Что такое эсхатология в христианстве

Эсхатология

Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατος (эсха­тос) – конеч­ный, послед­ний, и λόγος (логос): слово, рече­ние) – пра­во­слав­ное учение о конеч­ных судь­бах мира и чело­века.

Пра­во­слав­ная эсха­то­ло­гия может быть раз­де­лена на эсха­то­ло­гию посмерт­ного чело­ве­че­ского суще­ство­ва­ния (част­ную) и эсха­то­ло­гию гря­ду­щих судеб чело­ве­че­ства и мира (общую).

Гря­ду­щими эсха­то­ло­ги­че­скими собы­ти­ями для всего чело­ве­че­ства станут собы­тия, опи­сан­ные в ряде вет­хо­за­вет­ных и ново­за­вет­ных Книг Свя­щен­ного Писа­ния, осо­бенно подробно – в Апо­ка­лип­сисе, напри­мер, миро­вые ката­строфы, явле­ние лже­про­ро­ков и анти­хри­ста, вос­кре­се­ние мерт­вых, Второе При­ше­ствие и Суд над всеми людьми, тво­ре­ние новой земли и неба.

Эсха­то­ло­ги­че­ские тексты содер­жатся в Еван­ге­лиях по Матфею, Марку, Луке, в Книге Деяний святых Апо­сто­лов, в Книгах про­ро­ков: Дани­ила, Исаии, Иезе­ки­иля, Иоиля, Заха­рии и др.

Каковы отли­чия эсха­то­ло­гии вет­хо­за­вет­ной и ново­за­вет­ной?

Мес­си­ан­ские про­ро­че­ства и про­об­разы Вет­хого Завета пред­зна­ме­но­вали При­ше­ствие Мессии, а эсха­то­ло­ги­че­ские про­ро­че­ства ука­зы­вали на собы­тия, име­ю­щие про­изойти в послед­ние вре­мена. С при­ше­ствием на Землю Мессии евре­ями свя­зы­ва­лось воз­ве­ли­че­ние Изра­иля и его наци­о­наль­ного цар­ства как цар­ства Бога Изра­иля Яхве. Осо­бенно глу­бо­кое и бога­тое раз­ви­тие эсха­то­ло­гия древ­них евреев вместе с мес­си­ан­скими чая­ни­ями полу­чила во время Вави­лон­ского пле­не­ния и после него. Про­роки вло­жили в пред­став­ле­ние о цар­стве Божием высшее духов­ное содер­жа­ние. Это цар­ство не может иметь только наци­о­наль­ного зна­че­ния: его осу­ществ­ле­ние – конеч­ная реа­ли­за­ция святой воли Божией на земле – имеет уни­вер­саль­ное зна­че­ние для всего мира, для всех наро­дов. Оно опре­де­ля­ется, прежде всего, отри­ца­тельно как суд и осуж­де­ние, обли­че­ние и нис­про­вер­же­ние всех без­бож­ных язы­че­ских царств и вместе с тем всей чело­ве­че­ской неправды и без­за­ко­ния. Этот суд по своей уни­вер­саль­но­сти каса­ется не только языч­ни­ков, врагов Изра­иля: он начи­на­ется с дома Изра­иля, и, с этой точки зрения, все исто­ри­че­ские ката­строфы, пости­га­ю­щие народ Божий, пред­став­ля­ются зна­ме­ни­ями суда Божия, кото­рый оправ­ды­ва­ется самой верой Изра­иля, явля­ется боже­ственно необ­хо­ди­мым.

Испол­не­ние вет­хо­за­вет­ных чаяний явля­ется Новый Завет, однако бого­из­бран­ный еврей­ский народ по боль­шей части не захо­тел узнать в при­шед­шем Иисусе Христе своего Мессию. В ответ на то, что иудеи гор­ди­лись и над­ме­ва­лись своим про­ис­хож­де­нием от Авра­ама, и даже выстав­ляли это на вид Сыну Божию, Он воз­ве­стил: «Многие придут с востока и запада и воз­ля­гут с Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом в Цар­стве Небес­ном» ( Мф.8:11 ). Кроме того, Сам Хри­стос име­ну­ется в Еван­ге­лии Царем Изра­и­ле­вым ( Мф.27:42 ). А Его Цар­ство, кото­рое не от мира сего ( Ин.18:36 ), объ­еди­няет всех тех, кто связан с Ним узами духов­ного род­ства. При­об­ще­ние людей к Цар­ству Божию, Новому Изра­илю, про­ис­хо­дит через Таин­ство Кре­ще­ния ( Ин.3:3-5 ).

Суще­ство­вали ли эсха­то­ло­ги­че­ские пред­став­ле­ния в язы­че­ском мире?

Пред­став­ле­ния о загроб­ном суще­ство­ва­нии – том­ле­ниях в под­зем­ном цар­стве мерт­вых, муче­ниях, стран­ство­ва­ниях в при­зрач­ном мире или упо­ко­е­нии и бла­жен­стве в стране богов и героев – были повсе­местно рас­про­стра­нены у язы­че­ских наро­дов, и это явля­ется ясным сви­де­тель­ством того, что такие пред­став­ле­ния не воз­никли из чело­ве­че­ской фан­та­зии, но сви­де­тель­ствуют о том, что душа помнит о своем бес­смер­тии. Однако язы­че­ские «рели­гии» стре­ми­лись обес­пе­чить своим адеп­там загроб­ное бла­жен­ство помимо их нрав­ствен­ных заслуг – посред­ством закли­на­ний или иных рели­ги­оз­ных средств, как это видно, напри­мер, у древ­них егип­тян и греков, а впо­след­ствии и у гно­сти­ков. Наряду с вопро­сом о судьбе еди­нич­ной чело­ве­че­ской лич­но­сти может в неко­то­рых язы­че­ских «рели­гиях» воз­ни­кал и вопрос о конеч­ной судьбе всего чело­ве­че­ства и всего мира, как это видно на при­мере древ­них гер­ман­цев (гибель богов и всего мира).

Когда появился термин «эсха­то­ло­гия»?

«Эсха­то­ло­гия» – срав­ни­тельно новый бого­слов­ский термин. Согласно данным сло­варя Merriam-Webster первые его стали исполь­зо­вать лишь в XIX веке (1838 г.) в англий­ском языке (Eschatology).

Закреп­лено ли дог­ма­ти­че­ски учение о конеч­ных судь­бах мира и чело­века?

Цер­ковь не уста­но­вила ни одного обще­обя­за­тель­ного дог­ма­ти­че­ского опре­де­ле­ния в обла­сти эсха­то­ло­гии, пишет прот. Сергий Бул­га­ков, если не счи­тать крат­кого сви­де­тель­ства Никео-Кон­стан­ти­но­поль­ского сим­вола о втором при­ше­ствии: «Чаю Вос­кре­се­ния мерт­вых и жизни буду­щаго века» (между тем Цер­ковь не отвер­гает бого­от­кро­вен­ного веро­учи­тель­ного авто­ри­тета и за мно­же­ством част­ных истин эсха­то­ло­ги­че­ского харак­тера, отме­чен­ных в Свя­щен­ном Писа­нии). В данном члене Сим­вола веры глагол «чаять» (προσδοκώ) нахо­дится одно­вре­менно и в полном соот­вет­ствии с гла­го­лом «верить» (πιστεύω). «Чаять» озна­чает твердо верить, ожи­дать что-либо как нечто совер­шенно опре­де­лен­ное, не под­ле­жа­щее ника­кому сомне­нию. Между поня­ти­ями чаяние и надежда есть некая раз­ница. Чаяние озна­чает ожи­да­ние с уве­рен­но­стью, в то время как надежда может, однако, быть лишь пси­хо­ло­ги­че­ским ожи­да­нием недо­ступ­ного. Поэтому хри­сти­ан­ская надежда твердо при­вя­зана к хри­сти­ан­ским чая­ниям.

Источник

Христианская эсхатология

Frashokereti
Шах Бахрам

Христианская эсхатология — раздел эсхатологии (от др.-греч. ἔσχατος — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание»), который отражает воззрения христиан на вопрос о конце света и Второго Пришествия Христа. Христианская эсхатология, подобно эсхатологии иудаизма, отвергает цикличность времени и провозглашает конец этого мира. [1]

Огромную роль для христианской эсхатологии играет хилиазм (или милленаризм) и мессианизм. Большинство христианских конфессий верит в ту или иную форму установления тысячелетнего царства, то есть милленаризм. Кроме того все христиане находятся в ожидании второго пришествия Мессии, явление которого и будет концом этого мира и установления царства Божьего, то есть мессианизм.

Содержание

Исторический обзор

Основные теологические направления

Исторически сложилось, что основные взгляды на конец мира у теологов связаны именно с милленаризмом, то есть с упоминающимся в книге Откровение Иоанна Богослова тысячелетним царством Христа:

Что такое эсхатология в христианстве. Смотреть фото Что такое эсхатология в христианстве. Смотреть картинку Что такое эсхатология в христианстве. Картинка про Что такое эсхатология в христианстве. Фото Что такое эсхатология в христианствеИ увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет

Христианский диспенсационализм и теория «восхищения церкви»

Диспенсационалисты верили, что вся история человечества разделена на несколько периодов (диспенсаций) в рамках, которых Бог совершает определенные вещи.

Теология диспенсационалистов повлияла очень сильно на премилленариев и привнесла новые черты в это учение. Израилю и евреям отводилась отдельная роль в эсхатологии. В отличие от других богословов диспенсационалисты не верили в то, что церковь заменила собой Израиль в избрании Бога и, как результат в последние времена Израиль должен играть большую роль перед пришествием Христа. Диспенсационалисты верили в полное восстановление государственности Израиля и осуществление этого в 1948 году, восприняли, как знамение скорого возвращения Христа. Это объяснялось тем, что диспенсация язычников заканчивается и начинается восстановление отношений Бога с Израилем.

Особую роль в этой эсхатологической модели играет т. н. теория «восхищения церкви» (англ. Rapture). Ее суть в том, что церковь во время последних событий будет восхищенна с земли Иисусом Христом и на какое-то время на земле не будет церкви.

Что такое эсхатология в христианстве. Смотреть фото Что такое эсхатология в христианстве. Смотреть картинку Что такое эсхатология в христианстве. Картинка про Что такое эсхатология в христианстве. Фото Что такое эсхатология в христианствеПотом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем

Другая особенность учения состояла в том, что непосредственному предшествию Христа должна предшествовать, т. н. «великая скорбь» (англ. Tribulation), то есть особенное время, когда Бог будет изливать ярость на всех живущих на Земле, в результате чего всех постигнет великая скорбь. Некоторые считают, что это период будет насчитывать 7 лет, другие 3,5 года.

Что такое эсхатология в христианстве. Смотреть фото Что такое эсхатология в христианстве. Смотреть картинку Что такое эсхатология в христианстве. Картинка про Что такое эсхатология в христианстве. Фото Что такое эсхатология в христианствеИбо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет

Что такое эсхатология в христианстве. Смотреть фото Что такое эсхатология в христианстве. Смотреть картинку Что такое эсхатология в христианстве. Картинка про Что такое эсхатология в христианстве. Фото Что такое эсхатология в христианстве
Что такое эсхатология в христианстве. Смотреть фото Что такое эсхатология в христианстве. Смотреть картинку Что такое эсхатология в христианстве. Картинка про Что такое эсхатология в христианстве. Фото Что такое эсхатология в христианствеЯ сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца

В свою очередь премилленарии, то есть верящие в пришествие Христа до наступления тысячелетнего царства делятся на три группы в соответствии со своими взглядами на «великую скорбь» и восхищение церкви.

Основных теологических направлений в отношении «восхищения церкви», насчитывается три.

Источник

Православная эсхатология

«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», гласит последний член символа веры, и такова общая христианская вера. Настоящая жизнь есть путь к жизни будущего века, «царство благодати» переходит в «царство славы». «Проходит образ века сего» ( 1Кор.7:31 ), стремясь к своему концу. Все мироощущение христианина определяется этим эсхатологизмом, в котором хотя и не обесценивается земная жизнь, но получает высшее для себя оправдание. Первохристианство всецело охвачено чувством близкого, немедленного конца: «ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ); эти огненные слова небесной музыкой звучали в сердце первохристиан и делали их как бы надземными. Непосредственность ожидания конца с радостной его напряженностью в дальнейшей истории, естественно, утратились. Оно заменилось чувством конечности личной жизни в смерти и следующим за нею мздовоздаянием, причем эсхатологизм принял уже более суровые и строгие тона – одинаково, как на западе, так и на востоке. Вместе с этим в христианстве, и особенно в православии, развилось особое почитание смерти, до известной степени близкое древнеегипетскому, (как и вообще существует некая подземная связь между египетским благочестием в язычестве и православием в христианстве). Мертвое тело здесь погребается с почтением, как семя будущего тела воскресения, и самый чин погребения у некоторых древних писателей почитается таинством. Молитвой об усопших, их периодическим поминовением установляется связь между нами и тем миром, причем каждое погребаемое тело на богослужебном языке (в требнике) называется мощами, таит в себе возможность прославления. Разлучение души с телом есть некое таинство, в котором одновременно совершается суд Божий над падшим Адамом, раздирается состав человека в противоестественном для него отделении тела от души, но вместе и совершается новое рождение в мир духовный. Душа, отделившись от тела, непосредственно осознает свою духовность и находит себя в мире бесплотных духов, светлых и темных. С этим новым состоянием связано и ее самоопределение в новом мире, которое состоит в самоочевидном самораскрытии состояния души. Это и есть так называемый предварительный суд. Это самосознание, пробуждение души, изображается в церковной письменности в образах «хождения по мытарствам», носящее на себе черты иудейских апокрифов, если не прямо египетских образов из «Книги Мертвых». Душа проходит мытарства, в которых истязуется соответствующими демонами в разных грехах, однако охраняемая ангелами, и если тяжесть греха в ней оказывается преодолевающей, она задерживается в том или ином мытарстве и вследствие этого остается в удалении от Бога, в состоянии адских мук. Души же, прошедшие чрез мытарства, приводятся на поклонение Богу и удостаиваются райского блаженства. Этот удел в различных образах раскрывается в церковной письменности, но доктринально оставляется православием в мудрой неопределенности, как тайна, проникновение в которую совершается лишь в живом опыте Церкви. Однако является аксиомой церковного сознания, что хотя мир живых и умерших отделен один от другого, однако стена эта не непроницаема для церковной любви и силы молитвы. В православии огромное место занимает молитва за усопших, как совершаемая в связи с евхаристической жертвой, так и помимо ее, в связи с верой в действенность этой молитвы. Последняя может облегчать состояние грешных душ и освобождать их из места томления, изводить из ада. Конечно, это действие молитвы предполагает не только предстательство пред Творцом о прощении, но и прямое воздействие на самую душу, в которой пробуждаются силы для усвоения прощения. Душа возрождается к новой жизни, вразумленная пережитыми ею муками. С другой стороны, существует и обратное воздействие: молитвы святых действенны для нас в нашей жизни, а отсюда можно заключить и о действенности всякой молитвы даже и непрославленных святых (а может быть, даже и вовсе не святых), молящихся о нас Господу.

Православная Церковь различает возможность трех состояний в загробном мире: райского блаженства и двояких адских мук, с возможностью освобождения от них по молитвам Церкви и силой внутреннего процесса, происходящего в душе, и без этой возможности. Она не знает чистилища как особого места или состояния, которое принято в католической догматике (хотя, по правде сказать, с ним не знает что делать современное католическое богословие). Для принятия такого особого третьего места нет достаточного ни библейского, ни догматического основания. Однако нельзя отрицать возможности и наличия очистительного состояния (принятие которого является общим у православия с католичеством). Религиозно-практически различие между чистилищем и адом неуловимо ввиду полной неизвестности для нас загробной судьбы всякой души. По существу важно не различение ада и чистилища как двух разных мест загробного пребывания душ, но как двух состояний, точнее – наличия возможности освобождения от адских мук, перехода из состояния отверженности в состояние оправданности. А в этом смысле можно спрашивать не о том, существует ли чистилище для православия, но скорее о том, есть ли ад в окончательном смысле, т.е. не представляет ли собой и он род чистилища? По крайней мере, Церковь не знает никаких ограничений в своей молитве об отшедших в единении с Церковью, веруя, конечно, в действенность этой молитвы.

В христианской эсхатологии всегда был и остается вопрос о вечности адских мук и об окончательном отвержении тех, кто посылается «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Издревле выражались сомнения в вечности этих мучений, видя в них временное, как бы педагогическое средство воздействия на души, и уповая на конечное восстановление ἀιτοκαιάστασις. Издревле было два направления и эсхатологии: одно – ритористическое, утверждающее вечность муки в смысле окончательности и бесконечности их, другое – св. Августин иронически называл представителей его жалостниками (misericordes) – отрицало бесконечность мучений и упорство зла и творении, исповедуя окончательную победу Царствия Божия в творении, когда «Бог будет все во всем». Представителями учения об апокатастасисе были не только сомнительный в отношении православия некоторых своих учений Ориген, но и св. Григорий Нисский, ублажаемый Церковью как вселенский учитель, с последователями их считалось, что соответствующее учение Оригена было осуждено на V Вселенском Соборе; однако современное историческое исследование уже не позволяет утверждать даже и этого, учение же святого Григория Нисского, гораздо более решительное и последовательное, притом свободное от налета учения Оригена о предсуществовании душ, никогда не было осуждено и на этом основании сохраняет права гражданства, по крайней мере, как авторитетное богословское мнение (theologumena) в Церкви. Тем не менее Католическая Церковь имеет доктринальное определение о вечности мучений, и поэтому здесь не остается никакого места для апокатастасиса в том или ином виде. Напротив, в православии такого доктринального определения не было и нет. Правда, господствующее мнение, излагаемое в большинстве догматических руководств, или вовсе не останавливается на вопросе об апокатастасисе, или же высказывается в духе католического ригоризма. Однако наряду с этими отдельными мыслителями высказывались и высказываются мнения, близкие к учению святого Григория Нисского или же, во всяком случае, гораздо более сложные, нежели прямолинейный ригоризм. Поэтому можно сказать, что вопрос этот не закрыт для дальнейшего обсуждения и новых озарений, ниспосланных от Духа Святого Церкви. И во всяком случае, никаким ригоризмом нельзя устранить надежды, которая подается в торжествующих словах апостола Павла о том, что «всех заключил Бог в неспослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим.11:32–33 ). Картина суда над миром завершается схождением небесного Иерусалима на новую землю под новыми небесами и явлением Царствия Божия, сходящего с неба на землю. Здесь учение православия сливается с верованиями всего христианства. Эсхатология содержит в себе ответ на все земные скорби и вопрошания.

Источник

Эсхатологическая уникальность христианства

про­фес­сор Андрей Зубов

Один из моих друзей, кото­рому в буду­щем суж­дено было стать епи­ско­пом Рус­ской Церкви, уве­ро­вал лет трид­цати. В первой беседе о той новой реаль­но­сти, кото­рая откры­лась перед ним, он спро­сил меня: «Ты гово­ришь о спа­си­тель­но­сти веры хри­сти­ан­ской, но вер много, почему счи­тать хри­сти­ан­скую истин­ной?». Он был восто­ко­вед, эрудит, этот буду­щий епи­скоп, и он знал, о чем спра­ши­вал. В сущ­но­сти, это – вопрос вопро­сов: почему мы убеж­дены в истин­но­сти хри­сти­ан­ства, когда наро­дов много, и вер много. Мы можем отве­тить сло­вами псалма: «Яко вси бози язык бесове, Гос­подь же небеса сотвори» ( Пс. 95:5 ). Но ответ этот не столь исчер­пы­вающ, как может пока­заться иному апо­ло­гету. А тот, кого мусуль­мане име­нуют Богом, он демон, или творец небес? Любой мусуль­ма­нин одно­значно скажет – Аллах – един­ствен­ный творец всего (tawhid ar-ribubiya), види­мого и неви­ди­мого. Сле­до­ва­тельно, между исла­мом и хри­сти­ан­ством нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы в пере­жи­ва­нии Бога как Творца и неба и земли. То же можно ска­зать и об орто­док­саль­ном иуда­изме, прак­ти­че­ски то же – о рели­гии гат. Брахма, или, если угодно, Три­мурти, или Атман есть То, что, пре­вос­ходя всякую реаль­ность, явля­ется винов­ни­ком этой реаль­но­сти. Стоит ли про­дол­жать раз­го­вор, говоря о Тьян Ди и Дао китай­ских рели­гий; о Птахе, Атуме, Ра, Амоне древ­них егип­тян, Ану, Инане, Энлиле шуме­рий­цев?

Вни­ма­тель­ный исто­рик рели­гий сможет в любой доста­точно хорошо извест­ной рели­ги­оз­ной системе обна­ру­жить идею Бога-творца, еди­ного выс­шего Бога, создав­шего и мир, и людей, и духов, кото­рых боль­шин­ство тра­ди­ций назы­вают богами, а авторы книг Вет­хого Завета пред­по­чи­тают име­но­вать «воин­ством небес­ным».

Нет, не потому ста­но­вимся мы хри­сти­а­нами, что иные веры учат кадить демо­нам, а хри­сти­ан­ство – слу­жить истин­ному Богу. И совер­ша­ю­щий намаз мусуль­ма­нин, и рас­пе­ва­ю­щий гимн адвен­тист вполне уве­рены, что молятся един­ствен­ной, высшей всего, создав­шей все боже­ствен­ной реаль­но­сти. Как, на осно­ва­нии чего убе­дить нам их в обрат­ном? В том, что они поют не творцу, а твари? Уверен, что убе­дить их в этом нельзя, а потому наша про­по­ведь в мире ислама или инду­изма чаще всего оста­ется без­ре­зуль­тат­ной. Напро­тив, и инду­и­сты, и буд­ди­сты, и мусуль­мане за послед­ние деся­ти­ле­тия доби­лись непло­хих резуль­та­тов в обра­ще­нии граж­дан хри­сти­ан­ской циви­ли­за­ции. Почему? Конечно, очень хочется отве­тить на этот новый, обид­ный для хри­стиан вопрос в дихо­то­мии «Бог – демоны»: те евро­пейцы, кото­рые не выдер­жи­вают нрав­ствен­ной планки хри­сти­ан­ства, те, кто впа­дает в грехи, – те уходят в иные веры, где демоны, кото­рым они служат, этим грехам только пота­кают.

Но дей­стви­тель­ность не поз­во­ляет согла­ситься с этим утвер­жде­нием. Боль­шин­ство из нас, евро­пей­цев, уходят не в Вишишт Адвайту, не в суфизм, даже не в при­ми­тив­ный криш­на­изм, но просто в неве­рие, в атеизм, агно­сти­цизм. Именно это, неве­ру­ю­щее, не живу­щее Богом боль­шин­ство евро­пей­цев создает ту совре­мен­ную циви­ли­за­цию, за кото­рую нам будет мучи­тельно стыдно перед Тем, Кто дал нам вели­кий, боже­ствен­ный дар твор­че­ства. Что же до серьез­ных обра­щен­цев в иные веры, то они, как пра­вило, обна­ру­жи­вают высо­кий нрав­ствен­ный идеал, стро­гость к себе, цело­муд­рие и такую погру­жен­ность в рели­ги­оз­ную жизнь, кото­рых обычно нет и у нас, хри­стиан, поз­во­ля­ю­щих себе слиш­ком многое в надежде на милость Божию, но и в забве­нии гря­ду­щего нели­це­при­ят­ного суда Его. При несо­вер­шен­стве чело­ве­че­ской жизни, свой­ствен­ной пад­шему Адаму во все эпохи и на всех кон­ти­нен­тах, нынеш­ний Каир, Мадрас и Теге­ран нрав­ственно если и отли­чимы, то только в лучшую сто­рону от Москвы, Бер­лина, Парижа. Так что в отно­ше­нии при­вер­жен­цев иных вер демоны явно успе­вают меньше, нежели в отно­ше­нии нас. Иногда при­хо­дится слы­шать: да, мусуль­мане или инду­и­сты в соблю­де­нии неко­то­рых нрав­ствен­ных и аске­ти­че­ских норм выше нас, но они делают доброе, иску­ша­ясь гор­до­стью, а не из любви к Богу. Чужое сердце – потемки, но в своем я нахожу столько гор­до­сти и тще­сла­вия, что с трудом могу запо­до­зрить индуса, воз­дер­жи­ва­ю­ще­гося от мяса, вина и блуда в тече­ние всей жизни, или мусуль­ма­нина, пять раз на дню вста­ю­щего на молитву, гор­дей­шим меня.

Убе­ди­тель­ный ответ на вопрос моего друга в системе коор­ди­нат 95 псалма явно не полу­ча­ется. Может быть, он невоз­мо­жен и вовсе? Может быть, согла­ситься с тем, что для каж­дого его вера – истина, и поста­вить точку? Субъ­ек­тивно так оно и есть. После­до­ва­тель Шанкры свы­сока смот­рит не то что на хри­сти­а­нина, но даже на уче­ника Рама­нуджи. Для него уже и Вишишт-Адвайта – «частич­ное знание». Всем нам так свой­ственно пре­зи­рать соседа, если он в чем-то отли­чен от нас, пре­зи­рать по види­мо­сти за это отли­чие, а в дей­стви­тель­но­сти – услаж­да­ясь соб­ствен­ным совер­шен­ством, пра­во­де­ла­нием, пра­во­мыс­лием, пра­во­ве­рием. «Бла­го­дарю тебя, Боже, что я не такой, как он» – люби­мые наши слова. И поду­мать при этом, что «он» также создан Гос­по­дом, как и я, и для дости­же­ния цели не менее важной – это в голову как-то не при­хо­дит. Это – субъ­ек­тивно. А объ­ек­тивно Бог есть столь непри­ступ­ная для нашего, Им создан­ного ума, пол­нота, что само­на­де­янно пола­гать, что мы можем хоть в чем-то знать больше «соседа». Ни он, ни я не знаем ничего поло­жи­тель­ного, кроме того, что открыто каж­дому из нас для нашей пользы, для нашего спа­се­ния. И это, откры­тое, есть бес­цен­ная цен­ность именно для меня, если пони­маю я, для чего оно и как с ним обра­щаться.

Скажем, вели­чай­шее сокро­вище хри­сти­ан­ства – знание трии­по­стас­но­сти еди­но­сущ­ного Бога. Не потому открыто оно Церкви, что мы заслу­жили это знание своей верой и любо­вью – знание это есть наша вера и источ­ник нашей любви. Храним мы это знание, тща­тельно про­го­ва­ри­ваем отно­ше­ния ипо­ста­сей Бога, так как без этого знания-веры хри­сти­ан­ство ста­но­вится пустым звуком – Бог не воче­ло­ве­чи­ва­ется, чело­век не обо­жи­ва­ется. У мусуль­ман иная цель рели­ги­оз­ной жизни. Мысль об обо­же­нье – нерв и суть хри­сти­ан­ства – для них свя­то­тат­ственна: (Кор. 4.169 и cл.). Потому и тайна тро­ич­но­сти скрыта от них, учение о Троице для ислама – уступка хри­стиан поли­те­изму и элли­ни­сти­че­ской фило­со­фии, – «Он не рождал и не рожден» (112.3) – твердо про­воз­гла­шает Коран.

Почему араб-мусуль­ма­нин иначе видит пре­дель­ную цель своей жизни, чем видит ее араб-хри­сти­а­нин – это особый раз­го­вор, и, при­знаться, мне трудно дать ответ на вопрос о при­чи­нах выбора одним наро­дом, одним чело­ве­ком хри­сти­ан­ства, а другим – ислама, буд­дизма или рели­гии бон. Но чест­ный раз­го­вор об уни­каль­но­сти хри­сти­ан­ства воз­мо­жен только при усло­вии при­зна­ния и за иными рели­ги­ями их пусть субъ­ек­тив­ной, но правды в вопро­сах веры и целей жизни. И только сопо­став­ляя эти цели, эти субъ­ек­тив­ные упо­ва­ния, можем мы прийти к неко­то­рой объ­ек­тив­ной правде.

Авгу­стин, как известно, выво­дил слово «рели­гия» из гла­гола ligo, re-ligo свя­зы­вать, соеди­нить (ligo dissociata). Эти­мо­ло­гия эта далеко не бес­спорна, но духовно она верна. Рели­гия, вера (от слова авест­ве­ди­че­ского: var, жар, истина) – это связь, но и путь, идя по кото­рому можно взойти к веч­ному и несо­тво­рен­ному Источ­нику жизни, к Богу.

Во все вре­мена, во все эпохи, тяго­тился чело­век своей смерт­но­стью: своей нека­че­ствен­но­стью и искал путей ее пре­одо­ле­ния. В одном из рече­ний тек­стов Сар­ко­фа­гов (1130) Атум гово­рит о четы­рех своих вели­ких дея­ниях для людей – одно из них – память смерт­ная. «Сделал я так, чтобы не забы­вали они о Западе (то есть о смерти)». В сущ­но­сти, именно в том, что ждали люди по ту сто­рону «послед­него врага – смерти», и скры­ва­ется отли­чие вер друг от друга. А ждали и про­дол­жают ждать они очень раз­ного. То Цар­ство Небес­ное, о кото­ром учил Хри­стос и кото­рое, по сокро­вен­ному Пав­лову учению, есть Он Сам, весьма отли­ча­ется от пред­став­ле­ний о рае – Джан­нахе – бла­го­че­сти­вых мусуль­ман или о свар­наре зоро­астрий­цев. Без­услов­ное утвер­жде­ние индий­ского муд­реца Ядж­на­вал­кьи «нет после смерти созна­ния» (Бр. Уп. IV.5.13) сму­тило не только его жену Май­трейю, но смутит оно и хри­сти­а­нина. В то же время суфий­ский аскет, познав­ший фану, скорее всего, согла­сится с ним.

Эсха­то­ло­гия – глав­ное в любой рели­гии, и сопо­став­ле­ние, эсха­то­ло­ги­че­ских учений – дело по край­ней мере более объ­ек­тив­ное, чем само­уве­рен­ное утвер­жде­ние – «нет, тот, кого в вашей вере счи­тают твор­цом, не истин­ный творец, вот Тот, в Кого верим мы, он – Творец по истине». В раз­го­воре о пре­дель­ных целях бытия никто не наси­лует ничьей воли. Каждый рас­ска­зы­вает то, на что упо­вает он сам.

Нет, кажется, веры, кото­рая бы не при­зна­вала, что Бог – благ. «Никто не благ, как только один Бог» – гово­рит Спа­си­тель. «Небо бла­го­же­ла­тельно ко всем суще­ствам» – утвер­ждают китайцы. «Мило­сти­вым и мило­серд­ным» име­нуют Бога все суры Корана. И вот это абсо­лют­ное благо в сущ­но­сти Своей – не есть благо. Оно выше вся­кого имени. Пре­красно повест­вует о Боже­ствен­ном Благе свя­щен­но­му­че­ник Дио­ни­сий. Но вни­ма­тель­ный чита­тель чет­вер­той главы «Боже­ствен­ных имен» не может не заме­тить, что афин­ский епи­скоп, когда гово­рит, что словом «Благо» опре­де­ля­ется сущ­ность Бого­на­ча­лия (4.1), под­чер­ки­вает, что это – мнение «бого­сло­вов». Про­дол­жая речь, Дио­ни­сий пока­зы­вает, что мы име­нуем Бога «Благом», поскольку Им создан и под­дер­жи­ва­ется ангель­ский и чело­ве­че­ский мир, все живое, весь космос, дви­жу­ща­яся и косная мате­рия. Иными сло­вами, Бог благ для нас. Что же каса­ется Боже­ствен­ной сущ­но­сти, то тут «бого­словы» оши­ба­ются. «И даже назы­вая Его бла­го­стью, мы не в состо­я­нии познать Его … пре­вос­хо­дя­щего любое имя, любое слово и позна­ние» (13.3). Итак, бла­гость Бога не свой­ство Его при­роды, но про­яв­ле­ние Ее к нам. Бог благ для создан­ного Им мира. О ином мы просто не можем ска­зать ничего. Он благ не потому, что создал мир, но Он благ в создан­ном Им мире.

Но можно ли пола­гать совер­шенно благим тво­ре­ние мира раз­ру­ша­ю­ще­гося, под­вер­жен­ного тлену и посто­ян­ному уми­ра­нию? Нет ли изъяна в самом таком тво­ре­нии, а сле­до­ва­тельно, и в его Творце? Это вполне закон­ный вопрос, поскольку мир, данный нам в опыте, есть именно мир раз­ру­ше­ния и смерти. Здесь, в ответе на этот вопрос, про­ис­хо­дит первое вели­кое раз­де­ле­ние рели­гий. Гно­сти­че­ское реше­ние, как известно, пред­по­ла­гает, что мир создан не Благим Богом, кото­рый пре­бы­вает в Себе Самом, но злым или несо­вер­шен­ным Деми­ур­гом, и потому вос­про­из­во­дит его несо­вер­шен­ства. Мир – созда­ние не Творца, но отпав­шего от Бога духа. Надежду на спа­се­ние дает чело­веку только та твор­че­ская искра Божья, кото­рая через Деми­урга пере­хо­дит в создан­ное Им. Фак­ти­че­ски же мир и чело­век ока­зы­ва­ются созда­ни­ями сил зла. Вывод этот в исто­рии чело­ве­че­ского духа, надо при­знаться, почти уни­каль­ный. Он пред­по­ла­гает, во-первых, само­сто­я­тель­ную кре­а­тив­ную спо­соб­ность несо­вер­шен­ных, злых сил и, во-вторых, стра­да­ния не в резуль­тате соб­ствен­ных дел, но «по при­роде»: чело­век и весь мир муча­ются, поскольку они обре­чены на муче­ние созда­те­лем. Может ли Высшее Благо попус­кать такое и оста­ваться Благом?

Помимо экс­тра­ва­гант­ной и, в сущ­но­сти, порож­ден­ной духов­ной борь­бой с хри­сти­ан­ством гно­сти­че­ской схемы, исто­рия рели­гий знает два прин­ци­пи­аль­ных ответа на вопрос о соот­но­ше­нии Блага и стра­да­ния в мире. Один объ­яв­ляет мир иллю­зией, мира­жем, не име­ю­щим ника­кой само­сто­я­тель­ной цен­но­сти, а зна­чи­мой и реаль­ной только родную Творцу частицу в каждом тво­ре­нии, вос­со­еди­не­ние кото­рой с Твор­цом и есть цель. Это рели­гии Южной Азии, начи­ная с эпохи Брах­ман и Упа­ни­шад. Иные куль­туры дают другой ответ – мир создан Богом и мир этот – реаль­ность, поскольку сотво­рен Абсо­лют­ной Реаль­но­стью. Мир этот – благо, поскольку создан Абсо­лют­ным Благом. Мир этот – без­упречно красив, поскольку его созда­тель – Абсо­лют­ная Кра­сота. И тра­ди­ци­он­ные рели­гии Китая, и иран­ский зоро­аст­ризм, и «авра­амист­ские рели­гии», и, сколь нам известно, рели­гии древ­него Перед­него Востока едины в этом убеж­де­нии.

В этой кра­си­вой и гар­мо­нич­ной, как пей­зажи Ван Вэя или Цзюй Жаня, схеме оста­ется неяс­ным только одно – почему чело­век таков, что он может, и дей­стви­тельно посто­янно упо­треб­ляет свою волю во зло, в резуль­тате чего мир посто­янно нахо­дится в про­цессе дегра­да­ции (мо фа). Если он отпе­ча­ток Дао – откуда в нем зло? Если отпе­ча­ток чего-то иного – то Дао уже не может счи­таться «вели­ким единым», не может «сле­до­вать Само Себе» (Дао Де цзин, 25).

Запад, куль­туры от степей Ирана до атлан­ти­че­ских при­бре­жий смот­рели на мир и место чело­века в нем несколько иначе. Мир создан для чело­века. Чело­век – пред­мет особой любви, вни­ма­ния и жало­сти Бога, создав­шего его сво­бод­ным соучаст­ни­ком все­мир­ной драмы борьбы добра со злом, Бога – и отпав­ших от него, им сотво­рен­ных существ. Борьба ведется за чело­века. Твар­ное бытие обре­тает напря­жен­ную тра­ги­че­скую подвиж­ность, кото­рой равно чужды и воз­де­лы­ва­ю­щий божий сад китаец, и бегу­щий из него индус. Гор и Сет, Ангро Маньо и Boxy Ману, сатана и архан­гел Михаил, Махди и ал-Даджал – эти пары опре­де­ляют рели­ги­оз­ную жизнь Запада. Бег­ство от одного, поиск иного, посто­ян­ное вни­ма­тель­ное вгля­ды­ва­ние в себя, в свое сердце, кото­рое и есть истин­ное поле битвы – это настро­е­ние равно зна­комо и мусуль­ма­нину, и еврею-иуда­и­сту, и хри­сти­а­нину, и парсу, и сколь мы можем судить о вере Месо­по­та­мии и Египта – и их оби­та­те­лям. Мир не просто гибнет с чело­ве­ком и воз­рож­да­ется с ним. Он – сред­ство борьбы, посто­ян­ное иску­ше­ние чело­века, сред­ство победы над злом или при­чина гибели во зле. Кто гово­рит, что Бога любит, а брата своего нена­ви­дит – тот лжец. Кто гово­рит, что любит брата, но не помо­гает ему в голоде и наготе, то есть в обсто­я­тель­ствах мира – тот лжец не мень­ший. Мир духов­ный – меног, утвер­ждают парсы, лишь про­об­раз мира целост­ного, духовно-мате­ри­аль­ного – гетиг, кото­рый много совер­шен­ней пер­вого. Только в гетиг может войти Ангро-маньо, но и побе­дить зло можно только в этом, духовно-мате­ри­аль­ном мире, и только с помо­щью духовно-мате­ри­аль­ного суще­ства – чело­века.

Если Южная Азия ныне решает духовно-мате­ри­аль­ную дву­при­род­ность посред­ством осво­бож­де­ния тож­де­ствен­ного Богу духа от уз мате­рии, если Даль­ний Восток фак­ти­че­ски пере­жи­вает мир как мате­ри­аль­ный отпе­ча­ток духов­ного и видит при­сут­ствие Духа в мире только в каче­стве мат­рицы, то Запад посто­янно наста­и­вает на обя­за­тель­ной дву­при­род­но­сти. Он умеет раз­ли­чать в чело­веке нераз­рывно слитую с ним духов­ную сущ­ность ума (нус, пневма), и ценить тело, плоть (сома, саркис) как неот­тор­жи­мую часть чело­ве­че­ской лич­но­сти. Уже в еги­пет­ском заупо­кой­ном ритуале Древ­него Цар­ства обна­ру­жи­ваем мы все необ­хо­ди­мые состав­ля­ю­щие этих воз­зре­ний. Многое можно обна­ру­жить и в ран­не­ме­со­по­там­ском ритуале свя­щен­ного брака, и в так назы­ва­е­мом культе уми­ра­ю­щего и вос­кре­са­ю­щего Бога.

Но в поединке со злом чело­век посто­янно про­иг­ры­вает. «Бедный я чело­век, – вос­кли­цает апо­стол Павел, – доб­рого, кото­рого хочу, не делаю, а злое, кото­рого не хочу, делаю». Совре­мен­ный же пра­во­слав­ный мыс­ли­тель как-то сказал: «Наш путь не от победы к победе, а от пора­же­ния к пора­же­нию». Все рели­гии мира, как запад­ные, так и восточ­ные, согласны в том, что мир не улуч­ша­ется, а вырож­да­ется, и не многие, подобно джай­нам, наде­ются обой­тись без миро­вой ката­строфы, когда насту­пит полный упадок.

Но почему чело­век, вызван­ный из небы­тия благим Богом, губит себя? Потому что он шестью чув­ствами свя­зы­вает себя с иллю­зией кос­ми­че­ского бытия – майей, и из-за этого забы­вает тож­де­ствен­ность своего бытия Абсо­люту – отве­тит инду­ист. Буд­дист просто опу­стит вторую часть фор­мулы об Абсо­люте и «своем бытие», в осталь­ном его ответ сов­па­дает с инду­ист­ским. Почему чело­век пред­по­чи­тает свя­зы­вать себя с майей, а не с Брахмо, инду­изм молчит, равно как и молчит учение тхе­ра­вад­ди­нов о при­чине ред­ко­сти арха­тов, пра­тье­ко­будд. Даль­ний Восток отве­чает на этот вопрос иначе: чело­век сходит с Пути, кото­рым идут все сущ­но­сти, он нару­шает гар­мо­нию, музыку и ритм мира. Почему чело­век отвер­гает Дао – также неясно. Нако­нец Запад пред­ла­гает третий вари­ант ответа: сво­бодно дей­ству­ю­щий чело­век с первых же шагов под­па­дает соблазну духов – врагов Творца. И вслед за первым чело­ве­ком так посту­пают почти все его потомки. Лишь немно­гие изби­рают иной путь, путь слу­же­ния Богу, путь пра­вед­но­сти. Почему – также не вполне ясно. Если при­рода чело­века сотво­рена благим Твор­цом, то как объ­яс­нить неудер­жи­мую тягу чело­века не к благу, но ко злу – «Бедный я чело­век!»

И все же рели­гия пере­стала бы быть рели­гией, если бы опу­стила голову, если бы при­ми­ри­лась со столь неуте­ши­тель­ным выво­дом. Нет, напро­тив, вопреки всему эмпи­ри­че­скому опыту чело­ве­че­ской пло­хо­сти все веры утвер­ждают три­ум­фаль­ную конеч­ную победу Блага над злом. Но здесь люди не обхо­дятся без помощ­ника. Вишну и Шива мно­го­кратно вопло­ща­ются, чтобы под­дер­жать пра­вед­ни­ков, нака­зать зло­деев, вос­ста­но­вить пра­вед­ное учение. То же делает Лао-Цзы в позд­нем дао­сизме, а китай­ские буд­ди­сты с надеж­дой молятся пре­бы­ва­ю­щему на небе Тушита будде буду­щего Ми ло фо (Май­треи), кото­рый придет в конце времен на землю, дабы спасти и испра­вить всех.

Перед нами пред­стают три весьма отлич­ные одна от другой эсха­то­ло­ги­че­ские системы, гра­ницы рас­про­стра­не­ния кото­рых, в общем-то, сов­па­дают с гра­ни­цами трех вели­ких циви­ли­за­ций Ста­рого света. Каждая из них доста­точно логична внутри себя, за исклю­че­нием един­ствен­ного, но клю­че­вого момента – объ­яс­не­ния про­ис­хож­де­ния и доми­ни­ро­ва­ния зла в мире, создан­ном Богом.

Как же реша­ется в каждой из систем пре­дель­ная задача лич­но­сти – воз­вра­ще­ние бла­гого дара Творца, утра­чен­ного чело­ве­ком из-за укло­не­ния ко злу? На Даль­нем Востоке – через воз­вра­ще­ние на Путь всех вещей. В резуль­тате – совер­шен­ный при­род­ный чело­век, не зна­ю­щий смерти и нужды, пре­бы­ва­ю­щий вечно в полной гар­мо­нии с Дао. Понятно, что окру­жа­ю­щий мир, нару­шен­ный свое­во­лием чело­века, обре­тает вокруг такого бла­жен­ного мужа утра­чен­ное совер­шен­ство отоб­ра­же­ния Дао. Для китайца абсурдна сама мысль о сли­я­нии чело­века с Дао. Ведь чело­век – это всегда нечто ося­за­емо-мате­ри­аль­ное, а Начало мира, Дао, и без­лично, и нема­те­ри­ально, и для мира, кос­моса его как бы и нет вовсе. Гар­мо­ни­зи­ро­вав себя, чело­век сли­ва­ется не с Дао, но с миром – запе­чат­ле­нием Дао. Именно в этом, скорее всего, смысл поня­тия «тож­де­ствен­ность Дао» из 23 джана Дао дэ цзин. Каким бы ни было про­ис­хож­де­ние дао­сизма (довольно рас­про­стра­нено мнение, что Лао-Цзы пере­ло­жил в кате­го­риях китай­ской мысли учение упа­ни­шад), прак­тика рели­ги­оз­ной жизни Китая сде­лала его именно таким.

Южная Азия решает задачу совсем по-дру­гому. Если мир иллю­зия, то лучше всего его отбро­сить, выйти из мира. Кос­ми­че­ская жизнь на любом уровне – рая, земли, пре­ис­под­ней – по суще­ству всегда тра­гична, ибо неиз­бежно пре­се­ка­ется смер­тью, а потом начи­на­ется сыз­нова. Жизнь – это вечный кош­мар­ный сон, от кото­рого надо про­бу­диться. Но про­буж­де­ние воз­можно только ценой отказа от кос­моса и от себя, как его части. За кру­го­во­ро­том при­зрач­ного мира суще­ствует Абсо­лют, Брах­ман, кото­рому тож­де­ствен чело­ве­че­ский ум – атман. Отбра­сы­вая и тело, и чув­ства, и мир, атман сли­ва­ется с Брах­ма­ном, обре­тает вновь все каче­ства Абсо­люта, но теряет при этом себя, свое лицо. После смерти нет созна­ния, поскольку нет двух: Бога и чело­века. Есть только Абсо­лют и рядом с ним нет иного. В отли­чие от Китая Индия наста­и­вает на соеди­не­нии с Твор­цом, но не твари, а части Творца, до вре­мени в твари заклю­чен­ной. Осталь­ное, кроме этой части – амсы – ника­кого зна­че­ния и инте­реса не имеет. И хотя Адвайта Веданта – не един­ствен­ное учение Индии, но именно она делает наи­бо­лее логич­ные выводы из общих всей Южной Азии посы­лок. То, что многих индий­ских мисти­ков личный опыт застав­лял сомне­ваться в кон­струк­ции Шанкры и ценить чело­ве­че­скую лич­ность несколько больше, – иной вопрос.

Такая цель рели­ги­оз­ной жизни вызо­вет ужас у инду­и­ста и буд­ди­ста и оста­вит в недо­уме­нии оби­та­теля Даль­него Востока, но рас­тво­ре­ние в Абсо­люте будет для боль­шин­ства мусуль­ман, иуда­и­стов, парсов не менее стран­ной, бес­цвет­ной и кощун­ствен­ной пре­тен­зией. Странна будет цель адвайты и для китайца, убеж­ден­ного, что чело­век, «если срав­нить его с тьмой вещей, похож на кончик волоска лоша­ди­ной шкуры» (Чжуан цзы, 17). Три вели­ких циви­ли­за­ции выра­бо­тали свои ответы на пре­дель­ные запросы чело­века и зафик­си­ро­ва­лись друг перед другом в устой­чи­вом непо­ни­ма­нии. Син­кре­ти­че­ские дви­же­ния суфиев, каб­балы на Западе, Мадхвы – в инду­изме, маха­я­нист­ский буд­дизм Китая и Японии не сни­мали гра­ницы, но только раз­мы­вали их, делая пере­ходы более плав­ными.

Мы не можем ска­зать с полной опре­де­лен­но­стью, когда воз­никло это раз­де­ле­ние. Вряд ли было оно столь глу­бо­ким в начале исто­рии, пять тыся­че­ле­тий назад. Первые памят­ники рели­ги­оз­ного слова Индии и древ­него Перед­него Востока, равно как и архео­ло­гия Шан-Инь сви­де­тель­ствуют о боль­шем сход­стве, хотя бес­спорно име­ются уже и тогда яркие циви­ли­за­ци­он­ные отли­чия. Но эпоха про­ро­че­ских дви­же­ний, VIII‑V веков, обна­ру­жи­вает вполне сло­жив­ши­еся рели­ги­оз­ные типы Даль­него Востока, Индо­стана и Запада, типы, извест­ные нам и сего­дня.

Это хри­сти­ан­ское учение пре­красно объ­яс­няет и разлад мира и зло люд­ское, но оно столь безыс­ходно в своем пес­си­мизме, что не уди­ви­тельно его непри­я­тие боль­шей частью чело­ве­че­ства. «Кто же может спа­стись?», ужас­нув­шись спра­ши­вают Христа уче­ники, и слышат в ответ: «Чело­веку это невоз­можно». Ответ Христа – при­го­вор всему рели­ги­оз­ному чело­ве­че­ству.

Сли­я­ние с Брахмо дости­га­ется в Адвайте ценой отказа от лич­но­сти, кото­рую Шан­каре оста­ется объ­явить иллю­зией, майей. Но хри­сти­ан­ство не счи­тает, как и все запад­ные веры, тво­ре­ние иллю­зией. Оно видит в мире реаль­ность, исхо­дя­щую от реаль­но­сти Творца, но реаль­ность, иска­жен­ную лжецом и обо­льсти­те­лем сата­ной, иска­зив­шим пер­во­на­чально самого себя. Потому и победа над сата­ной есть не осво­бож­де­ние от лич­но­сти, но ее выправ­ле­ние от лжи греха. А поскольку воче­ло­ве­чив­шийся Бог, вос­крес­нув, вос­кре­сил и свой чело­ве­че­ский ум-дух, и душу и тело, то лич­ность чело­века не исчезла, но пре­об­ра­зи­лась в тео­зисе.

Нет эпи­тета для Бога более под­хо­дя­щего, хотя бы в отно­ше­нии Его к нам, чем Благо. Но может ли быть боль­шее благо, чем пре­вра­ще­ние тво­ре­ния в творца, чело­века – в Бога? Потому именно в хри­сти­ан­стве Бог вполне рас­кры­вает Свою Бла­гость, даруя нам через Себя обо­же­нье.

Что теряет инду­изм в хри­сти­ан­стве? Ничего. Что при­об­ре­тает? Лич­ность и тело, осво­бож­ден­ные от майи, абсо­лют­ные, если угодно. Что теряет иуда­изм и ислам в хри­сти­ан­стве? Ничего. Что при­об­ре­тает? Обо­же­нье, как пол­ноту реа­ли­за­ции боже­ствен­ного блага.

Нако­нец, Даль­ний Восток. Его глав­ная забота в вос­ста­нов­ле­нии миро­вой гар­мо­нии, раз­ру­шен­ной чело­ве­ком, в воз­вра­ще­нии всех вещей на путь Неба. Запад, сосре­до­та­чи­ва­ясь на чело­веке, оста­вался доста­точно рав­но­душ­ным к миру вокруг него. И инду­ист усмат­ри­вал в мире только соблазн при­нять иллю­зию за правду.

Видя именно в чело­веке при­чину вос­ста­нов­ле­ния кра­соты и гар­мо­нии мира, хри­сти­ан­ство далеко не рав­но­душно и к про­чему тво­ре­нию. «Тварь с надеж­дою ожи­дает откро­ве­ния сынов Божиих, потому что тварь поко­ри­лась суете не доб­ро­вольно, но по воле поко­рив­шего ее, в надежде, что сама тварь осво­бож­дена будет от раб­ства тлению в сво­боду славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь сово­купно сте­нает и мучится доныне, и не только она, но и мы сами, имея нача­ток Духа, и мы в себе сте­наем, ожидая усы­нов­ле­ния, искуп­ле­ния тела нашего. Ибо мы спа­сены в надежде» ( Рим. 8:18-24 ). Космос вос­ста­нав­ли­ва­ется чело­ве­ком, и таким обра­зом чело­век ста­но­вится соучаст­ни­ком твор­че­ского акта Своего Творца.

Что же теряет Даль­ний Восток в хри­сти­ан­стве? Ничего. Доро­гой китайцу мир, отпе­ча­ток Дао, ценится, хра­нится и вос­ста­нав­ли­ва­ется до пер­во­на­чаль­ного совер­шен­ства Хри­стом. Что при­об­ре­тает? При­об­ре­тает Даль­ний Восток чело­века, кото­рый ока­зы­ва­ется далеко не «концом волоска на кон­ской шкуре», но лич­но­стью, спа­са­ю­щей мир и воз­вра­ща­ю­щей его ко Творцу чистым и непо­роч­ным. А вместо сли­я­ния с запе­чат­лен­ным в мире Дао – вхож­де­ние в пол­ноту Того, к кому ведет путь.

Сейчас, через много лет после той моей беседы с другом – буду­щим епи­ско­пом, я бы отве­тил ему: «Хри­сти­ан­ство я выби­раю не потому, что это рели­гия пред­ков, моего народа, евро­пей­ской или сре­ди­зем­но­мор­ской циви­ли­за­ции. Я изби­раю веру хри­сти­ан­скую только потому, что во Христе обрели пол­ноту надежды всего чело­ве­че­ства, всех его циви­ли­за­ций, всех куль­тур. Я изби­раю веру хри­сти­ан­скую, ибо, не умаляя ничего доб­рого в надежде иных рели­гий, она добав­ляет им то, что делает бла­гость Творца к твари совер­шен­ной. Я изби­раю веру хри­сти­ан­скую, так как не знаю иной веры, кото­рая бы делала чело­века Богом, не умаляя при том и йоты от его чело­веч­но­сти».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *