Что такое экспортная пошлина

Расчет таможенных платежей

Обязательное условие для экспорта и импорта товаров — внесение таможенных платежей. К ним относятся ввозные и вывозные пошлины, ввозные акциз и НДС, а также таможенные сборы. Они определяются участниками внешнеэкономической деятельности самостоятельно. Таможня производит расчет платежей только в некоторых случаях, предусмотренных законом. В статье мы приводим общий порядок вычисления сумм для уплаты при экспорте и импорте.

База для расчета платежей и вычисление пошлины

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Шаг 1. Определяем базу

В качестве основы для расчета пошлины принимается либо таможенная стоимость товара, либо его физическая характеристика — как правило, количество. Иногда базы комбинируются. Какую выбрать базу, зависит от типа тарифа. Ставки пошлины могут быть:

Специфическая ставка требует знания количества единиц для обложения (партии, метры и т.д.) Эти сведения берутся из документов на поставку. При определении базы для адвалорного тарифа могут возникнуть вопросы. В Таможенном кодексе ЕАЭС представлены пять основных способов расчета стоимости товаров при импорте. Они выстроены по приоритету в зависимости от точности. Если невозможно применить более корректный способ, используется следующий по значимости.

Кодекс предусматривает резервный метод, который используется, если невозможно сделать подсчет другим способом. Например, можно взять стоимость идентичных или однородных товаров, привезенных из других стран, а не из государства-экспортера.

При экспорте продукции применяются те же способы вычисления стоимости за исключением метода вычитания.

Шаг 2. Считаем размер пошлины

Формула для адвалорной пошлины — это произведение стоимости товара и ставки. Для специфического тарифа пошлина равна произведению количества единиц товара на нужную ставку.

Ставки по импортируемой продукции представлены в документе под названием «Единый таможенный тариф ЕАЭС» (утвержден Решением Совета ЕАЭС от 16 июля 2012 № 54). Ставки по экспорту установлены Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2013 № 754.

Прочие таможенные платежи: НДС, акцизы и сборы

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Шаг 3. Начисляем акцизы

При импорте подакцизных товаров придется начислить акцизы. Ставка налога, как и пошлина, может быть адвалорной, специфической и смешанной. Правила расчета также совпадают. За базу для адвалорной ставки берется сумма стоимости товаров и рассчитанной пошлины.

При поставке товаров на экспорт акциз не уплачивается. От продавца потребуются только документы, подтверждающие экспортную операцию.

Шаг 4. Начисляем НДС

При экспорте ставка налога составляет 0%. Поэтому сумма к уплате не увеличивается. Как и в случае с акцизами, понадобится пакет документов, подтверждающих экспорт.

Импортный НДС начисляется по ставке 0%, 10% или 20% (с 1 января 2019) в зависимости от вида товаров. Она умножается на сумму таможенной стоимости, пошлины и акциза.

Шаг 5. Прибавляем таможенные сборы

Сбор уплачивается за операции, которые совершает таможня в процессе пересечения товарами границы, в том числе, за хранение или сопровождение такой продукции. Как правило, сбор зависит от стоимости товаров. При этом его величина фиксирована. Например, если стоимость товаров равна 100 000 рублей, сбор составит 500 рублей. Точную сумму ищите в Постановлении Правительства РФ от 28 декабря 2004 № 863.

Пример расчета ввозных платежей

Российское предприятие занимается пошивом изделий из хлопковых тканей. Руководство заключило контракт на поставку материалов с иностранной компанией (не из ЕАЭС).

1. Стоимость для начисления пошлины определяется на основе стоимости сделки. Оплата поставщику за ткани составила 10 000 евро. Также компания возмещает контрагенту стоимость доставки до границы в размере 1 000 евро.

Стоимость товара = 10 000 + 1 000 = 11 000 евро.

2. Предположим, код номенклатуры ввозимого товара — 5209 19 000 0. Ставка единого тарифа равна 10% от стоимости.

Пошлина за импорт = 11 000 * 10% = 1 100 евро.

3. Акцизы и ввозной НДС. В нашем случае товар не подакцизный. Поэтому сверх суммы стоимости товаров и пошлины начисляем только НДС. Ставка будет равна 20%.

НДС = (11 000 + 1 100) * 20% = 2 420 евро.

Также в сумму платежей войдет таможенный сбор. Для нашей стоимости товаров он составит 2 000 руб.

Ведите бухгалтерский и налоговый учет импорта и экспорта в Контур.Бухгалтерии — облачном сервисе для малого бизнеса. Здесь есть простой учет, зарплата, отчетность, автоматизация операций и поддержка специалистов, без доплат. Первые 14 дней бесплатны для всех новых пользователей.

Автор статьи: Валерия Текунова

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Источник

Минпромторг РФ не исключил сохранение экспортных пошлин на отдельные виды стали в 2022 г

Как сообщалось, в отношении широкой номенклатуры продукции черной металлургии, а также продукции из алюминия и меди с 1 августа по 31 декабря 2021 года введены вывозные таможенные, которые состоят из базовой ставки 15% и специфического компонента (в долларах за тонну), величина которого рассчитывается в зависимости от вида металла (для цветных металлов) или степени переработки продукции (для черных металлов) с учетом динамики мировых цен по итогам пяти месяцев 2021 года.

Ассоциация «Русская сталь» объясняет стремительный рост цен на арматуру с октября «ожиданиями девелоперов на фоне вмешательства государства в ценовую политику».

В «Русской стали» рассчитывают, что после наполнения складов, которое происходит в настоящее время, стоимость арматуры начнет снижаться.

При этом для эффективного урегулирования вопроса цены на арматуру необходимо совместно с крупными застройщиками провести работу по формированию плана потребности в этой продукции с горизонтом до пяти лет, что «обеспечит возможность прямой контрактации металлургов и девелоперов, в том числе с предоставлением скидок», добавил замминистра.

На данный момент по прямым долгосрочным контрактам отгружено более 650 тысяч тонн стальной продукции для крупных инфраструктурных проектов и социальных строек по заявкам Минстроя.

Стабилизировать цены на арматуру этим летом удалось также благодаря повышению пошлины на экспорт лома, отмечают в Минпромторге.

Летом этого года правительство РФ запустило механизм изъятия части прибыли металлургов от благоприятной конъюнктуры, избрав для него формат временной экспортной пошлины, которые будут действовать с 1 августа до конца года. После, с января 2022 года, на смену экспортным пошлинам придут повышенный НДПИ и акциз на сталь.

Источник

Изменения в ставки вывозных таможенных пошлин с 1 января 2022 года

Постановлением Правительства РФ от 27.11.2021 № 2068 установлены ставки вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, вывозимых за пределы таможенной территории ЕАЭС.

С 1 января 2022 года утрачивает силу постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754, а также другие нормативно-правовые акты и отдельные их положения, определяющие ставки вывозных таможенных пошлин.

Также устанавливаются ставки экспортных пошлин на лом и отходы чёрных металлов в размере 5%, но не менее 100 евро за 1 тонну. Они будут действовать с 1 января в течение последующих 180 дней. Сейчас временная ставка на вывоз лома составляет 5%, но не менее 70 евро за 1 тонну.

С 2 января по 31 декабря 2022 года будут действовать повышенные ставки на экспорт отдельных видов лесоматериалов влажностью более 22% и толщиной и шириной более 10 см. Так, для хвойных пород древесины экспортные пошлины установлены в размере 200 евро за кубический метр, для ценных лиственных пород (дуб, бук, ясень) – от 250 до 370 евро за кубометр. Сейчас ставка на такие лесоматериалы для хвойных пород и дуба составляет 10%, но не менее 13 и 15 евро за кубический метр соответственно, на бук и ясень – также 10%, но не менее 50 евро за кубометр.

Сроком на два года (до 31 декабря 2023 года) продлевается действие нулевой ставки пошлины на вывоз вольфрамовых руд и концентратов.

Также в постановлении действующие ставки экспортных пошлин приводятся в соответствие с седьмым изданием Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и правом ЕАЭС.

Источник

ФТС отвечает на вопросы: таможенные платежи, таможенная стоимость, торговые ограничения, экспортный и валютный контроль, ТН ВЭД, происхождение товаров

Вопросы по направлению деятельности отдела таможенных платежей

Как определить сумму таможенных платежей, подлежащую уплате?

Согласно статье 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся:

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, являются объектами обложения таможенными пошлинами, налогами.

Согласно пункту 1 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов.

Случаи исчисления таможенных пошлин, налогов таможенным органом установлены пунктом 2 статьи 52 ТК ЕАЭС (например, по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов и др.).

Пунктом 2 статьи 51 ТК ЕАЭС определено, что базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»), за исключением случаев, предусмотренных в соответствии с Договором о Союзе, а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами Союза с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате (статья 164 НК РФ).
Подакцизные товары, а также ставки акциза также установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (статьи 181 и 193 НК РФ соответственно).

Для исчисления вывозных таможенных пошлин, в соответствии с пунктом 3 статьи 53 ТК ЕАЭС, применяются ставки, установленные законодательством государства-члена ЕАЭС, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате, если иное не установлено международными договорами в рамках ЕАЭС и (или) двусторонними международными договорами государств-членов ЕАЭС.

Для определения конкретного размера ставки таможенной пошлины необходимо руководствоваться кодом товара, определяемым в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС на уровне десяти знаков и его наименованием.

В соответствии со статьей 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам, взимаемым таможенными органами, отнесены таможенные сборы. Исходя из положений статьи 47 ТК ЕАЭС, таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

Размеры ставок таможенных сборов за таможенные операции определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».

Таможенные представители несут солидарную ответственность с участниками внешнеэкономической деятельности. При этом у таможенного представителя есть личный кабинет, куда направляется уведомление об уплате таможенных платежей и считается полученным на следующий день после его появления в личном кабинете, а у участника ВЭД (декларанта) личного кабинета на сайте ФТС, может не быть, соответственно ему уведомление направляется почтой и уведомление приходит позже. В связи с этим возникает ситуация, когда солидарная ответственность таможенного представителя наступает раньше, чем у декларанта. Необходимо установить равные условия для таможенных представителей и участников ВЭД.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таможенный представитель при совершении таможенных операций несет солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин на основании пункта 4 статьи 405 ТК ЕАЭС.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган на основании пункта 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в порядке и в установленные сроки направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов (далее – уведомление).

Частью 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289) определено, что при солидарной обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов уведомления направляются одновременно плательщику и лицам, несущим солидарную обязанность, с указанием об этом в таких уведомлениях.

Статьей 73 Федерального закона № 289 определено, что срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность). При неисполнении уведомления в указанный срок таможенный орган применяет меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленном порядке.

Уведомление составляется в виде электронного документа или на бумажном носителе. Уведомление в виде документа на бумажном носителе может быть вручено таможенным органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку или направлено по почте заказным письмом. В случае направления уведомления таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма. В случае направления уведомления таможенным органом в виде электронного документа днем его получения считается день, следующий за днем его направления.

В настоящее время уведомления таможенным органом в виде электронного документа направляются участникам внешнеэкономической деятельности посредством использования АПС «Личный кабинет». Предоставление доступа заинтересованным лицам к АПС «Личный кабинет» осуществляется в соответствии с порядком, определенным приказом ФТС России от 3 июня 2019 г. № 901 «Об утверждении порядка использования личного кабинета и организации обмена электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими операторами, правообладателями и иными лицами, а также порядка получения доступа декларантов, перевозчиков, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, правообладателей и иных лиц к личному кабинету».

Порядок доступа к АПС «Личный кабинет» носит заявительный характер. Таможенный орган не может обязать декларанта создать личный кабинет, в том числе для обеспечения «равных условий» с таможенным представителем по срокам получения уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов. Вместе с тем следует отметить, что отношения декларантов и таможенных представителей строятся на договорной основе. При этом вопросы, связанные с оказанием таможенными представителями услуг по таможенному декларированию товаров, как исполнения гражданско-правовой сделки, правом Евразийского экономического союза, а также законодательством Российской Федерации о таможенном деле не регулируются. В связи с чем разрешение вопросов, связанных с уплатой возникшей задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, возможно в рамках договорных отношений, заключаемых между таможенными представителями и декларантами.

Прошу разъяснить порядок заполнения графы «В» при предварительном таможенном декларировании. Возможно ли заполнять только платежи под кодом «1010»? При отсутствии достоверной информации о количестве мест при предварительном таможенном декларировании возможно ли не заявлять количество мест в момент подачи декларации на товар (только описание упаковки)?

Согласно пункту 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин:

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 ТК ЕАЭС при предварительном таможенном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации, за исключением следующих сведений, которые по своему характеру могут быть не известны декларанту на момент подачи таможенной декларации:

Таким образом, сведения о суммах таможенных платежей, подлежащих уплате должны быть указаны в графе «В» ДТ. Вместе с тем, в случае помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров, если иной срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов не установлен в соответствии с ТК ЕАЭС (пункт 9 статьи 136 ТК ЕАЭС).

Сведения о количестве грузовых мест не заполняются только в случае таможенного декларирования товара, перевозимого без упаковки, насыпом, навалом, наливом в оборудованных емкостях транспортного средства. В данном случае указывается код в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов.

Вопросы по направлению деятельности отдела контроля таможенной стоимости

В чем состоят отличия методов определения таможенной стоимости?

Таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при декларировании товаров.

Участник ВЭД заявляет сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе о методе определения таможенной стоимости товаров, а также об условиях и обстоятельствах сделки, которые имеют отношение к определению таможенной стоимости товаров в декларации таможенной стоимости. Определить таможенную стоимость ввозимых товаров можно одним из шести методов:

Основным методом определения таможенной стоимости импортируемых товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) (статья 39 ТК ЕАЭС). При определении таможенной стоимости ввозимых товаров этим методом к цене товаров добавляются дополнительные начисления в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС: расходы на перевозку до места прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза, лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности и т.д. Дополнительные начисления к цене фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Если основной метод использовать нельзя, последовательно применяют каждый из других методов. Основное отличие методов определения таможенной стоимости заключается в основе определения таможенной стоимости товаров. При определении таможенной стоимости методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами используется в максимальной степени стоимость сделки с этими товарами.

На текущий момент не установлен перечень документов, который необходимо предоставлять в целях подтверждения таможенной стоимости товаров для каждого метода в частности, по аналогии с предусмотренным ранее приложением № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости предусмотренному Решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров». Будет ли в ближайшем будущем разработан нормативный документ, предусматривающий аналогичный перечень документов?

Статьей 108 ТК ЕАЭС определен перечень документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации. В том числе, к этому перечню относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.

Да, действительно, ранее Приложением №1 Решения комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» был определен перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (утратило силу с 01.07.2019).

В настоящее время основным документом, определяющим особенности проведения таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров, является Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 42 от 27 марта 2018 года. В документе (пункт 8) зафиксирован перечень документов (пояснений) которые, могут быть запрошены (истребованы) таможенным органом при проведении таможенного контроля:
а) прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения;
б) прайс-листы, коммерческие предложения, оферты продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;
в) таможенная декларация страны отправления (происхождения, транзита) товаров, если заполнение такой таможенной декларации предусмотрено в стране отправления (происхождения, транзита) товаров;
г) документы об оплате ввозимых товаров;
д) отгрузочные (упаковочные) листы;
е) бухгалтерские документы о принятии ввозимых, идентичных, однородных товаров на учет;
ж) сведения о стоимости ввозимых товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов;
з) договоры, в соответствии с которыми ввозимые, идентичные, однородные товары продаются на таможенной территории Союза;
и) пояснения относительно оснований и условий предоставления продавцом скидок покупателю;
к) документы и сведения о физических и технических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, а также об их влиянии на цену ввозимых товаров;
л) документы и сведения о перевозке (транспортировке) ввозимых товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке и проведении иных операций, связанных с перевозкой (транспортировкой) ввозимых товаров;
м) документы и сведения, подтверждающие расходы на производимые после ввоза товаров на таможенную территорию Союза строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование (смета и график проведения монтажных и пусконаладочных работ, акты выполненных работ и т. п.);
н) документы, подтверждающие отсутствие взаимосвязи между продавцом и покупателем или отсутствие влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на стоимость сделки с ввозимыми товарами, в том числе:

о) лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и иные документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым товарам;
п) иные документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перевозке (транспортировке) и реализации ввозимых товаров.

Одновременно с запрошенными таможенным органом документами, декларантом могут быть представлены иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, заявленных в декларации на товары.

Вопросы по направлению деятельности отдела торговых ограничений и экспортного контроля

Нужно ли оформлять декларации о соответствии техническим регламентам ТР ТС 004/2011 и ТР ТС 020/2011, согласно содержащегося в них текста?
ТР ТС 004/2011 содержит следующий текст: Низковольтное оборудование, не включенное в указанный Перечень, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.
И в ТР ТС 020/2011 также написано: Технические средства, не включенные в указанный Перечень, подлежат подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.
Конкретно поименованной продукции для оформления деклараций соответствия и кодов ТН ВЭД к ней на настоящий момент нет.
Или же на сегодняшний момент подлежат оформлению только продукция по перечням № 91 от 24 апреля 2013 года и № 2 от 16 января 2014 года к данным тех. регламентам, то есть нужно оформлять только сертификаты соответствия? Или на все низковольтное оборудование необходимо оформлять декларации соответствия и предъявлять их при таможенном оформлении?

С учетом положений пункта 2 статьи 7 ТК ЕАЭС и пункта 8 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза, ввоз продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, осуществляется в порядке, определенном Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее – Положение). Положение устанавливает случаи и порядок подтверждения соблюдения мер технического регулирования при ввозе продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, на таможенную территорию ЕАЭС.

Соответственно, пунктом 2 Положения предусмотрено, что к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза. Соответственно в отношении декларируемой продукции, включенной в перечни, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 № 91 и Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.01.2014 № 2 одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции.

Согласно положениям статьи 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС.

С учетом положений пункта 2 статьи 7 ТК ЕАЭС и пункта 8 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС, ввоз продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС, осуществляется в порядке, определенном Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее – Положение). Положение устанавливает случаи и порядок подтверждения соблюдения мер технического регулирования при ввозе продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, на таможенную территорию ЕАЭС.

Пунктами 4 и 5 Положения также предусмотрены исключения, в случае которых подтверждение соблюдения мер технического регулирования при ввозе продукции на территорию ЕАЭС не требуется.

Так, в соответствии с пунктом 5 Положения возможность не представлять таможенным органам документы, удостоверяющие соответствие продукции обязательным требованиям, или сведения о таких документах при ее помещении под таможенные процедуры, указанные в пункте 4 Положения, предусмотрена в том числе, если такая продукция ввозится в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов). При этом понятие «единичного экземпляра», «собственного использования» в действующем таможенном законодательстве ЕАЭС отсутствует.

На основании изложенного, допускается ввоз и помещение под таможенные процедуры, указанные в пункте 4 Положения, продукции в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного пользования декларантам, без подтверждения соблюдения мер технического регулирования.

В соответствии с правом ЕАЭС, ст. 27 ФЗ № 184 «О техническом регулировании» продукция должна иметь маркировку единым знаком ЕАС, если на нее распространяется технический регламент Союза при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС. Является ли нарушением процедуры маркировки товара, если на товаре либо его упаковке все же присутствует знак ЕАС, при этом товар не подлежит оценке соответствия. Какая ответственность может наступить для декларанта в связи с этим?

В соответствии с положениями п. 6 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) продукция, соответствующая требованиям технических регламентов ЕАЭС и прошедшая процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения.

Согласно ч. 1 ст. 14.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях маркировка единым знаком обращения продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в установленном порядке, является административным правонарушением.

Организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.46 КоАП РФ в случае одновременного выполнения следующих условий:

В рассматриваемом вопросе первое условие не выполняется, поэтому нанесение единого знака обращения на товары, не подлежащие обязательной оценке соответствия, не может являться административным правонарушением.

С точки зрения отказа в выпуске товаров следует учитывать, что таможенный орган отказывает в выпуске товаров по основаниям, приведенным в ст. 125 ТК ЕАЭС.
В частности, согласно пп. 9 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров при выявлении в рамках таможенного контроля законодательства нарушений в сфере таможенного регулирования.

В целях устранения вышеуказанного нарушения организации следует удалить маркировку с товаров, не подлежащих оценке соответствия.

Регламентировано ли таможенным законодательством ЕАЭС, РФ нанесение маркировки товара знаком РСТ, в случае если товар включен в Перечни, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (ред. от 10.02.2020) «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»?

Если товар включен в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

Сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с юридическим лицом.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены Законом № 184-ФЗ, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Статьей 27 Закона № 184-ФЗ определено, что продукция, соответствие которой подтверждено, маркируется знаком обращения на рынке, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.11.2003 № 696 «О знаке обращения на рынке».

Таким образом, при маркировке товара на этикетке необходимо указать:

Письмом от 20.04.2011 № АЗ-101-26/3310 Федеральным Агентством по техническому регулированию и метрологии Минпромторга России до таможенных органов была доведена информация о наделении полномочиями по отнесению/ неотнесению товаров к объектам технического регулирования организации ОАО «ВНИИС». Является ли заключение ОАО «ВНИИС» однозначно свидетельствующим о принадлежности ввозимых товаров к объектам технического регулирования при таможенном декларировании?

Письмо от 20.04.2011 № АЗ-101-26/3310 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Минпромторга России носит рекомендательный характер и не доведено до таможенных органов в установленном порядке.

В настоящее время заключения ОАО «ВНИИС» не могут быть использованы для таможенных целей в части отнесения к объектам технического регулирования.

Минпромторг России является федеральным органом по техническому регулированию, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений.

Для целей таможенного декларирования в качестве документа подтверждающего принадлежность товара к объектам технического регулирования может быть использованы письменные разъяснения (заключения) по отнесению продукции (товаров) к подлежащей обязательному подтверждению соответствия на территории Российской Федерации, выдаваемые исключительно Департаментом государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Минпромторга России.

Согласно решению Евразийского межправительственного совета от 25.10.2019 № 10 «О некоторых вопросах применения понятия «уполномоченное изготовителем лицо» в отношении лиц, уполномоченных иностранным изготовителем», заявителем при оценке соответствия серийно выпускаемой продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза может являться только то уполномоченное иностранным изготовителем лицо, определенное в абзаце двадцать восьмом пункта 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), которое осуществляет действия от имени изготовителя при выпуске этой продукции в обращение и несет ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза.
Для импортируемых товаров «выпуск продукции в обращение» — это ввоз продукции. Лицо, осуществляющее действия от имени изготовителя при выпуске этой продукции в обращение, — декларант. Таким образом, лицо, уполномоченное изготовителем, заявитель при оценке соответствия серийно продукции и декларант должны быть одни лицом? Подготовлены ли какие либо проекты актов Евразийской экономической комиссии по урегулированию вопросов, связанных с подтверждением соблюдения мер технического регулирования серийно выпускаемой продукции в связи с данным решением?

1) Лицо, уполномоченное изготовителем, заявитель при оценке соответствия серийно продукции и декларант должно быть одним лицом?
Исходя из действующих на сегодняшней день нормативно-правовых актов в области технического регулировании в рамках Евразийского экономического союза круг заявителей при оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза устанавливается соответствующим техническим регламентом и напрямую зависит от выбранной схемы оценки соответствия.

Типовые схемы оценки соответствия утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 № 44 «О типовых схемах оценки соответствия».

В настоящее время допускается применение в целях таможенного декларирования документа о соответствии, заявителем в котором является уполномоченное изготовителем лицо (отличное от декларанта), при наличии соответствующего разрешения от заявителя и подтверждения того, что заявитель действительно является уполномоченным изготовителем лицом.

2) Подготовлены ли какие либо проекты Актов Евразийской экономической комиссии по урегулированию вопросов, связанных с подтверждением соблюдения мер технического регулирования серийно выпускаемой продукции в связи с этим Решением?

Данный вопрос относится к компетенции Евразийской экономической комиссии. Таможенные органы не располагают информацией о разработке нормативно-правовых актов по урегулированию вопросов, связанных с подтверждением соблюдения мер технического регулирования серийно выпускаемой продукции.

1) Таможенные органы не располагают информацией о планируемой разработке нормативного акта по внесению изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 »О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза». Данный вопрос относится к компетенции Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии.

2) Пунктом 5 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Комиссии от 25.12.2012 № 294, предусмотрена возможность не представлять таможенным органам документы, удостоверяющие соответствие продукции обязательным требованиям, или сведения о таких документах при ее помещении под таможенные процедуры, указанные в пункте 4 Положения, в том числе, если такая продукция ввозится в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов).

Таким образом, количество, назначение ввозимой в единичных экземплярах продукции, подлежащей оценке соответствия, исключительно для нужд декларанта, а также цель ввоза должны быть предусмотрены одним внешнеторговым договором.

Следовательно, в отношении таких товаров при их таможенном декларировании требуется представление документов, удостоверяющих соответствие продукции обязательным требованиям, или сведений о таких документах.

Маркировка товара если есть сертификат соответствия или декларация соответствия, то маркировка должна быть на транспортной упаковке, на индивидуальной или на товаре?

Учитывая, что в представленном вопросе отсутствует информация о конкретном наименовании продукции, представляем общую информации о маркировке продукции. В рамках Евразийского экономического союза общие требования к маркировке содержатся прежде всего в Договоре о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее – Договор).

Статьей 52 Договора установлено, что в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках ЕАЭС принимаются технические регламенты Евразийского экономического союза (далее – ТР Союза).

В ТР Союза устанавливаются обязательные требования к объектам технического регулирования, а также правила идентификации продукции, формы, схемы и процедуры оценки соответствия.

Кроме того, ТР Союза могут содержать требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, санитарные требования и процедуры, а также ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования, имеющие общий характер.

Таким образом, требования к маркировке продукции в первую очередь указаны в соответствующих технических регламентах ЕАЭС.

Маркировка продукции призвана представить конечному потребителю и контролирующим органам полную и достоверную информацию о товаре. Она содержит следующие основные сведения:

Согласно требованиям к маркировке импортных товаров, все указанные данные на продукции должны быть приведены на русском языке, а также (при необходимости) на языке государства-участника ЕАЭС. Информация должна быть легкочитаемой, понятной и достоверной. Допускается размещение части данных на прилагаемом к продукции ярлыке или наклеенном поверх «родной» (иноязычной) маркировки стикере.

Единый знак обращения «ЕАС» или Евразийское соответствие (Eurasian Conformity) представляет собой сочетание трех стилизованных букв «E», «A» и «C», графически исполненных с применением прямых углов, имеет одинаковые высоту и ширину, составляет точные пропорции квадрата на светлом или на контрастном фоне.

Область и порядок применения знака регулируется Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения».

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31.03.2020 № 43 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» определен перечень продовольственных товаров, запрещенных к вывозу с территории ЕАЭС. Ограничения действуют с 12 апреля по 30 июня 2020 г. включительно.

Запрет не распространяется на вывоз товаров, перемещаемых в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами таможенной территории ЕАЭС, а также товаров ЕАЭС, перемещаемых между территориями государств-членов ЕАЭС через территории третьих стран.

При этом, в соответствии со статьей 140 ТК ЕАЭС, одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений, установленных статьей 7 ТК ЕАЭС.

Пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС определено, что товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Таким образом, применение установленных запретов и ограничений должно быть соблюдено не только при помещении товаров под таможенные процедуры, но и при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС.

Таким образом, товар «ядро подсолнечника сырое», классифицируемый в подсубпозиции 1206009100 ТН ВЭД ЕАЭС, не может быть вывезен с таможенной территории ЕАЭС после 12.04.2020, т.к. на таможенной территории Евразийского экономического союза установлены единые меры нетарифного регулирования, а именно, установлен запрет вывоза в отношении отдельных видов продовольственных товаров, который приведен в разделе 1.11. Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС экономического союза (далее – Перечень) (приложение № 1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»).

Согласно примечанию к разделу 1.11. Перечня для целей данного раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.

В данном Перечне указано, в том числе, наименование позиции «семена подсолнечника, дробленые или недробленые», классифицируемое субпозиции 1206 00 ТН ВЭД ЕАЭС, которая включает «семена подсолнечника лущеные; в лузге серого цвета и с белыми полосками», классифицируемые в подсубпозиции 1206 00 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Вопросы по направлению деятельности отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров

Возможно ли предоставление копии сертификата происхождения при восстановлении тарифных преференций после выпуска товаров в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 апреля 2020 г. № 36 «О внесении изменения в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран и об особенностях представления сертификата о происхождении товара в условиях распространения коронавирусной инфекции 2019-№Cov» (далее – Решение ЕЭК).

Решением ЕЭК внесены изменения в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 № 60 «Об утверждении Правил определения товаров из развивающихся и наименее развитых стран». На основании этих изменений временно, на период с 18 апреля по 30 сентября 2020 года, заинтересованным лицам предоставлена возможность представлять в таможенные органы копию сертификата формы «А» и получить тарифные преференции в отношении ввозимых товаров до их выпуска.

Таким образом, восстановление тарифных преференций возможно при выполнении требований, указанных в Решении 64, которые предусматривают представление следующих документов:

Восстановление тарифных преференций возможно не позднее 12 месяцев со дня регистрации декларации на товары.

Вопросы по направлению деятельности отдела валютного контроля

Просим уточнить порядок действий уполномоченных банков при непоступлении ДТ из ФТС согласно постановлению Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1459 «О порядке передачи таможенными органами Центральному Банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1459 «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары» Федеральная таможенная служба (далее – ФТС России) обеспечивает передачу уполномоченному банку в электронном виде информации о декларациях на товары, в которых указан номер паспорта сделки (уникальный номер контракта) не позднее 3-х рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами товаров.

Передача ФТС России в электронном виде информации о декларациях на товары уполномоченным банкам осуществляется на федеральном уровне через Центральный банк Российской Федерации и территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба из архивных файлов электронных сообщений, предназначенных уполномоченным банкам, формирует сводный архивный файл и направляет в Центральный банк Российской Федерации для последующего направления уполномоченным банкам.

Уполномоченный банк в случае непринятия архивного файла, содержащего информацию о ДТ, направляет квитанцию о непринятии такого архивного файла в Центральный банк Российской Федерации, который, в свою очередь, направляет в ФТС России.

При получении Федеральной таможенной службой квитанции о непринятии электронного сообщения причина непринятия устраняется. Федеральная таможенная служба повторно формирует электронное сообщение, которое не позднее рабочего дня, следующего за днем получения квитанции о непринятии электронного сообщения, направляется в Центральный банк Российской Федерации и далее в уполномоченные банки.

В случае повторного непринятия архивного файла из ФТС России уполномоченным банком, рекомендуем проинформировать участника ВЭД о не загруженных в ведомость банковского контроля ДТ.

В связи с тем, что обмен информацией между таможенными органами и Центральным банком осуществляется на федеральном уровне, по вопросу передачи информации о зарегистрированной таможенным органом декларации на товары участнику ВЭД необходимо направить обращение на имя начальника Управления торговых ограничений валютного и экспортного контроля ФТС России С. В. Шкляева по адресу: 121087, Москва, ул. Новозаводская, 11/5.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *