Что такое очевидное и невероятное
Очевидное — невероятное
Очевидное — невероятное
Название научно-популярной телепередачи советского телевидения, которая впервые вышла в эфир 24 февраля 1973 г.
Иносказательно: нечто, во что верится с трудом, чего, казалось бы, быть не может, но что является тем не менее реальным фактом.
Смотреть что такое «Очевидное — невероятное» в других словарях:
Очевидное — невероятное … Википедия
Очевидное — невероятное — Жанр научно популярная программа Ведущий Сергей Петрович Капица Страна производства … Википедия
Очевидное-Невероятное (телепрограмма) — Очевидное Невероятное Жанр научно популярная программа Ведущий Сергей Петрович Капица Страна производства СССР, Шаблон:Флагификация/РФ … Википедия
Очевидное-Невероятное — Жанр научно популярная программа Ведущий Сергей Петрович Капица Страна производства СССР, Шаблон:Флагификация/РФ … Википедия
Очевидное-невероятное — Жанр научно популярная программа Ведущий Сергей Петрович Капица Страна производства … Википедия
Москва в XXIII веке — Реверс карточки № 1 с изобр … Википедия
Наука и техника (современный журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наука и техника (значения). Наука и Техника обложка журнала … Википедия
Наука и техника (журнал, Харьков) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наука и техника (значения). Наука и Техника … Википедия
Наука и техника (журнал) — Наука и Техника обложка журнала Наука и техника Специализация: научно популярный, технический Периодичность выхода: ежемесячно Сокращенное название: НиТ Язык: русский Адрес … Википедия
Наука и техника (украинский журнал) — Наука и Техника обложка журнала Наука и техника Специализация: научно популярный, технический Периодичность выхода: ежемесячно Сокращенное название: НиТ Язык: русский Адрес … Википедия
Очевидное-Невероятное
СССР, Шаблон:Флагификация/РФ
В советское время программа «Очевидное-невероятное», ориентированая на широкую аудиторию, имела сравнительно высокую, для научно-образовательных программ, популярность. Одна из передач была посвящена «скандальной» теме загадок Бермудского треугольника. Повторенный, по просьбам телезрителей, выпуск программы «Очевидное-невероятное» вызвал не совсем здоровую реакцию в обществе, не избалованном показом триллеров.
Сюжет одной из песен В.Высоцкого посвящён передаче (песня «Письмо в редакцию телевизионной передачи „Очевидное — невероятное“»).
Сергей Петрович Капица в 2008 году получил специальный приз «ТЭФИ» за личный вклад в развитие российского телевидения, как бессменный ведущий программы «Очевидное — невероятное». 2008 года, 24 февраля самой программе исполнилось 35 лет (вышла в 1973 г.). И хотя Капица был включён в книгу рекордов Гиннеса как телеведущий с самым долгим стажем ведения программы, свою первую «ТЭФИ» он получил только в этом году. [2]
Содержание
Интересные факты
В 80х годах XX века передачу открывала оригинальная анимированная заставка. Музыкальный ряд этой заставки был фрагментом композиции Chasing the Dream из альбома Trans Harmonic Nights немецкого музыканта Питера Бауманна — на тот момент уже бывшего члена музыкального коллектива Tangerine Dream.
В советские годы в качестве девиза телепередачи использовалось стихотворение А. С. Пушкина:
Тайна передачи «Очевидное-невероятное»
«Я сам был свидетелем рождения одного невероятного слуха, когда обучался в университете, – рассказал Алекс П. в интернет-рассылке, – Сам я родился на Северном Кавказе. Как-то приезжаю домой к родителям из Москвы на каникулы, а они меня спрашивают: «Ты не видел передачи «Очевидное-невероятное» с Капицей?» Якобы была передача, где рассказывалась следующая мистическая история.
Едет тепловоз ночью, и вдруг на стекле кабины, как на экране, возникает женщина в белом и машет рукой, как будто пытаясь остановить поезд. Испугавшись, машинисты останавливают поезд, выходят из кабины и недалеко от тепловоза находят связанного ребенка на рельсах. Расследование показало в дальнейшем, что ребенка на рельсы положил отец (или отчим), чтобы от него избавиться, а в женщине на стекле машинисты признали умершую мать этого ребенка.
Так вот, находились люди (правда в основном женщины) среди знакомых моих родителей, которые с пеной у рта доказывали, что они эту передачу видели собственными глазами. Потом, говорят, Капица удивлялся, что ему начинают приходить письма с какого-то одного региона с целью подтвердить, что передача с такой или похожей историей была. Правда сам я этого не видел».
Очень похожая, а может, и эта же (с учетом искажений при пересказе) история вкратце упоминается в письме на адрес передачи «Очевидное-невероятное», опубликованном еще в советские времена:
«Поезд шел по обычному рейсу. Вдруг машинист заметил женщину, которая махала ему платком. Он остановил поезд, но женщины не оказалось. Прошел немного дальше и увидел, что на рельсах лежат двое связанных детей. Мать их умерла, а мачеха решила от них избавиться. По описанию, женщина, махавшая платком, была мать этих детей. Мы очень просим вас разъяснить в следующей передаче, правда ли это?
Л. и В. Бабай, г. Купянск Харьковской обл.»
Писем на телевидение пришло столько, что Капице пришлось уделить этой теме несколько минут эфирного времени. Он всенародно опроверг «роящиеся слухи» и заверил, что привидений не бывает, попеняв зрителям на легковерность («Журналист», 1982, N 10, стр. 46)
Определенный «хвостик» мистической истории удалось обнаружить в письме покойного В. Б. Вилинбахова уфологу Г.Ф. Полковскому. Письмо было написано 18 июня 1981 года:
«…Прежде всего, отвечаю на вопросы. Слух о передаче «истории» с мертвой женщиной Капицей имел место и у нас. Следовательно, что-то было. Я также не встречал ни одного человека, который бы сам смотрел сию передачу. Получается в целом любопытная история! Все об этом украинском событии мы знали раньше, таковое зафиксировано в протоколах следствия и суда. Почему все выплыло сейчас, оказалось связанным с Капицей и т. п., мне совершенно непонятно…»
Если верить Вилинбахову (а причин не верить нет), то этот случай действительно произошел и был «зафиксирован протоколами». А при чем здесь Капица, остается непонятным.
Вот еще одно письмо ведущему программы «Очевидное – невероятное», опубликованное на страницах «Журналиста»:
«Уважаемый товарищ Капица!
В редакцию нашей газеты обратились читатели с письмом следующего содержания:
«По городу несколько недель ходят слухи, будто бы в одной из передач «Очевидное – невероятное» шел разговор о странном случае. Мужчина познакомился с девушкой и провел с ней вечер в ресторане. Пролил ей вино на платье – осталось пятно. Когда мужчина на следующий вечер зашел домой к девушке, то оказалось, что ее уже два года нет в живых. При разрытии могилы там обнаружили такое же платье с пятном. Экспертиза показала, что пятно поставлено недавно, в течение нескольких дней.
Мы в эту историю не верим, но ее можно услышать в столовой, в поликлинике, от друзей и т. п. Если это неправда, то откуда же выходят такие истории, в которые верит большинство?»
Мы решили подготовить редакционный материал о стихийных процессах передачи информации, где вместе с другими использовать и этот пример. Однако, чтобы избежать каких-нибудь недоразумений, просим вас сообщить: не было ли в передачах «Очевидное – невероятное» повода для возникновения подобных слухов?
С уважением,В. СИРИК, зав. отделом пропаганды газеты «Дзержинец»,г. Днепродзержинск Днепропетровской обл.»
Что это, свидетельство о той же или еще одной несуществующей передаче? И как вообще могли зародиться подобные слухи?
Я предполагаю, что материальная основа для таких слухов была. В определенном регионе (по-видимому, только на юго-западе Советского Союза – Северный Кавказ, часть Украины) по телевидению в передаче «Очевидное – невероятное» показали не то, что видели жители центральной России. Технических возможностей для этого было предостаточно (в те времена сигнал передавался только с вышек-ретрансляторов, соединенных кабелем с московским передающим центром; на всем протяжении кабеля и ретрансляционной техники был возможен перехват сигнала и ввод в эфир заранее смонтированной передачи). Цель? Это мог быть социологический эксперимент по изучению механизмов распространения слухов в обществе, поставленный КГБ, эксперимент по изучению влияния телевидения на народ или, наконец, просто отработка техники перехвата телесигнала. Мистическая тема для подмены передачи была выбрана очень удачно: она достаточно эмоциональна, чтобы на нее обратили внимание и начали рассказывать друг другу о необычной передаче, и в то же время ее было чрезвычайно легко в случае чего опровергнуть (видеотехники у народа в то время не имелось, записей остаться не должно). А то, что для лже-передачи были использованы реальные факты, еще отчетливее указывает на длинные руки андроповского ведомства.
Конечно, возможны и другие объяснения, но они отдают гораздо большей мистикой, чем само содержание поддельной передачи «Очевидное – невероятное».
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
«Главный телеученый» страны: очевидная и невероятная жизнь Сергея Капицы
Прямой, честный, неудобный — Сергей Петрович Капица всю жизнь был верен себе…
В конце тридцатых годов в Московской опытно-показательной школе № 32, где учились отпрыски советской элиты, произошел вопиющий случай.
В драке на перемене пострадали сыновья наркома Анастаса Микояна и племянник наркома Лазаря Кагановича. Ничего серьезного, обычная мальчишеская потасовка пятиклассников.
Вот только «агрессор», отвешивая тумаки, кричал при этом: «Бей наркомчиков!»
В ту эпоху за подобные вещи могло не поздоровиться и самому драчуну, и его родителям. Однако в данном случае обошлось: зачинщика просто перевели в другую школу.
Четыре десятилетия спустя мальчик Сережа Капица, наставивший синяков детям Микояна, станет известен всей стране как «главный телеученый», ведущий телепрограммы «Очевидное — невероятное».
Когда в начале семидесятых годов Сергея Петровича Капицу, к тому времени уже маститого ученого, пригласили на телевидение в качестве ведущего новой научно-популярной программы, он обратился за советом к одному из самых титулованных физиков СССР, академику Льву Арцимовичу.
Арцимович, хорошо относившийся к Капице, вздохнул и сказал: «Попробуйте. Но это вам дорого обойдется. Это обязательно скажется на отношении к вам коллег и разрушит вашу академическую карьеру».
Прогноз оказался точным: Капица вместе со своей программой обрел известность и популярность, но научный мир стал его считать не ученым, а популяризатором науки. В итоге до конца своих дней он так и не получил звание академика, чего по результатам своей научной деятельности, безусловно, заслуживал.
Отец, Пётр Капица, физик с мировым именем, телевизионные эксперименты сына тоже не одобрял, считая, что «его Сережа» занялся «легким жанром».
В 1978 году Капица-старший был удостоен Нобелевской премии по физике. Но год спустя Капица-младший получил премию Калинги: высшую награду ЮНЕСКО за исключительные достижения в области популяризации науки. Так была оценена деятельность Сергея Капицы в качестве ведущего программы «Очевидное — невероятное».
Сегодня под видом научного знания телевидение подсовывает гражданам то откровения астрологов, то сражения медиумов. В лучшем случае нам предлагают программы с научными опытами в стиле «давайте бросим дрожжи в унитаз и посмотрим, что получится».
Для Капицы такой подход был неприемлем. Он не собирался опускаться до уровня публики, а делал все, чтобы поднять знания о науке на принципиально новую высоту.
И у него это прекрасно получалось. Вместе Юрием Сенкевичем и Николаем Дроздовым Капица составлял ударную просветительскую тройку советского телевидения. Сенкевич отвечал за географию и частично историю, Дроздов — за биологию, а Капица брал на себя практически всю остальную область естественных наук.
Во субботу, чуть не плача,
Вся Канатчикова дача
К телевизору рвалась.
Вместо чтоб поесть, помыться,
Уколоться и забыться,
Вся безумная больница
У экранов собралась»
Песня Владимира Высоцкого «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное — невероятное» из сумасшедшего дома» — тоже яркий показатель того, насколько высок был уровень популярности программы.
Капица не боялся обсуждать в программе не только серьезные темы, но и околонаучные теории и загадки, например, так называемую «тайну Бермудского треугольника». Однако энтузиастам таких тем приходилось несладко: ведущий давал им высказаться, но тут же жестко оппонировал, разнося в пух и прах все их якобы «достоверные факты».
Выпуск, который вдохновил Высоцкого, как раз был посвящен Бермудскому треугольнику, и в нем Капица наголову разбил Владимира Ажажу, которого впоследствии назовут «отцом отечественной уфологии». «Краснобаем и баламутом», по версии Высоцкого, Ажажа стал выглядеть благодаря профессионализму ведущего, наглядно показавшего, чем настоящая наука отличается от псевдонаучной деятельности.
Страшно подумать, что бы сказал бы Сергей Петрович, если бы увидел на ТВ программу, в которой без всякой критики высказываются «сторонники плоской Земли».
В одном из своих последних интервью, которое он дал «Аргументам и Фактам», Капица говорил: «Я несколько лет назад, выступая на заседании правительства, сказал: «Если мы будем продолжать такую политику в отношении средств массовой информации, то воспитаем страну дураков. Вам будет проще этой страной править, но будущего у этой страны не будет». Поднимал я и вопрос об ответственности за распространяемую информацию на заседании Академии российского телевидения. На меня зашикали: «Это же цензура! Как ты смеешь такое говорить?!» В конце концов я вообще перестал туда ходить: бессмысленно».
Капица начинал работать на телевидении, когда им руководил Сергей Лапин, человек, «похоронивший» не один проект и безжалостно отлучавший от эфира тех, кто, по его мнению, не вписывался в «генеральную линию».
Но на программе «Очевидное — невероятное» это практически не отражалось. Единственная потеря — из знаменитого пушкинского эпиграфа, открывавшего передачу, вырезали последнюю строчку «И случай, бог изобретатель». Слово «бог» на советском ТВ считалось крамольным.
Об остальном Капица говорил так: «Когда я начинал свою работу на телевидении, тогда всякая публикация в области науки сопровождалась подробными актами экспертизы: что, мол, мы не выдаём секретных сведений. Меня вызвал Сергей Лапин, тогда председатель Гостелерадио, и объяснил: «Сергей Петрович, мы с вас этих экспертиз требовать не будем. Вы должны сами отвечать за то, что говорите. А мы будем смотреть». Этим я и руководствовался».
«Очевидное — невероятное» — едва ли не единственная программа, которая пострадала не от советской цензуры, а от постсоветской вседозволенности. В начале девяностых телевизионное начальство начало намекать Капице: публике, мол, сейчас нужно не про физику ядра рассказывать, а про зомби, НЛО и телекинез. Профессор Капица вежливо, но твердо пояснил: с этим к нему обращаться не стоит. Кандидаты в экстрасенсы, контактеры с инопланетянами его просто побаивались, поскольку он умело выводил их на чистую воду.
В итоге программа хоть и продолжала существовать вплоть до смерти Капицы, но кочевала с канала на канал и попадала на самое нерейтинговое время. А в прайм-тайм в это время публике скармливали очередную гадалку в восьмом поколении.
Прямой, честный, неудобный — Сергей Петрович Капица всю жизнь был верен себе. За несколько месяцев до смерти, будучи тяжелобольным, в интервью «АиФ» он сказал: «После перестройки мы стали думать, что всё измеряется деньгами: я дам учёному миллион долларов, если через неделю он мне принесёт два. Но в науке так дела не делаются! Вы дайте сегодня миллион, а через 100 лет этот миллион стране принесёт миллиард. Но все хотят быстрых денег… Но поймите: цель жизни не в выгоде. Купить себе ещё одну яхту? Можно. Но зачем? Опыт показывает, что насыщение наступает очень быстро. Наши олигархи, к сожалению, ещё не выросли из своих коротеньких штанишек, поэтому им хочется ещё и ещё богатств. Они берут и берут…»
Очевидное — невероятное
Очевидное — невероятное
С 24 февраля 1973 по н.в [1]
В советское время программа «Очевидное-невероятное», ориентированая на широкую аудиторию, имела сравнительно высокую, для научно-образовательных программ, популярность.
24 февраля 2008 года программе исполнилось 35 лет.
В 1980 году создатели программы Сергей Петрович Капица и Лев Николаевич Николаев получили Государственную премиию СССР за программу «Очевидное — невероятное».
Интересные факты
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух:
И опыт — сын ошибок трудных,
И гений — парадоксов друг,
При этом опускалась последняя строчка — «И случай, бог изобретатель».
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Очевидное — невероятное» в других словарях:
Очевидное — невероятное … Википедия
Очевидное-Невероятное (телепрограмма) — Очевидное Невероятное Жанр научно популярная программа Ведущий Сергей Петрович Капица Страна производства СССР, Шаблон:Флагификация/РФ … Википедия
Очевидное-Невероятное — Жанр научно популярная программа Ведущий Сергей Петрович Капица Страна производства СССР, Шаблон:Флагификация/РФ … Википедия
Очевидное-невероятное — Жанр научно популярная программа Ведущий Сергей Петрович Капица Страна производства … Википедия
Очевидное — невероятное — Название научно популярной телепередачи советского телевидения, которая впервые вышла в эфир 24 февраля 1973 г. Иносказательно: нечто, во что верится с трудом, чего, казалось бы, быть не может, но что является тем не менее реальным фактом.… … Словарь крылатых слов и выражений
Москва в XXIII веке — Реверс карточки № 1 с изобр … Википедия
Наука и техника (современный журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наука и техника (значения). Наука и Техника обложка журнала … Википедия
Наука и техника (журнал, Харьков) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наука и техника (значения). Наука и Техника … Википедия
Наука и техника (журнал) — Наука и Техника обложка журнала Наука и техника Специализация: научно популярный, технический Периодичность выхода: ежемесячно Сокращенное название: НиТ Язык: русский Адрес … Википедия
Наука и техника (украинский журнал) — Наука и Техника обложка журнала Наука и техника Специализация: научно популярный, технический Периодичность выхода: ежемесячно Сокращенное название: НиТ Язык: русский Адрес … Википедия