Что такое экспедиция в организации
Организация работы экспедиции
Полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия реализуются на другие предприятия через экспедицию. Крупные заготовочные предприятия, как правило, имеют несколько экспедиций: экспедиция, реализующая полуфабрикаты (из овощей, мяса, рыбы, птицы, субпродуктов); экспедиция, реализующая кулинарную продукцию (при кулинарном цехе); экспедиция при кондитерском цехе.
Экспедиция размещается вблизи заготовочных, кулинарного и кондитерского цехов. Состав и площади помещений экспедиции зависят от мощности предприятий и ассортимента выпускаемой продукции. В состав экспедиции входят следующие помещения: стол приема заказов, охлаждаемые камеры для кратковременного хранения овощных, рыбных, мясных полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, кладовые кондитерских изделий, помещение приема и разборки транспортной тары, моечная тары для полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, помещения для хранения тары, комната экспедитора.
В столе заказов принимаются заявки на полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия. Заказы принимаются по телефону и заносятся в бланки, где указываются наименование, заказанные изделия, количество и его стоимость.
Принятые заказы направляются в производственные цехи для выполнения. Отпуск каждой партии изделий из экспедиции оформляют расходными накладными. Экспедиционную тару с изделиями маркируют и пломбируют. На упаковочном ярлыке указывают
наименование предприятия-изготовителя и его подчиненность, наименование и количество изделий, массу, дату выпуска и срок реализации.
Дата добавления: 2015-10-21 ; просмотров: 4062 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Словари
1. Отправка, рассылка и приём чего-либо; экспедирование.
отт. разг. То, что подлежит экспедированию.
2. Отдел учреждения, организации, предприятия и т.п., ведающий отправкой, рассылкой и приёмом чего-либо (корреспонденции, грузов, товаров и т.п.).
отт. Помещение, где располагается такой отдел.
отт. Группа участников такой поездки или такого похода.
2. Военная операция, проводимая в отдаленном регионе.
отт. Вооруженные силы, предназначенные для такой операции.
1. только ед. Действие по глаг. экспедировать; отправка, рассылка (офиц., торг.). Экспедиция корреспонденции. Экспедиция грузов.
2. Учреждение (или отделение учреждения) для рассылки, отправки чего-н. (офиц., торг.). Газетная экспедиция. Экспедиция почтамта. Экспедиция при складе. Работать в экспедиции. Экспедиция заготовления государственных бумаг (учреждение, изготовлявшее денежные и иные ценные бумаги, почтовые и гербовые марки и т. п.; дореволюц.).
3. Путешествие, поездка группы лиц, отряда с какой-н. специальной целью, со специальным заданием. Научная экспедиция. Экспедиция на Северный полюс. Археологическая экспедиция. Диалектологическая экспедиция. Спасательная экспедиция. Военная экспедиция. Карательная экспедиция. (см. карательный).
|| Вообще путешествие, поездка, прогулка куда-н. (шутл.). «Я пришел бы в большое затруднение, если бы меня заставили рассказать подробно, что происходило со мною в течение недели, после моей неудачной ночной экспедиции.» Тургенев.
4. Коллектив, группа лип, совершающих такое путешествие, поездку. В составе экспедиции были геологи, ботаники, врачи и др. Экспедиция из двадцати человек.
Отдел учреждения, предприятия, производящий отправку, рассылку чего-л.
Группа участников поездки, похода, путешествия с каким-л. специальным назначением, организованный отряд, коллектив.
В состав топонимической экспедиции входили студенты-филологи.
1. Поездка, поход группы лиц, отряда с каким-л. специальным заданием. Научная э. Спасательная э. Отправиться в экспедицию на Камчатку. Цель, задача экспедиции. Маршрут экспедиции. Участвовать в экспедиции полярников.
2. Группа участников такой поездки, похода. Многочисленная э. Состав экспедиции. Направить, послать куда-л. экспедицию. Экипировать экспедицию. Э. погибла в горах.
3. Военная операция, проводимая обычно в отдалённой местности; вооружённые силы, обычно небольшие, предназначенные для этой операции. Секретная э. Карательная э.
1. Спец. к Экспеди́ровать. Э. грузов. Э. корреспонденции.
2. Отдел учреждения, предприятия, производящий отправку, рассылку чего-л. Газетная э. Э. издательства.
3. Отдел канцелярии государственного учреждения, ведающий приёмом и отсылкой официальных бумаг.
2) Отдел учреждения, предприятия, производящий отправку, рассылку чего-либо.
3) Название некоторых учреждений в Российской империи (Экспедиция заготовления государственных бумаг, Тайная Экспедиция, Оренбургская Экспедиция).
4) Поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным (научным, военным) заданием; группа участников такого мероприятия.
2)] Отдел учреждения, предприятия, производящий отправку, рассылку чего-либо
3) Название некоторых учреждений в Российской империи (экспедиция заготовления государственных бумаг, Тайная экспедиция, Оренбургская экспедиция)
4) Поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным (научным, военным) заданием; группа участников такого мероприятия.
Отправка, рассылка чего-л. (корреспонденции, товара и т. п.).
Экспедиция грузов. Экспедиция корреспонденции.
2. Отдел учреждения, предприятия, производящий отправку, рассылку чего-л.
3. Отдел канцелярии государственного учреждения дореволюционной России, ведавший приемом и отсылкой официальных бумаг.
4. Путешествие, поездка, поход группы лиц, отряда и т. п. с каким-л. специальным заданием.
Полярная экспедиция. Экспедиция на Камчатку.
[Прибыткин] начал готовиться к новой экспедиции на Юксу, чтобы основать там прииск, более тщательно разведать окрестности. Марков, Строговы.
5. Группа, отряд участников такого путешествия, поездки, похода.
Он собирал экспедицию из отважных, закаленных в перенесении трудов и опасностей авантюристов. Куприн, Ночлег.
Ср. Я пришел бы в большое затруднение, если бы меня заставили рассказать подробно, что происходило со мною в течение недели после моей неудачной ночной экспедиции.
Тургенев. Первая любовь. 1, 19.
Пропавшая экспедиция. Жарг. курс. Шутл. Патруль, который ушёл следить за курсантами в увольнении и не вернулся вовремя. БСРЖ, 710.
экспеди́ция, экспеди́ции, экспеди́ций, экспеди́циям, экспеди́цию, экспеди́цией, экспеди́циею, экспеди́циями, экспеди́циях
сущ., кол-во синонимов: 10
В современном русском языке слово имеет несколько значений:
1. Поездка организованной группы лиц, предпринятая с какой-либо целью;
2. Группа участников какого-либо похода, поездки;
3. Отправка, рассылка чего-либо.
В первом и третьем значении слово употребляется в русском языке довольно давно, с начала XVIII в.
Второе значение слова вошло в обиход сравнительно недавно, в начале XX в.
Производные: экспедиционный, экспедитор.
в знач. «поручение», уже у Петра I; см. Смирнов 346. Вероятно, через польск. еksреdусjа из лат. ехреdītiō от ехреdīrе «приводить в готовность».
ЭКСПЕДИЦИЯ и, ж. expédition f. <лат. expeditio
6. Оперативная группа сотрудников милиции, работающая на месте преступления. Сл. жарг. 1991.
ЭКСПЕДИЦИЯ (лат. от expeditio). 1) посылка, поездка кого-либо в даль с ученою или иною какою-либо целью. 2) отделение в присутственных местах. 3) отделение почтамта, занимающееся рассылкою писем, посылок, периодических изданий и пр. 4) отправление товаров.
Экспедиция: задания, регуляция, курирующие организации
Перевозка груза связана с многочисленными рисками. Это касается возможных хищений, повреждения вследствие неправильно выбранной упаковки или транспорта. Документальное оформление, особенно когда речь идет о переправке за границу, отнимает много времени и сил. Транспортная экспедиция — это услуга, которая призвана взять на себя ответственность за состояние и сохранность товарно-материальных ценностей, пока те в пути, и не только.
Содержание экспедиционной услуги
Транспортная экспедиция — это организация перевозки грузов от двери склада отправителя до двери склада получателя. Это понятие появилось давно, с возникновением внешней торговли. Судя по историческим источникам, сервис существовал еще в XI–XII веках. Сохранились и названия фирм, которые обслуживали торговцев в XV–XVI столетии, когда потребность в этой деятельности значительно возросла вследствие бурного развития торговых отношений между государствами. Сегодня услугу представляют не только специализированные компании, но и автотранспортные предприятия, перевозящие грузы.
Экспедирование — это комплексный сервис, который предполагает оптимальную транспортировку, полное сопровождение и документальное оформление, а именно:
Транспортное экспедирование грузов имеет многочисленные преимущества. Одно из них — это снижение затрат на перемещение и сокращение сроков доставки за счет выбора оптимального маршрута. Клиент получает информационную поддержку в виде консультаций, избавляется от необходимости общаться с таможенными, фискальными структурами, не беспокоиться об организации перевозки в целом.
В ОКВЭД 2017 года транспортно-экспедиционным услугам соответствовали такие коды:
Экспедитор
Так называют людей, занимающихся транспортной экспедицией. На должность принимают лиц с начальным профессиональным или общим средним образованием, подготовленных по специальной программе. Требования к стажу работы обычно не предъявляются.
Экспедитор для предоставления качественной услуги обязан знать законодательные нормы, в частности, связанные с осуществлением грузовых перевозок, содержание конвенций и международных соглашений, принятых для этой сферы, требований таможенного законодательства, действующих систем тарифов и налогов. Он должен быть ознакомлен с правилами и инструкциями по технике безопасности, основами трудового законодательства.
Законодательные акты
Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» — ключевой документ, регулирующий сферу. В тексте определяется порядок совершения транспортной экспедиции, оформление бумаг.
Данным законом установлено, что правила такой деятельности устанавливаются Правительством страны. Нормы определяют:
Закон определяет права экспедитора и клиента. В частности, исполнителю разрешается не приступать к исполнению обязанностей, пока заказчик не предоставит нужные документы и информацию о грузе. Первому также предоставляется право на проверку достоверности внесенных данных и сведений о предмете, представленном к транспортировке.
В свою очередь, за клиентом закрепляется право выбора маршрута и вид автомобиля, получения информации о процессе транспортирования. Основной обязанностью исполнителя является качественное предоставление услуги в соответствии с заключенным между сторонами договором, а клиента — оплатить работу. В законе также определяется, в каких случаях возникает ответственность, и как решаются споры.
Правила организации транспортно-экспедиционных услуг приводятся также в Гражданском Кодексе. Глава 41 посвящает шесть пунктов этому вопросу. Документ освещает следующие моменты деятельности экспедиторов:
Разница между перевозкой и экспедицией
Транспортная экспедиция — это вспомогательная услуга к грузоперевозкам. Ниже приводятся отдельные отличительные черты первого и второго вида сервиса.
Предмет договора
Если осуществляется транспортировка, то перевозчик обязуется перед отправителем доставить получателю груз. Заказчик (обычно тот, кто отправляет ТМЦ) оплачивает исполнителю эту услугу согласно тарифу.
Экспедитор же берет на себя обязанность за счет клиента выполнить определенный перечень услуг, которые связаны с перевозкой груза по указанному ему или выбранному самим маршруту. Это может быть обеспечение отправки и получения ТМЦ, другие операции, в которых возникнет необходимость.
Стороны договора
В договоре транспортировки сторонами выступают перевозчик и отправитель, субъектом отношений — получатель, на которого тоже возлагаются определенные права и обязанности. Во втором случае — это экспедитор и клиент.
Ответственность
Перевозчик считается ответственным за перевозимое с того момента, как принял его к перевозке. В поле его ответственности входит просрочка в принятии груза к транспортированию, утрата, недостача, повреждение. Он должен доказывать обстоятельства, которые могли бы освободить от ответственности, то есть на уровне закона установлена презумпция вины для перевозчика.
Экспедитор отвечает только за количество мест, вес, если перед погрузкой выполнялось контрольное взвешивание в присутствие перевозчика или его представителя, и такой факт заверен их подписью. Экспедитор отвечает за соответствие упаковки тем данным, что указываются в товарно-транспортных документах, в которых имеется подпись перевозчика или его представителя, если иное не указано в договоре на предоставление экспедиционной услуги.
FIATA
Международная федерация экспедиторских ассоциаций, или ФИАТА (от французского FIATA, Federation Internationale des Associations de Transitaires et Аssimiles) — неправительственное учреждение, объединяющее экспедиторские организации из полторы сотни стран. В отрасли, представленной этим объединением, насчитывается от 40 тысяч предприятий, где работают около 10 млн сотрудников.
ФИАТА создана в столице Австрии Вене в 1926 году. Инициаторами ее создания стали 16 ассоциаций национального и регионального подчинения из европейских государств. На сегодняшний день членство в организации получили более пяти тысяч экспедиторских фирм и других образований.
ФИАТА является консультантом ООН в таких структурах — экономическом и социальном совете, конференции по торговле и развитию, комиссии по праву международной торговли. Она представлена и в других интернациональных институциях. Всего с федерацией сотрудничают 29 организаций, которые регулируют перевозки и экспедицию.
Согласно Уставу, перед ФИАТА поставлены следующие цели:
С 1955 года федерация разработала и создала ряд документов, которые широко используются в мировой практике и служат доказательством надежности и профессионализма экспедитора.
Подробно ознакомиться с направлениями деятельности федерации можно на ее официальном сайте.
Российская ассоциация экспедиторских и логистических организаций
Ассоциация была создана в 1990 году, ее костяком стали транспортно-экспедиторские предприятия, которые появились еще в середине ХХ века. Это также некоммерческая организация. Стать ее членом можно на добровольной основе. Ее цели и задачи схожи с теми, что стоят перед ФИАТА, в которой она представляет интересы национальных экспедиторов, но ограничивается деятельностью в пределах России.
На базе ассоциации функционирует Центр повышения квалификации. Ежегодно здесь проводится пять курсов по восьмидесятичасовой программе. Постоянно организуются семинары, на которых обсуждаются актуальные вопросы сферы экспедиционных услуг — выбор ОКВЭД, документальное оформление и другие. После обучения в Центре его слушатели получают дипломы ФИАТА. Ряд дисциплин преподаются с выездом на места.
У транспортной экспедиции есть противники. По их мнению, такие компании или индивидуальные предприниматели являются лишним звеном, которое приводит к удорожанию перевозки. Сторонники же находят многочисленные плюсы и считают, что такая услуга дает гарантию доставки груза в целости и сохранности.
Организация экспедиции в предприятии общественного питания
Организация работы экспедиции
Общие положения
Штатное расписание составляется исходя из объемов отпуска продукции предприятием на сторону.
Должность
Штат
График работы
Режим работы
За что отвечает
05:00…17:00 воскресенье: 06:00…16:00
Второй оператор: набор и распечатка накладных на отгрузку
Для данных сотрудников предусмотрен обеденный перерыв в течении одного часа. Время обеденного перерыва определяется самостоятельно, исходя из текущей ситуации. Площадь комнаты 25-30 кв.м., которая оснащена входом и выходом. В комнате находятся стол для непроверенной продукции, электронные весы, стол для проверенной продукции, холодильные шкафы и горки, стеллажи. Оборудование и инвентарь промаркированы. Компьютер и принтер в пользовании сменного оператора и второй компьютер в пользовании дневного оператора.
Описание и принципиальная схема экспедиции
Начало работы экспедитора
Доставку дневных сотрудников экспедиции на рабочее место ежедневно осуществляется за счёт организации службой такси (на аутсорсинге). Рабочий день дневного экспедитора и оператора начинается в 5:00, поэтому чтобы в это время приступить к работе, они должны прибыть на рабочее место в 4:50 и переодеться. В случае принятия смены у своей сменщицы, экспедитор должен прибыть на рабочее место в 4:30 и проверить наличие и количество остатков по товарному отчёту. Произведя сверку, она расписывается в тетради приёма и сдачи смен, которая должна быть пронумерована и прошнурована. Эта тетрадь является обязательным документом. В случае расхождения фактических данных с данными в накладной, экспедитор составляет акт, в котором обязательно указывается Ф.И.О. экспедитора принимающего и сдающего смену, дата, позиции, по которым есть расхождения, количество указанное в товарном отчёте и фактическое количество. Данный акт должен быть составлен в присутствии сотрудника охраны и заверен им. В свою очередь при подписи данного акта сотрудник охраны должен убедиться в достоверности изложенной в нём информации.
Сверка поступающей продукции по накладным
Заполнение накладной
После взвешивания или подсчёта продукции экспедитор вносит фактические данные в бланк накладной[1]. Один экземпляр накладной (см. Приложение 1) хранится в экспедиции, другой в цехе. Таким образом, экспедитор заполняет данную таблицу, вписывая на пересечении соответствующих столбцов и строк данные о количестве продукции в штуках или кг. Каждая новая поставка в экспедицию вносится в отдельный столбец (для удобства оператора), над которым указывается время. В конце рабочего дня экспедитор и бригадир сверяют накладные и ставят подписи. Данные накладные нумеруются и проштамповываются оттиском печати и являются документом строгой отчётности.
Отправка в точки реализации
После сверки продукции по накладным и занесения данных в реестр экспедитор отдаёт этот реестр оператору, который «забивает» приход продукции из цехов в экспедицию, на основе которого другой оператор распечатывает накладные на перемещение[2]. Вместе с продукцией отписывается и тара. Экспедитор заверяет накладные своей подписью и ставит печать. Погрузка начинается в соответствии с графиком[3] (Приложение 2). Во время погрузки старший экспедитор (экспедитор) контролирует погрузку, чтобы на данную точку реализации была отправлена продукция предназначенная именно им. В случае наличия непредвиденных остатков продукции на складе экспедитор обзванивает наиболее крупные точки (магазины) и предлагает неотправленную продукцию.
Отправка готовой продукции в отдаленные точки продаж
При отправке товара в отдаленные точки продаж оператор экспедиции распечатывает накладные (2 экземпляра). Отправляемая продукция пересчитывается совместно водителем и экспедитором. При полном совпадении фактических данных с данными в накладной экспедитор ставит на накладных печать и свою подпись. Водитель забирает оба экземпляра. После доставки продукции в точку продаж и пересчета ее материально-ответственным лицом, водитель оставляет один экземпляр накладной материально-ответственному лицу, а другой экземпляр с подписью и расшифровкой подписи материально-ответственного лица возвращает экспедитору. Этот экземпляр сдается в бухгалтерию.
Отправка готовой продукции в магазины
Отправка продукции в магазины осуществляется в два этапа. Первый завоз производится до обеда, второй после обеда. Это связано с тем, чтобы продукция на витринах была должного качества и вида. При отправке товара в магазины оператор экспедиции распечатывает накладные (2 экземпляра на продукцию, 2 экземпляра на тару и 2 удостоверения качества). Отправляемая продукция пересчитывается совместно водителем и экспедитором. При полном совпадении фактических данных с данными в накладной экспедитор ставит на накладных печать и свою подпись. Водитель забирает оба экземпляра. После доставки продукции в точку продаж и пересчета ее материально-ответственным лицом, водитель оставляет один экземпляр накладной материально-ответственному лицу, а другой экземпляр с подписью и расшифровкой подписи материально-ответственного лица возвращает экспедитору. Этот экземпляр сдаётся в бухгалтерию.
Уборка экспедиции
После отправки продукции сменный экспедитор проводит уборку своего рабочего места (мойка столов (2), (6) и стеллажей (7) — ежедневно, холодильного оборудования (4) — 1-2 раза в неделю).
Окончание смены
Рабочий день сменного экспедитора заканчивается в 17:00. К этому времени экспедитор обязан заполнить товарный отчёт (см. Приложение 3), заполнив основные графы: остаток на начало дня, приход, расход, остаток на конец дня. Остаток на начало дня (ОНД) составляется по факту наличия продукции, он должен совпадать с остатком на конец вчерашнего дня. Приход продукции (П) формируется из накладных, поступивших с цехов. Расход (Р) составляется по накладным перемещения. Остаток на конец дня (ОКД) составляется по факту наличия продукции в конце рабочей смены, он должен совпадать с суммой (ОНД) и (П) за вычетом (Р), т.е. ОКД = ОНД + П — Р.
Сдача товарного отчёта, накладных (на продукцию, на тару)
Товарный отчёт и накладные подписанный экспедитором, сдаются в бухгалтерию на следующий день. На накладных обязательно должны быть подписи материально-ответственных лиц точек реализации, печати (при наличии).
[1] В бланке накладной ассортимент уже напечатан по каждому цеху в отдельности (т.е. для каждого цеха свой бланк). Печать данных бланков заказывается в типографии. Ассортимент бланка обновляется не реже чем 1 раз в 2 месяца с учётом новинок и продукции снятой с производства (ответственный за редактирование менеджер отдела качества)
[2] К этому времени оператор обязательно должен внести данные по отправляемой продукции в базу данных, т.к. отрицательные остатки на складе не возможны (особенность настройки программы).
[3] График погрузки, маршруты движения и количество автомобилей для каждого филиала определяется индивидуально, исходя из количества и расположения точек реализации и объёмов производства.
Организация экспедиций: трудности и особенности бизнеса
На vc.ru ещё не было статей об организации путешествий. Я бы хотел поделиться своей историей о том, как я начал этим заниматься, и развеять некоторые мифы.
В одном абзаце о себе: организатор экспедиций, основатель блога о путешествиях mishka.travel и тревел-аккаунта в Instagram, где публикую фотографии в голове медведя из разных точек планеты (от Антарктиды и Гренландии до КНДР и Йемена). Совершил кругосветное путешествие, побывал на всех континентах, в год в среднем совершаю 70-80 перелётов, активно путешествую с 2008 года. Кафе mishka.food в Перми.
Долгое время занимаюсь организацией путешествий, главным образом это северные регионы: Исландия, фьорды Норвегии, Шпицберген, Лофотенские острова, горы Киргизии, Непала, Доломиты, а также Япония, Марокко и Северный Кавказ.
Пролистывая ленту Instagram, вы то и дело натыкаетесь на предложения присоединиться к какой-нибудь экспедиции в Португалию посёрфить или в Индию помедитировать. Сейчас нет необходимости в турагентствах, благодаря социальным сетям вы можете найти людей по интересам и присоединиться к любому путешествию: от гастротура по Бретани и Нормандии до покорения гор в Гималаях.
Помните, как-то раз все внезапно стали фотографами, затем блогерами, далее эти же люди стали путешественниками. Естественно, что каждый фрилансер (или бездельник?) решил, что организовывать туры — это простое дело. На сегодня для многих жизнь в таком формате, путешествуя и «ничего не делая», кажется идеальной и желанной.
В 2010 году через контакт я набрал свою первую группу для путешествия, маршрут был через Вену и Будапешт на полуостров Истрия в Хорватии.
Но тогда я опередил время, поездка была провальная, так как интересы людей не совпадали полностью: мы с утра искали рынок с морепродуктами, а кто-то варил дома борщ из привезённых из России продуктов, мы проводили дегустации гуляша и купались в открытых источниках в Будапеште, а кто-то сидел в отеле и пил пиво весь вечер.
Не было фильтра. Таковым стал впоследствии Instagram, именно формирование лояльной ко мне аудитории со схожим мировоззрением в дальнейшем избавило меня от какой-либо «фильтрации» участников экспедиций. Instagram стал тем самым фильтром.
Трудности в путешествиях будут окружать всегда. Организация экспедиций — высокорискованное дело, обо всех возможных проблемах, с которыми вы можете столкнуться, я постараюсь рассказать ниже.
У меня была ситуация, когда перед кризисом 2014 года мы были вынуждены отменить путешествие по причине того, что курс рубля ослаб почти в два раза. Люди были в панике, сметали прилавки с гречкой и телевизорами, тут было не до путешествий.
Люди ожидаемо запаниковали, стоимость авиабилетов сильно выросла. Тогда ещё не было моды на Грузию (как раз страна выстрелила после 2014 года), рейсов было не так много, лоукостеров, конечно, в эту сторону не было. Я добровольно вернул всем предоплаты. Конечно, через полгода всё стабилизировалось, но набирать группу заново не было желания.
Даже незначительные колебания курса при организации туров за рубежом могут внести существенные коррективы в его прибыльность.
В экспедициях, как и в любом путешествии, может произойти любая внештатная ситуация. От встречи с медведем в национальном парке до грабежей в центре города. Не говоря уже о сложной политической обстановке (как было у нас в Йемене) или попросту криминале (как случалось с многими в благополучной Барселоне).
Меня пытались ограбить на улицах Анкориджа, а в горах Дигории (это высоко в Северной Осетии), где на маршруте полтора пастуха в день, лошади скинули мои сумки, откуда таинственным образом пропал кошелёк с содержимым.
В этом году была нехватка вертолётов в Киргизии, из-за чего они арендовали их у ВМС Казахстана. Туристов не могли несколько дней вывезти из Хан-Тенгри, банально вертолёт не прилетал, не успевая работать на всех направлениях.
Из-за чего часть группы была счастлива, что можно ещё погулять по горам и ледникам, а другая была несчастлива, так как ей казалось, что ситуация вышла из-под контроля и надо срочно звонить в МЧС и Красный Крест. Сюда же можно внести проблемы с частыми отменами или переносами рейсов, потерей багажа и прочим.
Высокая вероятность того, что траты на организацию окажутся выше запланированных расходов. Вы можете забыть заложить в стоимость городские таксы и налоги за проживание или аренду белья, что может стоить больше аренды гостевого домика, как это часто бывает в Норвегии.
Или, например, невнимательный китаец припаркует машину рядом с вашей и, открывая дверь, поцарапает ваш арендованный автомобиль. В следующий раз вы уменьшите франшизу до нуля, оплатив страховку, но в неё не входят повреждения колёс и стёкол, а камень так не вовремя прилетит именно в ваше лобовое.
А если ещё вспомнить песчаные бури, которые частенько бывают на юге Исландии и никогда не входят в стандартный вид страхования, только если брать дополнительную опцию. А потом окажется, что полная страховка стоит как половина автомобиля.
Зачастую многие ездят в путешествия без медицинской страховки. Это ошибка. Я всегда стараюсь включать медицинскую страховку в стоимость, если это не что-то сильно специфическое, даже если у туристов есть якобы своя страховка «от банка».
Часто люди банально могут простудиться из-за плохо подобранной одежды или кондиционера в машине.
Я попадал в ситуацию, когда был туристом на судне, и команда, рискуя нашими жизнями, вывела нас в десятибалльный шторм в проливе Дрейка. А на Шпицбергене принимающая сторона, а точнее их гиды, неверно оценила ледовую обстановку на фьорде, из-за чего параллельная с нами группа ушла со снегоходами под воду.
Старайтесь никогда не иметь посредников в лице туроператоров или локальных гидов. Необходимо создать такие условия, чтобы вы не зависели ни от кого, только рассчитывали на свои силы. Простой пример: те же самые яхтсмены отменили проплаченную мною экспедицию в Гренландию за пару дней до выезда. При этом они все так же возят людей в Антарктиду, пренебрегая техникой безопасности.
Как рассказывают мои подписчики, до сих пор цифровая радиостанция не соединена с GPS — цифровой сигнал о бедствии в случае ЧП уйдёт без координат. Случись что-то на маршруте в горах или на море — за жизнь людей отвечать будете вы.
Есть мнение, что экспедиции в таком формате будут жестко регулироваться после какого-нибудь печального инцидента. Зачастую организацией путешествий занимаются люди без опыта, отчего туристы рискуют попасть в сложную ситуацию. Невозможность решить простые проблемы и неудобства приводят к конфликтам.
Часто отказ даже одного человека может привести к тому, что поездка будет не прибыльной. Замену для таких поездок перед вылетом найти крайне сложно. При высокой себестоимости туров (не Азия) это всегда большие риски.
Я знаю истории людей, которые летели на Бали с одним из организаторов туров, но только в аэропорту узнали о том, что для въезда необходимо, чтобы срок действия загранпаспорта составлял не менее шести месяцев на момент въезда.
Авиакомпания на рейс их не посадила, деньги за тур они не вернули. Нюансов таких немало, например, кто-то покупает билеты в Лиму через Нью-Йорк, не зная, что транзитной зоны в США не существует, а кто-то летит в Рио-де-Жанейро через Мюнхен и Дюссельдорф, не подозревая, что для внутришенгенского рейса нужна виза.
Вся эта история с экспедициями подпадает под туроператорскую деятельность со своими сложностями в виде многомиллионных страховых взносов и прочего. Одна из задач организатора — как хитро и грамотно оформить договор. В случае каких-то проблем закон, скорее всего, встанет на сторону туристов. Поэтому большинство работает вовсе без договоров, решая возникшие проблемы по мере поступления путём переговоров.
В экспедициях важен микроклимат и однородность группы. Те, кто набирает разношерстную компанию, как правило, встречаются с тем, что команда начинает делиться на группы по интересам или по возрасту.
Поэтому легко искусственно собрать команду единомышленников через тематические экспедиции (бегуны, йоги, мамочки, любители трекингов и походов, сёрферы, детокс-туры и прочее). Сделать универсальный продукт для всех не получится. И стараться делать этого и не нужно.
С каждым днём организаторов туров становится всё больше и больше, увы, по моим наблюдениям, большинство пытаются раскрутиться, лишь демпингуя и экономя на издержках (в первую очередь это слабые гиды, плохие условия для проживания, тесные автомобили низкого класса), в результате чего появляются негативные отзывы на всю сферу деятельности.
Многие блогеры решили, что это «лёгкие деньги» — собирать группу, имея аудиторию лояльных подписчиков. В результате появляются в сети громкие разоблачения и скандалы.
Я участвовал в курсе по обучению гидов. По моей статистике, из ста человек через год продолжают заниматься «работой мечты» от силы три-четыре человека. Если вы всё же мечтаете влиться в это движение, то дам пару советов для начинающих организаторов.
Психологи утверждают, что эмоции, пережитые в группе, чувствуются и запоминаются намного ярче и острее, чем в одиночку. После одной из первых экспедиций ко мне подошли ребята и говорили, что если бы они посетили все те же самые места, но вдвоём, то не испытали бы таких же эмоций. Более того, даже небольшие негативные инциденты, что случаются, только сплочают (?) коллектив, заставляя преодолевать все трудности вместе.
Опытный и раскрученный организатор при наличии своей лояльной аудитории, проверенного популярного маршрута может зарабатывать за одну поездку до 300-500 тысяч рублей. Эта сумма может быть и выше, может быть и заметно ниже — зависит от принципов и методов работы (привлечения других известных блогеров, расходов на пиар и таргетинг в соцсетях). А можно оказаться в глубоком минусе, если группа не наберётся.
Самые высоко маржинальные поездки: много людей, низкие издержки в недорогой стране, ноль переездов, одна цель (бег, йога, сёрфинг, фотошутинг, ретрит, да хоть бизнес-тренинги) с экспертом (коучем, блогером, фотографом). В основном это недорогие азиатские направления: Бали, Шри-Ланка, Непал. Или экзотика в виде трекинга в Перу или теперь уже классическая и популярная в любое время года Исландия.
Если материал кажется интересным, задавайте вопросы в комментариях — постараюсь ответить.