Что такое художественное чтение стихотворения
Искусство чтеца для поэтов
Я с недавних пор часто слушаю поэтов, выступающих со своими стихами, или читающих стихи знаменитых предшественников, любимых авторов.
Иногда это интересно и оригинально, а иногда — совершенно невыносимо. И как же редко бывает, чтобы все совпало: и сами стихи и их подача выступающим.
Бывает, конечно, и вполне профессиональное чтение, то есть такое исполнение, когда забываешь, что это озвучивают текст. Когда каждое слово, каждая мысль, произнесенные вслух, находят отклик у слушающих. Но для этого нужно много работать именно над художественным словом, а это и наличие определенных способностей(дикция, тембр и сила голоса) и кропотливая работа над текстом. Может быть, поэту, читающему свои произведения это и не нужно?
Недавно слушала вроде профессионала. Молодой парень читал с листа незнакомые ему стихи перед подготовленной аудиторией. Слушатели увидели и услышали чтеца с прекрасной дикцией, актерской внешностью, приятным тембром голоса, способного к перевоплощению. Но сами великолепные стихи почти пропали от старания чтеца показать свои актерские возможности. А нужно было просто ненавязчиво озвучить предложенное, соблюдая знаки препинания, начало и конец строки, строф. И лишь чуть-чуть дать себе — любимому возможность отойти от обыденной речи, все-таки стихи.Чтобы уже слушатели сами воссоздавали в своем мозгу то, что написано автором произведения. Чтобы было так, будто вся аудитория просто читает глазами новый для себя текст.
Потом выступала молодая поэтесса. Энергичная, с высоким красивым голосом, она сначала захватила внимание. Но заунывность и навязчивые повторы интонации « в стиле Беллы Ахмадулиной», повышенная громкость, быстро надоели. Что не позволило даже вообще задуматься о содержании стихов. Осталось впечатление лишь о бьющей по ушам силе звука и форме подачи, не самой приятной.
Три способа чтения стихов с эстрады:
Главная ошибка — заунывность и подвывание. Или оглушающая громкость звучания.
2. Чтецкое (декламатарское).
Размеренное ритмичное проговаривание по строкам, с точным учетом всех знаков препинания и выделением последнего слова. Но при этом декламатор знает о чем говорит и видит все, о чем сказал поэт, а значит, мысленно «передает картинку» слушателям. И не только картинку, но и авторское настроение. Чтец на первый план ставит произведение, с которым хочет познакомить слушателей. Он относится к нему бережно, раскрывает постепенно, хотя знает о читаемом произведении почти все возможное. Чтец отделен от того, что читает, он рассказывает о том, что пережил и почувствовал автор, когда писал.
Главная ошибка декламации. Конечно, декламатор знает неизмеримо больше о читаемом произведении, чем неискушенный слушатель. Но профессиональный чтец стоит между автором и слушателем, а потому нарушает прямой контакт между произведением и чувствами зрителей. Восприятие слушающих искажается под воздействием представлений декламатора. Ведь если бы слушающий просто читал с листа, у него возникли бы совершенно иные, собственные душевные отклики, образы и мысли.
Как правило, актер играет здесь и сейчас. Он, читая чужой текст, перевоплощается в литературного героя, от лица которого написано произведение. Но актерская индивидуальность такова, что в отличие от декламатора, чтец-актер будет говорить со слушателями от своего собственного лица. А оно, это самое лицо, будет наверняка не тем, что задумывал поэт. То есть, основные мысли останутся те же, но актер так их оживит и раскрасит, чтобы возбудить интерес у публики, в том числе, к собственной персоне, что слушающие могут вообще забыть о начальных замыслах автора литературного произведения.
Заканчивая свои изыскания, думаю, поэтам следует в первую очередь использовать для выступлений первый, иногда второй способ и в очень редких случаях третий.
Художественное чтение
Полезное
Смотреть что такое «Художественное чтение» в других словарях:
Художественное чтение — Художественное чтение публичное исполнение литературных произведений. Художественное чтение жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем … Википедия
ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ, чтения, ср. 1. только ед. Действие по гл. читать во всех знач., кроме 6 и 8. Чтение про себя. Чтение вслух. Учиться чтению и письму. Художественное чтение. Выразительное чтение. Чтение по складам. Книга для чтения. «Рая до чтения была… … Толковый словарь Ушакова
Чтение — … Википедия
Художественное творчество( детей) — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Х.т. составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности.… … Педагогический терминологический словарь
ЧТЕНИЕ — совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации ‘здесь и сейчас’… … История Философии: Энциклопедия
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… … Российская педагогическая энциклопедия
ЧТЕНИЕ — совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации здесь и сейчас… … История Философии: Энциклопедия
Выразительное чтение — искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин В.ч. получил распространение в середине 19 в. и наравне с терминами декламация… … Педагогический терминологический словарь
Устное творчество — Художественное чтение публичное исполнение литературных произведений. Художественное чтение жанр эстрадного искусства. Устным творчеством поэтов импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме.… … Википедия
Что такое художественное чтение стихотворения
Техника речи и постановка дыхания
«Искусству пения, как и всякому другому искусству должно предшествовать известное механическое умение».
Обучение чтению стихов сродни обучению пению. Главный инструменты, как певца, так и чтеца – это голос и дыхание.
Декламируемое стихотворение, должно быть хорошо слышимо. Поэтому, чтецу, как и певцу необходим хорошо поставленный голос. Немало важно работать над дикцией – ясным и отчетливым произношением. Речь чтеца должна соответствовать нормам литературного языка – орфоэпии.
Работа над техникой чтения проводится по четырем основным направлениям: дыхание, голос, дикция, орфоэпия.
Поговорим о дыхании. С одной стороны, дыхание – это рефлекторный процесс. Мы не обращаем внимания на то, как мы дышим. Но с другой стороны, правильное дыхание необходимо не только при декламации, но и для общего состояния нашего здоровья.
В процессе дыхания участвуют различные группы мышц.
При поверхностном или верхнем дыхании, вдох и выдох происходит за счет сокращения верхних мышц грудной клетки. При таком дыхании задействованы только верхушки наших легких.
Грудное дыхание происходит за счет сокращения межреберных мышц. При таком дыхании, главная дыхательная мышца – диафрагма, остается малоподвижной.
Для декламации стихотворений, или произнесения проповеди, обычного физиологического дыхания недостаточно.
Необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле.
Упражнения для тренировки речевого дыхания:
упражнение 1(д). «Свеча» — тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.
Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2—3 раза.
Упражнение 2(д). «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!
Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2—3 раза.
Упражнение 3(д). «Погасить 3,4,5,6… 10 свечей». На одном вдохе (без добора) «погасите» 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. А объем вдоха все тот же! Теперь — 7 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. А теперь свечек 10 или 12. Объем воздуха все тот же. Порции выдыхаемого воздуха более экономные. Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Они ритмические, прерывистые и активные. Повторите 2—3 раза.
Источник: Университет Риторики и Ораторского искусства.
«Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить». Горгий
Что такое художественное чтение? Это публичное исполнение стихов, прозы, публицистики, отрывков из драматургии. К художественному чтению можно отнести и проповедь.
Я бы определила чтение вслух, как отдельный жанр искусства, наравне с музыкой или рисованием.
Художественное чтение известно с античных времен. Древняя Греция славилась декламацией поэтических произведений поэтами импровизаторами.
В древней Руси художественным чтением занимались сказочники, скоморохи. Но особую популярность публичное исполнение художественного слова приобрело в девятнадцатом веке. Широко известны авторские чтения тех времен. Очень хорошо читали стихи Пушкин, Гоголь, Островский, Есенин, Маяковский.
Основоположником профессионального художественного чтения в России, является Щепкин, организовавший литературные вечера. На знаменитых вечерах Щепкина, актеры декламировали стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко.
В более поздний, советский период, художественное чтение оформилось в самостоятельный эстрадный вид искусства. Хорошо известен с тех времен театр одного актера, основанный Яхонтовым.
К сожалению, в современных школах нет отдельного предмета по художественному чтению. Детей учат выразительно читать, на уроках литературы.
Но, почти в каждой школе проводятся конкурсы чтецов. Можно ли научиться декламировать стихи? С одной стороны, нужен дар декламатора, актера, оратора.
С другой стороны – даже имея дар, но, не упражняясь, не развиваясь, не достигнешь желаемого.
Вернемся к древней Греции. Какими методами пользовались древние греки, обучаясь декламации? Учитель произносил предложенный ученику текст, подчеркивая мелодичность и ритм, ученик же должен был повторить за учителем.
Но при обучении декламации, учитывалась не только мелодичность стихотворения и его ритмика, но и смысл. Чтец должен научиться, произнося слова, раскрывать их внутреннее содержание, используя интонацию. Вот, такая непростая задача.
Как, и какими методами достигается красота звучания декламируемого слова, мы рассмотрим в следующий раз.
С любовью к читателям. Поэтические странички.
Художественное Исполнение Стихов
1. В обыденной жизни большинство людей говорит выразительно. И этому имеются простое объяснение. В жизни мы говорим, практически не выбирая, не подыскивая слова. Слова приходят нам на ум сами, вызываемые из глубин нашей памяти импульсами нашей души, нашей воли, в зависимости от ситуации и необходимости что-то сказать. Слова в этих случаях — плод нашего спонтанного душевного импульса или нашей реакции на окружающее.
2. Так происходит потому, что, как сказано в Библии, «от избытка сердца говорят уста». Мы не можем ничего сказать, кроме того, что знаем, что хорошо закреплено в нашей памяти, что освоено нашей душой в тесной связи с самой жизнью, с обстоятельствами и событиями. Чем наше сердце заполнено до упора.
3. Чужой текст, который мы решили произнести (прочесть) — не наш. Он чужой для нас. И если нам нужно его произнести, то мы должны его присвоить, пропустить через своё сознание, своё сердце. Сделать своим и произнести его так, чтобы воздействие на слушателей было максимальным.
Чужой текст должен звучать, как от нас самих, как наш собственный.
4. Для осуществления задачи художественного чтения (произнесения) стихов (как, собственно, и прозы) необходимо глубоко понять некоторые принципы и закономерности речи, осознать и освоить технологию процесса «присвоения» текста извне, как чужого, так и сочинённого нами самими.
5. Тот факт, что людей, по настоящему выразительно и высокохудожественно читающих стихи сравнительно немного, говорит о том, что дело это не такое простое. А так же о том, что сравнительно немногие люди этим всерьёз занимаются и осваивают это искусство.
6. Даже среди профессиональных артистов далеко не всем удаётся интересно, ярко, глубоко и оригинально прочесть стихотворение.
7. Внешне, на выходе, всё многообразие интонаций речи составляется из трёх компонент – временной (темп и ритм), динамической (громкость звуков) и тембровой (окраска) голоса.
8. Однако следует понимать, что освоение художественного чтения заключается не в непосредственном управлении этими составляющими, а в осознании смысла и эмоционального наполнения стихотворной речи, в ярком внутреннем представлении образов и поисках адекватного интонационного выражения этих представлений. То есть – идти изнутри наружу. От смысла – к внешнему выражению. От содержания – к форме.
Тонкое должно управлять грубым, дух – материей.
Если грубым управляет только разум, то это грубое управляет грубым.
Если грубое будет управлять грубым, то в слушателе не произойдёт трансформации грубого в тонкое, не произойдёт проникновения слов и смыслов в его душу, в его сердце.
9. Художественное чтение не так опасно для души, как театральная игра, где нужно перевоплощаться в другого человека. При художественном чтении мы остаёмся самими собой. Мы только увеличиваем выразительность нашей речи при чтении чужих текстов. Это и есть «искусство» – разновидность игры, моделирование искусственных ситуаций, создающих лишь подобие настоящей жизни.
Практическое значение искусства заключается в том, чтобы человек мог упражняться в познавании жизни во всех её проявлениях.
10. Временнáя компонента – темп и ритм – определяются содержанием самого текста, который рождает соответствующие образы и рисует той или иной жизненной или воображаемой ситуации.
11. Смену темпа и ритма следует подчинять как общей структуре стиха, так и структуре и содержанию каждого отдельного фрагмента.
12. Тембровая компонента также должна определяться самим смыслом текста. Звук голоса может быть тихим и громким, мягким и жёстким, тёмным и
светлым, нежным и грубым. Всё определяется художественной задачей в тот или иной момент.
13. Динамическая компонента тесно связана с самой структурой речи, с чередованием ударных и безударных слогов, смысловой кульминацией строки, фразы, строфы, интонационной высотой и громкостью звука голоса.
14. Тщательной проработке и осмыслению следует подвергать каждую структурную единицу речи – предложение. Хотя в стихах особое значение обретает также и стихотворная строка. Первым делом нужно определить интонационно-смысловые опорные слоги строки, которых в строке может быть одна или две. Реже – три.
Если опорных точек две или три, следует определить их иерархию, так как всегда одна из них будет главной, остальные будут иметь подчинённое значение. Опорные точки (слоги) мыслятся и ощущаются, как кратковременные цели, вершины, кульминации, после которых непременно следуют спады.
15. Все слоги, предшествующие опорному слогу, следует произносить с той или иной интенсивностью нарастания звучания и энергетики. А слоги, последующие за опорным слогом – со спадом интенсивности, следя и в том и другом случае за тем, чтобы ни один слог не «выстреливал», не выделялся, не выпадал из ряда слогов.
16. Облегчает понимание структуры и энергетики стиха рисование интонационных схем, на которых показаны линии движения речи со всеми изменениями высоты интонации, громкости, длительности слогов и пауз. Составив такую схему, следует неуклонно добиваться её голосовой реализации.
17. Не следует считать, что существует только один самый лучший вариант идеального исполнения стиха. Их может быть несколько, в зависимости от исполнительского замысла. Но, выбрав тот, который кажется убедительным и интересным в данный момент, следует придерживаться только его.
18. Интонирование стиха во многом близко к пению мелодии. Сюда следует отнести соблюдение ритма и темпа, агогику (гибкое изменение темпа), соблюдение пауз, высоту интонации голоса, громкость звука, изменения тембра, использование динамических и ритмических акцентов, контрастное сопоставление динамики, манеру артикуляции и т.д. и т.п. В то же время, не следует далеко отходить правил и обычаев устной речи.
Читать стихи традиционно, строго следуя заданному размером ритму можно, но лучше от этого уходить. Подчинение чтения размеру стиха лишает возможности смыслового выделения многих важных слов. Гораздо интереснее звучит стихотворение в ритмической аранжировке, когда длительности ударных слогов варьируются и определяются смыслом слова и фразы.
19. Прочесть стихотворение с листа, но максимально интересно и выразительно – невозможно, каким бы гениальным не был исполнитель. Каждое произведение требует тщательной работы. Но глубокое овладение методикой и технологией работы над произведением постепенно помогает добиваться результата за всё более короткое время.
20. Наше тело – единый организм, единая система. И каждый орган связан со всеми остальными. Поэтому вполне разумно, оправдано и целесообразно использовать и при работе над произведением, и во время исполнения жестикуляцию руками, движения корпуса и мимику лица. Все эти средства, наряду с звучанием голоса должны быть подчинены достижению максимальной выразительности и раскрытия смысла и эмоционального строя произведения. Более того, голос не будет правильно звучать, если мимика лица, манера артикуляции и жесты не будут соответствовать желаемой цели.
21. Чем богаче жизненный опыт, опыт наблюдений, размышлений о жизни, тем интересней и глубже может быть постижение смысла произведения и интересней результат.
22. Особое внимание – юмору. Ирония и сарказм часто можно найти или использовать даже там, где это не столь очевидно. Даже в очень серьёзных произведениях.
Как научиться красиво и выразительно читать стихи
Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!
Основные теоретические аспекты выразительного чтения
Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.
В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.
Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.
Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.
Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.
В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.
Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.
Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.
Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением
От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!
Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.
Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.
Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.
Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.
Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.
Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.
Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.