Что такое экзекуция после бала
Сочинение: Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
Сочинение: Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») 23.06.201223.06.2012 Aeon
Вопрос 1 экзаменационного билета (билет № 5, вопрос 3)
Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» анализирует проблему насилия в общественной жизни. В основе конфликта рассказа резкий контраст между внешним благообразием и блеском представителей правящего класса и их внутренней сущностью, которая определяется жестокостью и бесчеловечностью по отношению к стоящим на нижних ступенях социальной лестницы.
Композиционно рассказ членится на две части, контрастно противопоставленные друг другу. Первая освещена ярким светом, пронизана праздничной музыкой и видимой красотой человеческих взаимоотношений. Иван Васильевич, от лица которого ведется повествование, молодой влюбленный, для которого предмет его любви озаряет все вокруг и всех делает такими же прекрасными и доброжелательными. Рассказывая подробно о своих чувствах к любимой девушке Вареньке на балу у губернского предводителя, Иван Васильевич уделяет место и изображению Варенькиного отца по имени Петр Владиславич, «полковника с серебряными эполетами»:
«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.
Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки…»
В этом описании видно восхищение рассказчика внешностью отца своей любимой, однако некоторые детали должны насторожить внимательного читателя. Это, во-первых, упоминание о его груди, «небогато украшенной орденами», и указание на тип «старого служаки николаевской выправки». На основании этих двух деталей можно предположить, что служба полковника заключалась не столько в боевых подвигах, сколько в казарменной муштре. Но пока фигура полковника и лихая мазурка в его исполнении вызывают у молодого человека только чувство умиления. Любовь, которую он испытывает к Вареньке, распространяется и на ее отца.
Вторая часть рассказа неожиданно для повествователя позволяет ему увидеть обаятельного старика полковника совсем в ином качестве. На ожидание чего-то зловещего настраивает изменение музыкального лада рассказа.
Действие происходит ранним утром; Иван Васильевич отправляется прогуляться. «Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, а со всех крыш капало… Когда я вышел на поле… я увидал в конце его… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая, музыка».
И затем молодой человек становится невольным свидетелем сцены экзекуции, которой руководит столь почитаемый им отец Вареньки.
Начало сцены описано с использованием излюбленного толстовского приема остранения: герой все видит и слышит, но не может понять, что же происходит: «Я… увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой».
Впечатления Ивана Васильевича становятся все более кошмарными: «Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».
Ну, а как относится к этому полковник? Полученный вскоре ответ вызывает у рассказчика болезненное отвращение: отец Вареньки не только нимало не сочувствует в кровь избитому человеку, нет, он возмущен тем, что один из солдат попытался пощадить несчастного: «Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат.
— Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь?
И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.
— Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидал меня».
Иван Васильевич испытывает стыд; вероятно, полковнику тоже не ко времени встреча с поклонником его дочери, поэтому он и сделал вид, что не узнал молодого человека.
Это событие полностью изменило отношение героя не только к самому Петру Владиславичу, но и к его дочери. Ивана Васильевича поразило глубочайшее несоответствие между показным благородством людей, выглядевших такими красивыми и привлекательными на балу, в среде себе подобных, — и их внутренней бесчеловечной сущностью. У полковника она проявилась в служебном рвении, основанном на жестоком насилии. Иван Васильевич понял, что на балу отец Вареньки надевал своего рода карнавальную маску, чтобы скрыть свою натуру николаевского служаки, для которого подчиненные солдаты лишь пушечное мясо, а не живые люди.
Так отвратительная сцена, случайно увиденная Иваном Васильевичем, раскрыла ему глаза на противоестественность общественных отношений в России, на лживость и лицемерие власть имущих.
Л. Н. Толстой. После бала. В чем вы видите критическую силу рассказа?
Л. Н. Толстой. После бала. В чем вы видите критическую силу рассказа? 10.07.2012 Aeon
Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.
Для того чтобы рассказать о переживаниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце — путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повествование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюдений о том, как от очарования, которое охватило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к трагическому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства провинившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развертываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описываемые на страницах рассказа.
Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?
Рассказ распадается на две контрастные картины и каждая из них резко отличается своей тональностью, которая заметна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тщательно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета — светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехорошей музыке второй картины сопутствует черный цвет и «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное», во что превратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изображению, лишь усиливают эмоциональное воздействие картин.
Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу — «надо все по закону», — соотнести с его поведением во время экзекуции?
Образ полковника на балу и после бала — образ одного и того же человека, который всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изобразить из себя, отступить от своих привычек. И тем сильнее потрясение героя — он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней органичность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник — натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.
В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, «что хорошо, что дурно». Какой ответ на эти вопросы дает писатель в рассказе «После бала»? Какие иллюстрации вы бы нарисовали к произведению Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, «что хорошо» и «что дурно» в картине жизни, запечатленной в рассказе?
В рассказе «После бала» автор дает четкие ответы на вопросы: «что хорошо» и «что дурно». Один из этих ответов — сцена на балу. Второй — сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две контрастные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состояли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллюстрации. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны отношения отца и дочери на балу. Их красота, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызывают благодарный отклик всех, кто их видит. И столь же эмоционально выразительны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощадность, и спокойное отношение к чужому унижению.
Каким предстает Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»? Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?
Ивана Васильевича мы видим человеком, которому не чужды радость от соприкосновения с прекрасным, способность отклика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обрисовке автора представлен добрым, порядочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и показал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окружения судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.
Работая над рассказом «После бала», Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и настойчиво подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?
Хотя Толстой расширял описание экзекуции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.
Контраст этих двух частей рассказа очевиден и сила описания экзекуции все равно подавляет светлые и радостные краски бала.
Именно это и стремился подчеркнуть автор, работая над текстом.
Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив из окончательной редакции рассказа?
Если бы в тексте рассказа осталось такое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком варианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неординарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.
В чем вы видите критическую силу рассказа?
Критическая сила рассказа в решительном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров описания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены.
В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему, как вы думаете, писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?
При выборе названия автор остановился на том заголовке, который подчеркивает важность трагической части повествования, которая произошла после бала.
Сочинения: Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Сочинения: Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала» 23.06.2012 Aeon
Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» был написан в 1902 году. Это время характеризовалось назреванием революционных потрясений в стране, грозивших самим устоям самодержавного строя. На первый взгляд, проблематика рассказа, повествующего о событиях далекого прошлого, никак не связана с текущим моментом. Но это поверхностная оценка.
Произведение состоит из двух контрастных частей. Первую часть занимает сцена бала у губернского предводителя. Ее описание выдержано в приподнятом, восторженном тоне. Это объясняется настроением главного героя Ивана Васильевича, в ту пору студента провинциального университета. Тогда он был молод, богат и влюблен. Его настроением проникнуты и характеристики присутствующих на балу — от хозяев до гостей. По отношению к обоим хозяевам употреблен эпитет «добродушный»; всё окружающее кажется молодому человеку превосходным: бал — «чудесный»; «зала прекрасная»; «музыканты — знаменитые»; «буфет великолепный»… Ну и, разумеется, лучше всех — любимая девушка Варенька: «Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться».
Чувства к девушке естественным образом переносятся и на ее отца — полковника по имени Петр Владиславич.
«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.
Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами».
А когда рассказчик наблюдает за тем, как Варенька танцует со своим отцом мазурку, то испытывает умиление:
«Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», — думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня…»
Когда танец заканчивается, отец Вареньки подводит ее к Ивану Васильевичу и говорит с ним, «ласково улыбаясь».
Вся сцена бала написана в мажорных тонах. Мы вслед за рассказчиком присутствуем на праздничном торжестве, где все люди добры и привлекательны, а отношения между ними просты и добросердечны. И читатель готов в этот момент проникнуться чувствами Ивана Васильевича, который вспоминает: «Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».
В этот момент Иван Васильевич, который на бале видит жизнь повернутой к нему своей парадной стороной, совершенно не задумывается над тем, что у нее есть и изнанка. Эта изнанка парадной жизни предстает перед ним на следующее утро, когда он становится невольным свидетелем сцены жестокой экзекуции. А руководит расправой над несчастным солдатом не кто иной как отец Вареньки. Совсем недавно он ласково улыбался кавалеру своей дочери, но теперь сделал вид, что даже не узнал его. И этот случай стал причиной нравственного перелома в сознании молодого человека. По его словам, «вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».
В проблематике рассказа сцена бала подчеркивает зыбкость привилегированного положения правящих классов, основанного на угнетении и насилии по отношению к социальным низам.
Рассказ Толстого «После бала»: краткое содержание, сочинение для 8 класса
«После бала» – кратчайшее содержание рассказа Льва Толстого, пересказ. Русская литература, 8 класс. Сочинение: полковник на балу и после бала; утро, изменившее жизнь. Анализ рассказа: главные герои и их характеристика, тема, суть рассказа, главная мысль, композиция. Почему произведение названо «После бала»? Художественный прием – антитеза. Против чего направлен рассказ?
«После бала» — рассказ Льва Толстого, написанный в 1903 году, но изданный лишь после смерти автора, в 1911-м.
По сюжету, молодой студент, влюбленный в дочь армейского полковника, утром после бала видит, как отец девушки командует жестоким наказанием солдата — несчастного зверски избивают палками. Из-за этого потрясения любовь главного героя к красавице вскоре угасает, сам он отказывается от мысли о какой бы то ни было службе.
Содержание
Полный текст и аудиокнига
Аудиоверсия доступна на YouTube:
Краткое содержание
Пожилой и всеми уважаемый Иван Васильевич рассказывает в дружеской компании, как вся его жизнь переменилась после одного случая в юности.
Дело было в 1840-х годах, в правление царя Николая I, поборника жесткой дисциплины. Рассказчик тогда учился в неком провинциальном университете, был богат и красив, любил бывать на балах. Он был горячо влюблен в 18-летнюю Вареньку Б.
На балу в последний день масленицы Варенька в белом платье затмила всех других красавиц. Они с Иваном Васильевичем очень нравились друг другу и танцевали почти беспрерывно. В знак любви Варенька подарила ему перышко из веера, и юноша был счастлив.
В конце бала отец Вареньки Петр Владиславович — красивый и статный полковник с усами как у царя Николая I — танцевал с дочерью мазурку. На лице у него сияла ласковая и радостная улыбка. Рассказчик с восторженным умилением любовался на Вареньку и ее чудесного отца.
Иллюстрация В. Келермана
Вернувшись домой под утро, молодой человек не смог уснуть: он был слишком счастлив. Одевшись, он вышел на улицу, где уже рассвело, и пошел к дому любимой. Сердце его переполнялось радостью.
Возле дома Б. он увидел военных. «Татарина гоняют за побег», — объяснил ему прохожий кузнец. Это был прогон сквозь строй — наказание, в ходе которого провинившегося солдата сослуживцы избивали палками. За первый побег полагалось 1500 ударов. Нередко после такой экзекуции человек умирал.
Иллюстрация И. Архипова
Рядом с раздетым по пояс татарином, которого тащили сквозь строй унтер-офицеры, шагал высокий и статный полковник. Иван Васильевич узнал в нем отца Вареньки. Избиваемый солдат лишь всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте». Но его не жалели: вся спина несчастного превратилась в кровавое месиво, а его продолжали бить.
Полковник, заметив, что один из солдат наносит удары недостаточно сильно, стал бить того по лицу: «Я тебе помажу. Будешь мазать? Будешь?».
Иллюстрация В. Келермана
В этот момент полковник Б. заметил кавалера своей дочери. Но сделал вид, что не узнал его, и отвернулся, зло нахмурившись.
С непонятным чувством стыда, словно это он совершил плохой поступок, Иван Васильевич ушел домой. На сердце была невероятная тоска, студенту казалось, что его сейчас вырвет. Заснуть он сумел лишь вечером, мертвецки напившись в компании друга.
Иван Васильевич еще долго думал: раз все считают случившееся нормальным делом, значит, это я чего-то не понимаю? Но за все последующие годы он так и не смог понять и оправдать увиденное. В итоге он не поступил на военную службу, как собирался ранее, и вообще нигде и никогда не служил.
Его любовь к Вареньке вскоре угасла: при виде ее улыбки юноша невольно вспоминал полковника во время экзекуции, и оттого стал избегать встреч с девушкой.
Откуда Толстой взял этот сюжет
В основе рассказа лежит история, случившаяся с братом писателя. Сергей Толстой в юности жил в Казани и был влюблен в Варвару Корейш, дочь офицера Андрея Корейша. Знал эту семью и Лев Николаевич, тоже учившийся тогда в Казани.
Место в Казани, где происходила экзекуция, сейчас является частью улицы Льва Толстого.
Написать рассказ на эту тему Толстой задумал в июне 1903 года, когда записал в дневнике: «Рассказ о бале и сквозь строй». Первоначально автор планировал называть произведение «Дочь и отец» или «А вы говорите». 9 августа того же года Толстой в дневнике сообщил, что рассказ написан за один день: «Написал в один день “Дочь и отец”. Не дурно».
Анализ рассказа: тема, проблематика и композиция
Тема рассказа «После бала» — добро и зло в жизни человека. Лев Толстой показывает, как в душе одного и того же человека любовь к дочери парадоксальным образом уживается с холодной жестокостью к провинившемуся солдату. Глядя глазами главного героя на то, что происходит на балу и после бала, автор демонстрирует чудовищность такого положения вещей. Зло не может мирно соседствовать с добром, жестокость отравляет душу и не оставляет шансов любви, показывает он.
Композиционно рассказ состоит из двух частей. Первая часть — радостная и возвышенная картина бала, где танцуют молодые влюбленные. Вторая часть — тяжелая и давящая сцена с прогоном через строй. Весь рассказ построен на антитезе — художественном противопоставлении.
Смысл названия «После бала» именно в этом противопоставлении. Мир вокруг способен измениться в одно мгновение, если человек готов стать злодеем по требованию момента. Точно так же после бала изменился и молодой студент Иван — но изменился в лучшую сторону. То, что казалось ему важным и прекрасным, померкло, и он решил навсегда изменить свою судьбу, выбрал добро, а не зло.
Характеристика главных героев. Как писать сочинение
Центральные персонажи рассказа — это Иван Васильевич, от лица которого ведется повествование, его возлюбленная Варенька и ее отец-полковник.
Полковник на балу и после бала
Полковник Петр Владиславович Б. предстает перед читателям в двух ипостасях. Вечером на балу он показан как любящий отец и блестящий офицер. Рассказчик с восхищением описывает его внешность, его манеры, его нежность к дочери. Всё в полковнике кажется Ивану Васильевичу проявлением достоинства, всё умиляет: даже сапоги, изготовленные батальонным сапожником, воспринимаются как воплощение скромности, присущей заботливому отцу.
Тем разительнее контраст с тем, как ведет себя полковник Б. наутро после бала. Вся его нежность и благородство улетучились. Офицер становится суровым палачом, который методично мучает провинившегося солдата. Полковник делает вид, что не узнал Ивана Васильевича: возможно, он сам сознает, насколько противоречат друг другу две стороны его личности. Однако он сделал свой выбор и смирился со своей ролью.
Иллюстрация Н.А. Ращектаева
Утро, изменившее жизнь
Иван Васильевич, от имени которого ведется повествование, — немолодой мужчина, заслуживший всеобщее уважение. Он склонен размышлять и задаваться непростыми вопросами.
В юности Иван Васильевич учился в университете, был хорош собой и богат, любил развлечения и не задумывался о сложных вещах. Из рассказа видно, что он умел любить искренне и чисто, собирался связать свою жизнь с прекрасной Варенькой и пойти на службу. Он был полон оптимизма и любви к миру.
Все изменилось после казни солдата, которой командовал отец Вареньки. Юноша, еще не успевший лишиться душевной чистоты, смог увидеть весь ужас происходящего, хотя другие люди считали эту жестокость нормальной.
Вспоминая этот эпизод спустя много лет, Иван Васильевич признавал, что какое-то время пытался оправдать увиденное, но так и не смог этого сделать. Глубокое нравственное чувство заставило его возненавидеть такой порядок вещей и отказаться быть частью этого порядка.
Неизвестно, чем стал заниматься Иван Васильевич вместо военной или статской службы, но один из собеседников упоминает, что благодаря ему многие получили достойное воспитание: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
Смысл произведения. Против чего направлен рассказ Толстого?
Рассказ Толстого можно понимать буквально. Автор осуждает жестокость и зверства, скрывающиеся за благополучным фасадом царской России. Не зря полковник Б. внешне напоминает императора Николая I, заслужившего обидное прозвище «Николай Палкин».
С другой стороны, Толстой поднимается на уровень обобщений. Он заставляет задуматься о конфликте в душе каждого человека. Можно ли искренне любить своих родных, но мучить и калечить чужих людей? Общество считает это нормальным, но разве это не противоречит всем принципам морали? Именно такое двуличие не может принять Иван Васильевич.
Кроме того, «После бала» можно понимать как размышления Толстого о причинах своего разрыва с официальным христианством. Бал проходит в последний день масленицы — Прощеное воскресенье, а провинившегося солдата гонят сквозь строй в Чистый понедельник, первый день Великого поста. Так христианское милосердие оказывается пустым звуком, идея прощения забыта перед лицом армейской дисциплины. Такая вера чужда гуманисту Толстому, и потому он в поисках Бога отворачивается от официальной церкви.
Иллюстрация И. Пчелко