Что такое этика в педагогике
Этика в профессиональной деятельности педагога
Марина Владимирова
Этика в профессиональной деятельности педагога
Этика в профессиональной деятельности педагога.
Педагогическая эти
Педагогическая этика существует давно. Дело в том, что профессия педагога требует от человека не только профессионализма, но и высоких моральных качеств. Мораль и нравственность – основа педагогической этики.
Педагогическая этика являет собой самостоятельную единицу, которая направлена на регулирование деятельности и поддержание престижа профессии педагога. Современная педагогическая этика направлена на изучение характера нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде. Кроме того, она включает в себя разработку основ педагогического этикета.
Педагогическая этикадержится на трех столпах:
— Профессиональный педагогический долг.
Кроме основ педагогической этики, важна роль и профессиональная честь и в педагогике, которая является осознанием педагога своих профессиональных качеств, значимости, а также общественное признание, общественное уважение моральных заслуг и качеств педагога. Педагогическая мораль крайне важна для педагога. Это система общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях.
Педагогическая этика опирается на нравственность и нравственные убеждения. Она рассматривает нравственные убеждения как равносильный морали элемент, который стал нормой поведения педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам и их родителям.
Еще одним элементом, входящим в педагогическую этику, является педагогический авторитет. Он напрямую зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки коллегам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.
К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.
Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, проявляющейся в его оценках поступков воспитанников, их отношения к образованию и воспитанию, общественно полезной деятельности.
Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с воспитанниками, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, педагогическому коллективу и обществу в целом.
Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к воспитанникам и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты.
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если педагогом в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Наконец, педагогический авторитет – это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитанников, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе.
При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны;
а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
б) соблюдать правовые нравственные и этические нормы;
в) уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений;
г) развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,
способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни;
д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
е) учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,
взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих
добросовестному исполнению трудовых обязанностей;
з) проявлять корректность и внимательность к воспитанникам, их родителям
(законным представителям) и коллегам;
и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России
и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных
этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию воспитанников;
к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добро совестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей,
а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально- психологического климата для эффективной работы.
Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению
коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
При выполнении трудовых обязанностей педагогическийработник не допускает:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства,
социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и добро желательным.
Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому
стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.
Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.
Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.
Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.
Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.
Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.
Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.
Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.
Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Педагогическая этика, или О чем молчит учитель?
Учитель, педагог — это не только носитель и передатчик знаний, умений и навыков. Это в первую очередь человек, управляющий своей аудиторией. От чего же зависит этическая позиция педагога и как грамотно позиционировать ее в различных жизненных ситуациях?
Что же такое педагогическая этика?
Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.
Педагог, считающий себя несчастным, не оцененным по заслугам, не желающий развиваться, не умеющий преодолевать трудности и поддерживать других, способен принести немало вреда своим ученикам. Как же не допустить этого? Попробуем разобраться на конкретных примерах.
Разбор ситуаций
Ситуация 1.
Классный руководитель в преддверие выпускных экзаменов. Учебный год завершен, но до отпуска еще далеко. Последний звонок в 9 классе и тут…
Ученица становится жертвой насилия. Начинается разбирательство, а впереди еще государственные экзамены. Школьного психолога из-за дефицита кадров нет. Ситуация замалчивается, порождая слухи. Обстановка нагнетается обеспокоенными родителями, и девочка, получив психологическую травму, идет в 10 класс уже в другой школе и в другом городе, потеряв всякую связь с теми, с кем училась вместе 9 лет.
Позиция педагога.
Замалчивание. Этическая мудрость выражена тремя поговорками: «Моя хата с краю», «Сама виновата» и «Дыма без огня не бывает». Сказывается комплекс личных страхов и установок, транслируемых всему классу. Итог — травмирована не только девочка, но целый класс.
Разрешение ситуации.
Хорошим разрешением ситуации стало бы привлечение к общению с классом компетентного специалиста — психолога, имеющего опыт работы в чрезвычайных ситуациях. Но если психолога нет, то важно создать обстановку спокойствия и провести разъяснительную работу с каждым, кого так или иначе коснулась информация о ситуации. Важен общий настрой всех педагогов и родителей на вывод детей из травмы, а не более глубокое погружение в нее путем многозначительных намеков, нотаций, упреждений или замалчивания. Но для этого взрослые должны проявлять зрелую взрослую позицию.
Ситуация 2.
Один (чаще таких бывает несколько) из учащихся гимназического класса гиперактивен. Он не способен удерживать внимание дольше 10 минут и для «перезагрузки» и снятия нервного напряжения использует все доступные ему способы вплоть до порчи чужого имущества.
Позиция педагога
Учитель расценивает ситуацию как личный вызов и читает ребенку и всему классу длинную лекцию о правилах поведения. В итоге – общее отношение класса к ученику, как к изгою, вызов родителей в школу и неконструктивная беседа обвиняющего характера.
Корень проблемы — личное, морально-этическое непринятие людей другого склада мышления и характера (сам педагог медлителен и несколько аутичен). Непонимание себя, непонимание ученика и всей ситуации.
Разрешение ситуации
Хорошим решением для педагога и всего педагогического коллектива была бы общая психологическая и методическая работа над темой «Гиперактивные дети», а также выработка собственной конструктивной позиции к тем, кто «не тянет программу».
Исходя из того, что в современном классе гиперактивных детей большинство, можно рекомендавать следущий порядок работы на уроке:
1. Разделите урок на короткие периоды. Например, выполнить 2-3 упражнения, потом провести небольшую дидактическую игру, вернуться к материалу урока, сделать гимнастику для пальцев.
2. Для закрепления материала лучше, если бы один и тот же алгоритм действий или тип заданий варьировался в течение всего урока.
3. На уроке материал должен даваться от части к целому. Желательно, чтобы ребенок мог это видеть графически (например, слово). Сложнее, когда речь идет о звуке, так как это абстрактное понятие.
4. Свободная атмосфера на уроке, без постоянных запретов, но с регулярной сменой деятельности. Введите проблемное обучение.
Подведем некоторые итоги.
Любой педагог должен хорошо владеть навыками позитивного решения различных жизненных ситуаций. Сама жизнь нас часто провоцирует и проверяет на компетентность, уверенность в себе и умение взаимодействовать с людьми. «Я знаю все, но только не себя», – сказал классик.
Поэтому педагог просто обязан владеть знаниями о том, как действовать в таких типовых ситуациях, таких как:
Вопросы, которые могли бы помочь педагогу осознать свои возможности :
1.Каково ваше морально-этическое кредо на данный момент жизни?
2. Педагогическая работа для вас на данный момент — это скорее:
3. Какое главное чувство вы испытываете внутри себя, идя на работу и приходя домой?
4. К решению какой личной трудности мотивирует вас эта работа?
Педагогическая деятельность — это самый точный тест на душевное здоровье и внутреннюю этику человека. В процессе ежедневного общения мы проявляем все свои стороны личности – и сильные, и слабые, и даже не познанные нами и активно вытесняемые. Это плод нашей наследственности, нашего воспитания, среды, в которой мы развивались, и собственного опыта.
Рекомендую к прочтению:
Этические нормы поведения трудно соотнести, но возможно, с такими проявлениями личности как детские страхи у взрослых (страх наказания, страх быть иным, страх нового опыта), низкая самооценка и прокрастинация. Работая с этими проявлениями внутри себя, преодолевая собственную детскую травматику, педагог способен многое давать обучающимся — инструменты для преодоления трудностей, заряд позитива, стойкость и жизнелюбие. Это работа, где каждый наш шаг проходит проверку на этичность и человечность.
Автор: Мортина Татьяна Павловна – педагог-психолог международного реабилитационного центра «Адели», действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги.
Взаимосвязь этики и педагогики: реферативный обзор
Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родителями и коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях рыночной экономики.
Этическая доминанта подчеркивает аксиологическую сущность педагогики, непротиворечивость цели и средств её достижения. «Предлагая парадигму этической педагогики, мы признаём авторитет субъектного мира ребёнка» [1].
Несмотря на огромное количество публикаций по педагогической деонтологии, не все теоретические аспекты педагогической этики разработаны в равной степени. Одним из наиболее важных аспектов остается проблема формирования мотивационно-ценностного, этического отношения к педагогической деятельности, которая обусловлена противоречиями, связанными с переходом от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме.
Важность и актуальность этой проблемы указывают на необходимость рассмотреть взаимосвязь этики и педагогики в историко-теоретическом аспекте.
Как известно, одной из основ профессиональной культуры учителя, преподавателя является педагогическая этика, или деонтология. Прежде чем раскрыть её сущность, рассмотрим понятие «этика». Этика – это «философская наука, объектом изучения которой является мораль» [12]. Авторы вузовского учебника «Основы этических знаний» определяют этику как область философского знания, исследующую универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно-практической деятельности, и предметом которой является мораль как совокупность исторически определённых норм, представлений правил их поведения, реализующихся в их нравственных действиях и поступках [8]. Этот термин был введён Аристотелем (384-322 до н.э.) в его работе «Никомахова этика» как совокупность этических добродетелей. Он «постулировал в качестве цели всех человеческих поступков счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы» [8].
Понятия «этика», «мораль», «нравственность» этимологически схожи. Древнегреческое понятие «ethika» (от ethos – дом, гнездо) является аналогом латинского слова «moralis» – этический (от mores – обычаи, нравы), переведённого Цицероном (106-43 до н.э.), чьи теоретические положения, изложенные в «Тускуланских беседах» и трактатах «О высшем благе и зле», «Об обязанностях», носили «отчетливую печать эклектизма» [4] и русскому самобытному термину «нравственность» как особой формы общественного сознания и виду общественных отношений, одному из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм и как системе внутренних прав человека, в основе которой лежат гуманистические ценности (доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность придти на помощь) [5].
А.И.Павловский считает, что этика – это наука о морали и нравственности. Мораль – это внешняя, а нравственность – внутренняя по отношению к индивиду регуляция человеческого поведения [7].
Функциями этики как науки выступают: 1) фиксация истории морали, её нынешнего состояния, её принципов, идеалов и норм; 2) объяснение, анализ сущностного смысла морали и отдельных её принципов, норм, правил в качестве составных сегментов духовной жизни современного общества; 3) обучение морали [3]. Вот поэтому этику нередко называют «философией практической жизни».
Немецко-американский философ Эрих Фромм (1900–1980) выделил авторитарную и гуманистическую этику. В авторитарной этике власть определяет, в чём благо человека, устанавливает законы и нормы поведения, а люди выступают только пассивными исполнителями чужой воли. Гуманистическая этика ориентирована на человека, который считается высшей ценностью и целью. Он «продемонстрировал, что может быть создано общество, в центре внимания которого находится личность, а не вещи» [2].
Структура этики как науки такова: 1) история этики и морали – раскрытие картины возникновения и развития этики, этических учений, воссоздание генезиса и эволюции морали, её различных социально-исторических типов; 2) теория морали – учение о сущности морали, её структуре, принципах, категориях, механизме действия; 3) нормативная этика – учение о высших моральных ценностях, моральных нормах и правилах общения, моральном человеке, морали данного общества, поведении людей в повседневной жизни; 4) прикладная этика – конкретизация общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей с учётом специфики их жизнедеятельности, особенностей профессии.
Этика является гуманитарной дисциплиной, поэтому она тесно связана с литературой, искусством, этнографией, правом, психологией, а также педагогикой. «Этика наделяет человека статусом творца и носителя нравственности, определяет его как изначальную ценность и конечную цель функционирования моральной системы» [8].
Этика и педагогика – общественные дисциплины, имеющие различные предметы исследования, но они тесно связаны между собой. Как уже отмечалось, этика анализирует общие законы развития моральных отношений и представлений, формы морального сознания и регулируемую посредством их моральную деятельность людей. Она также обосновывает нравственные принципы, в которых отражаются социально-исторические потребности человека. Педагогика (греч. paidagogike от paidos – дитя и ago – веду) как теория обучения и воспитания, исходя из изучаемых этикой закономерностей, решает практическую задачу – установление путей и методов формирования моральных убеждений, чувств, привычек в соответствии с определенными нравственными принципами. В этом смысле педагогика – дисциплина, основанная на данных этики. В определённом смысле предмет педагогического исследования шире, чем в этике, поскольку здесь рассматриваются вопросы не только нравственного, но и других сторон воспитания.
Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности. Ценности – это вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества (В.А.Сластёнин, Г.И.Чижакова) [10].
Ценности различаются по содержанию (наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье) и по знаку (положительные – отрицательные: наслаждение – страдание, польза – вред, слава – позор, безопасность – опасность, красота – безобразное, истина – ложь, добро – зло, счастье – несчастье, власть – подчинение). А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян выделяют ценности практические – духовные, высшие – низменные [6].
Гуманистической педагогике присущ аксиологический характер. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т. е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога [10].
Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию.
Самодостаточные ценности – это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к студентам. Ценности этого типа служат основанием развития личности и преподавателя, и студентов [10].
К инструментальным ценностям относятся ценности-средства, которые формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.
Ценности-средства – это три взаимосвязанных подсистемы: 1) собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); 2) коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения); 3) действия, отражающие субъективную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания. Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразные и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. В ценностных отношениях в равной мере значимыми являются и самоотношения, т. е. отношения педагога к себе как к. профессионалу и личности. Здесь правомерно указать на существование и диалектику «Я-реального», «Я-ретроспективного», «Я-идеального», «Я-рефлексивного», «Я-профессионального». Динамика этих образов определяет уровень личностно-профессионального развития педагога. Высокий уровень этого развития характеризуется сближением параметров «Я-идеального» в концептуальных схемах «Я-профессионального» и «Я-реального», образующих феномены и нормы гуманистически ориентированной педагогической этики.
В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества, которые являются производными от уровня развития прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных способностей.
В подсистему ценностей-знаний входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности. Ценности-знания – это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса. Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, альтернативности в организации образовательного процесса, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, отслеживать и решать наиболее значимые педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.
Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель: ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т. е. они функционируют как единое целое. Данная модель может выступать критерием принятия или непринятия выработанных или создаваемых педагогических ценностей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия [11].
Ответы на вопросы 9, 11, 24, 35, 38, 40, 43 диагностики организационной культуры и морально-психологического климата (Приложение 1) свидетельствуют о позитивных тенденциях по направлению анализа «Цели и ценности в педагогическом коллективе», а также о том, что в МОУ «Лицей г. Черемхово» созданы условия повышения профессионального мастерства и творчества педагогов; а на вопросы 37, 42 – педагогический коллектив можно считать командой единомышленников, 8, 42 – лицей престижен для обучающихся и их родителей.
Тесная связь этики и педагогики способствует развитию обеих дисциплин. Использование в педагогике теоретических выводов этики и данных социальной психологии обогащает методы образования, создаёт предпосылки для научного подхода к решению стоящих перед учителем и воспитателем практических задач.