Что такое экспертный опрос
Экспертный опрос
Экспе́ртный опро́с — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности.
Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.
В практике социологических исследований используется:
Содержание
Надёжность оценок и решений, принимаемых на основе суждений экспертов, достаточно высока и в значительной степени зависит от организации и направленности процедуры сбора, анализа и обработки полученных мнений.
Сама процедура предполагает:
Может оказаться необходимой также:
Роль эксперта
Эксперт может участвовать в опросе как:
Сравнение с другими методами
Результаты опроса групп экспертов существенно отличаются от решений, формируемых в результате дискуссий на заседаниях комиссий, где может возобладать мнение авторитетных или всего лишь «напористых» участников. Это не означает, что индивидуальное мнение конкретного специалиста или решение такой комиссии не значимо. Однако соответствующим образом обработанная информация, полученная от группы экспертов, как правило, оказывается более достоверной и надежной.
Подбор экспертов
Количество членов экспертной группы значительно меньше в сравнении с количеством респондентов, опрашиваемых при массовом опросе. Отбор экспертов, формирование экспертных групп — достаточно сложная задача, результат которой в наибольшей степени определяет эффективность метода и правильность полученных решений.
Предварительная группа
Подбор специалистов для участия в экспертном опросе, начинается с определения научных, технических и административных проблем, непосредственно связанных в решением поставленной задачи.
Составляется список компетентных в необходимых областях лиц, который служит основой для выбора экспертов.
Формирование группы потенциальных экспертов начинается методом «снежного кома». Оценив число возможных кандидатов в эксперты, решается вопрос о численности экспертной группы.
Оптимальное количество вряд ли возможно определить точно, но очевидно, что в малой группе экспертов на итоговую оценку оказывает излишнее влияние оценка каждого из экспертов. Слишком большое число экспертов затрудняет формирование согласованного мнения. Кроме того, при увеличении числа участников уменьшается роль нестандартных мнений, отличающихся от мнения большинства, но не всегда оказывающихся неправильными.
Принципиальное значение имеет возможность обеспечения «равноправия» учёных-специалистов различных направлений, различного уровня компетентности с учётом специфики исследуемой проблемы.
Тем не менее, можно установить некоторые общие требования, подразумевающие выяснение следующих параметров:
Реестр качеств, которыми должен обладать «идеальный» эксперт, с которым предпочтительно работать:
Рабочая группа
Для отбора специалистов в рабочую группу используют некоторые простые статистические способы и приемы, а также их комбинацию.
Так, подбор экспертов может быть:
Кроме указанных способов возможен расчёт достоверности и точности экспертных оценок, представленных каким-либо из потенциальных экспертов в прошлом. В этом случае специалистов-экспертов можно рассматривать как «прибор», дающий информацию о вероятности каких-либо предстоящих событий или гипотез, объясняющих происходящие события. Следует определить точность и достоверность этой информации, подобно тому, как это делается для измерительных приборов. Рассматривая эксперта именно в таком ключе, определяют достоверность и точность его оценок по результатам прошлой деятельности. Для этого рассчитывают степень надёжности эксперта, под которой понимается относительная частота случаев, когда эксперт приписал наибольшую вероятность гипотезам, впоследствии подтвердившимся (то есть количество прогнозов, сделанных экспертом вообще делится на количество сбывшихся прогнозов). Под степенью точности эксперта при вынесении им суждения о значении вероятности для некоторого события понимается степень соответствия его персональной оценки корректности того класса гипотез, которым он приписал эту вероятностную оценку. Понятие надёжности и точности эксперта базируется на предположении о том, что существует класс задач для решения которых эксперт либо подходит, либо не подходит.
Подготовка экспертов к работе
Работа социолога, организующего экспертный опрос, включает в себя ещё и подготовку экспертов к работе, в частности обеспечение их максимально объективными данными по проблеме. Следует заботиться о достаточной информированности участников об источниках возникновения исследуемой проблемы и путях решения сходных проблем в прошлом.
В работу социолога входит:
Особые требования
Необходимо, чтобы условия проведения опроса способствовали получению наиболее достоверных оценок. С целью обеспечения независимости оценок, следует по возможности устранять взаимовлияние экспертов и уменьшать воздействие посторонних факторов. Большое значение имеет правильная формулировка вопросов опросника, позволяющая выразить отношение эксперта относительно каждого вопроса в виде количественной оценки и возможность согласования оценок, полученных от разных экспертов. Если форма опроса экспертов предполагает их очное взаимодействие, необходимо заботиться о том, чтобы мнения наиболее известных и авторитетных экспертов не задавали тон всех остальных дискуссий (для этого при выступлении сначала предоставляется слово «простым» участникам, а потом наиболее известным и авторитетным).
Формы проведения
Выбор вариантов работы с экспертами (очная или заочная форма) определяется спецификой проблемы и ситуацией. Очные варианты работы с экспертами позволяют собрать более качественную информацию, хотя есть сложности организационного порядка и взаимовлияния экспертов. Заочные же формы работы с экспертами дают возможность пренебрегать географическими рамками при опросе экспертов, исключает взаимовлияние их, однако делает работу экспертных групп не оперативной.
Метод экспертного опроса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Метод экспертного опроса
Метод экспертного опроса — это особый социологический способ получения данных об объекте при помощи экспертов в определенной области.
Примерно с середины прошлого века метод экспертных оценок окончательно обрел форму самостоятельного инструмента научных и практических и прикладных исследований.
Сами экспертные оценки представляют собой мнения экспертов по какой-либо из проблем, входящих в их компетенцию. Круг задач социальной экспертизы довольно широк. Задачей может быть процесс прогнозирования социальных явлений и процессов в той или иной сфере, процесс оценки скорости их сближения, периодичности возникновения. Задачи управления социальной экспертизой работают над определением главных блоков проблем и удачных направлений развития того или иного объекта, уточнением целей и имеющихся задач данного развития, прогнозом как внешних, так и внутренних факторов, его определяющих. Рассмотрение альтернативных вариантов самого развития является еще одной областью применения экспертных усилий.
Вот почему функциональная экспертиза призвана решить проблему получения данных сведений об объекте, которые недоступны другими методами, информации о скрытых, скрытых проблемах, не полностью отраженных практиками и научными группами. Важно, что социальная экспертиза помогает оценить всю глубину конкретной проблемы, ее скрытый «потенциал», имеющиеся риски, которые связаны с развитием той или иной ситуации. К тому же, эксперты должны и способны оценить возможность будущих событий, рассчитать альтернативные способы, обосновать выбор какого-то определенного решения социальной проблемы, найти способы прогноза на будущее.
Готовые работы на аналогичную тему
Главными задачами экспертов являются как выработка абсолютно новых знаний, так и процесс систематизации уже существующих научных и практических разработок, создание грамотной и всесторонней оценки объекта, какого-то определенного явления или процесса, формирование структуры и перестройка существующих подходов к решению самых разных социальных проблем. Для того, чтобы данные функции реализовались, используются различные виды социальной экспертизы, которые имеют разные методологические стратегии и набор методов.
Виды методов экспертного опроса
В процессе экспертных опросов применяется несколько методик, которые представляют собой сочетание методов:
Методы лицом к лицу включают в себя:
Используя метод бесплатного собеседования, социолог лично обращается к эксперту, не имеющему жесткого, заранее составленного плана беседы. В этом случае интервью приобретает интеллектуальный характер, с его помощью некоторые теоретические аспекты проблемы представляются более точно, интерпретируются концепции и выявляются основные направления исследований. Для решения этих проблем используется круг специалистов в количестве не более 10-15 человек. Здесь необходимо осознать, что узких специалистов по изучаемой проблеме не так много, и названного числа вполне достаточно для достижения цели.
Преимущества описанных очных методов в том, что они предполагают прямой контакт с представителями экспертного сообщества и дают надежные результаты. Однако именно прямое взаимодействие экспертов часто приводит к негативным явлениям, связанным с давлением властей на мнения, точки зрения и позиции менее статусных коллег.
Разновидностью сочетания очного и заочного, опросного и игрового, индивидуального и группового методов являются методы индивидуальной и коллективной работы.
Индивидуальная работа эксперта начинается с того, что эксперту задается задача и указывается время, необходимое для ее работы. Эксперт свободен в способах работы над проблемой, он формулирует свои мысли о ее решении в письменной форме (входит в «записную книжку»). На основе этой работы, во-первых, принимается решение принять его в экспертную группу, а во-вторых, обсудить его позиции на семинаре экспертов, которые формируют обобщенное экспертное мнение по проблеме.
Методы переписки, в отличие от штатных, проще в организации и рентабельны, хотя это несколько снижает их эффективность и надежность. Методы переписки включают в себя: написание материалов в виде аналитической записки эксперта; опрос с помощью анкет; Метод Дельфи. Кратко остановимся на каждом из них.
Экспертная оценка, содержащаяся в отчете эксперта, основана на анализе проблемы (процесса, явления) и тщательно подготовлена экспертом. Она (оценка) может использоваться социологом для определения круга исследовательских задач, требующих его решения. Его преимуществом является тщательное изучение проблемы и ее деталей, недостатком является возможность сдвига анализа, выполненного в направлении, которое не представляет интереса для исследователя.
Анкета, отправляемая экспертам, представляет собой список вопросов с просьбой предоставить подробные письменные ответы на них в свободной форме (фактически, это как открытая анкета). Анкета также может содержать вопросы формализованного характера. В этом случае полученная информация подлежит не только качественному, но и количественному анализу.
Опрос экспертный
Опрос экспертный метод получения первичной социологической информации путем опроса экспертов высококвалифицированных специалистов по исследуемой проблеме. О. э. является эффективным, а иногда единственным методом решения широкого круга не полностью формализуемых задач в различных областях общественной жизни, в первую очередь в сфере наук о человеке. В итоге О. э. получают экспертные оценки (в виде советов, мнений, рекомендаций, проектов решений), используемые как основание для принятия решений. Основными этапами О. э. являются разработка концептуальной схемы и программы, постановка задачи, снабжение экспертов необходимой первичной и дополнительной информацией, выработка оценок, их согласование при необходимости выработки группового решения, фиксировние результатов и их обработка. В процессе опроса эксперт выступает полноправным его участником, осведомленным о целях и задачах исследования.
Его информированность, сочетание творческой активности и самостоятельности являются важными сторонами успешной экспертизы. Суждения экспертов это обычно результат интуитивно-логического анализа с широким использованием профессионального и всего жизненного опыта, включая систему установок и ценностных ориентации. О. э. осуществляется в различных формах, выбор которых определяется в первую очередь целью социологического исследования, наличными ресурсами, возможностями обработки полученных данных и т. п. Можно предложить следующие принципы классификации форм О. э.: 1) по форме общения (очный, заочный), по способу общения (устный, письменный), по итерационности (разовый, повторяющийся); 2) по форме организации труда (индивидуальная, коллективная), по форме общения (непосредственная, опосредованная), по форме обратной информационной связи (информация обобщенная, дополнительная, мотивационная); 3) по процедуре принятия результатов (консенсус, большинство); по виду экспертной оценки (мнение, рекомендация, решение) и др. С практической точки зрения достаточным оказывается сочетание двух признаков (итерацнонность опроса и организация труда экспертов) для получения четырех основных форм опроса: 1) разовый индивидуальный опрос (анкетирование или интервью): 2) однократный коллективный опрос (дискуссия, совещание, мозговой штурм); 3) индивидуальный опрос в несколько туров (дельфийский метод); 4) коллективный опрос в несколько турив (дискуссия, совещание, многоступенчатый экспертный опрос).
Специфика О. э. в разной степени проявляется в его основных формах. К числу процедур О. э. можно отнести классифицирование (группировка объектов или признаков, выделение определяющих признаков или индикаторов), шкалирование (использование готовых шкал и построение шкал в результате обобщения данных экспертного опроса) и оценивание при измерении предпочтений (ранжирование, задание весовых коэффициентов, балльная оценка, парные, множественные и последовательные сравнения). О. э. в современном виде базируется на комплексном использовании идей, методов, приемов и процедур не только социологии, но и целого ряда других наук.
Полезное
Смотреть что такое «Опрос экспертный» в других словарях:
Экспертный опрос — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы. В… … Википедия
Опрос — ( термин происходит от выражения «верхушка головы», когда то «подсчёт голов» был основным методом социологического исследования; греч. avakpinо опросить) – 1. изучение общественного мнения по актуальным социальным проблемам, основанное на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ОПРОС — метод непосредственного (интервью ) или опосредованного (анкета ) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования. В настоящее время… … Социология: Энциклопедия
ИНТЕРВЬЮ — наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. И. по сравнению с другими видами опроса… … Социология: Энциклопедия
ОМНИБУС — [от лат. omnibus всем, каждому] в XIX в. во фр. яз. означало «конная общественная карета с платным местом для пассажиров и регулярным маршрутом», в современном научном языке это регулярное (ежегодное, ежеквартальное и даже ежемесячное) составное… … Маркетинг. Большой толковый словарь
Немцов, Борис Ефимович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Немцов. Борис Ефимович Немцов … Википедия
Экспертное оценивание — Экспертное оценивание процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора). Содержание 1 Виды экспертных оценок 2 Этапы экспертно … Википедия
Борис Ефимович Немцов — Борис Немцов на московской конференции движения «Солидарность». Ноябрь 2008 года … Википедия
Борис Немцов — Борис Ефимович Немцов Борис Немцов на московской конференции движения «Солидарность». Ноябрь 2008 года … Википедия
Экспертный опрос
Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.
В практике социологических исследований используется:
для прогноза развития того или иного явления
для оценки степени достоверности массового опроса
для сбора предварительной информации о проблеме исследования (зондаж)
в ситуациях, когда массовый опрос простых респондентов не возможен или не эффективен.
Надёжность оценок и решений, принимаемых на основе суждений экспертов, достаточно высока и в значительной степени зависит от организации и направленности процедуры сбора, анализа и обработки полученных мнений.
Сама процедура предполагает:
* анализ исследуемой ситуации
* выбор группы экспертов
* выбор способа замера экспертных оценок
* процедуру непосредственной оценки работы экспертов
анализ полученных данныхМожет оказаться необходимой также:
* проверка входных данных, используемых для экспертных оценок
* изменение состава экспертных групп
* повторные замеры по тем же вопросам с последующим сопоставлением результатов с объективной информацией, полученной другими методами.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Оценить ту или иную программу в широком смысле — значит сравнить интересующие показатели до и после проведения программы, на основании чего можно сделать выводы относительно её эффективности. Однако для проведения подобного сравнения необходим большой массив достоверных сопоставимых данных как минимум за два периода, без оценки которых результаты реализации программы останутся не выявленными. Самым очевидным способом сбора необходимых данных являются опросы.
Проектная сеть — технологическая платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для предоставления возможности самоорганизации участникам, обладающим ключевыми компетенциями, в проектную команду, для выполнения мероприятий с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта.
Надёжностью называется один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида надёжности — надёжность как устойчивость и надёжность как внутреннюю согласованность.
Обработка аналитических иерархий (Analytic Hierarchy Process, AHP) — структурированная техника принятия комплексных решений (en:MCDA). Она не дает ответа на вопрос, что правильно, а что нет, но позволяет человеку, принимающему решение, оценить, какой из рассматриваемых им вариантов лучше всего удовлетворяет его нуждам и его.
В современном мире под термином «медиа» в первую очередь ошибочно подразумевают только средства массовой информации, но по своей изначальному смыслу под «медиа» следует понимать любые средства коммуникации. Медиа- это любой посредник между людьми, между человеком и средой, это любой способ передачи какой-либо информации. Например, медиа могут быть не только ТВ, радио, газета, социальные сети и т.д. но и такие специфические вещи как танец, фотография, картинка, дневник, предмет гардероба или даже.
Методы прогнозирования в экономике — это совокупность научных методик, которые используются специалистами для разработки оптимальных алгоритмов дальнейшего развития различных сфер экономики каждого конкретного государства или мировой экономики в целом.
Поискóвые исслéдования – это выполнение определенных действий, направленных на получение новых знаний или пополнение багажа уже существующих путем изучения и анализа новых объектов, территорий, банков данных и т.п. Состоят из последовательного логического выполнения определенных организационно-технических, методологических и методических процедур, основанных на постоянном и непрерывном поиске, анализе и систематизации полученной информации. Такой тип исследований может быть связан с изучением новых.
Вопрос научного обоснования нейролингвистического программирования (НЛП), соотношения НЛП и науки, а также критического научного рассмотрения феномена НЛП стоит со времени создания НЛП в начале 1970-х.
Качественный метод исследования – это метод сбора, обработки и анализа информации об индивидах. Объектом интереса качественных исследований являются индивиды как исполнители социальных ролей. Предметом исследования качественных исследований является «характер исполнения роли (вариации социального выбора)».
Что такое экспертное интервью: рекомендации
Узнайте о преимуществах, недостатках и задачах, которые решает экспертное интервью
Экспертное интервью — это беседа с отраслевым специалистом, которая является одним из методов маркетингового исследования.
Содержание
Задачи экспертного интервью
С помощью экспертного интервью компании собирают информацию о закрытых сегментах рынка и специфических группах потребителей, узнают мнение компетентного специалиста, а также получают прогнозы касательно развития отрасли. В некоторых случаях для полноты картины интервьюер опрашивает нескольких экспертов, имеющих разные точки зрения. Давайте посмотрим, какие задачи можно решить с помощью экспертного интервью:
Экспертное интервью используют для прогнозирования, исследования, планирования и решения других маркетинговых задач. В следующем разделе вы узнаете, какие у него есть плюсы и минусы.
Преимущества и недостатки экспертного интервью
На основании результатов экспертного интервью компании вносят изменения в свою маркетинговую стратегию, принимают стратегические решения для укрепления позиций на рынке и повышения конкурентоспособности. Ознакомьтесь с преимуществами этого вида маркетингового исследования:
Однако, у экспертного интервью есть и недостатки:
Для проведения качественного экспертного интервью необходимо участие опытного интервьюера. В противном случае исследование может зайти в тупик, привести к неправильной интерпретации данных, искажению действительности и другим негативным последствиям. Чтобы экспертное интервью принесло максимум пользы, ознакомьтесь с полезными рекомендациями для его проведения.
Как проводить экспертное интервью
Подготовка экспертного интервью — это трудозатратный процесс, требующий тщательной подготовки интервьюера и проработки вопросов. Чтобы получить качественное исследование, важно учесть ряд факторов. Давайте разберем пошаговый план подготовки экспертного интервью.
Экспертное интервью используют как дополнительный метод маркетингового исследования или самостоятельный способ получения информации. Главное при проведении опроса — сфокусироваться не на личности специалиста, а на знаниях, которые можно от него получить. Конечно, опрос одного или нескольких экспертов не даст вам собрать большой объем данных. Поэтому, если вам необходимо провести более фундаментальное исследование, используйте глубинное интервью.