Что такое этичное поведение
Этичность
Человек должен учиться этично относиться к этому миру, к
окружающим людям и выполнять правильно свои обязанности.
Этика есть безграничная ответственность за все, что живет.
Этика ставит своей целью пропитать и наполнить душу
внутренней порядочностью, тогда как гражданская
наука не требует ничего, кроме внешней порядочности
Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия.
Этичность как качество личности – способность следовать правилам и договоренностям нынешнего периода, нацеленных на заботу о людях, на учет их чувств и интересов.
Молодой Рабинович изучал экономику и спросил у отца, что такое «этика бизнеса». — Этика? — в свою очередь спросил папа, — ты спрашиваешь меня об этике? Ты знаешь, мой мальчик, я тебе так скажу. Вот приходит в наш магазин женщина и покупает платье за 80 долларов. Платит сто долларовой купюрой и, отвлечённая приобретением, уходит, забыв забрать 20 долларов сдачи. Так вот, сын мой, тут и возникает большой вопрос об этике. Скажу я об этом своему партнеру или нет?
Разгар рабочего дня в крупной страховой фирме. Кабинка туалета. В самый неудобный момент трезвонит мобильный. Звонит клиент! Серьезный! Весьма важный! И звонок перенести нельзя! Сотрудник мужественно отвечает и 4-5 минут ведет деловой разговор. И вот переговоры заканчиваются, слава Богу, и он отключается. Из ближайшей кабинки голос: — Ну что, воду уже можно спускать? Корпоративное этичное поведение, однако.
Этичность, как и этика, далеко не идеальна и относительна. То, что сегодня считается этичным, завтра свободно может попасть под оценку неэтичного поведения. То есть, сегодняшние стандарты этичного поведения не являются постоянными, идеальными и совершенными. При этом и на государственном уровне проявляются существенные различия в понимании, что такое хорошо, а что такое плохо.
Вспомним «Джентльменов удачи»: Этично — неэтично! Это у нас с ними цацкаются, на поруки берут, а надо, как в Турции в старину: посадят вора в чан с дерьмом, только голова торчит и возят по городу. А над ним янычар с мечом… и через каждые 5 минут вжик мечом надчаном, — так что если вор не нырнет — голова с плеч! Так он весь день в дерьмо и нырял.- Так это в Турции, там тепло.
В обществе каннибалов неэтично не есть друг друга. В современном обществе США считают этичным бессовестно грабить всю планету, печатая миллиарды долларов, плодя астрономические долги, отдавать которые никто не собирается. Этичным считается всё, что выгодно Америке, ведь она исключительна. Гитлер тоже так думал и считал этичным истреблять миллионы людей. Для США этично ради своих корыстных интересов отдемократить весь мир. Так его задемократизировать, чтобы оставить после себя хаос, разруху, море крови и океаны слёз. С позиции США этично бесцеремонно влезать в дела любой страны, словом, быть в «каждой бочке затычкой».
Этично устраивать по всему миру государственные перевороты и «цветные» революции. Этично наплодить в России тысячи неправительственных, некоммерческих организаций, занимающихся откровенной подрывной деятельностью и плодящей предателей, рядящихся в одежду либералов. Почему-то у себя США считают неэтичным создание подобных организаций со стороны России.
Окружить Россию со всех сторон силами НАТО – это этично, а если бы Россия разместила свои ракеты на Кубе, это было бы крайне неэтично. Обещать предателю Горбачёву не продвигать силы НАТО к границам России и не выполнить этого обещания – это, несомненно, этично. Постоянно лгать, называть черное белым, применять тройные, десятерные стандарты – всё это этично.
Разумные люди, понимая, что их общество, они сами и их этичность далеко несовершенны, начинают философствовать, рассуждать на предмет, как достичь абсолютной, истинной этичности. Но возможно ли достичь этой цели?
Этичность приобретает статус истинности, когда она зиждется и строго следует в своём поведении божьим заповедям. Истинной этичности не бывает, если человек считает себя не вечной душой, а грубым телом, которое живёт один раз, ни за что не отвечает, поэтому может творить всё, что угодно: гуляй рванина от рубля и выше, бери от жизни всё, живём ведь только раз. Пей, бей, рви, совокупляйся! Какая, к черту, этичность? Выдумали для дураков обманку, а сами, посмеиваясь, наслаждаются жизнью.
Если человек считает, что вокруг него шастают бродячие тела, а не родственные духовные сущности (души), он, как правило, не может быть по-настоящему этичным. Когда знаешь, что за каждый неблагородный поступок придётся отвечать по полной программе, призадумаешься и будешь вести себя с людьми этично и порядочно.
Словом, истинная этичность может проявиться при соблюдении трёх условий: — способности жить по божьим заповедям; — осознании своей духовной сущности; — понимании, что по закону кармы (закону справедливости) придут негативные последствия за каждый неэтичный поступок. Пока эти условия не соблюдаются, человек способен демонстрировать лишь внешние, показушные атрибуты этичности.
Например, если бы АД (американская демократия) расширила свою картину мира, взглянула бы на мир с позиций законов Бога, она, вероятно бы, поняла, что нельзя жить так беспардонно и неэтично. Жизнь – бумеранг. За всё придётся отвечать. Счётчик постоянно щёлкает. В конце пути придётся рассчитаться. За неэтичное поведение страны будет расплачиваться каждый её житель. Раз поддерживал, значит, считал, что всё делается этично. В следующей жизни поместят тебя в какой-либо Ирак, Ливию, Югославию, Сирию, Афганистан, отдемократят как следует, вот тогда и почувствуешь на своей пятой точке, что такое этично и что такое неэтично.
Что такое этичное поведение
Основное отличие этичного человека от неэтичного в том, что первый всегда думает о долгосрочных перспективах и последствиях и для себя, и для своих партнеров. Если этичный человек строит карьеру, он рассматривает как партнеров и работодателей, и подчиненных. Если он ведет бизнес и сам является работодателем, то с сотрудниками у него также партнерские отношения.
Этичный руководитель или бизнесмен исходит из того, что все делают одно общее дело и партнерство, сотрудничество должны быть выгодны обеим сторонам.
Неэтичный же человек не думает далеко наперед. Фокус своего внимания он держит на том, чтобы получить максимальную выгоду прямо сейчас.
Там, где этичный сотрудник будет стараться и для себя, и для всей компании, неэтичный будет искать возможность сделать работу по минимуму, а урвать благ захочет по максимуму.
То же самое касается и отношений с клиентами, не важно, свой это бизнес или работа по найму.
Этичный профессионал будет делать все, чтобы клиент остался доволен обслуживанием и сотрудничеством, ушел в хорошем настроении и потом рекомендовал всем и компанию, и специалиста.
А неэтичный сотрудник постарается побыстрее отделаться, сделать все кое-как, номинально, для галочки, «на отвяжись». Помните тот самый типаж советских продавщиц, которые говорили примерно одно и то же: «Вас много, а я одна! Лучше б вы сюда вообще не приходили!»? Неэтичным людям клиенты всегда мешают.
Вменяемые этичные работники понимают, что покупатели в магазинах, пассажиры в любом виде общественного транспорта или заказчики в сфере услуг — это прежде всего клиенты, которые отдают свои деньги за товары или оказанные услуги, и именно из этих денег идет зарплата, формируется прибыль и платятся накладные расходы.
Люди, лишенные этичности, не мыслят этими категориями. Они искренне уверены, что им дают слишком мало, преступно недоплачивают за их «титанические» усилия, а они, бедолаги, перетрудились. Их можно узнать по фразе: «Как вы мне платите, так я и работаю».
Разумеется, встречаются ситуации, когда в компании оплата действительно меньше среднерыночной стоимости подобных услуг. Но даже в этом случае этичные и неэтичные люди будут вести себя по-разному.
Этичный человек постарается дать компании бóльшую ценность, а затем через какое-то время проведет переговоры о более адекватной оплате за работу такого уровня. Если ему не пойдут навстречу, он спокойно покинет организацию, перейдя в другую на более выгодных условиях. Неэтичный же будет предъявлять претензии, писать какие-нибудь жалобы, поливать компанию грязью на всех углах.
Устроившись на новую работу, этичный человек не перестает развиваться. Он не прекращает думать о долгосрочной перспективе, в том числе своей собственной: где он будет через 5–10 лет, чему еще ему нужно научиться, какие знания, умения и навыки необходимо приобрести.
Такой сотрудник вполне нормально воспринимает мысль о том, что после окончания контракта (если он, например, заключался на один год) будет менять работу на лучшую. Или поговорит с текущим работодателем о повышении оплаты. Разумеется, без эмоциональных манипуляций и «позиции жертвы».
Он приведет рациональные и легко доказуемые доводы. Например, что за этот год приобрел такие-то важные навыки, повышающие качество его работы; принес конкретную измеримую пользу компании; выполняет сейчас, помимо основных, еще и ряд дополнительных, не указанных в договоре функций; внедрил такие-то ценные предложения и т.д. Поэтому его стоимость для компании за этот год стала объективно выше.
Неэтичный же человек в это время в лучшем случае будет «налаживать связи», искать лидеров мнений и всячески им угождать — вместо того чтобы добросовестно выполнять свои основные обязанности.
Если пользоваться схемой психологических возрастов в нашей классификации этичного и неэтичного поведения в бизнесе и карьере, то получается следующая картина.
Психологически взрослый этичный человек, будь он бизнесмен или сотрудник компании, все свои действия и отношения с деловыми партнерами рассматривает с точки зрения долгосрочной перспективы. Он все время растет и прокачивает навыки, необходимые для достижения еще бóльших результатов.
При заключении сделок и каких-либо договоренностей старается придерживаться позиции «я выиграл — ты выиграл». Деловая репутация для такого человека не пустой звук, но одновременно он не позволит никому этим манипулировать.
Психологически незрелый, но изначально этичный, добрый человек просто старается максимально хорошо выполнять свою работу. Он умеет быть благодарным, ценит хорошее отношение, никогда не обманет и не украдет, даже если это невозможно будет никак проверить и доказать. Не позволит себе говорить за глаза гадости и сплетничать о своем работодателе.
Умное руководство умеет ценить таких людей, и в перспективе они могут рассчитывать на долгосрочное сотрудничество и лояльность, проявляющуюся в том числе и при оплате труда.
Неэтичный же, инфантильный сотрудник начнет при первой же возможности красть по-глупому все, что плохо лежит и не прибито гвоздями. Будет целый день болтать с коллегами, играть в игры на компьютере или зависать в соцсетях. А потом к концу дня, так и быть, сделает что-нибудь по работе кое-как, тяп-ляп.
Психологически взрослый неэтичный человек непременно постарается увести базу с клиентами, чтобы воспользоваться самому или слить конкурентам. Если представится возможность, обязательно будет брать взятки по-крупному.
Нередки случаи, когда такие люди, украв все, что можно украсть, навредив в делах, нарушив все обязательства, наговорив сплетен и гадостей, открывают конкурирующий бизнес. И это, к сожалению, очень распространенное явление.
На Западе неэтичные люди достаточно быстро теряют репутацию и оказываются в черных списках у всех известных компаний. А на постсоветском пространстве еще слишком свежи воспоминания 1990-х годов, и у многих неэтичных граждан есть большое искушение повторить этот мошеннический безнаказанный беспредел уже в интернет-пространстве. Что, собственно, сегодня и происходит.
Люди в большинстве своем не понимают, что успешную долгосрочную карьеру или бизнес в современном мире невозможно построить при помощи вранья, воровства, мошенничества, невыполнения обязательств, срыва сроков и т.п.
Так что, если рассматривать долговременные перспективы происходящих сейчас процессов, в будущем этичные люди будут выигрывать в ключевых моментах у неэтичных.
Википедия:Этичное поведение
Разрешение конфликтов |
---|
Обсуждение |
Форум Википедии Разделы, полезные при разрешении конфликтов |
Правила Вниманию участников Вопросы |
Посредничество |
Запросы к потенциальным посредникам |
Помощь со стороны администраторов: |
Запросы к администраторам |
Защита страниц |
Снятие защиты |
Опросы |
Арбитраж (последняя инстанция) |
Заявки на арбитраж / Вопросы |
Наставничество |
Посредничество группой участников |
Этичное поведение — принятый во всех разделах Википедии свод норм поведения, которого следует придерживаться при редактировании статей, в ходе обсуждения каких бы то ни было вопросов, а также при написании комментариев к правкам. Неэтичное поведение можно кратко охарактеризовать как переход на личности, который создаёт конфликтную атмосферу и напряжённость. Нормы поведения, принятые в Википедии, требуют, чтобы все участники вели себя по отношению друг к другу этично. Это одно из важнейших правил Википедии.
Содержание
Постановка задачи
Википедия открыта для всех желающих принять участие в улучшении имеющихся в ней статей, что, однако, нередко приводит к спорам по поводу того, действительно ли то или иное изменение «улучшает» статью. В ходе таких споров иногда бывает довольно трудно отказаться от субъективизма в оценках ситуации. Участники, пытаясь наиболее чётко обосновать внесённые ими изменения, иногда могут высказываться с излишней жёсткостью. С другой стороны, некоторые участники могут очень чувствительно относиться к тому, что их текст заменяется другим, якобы «улучшающим» статью — тем более, если при этом сильно изменяется смысл сказанного.
Сухие и обезличенные комментарии к правкам или на страницах обсуждения не могут передать всех нюансов живого общения и поэтому нередко истолковываются неверно. Одно неосторожное невежливое замечание может легко привести к горячей дискуссии, уводящей далеко в сторону от сути проблемы. Втягиваясь в конфликты, участники забывают о работе над статьями, больше думая о «победе» над «врагом».
Данное правило призвано помочь избежать подобных ситуаций.
Примеры
Некоторые типичные примеры поведения, способствующего созданию нездоровой атмосферы
Примеры более грубых нарушений этики (см. также ВП:НО)
Нарушение принципов этичного поведения происходит, например, когда участнику, только что создавшему новую статью, говорят: «Если вы уже собрались написать ненужную статью, может, хотя бы уберёте из неё орфографические ошибки?». Достаточно просто ответить: «Не лезьте не в своё дело» — и одно-единственное невежливое замечание приводит к конфликту.
Такой стиль общения отпугивает новичков, отвлекает участников от работы над важными для проекта задачами и наносит вред всему сообществу.
Типичные ситуации нарушений принципов этики
В большинстве случаев участники высказываются неэтично в острые моменты затяжного конфликта. Неэтичное поведение, как правило, обрывает дискуссию. Зачастую участник может впоследствии сожалеть о допущенной грубости. Не стоит поэтому возражать, если он (или кто-то другой) захочет убрать некорректное высказывание или смягчить его.
Следует также принимать во внимание, что невежливое поведение может быть вызвано причинами, не имеющими отношения к сути проблемы, — усталостью, проблемами в жизни, просто плохим настроением и прочим, — что, в свою очередь, может сказываться на способности участника адекватно оценивать свои и чужие слова.
Некоторые участники могут специально подталкивать оппонента к нарушению этических норм, при этом сами вроде бы не переходят за грань нарушения. Такое поведение является разновидностью троллинга и, несомненно, нарушает этические принципы.
Бывает и так, что человек специально ведёт себя вызывающе, — то ли для того, чтобы отвлечь «оппонентов» от сути дела, то ли пытаясь заставить их уйти из определённой статьи или из Википедии вообще, или, наконец, для того, чтобы спровоцировать оппонента на откровенную грубость, которая могла бы привести к его публичному осуждению или блокировке. В таких ситуациях от нарушителя не приходится ожидать сожаления или извинений.
С другой стороны, отдельные участники бывают предрасположены целыми днями или даже месяцами таить обиду на неосторожные слова, сказанные кем-то, и добиваться «восстановления справедливости».
Какой вред приносит нарушение этики общения?
Общие рекомендации
По предупреждению неэтичного поведения
В целом можно дать такой совет: старайтесь оформлять свои сообщения не как поучения, а как напоминания тем, кто уже это знает или догадывается.
По снижению вреда от неэтичного поведения
По удалению неэтичных комментариев
Предупреждение нарушителей
В тех случаях, когда нарушения этических норм продолжаются или имеют грубую форму, попробуйте обратиться к участнику на его странице обсуждения. Лучше всего приводить конкретные ссылки на правки страниц (так называемые диффы). В случае очевидных и систематических нарушений обратитесь за помощью на ВП:ВУ.
Рекомендации для администраторов и посредников
Зачастую быстрое рассмотрение по существу (или выделение) какого-то отдельного вопроса, представляющего предмет конфликта, помогает снизить конфликтную ситуацию в целом, а поэтому именно на этом лучше всего сосредоточить усилия в первую очередь.
Постарайтесь разъяснить ситуацию
Некоторые участники болезненно реагируют на неэтичные комментарии, сделанные в их адрес, что мешает им сосредоточиться на сути вопроса. Попробуйте обратить их внимание на то, что нарушения этики, разумеется, нельзя приветствовать, но это не должно мешать рассмотрению вопроса по существу.
Обиженный участник может понять, что слова, сказанные оппонентом, не следует воспринимать буквально, и принять решение забыть об инциденте.
Перефразирование неудачной реплики
При осуществлении посредничества между конфликтующими сторонами посредством электронной почты посреднику (третьей, нейтральной стороне) для налаживания диалога иногда может быть полезно перефразировать неудачную реплику участника А так, чтобы его оппонент (участник Б) мог сосредоточиться только на её сути. Например, реплику участника А: «Я не позволю, чтобы неофашистские взгляды загрязняли Википедию!» можно перефразировать для участника Б таким образом: «Участник А обеспокоен тем, что вы, возможно, слишком много внимания уделяете какому-то одному подходу».
Удаление неэтичных реплик
По завершении процесса посредничества будет неплохо, если обе конфликтующие стороны по предложению администратора или посредника согласятся самостоятельно убрать свои некорректные замечания, допущенные в ходе дискуссии. Такие действия будут способствовать снижению напряжённости, а также тому, что участники быстрее простят друг друга и забудут об инциденте.
Извинения
Извинения напрямую не относятся ни к решению проблемы, ни к процедуре посредничества. Однако это определённый ритуал, обычно обоюдный, направленный на восстановление добрых отношений, поэтому извинения могут служить хорошей основой для дальнейшей неконфликтной работы.
Для некоторых участников извинение от обидчика может быть очень важным, поэтому искреннее извинение часто является ключом к разрешению конфликта. В случае, если один из участников допустил неэтичные действия или комментарии, ему настоятельно рекомендуется принести извинения оппоненту.
Этичное поведение
Этично, неэтично… Это у нас с ними цацкаются, на поруки берут. А надо, как в Турции — посадят вора в чан с дерьмом, а над ним янычар с мечом. И через каждые пять минут янычар над чаном мечом ка-а-к вжик! Так что, если вор в чан не нырнёт — голова с плеч. Вот так он весь день в дерьмо и ныряет.
Этичное поведение (ЭП, ВП:ЭП) — одно из основных правил Википедии. Нарушение данного правила является одной из наиболее распространённых причин блокировок участников.
В косвенной форме содержится в четвертом столпе Википедии: «…не допускайте … оскорблений, угроз, агрессии…»
Содержание
[править] Описание
Изначально под «этичным поведением» подразумевался свод норм поведения, которому были обязаны следовать все без исключения участники для сохранения здоровой и дружеской атмосферы в проекте. Например, нельзя называть высказывания оппонента «бредом», навешивать на него идеологические ярлыки и т. д. По мнению некоторых, впоследствии ЭП превратилось в жупел, с которым носятся любые обиженные участники и безнаказанно докладывают на ВП:ЗКА о своих «обидчиках». Помимо этого, викиоппозиция предполагала, что строгость и вообще наличие наказания за нарушение ЭП зависит от личности наказываемого.
Также этим правилом запрещено использовать мат (в том числе и иноязычную обсценную лексику) в обсуждениях и комментариях к правкам, кроме случаев обсуждения самих матерных слов.
За нарушение данного правила администраторы могут блокировать участников с формулировкой «крайне неэтичное поведение» или «неэтичное поведение». Ввиду расплывчатости правила определить его нарушение затруднено, поэтому, как правило, определение степени этичности поведения зависит от персональной оценки конкретного администратора. Блокировка обычно накладывается на короткий срок — от нескольких часов до нескольких дней. Более длительные блокировки участников за неэтичное поведение накладывается как правило только согласно решениям АК.
При всех возможных недостатках, благодаря этому правилу в Википедии на порядки меньше взаимных оскорблений, чем в ЖЖ и на подавляющем большинстве интернет-форумов.
Часто в бытность администраторами блокировки на нарушение правила ЭП накладывали Victoria и Obersachse. Некоторые другие администраторы ограничиваются предупреждением.
Нарушения ЭП часты и de facto разрешены со стороны голосующих в заявках на флаги, причём соискателю запрещено отвечать на них ответной грубостью. [1] [2] Заявки, в которых соискатель повёлся на издевательства, закрываются без присвоения флага. [3] Сделано данное послабление для того, чтобы проверить участника на прочность, взяв на понт и пронаблюдав его реакцию в конфликтных ситуациях; это напоминает муштру сержантами своих подчинённых в американских военных лагерях.
[править] Противоречия столпов
В Википедии существует противоречие между четвёртым и пятым столпами (ВП:ЭП и ВП:ИВП): ради улучшения Википедии можно нарушать любое из правил, в том числе правила этичного поведения между участниками. При этом указывается, что правила Википедии вторичны по отношению к её целям, то есть в целях улучшения Википедии можно переступить правила этики, которые якобы могут помешать улучшению Википедии. Хотя этичное поведение в принципе никогда не мешало и даже теоретически не может препятствовать улучшению чего-либо, тем не менее изначально созданная нестрогость этого правила стала лазейкой для узаконенного нарушения этики администраторами по отношению у рядовым участникам, непропорционального по причине неравенства в правах (администраторы имеют приоритет в нарушении этики над простыми участниками, чем постоянно и пользуются).
[править] Мнения участников Википедии
Сложившаяся практика ВП:ЭП препятствует прямому эмоциональному выражению своих суждений и способствует формированию птичьего языка в обсуждениях, иезуитизма, формализма и бесконечных ссылок на ВП:ЧТОТОТАМ. В результате дельные люди, не имеющие навыка всех этих иезуитских хитростей и околичностей, неизменно уступают в любом споре формалистам, ссылающимся на какие-то полузабытые решения АК и прочую белиберду. Я считаю, что под запретом нужно держать только мат и прямые оскорбления. А вот эмоциональные нападки на оппонента, не являющиеся при этом оскорблениями, однозначно не следует наказывать. Таким образом будет убрана та фора, которую сейчас имеют в любой дискуссии казуисты, хорошо знакомые с прецедентами в решениях АК от 2005 года. [4] Erohov 11:56, 20 ноября 2012 (UTC)
Как неоднократно отмеченный АК возмутитель спокойствия в части хождения по грани ЭП
скажу, что вы все же чрезмерно экспрессивны. Есть разные способы снизить накал. Можно принципиально не писать ответ в течение некоторого времени после прочтения того, на что намерены ответить. Можно до нажатия кнопки «записать» прочесть мысленно фразу глазами злейшего врага и поискать там нарушения 4-=го столпа и перефразировать их. Или просто промолчать — если мир от молчания не перевернется. Pessimist2006 [5]
[править] История
Впервые прообраз ЭП — страница ВП:Вежливость появилась 11 декабря 2006 года. Её автором являлся Роман Беккер. В дальнейшем она трансформировалась в нынешнее правило и принята в результате обсуждения сообществом 2 февраля 2008 года.