Что такое энергетическая политика
Энергетическая политика России
Руководство
Функции
Осуществление правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в области:
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Энергетическая политика России» в других словарях:
Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика — Энергетическая дипломатия Ю.Шафраник и С.Жизнин: презентация книги … Википедия
Энергетическая политика ЕС — Маркировка энергоэффективности Европейского союза Вопросы энергетики были одним из ключевых факторов создания Европейского союза. Германия, Франция, Италия и страны Бенилюкса сначала договорились о с … Википедия
Внешняя политика России — Политика Портал:Политика Россия … Википедия
Энергетическая дипломатия — в трактовке МИД РФ является одним из приоритетных направлений деятельности министерства [1]. Речь идёт об инструменте проведения внешней политики и методе регулирования международных отношений в энергетической сфере [2]: Сегодня этот род… … Википедия
Энергетическая сверхдержава — термин, введённый в 2006 2009 гг. российским правительством и долженствующий обозначать государство, обладающее большими разведанными запасами нефти, природного газа, угля, урана или, по некоторым определениям, возможностями использования… … Википедия
Политика Армении — Политика Армении система политико правовых, административных, экономических и социальных отношений в Армении, которая устанавливается Конституцией, принятой в 1995 году, а также структура этого государства, обусловленная социально… … Википедия
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СВЕРХДЕРЖАВА — государство, обладающее большими разведанными запасами энергоносителей нефти, природного газа, угля, урана, являющееся их крупнейшим экспортером и имеющее возможность влиять как на ценообразование на мировом рынке энергоносителей, так и на… … Большая актуальная политическая энциклопедия
Экономика России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия
Энергетическая политика предприятия
Любая деятельность предприятия, касающаяся области энергоменеджмента и направленная на повышение энергоэффективности, должна проходить исключительно в рамках энергетической политики, которая представляет собой официальный документ. Его основная задача – демонстрировать стремление компании к улучшению использования энергетических ресурсов. За внедрение, разработку, а также поддержку энергетической политики отвечает высшее руководство. Нужно сказать, что разработке энергополитики необходимо уделять должное внимание, поскольку данный документ признается системообразующим в деятельности, затрагивающей сферу энергоэффективности.
Обычно в официальном документе о энергополитике отражается:
1. изложение в общих чертах политики компании в области энергоменеджмента;
2. краткосрочные и долгосрочные цели;
3. степень заинтересованности компании в повышении энергоэффективности;
4. степень вовлеченности высшего руководства и управляющих всех уровней в энергоменеджмент;
5. планы действий на ближайшие периоды;
6. структура подотчетности;
7. ресурсы (материальные, кадровые, финансовые);
8. система проверок и мониторинга реализации энергополитики;
9. процедуры пересмотра либо обновления энергетической политики;
10. список членов комитета по энергоменеджменту (энергетике), его структура, описание и определение его задач.
Для того чтобы разрабатывать первоначальные действия в отношении энергоменеджмента, нужно оценить его текущее состояние на предприятии. Оценка включает в себя несколько направлений. Первое из них – это ответственность руководства (поведенческие аспекты персонала, учет основных показателей эффективности и проч.), второе – проверка аудитов, третье – возможности внедрения и функционирования системы и, наконец, четвертое – способность различных систем менеджмента на предприятии интегрироваться между собой. После проведения оценки текущего состояния можно приступать к разработке энергетической политики на предприятии.
Стоит помнить, что отсутствие письменно зафиксированной энергополитики может приводить к ослаблению, а порой и вовсе к устранению энергоменеджмента на предприятии, даже в случаях, когда успехи и заинтересованность компании в этом деле очевидны. Стандартом ИСО 50001 также предусмотрено создание документации об энергетической политике предприятия.
Энергетическая политика ЕС
Энергетическая политика ЕС
Вопросы энергетики были одним из ключевых факторов создания Европейского союза. Германия, Франция, Италия и страны Бенилюкса сначала договорились о создании ЕОУС, а в 1957 Евроатом и Европейское экономическое сообщество. Однако несмотря на значительную важность вопросов энергетики они не стали отдельной опорой ЕС в дальнейшем. Этой проблематике не было посвящено отдельных систем документов. Политика в области энергетики считалось прерогативой национальных государств и в ЕС не существовало единой энергетической стратегии. Такое положение дел стало изменяться лишь в последнее время.
Энергетическая политика носит определяющий характер, так как именно посредством её создаются необходимые для существования любого промышленного производства предпосылки. В последние годы по мере усиления интеграционных процессов в рамках Евросоюза наблюдается заметная активизация усилий по разработке и реализации единой энергетической политики как внутри ЕС, так и в отношении стран не входящих в это объединение, и международных организациях.
Содержание
Основные цели
Энергетическая политика, как и все другие действия сообщества оцениваются по тому вкладу, который она носит в достижение основных целей Маастрихтского договора — создание единого рынка, поддержание устойчивого и стабильного энергетического роста, создание новых рабочих мест и процветание граждан.
В этой связи наиболее важным для энергетического сектора называется достижение следующих целей:
Правовая основа
Рассматривая правовые основы и цели энергетической политики ЕС, следует упомянуть концептуальные положения и цели энергетической политики, подготовленные в виде докладов «Зелёная книга» — первоначальный план политики, предлагаемый на обсуждение. С 1999 года после введения в действие Амстердамского договора, энергетическая политика рассматривается в качестве фактора устойчивого развития сообщества. Важную роль играет Энергетическая Хартия. Договор к Энергетической Хартии был подписан в декабре 1994 года и вступил в силу в апреле 1998 года. На сегодняшний день Договор подписала 51 страна Европы и Азии. Договор является многосторонним, юридически обязательным инструментом межправительственного сотрудничества в области энергетики. При его создании предполагалась выработать универсальные правила торговли энергией. Конференции по энергетической хартии проводятся регулярно.
В разработке и принятии решений в энергетической политике принимают участие все руководящие органы ЕС, но главную роль играет Еврокомиссия, один из членов которой непосредственно отвечает за выработку общей энергетической политики ЕС. Вопросами оперативного характера занимается Генеральный Директорат по энергетике и транспорту.
Принципы энергетической политики
Современная структура энергоснабжения расставляет приоритеты в правовом регулировании этой сферы. Снабжение электроэнергией, газо- и нефтеснабжение составляют основу энергетического рынка для стран ЕС сегодня, отодвигая далеко на задний план все другие инфраструктуры, в том числе и рынок угля. Анализ энергетического законодательства ЕС позволяет выделить несколько основных принципов ведения энергетической политики ЕС:
Современное состояние. Создание общего рынка
К настоящему времени в ЕС разработано значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих конкретные вопросы в сфере энергетики пределах Евросоюза и в международных связях. В области экономических инструментов энергетической политики основную роль играют регулирующие меры, которые являются юридически обязательными для всех стран-членов как по целям, так и по средствам реализации; директивы, которые обязательны для стран ЕС в плане достижения поставленных целей, но не обязательные по средствам реализации. Кроме того разрабатываются юридически обязательные для конкретных стран решения, а также не имеющие юридической силы рекомендации. Существуют торговые и технические стандарты, импортные квоты, система управления ценами, субсидии и инвестиционные кредиты. Важным этапом на пути развития энергетического диалога является формирование единого энергетического рынка. С 1 июля 2004 года основным нормативно-правовым актом ЕС, регулирующим функционирование европейского газового рынка, стала принятая 26 июня 2003 года директива 2003\55\ЕС (вторая газовая директива), направленная на замену Первой Директивы ЕС\30\ЕС от 22 июня 1998 года.
С июля 2004 года все промышленные покупатели были наделены правом выбора поставщиков газа. А с июля 2007 года рынки стали полностью открыты для всех потребителей без исключения. Открытие национальных газовых рынков ЕС расширяет юридические возможности производителей газа для прямого выхода на европейского потребителя, минуя посредников, компании-перепродавцы. Требования второй газовой директивы стали частью национального законодательства стран-членов. Цель директивы стоит в ускорении создания единого газового рынка ЕС на основе интеграции национальных газовых рынков государств-членов ЕС. Для российских поставщиков газа особый интерес представляет положение Директивы, касающееся долгосрочных контрактов, которые являются основой для поставок газа в ЕС. В соответствии со второй директивой долгосрочные контракты будут оставаться важной частью газоснабжения государств-членов. В марте 2006 года была опубликована Зелёная книга, которая была призвана стать основой единой энергетической политики ЕС. В ней провозглашаются основные принципы дальнейшего развития европейской энергетики. Прежде всего подчёркивалось стабильность энергоснабжения ЕС, одного из главных мировых нетто-импортёров энергоносителей. Этот документ стал основой дальнейшей дискуссии и консультаций с странах ЕС по вопросам энергетики.
К концу 2006 года страны Евросоюза должны были на основе Зелёной книги принять пакет конкретных действий в энергетике. Необходимость в этом документе назрела. Зависимость ЕС от импорта энергоносителей растёт, цены на энергоносители растут, необходимы огромные масштабы инвестиций в обновление инфраструктуры. Кроме того ЕС обеспокоен изменением климата. Работа проводилась по 6 приоритетным областям:
Отмечалось что, необходимо улучшать отношения с партнёрами, в частности с Россией.
Предполагается, что политика ЕС должна строится при учёте взаимодействия всех участников энергетических поставок — стран-поставщиков, стран-транзитёров, стран-потребителей. ЕС необходимо диверсифицировать импорт, искать новые пути поставок из Северной Африки и Ближнего Востока, создавать новые терминалы по приёму сжиженного газа.
В январе 2007 года был принят интегрированный пакет действий направленный на реформирование энергетического сектора и формирование единой энергетической политики. Были изложены три основные цели:
Документ принимался на фоне перебоя в поставках энергносителей из-за конфликта между Россией и Беларусью. Документ рассматривал возможности снижения цен на энергоносители, а именно создание свободной конкуренции на внутреннем энергетическом рынке, реформирование вертикально интегрированных энергетических концернов, чтобы не допускать энергетические компании одновременно и к добыче и доставке энергоносителей, и к их сбыту. С учетом этого Европейская комиссия предлагает два варианта решения вопроса. Согласно первому, крупные концерны будут вынуждены полностью отказаться от распределительных сетей. Второй вариант предусматривает передачу этих сетей в управление независимым компаниям. При этом нынешние владельцы сохранят право собственности на сети, однако не смогут самостоятельно решать ряд вопросов, например, об инвестициях.
Энергоконцерны, чьи активы будут разделены в результате реформы, станут более уязвимы для поглощения, считает Eврокомиссия, предложившая в связи с этим ограничить доступ компаний из третьих стран к приобретению энергоактивов в EС: Чтобы получить санкцию на покупку актива, работа компании третьей страны должна на своей территории регулироваться теми же принципами, что и в ЕС. Непосредственно работа над новым пакетом евродиректив начался в июне 2007 года — после того, как Совет ЕС отверг предыдущую его версию. Две из них предполагают поправки в директивы 2003/54/ec и 2003/55/ec, касающиеся общих для ЕС антимонопольных правил на рынке электроэнергии и газа, две поправки в правила работы трансграничных сетей и газопроводов 1228/2003 и 1775/2005 и наконец — предложение о создании Агентства по взаимодействию регуляторов энергорынка ЕС (ACER), наднационального органа власти, который объединил бы в себе полномочия по выработке единой тарифной, регулятивной и конкурентной политики для национальных регуляторов стран ЕС — и управлению через него всеми энергопотоками Европы (Еврокомиссия предлагает реализовать в энергореформе тот же принцип, который послужил основой реформы РАО «ЕЭС России»). Проекты директив предполагают и ограничения на покупку контрольных пакетов акций выделяемых сетевых компаний — энергосетей и газопроводов: на компании из третьих стран ACER наложит те же ограничения, что и на компании ЕС. Чтобы получить санкцию ACER и Еврокомиссии на покупку актива, работа компании третьей страны должна на своей территории регулироваться теми же принципами, что и в ЕС. Инвестиций в энергогенерацию и газодобычу проект документов не ограничивает. Первые обсуждения поправок начались в ЕС в начале октября 2007 года, в случае успешного прохождения бюрократических инстанций ограничения могут коснуться инвесторов в мае 2008 года.
Эти инициативы сразу натолкнулись на сильной противодействие крупных энергетических компаний как E.On, RWE. Однако еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс надеется на принятие плана в течение ближайших 18 месяцев, а сама реформа начнется к 2010 году (ранее предполагался 2008 год). Руководители E.ON и RWE в своих выступлениях все же поддерживают базовый принцип реформы — создание независимых сетевых операторов электро- и газовых сетей, а в перспективе и единой энергосети ЕС, критике подвергается план создания ACER и жесткий запрет на совмещение сетевой и производственной энергетики на уровне собственности. Похоже, дело ещё и в том, что компании не намерены отдавать эти планы в руки государства. С оговорками план поддержала и итальянская Eni, ошибкой господин она считает лишь разделение энергокомпаний на уровне собственности. Крупнейшими подпадающими под ограничения компаниями являются «Газпром», алжирская Sonatrach и норвежская Statoil.
Создание общего рынка энергии является, по мнению Еврокомиссии, очень эффективным способом повышения конкуренции и снижения цен. В роли же «рынка рынков» энергетические биржи могут стать очень удобным инструментом.
В результате начатой в 1998 году Евросоюзом либерализации ведущаяся через биржи торговля электроэнергией оказалась сильно разобщенной. В целом на континенте существует больше 15 энергетических бирж и платформ по торговле электроэнергией, структура которых имеет гигантские различия. Уровень возникшей в результате конкуренции хотя и был высоким, однако из-за малой ликвидности бирж являлся сомнительным преимуществом. В 2004 году Еврокомиссия, надеясь на более эффективное срастание отдельных рынков, выступила за региональный принцип работы энергетических бирж. Однако до сих пор серьёзных подвижек здесь не наблюдается. Важным этапом на пути объединения энергетических рынков Европы стало создание два года тому назад правительствами Германии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга пятистороннего энергетического форума. Его идеей стало образование регионально интегрированного энергетического рынка путём объединения усилий регуляторов, операторов распределительных сетей, энергетических бирж и энергетиков. Недавно форум принял заявление о намерениях, в котором в качестве цели было названо формирование подобного западноевропейского рынка электроэнергии.
Помимо прочего, предлагаются инициативы по расширению механизмов резервирования и взаимопомощи. Европейская комиссия призывает страны ЕС поддерживать солидарность в энергетической политике, как необходимый принцип успешной реализации поставленных задач. Однако не все члены Евросоюза едины в подходах к энергетической политике. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Эстония и Литва не готовы выполнять предписания по сокращению выбросов углекислового газа. Новички европейского объединения пришли к выводу, что установленные для них исполнительным органом Союза нормы слишком жестки, и их соблюдение нанесет ущерб развитию национальной экономики. Более того государства Восточной Европы, в частности Польша и Эстония, препятствуют реализации масштабных проектов по диверсификации поставок как строительство Северо-европейского газопровода.
Другие инициативы
Среди других инициатив в энергетике стоит отметить повышение уровня энергоэффективности и снизить уровень энергопотребления на 13 % к 2020 году и довести долю возобновляемых источников энергии до 20 % с нынешних 7 %, уменьшить выбросы углекислого газа на 20 %. Европейский союз в ближайшем будущем собирается резко увеличить производство атомной энергии, обделённой вниманием в недавнем прошлом. В отдалённой перспективе Еропейский союз предполагает перейти на стандарты «водородной экономики», основанной на принципах нецентрализованного распределения энергии, похожими на принципы распространения информации в современном обществе, когда каждый человек посредством Интернета может сам создавать информацию доступную миллионам
Энергетическая политика России и экономический рост
По мнению Путина, энергетическая политика России должна строиться за счет использования энергоресурсов путем создания гигантских компаний.
Эти компании обязаны преследовать две основные стратегические цели: быть локомотивом экономического роста и использоваться в качестве инструмента формирования политики во внешней мире.
Факторы обеспечившие экономический рост
Было четыре основных фактора, которые обеспечили этот экономический рост:
Несомненно, больше чем что то другое, высокие цены на нефть поддерживали экономические показатели России и были жизненно важны для роста доходов. Таким образом, налоговые поступления от экспорта природного газа и нефти достигли такого высокого уровня, что администрация Путина открыла фонд на черный день (на случай ухудшения условий торговли России или неожиданного падения мировых цен на энергоносители) и резервный фонд национального благосостояния. Администрация президента, несмотря на недовольство олигархов, воспользовалась огромным преимуществом внезапного роста мировых цен на энергоносители благодаря налоговой реформе.
С другой стороны, чем больше российская экономика изо дня в день становилась чрезмерно зависимой от экспорта природных ресурсов, тем интенсивнее велись дискуссии о серьезных экономических проблемах.
Для того чтобы компенсировать убытки из-за внезапного падения цен на энергоносители, экономика России, получающая более 50% средств от экспорта природных ресурсов, должна была бы пережить финансовый кризис в 2008 году и самый низкий уровень цен на нефть в истории в 2015 году.
Цены на нефть как фактор экономического роста России
Рост цен на нефть в 2002 году оказал значительное положительное влияние на российскую экономику. Во время мирового финансового кризиса 2008 года произошло снижение уровня производства и, соответственно, спад цены на нефть поставил Россию в число наиболее пострадавших стран. Страна, которая ориентировалась на экономический рост на экспорте энергоресурсов в значительной степени имеет экономическую хрупкость в результате резкого падения цен на нефть. Экономический спад во время кризиса, как правило, основан либо на чрезмерной зависимости от экспорта энергоносителей, либо на институционализированной коррупции по всей стране, ведущей к экономической неэффективности.
Критика Путина, ставившего перед собой цели модернизации экономики и создавшего искусственный рост за счет экспорта природных ресурсов и превращении страны в нефтегосударство, может быть, и справедлива. Считается, что высокотехнологичное производство является одним из значимых показателей модернизации и развития экономики.
2020 год вообще был кризисным во всем мире из-за пандемии и его последствия ещё не очень ясны.
Пока Россия обеспечивает очень значительный объем потребностей Европы в поставках газа, она монополизирует трубопроводы, передающие потоки нефти и газа в европейские страны. Разведка нефти и природного газа в стране и за рубежом, так и строительство трубопроводов монополизировано.
После распада СССР, НАТО приступило к сотрудничеству с бывшими советскими странами Грузией, Украиной, Азербайджаном, Узбекистаном и Молдавией под названием организации ГУАМ. Однако интерес к этой организации упал.
Путин смог использовать энергетику в качестве инструмента принуждения против тех, кто зависел от российского газа и нефти.
Попытки противостоять Российской энергетической политике
К 2006 году либо НАТО, либо ЕС приступили к разработке новых стратегий безопасности в попытке противостоять Российской энергетической политике.
Вопрос энергетической безопасности, вызванный перебоями с российским газом, был рассмотрен на саммите «Большой восьмерки», проходившем в Санкт-Петербурге.
Участники потребовали обязательств по устойчивому потоку газа для обеспечения энергетической безопасности. ЕС необходимо было найти альтернативный источник энергии и маршрут, который бы обеспечивал стабильный поток нефти и газа в ЕС. Тем временем Евросоюз выдвинул проект газопровода «Набукко». «Набукко» был масштабный проект газопровода, который планировался для передачи богатых энергоресурсов Каспийского бассейна через Турцию, а потом в Европу. Тем не менее, компании, работающие на разведочных работах сочли проект противоречащим их интересам. Привилегии, предоставленные администрацией Путина этим немецким, голландским и французским компаниям, были очень эффективны, чтобы не сделать проект реальным. Несмотря на поддержку восточно — и центральноевропейских стран, которые сильно зависят от российской энергетики, западноевропейские страны не поддержали «Набукко». В конце концов, он был отложен на неопределенное время.
Однако после продолжающегося украинского кризиса ЕС стал гораздо решительнее обеспечивать энергетическую безопасность.
Планируемому «Южному потоку» придавалось большое значение, который, как ожидалось, транспортировал природный газ России через Черное море.
Морем в Болгарию и через Сербию, Венгрию и Словению далее в Австрию. Из-за проблем транзитной страны, Украины, проект рассматривался как конкурент «Набукко». Тем не менее ЕС призвал Болгарию не участвовать в проекте «Южный поток» в силу санкций, введенных после событий на Украине. Он был отменен в 2014 году из-за препятствий на пути реализации проекта. Проект был заменен предложениями «Турецкого потока» или «Голубого потока-2». В январе 2020 года начались поставки газа по «Турецкому потоку».
1 января 2021 года был запущен в эксплуатацию Балканский поток, являющийся продолжением «Турецкого потока», для Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины
Прогнозируется увеличение мирового потребления энергии на 48% к 2040 году, и первичные энергетические ресурсы по-прежнему будут составлять более трех четвертей мирового потребления энергии. Однако новые игроки на первичных энергетических рынках, такие как США и Иран, могут создать невыгодные условия для российской энергетической политики.
Пока сохраняется понижательная неопределенность в отношении цен на энергоносители из-за отсутствия консенсуса по уровню добычи нефти и кризиса в связи с коронавирусом.
Влияние на энергетическую политику
Промышленно развитые страны будут стараться уменьшить влияние на энергетическую политику.
Кроме того страны с высоким уровнем выбросов углекислого газа будут придавать большее значение возобновляемым источникам энергии и ядерной энергетике. Парижское соглашение, которое было подписано 22 апреля 2016 года пытается решить проблему глобального изменения климата. Это соглашение могло бы продвинуть вперед страны с передовыми технологиями и в какой-то степени помочь им преодолеть свою зависимость от российских энергоресурсов.
Кроме того, Запад держит в руках финансовую систему, а также ценовые механизмы. Миллиардные инвестиции по-прежнему делаются теми, кто действует в этой глобальной финансовой системе.
Наконец, проводимая Путиным энергетическая политика России положительно повлияла на страну в краткосрочной перспективе. Но в долгосрочной перспективе страны, которые не хотят попасть в зависимость от Российской энергетической политики, будут с подозрением относиться к деятельности российских компаний.