Что такое электронная безопасность
Что такое цифровая безопасность: термины и технологии
В этом материале мы расскажем, что такое цифровая безопасность, какие термины нужно знать, чтобы разбираться в этой теме. Также дадим рекомендации по базовой и дополнительной безопасности, которые помогут защитить данные на ваших устройствах и в Интернете.
Цифровая безопасность – это комплекс мер, направленных на защиту конфиденциальности, целостности и доступности информации от вирусных атак и несанкционированного вмешательства.
Сегодня у многих организаций крайне развитая IT-инфраструктура. Поэтому шансы, что хотя бы один компьютер может заразить всю сеть, увеличиваются. В этом случае каждому сотруднику важно соблюдать цифровую безопасность. Иначе репутация всей организации может оказаться под угрозой. Стоит помнить, что любое устройство, как служебное, так и личное, может стать каналом атаки и угрозой.
Теплица рекомендует регулярно делать аудит безопасности и повышать личную компьютерную грамотность.
Категории защиты
1. Базовая безопасность. Это первостепенные действия по защите компьютера.
2. Цифровая гигиена. В эту категорию входят действия не обязательные, но крайне желательные.
Дополнительная безопасность
Работа в Сети
Почта, онлайн-документы и мессенджеры
Термины, которые стоит знать
Шифрование данных – обратимое преобразование информации в целях сокрытия от не авторизованных лиц с предоставлением в это же время авторизованным пользователям доступа к ней.
HTTPS – это зашифрованный способ передачи информации. В отличие от обычного соединения по HTTP, ваши данные будут зашифрованы перед отправкой. Соединение по HTTPS убережет вас от подмены сайта его копией.
Полная резервная копия диска – процесс, который помогает восстановить операционную систему после атаки, со всем набором программ и настроек.
VPN (от англ. Virtual Private Network – виртуальная частная сеть) – это технология, которая позволяет проложить виртуальный кабель через Интернет в вашу удаленную сеть (сервер).
Двухфакторная идентификация – это дополнительный уровень безопасности ваших аккаунтов. Он гарантирует, что доступ к вашей учетной записи сможете получить только вы, даже если пароль известен кому-либо еще.
Что такое кибербезопасность?
Кибербезопасность (ее иногда называют компьютерной безопасностью) – это совокупность методов и практик защиты от атак злоумышленников для компьютеров, серверов, мобильных устройств, электронных систем, сетей и данных. Кибербезопасность находит применение в самых разных областях, от бизнес-сферы до мобильных технологий. В этом направлении можно выделить несколько основных категорий.
Масштаб распространения киберугроз
Год за годом в мире становится все больше угроз и происходит все больше утечек данных. Статистика шокирует: согласно отчету RiskBased Security, только за первые девять месяцев 2019 года было зафиксировано 7,9 миллиардов случаев утечки данных. Эти цифры превышают показатели за тот же период 2018 года более чем в два раза (на 112 %).
Чаще всего утечке данных подвергаются медицинские и государственные учреждения или организации из сферы розничной торговли. В большинстве случаев причина – действия преступников. Некоторые организации привлекают злоумышленников по понятной причине – у них можно украсть финансовые и медицинские данные. Однако мишенью может стать любая компания, ведь преступники могут охотиться за данными клиентов, шпионить или готовить атаку на одного из клиентов.
Компания International Data Corporation прогнозирует, что если количество киберугроз будет расти и дальше, то объем расходов на решения в области кибербезопасности к 2022 году достигнет 133,7 миллиардов долларов США. Правительства разных стран борются с преступниками, помогая организациям внедрять эффективные методы кибербезопасности.
Так, Национальный институт стандартов и технологий США (National Institute of Standards and Technology, NIST) разработал принципы безопасной IT-инфраструктуры. NIST рекомендуют проводить постоянный мониторинг всех электронных ресурсов в реальном времени, чтобы выявить вредоносный код, пока он не нанес вреда, и предотвратить его распространение.
Национальный центр кибербезопасности (National Cyber Security Centre) правительства Великобритании выпустил руководство 10 steps to cyber security (10 шагов к кибербезопасности). В нем говорится о том, насколько важно вести наблюдение за работой систем. В Австралии рекомендации по борьбе с новейшими киберугрозами регулярно публикует Австралийский центр кибербезопасности (Australian Cyber Security Centre, ACSC).
Виды киберугроз
Кибербезопасность борется с тремя видами угроз.
Как злоумышленникам удается получить контроль над компьютерными системами? Они используют различные инструменты и приемы – ниже мы приводим самые распространенные.
Вредоносное ПО
Название говорит само за себя. Программное обеспечение, которое наносит вред, – самый распространенный инструмент киберпреступников. Они создают его сами, чтобы с его помощью повредить компьютер пользователя и данные на нем или вывести его из строя. Вредоносное ПО часто распространяется под видом безобидных файлов или почтовых вложений. Киберпреступники используют его, чтобы заработать или провести атаку по политическим мотивам.
Вредоносное ПО может быть самым разным, вот некоторые распространенные виды:
SQL-инъекция
Этот вид кибератак используется для кражи информации из баз данных. Киберпреступники используют уязвимости в приложениях, управляемых данными, чтобы распространить вредоносный код на языке управления базами данных (SQL).
Фишинг
Фишинг – атаки, цель которых – обманом заполучить конфиденциальную информацию пользователя (например, данные банковских карт или пароли). Часто в ходе таких атак преступники отправляют жертвам электронные письма, представляясь официальной организацией.
Атаки Man-in-the-Middle («человек посередине»)
Это атака, в ходе которой киберпреступник перехватывает данные во время их передачи – он как бы становится промежуточным звеном в цепи, и жертвы об этом даже не подозревают. Вы можете подвергнуться такой атаке, если, например, подключитесь к незащищенной сети Wi-Fi.
DoS-атаки (атаки типа «отказ в обслуживании»)
Киберпреступники создают избыточную нагрузку на сети и серверы объекта атаки, из-за чего система прекращает нормально работать и ею становится невозможно пользоваться. Так злоумышленники, например, могут повредить важные компоненты инфраструктуры и саботировать деятельность организации.
Новейшие киберугрозы
С какими из новейших киберугроз сталкиваются пользователи и организации? Рассмотрим некоторые из тех, что попали в отчеты правительств Великобритании, США и Австралии.
Троянец Dridex
В декабре 2019 года Министерство юстиции США обвинило лидера группы киберпреступников в участии в атаке с использованием зловреда Dridex. Эта кампания затронула общественные, правительственные и деловые структуры по всему миру.
Dridex – банковский троянец с широким набором возможностей, который появился в 2014 году. Он проникает на компьютеры жертв с помощью фишинговых писем и вредоносных программ. Dridex может красть пароли, данные банковских карт и личную информацию пользователей, которые затем используют мошенники. Размер причиненного им финансового ущерба исчисляется сотнями миллионов.
Чтобы защититься, Национальный центр кибербезопасности Великобритании рекомендует устанавливать на устройства последние обновления безопасности и антивирусное ПО свежих версий, а также регулярно выполнять резервное копирование файлов.
Мошенничество на сайтах и в приложениях для знакомств
В феврале 2020 года ФБР предупредило граждан США о случаях мошенничества на сайтах знакомств, а также в чатах и приложениях. Эксплуатируя стремление найти партнера, киберпреступники выманивают у жертв личную информацию.
Как следует из отчета ФБР, в 2019 году жертвами таких киберугроз стали 114 жителей штата Нью-Мексико, их финансовые потери составили около 1,6 миллиона долларов США.
Emotet
В конце 2019 года Австралийский центр кибербезопасности предупредил организации о распространении киберугрозы под названием Emotet.
Emotet – сложно устроенный троянец, способный похищать данные, а также загружать вредоносное ПО на устройства. Его жертвами часто становились те, кто использовал простые пароли – это в очередной раз напомнило пользователям, что нужно использовать более сложные комбинации.
Защита конечных пользователей
Поговорим о еще одном важном аспекте кибербезопасности – защите конечных пользователей и их устройств (тех, кто использует программу или систему). Часто именно конечный пользователь случайно загружает вредоносную программу на компьютер, ноутбук или смартфон.
Как инструменты кибербезопасности (защитные программы) помогают защитить конечных пользователей и их устройства? В защитных средствах используются криптографические протоколы, которые позволяют шифровать электронную почту, файлы и другие важные данные. Этот механизм не дает киберпреступникам украсть и перехватить данные или получить к ним доступ.
Решения, защищающие конечных пользователей, проверяют их устройства на наличие вредоносного кода, помещают вредоносов на карантин и затем удаляют их из системы. Такие программы могут найти и удалить вредоносный код, спрятанный в основной загрузочной записи (MBR), а также умеют шифровать или полностью стирать информацию на жестком диске.
Защитные средства обнаруживают вредоносные программы в режиме реального времени, многие из них применяют эвристический и поведенческий анализ – следят за действиями вредоноса и его кода. Это помогает бороться с полиморфным и метаморфным вредоносным ПО – вирусами и троянцами, которые могут менять свою структуру. Защитные инструменты умеют изолировать потенциально вредоносное ПО в специальной виртуальной среде (подальше от сети пользователя), чтобы затем проанализировать его поведение и научиться лучше распознавать новые источники угроз.
Профессионалы в области кибербезопасности ищут и анализируют новые угрозы, а затем разрабатывают способы борьбы с ними. Важно научить сотрудников правильно пользоваться защитным ПО. Чтобы защитные средства эффективно выполняли свои функции, они всегда должны быть во включенном состоянии и постоянно обновляться.
Как защититься от атак: полезные советы по кибербезопасности
Предлагаем вам советы о том, как оградить компанию и ее сотрудников от киберугроз.
Больше информации по теме:
Продукты и решения:
Кибербезопасность промышленного предприятия
Для руководителей – что такое информационная безопасность
Информационная безопасность – это защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. Информационная безопасность не сводится исключительно к защите информации. Субъект информационных отношений может пострадать (понести убытки) не только от несанкционированного доступа, но и от поломки системы, вызвавшей перерыв в обслуживании клиентов.
Под безопасностью информации понимается такое ее состояние, при котором исключается возможность просмотра, изменения или уничтожения информации лицами, не имеющими на это права, а также утечки информации за счет побочных электромагнитных излучений и наводок, специальных устройств перехвата (уничтожения) при передаче между объектами вычислительной техники. Также к информационной безопасности относится защита информации от непреднамеренного уничтожения (технические сбои).
Защита информации – это совокупность мероприятий, направленных на обеспечение конфиденциальности и целостности обрабатываемой информации, а также доступности информации для пользователей.
Конфиденциальность – сохранение в секрете критичной информации, доступ к которой ограничен узким кругом пользователей (отдельных лиц или организаций).
Целостность – свойство, при наличии которого информация сохраняет заранее определенные вид и качество.
Доступность – такое состояние информации, когда она находится в том виде, месте и времени, которые необходимы пользователю, и в то время, когда она ему необходима.
Цель защиты информации является сведение к минимуму потерь в управлении, вызванных нарушением целостности данных, их конфиденциальности или недоступности информации для потребителей.
Официальная часть (процедура копировать-вставить с Интернетов) закончена. Теперь неофициальная. Из практики.
Статья эта написана для руководителей компаний, для которых правила НБ РК (регулятора) неприменимы.
Как большая часть руководителей (и не очень) понимают «информационную безопасность»?
Что имеют ввиду работодатели (компании), когда размещают вакансии с упоминанием словосочетания «Информационная безопасность»?
Из практики большая часть ассоциируют информационную безопасность с какими-то техническими средствами, например устройство защиты сети (firewall) или программным обеспечением по слежке за сотрудниками (так называемые DLP — data loss prevention) или антивирусом.
Вышеупомянутые средства относятся к информационной безопасности, но никак не гарантируют сохранность объекта защиты (информации), ее целостность и доступность. Почему?
По очень простой причине — обеспечение информационной безопасности — это процесс, а не какое-либо устройство, программное обеспечение, которые, как большая часть руководителей (и не только) думают, что являются панацеей и защитой.
Возьмем для примера небольшую торговую компанию, с количеством пользователей 50 штук. Под пользователями подразумеваются все сотрудники, имеющие доступ в информационную систему (ИС) компании посредством какого-либо устройства (компьютер, ноутбук, планшет, мобильный телефон). Под доступом в ИС подразумевается любой доступ — к электронной почте, в сеть Интернет, к базам данных, файлам и т.д.
Менталитет руководителей в наших компаниях (в том числе и нашем примере) в корне отличаются от западных — я босс, мне все можно. В том числе и неограниченный ничем доступ в сеть Интернет или возможность устанавливать любое ПО на компьютере. С точки зрения информационной безопасности — такой руководитель и есть основная угроза той самой информационной безопасности. Почему? Потому что он некомпетентен в вопросе информационной безопасности, и думает, как было сказано выше — что если есть системный администратор, либо какое-то дорогое устройство, которое он недавно купил по рекомендации того же системного администратора — все это ДОЛЖНO обеспечить ту самую информационную безопасность. Могу сказать, что ни один специалист и ни одно дорогое устройство вас не спасет от того, если преднамеренно на вашу почту (например mail.ru — так любимую всеми) злоумышленник отправит какое-либо вредоносное ПО, которое не будет вирусом, а например будет каким-то скриптом, который через ваш компьютер позволит получить доступ в вашу ИС. Вы скачиваете файл со своего почтового ящика mail.ru (например он называется «Требования к поставщику.doc» — скрипт запускается (без вашего ведома естественно).
Злоумышленник таким образом получает доступ в вашу сеть, впоследствии тихо разворачивает свою деятельность и вуаля! В один «прекрасный» день вы вдруг обнаруживаете (нужное подчеркнуть):
Многие возмутятся — все это страшилки. Аргументы обычно следующие:
Резервные копии
Резервное копирование — это один из самых основных способов защиты информации — ее целостности, доступности и сохранности.
Устройство безопасности (firewall)
Антивирус
Сколько людей — столько и антивирусов. Антивирус, как было сказано выше, не панацея. Это лишь одно из средств обеспечения безопасности информации, которое не исключает и не отменяет соответствующую настройку операционных систем, групповых политик, прав доступа, регламентированные процедуры резервного копирования, обучение и информирование пользователей основам информационной безопасности и прочие меры, которые могут укрепить бастион информационной безопасности.
Нужно ли вам нанимать сотрудника, специально занимающего информационной безопасностью, либо срочно бежать и закупать маски устройства безопасности (firewall) и антивирусы, чтобы обеспечить информационную безопасность?
Нет. На первом этапе ничего покупать, никого нанимать и делать прочие необдуманные действия — не надо.
Далее приведем упрощенный алгоритм действий, которые необходимо предпринять для построения системы информационной безопасности.
Если ответ на вопрос 0 — «как обычно», можете дальше не терять свое драгоценное время и не читать.
1. Определитесь, что и зачем защищать. Документ, который это описывает обычно называется «Политика информационной безопасности». Документ не описывает каких-то конкретных мер, технических устройств, настроек и прочих действий, требуемых для обеспечения защиты информации.
2. Составьте список ресурсов (технических средств и программного обеспечения) которые имеются в компании. Часто в требованиях к соискателям упоминается перечень ПО и оборудования «Kerio FW, Cisco, Mikrotik, Ubuntu, pfsense» и т.д. Вы что, серьезно думаете, что все это имеющееся у вас в наличии, вас защитит? Скорее наоборот.
3. Создайте и обсудите матрицы доступа пользователей (клиентов, партнеров и т.п.) к информационной системе. Что такое матрица доступа: это когда есть четкий документ кто, куда и какого уровня имеет доступ к ИС системе.
4. Создайте документ, регламентирующий процедуру резервного копирования.
5. Создайте документ, где описываются все средства обеспечения ИБ — физические, технические, программные, административные.
6. Подготовьте и проведите обучающие занятия по информационной безопасности для сотрудников предприятия. Проводите их ежеквартально.
7. Поинтересуйтесь у ответственного сотрудника, сможет ли он обеспечить весь процесс самостоятельно или это требует привлечения третьей стороны (либо найма дополнительного сотрудника)
8. Протестируйте свою ИС на проникновение (так называемый penetration test).
9. Создайте, либо внесите корректировки в следующие документы:
11. Улыбнитесь. Не так страшен черт, как его малюют, если у вас есть хорошо структурированная, прозрачная, понятная и управляемая информационная система. Понятная как для вас (руководителя), для ваших пользователей (сотрудников) ну и надеемся для вашего системного администратора.
Кибербезопасность: как защитить личные данные в сети
Почему стоит выключать геопозицию на фотографиях и зачем периодически менять пароли
Рассказываем о способах защиты личных данных в интернете, которые помогут избежать взлома паролей, потери аккаунта, отслеживания ваших действий в сети и обеспечат безопасность онлайн-общения.
Чтобы узнать на практике, какие существуют киберугрозы, попробуйте поймать кибермошенника и вернуть свой аккаунт. Углубиться в тему поможет бесплатный трёхдневный интенсив от Kaspersky Lab.
Немного статистики
сталкивались с кражей аккаунтов в социальных сетях или играх
теряли данные из-за компьютерного вируса
отметили, что им писали странные сообщения взрослые
сталкивались с мошенничеством с использованием фальшивых сайтов и писем
Защита информации
Сайты, приложения, социальные сети и поисковые системы постоянно занимаются тем, что собирают информацию о пользователях. Полученные данные используются для анализа интересов посетителей страниц, их покупательной активности и спроса, для изучения целевой аудитории и настроек рекламы.
На первый взгляд, это выглядит удобным — браузеры запоминают пароли, хранят данные о поисковых запросах и страницах, которые вы посетили. С другой стороны, этими данными легко могут воспользоваться злоумышленники. Ваш аккаунт могут взломать, а личные данные — передать третьим лицам, которые используют их в мошеннических или других преступных целях. Чтобы этого не произошло, соблюдайте несколько простых правил.
Пароли
Это основной способ защиты ваших личных данных в интернете, поэтому к нему нужно отнестись с особым вниманием.
Изучение политики конфиденциальности
Прежде чем установить приложение или браузерное расширение, воспользоваться онлайн-сервисом или зарегистрироваться в социальной сети, обязательно изучите политику конфиденциальности. Убедитесь, что приложение или сайт не получает права распоряжаться вашими личными данными — фотографиями, электронным адресом или номером телефона.
Разрешения для приложений
Многие приложения запрашивают данные об электронной почте или доступ к камере, фотогалерее и микрофону. Не выдавайте разрешений автоматически, следите за тем, какую информацию запрашивает приложение. В некоторых случаях разумнее вообще отказаться от его использования, чтобы не передавать личные данные о себе неизвестным лицам.
Настройки браузера
Не разрешайте браузеру автоматически запоминать пароли к личным сайтам и страницам, а лучше отключите эту опцию в настройках. Особенно это касается сайтов, где необходимо вводить номера документов или банковской карты. Автосохранение паролей увеличивает риск взлома личных страниц: если злоумышленник получит доступ к вашему компьютеру, ему не составит никакого труда извлечь эти данные из памяти браузера.
Отключите синхронизацию браузера на компьютере и в смартфоне. Если этого не сделать, при утере телефона все личные страницы и аккаунты станут доступны для посторонних.
Чистка сookies
Файлы сookies — это временные файлы интернета, которые хранятся на вашем устройстве и содержат информацию о сайтах, которые вы посещаете. Благодаря сookies сайты помнят ваши логины, пароли, электронную почту, историю интернет-заказов или состав корзины в интернет-магазине. С их помощью также можно отслеживать вашу активность в интернете, ваши интересы и предпочтения. Кроме того, с помощью сookies можно взломать ваш почтовый ящик и получить доступ к личной информации. Время от времени удаляйте файлы сookies на компьютере и в смартфоне. Сделать это можно в настройках браузера.
Блокировка рекламы
Специальные программы, блокирующие рекламу, одновременно отслеживают попытки посторонних программ получить информацию с вашего компьютера, поэтому для защиты личных данных полезно скачать и установить такой блокировщик.
Защищённое соединение
Сайты, содержащие конфиденциальную информацию пользователей (сайты банков, государственных учреждений, онлайн-магазинов), обычно используют специальные протоколы передачи данных. При защищённом соединении данные шифруются с помощью технологии SSL, после чего информация становится недоступна для третьих лиц. Если в адресной строке браузера перед адресом сайта https:// вы видите зелёный замочек, значит, сайт использует защищённое соединение. Обращайте на это внимание, когда вводите на сайте логин, пароль, номер банковской карты или другие личные данные.
Домашний Wi-Fi
Пользоваться открытыми сетями Wi-Fi в кафе или торговом центре небезопасно, злоумышленники могут использовать их для взлома компьютера или смартфона и кражи паролей. В общественном месте не заходите на сайты, которые требуют ввода паролей и личных данных, делайте это по мобильной сети или через домашний Wi-Fi.
Безопасное общение
Одна из главных функций интернета в современном обществе — общение. Люди не только вводят личные данные на сайтах, но и взаимодействуют с другими пользователями: обмениваются информацией, ведут переписку, заводят друзей.
И здесь пользователя подстерегают новые опасности — травля в сети, мошенничество или угроза личной безопасности.
Кибербуллинг
Травля по интернету — это угрозы и оскорбления от агрессивно настроенных пользователей в адрес другого пользователя. Заниматься кибербуллингом в ваш адрес может один или несколько человек. Чтобы не пострадать от подобной травли, соблюдайте несколько правил:
Онлайн-груминг
Грумингом называют различные виды мошенничества в сети, когда преступники обманом втираются в доверие к пользователям и получают от них личные данные или деньги за несуществующие товары и услуги. Часто мошенники пользуются уже взломанными аккаунтами пользователей для рассылки сообщений по списку контактов.
Если ваш друг или знакомый присылает сообщение с просьбой перечислить ему денег на банковскую карту, обязательно уточните у него другим способом (лично, по телефону или в другой социальной сети или мессенджере), что это действительно он.
Мошенники расспрашивают пользователей, особенно детей и подростков, о финансовом положении семьи, о работе родителей, о поездках и других перемещениях, выясняют адреса, телефоны, номера машин. Вся эта информация может быть использована для совершения преступления.
Для защиты от интернет-мошенничества соблюдайте несколько правил:
Что нужно запомнить
🙂 Внимательно отнеситесь к созданию и хранению паролей.
🤐 Изучите политику конфиденциальности сайтов и приложений, запретите вашему браузеру автоматически сохранять пароли, регулярно удаляйте cookies.
🤑 Пользуйтесь блокировщиками рекламы.
🙄 Оставляйте личные данные только на сайтах с защищённым соединением. Не пользуйтесь общественными сетями Wi-Fi для передачи конфиденциальной информации.
😬 Если вы столкнулись с травлей в сети, блокируйте пользователя, который отправляет вам агрессивные сообщения. Обратитесь в службу поддержки сайта или социальной сети, сообщите родителям. Не вступайте в дискуссии с агрессивно настроенными пользователями.
🤯 Чтобы не стать жертвой интернет-мошенников, перепроверяйте всю информацию, полученную по электронной почте или в сообщениях социальных сетей и мессенджеров, не сообщайте незнакомым людям и не публикуйте в открытом доступе личные данные.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter