Что такое этикетные слова
Что такое этикетные слова
Автор: Кострюкова Евгения Анатольевна
Организация: ГБОУ школа №336 Невского района Санкт-Петербурга
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Цель: Дать понятие речевого этикета, познакомить обучающихся с этикетной лексикой, расширить их знания о речевых формах этикета
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.
2. Способствовать развитию умения уместного использования этикетных слов в речи; развивать умения анализировать свои поступки и поступки окружающих людей; расширить кругозор обучающихся.
3. Воспитывать любовь и уважение к богатству, красоте, правильности русской речи; совершенствовать коммуникативные умения обучающихся.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Формирование универсальных учебных действий
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
Оборудование урока
Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Ребята, сегодня на уроке мы будем работать с маршрутными листами, поэтому возьмите ручки, запишите свою фамилию, имя.
Учитель: Поэт Б. Пастернак написал такие строки:
Предполагаемый ответ: ( Язык не только бесценный дар, которым наделён человек, но и орудие человека).
Об этом мы будем говорить сегодня на уроке.
Предполагаемый ответ: (темы урока)
Учитель: Действительно. Тему урока вам предстоит определить самим.
Внимание на экран. Перед вами высказывание. Прочитаем его.
«Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения»
Предполагаемый ответ: (О правилах этикета)
А ситуация общения – это и есть речь.
Итак, тема нашего урока: « Речевой этикет. Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?»
2. Открытие новых знаний
Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях.
Само слово этикет пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». А в свое время это слово появилось на основе греческого ethos – обычай», «характер».
Учитель: Обратимся к толковому словарю и запишем, какое значение имеют понятие этикет
Задание 1. Запишите определения следующих понятий
Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.
— А какие этикетные слова вы знаете?
(называются этикетные слова). Дадим определение.
Этикетные слова – это слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, утешения, просьбы.
Задание 2. Прочитайте слова, распределите их по группам. По желанию дополните своими примерами.
Здравствуйте, сочувствую, приношу извинения, пожалуйста, до свидания, будьте добры, разрешите представиться, спасибо, не огорчайтесь.
Слова речевого этикета
Слова речевого этикета
О том, насколько дисциплинирован, образован, культурен, ответственен человек, можно судить по его речи. Этот признак дает представление о том, как человек относится к окружающим, к собственной персоне, к делам, которыми ему приходится заниматься. Важно помнить, что без проведения регулярной работы над собственной речью невозможно достичь взаимопонимания в общении с людьми. Только руководствуясь правилами речевого этикета, с которыми мы начинаем знакомиться еще в детстве, можно рассчитывать на грамотное и доверительное выстраивание взаимоотношений с людьми, а также чувствовать уверенность в обществе.
В обыденной жизни нам приходится очень много контактировать с людьми и обращаться к так называемым заготовкам, определенным формулам, которые более всего подходят в конкретных обстоятельствах. Эти формулы включают в себя слова речевого этикета , которые мы произносим на интуитивном уровне, не задумываясь. По мере взросления человек впитывает в себя культуру своей страны, правила, которые необходимо соблюдать в обществе. Словарный запас постоянно пополняется, в том числе и этикетными словами. Поэтому выбор подходящих выражений обычно не вызывает проблем у взрослых и образованных людей. Вежливые слова, характерные для той или иной формулы, будто сами просятся на язык. Главное – выбрать из великого многообразия этикетных слов наиболее подходящие. Сделать свою речь вежливой и правильной может каждый. Все просто – нельзя нарушать правила речевого этикета ; слова вежливости, которые являются самыми популярными и общеизвестными, а также позволяют проявить свою воспитанность, представлены ниже.
Речевой этикет – слова приветствия, прощания, извинения
Речевой этикет – слова приветствия
Самым распространенным и уместным в любой ситуации является традиционное «Здравствуй(те)!». Его не зря считают волшебным. Это слово-пожелание: дословно «здоровья тебе». Эзотерики, например, уверены, что частое употребление слова «Здравствуйте!» дарует здоровье не только человеку, которому оно адресовано, но и тому, кто его произносит.
Вторыми по популярности считаются слова-пожелания доброго времени суток, пришедшие в нашу речь с Запада («Доброе утро!/Добрый день (вечер)!»). Удивительная закономерность прослеживается, когда произносятся эти слова: люди, услышав «добрый», сами становятся чуточку добрее.
Слово «Привет!», этимология которого до конца так и не изучена, а также его производные («Приветствую вас!») употребляются во время приветствия знакомого человека (с кем говорящий состоит в дружеских отношениях). Принято считать, что произошло оно от древнерусского слова «привечать» (принимать, встречать), которое, в свою очередь, имеет общие корни со старославянским «ведать» (знать). Иными словами, человек, произносящий «Привет!», дает понять собеседнику, что он его заметил и знает.
Неожиданная встреча между приятелями может сопровождаться не только произношением стандартных приветственных слов. Допустимо употреблять такие выражения, как «Какие люди!», «Сколько лет…», «Какими судьбами?». Выбор слов приветствия огромен. Какие слова нужно использовать в тот или иной момент, зависит от обстоятельств, возраста адресата, его статуса, отношения к оппоненту и прочих нюансов.
Речевой этикет – слова просьбы и благодарности
Вежливость нужно стараться проявлять не только в момент выражения просьбы. Важно уметь правильно благодарить людей. Достигается это за счет употребления специальных слов благодарности. Самым распространенным и уместным в любой ситуации является «Спасибо!». Второе место принадлежит слову «Благодарю!». В русском языке просто огромен ассортимент благодарственных формул, которые предлагают правила речевого этикета, слова благодарности при этом принято произносить вместе с дополнительными положительными сочетаниями: «Спасибо!» + «Очень приятно!/Вы так добры!/Я тронут!». Произносить их рекомендуется с искренностью, чтобы придать словам определенную ценность. Через слова благодарности можно показать свое отношение к человеку и отметить важность того, что он сделал и пр.
Речевой этикет – слова извинения и прощания
Ситуации, связанные с причинением мелких неприятностей, тоже заставляют нас действовать, руководствуясь правилами этикета. Умение просить прощение – искусство. Можно ограничиться культурным «Извините!/Простите!», а можно использовать дополнительные сочетания, например, употребляя вежливое «Пожалуйста!». Не все знают, но отвечать на извинения (если, например, посторонний человек нечаянно наступил вам на ногу) фразами «Ничего страшного» или «Не нужно приносить извинения» неэтикетно. В этом случае используется исключительно «Пожалуйста». Нередко слово «Извините» выбирается людьми в качестве «прелюдии» к тому, чтобы чем-то поинтересоваться у окружающих (спросить дорогу, узнать номер дома). Также важно помнить, что слово «Простите» и его производные в случае, если необходимо побеспокоить человека (поздним звонком домой, вопросом о том, как пройти куда-то), употреблять нельзя. Используется только «Извините», ведь человек не кается за что-то, а лишь признает вину (нарушил покой оппонента, сделав звонок в поздний час; отвлек прохожего, задав вопрос). Слово же «прости» является производным от «просто» и обычно произносится в качестве просьбы, делающей акцент на то, чтобы не усложнять между оппонентами отношения из-за какого-либо проступка. Проще говоря, в первом случае («извини») есть признание вины, во втором («прости») – признание и покаяние. Как правило, во время проигрывания этикетных ситуаций люди часто путаются и используют эти слова не по назначению.
И лишь после этих вежливых фраз можно прерывать коммуникативный контакт. В противном случае собеседник может обидеться на резкое прерывание разговора и даже посчитать оппонента некультурным. Часто в конце диалога собеседники обмениваются репликами, в которых:
Суть всех этих слов – оказать знаки внимания собеседнику, проявить максимальную вежливость и доброжелательность.
Этикет общения – целая Вселенная, которая предоставляет людям широкий выбор выражения мысли. Использование тех или иных слов дает возможность нам говорить доходчиво и ясно, красноречиво и лаконично, просто и интересно. Грамотно подобранные слова речевого этикета помогают «достучаться» до сердец людей, указать на их ошибки, подчеркнуть достоинства. Главными критериями, определяющими выбор нужных слов, являются эффективность речи и ее уместность в конкретной ситуации. И не стоит забывать, что слово тоже обладает силой, как и любое человеческое действие. Им можно ранить и пожалеть, поддержать и упрекнуть. Но, как гласит известная цитата, в любой ситуации главное – оставаться человеком!
Употребление в речи этикетных слов
Средства обучения: мультимедийный проектор, ПК.
Сказка С.Маршака “Двенадцать месяцев”, этимологический словарь.
I. Организационный момент. Вступительное слово, сообщение цели, задач.
II. У. В русском языке есть особая группа слов, которые помогают установить доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными.
– Приветствия (добрый день, привет, здравствуй);
– прощания (всего доброго, желаю удачи, до свидания);
– просьбы (будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас);
– благодарности (спасибо, благодарю вас);
– извинения (извините, не сердитесь).
Происхождение слова ЭТИКЕТ от фр. Etiguette “ярлык на чем– либо”, “этикетка” – правила поведения.
У. Чем чаще, к месту и искренне употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие!
У. Ребята, этикетные слова родились не сегодня, а пришли к нам из древности. Может кто – то знает, как образовались эти слов?
Здравствуйте – желание здоровья.
Спасибо – спаси бог.
Благодарю – благо дарю.
Пожалуйста – пожалей меня.
Извините – изгнание вины, из – древнерусский предлог.
III. У. Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы и разъясните стоящие за ними правила речевого поведения.
Сформулируйте и запишите правила речевого поведения, выраженные в пословицах.
Вывод: Сначала подумай, а потом говори; умей слушать.
У. В самом деле, чтобы возникла речь, должен появиться кто – говорящий. Он говорит кому, – рассчитывая на адресата. Должна быть и тема беседы – о чём. Речевое общение происходит в пространстве и времени – где, когда. Наконец, должен быть мотив речевого действия – почему и цель – зачем.
Этикетные слова используются в зависимости от того, как мы отвечаем на все эти вопросы. Одного мы поприветствуем словом привет, другого – здравствуй. К кому – то обратимся – Здравствуйте! В русском языке есть ещё немало слов, которые подходят для этой цели: Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так рад вам! Доброе утро! Добрый вечер! Привет! Лёгок на помине! Приветствую вас! Моё почтение! Салют! Доброго здоровьица! Здравия желаю!
Речевую ситуацию можно представить в виде схемы – рисунка:
Кто? – Кому? – О чем? – Где? – Когда? – Почему? – Зачем?
IV. У. Язык и литература. Найдите этикетные слова в сказке С. Я. Маршака “Двенадцать месяцев”
– Кто их произносит?
– Как они характеризуют этого героя?
V. Физкультминутка. Необычная зарядка русского языка.
У. Я называю слово, а вы определяете, какая это часть речи.
Существительное – влево.
Прилагательное – вправо.
Глагол – вперед.
Существительное – левая рука вверх.
Прилагательное – правая рука вверх.
Глагол – вперед обе руки.
Доктор: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же не здороваетесь, молодой человек?
Доктор: На что вы жалуетесь?
Вася: Прихворнул я, что – то горло дерет, бащка болит.
Доктор: Температуру измеряли?
Вася: Да я градусник вчера кокнул!
Доктор: А как же лечились вчера, например?
Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Доктор: Да. Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас болен язык. Его срочно нужно лечить.
У. Какие слова, по – вашему, совершенно неуместны в данной речевой ситуации? Объясните почему? Какими синонимами их лучше заменить?
Какое чувство вызывает у вас речь мальчика?
VII. У. Этикетные слова есть, конечно, в каждом языке. Расскажите, какие этикетные слова и выражения используются в том языке, который вы изучаете в школе. В какой речевой ситуации они применяются?
Немецкий – Гутен так – Ауфидерзейн
Англ. – Хай! Хеллоу! – Гуд! Бай!
Французский – Бон Жур! – Аревуар!
Итальянский – Чао! – Арнведерче!
Японский – Конитева! – Саё пара!
VIII. Разыграйте сценку “В автобусе”. Проследите, умеете ли вы и ваши одноклассники пользоваться этикетными словами для выражения просьбы.
IX. Вспомните, какие этикетные слова вы используете в речевой ситуации приветствия,, обращаясь ко взрослым (родителям, учителям, соседям).
По рядам:
I ряд – родителям,
II ряд – учителям,
III ряд – соседям.
Запишите эти слова, продумайте, чем объясняется выбор каждого из них.
X. Есть еще и неречевой этикет. Между речевым и неречевым этикетом существует прямая связь. Речь в таких случаях может сопровождаться соответствующими жестами.
Так, естественно, если человек, который встретил друга после долгой разлуки, скажет: “Здравствуй, дорогой!” – распахнет руки, чтобы обняться.
Нередко жесты заменяют словесные формулы. Например, здороваясь, двое молодых мужчин молча пожимают руки друг другу руки. Или двое пожилых, проходя мимо друг друга, кланяются и приподнимают шляпы.
– Провожая подругу, которая побежала к автобусу и вошла в него, девушка помахала ей рукой.
XI. Стихотворение французского поэта Робера Десноса.
Я – черепаха,
Поэтому ясно.
Что я и умна,
И собою прекрасна.
А то, что. как ласточка,
Я не крылата.
Так в этом не я,
А судьба виновата.
Но быть недовольной
Своею судьбой
Не значит ведь быть
Недовольной собой.
У. В одном предложении сформулируйте ответ на вопрос: О чем рассуждает черепаха? “Она хвалит себя, она довольна собой. Может быть, нам нужно себе говорить: “Молодец!”
(Нужно всегда сохранять присутствие духа, не отчаиваться, подбадривать себя.)
Этикетные слова есть смысл жизни. Чем больше мы говорим хорошего, тем лучше и для нас.
Слова речевого этикета
Слова речевого этикета
О том, насколько дисциплинирован, образован, культурен, ответственен человек, можно судить по его речи. Этот признак дает представление о том, как человек относится к окружающим, к собственной персоне, к делам, которыми ему приходится заниматься. Важно помнить, что без проведения регулярной работы над собственной речью невозможно достичь взаимопонимания в общении с людьми. Только руководствуясь правилами речевого этикета, с которыми мы начинаем знакомиться еще в детстве, можно рассчитывать на грамотное и доверительное выстраивание взаимоотношений с людьми, а также чувствовать уверенность в обществе.
В обыденной жизни нам приходится очень много контактировать с людьми и обращаться к так называемым заготовкам, определенным формулам, которые более всего подходят в конкретных обстоятельствах. Эти формулы включают в себя слова речевого этикета , которые мы произносим на интуитивном уровне, не задумываясь. По мере взросления человек впитывает в себя культуру своей страны, правила, которые необходимо соблюдать в обществе. Словарный запас постоянно пополняется, в том числе и этикетными словами. Поэтому выбор подходящих выражений обычно не вызывает проблем у взрослых и образованных людей. Вежливые слова, характерные для той или иной формулы, будто сами просятся на язык. Главное – выбрать из великого многообразия этикетных слов наиболее подходящие. Сделать свою речь вежливой и правильной может каждый. Все просто – нельзя нарушать правила речевого этикета ; слова вежливости, которые являются самыми популярными и общеизвестными, а также позволяют проявить свою воспитанность, представлены ниже.
Речевой этикет – слова приветствия, прощания, извинения
Речевой этикет – слова приветствия
Самым распространенным и уместным в любой ситуации является традиционное «Здравствуй(те)!». Его не зря считают волшебным. Это слово-пожелание: дословно «здоровья тебе». Эзотерики, например, уверены, что частое употребление слова «Здравствуйте!» дарует здоровье не только человеку, которому оно адресовано, но и тому, кто его произносит.
Вторыми по популярности считаются слова-пожелания доброго времени суток, пришедшие в нашу речь с Запада («Доброе утро!/Добрый день (вечер)!»). Удивительная закономерность прослеживается, когда произносятся эти слова: люди, услышав «добрый», сами становятся чуточку добрее.
Слово «Привет!», этимология которого до конца так и не изучена, а также его производные («Приветствую вас!») употребляются во время приветствия знакомого человека (с кем говорящий состоит в дружеских отношениях). Принято считать, что произошло оно от древнерусского слова «привечать» (принимать, встречать), которое, в свою очередь, имеет общие корни со старославянским «ведать» (знать). Иными словами, человек, произносящий «Привет!», дает понять собеседнику, что он его заметил и знает.
Неожиданная встреча между приятелями может сопровождаться не только произношением стандартных приветственных слов. Допустимо употреблять такие выражения, как «Какие люди!», «Сколько лет…», «Какими судьбами?». Выбор слов приветствия огромен. Какие слова нужно использовать в тот или иной момент, зависит от обстоятельств, возраста адресата, его статуса, отношения к оппоненту и прочих нюансов.
Речевой этикет – слова просьбы и благодарности
Вежливость нужно стараться проявлять не только в момент выражения просьбы. Важно уметь правильно благодарить людей. Достигается это за счет употребления специальных слов благодарности. Самым распространенным и уместным в любой ситуации является «Спасибо!». Второе место принадлежит слову «Благодарю!». В русском языке просто огромен ассортимент благодарственных формул, которые предлагают правила речевого этикета, слова благодарности при этом принято произносить вместе с дополнительными положительными сочетаниями: «Спасибо!» + «Очень приятно!/Вы так добры!/Я тронут!». Произносить их рекомендуется с искренностью, чтобы придать словам определенную ценность. Через слова благодарности можно показать свое отношение к человеку и отметить важность того, что он сделал и пр.
Речевой этикет – слова извинения и прощания
Ситуации, связанные с причинением мелких неприятностей, тоже заставляют нас действовать, руководствуясь правилами этикета. Умение просить прощение – искусство. Можно ограничиться культурным «Извините!/Простите!», а можно использовать дополнительные сочетания, например, употребляя вежливое «Пожалуйста!». Не все знают, но отвечать на извинения (если, например, посторонний человек нечаянно наступил вам на ногу) фразами «Ничего страшного» или «Не нужно приносить извинения» неэтикетно. В этом случае используется исключительно «Пожалуйста». Нередко слово «Извините» выбирается людьми в качестве «прелюдии» к тому, чтобы чем-то поинтересоваться у окружающих (спросить дорогу, узнать номер дома). Также важно помнить, что слово «Простите» и его производные в случае, если необходимо побеспокоить человека (поздним звонком домой, вопросом о том, как пройти куда-то), употреблять нельзя. Используется только «Извините», ведь человек не кается за что-то, а лишь признает вину (нарушил покой оппонента, сделав звонок в поздний час; отвлек прохожего, задав вопрос). Слово же «прости» является производным от «просто» и обычно произносится в качестве просьбы, делающей акцент на то, чтобы не усложнять между оппонентами отношения из-за какого-либо проступка. Проще говоря, в первом случае («извини») есть признание вины, во втором («прости») – признание и покаяние. Как правило, во время проигрывания этикетных ситуаций люди часто путаются и используют эти слова не по назначению.
И лишь после этих вежливых фраз можно прерывать коммуникативный контакт. В противном случае собеседник может обидеться на резкое прерывание разговора и даже посчитать оппонента некультурным. Часто в конце диалога собеседники обмениваются репликами, в которых:
Суть всех этих слов – оказать знаки внимания собеседнику, проявить максимальную вежливость и доброжелательность.
Этикет общения – целая Вселенная, которая предоставляет людям широкий выбор выражения мысли. Использование тех или иных слов дает возможность нам говорить доходчиво и ясно, красноречиво и лаконично, просто и интересно. Грамотно подобранные слова речевого этикета помогают «достучаться» до сердец людей, указать на их ошибки, подчеркнуть достоинства. Главными критериями, определяющими выбор нужных слов, являются эффективность речи и ее уместность в конкретной ситуации. И не стоит забывать, что слово тоже обладает силой, как и любое человеческое действие. Им можно ранить и пожалеть, поддержать и упрекнуть. Но, как гласит известная цитата, в любой ситуации главное – оставаться человеком!
Что такое этикетные слова
Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.
Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.
Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, какформулы речевого этикета.
Формулы речевого этикета
Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.
Начало разговора и его завершение
Форма приветствия | Пример |
---|---|
Пожелание здоровья | Здравствуйте! |
Указание на время встречи | Добрый день! |
Эмоциональные пожелания | Очень рад! |
Уважительная форма | Моё почтение! |
Специфическая форма | Здравия желаю! |
В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).
Основная часть разговора
Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.
Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.
Приглашение | Поздравление |
---|---|
Позвольте вас пригласить | Разрешите вас поздравить |
Приходите, будем рады | Примите наши поздравления |
Приглашаю вас | От имени коллектива поздравляем |
Могу ли я пригласить вас | От всей души поздравляю |
Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом.
Соболезнование | Сочувствие, утешение |
---|---|
Позвольте выразить глубокие соболезнования | Искренне сочувствую |
Приношу вам искренние соболезнования | Как я вас понимаю |
Я вам сердечно соболезную | Не падайте духом |
Скорблю вместе с вами | Все будет в порядке |
Разделяю ваше горе | Вам не стоит так волноваться |
Какое нечсастье постигло вас! | Вам надо держать себя в руках |
В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.
Согласие | Отказ |
---|---|
Сейчас будет сделано | Я не в силах помочь вам |
Пожалуйста, не возражаю | Я не могу выполнить вашу просьбу |
Готов вас выслушать | Сейчас это невозможно |
Поступайте, как сочтёте нужным | Я вынужден отказать вам |
За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.
Благодарность | Комплимент |
---|---|
Позвольте выразить благодарность | Вы прекрасно выглядите |
Фирма выражает благодарность сотрудникам | Вы так сообразительны |
Я вам очень благодарен за. | Вы прекрасный собеседник |
Большое вам спасибо | Вы отличный организатор |
Ситуации речевого этикета
Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:
Место общения. Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть: деловое совещание, светский ужин, театр, молодёжная вечеринка, уборная и др.
Точно также, в зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения, мы применяем разные разговорные приёмы. Темой для разговора могут стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким, или к развёрнутой беседе. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом.