Что такое эпатаж в литературе
Эпатаж, как форма самовыражения
Как не прискорбно, но во времена постиндустриализма с его тягой к инновациям во всех отраслях знания, становится всё труднее удивить простого обывателя стандартными подходами к искусству. Одним из главных факторов успеха был и остаётся провокационный характер творческого продукта, а если не продукта, то провокационное поведение самого автора, привлекающего зрителя на свою сторону нестандартным, а зачастую вызывающим поведением.
Понятие «эпатаж» ввели в употребление французские художники, решившие отойти от надоевшего классического стиля в живописи и растормошить скучающую публику (экспрессионизм, модернизм, авангард). Глагол «эпатировать» буквально означает «перевернуть с ног на голову», «ошеломить», «отколоть коленце».
Скандал – союзник, а зачастую и цель эпатажа. Ценность искусства отходит на задний план и первостепенным становится реакция на провокационный образ. «Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж — самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям» [2]
Некоторые психологи (Е.А. Рогалёва) рассматривают эпатаж творческой личности, как форму девиантного поведения, вследствие утраты самоидентификации и поиска новой идентификации в условиях отсутствия единения с общепринятой культурной матрицей. [5] С. Даниэль указывает на переход девиации из жизни творческой личности в создаваемый объект искусства, и называет это «авангардным поведением».
Альбер Камю в своей работе «Бунтующий человек», называет эпатаж проявлением «метафизического бунта», восстанием «человека против своего удела и против всей вселенной». Но при этом говорит, что эпатаж является бесполезным бунтом художника, который «замыкается в абсолютном отрицании». [1]
Так, немецкий писатель, художник, скульптор Гюнтер Грасс, рассуждая о модернистском периоде в своём творчестве говорит следующее: «Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм». [4]
Итальянский писатель и поэт, основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства».
Представители фовизма в живописи («новые дикие»): А. Матисс, А. Дерен, Морис де Вламинк и др. отрицали эстетический канон наряду с отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанства.
А творчество Сальвадора Дали, судя по всему, вполне может уместиться в придуманную им же классификацию «разновидностей пуков». Видимо, главным при этом остаётся правило не пукать в муку или в лужу, что частенько случается с творческими пургомётами, желающими потешить себя овациями оголтелой публики. Но, навряд ли, кто-то захочет экспериментировать с этим бульбулятором всерьёз. «Суньте свой нос в заднепроходное отверстие; теперь перегородка вашего носа одновременно перегораживает и заднепроходное отверстие, а ноздри ваши образуют чаши весов, в качестве которых выступает теперь нос в целом. Если, измеряя выходящий наружу пук, вы почувствуете тяжесть, то это будет означать, что его надо оценивать по весу: если он тверд, то локтями или футами; если жидок, пинтами; если шероховат, то меряйте в буассо и так далее и тому подобное, если же, однако, он покажется вам слишком мелким, чтобы проводить с ним какие бы то ни было эксперименты, делайте так, как поступали некогда благородные господа;стеклодувы: дуйте себе в свое удовольствие сколько душе угодно или, вернее, пока не получится разумный объем.» [6] Вот только, для некоторых, такая порча воздуха становится привычным занятием. Своё говно не воняет. Но нужно приложить немалые усилия, что бы и другим тоже запахло. Иные возводят это занятие в культ. Сначала они привыкают к тому, что их терпят. Потом они начинают воспринимать людское стеснение за признание собственного творчества. А через некоторое время, любой маломальский выпад против, характеризуют, как небывалую наглость. Ведь воздух можно портить только им и никому другому.
Нужно отделять скандальные выходки творческой личности не связанные напрямую с его творчеством. То есть «эпатажная эстетика» искусства, ни коим образом не связана с девиантным поведением конкретной личности, в её обыденной жизни и коммуникации с обществом и отдельными социальными субъектами, которые могут быть потребителями его творчества, а могут и не быть таковыми. Так, И.К. Вовчаренко в своей статье «Эпатаж, как эстетическая характеристика авангарда», рассматривает поэтический образ С. Есенина, как часть творческой биографии поэта, в отрыве от специфической эпатажной эстетики. Он пишет: «… необходимо отделять эпатажные жесты в искусстве, порой простирающиеся в жизненные сферы, от сугубо поведенческих форм проявления маргинальности художника, нередко бравирующего собственной «исключительностью», подлинной или мнимой. Так, нам кажется, широко известный «скандалистский» имидж С. Есенина стоит рассматривать как факт творческой биографии в контексте психологии творчества и революционной эпохи, но в отрыве от специфической эпатажной эстетики. То же самое можно сказать и о ряде иных казусов художнической «девиантности», не подкрепленных в полной мере ни корпусом идейно-эстетических установок определенного рода, ни всецело соответствующей им творческой практикой с преднамеренностью и самоценностью авангардно-эпатажного позиционирования во главе угла.» [2]
И всё это простительно, когда результат творчества затмевает все недостатки девиантной личности автора, но когда, по сути мы имеем лишь отклоняющееся поведение в отрыве от какого-либо творчества, то это кроме отторжения ничего не вызывает. Социум готов прощать многое гениям при жизни, и возводить их на пьедестал после смерти, но не готов прощать посредственность, которая сама усадила себя на трон и с высоты своего вопиющего хамства плюёт на сообщество равных. «Обостренное чувство переходящей в трансценденцию маргинальности собственного положения, часто непосредственно переживаемое как своего рода болезнь, осложнение поэтической функции. не остается без взаимности со стороны культуры, постоянно вытеснявшей поэтов на окраину социума» [3]
Остаётся открытый вопрос: является ли эпатажное поведение частью эпатажного творчества, или же эпатажная эстетика творчества не должна иметь ничего общего с девиантностью творческого элемента, как части культурного сообщества?
Видимо поэтому термин «эпатаж», применительно к искусству остаётся спорным в среде исследователей, и заставляет их искать научно-обоснованную замену для названия новаторскому поиску самовыражения в искусстве. Так, А. Флакер (исследователь русского авангарда) использует два термина, «эстетическая провокация» и «эстетический вызов».
А всё, что относится к перекосам личности в её обыденном поведении, будь она сто раз творческая, говорит только об отсутствии элементарной культуры, и нахождении этой личности вне общепринятой «культурной матрицы». Е.А Рогалёва, опираясь на концепцию игры Й. Хейзинги, приходит к выводу, что эпатаж, это свободная деятельность, осознаваемая, как “невзаправду” и вне повседневной жизни выполняемое занятие, целиком овладевающее играющим и не преследующее при этом никакого прямого материального интереса. «Иначе говоря, эпатаж – это свободная деятельность, протекающая упорядоченно, по определенным правилам, и имеющая своей целью выход за пределы нормы, создание нового (имидж, маска).» [5] Примеры такой деятельности, не имеющей ничего общего с творчеством, мы можем наблюдать повсеместно. Особенно благодатной почвой для такого рода самовыражения с фальшивыми персонами стала всемирная паутина.
Но, мы не должны путать «эстетическую провокацию», как форму самовыражения творческой личности и «поведенческий эпатаж», как форму самопиара девиантного околотворческого активиста. «Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „черным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь». [7]
Список используемой литературы:
1. Камю А. Бунтующий человек / Пер. с франц. А. Руткевича. М., 1999.
2. Вовчаренко И.К. Эпатаж, как эстетическая характеристика авангарда//Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, №2. с. 25 – 28.
3. Вархотов Т. К проблеме исторической маргинальности поэтического / Т. Вархотов // Маргинальное искусство. — М., 1999. — С. 53-58.
5. Рогалева Е.А. Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа / Е.А. Рогалева // Вестник Самарского государственного университета. Социология. — 2001. — No 3. — С. 37-39.
6. Сальвадор Дали. Дневник одного гения. – М., 1991.
7. Ерофеев В.В. Русские цветы зла. – М., 2003.
Эпатаж что это? Эпатажный человек
Эпатирование отличает обязательный элемент игры, который выводит происходящее за пределы повседневности.
Такое поведение характерно для творческих натур, которые стремятся к воплощению новых оригинальных идей и форм.
***
Материал Википедии
Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. ;patage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку». Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. ;pater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку [рюмки]»). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. ;pater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов[3]. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.
Роль эпатажа в искусстве
Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен, хотя, по мнению некоторых учёных, само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху.
Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира, «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный случай — скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко:
Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж — самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям
Другие исследователи связывают эпатаж с психологическим состоянием художника. Например, Е. А. Рогалева рассматривает эпатаж как средство выхода из неопределённого и неустойчивого положения, порождённого отсутствием единой «культурной матрицы» для принятия решений в условиях современного столкновения культур. Эпатаж у Рогалевой — это проявление девиантного поведения вследствие утраты самоидентификации и одновременно поиск новой идентификации. Она считает, что присутствующий в эпатаже элемент игры позволяет использовать художникам девиантное поведение не для разрушения, а для творчества, так как игра создаёт порядок за пределами пространства повседневной жизни. Схожую позицию занимает С. Даниель; в его понимании эпатаж — это девиантность, переходящая из жизни художника в его творчество: «…авангардное поведение есть…ролевое девиантное поведение…[где]…скрыта граница, разделяющая художественно-эстетическое творчество и жизнестроение».
Альбер Камю считает, что эпатаж — это предельное проявление «метафизического бунта» (восстание «человека против своего удела и против всей вселенной»). При этом эпатаж является бесполезным бунтом художника, который «замыкается в абсолютном отрицании».
И. К. Вовчаренко также старается отделить скандальные выходки художников, не связанные напрямую с их творчеством, от «эпатажной эстетики» скандального искусства. Так, поэтический образ С. Есенина Вовчаренко рассматривает как часть творческой биографии поэта, «в отрыве от специфической эпатажной эстетики».
Разногласия в определении эпатажа заставляют некоторых исследователей избегать самого термина. Так, Александр Флакер использует два термина, «эстетическая провокация» и «эстетический вызов» вместо эпатажа, так как последний с точки зрения А. Флакера обременён «историческими и классовыми коннотациями».
Коммерческое использование
Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа используется в рекламе и маркетинге.
В России использование нецензурной или оскорбительной рекламы является незаконным. Существуют прецеденты применения санкций против рекламодателей (например компания Евросеть), допустивших размещение такого рода рекламы.
Примеры эпатажа
В искусстве]
Эпатаж как компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить её от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это ещё куда ни шло, будущее-то всё равно заказано? А нам всё это ни к чему! Мы молоды, сильны, живём в полную силу, мы футуристы!»
Похожие настроения выражал Г. Грасс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с лёгкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы всё оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм».
Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др. — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.
Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретённую им классификацию «разновидностей пуков».
Критика
Российский писатель Виктор Ерофеев, рассуждая о тенденциях в современной литературе, в своей книге «Русские цветы зла» пишет:
«Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена […] между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. […] Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „чёрным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь».
ЭПАТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
от франц. epatage – скандальная выходка.
Художественный прием, направленный на то, чтобы не просто шокировать читателя (зрителя, слушателя), но и оскорбить его, вызвать у него обязательную реакцию протеста. И пора уже, казалось бы, привыкнуть, ибо публику эпатировали еще Пушкин, в кисейных панталонах появлявшийся среди кишиневских барышень, или Верлен, прилюдно орошавший гелиотропы в парижском кафе, но эпатаж до сих пор многими интерпретируется (и зачастую небезосновательно) как литературное (а в некоторых случаях и бытовое) хулиганство.
Вплоть до рассказа поэтессы-акционистки Светы Литвак об одном из ее наиболее удачных перформансов: «Лето, дворик у входа в ОГИ, 16 июня – Блумов день, тусовка почитателей Джойса. “Тихая хрупкая женщина” в вызывающе открытом, коротком вечернем платье и светлом паричке походит к известному-художнику-акционисту Олегу Мавромати. Заведя светский разговор, я ближе придвигаюсь к художнику, пока его нога не оказывается между моими. Не прекращая беседы, я начинаю писать ему прямо на кроссовку. Я долго терпела, поэтому действие длится и длится. Художник, надо отдать ему должное, не двигается с места, продолжая бессмысленный разговор».
Возникшее, надо думать, у читателя предположение, что такого рода художественные приемы не имеют отношения к литературе, придется отклонить как неосновательное. Ибо именно благодаря таким приемам – как в случае с Маяковским, так и со Светой Литвак – формируется поэтический имидж, осведомленность о котором неизбежно повлияет на восприятие и самых обычных творений того или иного автора, даже если читатель и не осознает подобного эффекта.
См. АКЦИОНИЗМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ; ИМИДЖ В ЛИТЕРАТУРЕ; НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА; СКАНДАЛЬНЫЙ РОМАН; СКАНДАЛЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ; ШОК В ЛИТЕРАТУРЕ; ЭКСГИБИЦИОНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ
Читайте также
Литературный год*
Литературный год* Последний год был довольно богатым в отношении литературной жатвы.На первом месте здесь стоял пролетарский роман или, вернее, роман, писанный пролетарскими писателями. Целый ряд превосходных произведений, взволновавших всю читающую публику, и притом
МАНИФЕСТ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МАНИФЕСТ ЛИТЕРАТУРНЫЙ от лат. manifestum – призыв.Борис Гиленсон в «Краткой литературной энциклопедии» называет манифестами «программные высказывания об эстетических принципах литературного направления, течения, школы» (1967), а Юрий Борев в своем словаре (2003) говорит о них
МЕЙНСТРИМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МЕЙНСТРИМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ от амер. mainstream – главное течение, основное направление.Как говорится в энциклопедии «Западное литературоведение ХХ века» (М., 2004), «это слово пришло в европейские и русский языки из американской традиции и используется как нестрогий термин с
МОНТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
МОНТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ от франц. montage – сборка.Знатоки литературы, говоря о монтаже, любят указывать, что это художественное средство было открыто в 20-е годы XX века кинематографом, и прежде всего Сергеем Эйзенштейном. А киноведы и режиссеры (начнем список с самого С.
РЫНОК ЛИТЕРАТУРНЫЙ
РЫНОК ЛИТЕРАТУРНЫЙ Рынок – слово в писательской среде ругательное. Что-то вроде чудища, которое, как известно, обло, огромно, стозевно и лаяй. «Все заранее согласны, – говорит Борис Гройс, – с тем, что “истинное искусство” должно не ориентироваться на рынок, а
УСПЕХ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
УСПЕХ ЛИТЕРАТУРНЫЙ Высшая степень признания, достигаемая автором (или его произведением, проектом и т. п.) в условиях литературного рынка. Наследуя такому архаическому понятию, как «слава», и естественно совпадая с ней по ряду признаков, успех обладает тем не менее
ЭСКАПИЗМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
ЭСКАПИЗМ ЛИТЕРАТУРНЫЙ от англ. to escape – убегать, уходить, отключаться.Юрий Борев в терминологическом словаре «Эстетика. Теория литературы» (М., 2003) определяет эскапистскую литературу как «художественные произведения, ориентированные по показ иллюзорной художественной
ЭТИКЕТ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
ЭТИКЕТ ЛИТЕРАТУРНЫЙ от франц. etiquette, восходящего к лат. ethica и греч. ethos – обычай, характер.Многоуровневая система предписаний, с оглядкой на которые создаются и воспринимаются литературные произведения, а также функционируют писательские и читательские
«Разрез» литературный
«Разрез» литературный Архаизмы всегда были свойственны русской поэзии.Архаический язык ее воистину архангельский. Тем и отличается русский архаический стиль от иноязычных, что направляет мысль по лествице ассоциаций к песнопению, молитве, псалтири. Напоминает, что
«Литературный плотник»
«Литературный плотник» Хотя Фолкнер предпочитал называть себя «литературным плотником», он был языковым экспериментатором, во многом обязанным устной фольклорной традиции Юга с его колоритным юмором, а также блестящей эрудиции. В круге постоянного чтения Фолкнера
Литературный очерк
Литературный очерк Литературный очерк – эпический жанр, близкий рассказу (новелле). От новеллы очерк отличается тем, что в его основу положены подлинные события, в которых участвовали реальные люди. Писатель рассказывает в нем о тех, кого он знал лично, что видел, в каких
Что такое эпатаж в искусстве, культуре и политике
Французский глагол epater переводится как «изумлять» или «ошеломлять». Под эпатажем понимают необычное, вызывающее поведение, которое резко отличается от общепринятых норм морали и нравственности.
Что значит эпатажный человек
Такая личность постоянно нарушает общепринятые нормы поведения скандальными высказываниями, нестандартной одеждой или прической. Создается впечатление, что ради привлечения внимания эпатажный человек готов пойти на все. Это вызывает недовольство или возмущение общества.
Такое поведение характерно для творческих натур, которые стремятся к воплощению новых оригинальных идей и форм.
Проявления эпатажа в искусстве и творчестве
Особенно ярко такой стиль поведения выражается в стилях модерн, авангард или постмодерн. Эти направления искусства ставят своей целью создать новое через демонстративное разрушение прежнего. Большинство художников шокирует публику своими творческими работами.
Литература
Яркими талантливыми эпатажниками признаны американские авторы Чарльз Буковски и Генри Миллер. Они шокировали публику поступками, а в романах описывали собственную жизнь. В некоторых европейских странах отдельные произведения этих писателей запрещены.
Изобразительное искусство
Работы сюрреалиста Сальвадора Дали полны неожиданных сцен, но признание ему принесло не только творчество. Гениальный или безумный испанец сделал произведением искусства и эпатажа личную жизнь.
Музыка
Всемирно известного британского композитора Дэвида Боуи называют «хамелеоном рок-музыки». Этот титул обеспечен пятидесятилетием успешных творческих экспериментов. Артист играет со стилями, собственной внешностью, сексуальной ориентацией. Боуи называют одним из самых влиятельных музыкантов ХХ столетия, новатором большинства современных направлений рок-музыки.
Театр и кино
Датский кинорежиссер Ларс фон Триер снимает шокирующие фильмы со сценами насилия. Его частная жизнь не менее неординарна: алкоголизм, неоднозначные заявления на публичных мероприятиях, провоцирующие широкий общественный резонанс. Эпатажность Триера, не столь вызывающая в личной жизни, проявляется во всех его работах.
В области высокой моды через незаурядность пытается пробиться едва ли не каждый дизайнер. Гениальными мастерами эпатажности, взорвавшими существующие каноны и создавшими принципиально новые тенденции, остаются Джон Гальяно и Вивьен Вествуд. Их современные последователи, такие как Александр Маккуин, используют эпатажные приемы более прямолинейно. Пример его вызывающего поведения – прилюдное снятие штанов на финальном выходе одного из показов.
В повседневной жизни
К эпатажу сегодня прибегают люди всех наций и возрастов. Немалое влияние на развитие этой тенденции оказывают социальные сети, где каждый становится творцом собственного образа. Аккаунты наполнены снимками в ярких нарядах с несочетаемым по возрасту макияжем.
Внешний вид и прическа
Инструментов для эпатирования масса. Женщины красят волосы в кислотные цвета, некоторые заплетают афроамериканские косички (дреды), выбривают виски. Пирсинг, татуировки по всему телу, обтягивающая кожаная одежда давно перестали быть выбором только представителей молодежных субкультур.
Стиль поведения
Эпатажная личность стремится быть всегда на виду, привлекая внимание. Один из инструментов достижения цели – провоцирующее эмоциональную реакцию поведение. Поступки таких людей находятся на грани допустимого или за ней.
Эпатаж как PR-ход
Мало что так легко приковывает внимание к персоне или продукту, как грамотно продуманный эпатаж. К этому инструменту постоянно прибегают маркетологи во время рекламных кампаний, специалисты по связям с общественностью.
В политике
Дональд Трамп и Владимир Жириновский используют эпатажную политическую стратегию. Их публичные заявления почти всегда вызывают неоднозначную реакцию и волну критики от общественности.
В шоу-бизнесе
Среди звезд немало эпатажных фигур, которые привлекают внимание скандальными выходками и экстравагантными нарядами. Мадонна, Леди Гага, Майкл Джексон и многие другие вызывают восторг или осуждение публики не только творчеством.
В рекламе
Расистские или националистические образы, двусмысленные слоганы отлично повышают узнаваемость марки или бренда. Эти приемы черного пиара встречаются в рекламных роликах Тинькофф, Бургер Кинг, многих известных производителей одежды. Социальная реклама нередко содержит элементы эпатажа.