Что такое художественное событие

художественное событие конкретное

Смотреть что такое «художественное событие конкретное» в других словарях:

художественное событие конкретное — Продукт творчества автора, эстетически отражающий факты общественной или личной жизни человека, факты существования природы. Особенности Х.с.к.: 1) ограниченная протяженность в конкретном времени; 2) отношение к определенному субъекту;… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

художественное событие как поэтическая трансформация — Продукт творчества автора, состоящий в эстетическом воспроизведении вымышленного события, заменяющего конкретное событие [Чернухина 1987: 38]. Средство выражения поэтически трансформированного события – аллегория … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

художественное событие как поэтическая трансформация — «Продукт творчества автора, состоящий в эстетическом воспроизведении вымышленного события, заменяющего конкретное событие» [Чернухина 1987: 38]. Средство выражения поэтически трансформированного события – аллегория … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

текстовая категория событие — Глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения. По У.Л. Чейфу, при построении суждения из события или ситуации выделяются предметы, которым приписываются роли в рамках данного события. Событие – это текстовая… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

текстовая категория событие — Глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения. По У.Л. Чейфу, при построении суждения из события или ситуации выделяются предметы, которым приписываются роли в рамках данного события. Событие – это текстовая … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

БАХТИН — Михаил Михайлович (1895 1975) известный русский ученый: философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные публикации работ Б.: ‘Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса’ (1965, 1990), ‘Эстетика словесного … История Философии: Энциклопедия

БАХТИН — Михаил Михайлович (1895 1975) известный русский ученый: философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Определяющее влияние на формирование философских взглядов Б. оказали философские учения Канта, Кьеркегора, Марбургской школы… … Новейший философский словарь

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) — известный русский ученый: философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные публикации работ Б.: Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965, 1990), Эстетика словесного творчества (1979, 1986), Работы… … История Философии: Энциклопедия

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Источник

Значение «художественное событие конкретное»

Что означает «художественное событие конкретное»

Словарь лингвистических терминов

Художественное событие конкретное

Продукт творчества автора, эстетически отражающий факты общественной или личной жизни человека, факты существования природы.

1) ограниченная протяженность в конкретном времени;

2) отношение к определенному субъекту;

3) передача содержания события словами в прямом значении – событийными существительными или глаголами.

Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Художественное событие конкретное

Продукт творчества автора, эстетически отражающий факты общественной или личной жизни человека, факты существования природы.

1) ограниченная протяженность в конкретном времени;

2) отношение к определенному субъекту;

3) передача содержания события словами в прямом значении – событийными существительными или глаголами.

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор «художественное событие конкретное»

Фонетический разбор «художественное событие конкретное»

Значение «художественное событие конкретное»

Карточка «художественное событие конкретное»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Источник

художественное событие конкретное

Смотреть что такое «художественное событие конкретное» в других словарях:

художественное событие конкретное — Продукт творчества автора, эстетически отражающий факты общественной или личной жизни человека, факты существования природы. Особенности Х.с.к.: 1) ограниченная протяженность в конкретном времени; 2) отношение к определенному субъекту; 3)… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

художественное событие как поэтическая трансформация — Продукт творчества автора, состоящий в эстетическом воспроизведении вымышленного события, заменяющего конкретное событие [Чернухина 1987: 38]. Средство выражения поэтически трансформированного события – аллегория … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

художественное событие как поэтическая трансформация — «Продукт творчества автора, состоящий в эстетическом воспроизведении вымышленного события, заменяющего конкретное событие» [Чернухина 1987: 38]. Средство выражения поэтически трансформированного события – аллегория … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

текстовая категория событие — Глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения. По У.Л. Чейфу, при построении суждения из события или ситуации выделяются предметы, которым приписываются роли в рамках данного события. Событие – это текстовая… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

текстовая категория событие — Глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения. По У.Л. Чейфу, при построении суждения из события или ситуации выделяются предметы, которым приписываются роли в рамках данного события. Событие – это текстовая … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

БАХТИН — Михаил Михайлович (1895 1975) известный русский ученый: философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные публикации работ Б.: ‘Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса’ (1965, 1990), ‘Эстетика словесного … История Философии: Энциклопедия

БАХТИН — Михаил Михайлович (1895 1975) известный русский ученый: философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Определяющее влияние на формирование философских взглядов Б. оказали философские учения Канта, Кьеркегора, Марбургской школы… … Новейший философский словарь

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) — известный русский ученый: философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные публикации работ Б.: Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965, 1990), Эстетика словесного творчества (1979, 1986), Работы… … История Философии: Энциклопедия

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Источник

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОБЫТИЕ – СОВРЕМЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 27.7452.2017/8.9

Ряд читателей, познакомившись с названием статьи, скажет, что об этом уже была статья у данного автора и не одна. И это верно. Но в представленном материале автор делает попытку проанализировать важность и значение событийного подхода в обучении и художественном образовании, в особенности. Такое обобщение, на мой взгляд, необходимо, так как словосочетание «художественное событие» постепенно превращается в школьной жизни и дошкольных организациях в обыденное и часто является неким синонимом праздника или просто какого-либо мероприятия, имеющего отношение к искусству.

Известный философ М. Хайдеггер, рассуждая о жизни человека, писал, что это не столько «бытие-в-мире», сколько есть «бытие-с-другими».

Автор указывает, что именно конструирующими категориями любого человеческого объединения являются связи и отношения. Эти связи и отношения объединяет дело, которое и становится целью объединения людей. «Именно совместная, групповая деятельность является главным интегрирующим фактором … Особым типом объединений – противоположным социальной организованности – является неструктурированная бытийная общность, которая складывается на общей ценностно-смысловой основе ее участников… сущностным атрибутом природы человека … исходной нормой общности является устойчивая духовная связь между ее участниками, обеспечивающая понимание одной индивидуальностью другой индивидуальности» [6. C. 7-8)

Технология художественного события родилась в коллективе ученых исследователей (Юсов Б.П., Савенкова Л.Г., Сухова Т.И., Кабкова Е.П.) почти 30 лет назад в процессе разработки и внедрения в практику образовательных организаций интегрированного полихудожественного направления работы. Уже тогда наблюдая за реальным процессом освоения учителями предлагаемых направлений и технологий обучения мы поняли, что важно не только предлагать ряд необходимых условий, но и раскрывать технологию их внедрения в реальную практику. Без этого внедрение интегрированного обучения в образование не может быть реализовано на качественном уровне. Кроме этого необходимо предлагать оригинальные, нетрадиционные формы организации самого образовательного процесса – одним из которых и стала технология организация и проведения художественного события.

Технологии событийного характера свойственны именно интегрированному обучению, так как интеграция в образовании как раз и предполагает в первую очередь, активное деловое сотрудничество педагогов, работающих с одними и теми же детьми (в параллели). Во вторых – это организация процесса обучения с опорой на работу школьников в многообразных малых группах. И, в-третьих, это творческое взаимодействие учителей и учащихся с родителями. Такое сотрудничество и сотворчество направлено на поиск учителями общих проблем изучения (направлений развития, освоения понятий и др.), на обозначение единых смысловых и содержательных тем, организацию проектных форм работы, оригинальных структур взаимодействия основного и дополнительного образования. Внедрение интегрированного подхода предполагает создание на занятии особой атмосферы, позволяющей весь коллектив обучающихся настраивать на процесс коллективного и индивидуального творческого исследования, что также предусматривать и находить такие формы организации работы, которые наталкивают школьников на обобщение информации, научает переносить данные из одного источника на другой. В этом случае учитель-фасилитатор является одновременно и помощником, и «провокатором» оригинальных форм решение в возникающих проблем.

В данном случае характер организации такого обучения предполагает:

• соотнесение осваиваемого материала (проблемы) с реальным социально-культурным окружением в котором находится образовательная организация;

• выделение динамики изучаемого (исследуемого) на различных предметах и дополнительном образовании;

• создание и организация оригинальных согласованных между собой видов и форм творческой научно-образовательной деятельности коллектива педагогов;

• структурный комплексный подход к образовательной модели событийного обучения в реальной практике;

• критерии оценки качества интегрированного образования;

• разработка своих оригинальных, характерных для конкретной образовательной организации видов и форм интегрированной работы, стержнем которой является событийность.

Перед тем, как переходить непосредственно к технологии художественного события важно обозначить следующий факт, что данная технология возможна только в том случае, если она организуется в том коллективе школьников, которые достаточно длительное время (четверть и больше) были погружены в разнообразные формы исследовательской творческой деятельности. Можно сказать, что это оригинальный жанр завершения образовательного процесса, основу которого составляют целый ряд занятий (базовых и дополнительных), выстроенных в определенной последовательности по освоению одной из тем, объединяющих деятельность нескольких педагогов в коллективе – «цикл уроков, объединенных одной сквозной темой» [4], серии экскурсий в рамках музейной педагогики, коллективный проект, совместное чтение книг; исторические герои (путешественники, мореплаватели, художники, композиторы, стили и направления в искусстве и др.), путешествие в страну или период истории, совместное погружение в изучении какого-либо явления и др. То есть причиной события может стать любой значимый для всех факт.

Важно понять, что данное словосочетание «художественное событие» не следует рассматривать, как синоним слов: «праздник», «спектакль», «представление».

Такого же мнения придерживается В.В. Сериков, рассматривая событие как субъективное переживание, а не мероприятие, хотя последнее может и должно становится для детей событием. «Событие – это всегда источник личностного опыта, обновление его, встреча с другой личностью, с иной куль турой, которая затрагивает, деформирует мышление и поведение, развивает их».[5]

Интересны мысли по поводу событийности в обучении высказал Р.Х. Шакуров. Он выделил сам механизм воздействия на образовательного события непосредственно на участников действия, это: «когда мысли, чувства, переживания, оценки, убеждения, интересы людей созвучны, сходны, тождественны, – это эмоционально сближает их, привязывает друг к другу. … Человек оценивает другую личность через призму тех оценочных эталонов, которые сложились в его сознании под влиянием общественного мнения, особенно ближайшего социального окружения, референтной группы» [9]. Сказанное оказывает влияние и на самооценку, на авторитет и уважение к учителю. Данное размышление развивает Г.Н. Прозументова, указывая, что образовательное событие может стать источником и началом неожиданно эффективной формы образовательной инновации [3].

Отличие художественного события от образовательного заключается в том, что оно предполагает обязательное коллективное сотворчество и проявление каждым своего индивидуального. К нему активно готовятся все: учащиеся, педагоги, родители. Но, чтобы не было хаоса важно распределить заранее все роли, как в спектакле, где должны быть: режиссер и его помощники, сценаристы, художники-оформители, звукорежиссеры, костюмеры и др. Но в отличие от постановки спектакля здесь нет заученных ролей, но есть запланированные эпизоды, элементарный план действий, в который могут вклиниваться приготовленные участниками сюрпризы. Придуманный режиссером сценарий проведения события утверждается всеми, вносятся коррективы, уточняются детали. Все происходит по закону игры, в которой есть свои правила и все участники игры их придерживаются.

Совместно решается, где и в какое время, будет проходить художественное событие, кого будут приглашать на мероприятие, кто отвечает за создание пригласительных билетов и их рассылку адресатам, кто продумывает музыкальное сопровождение, внешнее художественное оформление аудитории (зала) и многое другое. Обязательным условием организации художественного события – все создается самостоятельно, своими руками, взрослые могут только помогать советом. Это касается и внешнего оформления и содержания.

Например, ответственные художники-декораторы готовят эскизы оформления аудитории, а затем с помощью друзей-участников события воплощают идеи на реальных объектах. Каждый из учащихся готовит к этому мероприятию свой костюм или оригинальный знак или символ, который характеризует его, передает ту или иную роль.

Есть два обязательных условия: 1) желание провести такое художественное событие должно родиться в коллективе детей, а не навязано взрослыми (значит, взрослые должны создать такую ситуацию, которая спровоцировала бы школьников такую идею). 2) Оно должно быть желанным, а сам процесс его проживания быть радостным и долгожданным для всех. Чтобы не произошло непредвиденного отрицательного момента взрослым нужно проследить за тем, чтобы к участию были приобщены все те учащиеся, которые были в проекте изначально и чтобы каждый был представлен индивидуально или в группе. Важно, чтобы участник выполнял в процессе подготовки к событию и непосредственно в событии те функции и был занят той работой, которая ему одновременно и по силам и интересна по существу.

Структура художественного события предполагают создание индивидуальных и групповых выступлений-сюрпризов, которые готовятся «в тайне» от всех, но также в основе своей опираются на общую тематику и содержание.

Завершая рассказ о художественном событии хочется обобщить и дать определение этому виду технологии интегрированного обучения, выделить еще раз его цели и задачи, данные Савенковой Л.Г. в статье «Возможности метода художественного события в процессе интеграции общего и дополнительного образования» в журнале «Отечественная и зарубежная педагогика», № 7 (34), 2016.

Цель – осмысление и коллективное проживание освоенного материала в художественной форме. Перенос знаний в реальное действие.

Задачи: Взаимодействие учащихся, родителей и учителей. Закрепление материала в нетрадиционной форме. Индивидуальные творческое проявление каждого в комплексном сотворчестве. Умение представить свое творческое лицо в коллективном процессе». [4. С. 120-126]

Важным моментом этой формы организации образовательной деятельности являются:

Взаимодействие: учащихся и учителей; учащихся между собой; педагогов разных предметов, работающих с одним коллективом школьников; учителей-родителей-детей, как в процессе непосредственной деятельности по освоению материала, так и по общему планированию программы, действий, сценария и режиссуры художественного события непосредственно.

Роль учителя: является активным и объективным участником процесса обучения и сопровождает процесс обучения в доброжелательной, доверительной атмосфере. Учитель-фасилитатор облегчает условия взаимодействия детей в группе, организовывать обсуждение каких-либо тем, возникающих спорных вопросов, координирует (осторожно, не демонстративно) сам процесс совместной работы.

Завершая можно сказать, что конечно, поскольку к данному мероприятию готовились долго и тщательно, то у учащимся появляется естественное желание продемонстрировать свои успехи и достижения перед школой, родителями, друзьями. Поэтому часть оригинальных выступлений (по согласованию со всеми участниками проекта) можно показать перед всем залом, продемонстрированы на общешкольных мероприятиях.

1.Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности в системном рассмотрении природы, специфики и условий результативности научно-педагогического исследования. http://www.psyoffice.ru/page,41,3802-golovakha-e.i.-kronik-a.a.-psikhologicheskoe.htm. l3.08. 2014.

2.Григорьев Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.lexed.ru/pravo/journ/0107/grig.doc – С. 1 (Дата обращения 11.10.2015).

3. Прозументова, Г. Н. Феноменология образовательных инноваций // Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1. Феноменология образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – С. 100.

4. Савенкова Л.Г., Никитина А.Б. Возможности метода художественного события в процессе интеграции общего и дополнительного образования» //Отечественная и зарубежная педагогика, № 7 (34), 2016. С. 120-126.

5. Сериков В.В. Педагогическое исследование: в поисках путей повышения качества // Образование и наука. 2015;(7):4-23. DOI:10.17853/1994-5639-2015-7-4-23

6. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования.// Серия научно-методическая серия «Новые ценности образования»: Событийность в образовательной и педагогической деятельности № 1 (43), 2010. С.5-14

7. Тарабановская Е.А. Формирование ценностного отношения будущих педагогов к идее непрерывного образования как стадийного пожизненного процесса /Изменения в образовании в XXI веке: лучшие международные практики и российский опыт. Как сформировать новаторское и предпринимательское мышление: мат. V Межд. науч.-метод. конф. Глав.ред.

8. Г.П.Стефанова. – Астрахань: «Астраханский университет», 2014. – 229 с. – С.189-191.

9. Шакуров Р. Х. Психология руководства педагогическим коллективом. М., 1995.

10.Эльконин Д.Б. Проба как конструкт образовательной системы//Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-ой научно-практической конференции / Красноярский Государственный Университет. – Красноярск 2003 – С. 5-22.

Источник

Категория события

Вы будете перенаправлены на Автор24

Событие – это одна из важнейших категорий текстообразования, имеющая важное значение для построения речевого сообщения, связанная с описанием различных действий объекта и субъекта в конкретно определенном времени и пространстве.

Событие как элемент сюжета

Согласно У. Д. Чейфу, в процессе построения суждения из ситуации или события выделяются предметы, которым принадлежат роли в границах данного события. Согласно А. Ф. Папиной, событие выражает основное сообщение. В качестве видовых понятий категория событие включает в себя:

Событие выражается при помощи следующих средств: процессные, событийные предикаты, событийные существительные, предикаты со значением факта и т.д. Событие бывает вымышленным, реальным, художественным. К тому же, выделяется оппозиция реальное событие – виртуальное.

Художественное событие – это результат творчества автора, способ выражения фактов личной либо общественной жизни человека, фактов существования природы в поэтическом и прозаическом тексте.

Существует несколько видов художественных событий:

Ю. М. Лотман в книге «Структура художественного текста» дает двоякое определение события. С одной стороны, событие по Лотману – это перемещение действующего лица через границу семантического поля. С другой стороны – это некое отклонение от существующих норм, то, что произошло, хоть и могла не произойти, включая и пересечение запрещающей границы, утвержденной бессюжетной структурой.

Событие «сюжетологии» целиком происходит в действительности, о которой ведется речь. Событие нарратологии относится к действительности рассказывания – миру читателя и автора. Тое есть, персонаж, как и семантика каких-либо выражений и слов, группируемая в семантические поля с точки зрения читателя, с внутренней точки зрении я- моменты и элементы изображенной в произведении действительности. Сам текст, напротив, является элементом действительности читателя, которой принадлежат границы выражений и слов, присутствующих в тексте. Однако пересекать их персонаж со своей точки зрения не способен. В мире персонажа для него существуют границы, которые разделяют моменты времени или части пространства, имеющие значение для его жизни. Перемещение персонажа через данные границы формирует сюжет.

Готовые работы на аналогичную тему

Гегель противопоставляет происшествию событие, используя понятие цели. Он пишет, что в этом отношении сначала необходимо установить различие между происходящим и действием, принимающем в эпическом произведении форму события. Просто происходящее – это внешняя сторона и реальность любого человеческого действия, которое не требует осуществления какой-либо особенной цели, и любое внешнее изменение вообще в явлении и облике всего существующего.

Данное суждение принадлежит к теории сюжета – то есть, имеется в виду мир персонажа соотношение между обстоятельствами и его целью.

Событие – это реализация намерения, то есть совпадение «внешнего» и «внутреннего». Событием можно считать и столкновение с препятствиям, отсрочивающими или исключающими исполнение поставленной цели.

Событие как понятие нарратологии

Понятие события как «того, что произошло, хотя могло и не произойти» формируется у Ю. М. Лотмана совершенно в другом контексте. Он сравнивает представления авторов и читателей разных исторических эпох о том, какой будет вероятность какого-либо происшествия или события. Другой стороной дела является значимость происшествия или события относительно к признанной системе ценностей и норм. Безусловное принятие нарративных преимуществ казуса необоснованно и неразумно. Решающее значение имеет то, каким образом точка зрения читателя, предметом которой является текст, соотносится с внутренней точкой зрения, присущей действующим лицам, для которых предметом видения является «реальный» для них мир.

Например, такое типическое для детективного жанра событие как убийство с различных внутренних точек зрения персонажей, к которым может присоединиться и читатель, может выглядеть по –разному. Для персонажа – детектива это событие выглядит как интересный для расследования казус, для персонажа – преступника – как достижение намеченной цели, для других персонажей – как жизненная драма. Но во всех варианта оценки, убийство с внутренних точек зрения будет являться жизненным событием, а поэтому будет считаться отклонением от жизненных норм – этических, психологических, социально-правовых.

С внешней относительно действительности героев точки зрения все выглядит наоборот. С такой точки зрения убийство читателем рассматривается как литературная норма для произведений этого жанра.

Ж. Женетт говорит об особом нарративном событии, субъектом которого является персонаж. Понятие события у этого ученого относится и к тому, о чем рассказывают, и непосредственно к самому рассказыванию. Однако, в то же время Женетт четко разграничивает эти два аспекта художественной структуры.

М. М. Бахтин в работе «Формы времени и хронотопа в романе» говорит об одновременном единстве сюжетного и нарративного событий и их различиях.

Таким образом, термином «событие» обозначаются принципиально различные предметы разных дисциплин литературоведения.

В сюжетологии и нарратологии событие разграничивается на то, о котором рассказывается в произведении и на событие самого рассказывания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *