Что такое хроматизм в музыке
Что такое хроматизм в музыке
Повышение или понижение основной ступени диатонического лада (см. словарь) называется хроматизмом. Новая ступень, образованная таким образом, является производной и своего названия не имеет. В силу вышесказанного, новая ступень обозначается как основная со знаком альтерации (см. статью).
Сразу поясним сказанное. Например, пусть у нас основной ступенью является нота «до». Тогда в результате хроматического изменения мы получим:
Знаки альтерации, хроматически изменяющие основные ступени лада, являются случайными знаками (см. словарь). Это значит, что они не ставятся при ключе, а пишутся перед той нотой, к которой относятся. Однако напомним, что действие случайного знака альтерации распространяется на весь такт (если знак «бекар» не отменит его действие раньше, как на рисунке):
Рисунок 1. Пример случайного знака альтерации
Знаки альтерации в рассматриваемом случае не указываются при ключе, а указываются перед нотой, когда она встречается.
Например, рассмотрим гармонический до-мажор. У него понижена VI ступень (нота «ля» понижена до «ля-бемоля»). В результате всякий раз, когда встречается нота «ля», перед ней указывается знак бемоля, но в ключе ля-бемоль не указывается. Можно сказать, что хроматизм в данном случае является постоянным (что свойственно самостоятельным видам лада).
Хроматизм может быть как постоянным, так и временным.
Альтерация
Хроматическое изменение неустойчивых звуков (см. статью), в результате чего усиливается их тяготение к устойчивым звукам, называют альтерацией. Это значит следующее:
В мажоре может быть:
В миноре может быть:
Хроматически изменив звук, автоматически меняются и интервалы, присутствующие в ладе. Наиболее часто появляются уменьшенные терции, которые разрешаются в чистую приму, а также увеличенные сексты, которые разрешаются в чистую октаву.
Итоги
Вы познакомились с важными понятиями хроматизм и альтерация. Эти знания понадобятся вам как при чтении нот, так и при сочинении собственной музыки.
Понятия альтерация и хроматизм и их функции в музыке
Приветствую всех читателей нашего сайта! Сегодня мы продолжим цикл статей про теорию музыки. На мой взгляд, изучать теорию необходимо каждому, кто учится играть на каком-то музыкальном инструменте (в том числе и на гитаре), даже если человек собирается осваивать только начальный уровень игры. Итак, давайте же перейдём к изучению таких понятий, как альтерация и хроматизм.
Музыкальные термины хроматизм и альтерация тесно связаны с повышением и понижением основных ступеней лада.
Альтерация в музыке
Альтерация в теории музыки — изменение высоты ступени ладового звукоряда на полтона или тон, при этом название этой ступени сохраняется с добавлением знака альтерации. Интервал или аккорд, в состав которых входят альтерированные звуки, также становятся альтерированными. С помощью альтерации появляется возможность от любой ступени звукоряда построить лад, вследствие чего возникают разные мажорные и минорные тональности.
С помощью знаков альтерации в нотном письме можно обозначить виды альтерации (всего их 5): на полутоновое повышение звука указывает знак диез, на полутоновое понижение — знак бемоль, дубль-диез (двойной диез) говорит о повышении на тон, дубль-бемоль (двойной бемоль) — о понижении на тон. Бекар отменяет ранее указанные для определенной ноты знаки альтерации.
Случайные знаки альтерации в музыке всегда находятся слева от альтерируемой ноты и действуют только на протяжении такта. Стоящие при ключе знаки альтерации относятся к тональности и действуют на протяжении всего произведения (при отсутствии знаков отмены).
Альтерация в музыке создает атмосферу эмоционального накала, драматизма, конфликта, напряжения. Проникнуться подобной атмосферой, созданной альтерацией, можно, прослушав Фугу cis moll Баха, 5-ю Симфонию Шостаковича, Фантазию c moll Моцарта.
Хроматизм в музыке
Хроматизм в музыке — это введение в тональность звуков, не входящих в ее диатонический ряд, путем изменения ступеней тональности на полутон. Название «хроматизм» произошло от греческого слова «хрома», которым пользовались для обозначения трех понятий: цвет, краска, эмоции. Музыканты прошедших столетий представляли диатонические ступени звукоряда как цвета радуги, а полутоновые изменения — как их оттенки.
Вспомогательный хроматизм заключается в появлении после основной ступени тональности измененного на полутон звука, который сразу же возвращается в эту ступень. Вспомогательный звук возвращается в ту же ноту, из которой вышел, при этом не оказывает значительного влияния на мелодию. Пример вспомогательного хроматизма: фа — соль бемоль — фа.
Проходящий хроматизм представляет собой переход от одной диатонической ступени к другой через хроматический звук. Примером здесь может быть: фа — фа диез — соль. Проходящий хроматизм участвует в движении мелодии.
В этюде Шопена a-moll op. 10 N2 можно наблюдать мелодический хроматизм при диатонических аккордах. Мелодическая линия романса «Ночь» Рубинштейна содержит хроматизмы восходящего тяготения. Бетховен в 32-й сонате для фортепиано (2-я часть, в начале 1-й вариации) использует хроматизм, направленный от звуков тонического трезвучия, уводящий в другую тональность. Хроматизм широко использовал в своих произведениях Вагнер, например, в опере «Тристан и Изольда».
Хроматической называется гамма, движение в которой осуществляется только полутонами. Хроматическая гамма создается заполнением больших секунд полутонами, звукоряды натурального мажора и минора составляют ее основу.
В целом считается, что в зависимости от темпа хроматизм преследует различные цели в музыке: при медленном темпе добавляет эмоциональные интонации, а при быстром играет звукоизобразительную роль.
В гармонии под альтерацией подразумевается хроматическое изменение неустойчивых ступеней лада, усиливающее их тяготение к устойчивым ступеням. Альтерация считается частным случаем хроматизма, так как альтерируются только неустойчивые ступени, а ступени тонического трезвучия остаются неизменны.
При применении альтерации ладовые тяготения аккордовых и мелодических звуков усиливаются, возникает свежее, нехарактерное звучание, ярче проявляется гармонический колорит. К альтерации часто обращаются при модуляции.
Хроматизм
Настойчиво, даже неотвязно выводят струнные «ползущую» мелодию, напоминающую жужжание насекомого… «Полет шмеля» – под таким названием известен этот оркестровый номер из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Нарисовать столь красочную музыкальную «картину» композитору помогло музыкальное явление, именуемое «хроматизмом». Название это в переводе с греческого языка как раз и означает – «красочный». В самом общем виде этот термин обозначает введение в лад звуков, которые обычно в нем отсутствуют (при этом возникает движение по полутонам и другие необычные интонации, вносящие дополнительные «краски»). Однако слово «хроматизм» в музыковедении применяется к двум интервальным системам, отличающихся друг от друга и по своей сути, и по времени возникновения.
Одна из этих систем по-иному называется «хрома», и существовала она в древнегреческой музыке. Так назывался один из основных родов тетрахорда – таковых греки насчитывали три: диатон, энармония и хрома. Последние два противопоставлялись первому по важному признаку: два меньших интервала в сумме охватывали расстояние, которое по величине уступало большему интервалу. Особенностью хромы, отличающей ее от энармонии, было наличие полутонов в качестве меньших интервалов. В результате возникало некое подобие современных звукорядов с увеличенными секундами, но нас сейчас интересуют в первую очередь полутона. Древним грекам, по-видимому, такое звучание казалось красочным, потому они и назвали его «хромой», однако со времени отношение к нему менялось. Если в античности в нем усматривали изящество и нежность, то в христианскую эпоху оно уже казалось изнеженным (богослов Климент Александрийский, живший на рубеже II-III вв., например, считал, что подобная «изнеженность» мелодий не соответствует эстетическим требованиям).
Если же говорить о хроматизме в современном понимании, то нам придется рассматривать его в связи с другим понятием – диатоникой. Это семизвуковая система, составляющие которую звуки можно расположить по чистым квинтам. Диатоника и хроматизм – явления противоположные, но сущность каждого из них раскрывается в сопоставлении с другим (здесь действует известный философский принцип «единства и борьбы противоположностей»). Диатоника в сравнении с хроматизмом представляется ясной и благородно простой, хроматизм же «расцвечивает» ее. В изначальный диатонический ряд встраивается второй – сам по себе тоже диатонический – и в совокупности они образуют звукоряд иного рода, в котором звуки располагаются по полутонам.
Любое повышение или понижение диатонических ступеней на полтона называют хроматизмом. Хроматический звук может «заполнить» тон между двумя соседними диатоническими ступенями, образовав полутоновое движение (восходящее или нисходящее) – такой хроматизм называется проходящим. Другой вариант – вспомогательный хроматизм: прежде, чем повторить диатонический звук, мы захватываем его хроматического «соседа», расположенного на полтона ниже или выше. Оба варианта относятся к категории внутриладового (внутритонального) хроматизма, но встречается и другой хроматизм – модуляционный. В этом случае в мелодии или аккордах появляются звуки, относящиеся к звукоряду иной тональности, в которую совершается переход (модуляция).
Для чего нужен хроматизм в музыке? Его выразительные возможности многообразны. Он бывает и томным, и зловещим, может внести ощущение драматизма (особенно любят композиторы таким способом драматизировать при развитии мелодию, которая изначально была диатонической).
Говоря о хроматизме, обычно имеют в виду полутоновые соотношения звуков. Но, как физика перешла от атомов к протонам, нейтронам и электронам, так и музыкальное искусство в ХХ столетии сделало шаг в сторону микрохроматики – системы, в рамках которой существуют интервалы меньше полутона. В сущности, новое оказалось хорошо забытым старым: это явление существовало еще в древнегреческой музыке, но в эллинистический период о нем упоминали чисто теоретически. Микрохроматику использовали некоторые музыканты эпохи Возрождения, однако это не вышло за пределы единичных экспериментов.
Подлинный интерес к микрохроматике возник в ХХ столетии, причем не всегда он происходил от предельно утонченных исканий. Например, чешский композитор Алоис Хаба замечал интервалы, отличные от «нормальных», в народном пении и игре на национальных инструментах, которые он слышал в родном чешском поселке. Опера «Мать», созданная им в 1931 г., является полностью четвертитоновой. Отдали дань микрохроматике и отечественные композиторы – например, Арсений Михайлович Авраамов даже создал для исполнения такой музыки новый инструмент, смычковый полихорд (по конструкции этот инструмент напоминал рояль, но звук в нем извлекался не молоточком, а механическим смычком). Примечательно, что Авраамов тоже апеллировал к фольклорной музыкальной традиции – он был убежден, что на таком инструменте «впервые прозвучит неискаженно народная песня Востока и Севера». Микрохроматику использовали Артур Сергеевич Лурье, Николай Борисович Обухов, Иван Александрович Вышнеградский. В 1950 г. советский инженер Евгений Александрович Мурзин создал электронный синтезатор АНС, позволивший выделить в пределах октавы семьдесят два микроинтервала. С этим необычным инструментом работали София Асгатовна Губайдулина, Альфред Гарриевич Шнитке и другие композиторы.
Теория музыки. Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма
1)Любые консультации по музыкальной журналистике (колледж-консерватория (академия)), по современной музыке (колледж-консерватория (академия), по истории музыки (консерватория (академия)), по музыкальной литературе (колледж) по скайпу. Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru
2)Помощь в написании курсовых, дипломных и кандидатских работ по музыковедению по скайпу. Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru
3)Консультации по музыкальной грамоте (сольфеджио) для родителей и детей (в скайпе). Скайп kramsi651. Почта mbl-205@mail.ru
Альтерация позволяет строить какой-либо лад от любой ступени звукоряда, в связи с чем образуются различные мажорные и минорные тональности. Знаки альтерации, относящиеся к определенной тональности, ставятся при ключе и называются ключевыми (действительны для всех видов октав до конца произведения или до перемены знаков).
Хроматизм бывает двух видов: ладовый и модуляционный. Ладовый хроматизм действует в условиях одной ладовой системы и выполняет двоякую роль: 1) обостряет тяготения неустоев в устои, 2) образует новые тяготения. В обоих случаях хроматизм приводит к образованию новых вводных тонов.
Модуляционный хроматизм приводит к изменению тональности.
Различие между ладовым и модуляционным хроматизмом не всегда можно выяснить по одной мелодии.
Известно, что полутоновые сопряжения звуков в интонационном смысле всегда звучат острее целотоновых, поэтому использование хроматических явлений как в мелодическом, так и в гармоническом планах, как правило, способствует не только большей «вязкости» фактуры, но и значительному повышению напряженности общего звучания музыки.
Хроматические изменения в звукоряде приводят к изменению интервально-аккордового состава лада. Интервалы и аккорды, в составе которых имеются измененные ступени, называются альтерированными. В них образуются более сильные и яркие тяготения.
Теория музыки. Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Хроматизм. Альтерация
Хроматизм
Хроматизм (от др.- греч. χρωμα — цвет, краска) — полутоновое изменение (повышение или понижение) звука, а также движение по полутонам.
Понятие хроматизма предполагает расширение диатоники как основы за счет полутонового изменения (“расцвечивания”) основных ступеней.
Для повышения или понижения ступеней основного звукоряда без изменения их названия используются знаки альтерации:
диез # — повышение на полутон;
бемоль ♭ — понижение на полутон;
дубль-диез x — повышение на тон;
дубль-бемоль ♭♭ — понижение на тон.
бекар ♮ — отказ от альтерации
Знаки альтерации, стоящие в начале нотной строки (при ключе) называются ключевыми. Они действуют на протяжении всего произведения либо его части, раздела во всех голосах и октавах.
Знаки альтерации перед нотой называются случайными. Каждый случайный знак альтерации действителен лишь в пределах одного такта, в одном голосе, в одной октаве.
Мадригал “Moro lasso al mio duolo” К. Джезуальдо (ок. 1550 – 1613):
Xроматизмы подразделяют на мелодические (в мелодии) и аккордовые (в гармонии).
Хроматизм, который разрешается малосекундовым движением вверх или вниз, подобно водному тону, называют вводнотоновым. Вводный тон (от нем. leitton, “ведущий” тон) — неустойчивая ступень звукоряда, расположенная полутоном выше или ниже соседней ступени.
Альтерация
Первоначально понятие альтерации (от позднелат. alteratio — изменение) возникло в связи с двояким начертанием звука В (си-бемоль), встречавшимся уже в X в. Круглым знаком обозначалась нота более низкая (или «мягкая», франц.— mol, отсюда термин бемоль); прямоугольным — более высокая («квадратная», франц. саrre, отсюда бекар); знак долгое время (до конца 17 в.) был равнозначным вариантом бекара.
В современной музыке в связи с тенденцией к хроматизации тональной системы выставление ключевых знаков альтерации часто теряет смысл (их тотчас же приходится отменять).
В додекафонной музыке знаки альтерации обычно ставятся перед каждой альтерируемой нотой, а двойные знаки не применяются.
В учении о гармонии альтерация (или альтерационный хроматизм) обычно понимается как хроматическое видоизменение основных неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам тонического трезвучия. Например:
Модуляционный хроматизм ведет к смене тональности – модуляции.
В другой трактовке под альтерацией понимается вообще всякое хроматическое видоизменение диатонического аккорда независимо от того, направлен ли хроматический ход к звукам тоники или нет (X. Риман, Г. Шенкер, А. Шёнберг, Г. Эрпф). Например, в C-dur, c-e-ges – альтерация трезвучия I ступени, a-cis-e – трезвучия VI ступени.