Что такое этический рационализм сократа
Вопрос№9 Этический рационализм Сократа
Сократ много внимания уделял таким понятиям как «справедливость», «добро», «зло». В центре вопрос о человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Ф понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Поиск знания о добром и справедливом посредством диалогов. Знание-это уже само по себе добро. В этом заключается этический рационализм Сократа. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины, так как если человек знает что такое хорошо, то он никогда не поступит дурно. Урной поступок – это заблуждение, ошибка, а ошибок никто не допускает добровольно. И поскольку нравственное зло идет он незнания, значит знание – источник нравственного совершенства. Знание доброго – это следование доброму, что ведет человека к счастью.
Вопрос№10 Объективный идеализм Платона.
Вопрос№11 Энциклопедизм философии Аристотеля.
Человек: Ч. как общественное животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в обществе человек может формироваться и воспитываться как нравственные существа. Единство души и тела, т.к. без души не может быть человека; они едины. В человеке бессмертен только его разум: после смерти он сливается с вселенским разумом.
Душа: Считая душу началом жизни он дает типологию души: 1.Низшая – растительная— ведает функциями питания, роста и размножения (растения, жив-ые и человек) 2.Животная – к этим функциям прибавляется ощущение, и желание достичь приятного и избежать неприятного (жив-ые и человек). 3.Разумная– наделена высшей способностью рассуждать и мыслить (человек).
Познание: Чувственное и логическое. Предмет познания-бытие. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственного восприятия без их материи. Т.е. СЕНСУАЛИЗМ – всякое познание начинается с чувственного познания. Аристотель является основателем логики. ЛОГИКА – наука о принципах, законах, формах рационального мышления. 3 Закона формальной логики: 1.Закон тождества – понятие должно употребляться в одном и том же значении во время всего рассуждения 2.Закон противоречия – не противоречь сам себе 3.Закон исключения третьего – «А или не-А истинно, третьего не дано». Система категорий: сущность, место, время, качество, количество, отношение, действие, страдание, обладание, состояние.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 3808 ; Мы поможем в написании вашей работы!
11. Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели
11. Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели
Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания таких понятий, как «справедливость», «добро», «зло» и т. д. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические отношения между людьми, собиравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины.
Но философия — любовь к знанию — может рассматриваться как нравственная деятельность в том только случае, если знание само по себе уже и есть добро. Именно такой этический рационализм составляет сущность учения Сократа. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно — таково убеждение греческого философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, а никто не делает ошибок добровольно, полагает Сократ. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание — источник нравственного совершенства. Вот почему философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельного человека и соответственно справедливого государства. Знание доброго — это, по Сократу, уже и значит следование доброму, а последнее ведет человека к счастью.
Читайте также
§ 7. Гуманизм как этический принцип
§ 7. Гуманизм как этический принцип Гуманизм (от лат. humanus — человечный) — принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства
Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть
Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть Итак, Ты один, Господи, есть то, что Ты есть, и Ты один есть Тот, Кто Ты есть. Потому что то, что в целом представляет собой одно, в частях своих — другое, и в чем есть нечто изменчивое, не вполне есть то, что оно есть.И
ГЛАВА 1 О ТОМ, ЧТО ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕЗНАНИЕ
ГЛАВА 1 О ТОМ, ЧТО ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕЗНАНИЕ Во всех вещах мы замечаем дарованное Богом естественное стремление существовать наилучшим образом, какой только доступен природе данного свойства. С той же целью действуют, располагая нужными орудиями, существа, которым прирождена
3. «Добродетель есть знание»
3. «Добродетель есть знание» Со времени жизни Сократа прошло более двух тысячелетий, однако впервые поставленный им вопрос об отношении знания к добродетели все еще продолжает волновать людей. Об этом, в частности, свидетельствуют оживленные дискуссии, развернувшиеся за
I. ДОФИЛОСОФСКАЯ, ТО ЕСТЬ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ, ОСНОВА §1. ОБЩИННО-РОДОВАЯ ФОРМАЦИЯ
I. ДОФИЛОСОФСКАЯ, ТО ЕСТЬ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ, ОСНОВА §1. ОБЩИННО-РОДОВАЯ ФОРМАЦИЯ 1. Основной метод общинно-родового мышления. Общинно-родовая формация возникает на почве родственных отношений, которые лежат в основе и всего производства, и распределения труда между
II. ОБЩЕФИЛОСОФСКАЯ, ТО ЕСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИ-ПРОБЛЕМНАЯ, ОСНОВА §1. ОСНОВНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА АНТИЧНОСТИ. МИФ И ЛОГОС
II. ОБЩЕФИЛОСОФСКАЯ, ТО ЕСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИ-ПРОБЛЕМНАЯ, ОСНОВА §1. ОСНОВНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА АНТИЧНОСТИ. МИФ И ЛОГОС Если основным методом и основной идеологией общинно-родовой формации была мифология, то рабовладельческая формация, возникшая на почве разделения
Шлока (9) НО ГДЕ БЫЛА ДАНГМА. КОГДА АЛАЙЯ ВСЕЛЕННОЙ (Душа, как основа всего, Anima Mundi) БЫЛА В ПАРАМАРТХА (Абсолютное бытие и сознание, которое есть Абсолютное Не-бытге и Бессознание). И ВЕЛИКОЕ КОЛЕСО БЫЛО АНУПАДАКА <7>?
Шлока (9) НО ГДЕ БЫЛА ДАНГМА. КОГДА АЛАЙЯ ВСЕЛЕННОЙ (Душа, как основа всего, Anima Mundi) БЫЛА В ПАРАМАРТХА (Абсолютное бытие и сознание, которое есть Абсолютное Не-бытге и Бессознание). И ВЕЛИКОЕ КОЛЕСО БЫЛО АНУПАДАКА<7>? ВОПРОС — Означает ли «Алайя» то, что никогда не проявляется и
3. Этический подход экзистенциальной философии
3. Этический подход экзистенциальной философии а. История в свете будущегоВсе экзистенциальные философы согласны с тем, что опыт непосредственного личного переживания носит исторический характер. Но тот факт, что человек располагает фундаментальным «историческим
8.1. Этический объективизм и этический субъективизм
8.1. Этический объективизм и этический субъективизм Философы обычно проводят различие между объективными и субъективными утверждениями. Объективные утверждения — это высказывания вроде Джордж Вашингтон был первым президентом Соединенных Штатов, 1+1=2, Земля имеет четыре
Знание не есть «истинное мнение»
Знание не есть «истинное мнение» Теэтет понимает, что нельзя утверждать, будто бы мнение есть знание, поскольку возможны неверные мнения. Поэтому он высказывает предположение, что знание – это истинное мнение, по крайней мере, это определение можно принять в качестве
Знание не есть истинное мнение плюс «определение»
Знание не есть истинное мнение плюс «определение» Истинное мнение, как мы видели, может быть не более чем истинной верой, а истинная вера – это еще не знание. Поэтому Теэтет предлагает добавить к этому определение или объяснение, что поможет превратить истинную веру в
Добродетель есть знание
Добродетель есть знание Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам:а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.Все люди стремятся к удовольствиям и их сложным
164. Этический универсализм, или Как быть человеком?
164. Этический универсализм, или Как быть человеком? Все существующие социально-антропологические статусы человека ущербны по существу. Они построены по принципу компенсирующей идентичности. Например: что значит, когда говорят, что кто-то христианин, или консерватор, или
Глава 1 О ТОМ, ЧТО ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕЗНАНИЕ[2]
Глава 1 О ТОМ, ЧТО ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕЗНАНИЕ[2] Во всех вещах мы замечаем дарованное Богом естественное стремление существовать наилучшим образом, какой только доступен природе данного свойства. С той же целью действуют, располагая нужными орудиями, существа, которым
§ 23. Этический позитивизм
§ 23. Этический позитивизм Всякий спор о принципах в области этики можно свести к основной противоположности между этическим позитивизмом и идеализмом. Первый стремится опереться исключительно на позитивную основу непосредственно переживаемых фактов, придавая всему,
§ 24. Этический идеализм
§ 24. Этический идеализм Прекрасным выражением этого требования обосновать истинность практического познания является понятие «практический разум». Такое познание нельзя почерпнуть из простого, хотя бы и весьма часто повторявшегося и в своих показаниях согласного,
Этический рационализм Сократа
Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания таких понятий, как «справедливость», «добро», «зло» и т.д. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Поиск знания о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особые этические отношения между людьми, собиравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины.
Итак, все добродетели человека, в конечном счете, определяются умением различать Добро и Зло. Зная смысл такой добродетели как мужество, человек, по убеждению Сократа, будет во всех отдельных случаях вести себя мужественно. А зная суть Добра и Зла, человек, согласно Сократу, станет проявлять добродетель во всех возможных формах. Как видим, знание добродетели у Сократа совпадает с самой добродетелью, т. е. нравственным поведением человека. По сути нравственность, с этой точки зрения, невозможна без понятия о ее основах, а овладев таким понятием, человек не может поступить безнравственно. В таком сближении и даже отождествлении знаний и поступков в нравственной сфере заключается своеобразие позиции Сократа, из-за чего эту позицию часто называют этическим рационализмом.
Эта позиция не так проста, как может показаться на первый взгляд. Ведь по большому счету Сократ указывает на природу нравственного принципа. Человек «с принципами» и вправду не может поступать в разрез с ними. А это значит, что Сократ открыл и первым взялся исследовать особый тип причинной зависимости. Это уже не отношение вещей к вещам в природном мире, а отношение общего к частному в мире культуры, где общий принцип способен определять частные случаи в поведении человека.
Душа в трактовке Сократа оказывается антиподом тела. Но душа у Сократа противоположна телу прежде всего по своей направленности. Именно в этом смысле можно говорить о ее «идеальности» у Сократа и его ученика Платона. Противопоставив душу человека его телу как общее частному, Сократ тем самым впервые превратил их взаимоотношения в проблему. В свое время софисты в лице Горгия осознали в качестве проблемы отношение человеческой мысли к действительности. Следующим стал Сократ, впервые осознав в качестве проблемы отношение души и тела. Решением этой проблемы до сих пор занимается мировая философия.
В душевных движениях человека Сократ отмечает тенденцию, противоположную той, которая господствует во всем природном мире. Наши духовные мотивы и цели, доказывает он, принципиально отличаются от наших телесных желаний. И с этим нельзя не согласиться. Ведь существует, к примеру, разница между простой телесной жаждой и жаждой справедливости, которая представляет в частном интересы общего. Но здесь Сократ подводит нас к очередной проблеме. Обращаясь к Истине, Благу и Справедливости, я перехожу со своей отдельной, частной точки зрения на точку зрения целого, которым прежде всего является общество.
Но в том-то и дело, что общие основы души у Сократа напрямую не связаны с общественным целым. Происхождение всеобщего станет центральной проблемой у его ученика Платона, который будет обосновывать связь души с «миром идей». Что касается Сократа, то еще раз подчеркнем его главный вклад в философию. Ведь Сократ останется в веках не только как человек, ценою жизни отстоявший свои идеалы, но и как первый мыслитель, очертивший предмет и метод классической философии. Мы имеем в виду самопознание как метод философской рефлексии, посредством которого он первым стал исследовать всеобщие основы человеческой жизни. По этому пути и пошла, вслед за ним и Платоном, европейская философия.
Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа являлось по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Сообразно с этим, философия в понимании Сократа не сводилась к чисто теоретической деятельности, но включала в себя также практическую деятельность – правильный образ жизни, благие поступки. Эта позиция Сократа получила в философии определение – этический рационализм.
Познание в учении Сократа изначально этически окрашено. Человек знающий — это человек, получивший в свои руки орудие господства над своими страстями, над животным началом в себе. Разум и нравственность в своей основе тождественны, считает Сократ, только вместе они могут составить счастье человека. Счастье и есть осознанная добродетель.
Такое сближение знания и нравственности вызвало много возражений мыслителей последующих эпох. Однако этический рационализм Сократа, непонятный современному человеку, был весьма уместен в эпоху разрушения патриархальных общинных связей, традиционной религии. Человек еще не окрепшей социальности не без помощи софистов остался в одиночестве, стал пленником своих страстей, стал бояться самого себя.
Этический рационализм Сократа
Переход к антропологической проблематике связан с именем Сократа, открывающего новый период развития античной философии. Сократ не оставил письменных произведений, но вошёл в историю как полемист, мудрец, философ-педагог. Мыслитель совершил поворот к человеку, его проблемам. Если натурфилософы стремились постичь закономерности природы, космоса, то Сократа эти проблемы интересуют лишь постольку, поскольку они касаются человека. «Познай самого себе» – это высказывание на входе в храм Аполлона в Дельфах стало центральной идеей в его философии. Человек должен познать себя, найти в себе самом человека. Научиться быть добродетельным, по Сократу, значит постигнуть истину, то общее, что есть в отношении людей к миру, к самим себе. Общее же может быть обнаружено умом (рационализм). Самая главная идея – это идея Блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе справедливости. Для Сократа нет ничего выше этического, нет ничего выше добродетелей. Добродетель же состоит в знании добра и действии в соответствии с этим знанием. Тем самым философ сформулировал учение этического рационализма, согласно которому:
– любое знание есть добро;
– любое зло, порок совершается от незнания.
Сократ вводит также термин «диалектика» (искусство достижения истины в споре, посредством столкновения противоположных мнений). Основный метод выработанный и применяемый им – «майевтика» (благодаря логическим приёмам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины). Сократ использовал и иронию (начинаем с негативного, следовательно, «Я знаю, что я ничего не знаю»).
Историческое значение деятельности Сократа:
– он способствовал распространению знаний, просвещению граждан;
– искал ответы на вечные проблемы человечества: добра и зла, любви, чести и так далее;
– открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;
– ввёл диалогический метод нахождения истины путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как у прежних философов;
– воспитал много учеников, последователей, сформировавших так называемые «сократические школы» (Платон и его академия, мегарская школа, киренская школа и киники).
Сократ заложил основы классической древнегреческой философии, развитой во взглядах Платона и Аристотеля.
Философское учение Платона.
Платон – крупнейший философ Древней Греции, основатель собственной школы – Академии, основоположник объективного идеализма. Основные произведения: «Апология Сократа»; «Парменид»; «Горгий»; «Федон» (диалоги), «Государство»; «Законы». В центре философии Платона находится учение об идеях («эйдосах» – образах или первообразах). Его основными положениями являются:
– материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают своё существование;
– окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как субстанция;
– реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
– чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
– любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, столы создаются, разрушаются, но идея стола вечна и неизменна);
– весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Также в онтологии Платон выдвинул учение о триаде, согласно которому всё сущее состоит из 3х субстанций: «Единого», «Ума», «Души».
Единое – основа всякого бытия, не имеющая никаких признаков, оно есть ничто. Единое выше всякого бытия, выше всякого мышления, всякого ощущения. Единое – первоначало всего – всех идей, вещей, явлений, свойств (как хороших, так и плохих).
Ум – субстанция, происходящая из Единого и, одновременно, разделённая с ним и противостоящая ему. Ум – сущность всех вещей, обобщение всего живого на земле.
Третьей субстанцией является Душа. Она подвижна, объединяет и связывает Единое и Ум («ничто и всё живое»), а также связывает между собой все вещи и все явления. Душа может быть мировой и отдельного человека, душу также могут иметь вещи и неживая природа. Человеческая душа, по Платону, – часть мировой души. Душа бессмертна, после смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку. Постоянство душ и смена телесных форм – естественный закон Космоса.
Особое место мыслитель уделил проблеме государства. Он создаёт типологию государств (6 типов существующих – справедливых или нет; плюс – «идеальное государство будущего») К справедливым относятся:
— Монархия – власть одного человека;
— Аристократия – власть меньшинства;
— Демократия – власть большинства.
Соответственно к несправедливым он относил:
— Тиранию;
— Олигархию;
— Тимократию.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, то двумя стабильными и наиболее приемлемыми формами государства могут быть аристократия и монархия. «Идеальное государство» будущего – это трехчленное образование сословий философов, воинов-стражей и трудящихся. Работники занимаются физическим трудом, создают материальные блага, владеют в ограниченных размерах частной собственность. Их добродетель – умеренность. Воины, тренируются, поддерживают порядок в государстве, защищают его, воюют. Их добродетель – мужество. Философы разрабатывают философские теории, познают, учат, управляют государством. Их добродетель – мудрость. Философы и воины не должны иметь частной собственности. Общая добродетель – справедливость. Жители государства проводят свободное время вместе, вместе едят, вместе отдыхают. Не существует брака, все жены и дети общие. Рабы существуют (это захваченные на войне варвары) и их труд используется.
Значение философии Платона: впервые создано собрание трудов, создана целостная философская система; положено начало идеализму как философскому направлению; исследованы примеры не только природы, но и общества; заложены основы понятийного мышления, предпринимается попытка выделения философских категорий (бытие – становление, вечное – временное, делимое – неделимое, покоящееся – движущееся); создана философская школа (Академии
Этический рационализм Сократа
Сократ подверг софистическое отрицание реальности общего, моральный релятивизм и субъективизм софистов разнообразной критике и нашел новый метод для достижения объективного и общезначимого знания об истинном, едином для всех благе. Он первым попытался найти общие определения нравственных понятий. Он полагал также, что найти эти определения можно лишь общими усилиями, в беседе, целью которой является отыскание истины. Поэтому Сократ – настоящий основоположник этики, т.е. философской теории морали, а также диалектики как метода, как такого искусства ведения беседы, диалога, благодаря которому через столкновение противоположных мнений и противоречия достигается общее понимание сути вещей, истина. Сократ был непоколебимо уверен, что нравственные понятия имеют силу для всех людей как разумных существ.
Но Сократ – и антипод софистов, их сильнейший критик. Дело не в том, что в отличие от софистов, он не брал денег за свои беседы. И даже не в том, что софисты выступали как учители, люди сведущие, превосходящие в этом отношении других, а Сократ неизменно утверждал, что он сам ничего не знает, потому никого научить не может. Суть в другом. Сократ, в отличие от Протагора, думал, что человек как мыслящий есть мера всех вещей, а разум – один во всех, нечто всеобщее, в отличие от чувств, ибо именно разум и есть то, что делает человека – личностью, что связывает людей друг с другом и объединяет их в общество. Разум – это общее в людях, их общая сущность. Их общая сущность, наличная каким-то образом в каждом отдельном и особенном индивиде. Свобода мыслится у софистов как свойство индивида, как единичное, отличающее данного индивида от других, а потому – как совершенно пустой и бессодержательный произвол. Сократ же связывает свободу – с разумом, способностью мыслить, а эта способность изначально общественна, что видно уже из того, что слово (логос), орудие и выражение мысли, возникло и существует как средство общения. Поэтому поиск истины, мышление изначально – общее дело. Разум существует лишь «между» людьми, лишь в акте и процессе их общения, как их общее достояние, как их совместное владение. Ни один человек не может быть разумен «сам по себе». Разумен, конечно, именно отдельный человек, но разум формируется в нём исключительно в процессе общения и совместной жизни с другими людьми. В человеке, изъятом из этой общности, разум не возникает или неизбежно угасает.
Поэтому Сократ, исходя из свободы своего ума и своей воли, в самой этой внутренней свободе ищет всеобщее содержание, ищет нечто внутренне-обязательное, свободно-общезначимое. Но это свободно-обязательное и есть нравственное. К сфере собственно морали относится лишь такие общие для всех без исключения правила, которые люди соблюдают добровольно, свободно, без всякого принуждения. Если на основе принуждения, то мы имеем дело уже не с моралью, а с правом. Сократ впервые понял сущность морали, поэтому его по справедливости можно считать создателем этики как философской теории. Нравственный человек – именно тот, кто добровольно, без всякого принуждения, т.е. абсолютно свободно соблюдает такие правила поведения, которые он считает обязательными и желательными для всех, т.е. которые он хотел бы видеть общими правилами. В этой простой мысли – самая глубокая сущность морали. В ней и заключается сущность принципа нравственной автономии личности, то есть её «самозаконности»: я должен определять свои поступки общим и общезначимым для всех правилом или законом, но я имею право подчиняться только такому закону или правилу, на которое я сам даю согласие. Этот принцип этики был наиболее глубоко разработан и обоснован впоследствии Кантом, «кёнигсбергским Сократом».
Метод Сократа вытекает из полного доверия к «логосу», разуму, который раскрывает истину в диалоге. Он был убеждён в том, что человек, как существо разумное, не должен подчиняться ничему, кроме разума, который при исследовании оказывается наилучшим, божественным во мне. Неосмысленная, неразумная жизнь не имеет никакой ценности. Всё достоинство человека в том, что он может жить разумно, «божественно». Стремление к истинному постижению блага и к добродетели Сократ называет «заботой» о душе, «уходом» за ней. Этот уход необходим, чтобы сделать душу пригодной для своего дела. Эта забота о душе, надлежащий уход за ней и есть «философия». Поэтому философия – важнейшее из человеческих занятий, имеет важнейшее общественное значение. Ложные понятия – источник всех зол. Душа «пригодна» для своего дела только тогда, когда в ней господствуют разум, правильное, ясное понимание, если же понятия смутны и неопределённы и перевешивает незнание, тогда душа становится «непригодной», или порочной, сбивается с пути и ведет к дурному. Исходя из этого и следует понимать удивительное положение Сократа: никто не поступает дурно сознательно, никто не стремится ко злу. Люди стремятся исключительно к благу, к добру. Поэтому всякий дурной поступок и всякое зло в мире являются результатом одного лишь незнания добра и зла, неспособности их различить, иначе говоря, следствием ошибки – человек принимает зло за добро, не имея правильного понятия. Знающий человек поступает хорошо. Однако большинство людей находятся в заблуждении относительно того, что же действительно важно в жизни, поскольку они заботятся об удовольствиях, богатстве, власти, славе, но не о собственной душе, не о том, чтобы она была так хороша и пригодна для своего назначения, как только можно, чтобы её понятия были истинны и ясны.
Сократовское отождествление добродетели и знания можно назвать этическим рационализмом. Разум – и только он один – есть источник и мерило нравственности. Жизнь согласно разуму – и есть нравственная жизнь. Разум может и должен подчинить себе жизнь. В этом и заключается назначение человека и высшее благо для него. Аналогичным образом можно определить и сущность эстетического рационализма: прекрасно то, что разумно, пронизано идеей, смыслом. Красота – свечение ума, духа, мысли сквозь телесную оболочку, или – материя, подчинённая законам духа.
Несмотря на то, что Сократ, на первый взгляд, интересовался исключительно проблемами практической философии, его деятельность имела решающее значение для дальнейшего углубления проблем бытия и знания, для начала новой эпохи во всём философском мышлении. Этические и эстетические размышления Сократа позволяют и заставляют поставить проблемы бытия и знания по-новому. Простую вещь понял Сократ, но она стала основополагающей для всей последующей истории философии, в том числе и для философии науки: красота, как таковая, есть нечто отличное от красивых вещей, и нечто даже более реальное, чем каждая из них в отдельности или вся их совокупность. Красота не есть просто некое «свойство» красивой вещи, так что если есть вещи, обладающие этим свойством, то есть и красота. Наоборот: отдельная вещь может стать или перестать быть красивой лишь потому, что в мире есть красота вообще, как таковая. Сократ отличает смысл вещи, или её идею, от самой вещи, и видит, что этот смысл есть нечто объективное и более устойчивое, чем его отдельные проявления или воплощения. Он открывает царство идеально-реального, строго отличая его от мира телесно-реального. Когда нам кажется, что мы что-то «знаем» о телесных вещах, на самом деле наше знание относится к другому предмету, к другой реальности, каким-то образом скрытой за всем очевидно явленным чувствам. Более того, любая отдельная телесная изменчивая вещь самим фактом своего бытия уже предполагает существование чего-то иного, бытия другого рода, более глубокого, более устойчивого. «Здесь перед нами ни больше, ни меньше, как первое рождение того, что обычно называли раньше трансцендентальным методом в европейской философии… Если раньше говорили просто о вещах и стихиях, то теперь оказалось, что каждая вещь… есть только осуществление и воплощение некоторого общего принципа, что для её фактического существования, когда она становится то одной, то другой и бесконечно меняется, необходимо, чтобы она была вообще, была чем-то, была чем-то одним и тем же во все моменты своего фактического существования, что иначе прервётся и рассыплется в неисчислимую пыль и само это фактическое существование вещи. В первичной форме эта великая мысль, просуществовавшая два тысячелетия, содержится именно у Сократа»[22]. У всех видимых вещей есть невидимое и неявное основание, условие самой их возможности. За всем сказанным – неявно подразумеваемое. Философия и есть осознание и выявление, выведение на свет этого всеобщего невидимого «фона» всего явно существующего и происходящего в душе (явно сознаваемого). В этом пункте Сократ – не только создатель основы философских учений Платона и Аристотеля. Его идея получила развитие у Августина, Декарта, Канта, Гуссерля и других выдающихся мыслителей.