуют тому, чтобы предприятия учитывали тренды в своем стратегическом планировании.
4. Технологический прорыв.
Автоматизация и роботизация могут и открывать новые перспективы, и угрожать экономической деятельности предприятия. Современная техника и оборудование, используемые в производственном процессе, дают любой организации больше возможностей. Однако топ-менеджменту нужно всесторонне оценить целесообразность их использования и воздействие на политику компании.
На эффективность бизнес-процессов влияет и тот фактор, насколько платежеспособным на данный момент является население. Важно, чтобы потребители не только демонстрировали спрос на товары/услуги, но и были готовы их приобрести, иными словами, имели соответствующий уровень дохода. Платежеспособность покупателей формирует уровень цен на выпускаемую компанией продукцию.
Несомненно, макроэкономические факторы оказывают большое влияние на финансово-экономическое состояние предприятия. От того, в какой фазе экономического цикла находится страна, зависит стабильность бизнеса. Упадок в экономике приводит к тому, что товаров производится больше, нежели потребляется, в результате чего снижаются объемы реализации, сокращаются запасы. Компания, чья продукция не пользуется спросом, испытывает трудности, поскольку ее деятельность становится менее прибыльной. Уровень доходов резко падает, в итоге предприятие становится неликвидным. Не секрет, что именно в моменты экономических кризисов множество предпринимателей становятся банкротами.
Состояние компании зависит не только от того, какие именно внешние и внутренние факторы оказывают влияние и в каком соотношении, но и от того, на какой стадии экономического развития находится предприятие. Только компетентное руководство способно оценивать ситуацию и принимать управленческие решения, соответствующие актуальному производственному циклу.
На то, прибыльным или убыточным будет предприятие, влияет и его специализация – то, какие товары оно производит или какие услуги предоставляет. Эта специфика компании оказывает влияние и на технологию производства, объем производственных расходов, план выпуска и реализации, особенности управления и т. д.
Финансовая и экономическая стабильность компании тесно связана и с тем, какой стратегии придерживается ее руководство. Процесс и технология производства товаров неотделимы от управления имеющимися активами. Предприятие будет стабильным, прибыльным и конкурентоспособным только в том случае, если собственник бизнеса рационально использует и распределяет материальные и нематериальные средства, понимает, какие в организации имеются объемы запасов и готовой продукции, какова дебиторская задолженность, какой размер финансовых вложений требуется и пр.
Немаловажное влияние на экономическое состояние компании оказывает и рабочая сила. Трудовые ресурсы на предприятии должны использоваться и распределяться равномерно.
Чтобы оценить стабильность организации с этой точки зрения, следует учесть следующие факторы:
Чтобы производственный процесс был бесперебойным, штат должен быть полностью укомплектован. Стабильная компания не только не испытывает недостатка в кадрах соответствующего уровня подготовки (профильное образование, опыт, стаж и т. д.), но и проводит обучение персонала, повышает квалификацию ведущих специалистов.
На общую эффективность предприятия может повлиять и то, разработана ли в нем система премирования и мотивирования сотрудников. Очевидно, для того, чтобы повысить уровень производительности труда, необходимо использовать мотивацию и материального (премии, надбавки) и нематериального характера (поощрения и т. д.).
Оснащенность предприятия материально-техническими ресурсами (машины и оборудование, технологии и т. д.) также сказывается на его общем экономическом благосостоянии. Научно-техническая сфера жизни не стоит на месте, поэтому компания должна иметь соответствующую базу и правильно ее использовать. О том, насколько фирма обеспечена производственными фондами, можно судить по таким показателям, как основные и оборотные средства, их структура, рыночная стоимость, эффективность использования, амортизационные отчисления, проектная мощность и пр.
Все перечисленные факторы должны быть учтены при стратегическом бизнес-планировании, отражены в плане производства и реализации, поскольку в дальнейшем от них будет зависеть, насколько прибыльной и конкурентоспособной будет компания.
Экономический анализ деятельности предприятия и его основные этапы
Экономический анализ является одним из наиболее показательных методов изучения эффективности хозяйственной деятельности. На основе полученных результатов и выводов принимаются управленческие решения.
Благодаря тщательному экономическому анализу деятельности предприятия управленец (или основатель бизнеса) может разработать стратегию, план тактических действий, утвердить график производства и реализации, что в дальнейшем позволит оценить, насколько эффективными были проведенные мероприятия в части маркетинга и рекламы, удалось ли достичь плановых показателей, насколько рациональными были принятые решения и т. д. Иными словами, анализ позволяет оценить состояние компании с точки зрения финансов.
Используя различные инструменты, топ-менеджер определяет, какие внешние и внутренние факторы оказывают наибольшее влияние на организацию. При этом анализируется не только экономическая деятельность всей компании в целом, но и участие каждого отдела. Компетентный управленец должен не только знать и правильно оценивать текущую рыночную ситуацию и тренды, но и понимать, как те или иные процессы влияют на общую картину, видеть закономерности.
На сегодняшний день разработаны различные методики, позволяющие оценить финансово-экономическую деятельность предприятия.
Алгоритм аналитики финансового состояния можно разделить на два этапа – предварительный (экспресс) и детализированный. Цель первого – оценить общее экономическое состояние компании, платежеспособность, кредитоспособность, рентабельность, найти источники для улучшения ситуации и устранить недостатки. Анализ проводится в 3 этапа:
На начальном этапе руководству необходимо принять решение о необходимости аналитики деятельности, а также убедиться в том, что в наличии имеется вся необходимая документация. На данном этапе проверяется правильность заполнения всех балансов и отчетов, сверяются контрольные цифры. Возможно аудиторское заключение.
Следующий этап заключается в изучении основного бухгалтерского документа – баланса, на основе которого можно проанализировать состояние финансов компании в текущем периоде, выявить динамику основных показателей хозяйственной деятельности в перспективе.
Оценивается имущественное состояние и структура баланса предприятия, на основе полученных показателей определяется текущая экономическая ситуация, выявляются проблемы, требующие решения. На базе всех проведенных расчетов руководство видит картину реального хозяйственного состояния компании на изучаемый период.
Детализированный анализ позволяет дать более подробную и всестороннюю оценку текущей хозяйственной деятельности, инвестиционной привлекательности, деловой активности и т. д. Иными словами, в сравнении с предварительным анализом детализированный является более углубленным. В зависимости от того, с какой целью оценивается компания, показатели, подлежащие анализу финансового состояния фирмы, меняются. Поэтому решение о том, какие именно данные будут анализироваться, принимает управленец или собственник бизнеса.
Существует стандартный алгоритм детализированного анализа экономической деятельности предприятия:
1. Начальный этап, на котором проводится оценка текущего положения компании (имущество, финансы):
2. На данном этапе оцениваются и анализируются показатели экономического потенциала компании:
3. На заключительном этапе делаются выводы:
Детализированный анализ предполагает изучение динамики основных экономических показателей деятельности предприятия, к которым относится чистая прибыль и рентабельность. Анализ доходности предприятия определяется с помощью рентабельности и величины прибыли (доходов). Первый показатель является относительным, второй – абсолютным. Уровень рентабельности в процентном соотношении рассчитывается путем деления показателя прибыли от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на показатель себестоимости.
Результаты аналитической работы позволяют внести изменения в существующий стратегический бизнес-план или на их основе составить новый. Экономический анализ позволяет собственнику принимать решения, благодаря которым компания останется платежеспособной, прибыльной, способной конкурировать на рынке.
Расчет экономических показателей деятельности предприятия
Экономический эффект
Экономический эффект является абсолютным показателем, который демонстрирует, насколько экономически обоснованной и эффективной была деятельность производственного предприятия. Иными словами, это результат, который был достигнут путем проведения каких-либо мероприятий (затрат), то есть прибыль, полученная компанией.
Прибыль от реализации продукции (Пр) – это доходы, полученные от реализации товаров, за вычетом расходов, связанных с их изготовлением и продажей, платежей по НДС и акцизов.
где Пр – прибыль от реализации продукции,
Вр – полученная выручка от реализации продукции,
Зпр – затраты на производство.
Прибыль от прочей реализации (Ппр) – это доходы, полученные от реализации активов (например, оборудования, инвентаря, зданий, ценных бумаг и пр.), за вычетом расходов, связанных с реализацией.
где Ппр – прибыль от прочей реализации,
Впр – полученная выручка от реализации,
Зр – затраты на реализацию.
Прибыль от внереализационных операций (Пвн) – это доходы, полученные от внереализационных операций, за вычетом расходов по внереализационным операциям. К ним относятся виды экономической деятельности, которые не связаны с производством и продажей изготавливаемых товаров.
Внереализационные доходы: прибыль прошлых лет, положительное сальдо по операциям в иностранной валюте, прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств, проценты по вкладам и займам, активы, полученные в дар и т. д.
Внереализационные расходы: штрафы, пени, компенсации, затраты на корпоративные и представительские нужды, расходы на аренду и лизинг, проценты по кредитам, ссудам, убытки от списания дебиторской задолженности и т. д.
где Пвн – прибыль от внереализационных операций,
Двн – внереализационные доходы,
Рвн – внереализационные расходы.
Балансовая прибыль (Пб) – сумма прибыли от реализации продукции, прибыли от прочей реализации и внереализационных доходов.
Чистая прибыль (Пч) – балансовая прибыль предприятия, оставшаяся после уплаты налоговых и иных платежей, поступающих в государственный бюджет.
Нераспределенная прибыль (Пнр) – сумма чистой прибыли за вычетом начислений по дивидендам, прочим выплатам учредителям.
Пнр = Пч − ДВ − проц.
Из чистой нераспределенной прибыли предприятие формирует целевые фонды – резерва, накопления, потребления.
В некоторых компаниях должен быть сформирован резервный капитал, то есть некий денежный запас, который при ликвидации предприятия пойдет на то, чтобы выплатить кредиторскую задолженность. Законодательство предусматривает обязательный характер образования фонда для таких организационно-правовых форм, как акционерные общества, кооперативы. Иные учреждения могут формировать резервы по собственному усмотрению (добровольно).
Фонд накопления создается с целью укрепления и разнообразия материально-технической базы предприятия, технического перевооружения, приобретения нового оборудования, инструментов, зданий и пр.
Фонд потребления создается с целью развития условий труда на предприятии, денежного и социального поощрения сотрудников (премирование, корпоративные льготы, дотации, компенсации и пр.)
На основе показателя экономического эффекта невозможно сделать выводы о том, насколько рационально используются ресурсы. Также он не покажет и уровень доходности предприятия.
Показатели эффективности
Экономическая эффективность является показателем, который характеризует результативность деятельности предприятия. Иными словами, это соотношение результатов производства и издержек (труда, средств и пр.).
Насколько доходным является предприятие, можно судить по такому показателю, как рентабельность:
где Пр – прибыль от реализации продукции,
Зпр – затраты на производство;
где Пр.в.п. – прибыль от реализации всей продукции,
З пр.в.п. – затраты на производство и реализацию выпускаемой продукции;
где Пб – размер балансовой прибыли,
Кср – итоги среднего баланса;
где Пб – размер балансовой прибыли,
ОФс.г – средняя стоимость основного капитала;
где Пч – размер чистой прибыли,
Кс.с – средняя стоимость собственного капитала.
Показатели рентабельности позволяют делать различные выводы об экономическом состоянии предприятия. Так, рентабельность активов показывает кредитным организациям, контрагентам, потенциальным партнерам, насколько рационально компания использует основные активы и оборотный капитал. Рентабельность же капитала демонстрирует, насколько окупились произведенные инвестиции.
Период окупаемости капитала
Такой показатель, как период окупаемости капитала (Т), позволяет оценить, в течение какого времени окупятся средства, инвестированные собственниками в предприятие, то есть когда прибыль достигнет суммы первоначальных вложений.
где К – капитал, а Пч – чистая прибыль.
Точка безубыточности ведения экономической деятельности
Очевидно, что любой основатель бизнеса хочет получать прибыль и сохранять такой уровень экономической деятельности, чтобы его проект не был убыточным. Согласно экономической теории, безубыточность является естественным состоянием для любого предприятия. Иными словами, компания должна производить и реализовывать такой объем товаров, чтобы поступления от реализации полностью компенсировали издержки, связанные с изготовлением и продажей.
Из определения следует, что цена на товар должна включать в себя понесенные издержки и размер экономической выгоды (прибыли).
Из графика видно, что точка безубыточности будет достигнута, когда объем производства и реализации товаров дойдет до того уровня, при котором издержки будут полностью покрываться доходами, а при изготовлении и продаже каждой последующей единицы товара предприятие начнет получать прибыль.
Аналогичного эффекта можно добиться не только путем увеличения поступлений от продаж, но и уменьшением издержек на производственные процессы.