Что такое оид в эцп
Объектные идентификаторы области использования ключа
Объектные идентификаторы (OID) определяют отношения, при осуществлении которых электронный документ, подписанный ЭЦП, будет иметь юридическое значение.
OID, зарегистрированные в Удостоверяющем центре, включаются состав следующих расширений сертификата ключа подписи: Key Usage (использование ключа), Extended Key Usage (расширенное использование ключа), Application Policy (политики применения сертификата).
В каждый сертификат издаваемый нашим Удостоверяющим центром включаются следующие OID:
Остальные объектные идентификаторы включаются в издаваемый сертификат на основании Заявления на изготовление сертификата ключа подписи.
Перечень объектных идентификаторов используемых в различных информационных системах
Текст ограниченной лицензии КриптоПро CSP
Ограниченная лицензия на использование любого экземпляра программы для ЭВМ СКЗИ «Крипто-Про CSP» версии 3.6 для использования с ключом электронной подписи (закрытым ключом электронной цифровой подписи) соответствующего сертификата ключа проверки электронной подписи (сертификата ключа подписи) жителями города Москвы, работниками органов исполнительной власти города Москвы и работниками иных учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность в интересах органов исполнительной власти города Москвы и/или участвующих в процессах оказания государственных услуг и/или исполнения государственных функций с использованием современных технологий
Электронная подпись для торгов. Что это такое, зачем она нужна и как получить?
Электронная цифровая подпись или ЭЦП – современный способ идентификации в интернете. Электронные подписи разных видов позволяют как просто авторизоваться на государственном портале, так и придать электронному документу юридическую значимость.
Государственные и коммерческие закупки в электронной форме не обошли стороной такой способ подписания документов, поэтому цифровые подписи активно используются для участия в тендерах.
Более того, ЭЦП сейчас должна быть у каждого участника закупок, ведь именно с её помощью регистрируются в ЕИС, отправляют заявки на участие, участвуют и подписывают контракты.
Конечно, при желании можно найти и процедуры на бумажных носителях, так называемые конверты, и закупки коммерческого сектора без требований наличия цифровой подписи. Да что уж там, есть даже ЭТП, где вообще не нужна цифровая подпись! Но стоит ли создавать себе такие ограничения, учитывая, что получить ЭЦП не так сложно?
Какими бывают ЭЦП
Видов электронной подписи не так много, запутаться не получится :). Различаются они по уровню юридической значимости.
Простая электронная подпись — по сути это привычные логин и пароль, которые мы используем в интернете для аутентификации, получения госуслуг и проведения банковских операций. Такая подпись, разумеется, не подходит для подписания документов, так как не имеет юридического значения и не отслеживает последующие изменения в файле.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись — уже более серьёзный вариант! Такая ЭЦП создаётся при помощи криптографии – специального механизма шифрования данных. Чаще всего неквалифицированная подпись используется во внутреннем документообороте и позволяет отследить, изменился ли документ после подписания.
Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП) – представляет собой, фактически, аналог рукописной подписи или печати компании. Документы, подписанные такой ЭЦП, обретают правовую силу и используются, как раз таки, в госзакупках. Регистрация в ЕИС, отправка заявки, отправка ценового предложения и заключение контракта – далеко не полный список вариантов применения КЭП. Эта подпись генерируется с помощью сертифицированных криптографических механизмов, что гарантирует максимальную защищенность и возможность отследить изменения в подписанной документации.
Помимо этих, основных видов, существует ещё один интересный вариант – облачная квалифицированная электронная подпись или ОКЭП. Такая ЭЦП обладает тем же функционалом, что и КЭП, только находится на сервере удостоверяющего центра, в котором её получили.
Вся информация, содержащаяся в обычных ЭЦП, хранится на токене – небольшой флешке. Поэтому, чтобы ей воспользоваться, необходимо подключить сам токен к компьютеру. ОКЭП позволяет забыть о физическом носителе, что делает возможным подписание необходимых документов хоть с мобильного телефона!
Что такое сертификат электронной подписи?
Для того, чтобы воспользоваться токеном, необходимо иметь сертификат электронной подписи. Именно он гарантирует юридическую силу ЭЦП и её принадлежность конкретному человеку. Существует сертификат как в бумажном, так и в электронном виде.
В зависимости от удостоверяющего центра, срок действия сертификата может отличаться. Самым популярным вариантом является годовой, но существуют как на 3 месяца и 6 месяцев, так и на 15 месяцев.
Сертификат содержит информацию о владельце, выпустившем ЭЦП удостоверяющем центре, а также информацию об области применения.
Кстати об областях применения! Для работы на конкретных ЭТП, необходимо наличие специальных расширений в сертификате – идентификаторов OID. Удостоверяющий центр вносит их при выпуске новой КЭП, а также по запросу в уже имеющуюся. Одна цифровая подпись может содержать несколько расширений, поэтому нет необходимости выпускать много для разных площадок.
Некоторые центры при выпуске предлагают заготовленные тарифы – наборы идентификаторов для ЭТП. Они бывают отдельными для госзакупок, коммерческих тендеров, торгов по банкротству, а также универсальными.
Так что при оформлении электронной подписи лучше заранее подумать, какие именно площадки вам понадобятся, чтобы не переплачивать за лишние.
Как получить ЭЦП
Оформление, как правило, не занимает много времени – до трёх рабочих дней. Практически весь срок уходит на проверку удостоверяющим центром данных, которые Вы предоставите. Это очень ответственный этап.
При разных обстоятельствах требуемые документы могут отличаться, так что внимательно подходите к этому моменту, чтобы не потерять лишнее время.
Чтобы воспользоваться подписью, после получения сертификата, необходимо приобрести носитель (токен), а также программу для проверки и защиты ЭЦП.
Последним подготовительным этапом станет запись подписи (сертификата) на сам носитель. Сделать этом можно разными способами – в личном кабинете удостоверяющего центра, через программу для проверки и защиты ЭЦП и при помощи встроенных средств Windows.
Как пользоваться ЭЦП
Данный этап имеет множество нюансов и вариантов дальнейших действий. Такие факторы как системное ПО, браузер, местоположение и другие, могут и будут непосредственно влиять на порядок подписания документов.
Если опустить все эти особенности, то процедура выглядит так:
Электронная подпись — виды, способы применения и получения
Электронная подпись (ранее ЭЦП) — собственноручная подпись в электронном виде, которой можно подписывать документы. Федеральный закон №63‑ФЗ от 06.04.2011 определил три вида электронных подписей: простую, неквалифицированную и квалифицированную. У них разный уровень защиты и юридической значимости, так что применяются они в разных ситуациях.
Простая электронная подпись
Простая ЭП — это логин/пароль или код из СМС, которые вы вводите для авторизации в интернет‑магазине, портале «Госуслуги» или внутренней корпоративной сети, подтверждая свою личность. Простая электронная подпись имеет юридическую силу при оказании страховых, государственных и муниципальных услуг, а также если участники документооборота договорятся о ее признании.
Неквалифицированная электронная подпись
Неквалифицированная ЭП — это зашифрованная комбинация символов, которая подтверждает личность пользователя и позволяет обнаружить внесение изменений в документ после его подписания. Подходит для внутреннего документооборота и работы на портале nalog.ru. Оформляется самостоятельно или в удостоверяющем центре. Документ, подписанный неквалифицированной ЭП, получает юридическую значимость, если имеется указание закона или достигнута договоренность между сторонами.
Квалифицированная электронная подпись
В чем заключаются самые важные отличия электронных подписей?
Как узнать, какая у вас подпись?
Если у вас есть только физический носитель электронной подписи, то это означает, что перед вами неквалифицированная или квалифицированная ЭП.
Чтобы узнать, какая именно, позвоните в техподдержку удостоверяющего центра. Если вы получали подпись в УЦ «Тензор», сообщите специалисту техподдержки ваш ИНН и он подскажет тип ЭП.
Когда и какую электронную подпись использовать
Простая электронная подпись подойдет любым физическим лицам, которые пользуются интернет‑сервисами для покупок товаров и услуг, управления средствами в банке. Может использоваться для оплаты штрафов ГИБДД и получения некоторых услуг на портале «Госуслуги».
Неквалифицированная электронная подпись нужна сотрудникам компаний для обмена документами с партнерами и внутреннего документооборота (для подписания приказов, инструкций, заявлений, справок). Используется для работы в личном кабинете налогоплательщика.
Квалифицированная электронная подпись требуется всем, кто сдает отчетность в ФСС, ФНС, ПФР и другие государственные органы, подписывает договоры с контрагентами, участвует в госзакупках и других видах торгов. С помощью квалифицированной ЭП можно зарегистрировать онлайн‑кассу в ФНС, подать в суд или заключить трудовой договор с удаленным сотрудником без личной встречи.
Квалифицированная электронная подпись универсальна, она подходит для работы на большинстве площадок. Однако некоторые торговые площадки предъявляют дополнительные требования к электронным подписям. Например, чтобы в сертификате подписи был объектный идентификатор (OID), содержащий дополнительную информацию о владельце ЭП и его полномочиях. В «Тензоре» выдадут ЭП для любой торговой площадки.
Каждый человек может пользоваться одной или несколькими электронными подписями. Каких‑либо ограничений по количеству и разнообразию используемых ЭП нет.
Что нужно для получения электронной подписи
1. Создать заявку на получение подписи одним из трех способов:
2. Забрать готовую подпись
Если вы подавали заявку дистанционно, в назначенный день придите в УЦ и предоставьте оригиналы документов, чтобы удостоверить личность. Менеджер сверит с приложенными сканами и, если все верно, выпустит квалифицированный сертификат электронной подписи и выдаст вам полностью готовый к использованию носитель.
Где получить ЭЦП
Что еще может потребоваться для работы с ЭЦП
Средство криптографической защиты информации (СКЗИ) — программа, отвечающая за работу с подписью и шифрование документов. Стоимость от 1 200 рублей.
Носитель — защищенное устройство в виде USB‑флешки, на которое устанавливается сертификат электронной подписи. Записать КЭП на обычную флешку нельзя. Стоимость от 1 400 рублей.
Виды носителей:
Частые вопросы
Какие документы нужны для выпуска подписи?
В соответствии с п.2 статьи 18 Федерального закона № 63‑ФЗ удостоверяющий центр для выпуска подписи потребует следующие документы:
Как заверить копии документов?
Физические лица должны заверять копии документов для получения подписи только нотариально. Если вы находитесь на территории другой страны, заверить копии можно в консульстве РФ.
Юридические лица и ИП могут заверять копии самостоятельно. Если у организации или ИП есть печать, заверить копии может любой сотрудник компании. Для этого на копии необходимо указать:
Копия многостраничного документа может быть заверена двумя способами:
Сменился руководитель — что делать?
В этом случае потребуется выпустить новый ключ электронной подписи, а старую — аннулировать, обратившись к своему менеджеру в удостоверяющем центре.
Как отозвать подпись?
Обратитесь к менеджеру вашего удостоверяющего центра. Он оформит заявку на отзыв и отправит вам заявление на подпись. Если вы работаете в СБИС, то заявку на отзыв вы можете отправить самостоятельно.
Как продлить подпись?
Если вы получали ЭП в удостоверяющем центре «Тензор», то получите автоматическое напоминание со ссылкой на заявку для продления ЭП. Кликните по заявке и следуйте подсказкам системы.
Продлить можно только действующую ЭП. Если ее срок уже закончился, придется выпускать новую.
На каких носителях разрешено выпускать подпись?
Носителями могут быть: защищенный флеш‑накопитель (JaCarta‑2, Рутокен, Рутокен ЭЦП 2.0 и др.), флеш‑накопитель и реестр.
Кроме этого такие устройства:
Как проверить сертификат ЭЦП?
Проверить подлинность сертификата электронной подписи можно на нашем сайте по серийному номеру или по данным владельца.
Требования к КЭП в 2020 году
Отмена OID
В статье 17 часть 2.1 Закона указано: операторы государственных и муниципальных информационных систем не вправе требовать наличие в квалифицированном сертификате электронной подписи информации, которая не является обязательной, относительно предписанных Федеральным законом №63-ФЗ. Эта статья фактически вводит запрет электронным торговым площадкам, а также иным, обозначенным в Законе, информационным системам, требовать внесения объектного идентификатора OID в состав КЭП.
Это подразумевает, что для работы на ЭТП, а также муниципальных и государственных порталах, будет достаточно использовать квалифицированную электронную подпись, созданную аккредитованным удостоверяющим центром в соответствии с требованиями Закона. Нововведение способно значительно упростить процесс торгов для участников закупок.
На данный момент крупные электронные торговые площадки постепенно отказываются от использования OID, например, ЭТП ГПБ уже упразднила необходимость дополнительных расширений в составе подписи. У остальных площадок также наблюдается тенденция отказа от объектных идентификаторов.
В свете этих событий наличие обширного списка OID, в составе квалифицированного сертификата электронной подписи, более не является определяющим критерием при выборе КЭП. Более значимыми становятся сервисное обслуживание и технологические решения, которые способен предоставить удостоверяющий центр для оформления, получения и использования электронной подписи.
Как выбрать надёжный УЦ
Первое, на что необходимо обратить внимание при оформлении или продлении электронной подписи, это соответствие удостоверяющего центра нормам и требованиям законодательства. После вступления в силу поправок далеко не все УЦ отвечают заданным стандартам. В первую очередь это касается аккредитации и уставного капитала.
Процедура аккредитации УЦ была усложнена. С 01 января 2021 года вступает в силу часть 5.1, статьи 16 Закона – УЦ будут обязаны проходить двухступенчатую аккредитацию. Министерство цифрового развития будет принимать решение о соответствии удостоверяющего центра требованиям Закона, после чего направлять соответствующее заключение в правительственную комиссию, уполномоченную на принятие решения об аккредитации удостоверяющих центров.
Минимальный объем собственных средств удостоверяющего центра увеличен. Законодательно установлено, что у претендента на получение аккредитации размер собственных средств должен составлять не менее 1 миллиарда рублей. Как считают авторы законопроекта, такие меры позволят избавить рынок электронной подписи от участия в нем недобросовестных УЦ. Удостоверяющий центр ЭТП ГПБ Консалтинг уже ранее сообщал об увеличении уставного капитала до 1 410 010 000 рублей.
Отмена получения КЭП по средством курьерской доставки
Новой редакцией закона устанавливается исключительно личная явка в УЦ в целях создания и получения квалифицированного сертификата. Теперь нельзя прислать в УЦ курьера с документами или за получением сертификата либо родственника по доверенности – владелец сертификата должен лично представить удостоверяющему центру свои документы, расписаться в получении сертификата.
Получение электронной подписи без визита в УЦ
Поправками также предусмотрены дополнительные способы подтверждения личности заявителя при получении квалифицированного сертификата без личной явки в УЦ:
По второму пункту Министерством цифрового развития и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения информации должны быть разработаны дополнительные документы, определяющие порядок защиты информации, создания и выдачи квалифицированного сертификата, а также требований к средствам УЦ, с помощью которых будет осуществляться передача такой информации. Без этих документов фактическое применение указанных технологий невозможно.
Электронная подпись для руководителя
В настоящий момент руководители организаций по-прежнему могут получать квалифицированные сертификаты для юридического лица в коммерческих УЦ. Однако, теперь для подтверждения своих полномочий им потребуется предоставлять в удостоверяющий центр соответствующий документ: приказ (выписку) о назначении в должность либо решение о назначении в должность.
Какая информация будет отображаться в квалифицированном сертификате ключа электронной подписи юридического лица:
Как получить электронную подпись
И в каком случае какой вид пригодится
Электронная подпись (ЭП) — то же самое, что обычная подпись, но в электронном виде. Она приравнивает любой электронный документ к бумажному оригиналу.
Что такое электронная подпись
По сути подпись — это специально сгенерированный файл с цифрами, который крепится к электронному документу. Этот файл отвечает на три главных вопроса:
Раньше еще использовали термин «электронная цифровая подпись», но сегодня он устарел — в законе теперь пишут «электронная подпись»
Электронная подпись гарантирует, что документ подписал владелец электронной подписи. А неквалифицированная и квалифицированная подписи покажут, изменился ли документ после подписания.
Зачем нужна электронная подпись
Электронная подпись понадобится тем, кто собирается использовать в работе электронные документы, сдавать отчетность и получать услуги в интернете.
Вот как используют электронную подпись юридические лица:
А вот что могут сделать с электронной подписью обычные граждане:
Обычно физлица делают электронную подпись, чтобы передавать документы госслужбам — например, удаленно подают заявление на регистрацию по месту жительства или отправляют иск или доверенность в суд. Но на самом деле электронная подпись может заменить рукописную в любых случаях. Вот как, к примеру, ее можно использовать:
О том, как еще обычный человек может использовать электронную подпись на практике, мы рассказывали в другой статье.
Как устроена ЭП
Просмотреть подпись можно с помощью сертификата открытого ключа — электронного документа, в котором есть следующая информация:
Программа СКЗИ проверяет хэш-сумму и сравнивает ее с содержанием документа. Если все совпало, документ не меняли и подпись цела. Несовпадения означают, что документ изменили после того, как подписали. Тогда подпись автоматически считается недействительной и документ теряет юридическую силу.
Виды ЭП и их отличия
В законе описаны несколько видов электронной подписи: простая, неквалифицированная и квалифицированная.
Простая электронная подпись самая доступная. Это логин и пароль, которые подтверждают, что пользователь авторизовался в системе. C помощью этой подписи можно подтвердить обращение в органы власти или подписать заявку на услугу. Еще ей можно пользоваться во внутреннем документообороте компании и подписывать служебные письма.
Например, вы заходите в мобильный банк при помощи логина и пароля или подтверждаете оплату в интернете кодом из смс. По условиям договора с банком такая подпись равнозначна обычной подписи.
Простая электронная подпись уязвима, поэтому ее применяют не везде. Если вы работаете с имущественными и финансовыми документами, то лучше ее не использовать. Она подтвердит, что документ подписали, но не гарантирует, что его не меняли и что его подписал нужный человек. Это будет проверять арбитражный суд, если возникнет спорная ситуация.
Эту подпись используют в электронном документообороте. Ей подписывают договоры, контракты и агентские отчеты, но только если стороны заключили соглашение о доверии таким подписям и электронным документам.
Неквалифицированные подписи можно генерировать внутри компании или сервиса с помощью бесплатных инструментов. Государство не может контролировать неквалифицированную подпись: ее может выдать кто угодно, ей может владеть кто угодно и она не защищена средствами, которым доверяет государство. Именно поэтому в судебных инстанциях не принимают такие подписи.
Целостность подписи проверяют двумя способами:
Так определяют, что подпись не была утеряна, украдена или просрочена, когда ее использовали.
Сертификат квалифицированной подписи необходимо обновлять каждый год: помнить, когда она перестает действовать, и вовремя заказывать перевыпуск.
У квалифицированной подписи есть два важных преимущества.
Взломать квалифицированную подпись практически невозможно — это потребует слишком больших вычислительных ресурсов. Если вы потеряете закрытый ключ, по вашему сигналу удостоверяющий центр отзовет сертификат — подписывать документы с его помощью будет нельзя.
Ее можно использовать в любых операциях с электронными документами. Ей доверяют арбитражный суд и налоговая служба, поэтому чаще всего ей подписывают электронные счета-фактуры, налоговые декларации и договоры.
Где можно использовать электронную подпись
Простая | Неквалифицированная | Квалифицированная | |
---|---|---|---|
Внешние и внутренние электронные документы | + | + | + |
Документооборот с физическими лицами | + | + | + |
Госуслуги | + | — | + |
Документы для ИФНС в личном кабинете налогоплательщика | — | + | + |
ПФР и ФСС | — | — | + |
Арбитражный суд | — | — | + |
Как начать работать с квалифицированной электронной подписью
Чтобы начать работать с электронной подписью, необходимо подготовить свое рабочее место и приобрести сертификат подписи. Сертификат выдают быстро — в течение часа.
Еще для работы с квалифицированной подписью надо будет установить программу для криптозащиты информации (СКЗИ). Самые распространенные средства криптозащиты в России — это «Криптопро CSP», Signal-com CSP, «Лисси CSP», Vipnet CSP. Все они примерно одинаковые.
Какое конкретно СКЗИ потребуется и какие настройки будут нужны, вам скажут в удостоверяющем центре или МФЦ.
Как приобрести подпись юридическому лицу и ИП
Юридические лица получают квалифицированные сертификаты подписи в удостоверяющем центре или МФЦ.
Найти удостоверяющий центр можно в списках аккредитованных центров на сайте Минкомсвязи или на сайте e-trust.gosuslugi.ru. Выбирайте тот центр, у которого есть филиал в вашем городе. Удаленно электронную подпись получить нельзя, придется идти за подписью лично.
Чтобы получить электронную подпись, вам потребуются следующие документы:
Если подпись получает представитель, ему дополнительно потребуются:
Когда вы подпишете заявление, надо будет оплатить счет. Лучше платить наличными или банковской картой. Если будете платить банковским переводом, вам придется ждать, когда оплата пройдет. Срок ожидания зависит от того, как быстро банк обработает платеж: можно прождать несколько минут, а можно и несколько дней.
Как приобрести подпись физическому лицу
Обычные граждане могут пользоваться любой подписью — простой, неквалифицированной и квалифицированной. Как правило, простая подпись используется для авторизации на госуслугах, где можно заказывать информационные услуги в электронном виде. Неквалифицированной подписью можно пользоваться по договоренности для обмена документами с юридическими лицами. А с помощью квалифицированной подписи получают госуслуги, связанные с имущественными операциями. Например, ею можно подписать договор купли-продажи квартиры и подать его на государственную регистрацию. Или оформить юрлицо без посещения налоговых органов, назначить его директора и других должностных лиц.
Физическим лицам проще всего получить подпись в ближайшем МФЦ: рядом может не быть удостоверяющих центров, а МФЦ найдется всегда. Для этого надо записаться на прием и подготовить следующие документы:
Расходы на электронную подпись в Москве для физических лиц — 2150 Р
Токен | 1200 Р разово |
Электронная подпись | от 950 Р в год |
Программа СКЗИ | 0 Р |
Расходы на электронную подпись в Москве для юридических лиц — 2700—3600 Р
Токен | 1200 Р разово |
Электронная подпись | от 1500 Р в год |
Программа СКЗИ | 0 Р или коммерческая СКЗИ на выбор от 900 Р |
Как подписать документ электронной подписью
Например, так работает процесс подписания с помощью программы « Крипто-АРМ »:
Документы « Микрософт-офис » подписать еще проще:
Инструкция по установке ЭП на сайте поддержки Микрософт
Документы можно подписывать в электронной почте и облачных хранилищах — например, в «Дропбоксе» и на «Яндекс-диске». Для этого нужно установить специальное расширение для браузера. Такое расширение добавляет в интерфейс вашего файлового хранилища кнопку «Подписать».
В « Гугл-докс » плагины для электронной подписи можно найти во вкладке «Дополнения».
Как проверить подлинность подписи
Чтобы проверить подлинность подписи и неизменность документа, воспользуйтесь любым из бесплатных сервисов:
Можно ли передать подпись другому
Теоретически можно. По закону вы должны не допускать того, чтобы подпись попала в чужие руки без вашего согласия. Получается, другой человек может использовать вашу подпись, если вы согласились на это. Но ответственность за любой подписанный документ все равно несет владелец подписи.
Что делать, если потеряли электронную подпись
Если вы потеряли ключ от подписи или его украли, сразу обратитесь в удостоверяющий центр или МФЦ, который выдавал вам сертификат. Центр отзовет ваш сертификат, чтобы его не могли использовать мошенники. Еще обязательно сообщите об этом контрагентам, чтобы они знали, что вашей утерянной подписью могут воспользоваться злоумышленники.
Восстановить утерянный сертификат или ключ ЭП невозможно. Нужно получать новый: собирать документы и идти в удостоверяющий центр.
Как перевыпустить сертификат
Срок действия сертификата электронной подписи — год. Когда он подойдет к концу, выпустите новый сертификат. Для этого обратитесь с заявлением в удостоверяющий центр или МФЦ. Если в документах ничего не изменилось, нести их снова не нужно. Если какие-то документы поменялись, нужно принести оригиналы только этих документов.
Минутка технического занудства (слабонервным лучше сразу в конец пролистать, там чуть веселее):
> «В итоге она создаст уникальное сочетание данных документа — хэш-сумму. Уникальным оно будет благодаря закрытому ключу — особой последовательности символов, которая формирует файл подписи.»
Теперь немного про ключи и зачем нужны:
(Увы, весь пост не влез, продолжение ниже)
Итак, как все таки работает электронная подпись?
Parmigiano, это самое понятное описание принципов криптографии открытого ключа, которое я видел. Спасибо огромное!
Parmigiano, отличный сторителлинг. И спасибо за разъяснение! Немного поправим текст в части описания закрытого ключа. А то в ходе редакторских правок и попыток написать все понятным языком чуть упустили техническую точность.
Павел, да вы жёстко всё упустили. После этого начинаешь сомневаться, а корректны ли статьи ТЖ по другим тематикам, где я не специалист. Умилительно наблюдать столь скромную оценку труда Parmigiana, который является лучшим описанием принципов работы ключей для шифрования и контроля целостности простыми словами 😐