Что такое электронные информационные ресурсы

Виды электронных ресурсов

1.1. Понятие электронного ресурса

В самом общем случае понятие электронного ресурса можно определить как любую информацию, для воспроизведения которой необходимы электронные устройства. При таком определении понятия электронного ресурса нет указаний ни на тип воспроизводимой информации, ни на ее содержание. Очевидно, что не любая информация предназначена для образования и может использоваться в учебном процессе. Информация для образовательных целей, как правило, характеризуется последовательностью и системностью изложения материала, ориентацией на конкретную аудиторию, нацеленностью на получение заранее заданного результата и рядом других отличительных

Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть фото Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть картинку Что такое электронные информационные ресурсы. Картинка про Что такое электронные информационные ресурсы. Фото Что такое электронные информационные ресурсы

Именно такие ЭОР являются наиболее современными и эффективными при их использовании в образовании и их часто называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), поскольку в компьютерах используются цифровые способы записи, хранения и воспроизведения различной информации. ЦОР представляют собой фотографии, видеофрагменты, модели объектов и явлений, картографические материалы, звукозаписи, текстовые документы и иные материалы, которые могут быть использованы для организации и проведения учебного процесса. С другой стороны, цифровые форматы сейчас используются и для записи аудио/видеоинформации на компакт-диски (CD). Вероятно по этой причине термин ЦОР хоть и используется специалистами не нашел отражения в нормативных документах. Например, согласно межгосударственному

стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру «ЭОР».

По сложности исполнения ЭОР можно разделить на четыре основных типа:

Последний тип ЭОР является наиболее зрелищным и эффективным в обучении. Английское слово multimedia в переводе означает «много способов (сред)». Мультимедиа ЭОР реализуют возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера текста, рисунков, анимации, звука и видеофрагментов в некоторой взаимосвязи, подчиненной определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты высшего качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть фото Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть картинку Что такое электронные информационные ресурсы. Картинка про Что такое электронные информационные ресурсы. Фото Что такое электронные информационные ресурсы

Электронный учебный курс предназначен, как правило, для самостоятельного обучения, но, в отличие от учебника, обеспечивает:

В результате структура комплексного ЭОР по предмету приобретает следующий вид, представленный на рис. 1.3, которую будем называть ИПК структурой. Следует отметить, что чем больше модулей одного типа в интегральном ЭОР, тем такой ресурс является более глубоким и всеохватывающим.

К наиболее сложным ЭОР, которые интегрируют в себе разнообразные передовые технологии относятся экспертные и интеллектуальные обучающие системы.

Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть фото Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть картинку Что такое электронные информационные ресурсы. Картинка про Что такое электронные информационные ресурсы. Фото Что такое электронные информационные ресурсы

Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) относятся к системам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному. При этом в ходе диалога могут обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т.д. В ИОС на основе модели обучаемого (уточняемой в ходе учебного процесса) осуществляется рефлексивное управление обучением. Многие ИОС могут совершенствовать стратегию обучения по мере накопления данных. Отличительным признаком ИОС является то, что они не содержат основных и вспомогательных обучающих воздействий в готовом виде, а генерируют их.

Последние два типа ЭОР широкого внедрения в повседневной практике учебных заведений еще не нашли и могут рассматриваться как инновационные проекты, нацеленные на перспективу.

Источник

Электронные информационные ресурсы

Изучение структуры рынка информационных продуктов и услуг. Организация локального и удаленного доступа к базам данных. Создание электронных версий журналов и библиотек. Преимущества и недостатки поисковых систем. Характеристика программного обеспечения.

РубрикаПрограммирование, компьютеры и кибернетика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления29.06.2015
Размер файла26,4 K

Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть фото Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть картинку Что такое электронные информационные ресурсы. Картинка про Что такое электронные информационные ресурсы. Фото Что такое электронные информационные ресурсы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Электронные информационные ресурсы

По критерию режима доступа электронные ресурсы делятся на две разновидности: ресурсы локального доступа и удаленного доступа.

Преимущества электронных ресурсов:

· наличие поисковых систем;

· доступность и оперативность;

· возможность персональных изданий;

· сохранность хрупких и ценных изданий;

· легкость работы с содержанием.

В библиотеке используются следующие виды ЭР:

Существует целый спектр разновидностей БЗ:

· фактографические (содержат фактические сведения), библиографические (включают сведения о документах),

· полнотекстовые (содержат полные тексты книг и статей из газет, журналов, сборников).

ЭЖ может быть 3 видов:

· электронная версия традиционных копий журнала;

· интегрированные, т.е. издаются в 2 видах и дополняют друг друга;

· сетевые (онлайновые, webовские и интернетовские).

· Не занимают много места.

· Обеспечивают легкость коммуникации, немедленную доставку информации.

· Снабжены мощным поисковым аппаратом.

· Дают возможность работать с интегрированным текстом, использовать гиперсвязи и мультимедиа.

· Необходимость обеспечения доступа к изданиям прошлым лет.

· Сложные бюрократические проблемы подготовки контракта на лицензирование.

· Стоимость электронных журналов.

· Требование лицензии работать в заранее согласованном месте с привязкой к определенному физическому адресу в Интернете.

· обеспечение сохранности печатного материала, редких и ценных документов;

· придание новых свойств печатным или рукописным материалам;

· создание условий для обеспечения большей доступности содержания печатного материала;

· повышение качества информационного обслуживания;

· расширение номенклатуры информационных услуг, доступности информации любых видов и тематики;

· увеличение количества пользователей при переходе к электронным ресурсам.

Информационный рынок

· центры, где создаются и хранятся базы данных;

· центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

· службы телекоммуникации и передачи данных;

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи. Прежде чем рассматривать рынок информационных ресурсов, необходимо обозначить понятия «информационные ресурсы», «информационный продукт». Согласно с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» (20 февраля 1995г.):

· ИР на компьютерных носителях;

· ИР на некомпьютерных носителях аудиоинформации;

· ИР на некомпьютерных носителях видеоинформации;

· ИР на бумажных носителях.

Структура рынка информационных продуктов и услуг

Сектора информационного рынка Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

Общая характеристика информационной базы автоматизированной библиотечно-информационной системы

Внутримашинное информационное обеспечение Внутримашинное информационное обеспечение включает макеты (экранные формы) для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации, и структуры информационной базы: входных, выходных файлов, базы данных.

Проектирование экранных форм электронных документов Под электронными формами документов понимается не изображение бумажного документа, а изначально электронная (безбумажная) технология работы; она предполагает появление бумажной формы только в качестве твердой копии документа.

Создание форм электронных документов требует использования специального программного обеспечения. На рис. приведены основные типовые элементы электронного документа, использование которых предусмотрено в большинстве программ автоматизации проектирования электронных документов.

К недостаткам электронных документов можно отнести неполную юридическую проработку процесса их утверждения или подписания.

Проектирование форм электронных документов, т.е. создание шаблона формы с помощью программного обеспечения проектирования форм, обычно включает в себя выполнение следующих шагов:

· определение содержания формы ЭД, т.е. выбор способов, которыми будут заполняться поля. Поля могут быть заполнены вручную или посредством выбора значений из какого-либо списка, меню, базы данных;

Работа заканчивается программированием разработанных макетов экранных форм и их апробацией.

Информационная база и способы ее организации

· по этапам обработки (входные, базовые, результатные);

· по составу информации (файлы с оперативной информацией и файлы с постоянной информацией);

· по назначению (по типу функциональных подсистем);

· по типу логической организации (файлы с линейной и иерархической структурой записи, реляционные, табличные);

· по способу физической организации (файлы с последовательным, индексным и прямым способом доступа).

Входные файлы создаются с первичных документов для ввода данных или обновления базовых файлов.

Файлы с результатной информацией предназначаются для вывода ее на печать или передачи по каналам связи и не подлежат долговременному хранению.

К числу базовых файлов, хранящихся в информационной базе, относят основные, рабочие, промежуточные, служебные и архивные файлы. Основные файлы должны иметь однородную структуру записей и могут содержать записи с оперативной и условно-постоянной информацией. Оперативные файлы могут создаваться на базе одного или нескольких входных файлов и отражать информацию одного или нескольких первичных документов. Файлы с условно-постоянной информацией могут содержать справочную, расценочную, табличную и другие виды информации, изменяющейся в течение года не более чем на 40%, а следовательно, имеющие коэффициент стабильности не менее 0,6.

Файлы со справочной информацией должны отражать все характеристики элементов материального производства (материалы, сырье, основные фонды, трудовые ресурсы и т.п.). Как правило, справочники содержат информацию классификаторов и дополнительные сведения об элементах Материальной сферы, например о ценах. Нормативно-расценочные файлы должны содержать данные о нормах расхода и расценках на выполнение операций и услуг. Табличные файлы содержат сведения об экономических показателях, считающихся постоянными в течение длительного времени (например, процент удержания, отчисления и пр.). Плановые файлы содержат плановые показатели, хранящиеся весь плановый период.

Рабочие файлы создаются для решения конкретных задач на базе основных файлов путем выборки части информации из нескольких основных файлов с целью сокращения времени обработки данных.

Промежуточные файлы отличаются от рабочих файлов тем, что они образуются в результате решения экономических задач, подвергаются хранению с целью дальнейшего использования для решения других задач. Эти файлы, так же как и рабочие файлы, при высокой частоте обращений могут быть также переведены в категорию основных файлов.

Служебные файлы предназначаются для ускорения поиска информации в основных файлах и включают в себя справочники, индексные файлы и каталоги.

Архивные файлы содержат ретроспективные данные из основных файлов, которые используются для решения аналитических, например прогнозных, задач. Архивные данные могут также использоваться для восстановления информационной базы при разрушениях. Организация хранения файлов в информационной базе должна отвечать следующим требованиям:

· полнота хранимой информации для выполнения всех функций управления и решения экономических задач;

· целостность хранимой информации, т. е. обеспечение непротиворечивости данных при вводе информации в ИБ;

· своевременность и одновременность обновления данных во всех копиях данных;

· гибкость системы, т.е. адаптируемость ИБ к изменяющимся информационным потребностям;

· реализуемость системы, обеспечивающая требуемую степень сложности структуры ИБ;

· релевантность ИБ, под которой подразумевается способность системы осуществлять поиск и выдавать информацию, точно соответствующую запросам пользователей;

· удобство языкового интерфейса, позволяющее быстро формулировать запрос к ИБ;

· разграничение прав доступа, т.е. определение для каждого пользователя доступных типов записей, полей, файлов и видов операций над ними.

Существуют следующие способы организации ИБ: совокупность локальных файлов, поддерживаемых функциональными пакетами прикладных программ, и интегрированная база данных, основывающаяся на использовании универсальных программных средств загрузки, хранения, поиска и ведения данных, т.е. системы управления базами данных (СУБД).

Локальные файлы вследствие специализации структуры данных под задачи обеспечивают, как правило, более быстрое время обработки данных. Однако недостатки организации локальных файлов, связанные с большим дублированием данных в информационной системе и, как следствие, несогласованностью данных в разных приложениях, а также негибкостью доступа к информации, перекрывают указанные преимущества. Поэтому организация локальных файлов может применяться только в специализированных приложениях, требующих очень высокой скорости реакции при импорте необходимых данных.

Централизация управления данными с помощью СУБД обеспечивает совместимость этих данных, уменьшение синтаксической и семантической избыточности, соответствие данных реальному состоянию объекта, разделение хранения данных между пользователями и возможность подключения новых пользователей. Но централизация управления и интеграция данных приводят к проблемам другого характера: необходимости усиления контроля вводимых данных, необходимости обеспечения соглашения между пользователями по поводу состава и структуры данных, разграничения доступа и секретности данных.

Основными способами организации БД являются создание централизованных и распределенных БД. Основным критерием выбора способа организации ИБ является достижение минимальных трудовых и стоимостных затрат на проектирование структуры ИБ, программного обеспечения системы ведения файлов, а также на перепроектирование ИБ при возникновении новых задач.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Изменение подхода к использованию информационных систем (баз) информационный электронный программный

Источник

Что такое электронные информационные ресурсы

Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть фото Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть картинку Что такое электронные информационные ресурсы. Картинка про Что такое электронные информационные ресурсы. Фото Что такое электронные информационные ресурсы

Классификации национальных информационных ресурсов

Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть фото Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть картинку Что такое электронные информационные ресурсы. Картинка про Что такое электронные информационные ресурсы. Фото Что такое электронные информационные ресурсы

В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

Архивы скрывают (иногда многовековые) материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и так далее. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации – без этого не может жить ни одно государство.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и так далее.

Поиск нужной информации в океане знаний становится сложным делом, поэтому во всех странах ведутся большие работы не только над получением новых знаний об окружающем мире, но и над тем, как передать полученные знания грядущим поколениям, как хранить, обрабатывать и передавать научно-техническую информацию людям.

Для решения этой задачи в стране созданы Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНТИ) при академии наук Российской Федерации, межотраслевые и отраслевые центры научно-технической информации, а также аналогичные территориальные центры. Все эти организации собирают информацию и издают вторичные источники информации, позволяющие пользователям быстрее находить нужные сведения для своей деятельности (реферативные журналы, обзоры информации, бюллетени научно-технической информации по отраслям науки и техники, экспресс-информация и т.п.).

Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть фото Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть картинку Что такое электронные информационные ресурсы. Картинка про Что такое электронные информационные ресурсы. Фото Что такое электронные информационные ресурсыВ сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Государственные органы в ходе своей деятельности создают и накапливают огромные массивы информации. Они являются исключительно ценным источником для производства инновационных продуктов и услуг, а также главным источником образовательной и культурной информации для широкого круга потребителей. Эта информация содержит в себе обширный слой знаний, представляющих собой источник конкурентных преимуществ в информационной экономике. Благодаря размещению общедоступной информации в сети Интернет в форме открытых данных деятельность государственных органов и органов местного самоуправления станет понятнее и доступнее для граждан.

Размещение открытых государственных данных способствует повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что соответствует требованиям общества, движению к реализации в России концепций «открытого правительства» и «электронной демократии». Предоставление сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправлениях в форме открытых данных позволит использовать их при создании различных информационных систем не только государственного уровня, но и общественных, а также информационных систем и интернет-сервисов, разрабатываемых бизнес-сообществом.

Основной целью размещения открытых данных является создание условий для получения максимального международного, политического, социального и экономического эффекта от их использования гражданами России, бизнес-сообществом и другими представителями российского общества.

К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе, о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.

Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы. Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

Свойства информации экономической и управленческой информации:

• Достоверность – информация не искажает истинное положение дел;

• Полнота – информации достаточно для понимания и принятия решения.

• Ценность информации – зависит от того, для каких задач данная информация используется;

• Актуальность – информация должна соответствовать постоянно изменяющимся условиям;

• Ясность и понятность – информация должна быть выражена языком, понятным для пользователей информации.

Для экономической информации характерны:

• многократное повторение циклов её получения и преобразования в установленные временные периоды;

• многообразие источников и потребителей;

• значительный удельный вес арифметических и логических операций при её обработке

Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах сосредоточена в нескольких отраслевых системах и секторах информационной сферы. Наиболее крупной из этих систем является создаваемая в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) Единая информационная система недропользования (ЕИСН) в составе:

— всероссийских геологических фондов — Российский федеральный геологический фонд (Росгеофонд), 5 специализированных и 62 территориальных геологических фондов субъектов Российской Федерации;
— Государственного банка цифровой геологической информации (ГБЦГИ) и информации о недропользовании в России;
— банка данных государственного мониторинга геологической среды (ГМГС) — государственный, региональные и территориальные центры ГМГС;
— музейно-библиотечных и коллекционных фондов, фондов эталонов минерального сырья и кернового материала.

Важнейшим информационным ресурсом в области гидрометеорологии является Российский государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды. Здесь, в частности, на машиночитаемых носителях представлены результаты наблюдений за параметрами окружающей среды с начала инструментальных наблюдений (1725 г.).

Информация по другим тематическим направлениям, связанным с природными ресурсами и явлениями (например, экологическая информация), в значительной степени сосредоточена по организациям раз-личных отраслей, органам управления и научным учреждениям, занимающимся исследованиями разного рода природных объектов, явлений, процессов, сбором и анализом данных о них.
Особенностью данных работ являются высокие требования к полноте и точности сведений о природных объектах и процессах, а также высокая трудоемкость и соответственно высокая стоимость сбора этих сведений.

Информация о природных объектах, ресурсах, явлениях и процессах весьма разнообразна и часто трудно сопоставима. Одним из путей преодоления проблемы сопоставимости разнородной информации данного типа является ее пространственная привязка на основе географических информационных систем (ГИС), которые представляют собой специализированные базы данных, интегрирующие картографическую и другие виды информации.
В России работы по созданию ГИС возглавляет Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография), которая руководит всеми топографогеодезическими и картографическими работами в стране. ГИС разного назначения и территориального охвата создаются в исследовательских институтах Академии наук, отраслевых научно-производственных организациях и учреждениях и российских университетах.

Источник

Информационные ресурсы: классификация, источники, поставщики. Коротко о главном

Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть фото Что такое электронные информационные ресурсы. Смотреть картинку Что такое электронные информационные ресурсы. Картинка про Что такое электронные информационные ресурсы. Фото Что такое электронные информационные ресурсы

Рассматривается сущность информационных ресурсов, дается их классификация, приводятся сведения об источниках и основных поставщиках их конкретных групп. Основная часть содержит только минимально достаточные сведения, а все детали вынесены в приложения.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационные ресурсы: классификация, источники, поставщики. Коротко о главном предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Понятие информационных ресурсов

Современный этап развития человечества характеризуется стремительным ростом социального и экономического значения информации.

1) Время удвоения объема накопленных научных знаний составляет уже 3—4 года;

2) Материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику.

Происходит перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства и обслуживания в информационную сферу. В настоящее время в развитых странах в ней работает более 50% занятого населения.

Информационные ресурсы становятся очень важной частью национального богатства, а эффективность их использования все в большей степени определяет экономическую мощь страны в целом.

Сведения — это набор сигналов физических процессов воспринимаемых наблюдающим субъектом.

Если субъектом является человек, то он воспринимает сведения через органы чувств.

Если субъектом является машина, то она воспринимает сигналы с помощью системы датчиков, обеспечивающих их регистрацию.

Зарегистрированные субъектом сведения фиксируются в виде данных.

Данные — это сведения, полученные путём измерения, наблюдения, логических или арифметических операций и представленные в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки.

Передача данных — обмен данными любого характера между различными устройствами по каналам связи.

Обработка данных — последовательность операций, производимых над данными.

Данные различаются по формату и структуре.

Формат данных — это характеристика данных, определяющая структуру и способ их хранения, множество возможных значений и допустимые операции, которые можно выполнять над ними.

Структура данных — это логическая схема, в соответствии с которой данные упорядочены и могут быть интерпретированы при выполнении операций их обработки.

Сведения фиксируются как данные в виде документов, имеющих определенный формат и структуру.

Документ — это материальный объект с зафиксированными на нем данными, предназначенными для хранения, обработки и передачи во времени и пространстве.

Документ в электронной форме — это документ, представленный в форме набора электрических состояний элементов технических средств обработки, хранения и передачи информации, допускающий преобразование в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком.

Структурно, документ является совокупностью нескольких реквизитов.

Реквизиты документа — это обязательные характеристики, которые должен содержать документ для его однозначной идентификации.

Сами по себе данные не являются информацией. Это лишь сведения, тем или иным способом зафиксированные на определенном материальном носителе.

Информация — это сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом в форме знаний.

В широком смысле информация — это общенаучное понятие, определяющее процессы обмена сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Таким образом, информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, увеличивающие знания об их параметрах, свойствах и состояниях у наблюдающего субъекта.

Термин «информация» имеет множество определений, которые сводятся к 4 подходам к пониманию информации.

1) Количественный (синтаксический) подход: информация — это любое сообщение, любая (в том числе произвольная) последовательность символов. При таком подходе практически отождествляются понятия «данные» и «информация».

2) Семантический (смысловой) подход: информация — смысл сообщения, полученный в результате его интерпретации.

3) Прагматический подход: информация — сообщение, которое имеет ценность, значимость для субъекта. Информация, не обладающая ценностью, называется тривиальной.

4) Статистический подход: информация — сообщение о состоянии системы, уменьшающее неопределенность знаний о ней.

На основе статистического подхода была введена единица измерения информации — бит (от англ, binary digit) — количество информации, необходимое для полного описания состояния системы с двумя равновероятными исходами.

Информация неотделима от процесса получения сведений и их фиксации в виде данных. В этом смысле данные являются ресурсом для получения информации.

Ресурсы — запасы, источники чего-либо.

Информационные ресурсы — это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности.

Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

Информационная система — это организационно упорядоченная совокупность документов и информационной инфраструктуры.

Примеры информационных систем в данном понимании: библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.

Существуют и другие определения информационной системы.

Информационная инфраструктура — это совокупность информационных технологий, управляемых и поддерживаемых в рабочем состоянии с помощью определенных организационно-технических мероприятий.

В массивах документов в разных формах представлены знания, которыми обладали создававшие их люди. Поэтому информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для тех или иных целей применения в обществе и зафиксированные на материальном носителе. В этом смысле информационные ресурсы общества — это знания, материализованные в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

В течение большей части истории развития цивилизации основным предметом труда являлись материальные объекты, а деятельность вне материального производства и обслуживания обычно относилась к категории непроизводственных затрат. Соответственно и экономическая мощь государства оценивалась по имеющимся у него материальным ресурсам. К 70—80м годам ситуация стала меняться и в развитых странах развитие экономики и общества в целом стало все в большей степени зависеть от эффективности формирования и использования информационных ресурсов — информационного потенциала общества.

Информационный потенциал общества включает индустриально технологический комплекс средств накопления, передачи и обработки данных той или иной страны, а также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организационных и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовки для этих целей необходимого количества специалистов соответствующего профиля. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения информационной культуры общества, то есть степени его подготовки к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний.

Информационный потенциал определяет способность решать задачи информационного обслуживания всех заинтересованных пользователей на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием информационных технологий.

Высокий информационный потенциал страны приводит к возникновению в ней информационного общества.

Информационное общество — это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.

В информационном обществе главным ресурсом является информация. На основе владения информацией о различных процессах и явлениях можно оптимально строить любую деятельность. За счет эффективного использования информационных ресурсов в информационном обществе повышаются качество потребления и качество производства. Люди, эффективно использующие информационные технологии, имеют лучшие условия труда.

Основными критериями развитости информационного общества считаются:

— уровень распространения компьютерной техники;

— уровень развития компьютерных сетей;

— доля населения, занятого в информационной сфере;

— эффективность использования информационных и коммуникационных технологий на производстве, в быту и государственном управлении.

Информационные ресурсы являются непосредственным продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны. Вклад в формирование национальных информационных ресурсов вносят представители практически всех основных профессиональных групп.

Информационная индустрия — это все виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием и обслуживанием средств связи, обработки и копирования информации.

В настоящее время относительная ценность информационных ресурсов по отношению ко всем остальным национальным ресурсам имеет отчетливо выраженную тенденцию к возрастанию.

Растущая зависимость промышленно развитых стран от источников технической, экономической, политической, военной и другой информации, а также от уровня развития и эффективности использования средств ее передачи и переработки привела к формированию на рубеже 1980-х гг. принципиально нового понятия — национальные информационные ресурсы.

Национальные информационные ресурсы — это информационные ресурсы, созданные и широко используемые в конкретном государстве.

Эффективность использования национальных информационных ресурсов характеризуется отношением объема реально используемых ресурсов к их накопленным объемам.

— национальные информационные ресурсы являются экономическими категориями;

— эффективность использования информационных ресурсов — важнейший показатель информационной культуры общества;

— национальные информационные ресурсы общества — часть экономической мощи государства.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

— превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

— сформировать мировой и государственные рынки информационных услуг;

— образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен бесплатный или сравнительно недорогой доступ;

— повысить обоснованность и оперативность принимаемых управленческих решений за счёт своевременного использования необходимой информации.

Вследствие высокой востребованности информационных ресурсов их различными потенциальными пользователями, а также высоких затрат на их создание и поддержание в актуальном состоянии, значительная часть информационных ресурсов становится информационным продуктом.

Информационный продукт — это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара.

Основные особенности информационного продукта как товара.

1) Информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

2) Информационный продукт со временем подвергается моральному износу, заключающемся в потере актуальности и появлении более новых копий.

3) Разным потребителям дается возможность различных способов потребления информационного продукта. (Монитор, распечатка и т.д.)

4) Производство информации требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. (Большие начальные инвестиции — малые операционные затраты при продаже).

Рынок информационных продуктов и услуг — это совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле между поставщиками и потребителями, определяющих условия, механизмы предоставления и ценообразование на информационные продукты и услуги.

Основными секторами информационного рынка являются секторы: деловой, социально-политической, научно-профессиональной, массовой и потребительской информации, электронных сделок.

Сектор деловой информации включает:

— биржевую и финансовую информацию (котировки ценных бумаг, информацию о рынке капиталов, товаров, инвестиций, курсы валют, цены, учетные ставки и т.п.);

— экономическую и статистическую информацию (числовые, экономические, социальные, демографические и другие показатели);

— коммерческую информацию (данные о фирмах, компаниях, корпорациях, товарах и т.п.);

— деловые новости в области экономики, бизнеса и менеджмента.

Сектор социально-политической информации ориентирован на обслуживание органов власти и управления информацией статистического, демографического, социального характера и др.

Сектор научно-профессиональной информации охватывает все виды информации в сфере науки, производства и общественных (социальных) отношений.

Сектор массовой и потребительской информации включает сведения массового характера (развлекательная информация, информация о погоде, расписаниях движения транспорта, справочники-путеводители, и пр.), а также справочники, энциклопедии, условия размещения вкладов в различных банках, данные о ценах на товары и услуги, телетекст, видеотекст и др.

Сектор электронных сделок включает системы электронных банковских операций (базирующихся на уже проверенных практикой стандартах и отработанных технических решениях), электронные биржи, системы заказа и резервирования продукции и услуг.

Основными участниками рынка информационных услуг являются:

— продавцы информации (вендоры);

К производителям информации относят, как организации, добывающие и публикующие информацию (информационные агентства, СМИ, патентные ведомства), так и организации, профессионально занимающиеся ее обработкой (отбором информации, ее индексацией, загрузкой в БД).

Не все производители информационных ресурсов могут параллельно с их созданием заниматься распространением.

Например, писатель пишет книгу (создает информационный ресурс), но, как правило, сам ее не тиражирует и не продает. Издательство издает книгу (создает информационный продукт), но отнюдь не всегда продает ее самостоятельно, а размещает в магазины. Поэтому будущие читатели взаимодействуют не с автором и издательством, а с конкретными магазинами.

То же касается и электронных информационных ресурсов. Например, биржа генерирует данные, но отнюдь не всегда участники электронных торгов получают их напрямую. Данные с нескольких бирж могут быть собраны некоторым посредником, который предоставляет их пользователям. Как правило, на платной основе.

Таким образом, вендор является посредником между пользователями информационных ресурсов и их производителями.

Обычно производитель информационного продукта подписывает лицензионное соглашение с вендором, по которому последний имеет право его продавать. С другой стороны — покупатель информации, то есть пользователь также должен заключить контракт с вендором на поставку информационных ресурсов.

Пользователи информации могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее часто используемой является следующая классификация:

— специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;

— специалисты маркетинговых и консалтинговых информационных агентств;

— работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;

— работники государственных учреждений;

— работники общественных организаций;

На мировом рынке результаты промышленной эксплуатации национальных информационных ресурсов представлены тремя основными видами экспорта:

— экспортом овеществленных в наукоемких изделиях промышленности результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

— экспортом результатов НИОКР — патентов, лицензий и т. д.;

— экспортом менеджмента — продажей технологий управления.

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения произошли в середине 1960-х годов с распространением вычислительной техники и ее использованием для обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, библиотеки, общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области. Пользователям предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация.

С развитием средств вычислительной техники и средств коммуникаций появились первые автоматизированные информационно-поисковые системы (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями ЭВМ в ИПС хранились, преимущественно, вторичные документы (поисковые образцы документов), а первичные документы по-прежнему хранились в библиотеках и архивах.

Первые ИПС работали в двух режимах:

— избирательного распространения информации;

При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве в соответствии с постоянно действующими запросами и производились оповещения пользователя о найденных документах.

При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.

В связи с развитием вычислительной техники появились фактографические ИПС. Они содержали формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т.д.).

С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке. Однако существенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования, обороны, здравоохранения и т. д.

Становление рынка электронной информации сопровождалось разделением труда организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб:

— центры-генераторы (производители информации) — специализируются на добыче информации, формировании баз данных и поддержании их в актуальном состоянии;

— центры распределения (поставщики информации, вендоры) — занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных (БД), поставляемых им центрами-генераторами на коммерческой основе;

— информационные агентства, которые помимо функций сбора информации, формирования и ведения баз данных осуществляют функции обслуживания пользователей.

Большое влияние на развитие рынка информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных, а также рост возможностей вычислительной техники, что породило появление принципиально новых информационных технологий. Одно из главных достижений в этой сфере — широкое распространение возможностей диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных в режиме on-line. Однако первопричиной быстрого роста информационного рынка явился резкий рост информационных потребностей пользователей. Данное обстоятельство определило выгодность инвестиций в эту отрасль и создание множества крупных информационных корпораций.

Классификация информационных ресурсов

Общая классификация информационных ресурсов

Существуют классификации информационных ресурсов (ИР) по множеству различных признаков.

По целевому предназначению ИР делятся на:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *