Что такое оксо в профстандартах
Классификатор ОКСО
ОКСО — Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
ОКСО – аббревиатура, образованная от Общероссийского классификатора специальностей по образованию, включающего в себя разработанные Министерством образования РФ перечни различных видов специальностей, получаемых по результатам окончания высших и средних профессиональных учебных заведений.
Для справки | |
---|---|
Аббревиатура | ОКСО |
Обозначение | ОК 009-2016 |
Введение | 01.07.2017 (Приказ Росстандарта от 8 декабря 2016 г. №2007-ст) |
По-английски | Russian Classification of Professions by Education |
Сфера применения
Классификатор специальностей по образованию был разработан Министерством образования РФ в соответствии с положениями Закона РФ «Об образовании».
Назначение ОКСО состоит в упрощении и унификации обработки информации, так или иначе связанной:
Структура ОКСО
По сути ОКСО – это сборник кодов, включающих в себя:
Кодовое обозначение каждого объекта разделяется на ряд кодовых блоков, включающих в себя:
В свою очередь идентификационные блоки делятся на общие группы специальностей и направлений и раздельные группы специальностей и направлений подготовки. Общие группы представляют собой широкую область образования, а специализированные – более узкое направление образования либо конкретную профессиональную отрасль.
Структура кода состоит из шести цифр ряда от 0 до 9, где:
Блок дополнительных сведений включает в себя информацию, касающуюся квалификации, полученной по результатам обучения.
Графа один блока дополнительной информации включает в себя код, а графа вторая – квалификацию по двум разрядам. Сами разряды, в свою очередь, диверсифицируются по ряду признаков, с присвоением каждому признаку собственного цифрового обозначения квалификации специалиста.
Так, разряд 1 имеет следующие квалификации:
Разряд 2 конкретизирует квалификации разряда 1, то есть указывает уровни каждой квалификации.
Так, для среднего профессионального образования предусмотрены следующие уровни:
Для высшего образования предусмотрены следующие уровни:
При необходимости дополнительного кодирования используется 8-значный код, который присоединяется к шестизначному коду.
В качестве примера приведены коды, относящиеся к специалистам, получившим высшее образование на факультете геодезии и землеустройства:
Итак, специалист с кодом 12010062 – это бакалавр техники по направлению «Геодезия», а специалист с кодом 12010068 – магистр техники по направлению «геодезия».
Если развить пример с геодезией дальше, то в соответствии с ОКСО код 120101 – это специальность «Прикладная геодезия». Соответственно:
Как понять, соответствует ли образование работника профстандарту?
Важным вопросом, который волнует сегодня тех, кто переходит на профстандарты является то, как сопоставить образование работника и требуемое образование в профессиональном стандарте.
Почти в каждом профессиональном стандарте указано наименование направления (специальности), требуемое для выполнения данного вида работ.
Напомним, что направление указывается в дипломах бакалавра или магистра, специальность в дипломах специалистов.
Для удобства обозначения направлений (специальностей) образования используется Общероссийский классификатор специальностей образования (ОКСО).
Например, профессиональный стандарт «Бухгалтер», 5-й уровень квалификации, обобщенной трудовой функции 3.1 ссылается на ОКСО 38.00.00 укрупненной группы «Экономика и управление»:
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Служащие по бухгалтерским операциям и учету
Бухгалтер (средней квалификации)
Экономика и управление
Ищем в ОКСО соответствующую позицию в разделе II«Специальности среднего профессионального образования» под кодом 38.
Экономика и управление
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Страховое дело (по отраслям)
Операционная деятельность в логистике
Коммерция (по отраслям)
Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Соответственно к работе бухгалтера по Обобщенной трудовой функции 3.1 допускается работник, имеющий образование по направлениям из вышеприведенной таблицы.
Тогда мы сравниваем направление (специальность) в дипломе у нашего бухгалтера с требуемым по профстандарту, и делаем выводы о его соответствии требованиям профессионального стандарта.
И подобным образом можно сопоставить наименование направления или специальности по диплому об образовании с требованиями профессионального стандарта для любого сотрудника.
Рассмотрим еще пример.
Профессиональный стандарт «Специалист по организации капитального ремонта многоквартирного дома».
Для выполнения Обобщенной трудовой функции 3.1 предусматриваются следующие виды образования по ОКСО:
Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Сервис домашнего и коммунального хозяйства
В данном случае нам даны прямо сразу названия направлений, которые должны быть прописаны в дипломе у соискателя, что упрощает задачу.
Именно такие разделы присутствуют в разделе II«Специальности среднего профессионального образования».
Но не все профстандарты такие. Часто кадровику или самому соискателю должности необходимо сверять код профессионального стандарта с кодом ОКСО, так как расшифровки направлений в профстандарте не прописаны.
Что такое оксо в профстандартах
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Russian classification of professions by education
Дата введения 2017-07-01
Предисловие
РАЗРАБОТАН Министерством образования и науки Российской Федерации
ПРЕДСТАВЛЕН Министерством образования и науки Российской Федерации
ВНЕСЕН Управлением развития информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Введение
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.
ОКСО предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.
ОКСО основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ОКСО вводится взамен ОКСО ОК 009-2003, а также Общероссийского классификатора начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95.
ОКСО используется при решении задач, связанных с:
— регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
— определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;
— регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;
— регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.
ОКСО включает в себя следующие разделы:
Профессии среднего профессионального образования;
Специальности среднего профессионального образования;
Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.
Под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы. Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.
Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования. Под областью образования понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.
ОКСО содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.
В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:
1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.
После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.
Коды области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО.
Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.
При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение «00».
При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.
— математические и естественные науки;
— инженерное дело, технологии и технические науки;
— здравоохранение и медицинские науки;
— сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
— образование и педагогические науки;
— искусство и культура;
— оборона и безопасность государства. Военные науки.
Как расшифровать коды ОКСО и понять, соответствует ли образование работника требованиям профессионального стандарта
Если вы задались целью понять, соответствует ли ваш образовательный ценз профессиональным стандартам (а это необходимо в некоторых случаях, например в рамках Постановления Правительства
№ 584), то нужно выполнить следующие шаги.
1. Определяемся с профессиональным стандартом. Профстандарт пишется на вид деятельности, поэтому мы отталкиваемся от того, что делает работник, когда выбираем профстандарт (а не от должности, как думают многие).
Может возникнуть ситуация, когда работник выполняет функции, подходящие под два (или более) профстандарта, и тогда он должен соответствовать по образовательному цензу всем этим профстандартам.
2. Профстандарт, как известно, состоит из обобщенных трудовых функций. Выбираем внутри нужного нам профстандарта (или профстандартов) соответствующие деятельности работника обобщенные трудовые функции.
3. Внутри обобщенной трудовой функции (ОТФ) есть код ОКСО (Общероссийский классификатор специальностей образования), который показывает точное наименование специальности (направления), по которой работник должен пройти обучение. Специальность присваивалась на специалитете, направления соответствуют бакалавриату и магистратуре. В учебных заведениях наименование специальности или направления всегда присваивается в соответствии с кодами действующего на данный момент ОКСО.
Например, в профстандарте «Специалист по управлению рисками» ОТФ 3.2 соответствует вот такое ОКСО:
Это означает, что у бухгалтера образование может быть любым из укрупненной группы 5.38.00.00. Расшифровку укрупненной группы можно посмотреть в ОКСО. Этот документ есть в свободной версии Консультанта.
1. Необходимо обратить внимание на уровни образования. Они указаны справа напротив каждой ОТФ.
С 1-го по 4-й включительно – рабочие профессии, с 5-го – профессии служащих.
Теперь о трудностях, с которыми сталкиваются работники при приведении образовательного ценза в соответствие профстандартам, и путях их решения.
Первая проблема или вопрос. Что делать, если по рассматриваемому виду деятельности профстандарт относит профессию к служащим, а единый квалификационный справочник – к рабочим (или наоборот)?
Если речь идет о государственном учреждении или любой организации, на которую распространяется профстандарт, то мы учитываем информацию профстандарта. Если речь идет о коммерческой организации, то, если она добровольно перешла на профстандарты, учитываем информацию из них. Если не перешла, то берем информацию об уровне квалификации из любого документа (ЕКС или профстандарт). Главное, чтобы ссылка на него было в должностной инструкции.
При этом необходимо помнить, что в российской правовой традиции, если есть два одинаковых документа одного статуса, но разного срока издания, то наиболее сильным документом является последний.
Так что лучше при наличии профстандарта в любом случае ориентироваться на него.
Вторая проблема, с которой сталкиваются работники. Что делать, если профстандарт старый и шифр ОКСО в нем не соответствует современному ОКСО?
Для этого используем так называемый переходник старого ОКСО в новый.
Третья проблема. Что делать, если образование не соответствует по названию коду ОКСО?
В этом случае можно для простоты обучиться на программе профессиональной переподготовки (минимум 250 часов) и получить диплом установленного образца.
Если речь о рабочей специальности, то можно пройти профессиональное обучение с выдачей свидетельства.
Профпереподготовка или профобучение дадут возможность работать по нужному направлению.
Но тут надо помнить об исключении: для юристов и медиков такой путь переквалификации невозможен. Им необходимо иметь только базовое образование по нужному направлению.
При этом, если направление образования совершенно не соответствует, то учиться надо немедленно. Если же не соответствует формулировка из-за того, что постоянно менялись коды ОКСО, но по сути образование соответствует направлению, то переобучаться желательно, но жестких требований к этому нет. Например, специальность «Экономика и управление на предприятии в машиностроении» напрямую отсутствует. Сегодня есть направление «Экономика» и укрупненная группа «Экономика и управление». Соответственно, желательно работнику, претендующему на выполнение видов деятельности из укрупненной группы по экономике и управлению, переобучиться.
При анализе кадрового состава целесообразно разделить работников на тех, для кого обучение крайне необходимо в силу того, что направление по диплому совершенно не совпадает с ОКСО, и тех, переобучение которых может подождать, и их отправлять учиться по мере возможности.
Четвертая проблема. Если направление обучения не совпадает с шифром ОКСО, а профиль (или специализация) совпадают, можно ли считать образовательный ценз соответствующим требованиям ОКСО?
С юридической точки зрения профиль или специализация ни на что не влияют. Образовательный ценз оценивается только по уровню и наименованию. Например, автору статьи довелось разбирать ситуацию, когда работница одного учреждения образования, имея базовое образование педагогическое, поступила на второе высшее образование в магистратуру по направлению по шифру ОКСО
При этом программа назвалась: Экономика и управление образовательным учреждением.
Какое образование на выходе – экономическое или педагогическое? В соответствии с шифром ОКСО образование педагогическое, наименование программы магистратуры не влияет на квалификационные характеристики с точки зрения законодательства.
Что такое оксо в профстандартах
Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003
Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003 утрачивает силу с 1 июля 2017 года, в связи с изданием Приказа Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2016».
Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003
утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст
дата введения 01.01.2004
Структура кодового обозначения включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:
1, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;
3, 4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;
5, 6-й знаки соответствуют специальностям.
Блок наименования ОКСО содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.
Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.
Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.
Для 1-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень образования с учетом принятых в Российской Федерации уровней образования, используются следующие значения:
Для 2-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень квалификации, используются следующие значения:
— для среднего профессионального образования:
— для высшего профессионального образования: