Что такое художественное время
Художественный образ, художественное время и пространство
Определения
Объяснение и примеры
Всё, что нам встречается в литературном произведении — персонажи, ситуации, обстановка и пр., — является художественными образами.
Художественный образ
Писатель не создаёт реальных миров, он только отражает в искусстве свои представления, свой вымысел. Даже если литературное произведение базировалось на реальной истории, конечный результат предстаёт перед нами таким, каким его изобразил писатель.
Художественные образы в литературном произведении — это образы людей, вещей, существ, цветов, звуков, вкусов, мыслей, ощущений.
Эти образы являются участниками событий, которые и дают развитие ситуациям, представленным в литературном произведении.
Художественное время
Поскольку время, представленное в литературном произведении, создано автором, творец может увеличивать или удлинять его продолжительность, не согласовывая свои действия с тем, сколько на самом деле длится то или иное событие.
Пример
Короткий рассказ Леонида Андреева «Жизнь человека» вмещает в себя всю жизнь ведущего персонажа, а в обширном романе «Улисс» Джеймса Джойса описан всего один день.
Если же автор стремится отметить какое-то конкретное время, то он может указать его, введя в роман датирование событий.
Пример
Иллюстрацией подобной датировки может служить известная цитата из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»: «. Ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Уточнив, что месяц «нисан» — это конец марта — начало апреля, мы получаем достаточно точную информацию о времени описанных событий.
Если автор выбирает не привязанную к хронологии последовательность событий, то это, как правило, имеет большое значение для восприятия литературного произведения.
Пример
В романе «Герой нашего времени» события изложены не в хронологическом порядке, что позволяет нам увидеть Печорина так, как того хотел бы автор.
Художественное пространство
В литературном мире пространство — это один из образов; оно не воспринимается на уровне чувств — только благодаря соотнесению прочитанного с прежде виденным или пережитым.
У всякого литературного произведения есть пространственные границы — условные рамки той территории, на которой разворачивается действие.
Поскольку невозможно говорить о пространстве литературного текста в отрыве от его времени (и наоборот), в литературоведении принято называть синтез времени и пространства в тексте хронотопом.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что такое художественный образ?
Ответ. Художественный образ — это то, что отображено в искусстве.
Охарактеризуйте художественное время в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».
Ответ. Художественное время в этой сказке (как и в большинстве сказок вообще) не соотносится с историческим. В данном случае автор использует это как приём: сюжет этой сказки актуален во все времена.
В повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего» оригинальная датировка записей: с октября по декабрь она не вызывает вопросов, но потом появляются записи от 2000 года, указания на вымышленные месяцы (мартобрь, фебруарий) и даже пометки о невозможности сообщить дату. Охарактеризуйте художественное время в этой повести.
Ответ. Художественное время в повести определяется внутренней логикой произведения. По мере развития странностей главного героя, от имени которого ведётся повествование, время в дневнике также становится всё более странным.
Художественный образ. Художественное время и пространство
Содержание:
Художественный образ
Все мастера искусства: поэт, художник, музыкант, отражают свои представления о мире. Каждый вид искусства имеет в своем арсенале особые средства для отражения действительности. Не важно, говорим ли мы о музыке с ее ритмом, звуком, тоном; о живописи, где правят цвет, форма, линия или о литературе с ее силой слова. Однако, их объединяет художественный образ. Это не простое копирование и художественное преобразование всего, что видит автор, а суть жизни, ее сокровенный смысл.
В будничном, частном образ раскрывает высшую идею, что-то вечное. Язык аллегорий, метафор и символов предлагают нам произведения искусства. Например, в драме А.Н. Островского «Гроза» изображается не просто женщина в поисках своего счастья, воспевается душевное благородство, стремление к свободе, к борьбе за нее и протесту против темного общества.
Черты художественного образа
Обобщение и типизация явления | Чаще это воплощения общего в индивидуальном. Автор настолько ясно и ярко прописывает персонажа, что его имя почти сразу становится нарицательным. Например, Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова или Отелло у Шекспира. |
Экспрессивность | Автор выражает свое идейно-эмоциональное отношение к субъекту повествования. |
Самодостаточность | Она объясняет многозначность трактовок образа. Персонаж или объект не одномерен, его можно и нужно интерпретировать. Критики литературы и читатели в различные эпохи часто спорят о прочтении и толковании того, что хотел выразить автор. Например, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. |
Изменчивость | С течением времени художественный образ меняет свои формы. Это логичная трансформация неизбежна с изменением понятия красоты и истины в разных художественных направлениях (классицизм, романтизм, реализм, постмодернизм). |
Художественное время и пространство
Любое произведение не может существовать вне времени. В зависимости от объема и жанра – это короткий или длительный период действительности. Восприятие времени при этом не всегда объективно: намеренно или случайно время «замирает» или «мигом пролетает».
В произведении события обычно следуют одно за другим. Следя за сюжетом, читатель вместе с героями проживает часы, недели, года. При этом не на каждой странице будет дневниковая точность, на то или иное время указывает логика повествования, слова и действия персонажей.
Наряду со временем важно упомянуть и художественное пространство. Авторы используют для своих целей:
При этом пространство указывает не только на места действия. В широком смысле его обозначение имеет особую смысловую нагрузку. Тесная убогая комнатушка может быть местом действия, а также символом тесноты духовной, унижения, несвободы литературного героя.
Художественное пространство и художественное время
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие художественного пространства
Художественное пространство – это совокупность всех мелочей, в которых живет персонаж произведения.
Пространство и время, соединяясь логически, формируют хронотоп. У каждого поэта и писателя свои любимые хронотопы. Этому времени подчиняется все – и предметы, и герои, и словесные действия. На первом плане всегда находится главный герой. Чем крупнее поэт или писатель, тем интереснее ими описываются время и пространство, каждый автор использует свои определенные художественные приемы.
Основными признаками пространства в литературном произведении являются:
Художественная литература в первую очередь имеет тесную связь с временем, а не с пространством, поэтому в художественном произведении присутствовать пространственная неопределенность. Также в произведении пространственно-временная картина всегда представляется в символико-идеологическом аспекте. Ценностная осмысленность присуща уже древнейшим моделям пространства и времени. Такие ориентиры, как открытое-замкнутое, низ-верх, большое-маленькое, правое-левое, близкое-далекое имеют определенное нравственное и мировоззренческое значение.
Такая ценностная наполненность открытого и замкнутого типов пространства существует и у других писателей.
Готовые работы на аналогичную тему
Во многих мифологиях левое и правое являются символами женского и мужского начал.
Конкретное художественное пространство является локальным, оно не только привязывает описанный мир к каким-либо топографическим реалиям, но и оказывает влияние на суть изображаемого. Наиболее распространенными конкретными местами действия являются деревня и город. Например, Париж является местом действия и одновременно символом во многих произведениях Э. Золя и О. де Бальзака. Деревня – это архетип в отечественной литературе, который появляется в творчестве многих классиков.
Художественное время
Художественное время – это последовательность, порядок действия в художественном произведении.
Основными признаками времени в художественном произведении являются:
В разных системах знания – разные представления о времени: научно-физическое, научно-философское, бытовое, теологическое и т.д. Такая множественность подходов к выявлению феномена времени обусловили неоднозначность его толкования. В культурном сознании исторически сформировалось два представления о времени: линейном и циклическом.
Понятие о циклическом времени восходит еще к эпохе античности. Оно воспринималось как ряд последовательных однотипных событий, источником которых являлись сезонные циклы. Завершенность и повторяемость событий считались характерными признаками, как и не различение начала и конца, идея возвращения. После утверждения христианства время стало восприниматься в человеческом сознании в виде прямой линии, направленной от прошлого к будущему. Такой тип времени характеризуется непрерывностью, одномерностью, упорядоченностью, необратимостью, а движение рассматривается в виде последовательности и длительности состояний и процессов окружающей действительности.
Таким образом, время оказывает большое воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека и определяет течение его жизни.
По сравнению с другими видами искусства в литературе обращение с реальным временем может быть более свободным. Например, по воле писателя может смещаться временная перспектива – будущее выступает как прошедшее, прошлое – как настоящее и т.д. Хронологическая цепочка событий, подчиняясь замыслу автора, может себя обнаруживать не только в типичных проявлениях, но и в индивидуально-авторских. Таким образом, моделирование художественного времен часто зависит от жанровых и видовых направлений и особенностей в литературе. В прозаических произведениях, например, как правило устанавливается условно настоящее время, которое соотносится с повествованием о будущем либо прошлом персонажей с описанием ситуаций в разных временных измерениях. Для модернизма характерна обратимость, разнонаправленность художественного времени. Именно здесь зародился роман «потока сознания» и роман «одного дня». В таких произведениях время является только компонентом психологического бытия человека.
Существуют следующие образы художественного времени:
Что такое художественное время
Хотя представления о художественной литературе как искусстве временном сформулированы уже Г.Э. Лессингом, углубленное изучение временных и пространственных отношений в искусстве слова ведется сравнительно недавно.
Возможность постановки проблемы художественного времени и художественного пространства в произведениях литературы появилась благодаря развитию в прошлом веке математики и естественных наук. Успехи неэвклидовой геометрии и теория относительности А.Эйнштейна сделали возможными представления о релятивности пространства, о множественности пространств и их асимметричности. Эти идеи повлияли и на ученых-гуманитариев.
Основные представления о времени и пространстве в фольклоре и художественной литературе разных эпох содержатся в работах М.М. Бахтина, Д.С.Лихачева, Б.А.Успенского, Ю.М. Лотмана.
По М.М.Бахтину, художественное время и пространство являются структурным законом жанра романа. В единстве времени и пространства у Бахтина ведущим было время, а пространство выступало как зависимая от времени переменная величина. Российские структуралисты (Ю.М. Лотман, В.Н.Топоров, С.Ю.Неклюдов) в своих работах, напротив, обращали внимание преимущественно на художественное пространство.
В силу знаковой, символической природы образа в искусстве слова художественное время и пространство создаваемого мира не вполне конкретизированы, условны и прерывисты. Художественная литература, по сравнению с другими видами искусства, максимально свободно обращается с реальным временем и пространством. Писатели с легкостью изображают события, происходящие в разных местах, переходят из одного временного плана в другой (обычно от настоящего к прошлому). Художественная литература связана, в первую очередь, с временем, а не пространством. Поэтому в произведении литературы может быть пространственная неопределенность. Так, читатель совершенно спокойно относится к пространственной фантастике, связанной с образами носа и майора Ковалева («Нос» Н.В. Гоголя), Алисы («Алиса в стране чудес» Л.Кэрролла). Однако подобная неясность применительно к художественному времени встречается редко. Исключением является «Гамлет»: неизвестно, сколько времени проходит на протяжении трагедии (в начале произведения Гамлет – молодой студент, в конце ему тридцать лет, а действие показывается как непрерывное).
Например, стихотворение Б.Л.Пастернака «Ночь» (1956) построено на смысловом сопоставлении верха и низа. «Верх» – место, куда уходит летчик, где «блуждают, сбившись в кучу/ Небесные тела» и где бодрствует художник «На крытом черепицей/Старинном чердаке»; а «низ» – область будничной жизни. Герои «верха» – летчик, художник ответственны за «низ» и вместе с тем являются связующим звеном между земным пространством и бесконечностью, временем и вечностью. По-новому представлена здесь и традиционная метафора «художник, артист – звезда»: вместо двухчленного сопоставления Пастернак дает трехчленное «художник – летчик – звезда» и сравнивает художника со звездой посредством промежуточного члена сравнения – летчика, который находится прежде всего в пространственной, а не смысловой близости к звезде. Тем самым поэт намекает на сходство миссий художника (поэта) и звезды – давать людям свет и в ночи (то есть при трагических обстоятельствах жизни).
У Н.В. Гоголя идеологически ценностными являются такие виды пространства, как замкнутое, безопасное, свое (пространство Дома в повести «Старосветские помещики»), и открытое, чужое и опасное (художественное пространство степи в повести «Тарас Бульба», дороги в поэме «Мертвые души»), пространство героического деяния и внутреннего пути.
Подобная ценностная наполненность замкнутого и разомкнутого типов пространства есть и у других русских писателей. В романе В.Я.Шишкова «Емельян Пугачев» предпочтение, оказанное автором мужицкому царю перед Екатериной II, видно, в частности, в том, что первый существует в разомкнутом пространстве природного мира, а вторая – в основном в замкнутом пространстве дворцов.
Правое и левое во многих мифологиях являются символами мужского и женского начал.
В художественной литературе пространство и время тесно слиты. М.М. Бахтин называл этот феномен хронотопом : «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе – «время-пространство»). Термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен и обоснован на почве теории относительности (Эйнштейна). Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, мы перенесем его сюда – в литературоведение – почти как метафору (почти, но не совсем); нам важно выражение в нем неразрывности пространства и времени (время как четвертое измерение пространства). Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы (мы не касаемся здесь хронотопа в других сферах культуры).
В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен».
Следующие древние типы ценностных ситуаций и хронотопы сохранились и в литературе Нового времени:
«идиллическое время» в отчем доме (притча о блудном сыне, рассказ Катерины в «Грозе» о счастливых детстве и юности в родительском доме, идиллическое существование Ильи Ильича Обломова в Обломовке),
«авантюрное время» испытаний на чужбине (жизнь Ибрагима из романа А.С. Пушкина «Арап Петра Великого» во Франции),
«мистерийное время» схождения в преисподнюю бедствий («Хождение Богородицы по мукам», «Божественная комедия» Данте) так или иначе в редуцированном виде сохранены литературой Нового времени.
Воспроизводимое литературным сюжетом время может приближаться к пространственному образу, – утрачивать однонаправленность и необратимость, останавливаться в точках описаний и отступлений, поворачивать вспять, разветвляться на рукава. Изображаемое пространство, в свою очередь, способно уподобляться течению времени, например, вытягиваясь в линию «дороги приключений», утратившую два других измерения (ширину и высоту).
Обобщенное время и пространство характерно для произведений, основанных на вторичной условности – мифа, сказания, предания, легенды, сказки, басни, притчи, параболы, утопии, антиутопии, фантастики. Художественные формулы обобщенного времени – строка Б.Л.Пастернака «И дольше века длится день…», затянувшаяся полночь во время бала сатаны в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Образ обобщенного пространства представлен в сказочном зачине «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…». Обобщенный характер художественного времени и пространства обусловлен вневременной сутью конфликта в произведениях всех перечисленных здесь жанров. Обобщенное время и пространство преобладает и у модернистов Л.Н.Андреева («Жизнь человека», «Океан»), М.Метерлинка, Б. Брехта, Ф.Кафки, А.Камю, Ж.П.Сартра, а также у писателей-фантастов – во всех произведениях, сюжеты которых имеют универсальный смысл.
Конкретным является линейно-хронологическое и циклическое художественное время. Линейно-хронологическое историческое художественное время имеет точную датировку, оно отнесено к определенному событию. Циклическое художественное время – время года, суток. На линейно-хронологическом историческом художественном времени построено действие исторической поэмы, повести, рассказа, романа, эпопеи и большей части произведений писателей-реалистов. Одна из вершин видения исторического времени в мировой литературе была достигнута Гёте. На фоне времен природы, быта и жизни раскрывались для писателя, переплетаясь с ними, и приметы исторического времени (автобиографическое «Путешествие в Италию»).
Циклическое время имело определенный символический смысл (весна и заря – символ юности, надежд, осень, вечер – старости, угасания надежд) или наполнялось у каждого писателя особым, только для него характерным смыслом (ср. нелюбовь к весне у А.С. Пушкина и любовь к этому времени года у С.А.Есенина). Циклическое время в его основных биологических проявлениях родин, свадеб, похорон характерно для идиллического хронотопа с его замкнутым пространством и строгой ограниченностью только основными немногочисленными реальностями жизни. Патриархально-идиллическая жизнь воссоздана в гоголевской повести «Старосветские помещики» и романах И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов».
Париж – и место действия и одновременно символ в ряде произведений О.де Бальзака и Э. Золя, Петербург – образ двойственной столицы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник», призрачный и обманчивый город в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя, место обитания людей «подполья и порога» (М.М. Бахтин) в романах Ф.М. Достоевского, средоточие Востока и Запада и всеобщей провокации в романе «Петербург» А. Белого.
В русском архетипе деревни соединены дворянско-помещичий и земледельчески-крестьянский уклады, а также антиномичные полюса «деревня как жестокая реальность» и «деревня как пастораль, идиллия», «рай утраченный» – «рай обретенный», онтологические мифологемы умирания-возрождения и т.п. У А.Н.Радищева, А.С. Пушкина («История села Горюхина»), И.А.Бунина («Деревня»), В.Я.Шишкова («Тайга») деревня представала как место, где царили рабство, жестокость, «дикое нечто, звериное…». У Н.М.Карамзина, напротив, деревня изображалась как идиллия. Пушкинским достижением стало соединение в одной литературной модели двух противоположных полюсов единого архетипа («Деревня», «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Дубровский»). Причем, эти разные полюса реализуются у Пушкина в жанрах с противоположной идейной направленностью – идиллии (пасторали) и готическом романе. Внутренне антиномичные образы деревни встречаются также у И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, В.П. Астафьева и других «деревенщиков», А.И. Солженицына. Литературный архетип деревни обладает особыми художественными временем и пространством: «Пространство литературной Деревни, вмещая в себя хронотопы дома, усадьбы, избы, сада и т.п., имеет строгие границы, оно самозамкнуто и локально, сочетает в себе сугубо человеческие и природные явления. В отличие от привычного линейно-хронологического исторического времени, в темпоральном поле архетипа Деревня доминирует циклически-сезонное природное время, для которого характерна ретроспективная направленность (в частности, к мифологеме Золотого Века), ностальгическая тоска по уходящему прошлому – недаром архетипическим мотивом в картинах уходящей Деревни становится сюжет ухода/возвращения (в родное село, дом и т.п.)», – пишет А.Ю.Большакова.
На каждом этапе многовекового развития художественной литературы существовали свои исторические разновидности художественного времени и художественного пространства.
В архаические и ранние литературные эпохи эпическое повествование тяготело к компактности сюжетного времени, и его темп не мог слишком контрастировать с темпом изображаемых событий. В силу так называемого закона хронологической несовместимости эпическое или сказочное действие не могло разворачиваться одновременно на двух или нескольких площадках. Оно было строго линейным. Эпический сказитель находился поэтому в каждый момент только в одной точке сюжетного пространства. Точка зрения эпического сказителя была внутренней. Поэтому поэмы Гомера еще не знают массовых сцен и их предваряют эпизоды поединков, следующих друг за другом. В «Илиаде» во время сражения Ахилла с Гектором боги решают их участь, но Гомер изображает спор богов как событие, следующее за битвой героев. Тем самым в героическом эпосе пока еще нет временной перспективы.
Художественное время в средневековой литературе также резко отличается от художественного времени в литературе Нового времени. В древнерусской литературе автор изображает объективно существующее время, независимое от того или иного его восприятия. В силу действующего в древнерусском изобразительном искусстве и литературе закона цельности изображения объект изображения мог быть представлен только целиком, то есть о событии рассказывалось от его начала и до конца (например, в житии в хронологической последовательности повествовалось об этапах жизни святого, о его смерти и посмертных чудесах). Тем самым художественное время текло в одном направлении, оно было хронологически-линейным и одновременно замкнутым. Менее разнообразным в литературе данного периода было художественное пространство. Обширность изображения в литературном произведении требовала компактности, «сокращенности» изображения. Средневековый писатель видел мир в условных соотношениях.
В «Житии протопопа Аввакума» уже зарождается новая концепция художественного времени, следуя которой, автор смотрит на прошлое из настоящего. Поэтому рассказываемые эпизоды располагаются свободно. Появление и усиление художественной значимости настоящего времени сделали возможным, в частности, возникновение в русской культуре театра.
Благодаря роману Нового времени производится «Коперников переворот» в пространственно-временной организации повествовательных жанров: автор получает право на вымысел и на создание романного времени по своему усмотрению. Необходимость в наивно-эмпирическом времени таким образом отпала. Присущая участнику, свидетелю событий или восприемнику молвы внутренняя точка зрения на пространство и время их свершения сменяется внешней точкой зрения автора, вездесущего и всеведающего, легко вмешивающегося по своему усмотрению в действие. Эту позицию выразил Флобер в письме м-ль Леруайе де Шантли от 18 марта 1857 г.: «художник в своем творении должен, подобно Богу в природе, быть невидимым и всемогущим «.
Теперь временной охват стал сколь угодно широким, параллельное течение событий желательным. Л.Н. Толстой дает, к примеру, как одновременно совершающиеся действия бал у Ростовых и агонию графа Безухова. В эпических произведениях Нового времени возможно обращение действия вспять (для объяснения или анализа) либо забегание вперед (для разжигания любопытства).
Соответственно усложнившейся темпоральности в литературе Нового времени появляются и иные типы хронотопов. В английском готическом романе конца XVIII века (Г.Уолпол, Радклиф, Льюис) возник замок как новая территория совершения романных событий. Замок насыщен временем исторического прошлого, что позволило ему сыграть важную роль в развитии исторического романа (В.Скотт). Органическая спаянность в замке пространственных и временных примет определила его изобразительную продуктивность на разных этапах развития исторического романа.
В начале прошлого века в связи с произведенной Эйнштейном научной революцией резко изменились и пространственно-временные параметры в литературных произведениях. В искусстве слова теперь появились новые тенденции:
мифологизация и символизация художественного времени и пространства (обобщенность или вымышленность хронотопа) литературной сказки, сатиры, притчи, утопии или антиутопии («История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Мы» Е.И. Замятина, «Блаженство» и «Иван Васильевич» М.А. Булгакова, «Город Градов» А. Платонова, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Чума» А.Камю, «Процесс» Ф.Кафки, «Приглашение на казнь» В.В. Набокова, «Ферма животных» Дж. Оруэлла). В Едином Государстве из романа Е.И. Замятина «Мы» объединились приметы Петербурга и Лондона, двадцатого века и далекого будущего. Полет на машине времени изобретателя Тимофеева из «Ивана Васильевича» М.А. Булгакова основан на положениях теории относительности А.Эйнштейна. Цель этого научного эксперимента – «пронизать пространство и пойти в прошлое…». Тем самым «взрывается» представление о необратимости времени, о его единственном направлении – от прошлого к будущему – и создается образ ирреального, мифологизированного художественного времени, в котором идеологическим сходством обладают эпоха Ивана Грозного, советская действительность и тоталитарное коммунистическое государство из грядущего. В вымышленном У.Фолкнером округе Йокнапатофа счет времени идет на поколения, как в древней саге. Это бросает легендарный отсвет на конкретные исторические события и географическое пространство;
примечательная веха современного литературного развития – обращение к памяти персонажа как к внутреннему пространству для развертывания событий : ход сюжетного времени мотивирован здесь психологией припоминания. Главный, вспоминающий герой здесь оказывается неподвижным. На этом приеме основаны произведения М.Пруста и Г.Бёлля, повесть Ю.В.Трифонова «Другая жизнь», роман Ч.Т. Айтматова «И дольше века длится день». Собственно время действия здесь сжимается до нескольких часов или дней, между тем как на экран памяти проецируются время и пространство целой человеческой жизни;
существует и традиционное для реалистических произведений конкретное многоплановое земное пространство и историческое время – параметры развертывания сюжета в таких романах-эпопеях, как «Жизнь Клима Самгина» М. Горького и «Тихий Дон» М.А.Шолохова;
«героем» монументального повествования становится само время, подчиняющее себе судьбы героев (эпопея А.И. Солженицына «Красное Колесо»).
Теория литературы : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 021500 – Изд. дело и редактирование, 021600 – Книгораспространение / Т.Т. Давыдова, В.А. Пронин. – М. : Логос, 2003. – 228, [1] с.; 21 см.