Что такое экономическая информатика
Экономическая информатика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Экономическая информатика — это научное направление, изучающее информационные системы, которые применяются для выработки и принятия решений в области экономики и бизнеса.
Введение
Под экономической информацией понимается информация, характеризующая производственные отношения в сообществе людей. То есть это данные о ресурсных запасах, управленческих действиях и событиях в финансовой сфере. А экономическая информатика это научная дисциплина, которая изучает информационные системы, используемые для анализа и выработки решений в экономической сфере и области бизнеса, и, кроме того, изучает экономические составляющие таких систем.
Экономическая информатика является новой дисциплиной, которая появилась во второй половине двадцатого века. Своим появлением она обязана бурному прогрессу вычислительной техники и повсеместным её внедрением в экономику и практику.
Сегодня экономическая информатика — это прикладная дисциплина, которая систематизирует методику создания и использования информационных систем, служащих для разрешения разнообразных проблем экономики. То есть она располагается между чистой информатикой и сферой управленческих проблем в различных организациях, для которой были предназначены проектируемые специальные системы. В англоязычных государствах такие специальные прикладные знания иногда именуются просто «информатика». Например, есть направления биоинформатика и военная информатика.
Экономическая информатика обладает некоторой общей зоной с экономической теорией. Эта совместная сфера носит название экономики информации, которая изучает экономические правила формирования и распределения информации в различных организационных структурах. Для экономической информатики она предоставляет оценку информации и влияние рынков информационных достижений на ценность информационных систем.
Предмет экономической информатики и сфера ее применения
Готовые работы на аналогичную тему
Разработка информационных систем позволяет создавать новейшие информационные технологические сервисы, изменяющие характеристики процессов бизнеса компаний, их качественные параметры и параметры устойчивости, уровень производительности. Как результат, при успешном внедрении, растут текущие прибыли и долговременная конкурентная способность компаний. Это значит, что анализ процессов бизнеса разнообразных компаний и фирм, а также некоммерческих структур является одной из главных сфер деятельности экономической информатики. Эти разработки состоят из изучения и анализа компонентов процессов бизнеса, их качественных и количественных параметров, применяемых ими сервисов информационных технологий, взаимосвязей процессов бизнеса и их итогов со структурным построением и так далее. По итогам таких работ, выполняется решение ряда базовых задач:
Вместе с процессами бизнеса, экономическая информатика анализирует элементы самой информационной системы, а именно информационные технологии, программы и способы управления. Информационные технологии — это инфраструктурная организация, которая обеспечивает выполнение информационных процессов. Она состоит из набора компьютерных устройств, оборудования для телекоммуникаций, системного программного обеспечения, которое управляет действиями системы, а инструментария для поддержки функционирования приложений. Информационные технологии служат в экономической информатике средством улучшения процессов бизнеса и расширения их возможностей. Но следует заметить, что использование информационных технологий не приводит гарантированно к лучшему функционированию процессов бизнеса. Чтобы этого достичь, необходимо параллельно внедрять различные приложения, совершенствовать сами процессы бизнеса, обучать работников компании и оптимизировать управление информационными системами. Существенным элементом информационных технологий являются так называемые платформы, то есть программные системы, на базе которых разрабатываются программные приложения. Под приложениями понимаются программы специального назначения, которые прямо поддерживают различные сервисы информационных технологий, входящих в состав процессов бизнеса. Такие программные приложения бывают как самостоятельные продукты, так и как часть различных систем управления. На сегодняшний день спроектированы программные приложения буквально для каждой области профессиональной работы компаний и структур, а также управления ими.
Основные понятия экономической информатики (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
1. Основные понятия экономической информатики.
Принятие решений – это выбор наилучшего в некотором смысле варианта решения из множества допустимых на основании имеющейся информации.
Объектом экономической информатики выступают информационные системы, которые обеспечивают решение предпринимательских и организационных задач, возникающих в экономических системах (экономических объектах). То есть, объектом экономической информатики выступают экономические информационные системы, конечная цель функционирования которых является эффективное управление экономической системой.
Базовыми понятиями экономической информатики являются:
— информация и экономическая информация;
Информация об объектах, событиях, процессах, используемая человеком в повседневной жизни и трудовой деятельности, в большинстве случаев представляется в форме сообщений. Если сообщения отражают какие-либо факты, то они называются данными.
В общем случае под данными будут пониматься сообщения об объектах и процессах, представленные в структурированной либо неструктурированной форме, на каком-либо материальном носителе (бумажные документы, магнитные диски). Для того чтобы данные могли быть обработаны компьютером, над ними должно быть выполнено ряд операций по их вводу: вначале они рассматриваются как результат наблюдений или измерений, затем они фиксируются на материальном носителе (бумажные документы, сигналы и т. д.) и, наконец, данные переносятся в компьютер, где структурируются и находятся в виде баз данных или других формальных средств.
Информация, экономическая информация
Данные, отражают факты в той последовательности, в которой они появляются. Поэтому они не систематизированы в соответствии с потребностями управленческого персонала. Для того чтобы данные могли быть использованы в целях управления, они должны превратиться в информацию. При этом неважно используется ли для этого компьютер или нет. Поэтому под информацией будет пониматься результат обработки данных, адресованной конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений.
Не существует четкой границы между понятиями ²данные² и ²информация², так как в одном случае данные могут восприниматься в качестве информации, т. е. использоваться без какой-либо дополнительной обработки (систематизации), а в другом – они должны быть предварительно обработаны.
Существуют и другие определения информации, например, информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Экономическая информация – это преобразованная и обработанная совокупность сведений, отражающая состояние и ход экономических процессов. Экономическая информация циркулирует в экономической системе и сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономическую информацию следует рассматривать как одну из разновидностей управленческой информации.
Экономическая информация может быть:
— управляющая (в форме прямых приказов, плановых заданий и т. д.);
— осведомляющая (в отчетных показателях, выполняет в экономической системе функцию обратной связи).
Информацию можно рассматривать как ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам. Информационные ресурсы – совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальных носителях в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач
Экономическая информатика изучает свойства экономической информации, возникающей в процессе производственно-хозяйственной деятельности или управления государственными или муниципальными организациями. В большинстве случаев экономическая информация фиксируется, а затем обрабатывается и, наконец, поставляется потребителю в форме управленческих документов. Как правило, управленческие документы имеют вид таблиц, например, накладная, наряд, требование и т. д. Управленческие документы содержат экономические показатели, по которым можно однозначно определить состояние управляемого объекта, а также оценить эффективность того или иного экономического процесса.
В экономике принято выделять макро и микроэкономические показатели. Макроэкономические показатели характеризуют экономику в целом. Примерами таких показателей могут служить величина валового внутреннего продукта (ВВП), величина валового национального продукта (ВНП), уровень инфляции, объем экспорта, объем импорта в целом, а также по отраслям, объем уплаченных налогов и т. д. Микроэкономические показатели описывают состояние отдельных хозяйственных и других единиц (конкурентоспособность, рентабельность, прибыль, затраты и т. д.).
Экономический показатель имеет фундаментальное значение в сфере управления экономическими объектами, так как в нем однозначно указывается место и время осуществления какого-либо производственного, хозяйственного, финансового или другого процесса. Показатель является минимальным по объему сообщением, сохраняющим информативность, т. е. содержательность.
Материальные объекты и реальные процессы имеют качественные и количественные характеристики, которые в экономических показателях или документах называются реквизитами. Отсюда все реквизиты в экономических показателях делятся на
— реквизиты-признаки, отражающие качественные характеристики объекта, процесса, явления;
— реквизиты-основания, отражающие количественную характеристику объекта, процесса или явления.
В состав экономического показателя всегда входит лишь один реквизит-основание и один или несколько реквизитов-признаков. Циркулирующие в организации управленческие документы (акты, наряды, накладные, счета и т. д.) состоят из одного или более экономических показателей.
В процессе своей деятельности хозяйствующий субъект использует несколько видов информации, которая может классифицироваться по различным признакам. Наиболее важные среди них следующие:
— по стабильности информация делится на:
переменную – разового использования, возникающую в процессе фиксации каким-либо способом производственно-хозяйственных, финансовых и других операций;
условно-постоянную – многоразового использования, не меняющаяся в течение относительно длительного периода (нормативы, нормы, тарифы, ставки и т. д.).
— по источнику возникновения информация делится на:
внешнюю, отражающую состояние экономики вне предприятия (рынка, конкурентов, ценовой и другой ситуации в регионе и стране);
внутреннюю, генерируемую внутри предприятия (офиса).
— по использованию для принятия решения
транзакционная (учетно-отчетная, рутинная, ежедневная);
аналитическая (для формирования решений).
Следующим важным понятием, используемым совместно с предыдущими (данные и информация), является понятие “знания”, которое относится к базовым категориям искусственного интеллекта.
Знания – это зафиксированная и проверенная практикой обработанная информация, которая использовалась и может многократно использоваться для принятия решений. Знания – это вид информации, которая хранится в базе знаний и отображает знания специалиста в конкретной предметной области. Знания – это интеллектуальный капитал.
Формальные знания могут быть в виде документов (стандартов, нормативов), регламентирующих принятие решений или учебников, инструкций с описанием решения задач.
Неформальные знания – это знания и опыт специалистов в определенной предметной области.
С точки зрения психического отражения окружающей среды человеком различают знания осознанные и неосознанные.
Осознанные знания материализуются в различных носителях (книги, базы данных, документы и т. д.). В соответствии с взглядами Б. Рассела осознанные знания делятся на те, что получают путем восприятия, известные как декларативные, и те, что получают путем рассуждения – процедурные.
Декларативные отражают факты или наличие свойств у объектов, субъектов, предметов. Процедурные знания не зависят от происходящих событий, зафиксированных в форме декларативных знаний. Они зависят от целей обработки знаний и способов их представления. Неосознанные знания играют немаловажную роль в деятельности человека. Их можно разделить на нейролингвистические, ассоциативные и интуитивные.
Соотношения между понятиями ²знания» и ²информация² такое же, как и между понятиями ²данные² и ²информация². Данные и знания всегда первичны, информация – вторична. Так же как и данные знания, в большинстве случаев, должны быть обработаны для того, чтобы получить необходимую информацию для управления (принятия решений). Вместе с тем, данные и знания различаются существенно по сути: если первые являются одной из форм фиксации фактов или событий, то вторые – результатом осмысленного изучения типовых связей между объектами и процессами с последующей разработкой логических и других правил, предназначенных для получения нужной информации.
Задача, экономическая задача
Следующим важным, но трудно определяемым понятием, без которого невозможно применять компьютеры в практике управления, является задача. В общем случае под задачей понимается формулировка направления деятельности, осуществление которой позволит достичь поставленной цели, например, ²повысить конкурентоспособность в следующем квартале². Однако применительно к компьютерам общие формулировки должны быть конкретизированы.
В области экономики преобладают информационные задачи, которые по характеру вычислительных процедур можно разделить на
2. Информационная система, ее роль и место в системе управления
Согласно Федеральному закону ²Об информации, информатизации и защите информации² информационная система – это организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процесс сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации). Как видим, информационные системы могут содержать компьютерные средства обработки информации, а могут и не содержать. Например, во времена Конфуция в древнем Китае управление осуществлялось без компьютеров, однако информационная система функционировала весьма эффективно.
Информационная система – это замкнутый информационный контур, состоящий из прямой и обратной связи, в котором, согласно информационным технологиям, циркулируют управленческие документы и другие сообщения в бумажном, электронном и другом виде.
Далеко не вся информация в системе управления обрабатывается с помощью компьютеров. Существует и такая, которую формализовать либо не удается, либо не следует. Поэтому информационные потоки от аппарата управления к объекту и обратно делятся на две части: те, что обрабатываются с помощью компьютеров, и те, что нет.
В отличие от системы управления и информационной системы, автоматизированная информационная система, административные механизмы, меняются не каждый день, а только в процессе принятия формальных организационных решений. Работы по развитию административных механизмов и автоматизированной информационной системы сопутствуют задачам развития организации и системы управления, но никогда не идентичны им, точно так же, как модель объекта никогда не является самим объектом.
Административные механизмы регламентируют лишь незначительную часть бизнес-процессов. Как правило, они фиксируют лишь то, что нуждается в ограничениях или целевом управлении. Например, нет регламента, как надо перемещаться по офисным помещениям (не летать, не заходить в окна, никого не толкать), но это не препятствует жизнедеятельности офиса. Проекты развития административных механизмов традиционно включают в себя задачи постановки стратегического управления, обновления организационной структуры, разработки политики информационного обеспечения бизнеса, постановки системы развития кадров и мотивационных механизмов, развитие нормативной базы, совершенствование маркетингового управления. Автоматизированная информационная система (АИС) в свою очередь является так же лишь моделью, фиксирующей весьма ограниченный список информационных потоков информационной системы, кроме того, она является частью административного механизма.
3. Информационный бизнес, информационный рынок, информационный менеджмент.
Отдельным направлением предпринимательского бизнеса является информационный бизнес, который осуществляется в информационном секторе экономики. Под информационным сектором экономикипонимается совокупная деятельность производителей, продавцов и покупателей различной информации. Соответственно, информационный бизнес охватывает деловые отношения, складывающиеся в сферах производства, сбыта и приобретения информации.
Информационный бизнес выстраивается вокруг специфических объектов деловых отношений и деловой деятельности, а именно – информационных ресурсов, творческих ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг.
Под информационными ресурсами понимаются разнообразные необработанные базы данных, представляющие собой своеобразное сырьевое основание деловых отношений в информационном секторе экономики. Эти базы данных существуют в системном, либо в бессистемном виде, они могут быть упорядочены, либо хаотичны. Иногда категория базы данных рассматривается исключительно в качестве атрибута компьютерных технологий, либо телекоммуникаций. На самом деле термин базы данных характеризует любые массивы информации, содержащиеся на любых носителях информации и в любых источниках информации, в том числе и электронных.
Под творческими ресурсами понимаются совокупные интеллектуальные эвристические потенции творчески одаренных людей, способных к креативному мышлению (системному и бессистемному) и конструированию инноваций. Творческие ресурсы играют важную роль в информационном бизнесе, поскольку выступают одновременно и особым источником генерирования новой информации, и фактором переработки информационных ресурсов. Творческие ресурсы необходимы и в творческих видах деловой деятельности (наука, образование, искусство, литература), и в любом виде предпринимательского и иного бизнеса – в качестве предпосылки осуществления любых инноваций.
Информационные продукты представляют собой переработанные творческие и информационные ресурсы – на базе последних создается информация, которая может рассматриваться как предмет купли-продажи, хотя она и не является материальным объектом. В отличие от информационных ресурсов информационные продукты всегда выступают в систематизированном виде – в качестве каталогов, публикаций, произведений искусства, коммерческих баз данных, рекламных, презентационных и учебно-методических материалов, почтовых и других адресных сообщений.
Хотя в процессе описания информационного бизнеса невозможно обойтись без терминологии, более характерной для производственного бизнеса (информационные ресурсы, информационные продукты), производство коммерческой информации на основе информационного сырья было бы некорректно относить к сфере производства. Во-первых, производственная сфера всегда имеет материальный характер, между тем как информация не имеет материальной природы. Во-вторых, изготовление информационных продуктов представляет собой лишь одну из сторон информационного бизнеса, неразрывно связанную с другой его стороной, а именно оказанием информационных услуг.
Под информационными услугами понимается воздействие на потребителей с помощью информационных продуктов, вызывающее у потребителей реакцию текущего информационного насыщения. Оказание информационных услуг представляет собой непосредственное информирование потребителей по различным объектам внимания. Понятно, что производство информационных продуктов бессмысленно, если оно не является предпосылкой оказания информационных услуг. Поэтому разделение информационного бизнеса на информационное производство и информационное обслуживание имеет в значительной степени умозрительный характер и представляется важным лишь под углом зрения классификации информационных технологий, к определению которых мы обратимся в последующем изложении.
В процессе последовательного преобразования информационных ресурсов, а также творческих ресурсов в информационные продукты применяются различные технологии обработки информации, включающие профессиональные пакеты прикладных программ, и специальное оборудование. В результате этих действий происходит развитие информационного контента и технологий представления информации.
Под информационным контентом понимается содержание совокупности информационных сообщений, составляющей информационные массивы (или массивы информации). Каждый элемент информации, в том числе и первичное информационное сырье, обладает определенным контентом, однако информация может рассматриваться в качестве информационного продукта только в тех случаях, когда она представляет интерес для пользователей. Такой интерес может быть проявлен на любой стадии сбора и обработки информационных ресурсов (например, в качестве информационного продукта может рассматриваться по сути любая публикации в СМИ, отчетные данные любого субъекта бизнеса, любые статистические сведения). Поэтому формирование и развитие информационного контента является по сути бесконечным процессом, и его состав может быть определен в каждом конкретном случае под углом зрения особенностей оказываемой информационной услуги.
Технологии представления информации (информационного контента) включают способы доставки информации (почта, другие средства связи, включая спутниковую связь, телерадиосязь, а также телекоммуникации);
— типы информационных носителей (бумажные, сетевые, мультимедийные, аудиовизуальные);
— периодичность поставки информации (единоразовые поставки, многоразовые поставки, характерные для специализированных бюллетеней и СМИ);
— способы систематизации информации (библиотеки и каталоги информации, учебно-методические комплексы, в том числе электронные, а также коммерческие базы данных).
Технологии обработки информации и технологии представления информации в своей совокупности называются информационными технологиями или информационными системами. Вместе с материальными носителями информации они образуют специфическую информационную среду любого направления бизнеса и характеризуют состояние самого информационного бизнеса.
Составляющие информационного рынка:
— Информационные продукты и услуги, а также аппаратно-программные средства и соответствующие технологии переработки информации.
— Нормативно-правовые документы: Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» 1995, Федеральный закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», Закон об авторском праве и подзаконные акты.
— Справочные средства, обобщающие информацию о поставщиках информационных продуктов и услуг.
5. Особенности информационного рынка в России
Российский информационный рынок характеризуется следующими особенностями:
— неоднородность рынка по регионам: развитие рынка идет от центра;
— все новейшие средства и технологии появляются одновременно с их появлением на мировом рынке;
— юридические лица выступают в качестве основных покупателей;
— слабое экономическое и организационное государственное регулирование, недостаточное правовое регулирование;
— коммерческие информационные ресурсы слишком дороги для личного пользования;
— многие категории ресурсов не имеют справочного аппарата и средств навигации;
— многие владельцы информационных ресурсов не имеют возможности по приданию им товарной формы.
— преобладание на компьютерном рынке IBM-совместимых компьютеров;
— рост сектора рынка, связанного с предоставлением сетевых услуг, прежде всего Интернет;
— быстрое увеличение доли домашних компьютеров;
— интенсивное развитие программного обеспечения для локальных и глобальных сетей.
Менеджмент – это управление в социально-экономических системах: совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.
В управленческой науке до сих пор не сложилось однозначного понимания того, что есть информационный менеджмент.
1. Различные виды менеджмента тесно взаимосвязаны друг с другом (например, документный, информационный).
2. Менеджмент зачастую понимается как синоним «управления» и во внимание не принимаются его специфические особенности.
3. Большое значение в обществе играет мода на иностранные термины, что мешает более правильному пониманию информационного менеджмента.
Принято трактовать информационный менеджмент в узком и широком смысле.
В узком смысле менеджмент понимают как синоним «делопроизводства» (ДОУ). Согласно ГОСТ Р «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».
ДОУ – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Документирование, то есть создание документа, процесс подготовки официального документа.
Информационный менеджмент – технология, компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов.
Для определения понимания сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание ряд положений:
1. информация – комплексная категория, то есть
а) информация – условие и средство делового общения;
б) информация – средство доведения до общества сведений об организации;
в) информация – источник сведений о внешней среде;
г) информация – товар.
2. информационный менеджмент осуществляется в пределах конкретной организации;
3. информация представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процесса принятия управленческого решения.
4. информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а к информационной деятельности организации.
Информационный менеджмент – управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах организации.
Цель информационного менеджмента: обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.
Задачи информационного менеджмента:
1. качественное информационное обеспечение процессов управления в организации;
2. осуществление управления информационными ресурсами;
3. обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;
4. обеспечение управления коммуникациями (общение – передача информации от человека к человеку). Информация имеется в виду в различном представлении:
— в виде массива документов;
— в виде документной информации;
— в виде средства общения.
Под управлением подразумевается не только принятие решения, а весь комплекс управленческих действий.
Информационный менеджмент касается всех функций управления современной организации.
Функция планирования – это деятельность субъекта по определению темпов, пропорций, развития объектов управления. Планирование осуществляется в различных вариантах. Наиболее распространены сегодня оперативное и стратегическое.
Оперативное планирование отражает текущую деятельность организации.
Стратегическое планирование связано с перспективами.
Функция стратегического планирования приобретает в настоящее время особое значение. Её специфика: особенность самого стратегического управления.
Стратегическое управление – это управление, которое ориентировано на обеспечение выживания организации и её эффективного развития в условиях динамично меняющейся внешней среды.
Информационный сервис рассматривается как один из факторов материального производства или предоставления услуг.
Информационный менеджер – это специалист, главные функции которого заключаются в следующем:
— планирование внедрения и модернизации информационной системы, ее поиск на рынке программных продуктов;
— оценка рынка программных продуктов с помощью маркетингового инструментария;
— приобретение информационных технологий с нужными функциями и свойствами;
— организация внедрения информационной системы и обучения персонала;
— обеспечение эксплуатации информационной системы: администрирование, тестирование, адаптация, организация безопасности и т. д.;
— обновление существующей информационной системы, внедрение новых версий;
— вывод из эксплуатации информационной системы.
С другой стороны он является также связующим звеном между специалистами в области информационных технологий и высшим руководством организации (тор-менеджерами)..
4. Информационный сервис и информационная инфраструктура.
Под информационным сервисом понимается комплекс услуг, предназначенный для автоматизации какой-либо управленческой деятельности.
Такого рода сервис делится на виды (Интернет-сервис, почтовый сервис, аналитический сервис, маркетинговый и другой).
Единицей измерения информационного сервиса может служить бизнес-процесс, для осуществления которого указывается цель, ресурсы и процедуры преобразования входной информации в результирующую.
Примерами информационного сервиса могут быть: управление поставщиками, управление себестоимостью продукции, расчет бюджета, расчет финансового плана и т. д.
Информационный сервис базирется на следующих принципах:
— должен существовать, как и в любом бизнесе, конечный продукт информационной системы. Таким продуктом является информационная услуга.
Понятие «инфраструктура» пришло из экономики и означает комплекс вспомогательных служб, обеспечивающих функционирование макро и микроэкономических хозяйствующих субъектов.
Инфраструктура играет вспомогательную роль в создании условий для производственных и других основных процессов. На макроэкономическом уровне это дороги, мосты, аэропорты, городская транспортная сеть и т. д., на микроэкономическом – это службы и сооружения, необходимые для производства продукции.
Под информационной инфраструктурой понимается среда, состоящая из автоматизированной и неавтоматизированной частей информационной системы, обеспечивающих информационный сервис.
Цель создания информационной инфраструктуры состоит в предоставлении какого-либо вида сервиса, необходимого для функционирования предприятия.
Информационная инфраструктура предприятия – это комплекс систем, состоящий из набора специализированного программного обеспечения, сетевых служб, службы каталога, политик информационной безопасности, систем резервного копирования и хранения данных, средств спам-защиты и т. д.
В совокупности данный комплекс определяет доступность бизнес-приложений для сотрудников предприятия и возможности роста бизнеса.
Служба каталога позволяет по ряду признаков упорядочивать информацию о сетевых ресурсах (общие папки, серверы печати, принтеры, пользователи и т. д.), хранящуюся в едином месте, что обеспечивает централизованное управление, как самими ресурсами, так и информацией о них. Таким образом, служба каталога решает задачи администрирования ресурсов, контролируя их использование.
5. Классификация информационных систем.
Для информационных систем характерно
— Различные сферы применения
Поэтому классифицировать информационные системы сложно.
Признаки классификации отражают цели того, кто осуществляет классификацию.
Если это изучение лишь некоторых свойств информационных систем, то можно классифицировать, например, по следующим свойствам:
1). Степень автоматизации информационных процессов.
Она может быть разной. Могут быть системы: автоматизированные, слабо автоматизированные и не автоматизированные Уровень интеграции информационных процессов. Могут быть системы:
— интегрированные (процессные) информационные системы, выполненные на единой информационной базе и обеспечивающие сквозную связь между всеми элементами ИС. Онги поддерживают управление бизнес-процессами,
— функционально-позадачные системы (состоящие из локальных частей)
Функционально-позадачные системы содержат локальные подсистемы слабо связанные между собой.
2). Вид обрабатываемой информации;
По виду обрабатываемой информации системы делятся на: документальные и фактографические.