Что такое элементы медиаобразования

Что такое элементы медиаобразования

средняя общеобразовательная школа

Добро пожаловать на наш сайт!

что такое медиаобразование

В современном обществе человек находится под воздействием непрерывных потоков информации, в том числе передаваемой по каналам масс-медиа. Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умения верно понимать значения аудиовизуальных образов, и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. Все это способно обеспечить медиаобразование. Его ресурсы уже давно используются в Европе и во всем мире, а в России только недавно стали говорить о необходимости его развития и внедрения в образовательный процесс.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры [Федоров, 2001, с.38].

Оксфордская энциклопедия, определяет медиаобразование как «изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование (media education) связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания. Тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов. Как медиаобразование, так и изучение медиа направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy)»[Dorr, 2001, p.9494].

Медиаграмотный человек обладает развитой способностью к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью [Aufderheide, 1993, p.1; Dorr, 2001, p.9494].

Медиаобразование – часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, оно способствует поддержке демократии [Рекомендации ЮНЕСКО 2002].

Основные направления медиаобразования:

1. медиаобразование будущих профессионалов: журналистов (телевидение, радио, пресса, Интренет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.;

2. образование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, повышение квалификации преподавателей ВУЗов и школ в рамках курсов по медиакультуре;

3. медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, ВУЗах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);

4. медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, клубах и т.д.);

5. дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, сети Интернет;

6. самостоятельное и непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека).

Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ постоянно обостряется. Медиаобразование призвано выполнять уникальную функцию подготовки людей к жизни в информационном пространстве. С этой точки зрения сам факт игнорирования медиаобразовательной подготовки школьников и студентов можно рассматривать и как антигуманный.

С официального сайта Бюро ЮНЕСКО в Москве

п. Головтеево, Малоярославецкий район, Калужская область

Источник

Использование форм медиаобразования в учебно-воспитательном процессе младших школьников

Книжниковой Е.Ю., учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 43 г.Ставрополя имени Героя РФ В.Д.Нужного

«Использование форм медиаобразования
в учебно-воспитательном процессе младших школьников»

« Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, ещё больше произошли изменения в способах изучения нового»

В настоящее время школа находится на пути формирования учебной информационной системы. С развитием технического прогресса процесс получения информации изменился. Жанр печатного слова преобразовывается.

Вводимое в школьную программу медиаобразование позволяет перестраивать систему образования в сторону демократизации учебного процесса. Происходит освоение учащимися технических средств общения, развитие осознанного восприятия и критического отношения к сообщениям средств массовой информации.

Иными словами, происходит обновление содержания образования, методов, форм работы, типов уроков.

Возникла необходимость в применении новых технологий, создании медиасреды, повышения зрительской культуры.

Всестороннее использование в учебно-воспитательном процессе медиатехнологий способствует гуманизации образования, повышению эффективности обучения, активизации учебно-воспитательной деятельности за счет увеличения доли самостоятельной работы в учебной деятельности, введения элементов исследовательского характера, что и является определяющим для развития творческой личности.

Современная образовательная система должна не только давать умение адекватно воспринимать информацию, но и научить получать ее, оперировать ею, применять ее к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать эту информацию. Так рождается новое знание на основе уже имеющегося.

Необходимым является также развитие у учащегося определенного объема умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитание способности не репродуцировать знания, а расширять их, применять в различных жизненных ситуациях. Важно уметь сформировать собственное отношение к фактам, проблемам, уметь выслушать других, найти совместные пути решения проблем.

В век динамичных преобразований строить обучение путем трансляции учителем информации становится малоэффективным, поэтому главным становится формирование умения учиться самостоятельно.

Развитие критического мышления в процессе обучения является важнейшей составляющей медиаобразования.

В настоящее время представить жизнь современного человека без взаимодействия с медиа абсолютно невозможно. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни людей. Медиа играет огромную роль в жизни человека: в информационном обмене между людьми, в воспитании и образовании детей, и также в социализации подрастающего поколения. В связи с этим особенно велика роль медиаобразования.

Медиаобразование актуальная и довольно популярная тема современности, но еще недостаточно изученная, как в практическом, так и в теоретическом планах.

Существует множество определений «медиа» и «медиаобразование».

Слово «медиа» происходит от латинского «medium», что означает «середина», «среда», «посредник».

Современное значение слова – группа средств для передачи различных сообщений (музыкальных, аудио и видеофайлов, картинок и т.д.).

Вопрос введения в России специальной дисциплины для обучения школьников работе с информацией остается открытым по сей день.
Научное сообщество разделилось на два лагеря: одни считают, что необходимо ввести в образовательный процесс такой предмет, как, например, «Основы медиаобразования», другие полагают, что гораздо эффективнее учить детей умению адекватного восприятия и правильного отношения к информационному потоку в процессе изучения стандартных дисциплин, используя при этом различные методики и современные технологии на уроках.

Результаты соцопроса показали, что 32% учителей признают, что им не хватает квалификации для использования медиатехнологий.

21 % учителей рассказали, что испытывают дискомфорт от того, что многие учащиеся более компетентны в области ИКТ.

Главные цели медиаобразования:

-развитие способности поиска, восприятия и переработки информации, понимать скрытый смысл сообщения;

-формирование навыков критического мышления, выражения собственной позиции;

-развитие эффективных коммуникативных способностей при помощи медиасредств.

Основные з адачи медиаобразования.

Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни возрастают с каждым днем. Это ставит новые задачи перед образовательной системой, требует от человека не только знания современных технических устройств и умения с ними работать, но и определенного уровня критического мышления (способности интерпретировать сообщения средств массовой информации, понимать различные медиатексты), навыков самостоятельной творческой работы, связанной с поиском, обработкой и презентацией информационного материала, и т.д.

В настоящее время многие школы уже оснащены мультимедийным оборудованием (интерактивные доски, приставки, проекторы, цифровой микроскоп), мультимедийной библиотекой.

Большинство учителей активно используют в своей работе:

программное обеспечение по учебным предметам;

Источник

Лекция «Теоретические основы медиаобразования»

Теоретические основы медиаобразования

Особенностью современного этапа развития общества является стремительное увеличение потоков информации, совершенствование информационных технологий и компьютерной техники. Совершенствование информационных технологий создаёт условия для эффективного развития современного общества. Коммуникационные средства, став неотъемлемой частью жизни людей, проникли во все сферы деятельности нашего общества. Мобильные телефоны, коммуникаторы, компьютеры и Глобальная Сеть Интернет, расширив коммуникационные, пространственные и временные границы, открыла новые возможности для общения, образования, работы, отдыха и творческой самореализации личности. Число пользователей мобильных телефонов и Интернета с каждым днём неуклонно увеличивается. Большую их часть составляют подростки и молодежь.

Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье ребёнка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов возникает потребность в медиаобразовании детей и родителей.

Основополагающим понятием в медиаобразовании является понятие «медиа», имеющее в различных национальных школах различное толкование. Подробно на трактовке понятия в своих работах останавливается Ирина Владимировна Жилавская (кандидат филологических наук, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования МГГУ им М.А. Шолохова). По её мнению, «медиа» включают в себя широчайший спектр средств коммуникации, которые служат передаче разного рода контента от источника информации к его получателю. Это и произведения искусства в форме книги, картины, кинофильма, и реклама во всех видах и форматах, и теле- или радиопрограмма, это и публичное выступление, официальный документ, почтовая открытка, зашифрованное послание, SMS-сообщение, либо сложный конвергентный мультимедийный текст сетевого СМИ. Словом, медиа – это любые каналы доставки контента от источника информации до ее потребителя.

Один из лидеров российского медиаобразования А.В. Федоров в словаре терминов дает следующее определение: «Медиа (media, mass media) – средства (массовой) коммуникации – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией)».

Ольга Горюнова – филолог, литератор, медиатеоретик – утверждает, «что традиционное определение гласит: «медиа» – это устройство для записи, хранения и передачи информации. Причем устройство именно технологического характера. Однако в качестве средства для хранения и передачи информации может выступать и письмо. Некоторые исследователи полагают, что и устный язык можно рассматривать как медиатехнологию особого рода, – впрочем, это вопрос крайне спорный».

Наиболее точно отмечена двойственная трактовка «медиа» Л.М. Земляновой в англо-русском толковом словаре: Media/медиа (множ. число medium средство, способ) означает средства связи и передачи информации различных типов – от самых древних (языки жестов, дымов, барабанов, наскальных рисунков) до самых современных, образующих глобальные информационные супермагистрали. В особую категорию выделяются mass media – массовые средства информационных связей, отличающиеся особой атрибутикой и функциями.

В современном медийном дискурсе до сих пор существуют разногласия и в определении понятия «медиаобразование». Особенности национальных языков, социальные, политические, технологические изменения, глобальный характер распространения медиаобразования делают понятийный аппарат этого относительно молодого научного направления вариативным и многозначным. Некоторые из существующих понятий сегодня представляются устаревшими.

На рубеже веков национальными научными школами и отдельными учеными в России и за рубежом были предложены варианты определений, которые отражают процесс эволюции медиаобразования от педагогической обучающей технологии к гражданскому движению за «право знать».

В России принято, что «медиаобразование» (англ. media education,

от лат. media – средства) – это направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации . Основные задачи медиаобразования заключаются в том, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

По И.В. Кичевой, « медиаобразование это процесс образования при

помощи и на основе средств массовой коммуникации (медиа) и развития творческих, коммуникативных способностей личности, критического мышления, умений интерпретации, анализа, оценки и самостоятельного создания медиатекста».

Медиаграмотность в международном праве определяется как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет и обеспечивает главным образом медиабезопасность детей.

1. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: Монография / И.В. Жилавская. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. 242 с.

(Дата обращения: 11.05.2015 г.).

3. Мантуленко В.В. Роль медиа в современном мире и образовании. Самарский госуниверситет, 2014. Сайт Медиапедагогика. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.mediapedagogics.ru/articles.html

(Дата обращения: 11.05.2015 г.)

4. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 c.

5. Горюнова Ольга. Медиа. История экспансии. Текст лекций. 2001–2014 гг.

6. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М., 2004.

7. Медиаобразование в Москве, России и мире: Сборник исследований / Под ред. В.В. Барабаша, Н.В. Поплавской. М.: Медиа Пресс, 2014. – 144 с.

Источник

Основы медиаобразования для школы

Внедрение элементов медиаобразования в решение образовательных задач, в систему повышения квалификации и переподготовки работников образования является актуальным направлением процесса модернизации современного образования. В данном разделе рассматриваются основополагающие вопросы медиаобразования для образовательных организаций, модели интеграции элементов медиаобразования в реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов, особенности формирования медиакомпетентности педагога и медиакультуры учащегося, как основных результатов медиаобразования.

Основные задачи медиаобразования : подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Первая из них выдвинула основной целью «формирование критического мышления» человека по отношению к средствам массовой коммуникации и получила большее распространение в Европе (Великобритания, Франция и др.). Вторая линия рассматривала в качестве главной задачи развитие невербальных навыков коммуникации (восприятия, понимания, использования и создания визуальной и аудиовизуальной информации) и преобладала в Канаде и США. Идеология медиаобразования складывалась под влиянием работ Р. Барта, М. Маклюэна, А. Моля, С. Френе и других.

Идея международного движения по вопросам медиаобразования возникла в секторе информации ЮНЕСКО. В 1973 Международный совет по кино и телевидению предложил ввести в высшей и средней школе учебный курс по теории средств массовой коммуникации. Совет впервые определил медиаобразование как обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике. Такое понимание отличалось от простого использования средств массовой коммуникации как вспомогательных элементов в преподавании различных дисциплин.

В середине 80-х гг. была высказана идея о необходимости сочетания «медиаграмотности» с компьютерной грамотностью, так как компьютер можно рассматривать как коммуникационное средство. С этого времени начался процесс объединения медиаобразовательных и компьютерных дисциплин. В отечественных публикациях термин « Медиаобразование » до 1987 не употреблялся. Хотя ещё в 20-е гг. прослеживаются две основные линии, заложившие основы медиаобразования: кинообразование (И.В. Вайсфельд, Ю.Н. Усов и другие) и детское и юношеское журналистское творчество.

Стратегия развития отечественного образования тесно связана с медиатизацией общества и, соответственно, с интенсивным и качественным внедрением в образовательную практику информационно-телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения.

Реализация в ИРО Кировской области программ и проектов, ориентированных на развитие отечественного медиаобразования осуществляется в рамках Государственных программ Российской Федерации: Развитие образования на 2013-2020 гг.; Информационное общество 2011-2020 гг.; Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г.; Концепция развития дополнительного образования детей («Развитие дополнительного и неформального образования и социализации детей», «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи»); Концепция долгосрочного социально‑экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и других. Согласно обозначенным документам постепенно реализуются возможности медиаобразования в условиях информатизации и цифровизации общего и дополнительного образования детей.

Можно отметить, что Федеральные Государственные образовательные стандарты основного общего образования включают требования, обеспечивающие в образовательных организациях возможность записи, обработки изображений и звука; аудио-видео сопровождение учебных проектов; использование интернет ресурсов в ходе аудиторной и самостоятельной учебной деятельности; развитие медиаграмотности посредством кружковых занятий, факультативов и другой внеурочной деятельности.

Анализируя стандарты и существующие подходы в реализации медиаобразования, нетрудно заметить их ориентированность на синтез двух направлений: медиаобразование через систему дополнительного образования детей и медиаобразование через интеграцию его элементов в общеобразовательные программы.

Во многих образовательных организациях области обучающимся уже предоставлены возможности для создания разнообразных медийных продуктов : фото, компьютерной графики, образовательного видео, телевидения, радио, подкастинга, прессы, интернет блогов, сайтов, вики страниц, SMM и других.

В частности, в 157 образовательных организациях Кировской области выпускаются школьные и молодежные газеты, в 29 работают кино-теле-фото-медиастудии. Это отражено на карте медиаточек области.

Процесс создания медиа следует рассматривать как особое направление деятельности, сопровождающееся педагогическим взаимодействием, в котором учащиеся имеют возможность проектировать и реализовать в экранном пространстве собственное видение определенного материала.

Вступая в семиотический диалог с экраном, учащийся вовлекается в изучение общих закономерностей медиа, по которым происходит интеграция аудиовизуальных средств воздействия на аудиторию. В то же время, указанный процесс подчинен общедидактическим принципам и закономерностям и поэтому предусматривает различия в потребностях и предпочтениях учащихся в медийном творчестве, а также предполагает активизацию их ценностного отношения к возможностям медиаэкрана.

Большую роль играет и вовлечение учащихся в различные конкурсы, связанные с медиа; стимулирование их участия в проектах, грантах и стипендиях. Равновесие технической и гуманитарной составляющих медиакультуры личности обеспечивается посредством таких педагогических методов, как метод проектов, КТД, импровизации, моделирования, эмоционального стимулирования и других.

Реализуя стратегию медиаобразования региона, мы ориентируемся на два ключевых вектора:

формирование медиакультуры молодого поколения;

обеспечение медиабезопасности молодого поколения.

Оба вектора требуют специальной программы комплексных действий, направленных на воспитание грамотного, высоконравственного, активного, здорового поколения, также формирование медиакомпетентности педагога в условиях медиатизированного общества.

Медиаобразование (media education) в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью. Много лет вопросами продвижения отечественного медиаобразования занималась Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России , издавая с 2005 года издается первый в России журнал « Медиаобразование ». Ряд образовательных программ внедрен в практику школ и обобщен в сборнике МГУ « Медиаобразование в школе ». Вопросам медиаобразования на протяжении многих лет была посвящена деятельность Лаборатории медиаобразования ИСМО РАО.

Медиаобразование в Кировской области в разных формах развивается на протяжении многих лет. Для этого ведется большая работа, как с педагогами, так и с молодежью. Это курсовая подготовка, тематические семинары, совещания, конференции, конвенты, круглые столы, Недели информатизации образования. Большое внимание уделяется организации конкурсов, фестивалей, форумов, олимпиад, связанных с созданием и применением медиа. Материалы по итогам этих проектов обобщены в более 200 публикациях сотрудников ИРО Кировской области.

Активное включение возможностей общественно-государственного партнерства (желательно общественно-государственного и частного) помогает в реализации вопросов медиаобразования. В частности, это региональное отделение Лиги юных журналистов и информационно-медийное направление Российского движения школьников, которые являются надежными партнерами ИРО Кировской области и образовательных организаций в проведении мероприятий по формированию медиакомпетентности педагогов и школьников региона.

Характерным является интеграция как нескольких направлений медиадеятельности, так и взаимодействие различных социальных структур, включенных в данные направления. Например, деятельность «Экспериментальной площадки Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» ориентирована на тему « Интеграция робототехники и медиаобразования как ресурс формирования метапредметных компетенций в образовательном комплексе (кластере) «Детский сад – школа – ВУЗ – предприятие ».

Одинаково широко представлены при изучении, применении и проведении конкурсов различные медиа. В частности, кафедрой предметных областей ИРО Кировской области проводятся конкурсные мероприятия : Международный конкурс учебных видеофильмов на немецком языке «Gesehen. Gefilmt. Gelernt!», Всероссийский конкурс образовательных аудиовизуальных материалов «Начинаем урок», межрегиональная выставка и конкурс школьной прессы, межрегиональный форум школьных пресс-служб «МедиаРобоВятка», областной открытый конкурс творческих работ «Компьютер в школе», межрегиональный фестиваль по робототехнике и интеллектуальным системам «РоботоБУМ», областной открытый фестиваль юных изобретателей и рационализаторов, областной открытый конкурс «Интерактивная сказка», областной конкурс фотографий и видео «Образование нового века», конкурс лонгридов и видео по темам «Безопасный интернет», «Инженерные кадры современной России», чемпионаты WorldSkills, ЮниорПрофи (JuniorSkills), SchoolSkills по компетенции «Медиакоммуникации» (до 2019 г. «Мультимедийная журналистика»). Также проводятся семинары и круглые столы по вопросам проблем и перспектив реализации медиаобразования в регионе.

Все эти проекты реализуются совместно с партнерами «Лига юных журналистов» и рабочей группой по информационно-медийному направлению регионального Совета РДШ. В свою очередь, проекты регионального отделения Лиги юных журналистов и информационно-медийного направления РДШ могут оценить поддержку школ и ИРО Кировской области (олимпиада юных журналистов, фестиваль юных журналистов, конкурс школьных изданий, парад молодежной прессы и школьного телевидения и другие).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *