Что такое элиминация в бухгалтерии

Что такое элиминация в бухгалтерии

Элиминация внутригрупповых оборотов

В рамках холдинга действует цепочка «дистрибьютор – розничный продавец». Дистрибьютор планирует реализовать своим клиентам (в том числе и продавцу, входящему в холдинг) товара на сумму 5 млн руб. Розничный продавец собирается перепродать свою часть товара на сумму 3 млн руб. Если не учитывать внутригрупповые обороты между этими бизнес-единицами, то общая выручка от реализации холдинга – 8 млн руб. На самом же деле выручка будет меньше на сумму реализации товара дистрибьютором розничному продавцу. Пренебрежение внутригрупповыми оборотами приведет к тому, что плановые показатели окажутся значительно завышенными, а значит, дадут неверные ориентиры для принятия управленческих решений.

Приведем два основных способа планирования и элиминации внутригрупповых расходов – в разрезе контрагентов и на основе статистики.

Планирование по контрагентам

Это самый точный и в то же время наиболее трудоемкий способ планирования доходов и расходов, поступлений и платежей, остатков задолженности. В соответствии с ним контрагентам присваивается аналитический признак «Внешний» или «Внутренний», а в консолидированном бюджете собираются плановые показатели только по внешним контрагентам.

Если в холдинге выделено несколько уровней консолидации, то контрагенты разделяются в соответствии с этими уровнями (направлениями). Например, «Внутренний для направления», «Внутренний для группы в целом» и «Внешний».

Порядок планирования и элиминации внутренних оборотов такой:

Предположим, что в холдинг входят три бизнес-единицы:

За планируемый период компания А собирается реализовать автомобили на сумму 21 100 тыс. руб. компании С (признак «Внутренний») и 32 400 тыс. руб. другим субдилерам, не входящим в холдинг (признак «Внешний»). Себестоимость всей партии автомобилей составит 42 000 тыс. руб., общая сумма реализации – 53 500 тыс. руб.

Компания B предполагает оказать услуги компании С на 750 тыс. руб. (признак «Внутренний») и на сторону на 890 тыс. руб. (признак «Внешний»). Себестоимость всего объема услуг – 1020 тыс. руб., общая выручка – 1640 тыс. руб.

Что касается компании С, она работает только с конечными, розничными покупателями, ее объем реализации составит 29 600 тыс. руб. (признак «Внешний»).

Компания С относит к себестоимости реализованных автомобилей стоимость их закупки у компании А – 21 100 тыс. руб. (признак «Внутренний»), к расходам на транспортные услуги – стоимость доставки автомобилей силами компании В (750 тыс. руб., признак «Внутренний») и услуги другой компании (900 тыс. руб., признак «Внешний») – всего на 1650 тыс. руб.

Отсюда по итогам консолидации общая выручка по компании составит 62 890 тыс. руб. (32 400 тыс. руб. + 890 тыс. руб. + 29 600 тыс. руб.), себестоимость реализованной продукции – 43 020 тыс. руб. (42 000 тыс. руб. + 1020 тыс. руб.), прямые расходы – 900 тыс. руб., а прибыль – 18 970 тыс. руб. (62 890 тыс. руб. – 43 020 тыс. руб. – 900 тыс. руб.).

Планирование поступлений и платежей в консолидированном бюджете движения денежных средств проводится аналогичным образом в разрезе контрагентов и при согласовании плановых показателей между компаниями группы. Если в холдинге существует внутригрупповое финансирование (выдача займов одними компаниями группы другим), то планирование по контрагентам может быть затруднено. Это обусловлено тем, что такого рода займы, как правило, выдаются спонтанно и могут быть спрогнозированы только в оперативном режиме. В долгосрочном периоде трудно предугадать, какая бизнес-единица выступит в роли заимодавца, какая – в роли получателя. В этом случае можно реализовать схему, аналогичную раскрытой выше, но без разбивки по контрагентам, а с аналитическим признаком «Внутри группы» или «Вне группы».

Исключение внутригрупповых оборотов на основе статистики

При применении этого подхода индивидуальные бюджеты компаний формируются без разбивки по контрагентам общей суммой. Элиминация внутригрупповых оборотов проводится на основании статистических данных прошлых периодов о доле внутригрупповой реализации в обороте каждой компании. На рассчитанную таким образом сумму внутригрупповых оборотов уменьшаются соответствующие статьи консолидированного бюджета холдинга.

Планирование и элиминация внутригрупповых оборотов будут осуществляться в следующем порядке:

Вернемся к данным предыдущего примера. Итак, компания А планирует реализовать автомобилей на сумму 53 500 тыс. руб. при себестоимости реализации 42 000 тыс. руб. Объем продаж компании В составит 1640 тыс. руб., себестоимость – 1020 тыс. руб. Компания С собирается продать автомобилей на 29 600 тыс. руб., они ей обойдутся в 21 100 тыс. руб. плюс торговые расходы на сумму 1650 тыс. руб.
По данным за прошлые периоды, средняя доля внутригрупповой реализации у компании А составляет 65 процентов, у компании В – 55 процентов. Отсюда сумма внутригрупповой реализации для А составит 34 775 тыс. руб. (65% × 53 500 тыс. руб.), для В – 902 тыс. руб. (55% × 1640 тыс. руб.).

Без учета внутригрупповых оборотов по предварительным подсчетам выручка компании составит 84 740 тыс. руб., себестоимость – 64 120 тыс. руб., прямые расходы – 1650 тыс. руб., а прибыль – 18 970 тыс. руб. Скорректируем выручку – ее правильное значение 49 063 тыс. руб. (84 740 тыс. руб. – 34 775 тыс. руб. – 902 тыс. руб.). Первая корректировочная сумма также отразится на себестоимости продукции (62 120 тыс. руб. – 34 775 тыс. руб. = 29 345 тыс. руб.), а вторая сумма – на прямых расходах (1650 тыс. руб. – 902 тыс. руб. = 748 тыс. руб.).

Стоит отметить, что какой бы из предложенных методов планирования и элиминации внутригрупповых оборотов ни использовался, для подстраховки желательно ввести дополнительный сводный отчет о сверке внутригрупповых оборотов. Составляется он очень просто: в одной форме собираются данные по всем внутригрупповым операциям в разрезе контрагентов. Это позволит исключить ошибки при планировании, а также избежать несогласованности объемов внутригрупповых оборотов между компаниями группы.

В этом разделе был приведен достаточно простой пример, когда все реализованные внутри холдинга товары перепродаются на сторону в том же периоде. Однако на практике нередко часть товаров зависает на складе и реализуется уже в другом бюджетном периоде. С такой ситуацией помогут справиться консолидационные корректировки.

Как планировать внутренние обороты по холдингу, в котором ежегодно появляются новые предприятия?

Для развивающегося холдинга, в котором год от года изменяется структура, целесообразно будет использовать планирование оборотов в разрезе контрагентов или видов оборота (внутри/вне группы). Помимо этого появление новых компаний может привести также и к расширению перечня внутригрупповых операций, поэтому в разв и ваю щемся холдинге необходимо ежегодно анализировать и при необходимости корректировать механизм консолидации.

Как распределить затраты управляющей компании на аудит отчетности?

во многих аудиторских компаниях стоимость услуг по аудиту отчетности зависит от объема документооборота и объема реализации продукции (услуг). в качестве драйвера при распределении подобных расходов оправданно использовать выручку от реализации центров ответственности или их оборот (доходы + расходы).

Источник

Учет внутригрупповых операций

Елена Кузнецова,
менеджер Академии Делойт

При составлении консолидированной отчетности после даты приобретения особые трудности вызывает учет внутригрупповых операций. Поскольку консолидированная отчетность представляет отчетность группы компаний как единой организации, то при ее составлении должны быть элиминированы результаты всех операций между компаниями группы, осуществленных за время владения (выручка, себестоимость, доходы и расходы), а затем и взаимная задолженность между компаниями группы, существующая на отчетную дату.

Элиминирование выручки и себестоимости, доходов и расходов

Рассмотрим, как производится данное элиминирование при условиях полного и частичного владения, на примерах распространенных операций, происходящих между компаниями группы.

Полное владение

Компания «Эпсилон» 01.01.06 купила 100% акций компании «Дзета». Рассмотрим, какие корректировки необходимо выполнить специалисту по МСФО при составлении консолидированной отчетности группы в случае различных межгрупповых операций.

При выполнении корректировок в процессе подготовки консолидированной отчетности компании «Эпсилон» необходимо составить следующие проводки:

Д-т Выручка 1 100 000

К-т Себестоимость 1 100 000

Д-т Себестоимость 60 000

К-т Запасы 60 000

Данная проводка позволяет откорректировать себестоимость реализации отчетного периода и отразить товары, которые числятся на складе, по себестоимости продавца.

Д-т Запасы 60 000

К-т Себестоимость 60 000

Если бы компания «Дзета» продала товар компании «Эпсилон», то проводки составлялись бы аналогично.

Реализация долгосрочных активов. Рассмотрим отражение в консолидированной отчетности реализации долгосрочных активов на примере реализации основных средств.

Рассмотрим корректировки, которые следует произвести по данному оборудованию при составлении консолидированной отчетности за 2006 и 2007 годы. При составлении консолидированной отчетности за 2006 год необходимо исключить из учета прибыль от реализации оборудования.

К-т Основные средства 10 000

После отражения этой проводки балансовая стоимость оборудования в консолидированной отчетности «Эпсилон» будет равна его балансовой стоимости в отдельной отчетности до момента реализации.

Д-т Накопленная амортизация ОС 2000

К-т Расходы по амортизации 2000

При составлении консолидированной отчетности за 2007 год расчеты начинаем с исключения из учета прибыли от реализации оборудования.

Д-т Нераспределенная прибыль на начало периода 10 000

К-т Основные средства 10 000

Д-т Накопленная амортизация ОС 4000

К-т Нераспределенная прибыль на начало периода 2000

К-т Расходы по амортизации 2000

Аналогичные проводки, относящиеся к данному объекту ОС, нужно производить до момента его выбытия.

Реализация запасов, учитываемых в дальнейшем в качестве долгосрочных активов. Данная операция является наиболее сложной из всех случаев реализации активов внутри группы. В таких ситуациях актив, числящийся в одной компании в качестве запасов, реализуется в другую компанию и там ставится на учет в качестве долгосрочного актива.

Рассмотрим на примере, каким образом необходимо производить корректировки в подобных ситуациях.

Д-т Выручка 2400

К-т Себестоимость 2400

К-т Основные средства 400

Д-т Накопленная амортизация ОС (400/4) 100

К-т Расходы по амортизации 100

Предоставление услуг. Рассмотрим, каким образом происходит элиминирование операций по предоставлению услуг на примере внутригрупповой аренды.

Прежде чем перейти к составлению консолидационных проводок, рассмотрим, каким образом данная операция была отражена в учете каждой из компаний.

Д-т Расходы по аренде (ОПУ) (48 000/2) 24 000

Д-т Предоставление услуг по субаренде (промежуточный счет) 24 000

К-т Кредиторская задолженность по аренде 48 000

Д-т Дебиторская задолженность (счет «Дзета») 1 26 400

К-т Предоставление услуг по субаренде (промежуточный счет) 26 400

К-т Доходы от субаренды 2400

Д-т Расходы по аренде (ОПУ) 26 400

К-т Кредиторская задолженность (счет «Эпсилон») 2 26 400

К-т Расходы по аренде 2400

Д-т Финансовые доходы 15 000

К-т Финансовые расходы 15 000

Д-т Доходы по дивидендам 30 000

К-т Дивиденды выплаченные 30 000

Частичное владение

01.01.06 года компания «Каппа» купила 80% голосующих акций компании «Йота». Рассмотрим, какие корректировки необходимо выполнить специалисту по МСФО при составлении консолидированной отчетности группы в случае различных межгрупповых операций.

Реализация товара. Если материнской компании принадлежит менее 100% голосующих акций дочернего общества, то при расчете нереализованной прибыли важно учитывать направление продаж. Товар может реализовывать как материнская, так и дочерние компании.

В процессе консолидации при составлении отчетности за 2006 год необходимо выполнить следующие проводки.

Д-т Выручка 2 000 000

К-т Себестоимость 2 000 000

Д-т Себестоимость товаров 200 000

К-т Запасы 200 000

3. Поскольку дочерняя компания продала товар материнской компании, нужно уменьшить долю меньшинства в активах, показав тем самым, что часть общей суммы элиминированной нереализованной прибыли относится на долю меньшинства.

Д-т Доля меньшинства в активах (200 000 x 20%) 40 000

К-т Доля меньшинства в прибыли/убытках 40 000

Таким образом, при наличии доли меньшинства, если в группе материнская компания реализует товар или иной актив, вся нереализованная прибыль элиминируется за счет акционеров материнской компании и дополнительных корректировок не требуется, а если дочерняя компания реализует актив, то нереализованная прибыль делится между акционерами материнской компании и меньшинством пропорционально доле владения в данном дочернем обществе.

Элиминирование задолженности

При составлении консолидированной отчетности вся задолженность между компаниями группы элиминируется независимо от договора и периода возникновения. Необходимо убедиться, что дебиторская задолженность в одной компании равна кредиторской задолженности в другой. При этом нужно проверить, есть ли на конец отчетного периода какие-либо незавершенные операции, например денежные средства или товары в пути. Если такие операции были, то при составлении консолидированной отчетности их нужно «завершить». Другими словами, отразить таким образом, как если бы они были завершены к отчетной дате. Рассмотрим пример.

Д-т Денежные средства 50 000

К-т Дебиторская задолженность 50 000

Обратите внимание, что данная проводка делается только для целей консолидации и не затрагивает бухгалтерских книг компании «Эпсилон», так как реального получения денежных средств на отчетную дату еще не произошло.

Д-т Кредиторская задолженность 100 000

К-т Дебиторская задолженность 100 000

Источник

Толковый словарь МСФО: Совместная деятельность

С помощью толкового словаря вы сможете разобраться в сложных и непривычных понятиях международных стандартов финансовой отчетности, найдете не просто короткие определения терминов, а глубокий анализ, который поможет получить полное представление о том, что означает, где и как используется данное понятие.

Совместная деятельность (Joint ventures)

Термин используется в МСФО (IAS) 31 «Участие в совместной деятельности» (Interests in Joint Ventures) и обозначает экономическую деятельность, которую ведут два или более субъекта на основании соглашения, устанавливающего их совместный контроль над объектом деятельности. Согласно стандарту совместный контроль существует только в тех случаях, когда все финансовые и другие важные решения, касающиеся этой деятельности, принимаются с согласия всех сторон.

Сущность совместной деятельности не зависит от того, какой вклад внес каждый из ее участников. Компания может иметь 80- или 20%-ю долю в совместной деятельности, однако решения по важнейшим вопросам все равно принимаются всеми участниками, то есть ни один из них не имеет единоличного контроля.

В этом заключается существенное отличие совместной деятельности от взаимоотношений материнской и дочерней компаний, где присутствует единоличный контроль, и от инвестиций в ассоциированные организации, в которых у инвестора есть значительное влияние, но нет контроля.

Если между участниками нет договорного соглашения об установлении совместного контроля, то существование совместной деятельности не признается.

Стандарт выделяет три основные формы ведения совместной деятельности: совместно контролируемые операции, совместно контролируемые активы или совместно контролируемые организации. В случае совместно контролируемых операций участники ведут совместную деятельность, используя принадлежащее им имущество: например, производят вместе продукцию, которую каждый из них по отдельности произвести не в состоянии (самолеты, яхты или консервы). Каждый участник использует свои основные средства и другие ресурсы (остающиеся у него на балансе), отвечает за определенный этап совместно контролируемого процесса и имеет право на получение части продукции (услуг) или прибыли (убытков) от продажи продукции (оказания услуг) в соответствии с договором. Использование совместно контролируемых активов представляет собой совместное владение и использование какого-либо имущества, (например, нефтепроводов или электрических сетей).

Отличительной особенностью совместно контролируемой организации является то, что стороны договора создают отдельное юридическое лицо, в уставном капитале которого каждый из участников имеет свою часть акций (долей). Такая организация осуществляет свою деятельность, как и любое другое юридическое лицо, но при этом согласно договору участники совместной деятельности имеют над ней совместный контроль.

В соответствии с заключенным договором каждый из участников совместной деятельности имеет право на свою часть чистых активов и прибыли совместно контролируемой компании.

В общем смысле элиминирование (от лат. elimino – выношу за порог, изгоняю) означает исключение из рассмотрения в процессе анализа и/или расчета каких-либо показателей, заведомо не связанных с изучаемым (анализируемым) процессом.

Понятие не определено международными стандартами, но используется в МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» (Consolidated and Separate Financial Statements) при описании процедур консолидации.

При составлении консолидированной финансовой отчетности построчно суммируются аналогичные статьи активов, обязательств, доходов и расходов всех входящих в группу компаний. Но поскольку консолидированная отчетность отражает результаты деятельности группы компаний как единой экономической единицы, влияние операций между этими компаниями при консолидации необходимо исключить – этот процесс называется элиминированием в контексте МСФО (IAS) 27.

Можно провести аналогию с заводом, имеющим несколько производственных цехов. Если один из них передает продукцию другому, то для завода в целом ничего не меняется. Имеет значение лишь выход продукции за пределы завода (реализация внешней организации) – это принесет заводу доход от реализации. Для группы компаний также ничего не меняется, когда операции осуществляются между предприятиями одной группы. Каждая участница внутригрупповых операций показывает эффект этих операций в своей отдельной отчетности, однако при консолидации они должны быть исключены, то есть элиминированы.

Характерными примерами внутригрупповых операций являются:

• продажи и покупки внутри группы различных активов и услуг и возникшие в связи с этим доходы от продажи и себестоимость проданной продукции, взаимная дебиторская и кредиторская задолженности;
• выдача/получение займов, возникшие в связи с этим финансовые активы и обязательства, доходы и расходы в виде процентов, а также взаимные задолженности по начисленным процентам;
• начисление к оплате дивидендов и доход в виде дивидендов и т.д.

В процессе элиминирования остатки по расчетам внутри группы, сделки, доходы и расходы полностью исключаются. Также элиминируются инвестиция материнской компании в дочернюю и часть капитала дочерней компании, принадлежащая материнской компании. Таким образом, пользователям консолидированной отчетности предоставляется возможность оценить деятельность группы компаний как единой бизнес-единицы.

Ирина Завалишина,
тренер-консультант компании Hock Accountancy Training

Источник

Что такое элиминация товара. Объясняем простыми словами

О необходимости изъятия товара из продуктового портфеля компании говорят:

Вовремя убрать товар из ассортимента очень важно, иначе на него будут тратиться ресурсы, которые могли бы быть использованы более эффективно.

Также элиминированием называют исключение внутригрупповых операций при консолидации отчётности.

Пример употребления

«На рост выручки (компания опубликовала показатели до межсегментных элиминаций) в наибольшей степени повлияла динамика масложирового сегмента: в нём выручка увеличилась на 82%, до 32,4 млрд руб.».

(«Коммерсант» — о финансовом отчёте группы «Русагро».)

Нюансы

Мнение

Генеральный директор компании «Аксима: Консалт» Елена Скриптунова считает, что для российских компаний полезно сокращение ассортимента: «Для большинства российских предприятий основной резерв оптимизации заложен в сокращении ассортиментного ряда. Чересчур большой ассортимент плохо сказывается на экономических показателях: появляется много позиций, которые по объёмам продаж не могут выйти даже на уровень безубыточности. Помимо этого, большой ассортимент заставляет распылять силы компании, затрудняет грамотное предложение товара клиенту. В результате 5–10% наименований товаров «кормят» весь ассортимент. Исключение из ассортимента нерентабельных и малорентабельных товаров позволит компаниям увеличить общую рентабельность на 30–50%».

Происхождение термина

Элиминация происходит от латинского eliminare («изгонять»).

Источник

Подготовка отчетности по МСФО в «1С:Управлении холдингом 8»

Что такое элиминация в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое элиминация в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое элиминация в бухгалтерии. Картинка про Что такое элиминация в бухгалтерии. Фото Что такое элиминация в бухгалтерии

«1С:Управление холдингом 8» представляет собой комплексное решение класса CPM (Corporate Performance Management – управление эффективностью холдинга), предназначенное для автоматизации широкого спектра задач, связанных с учетом, планированием и контролем эффективности холдингов различного масштаба.

Программный продукт охватывает основные области управленческого и фискального учета и включает следующие подсистемы:

Основными пользователями «1С: Управления холдингом 8» являются группы компаний с полной или частичной централизацией функций управления финансами, управляющие компании и бизнес-единицы, которые неоднородны с точки зрения отраслевой принадлежности или эксплуатируемых ИТ-систем.

Что такое элиминация в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое элиминация в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое элиминация в бухгалтерии. Картинка про Что такое элиминация в бухгалтерии. Фото Что такое элиминация в бухгалтерии

Учет по МСФО в «1С:Управлении холдингом 8»

Подсистема МСФО, разработанная при методологической поддержке EY (ранее – Ernst&Young), обеспечивает глубокую проработку учета и отчетности по МСФО (как индивидуальной, так и консолидированной), включая расшифровки и примечания к отчетности.

В «1С:Управлении холдингом 8» поддерживается две модели учета по МСФО:

Для обеих моделей используется трансляция финансовой информации, отнесенной к плану счетов национальной системы бухгалтерского учета (НСБУ), в финансовую информацию, отнесенную к плану счетов МСФО. Но имеются отличия в процессах подготовки отчетности по МСФО с помощью трансформационной и транзакционной модели.

При трансформационном (табличном) подходе осуществляется перенос данных оборотно-сальдовой ведомости (ОСВ) по НСБУ и расшифровок к ней на показатели в подсистеме МСФО. Трансформационный подход рекомендуется использовать, если данные НСБУ передаются дочерними и зависимыми обществами в виде форм сбора данных (ФСД).

При транзакционном подходе в подсистему МСФО транслируются бухгалтерские проводки НСБУ по преднастроенным правилам. Транзакционная модель учета наиболее эффективна, когда учет по МСФО ведется в той же информационной системе, что и учет по НСБУ.

Помимо трансляции финансовой информации НСБУ на план счетов МСФО в программе автоматизированы объекты параллельного учета, учетные политики по которым, как правило, отличаются от учетной политики НСБУ:

В «1С:Управлении холдингом 8» для разных организаций можно использовать и трансформационную, и транзакционную модели в одной информационной базе. Для целей консолидации данные будут приведены к единообразию независимо от того, какой подход был применен. Модель учета определяется для каждой организационной единицы (рис. 1).

Что такое элиминация в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое элиминация в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое элиминация в бухгалтерии. Картинка про Что такое элиминация в бухгалтерии. Фото Что такое элиминация в бухгалтерии

Рис. 1. Параметры учета МСФО для организационной единицы

Планы счетов в «1С:Управлении холдингом 8»

Поскольку план счетов МСФО не регламентирован международными стандартами финансовой отчетности, в «1С:Управлении холдингом 8» предложен собственный вариант плана счетов МСФО и соответствующий ему регистр бухгалтерии.

Для упрощения восприятия счет МСФО включает номер наиболее близкого по смыслу счета российской системы бухгалтерского учета (РСБУ) (рис. 2).

Что такое элиминация в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое элиминация в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое элиминация в бухгалтерии. Картинка про Что такое элиминация в бухгалтерии. Фото Что такое элиминация в бухгалтерии

Рис. 2. Фрагмент плана счетов МСФО программы «1С: Управление холдингом 8»

Состав счетов МСФО может быть изменен методологами без внесения изменений в конфигурацию.

В программе поддерживается использование любых планов счетов национальных систем учета, при этом их может быть несколько. Даже в рамках российской системы бухгалтерского учета планы счетов могут кардинально отличаться друг от друга, поскольку разные компании применяют свои модификации планов счетов. Помимо этого, некоторые компании в холдинге могут готовить отчетность по МСФО самостоятельно и предоставлять свои данные уже на плане счетов МСФО. Планы счетов МСФО также могут различаться у разных компаний.

В «1С:Управлении холдингом 8» имеется возможность настраивать несколько правил трансляции для разных планов счетов и использовать их при формировании консолидированной отчетности. При таком подходе данные нескольких организаций, ведущих учет по НСБУ с использованием разных планов счетов, будут переноситься на единый для группы компаний план счетов МСФО при помощи различных шаблонов трансляции.

Процесс подготовки консолидированной отчетности по МСФО в «1С:Управлении холдингом 8»

Процесс подготовки консолидированной отчетности по МСФО в «1С:Управлении холдингом 8» можно условно представить в виде нескольких последовательных этапов (рис. 3).

Что такое элиминация в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое элиминация в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое элиминация в бухгалтерии. Картинка про Что такое элиминация в бухгалтерии. Фото Что такое элиминация в бухгалтерии

Рис. 3. Процесс подготовки отчетности по МСФО в «1С:Управлении холдингом 8»

Этап 1: загрузка исходных данных

Исходными данными для трансляции являются данные НСБУ, которые впоследствии корректируются в программе с помощью имеющихся механизмов. Независимо от выбранной модели учета исходные данные загружаются в учетную систему либо из внешних учетных систем, либо непосредственно из подсистемы бухгалтерского учета, интегрированной с «1С:Управление холдингом 8».

При транзакционной модели учета напрямую загружаются «классические» бухгалтерские проводки (транзакции), то есть данные поступают в виде корреспонденции счетов НСБУ.

Если выбрана трансформационная модель учета, то загружается ОСВ по НСБУ, при этом к ней готовятся необходимые расшифровки со всеми аналитиками, которые в дальнейшем потребуются для целей подготовки отчетности по МСФО и примечаний к ней. Все эти расшифровки также загружаются в систему. Для этого, как правило, используются ФСД, заполняемые вне системы.

Этап 2: формирование аналитической ОСВ МСФО по каждой компании

Далее осуществляются процедуры, с помощью которых данные НСБУ «доводятся» до данных МСФО:

Трансляция данных – это специальный механизм, который переносит данные учета НСБУ в регистры МСФО.

Транзакционная модель учета подразумевает трансляцию проводок НСБУ в проводки по МСФО. При настройке правил трансляции можно устанавливать сложные отборы и использовать различные фильтры, для того чтобы транслировались только определенные проводки, которые не будут меняться для целей подготовки отчетности по МСФО. Трансляция проводок НСБУ не проводится по тем участкам, учет которых ведется параллельно.

Объекты параллельного учета (внеоборотные активы – ВНА, резервы и т.д.) учитываются в соответствующих блоках учета обособленно как при транзакционной, так и при трансформационной моделях учета. Для целей параллельного учета исходными данными выступают данные, содержащиеся в документах подсистемы МСФО. Документы подсистемы МСФО по отдельным блокам учета могут быть заполнены вручную, либо путем импорта из таблиц Excel. Кроме того, они могут быть заполнены на основе информации, содержащейся в ФСД (если для этой компании установлена трансформационная модель учета), либо в проводках НСБУ (в случае транзакционной модели). После заполнения данные этих документов могут быть скорректированы вручную (например, может быть изменена стоимость отдельных объектов основных средств (ОС), либо из состава ОС могут быть удалены отдельные объекты).

Трансформационные корректировки используются и в транзакционной, и в трансформационной моделях учета. При транзакционной модели корректировки вносятся в качестве дополнительных проводок в регистр бухгалтерии подсистемы МСФО. При трансформационной модели корректировки накладываются на предварительно сформированную аналитическую ОСВ МСФО. Для создания трансформационных корректировок в программе имеются специальные механизмы.

Некоторые корректировки представляют собой реклассификацию данных НСБУ в рамках счетов активов (обязательств), доходов (расходов) без изменения оценок НСБУ (например, перевод краткосрочной дебиторской задолженности в долгосрочную). Такие реклассификации можно осуществлять вручную после трансляции отдельным документом либо с помощью настройки правил трансляции.

Что такое элиминация в бухгалтерии. Смотреть фото Что такое элиминация в бухгалтерии. Смотреть картинку Что такое элиминация в бухгалтерии. Картинка про Что такое элиминация в бухгалтерии. Фото Что такое элиминация в бухгалтерии

Существуют корректировки, влияющие на оценку данных, поступивших из НСБУ. Например, пересчет амортизации по ОС в соответствии со сроком полезного использования (СПИ), установленным в учете по МСФО и отличным от СПИ в НСБУ. Такие корректировки автоматизированы в рамках соответствующего блока учета и могут включаться в процедуру закрытия периода.

Важной отличительной особенностью трансформационной модели подготовки отчетности является тот факт, что необходимо повторять корректировки прошлых лет, поскольку данные транслируются в каждом отчетном периоде из НСБУ без учета тех корректировок, которые были сделаны для целей МСФО в прошлых периодах. Поэтому, в отличие от транзакционной модели, для трансформационной модели необходим отдельный механизм повтора корректировок прошлых лет. Для осуществления такого повтора корректировок прошлых лет в программе предусмотрено несколько возможностей и настроек.

В результате трансформационных корректировок формируется итоговый экземпляр отчета аналитической ОСВ по МСФО (при трансформационной модели).

Если используется транзакционная модель, то в качестве дополнительного действия следует выполнить конвертацию отчета по регистру бухгалтерии МСФО в экземпляр отчета аналитической ОСВ по МСФО. Это необходимо, чтобы составить консолидированную аналитическую ОСВ по МСФО, на основании которой осуществляются подготовка консолидированной отчетности по МСФО и сбор примечаний к ней.

Аналитическая ОСВ МСФО (иногда ее называют Trial balance) представляет собой привязанный к плану счетов МСФО регистр, который содержит все аналитики, необходимые для подготовки отчетности и примечаний к ней. При этом данный план счетов в подсистеме МСФО не отличается для целей подготовки отчетности, как в транзакционном варианте, так и в трансформационном. Непосредственно из ОСВ можно получить доступ ко всей исходной информации: по щелчку правой кнопкой мыши из контекстного меню можно добраться до первоисточника (либо до проводки НСБУ, либо до ФСД). При необходимости можно осуществлять изменение исходных данных непосредственно в учетной системе (не потребуется менять данные в электронных таблицах и затем их перезагружать в ФСД). После внесения изменений не потребуется перенастраивать правила трансляции, поскольку все последующие данные обновляются автоматически при перепроведении документов.

Этап 3: консолидация данных

На этом этапе происходит суммирование ОСВ по МСФО тех компаний, отчетность которых подлежит консолидации (совокупность этих организаций называется периметром консолидации), при этом выполняются следующие действия:

Консолидация данных в «1С:Управлении холдингом 8» может осуществляться следующими методами:

Подсистема МСФО позволяет рассчитывать гудвилл и неконтролируемую долю участия, проводить элиминацию инвестиций в дочерние предприятия и их чистых активов (на дату приобретения), а также определять эффект от частичных выбытий (приобретений) долей. Рассчитанные консолидационные поправки вносятся в данные элиминирующей организации.

Этап 4: формирование консолидированной отчетности по МСФО

Результатом элиминационных и консолидационных корректировок является консолидированная аналитическая ОСВ по МСФО, на основании которой формируется пакет отчетности по МСФО. Для этого в программе предварительно необходимо подготовить виды отчетов, где прописать формулы и ссылки на консолидированную аналитическую ОСВ по МСФО.

Сформированный пакет отчетности хранится в учетной системе в виде экземпляров отчетов, куда входят как сами формы отчетности (отчет о финансовом положении, отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе, отчет об изменениях в собственном капитале, отчет о движении денежных средств) так и все необходимые примечания к ним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *