Что такое олицетворение кратко
Значение слова «олицетворение»
1. Действие по глаг. олицетворить—олицетворять (в 1 знач.). Олицетворение сил природы.
3. чего. Воплощение идеи, понятия или каких-л. свойств, качеств в человеческой личности. [Отец] показался мне в эту минуту олицетворением мужской красоты и силы. Бунин, Заря всю ночь. [Амакасу] сидел выпрямившись, положив руки на эфес сабли, — олицетворение спокойствия и воинской выдержки. Диковский, Патриоты.
4. Лит. Прием художественного изображения, состоящий в наделении животных и неодушевленных предметов человеческими свойствами (чувствами, мыслями, речью и т. п.).
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОЛИЦЕТВОРЕ’НИЕ, я, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. олицетворить-олицетворять. О. сил природы у примитивных народов. 2. чего. Воплощение какой-н. стихийной силы, явления природы в образе живого
Бог Перун в славянской мифологии был олицетворением грома и молнии. || чего. Воплощение идеи или понятия в человеческой личности, в образе живого существа. Он был живым олицетворением скупости. Для Маркелова Еремей был как бы олицетворением русского народа. Тргнв. 3. Поэтический троп, состоящий в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства и признаки одушевленных (напр. дар речи и т. п.; лит.). О. — обычный прием в баснях.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
олицетворе́ние
2. результат такого действия; воплощение, конкретное, наглядное, реальное выражение чего-либо
3. филол. вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: коррекция — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое олицетворение в литературе?
Олицетворение – это своеобразное приписывание человеческих чувств, мыслей и речей неодушевлённым предметам, явлениям или животным.
Примеры олицетворений:
Идёт дождь (на самом деле дождю не свойственно ходить);
Небо плачет (плакать может живой человек, а не небо);
Ветер воет (шум ветра в действительности напоминает вой зверя, но ветер не умеет выть).
Олицетворение можно встретить в большинстве стихотворений, как русских, так и зарубежных поэтов. В произведениях о природе часто используются олицетворения, относящиеся к природным явлениям (мороз рисует узоры, волны умирают, и т.п.). В любовной лирике часто применяются олицетворения, связанные с абстрактными понятиями (любовь поет, тоска съедает, и т.п.). Социальная или политическая лирика насыщена олицетворениями с использованием таких слов, как: Родина, мир, смелость, отвага и др. (родина – мать, мир облегченно вздохнул).
Образы-олицетворения начали появляться ещё в древности, когда были уместны мифологические представления о мире и, в связи с этим, многие человеческие качества приписывали неодушевлённым предметам. Этими представлениями насыщено устное народнопоэтическое творчество: легенды, сказания, предания, сказки. В них животным и растениям, природным явлениям, а иногда и предметам свойственно вести себя так, как будто они живые, наделенные человеческими качествами, существа. Древний человек полагал, что вся природа является миром живых существ, а её жизнь аналогична жизни людей.
Вместе со статьёй «Что такое олицетворение в литературе?» читают:
Олицетворение в литературе
Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.
Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.
В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:
Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.
Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью.
Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.
История появления олицетворения
Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в духов и души).
Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.
Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?
Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.
Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.
Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.
Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).
Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.
Какой частью речи выступает олицетворение?
Чтобы оживить неодушевленный предмет авторы используют особый прием в качестве глагола. Его можно вписывать перед и после описываемого существительного.
Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.
Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности (как эпитет).
Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.
Олицетворение — литературный троп
В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений.
В других источниках другое название литературного приема — персонализация, когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.
Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения.
И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.
Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова.
Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.
Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.
Как отличить олицетворение от метафоры?
Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?
Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.
Например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой
Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.
Например:
Утешится безмолвная природа
И резвая задумается радость
Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.
Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.
Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.
Использование олицетворения в разговоре
Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.
Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.
Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.
Олицетворение и художественная литература
Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.
Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья.
Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри.
Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.
Олицетворение и антропоморфизмы
Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.
Олицетворение — прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств.
Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.
Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм.
Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.
Примеры олицетворения
Чтобы понять суть олицетворений, давайте рассмотрим примеры:
Предложения, в которых используется олицетворение, мы употребляем и слышим каждый день, но не замечаем, что используем выразительный прием.
Но стоит ли разбавлять свою речь олицетворениями или лучше этого избежать? Суть воплощений несет характер мифопоэтики, но мы часто их используем.
Использование олицетворений началось с употребления цитат из литературно-художественных произведений. Со временем они стали частью разговорной речи.
Самый яркий пример олицетворения — отстают часы.
Основные источники подобного приема — сказки и мифы.
Олицетворение – это один из тропов, которые наиболее часто используют поэты и писатели для придания образам выразительности. Этот литературный приём имеет древние корни, уходящие во времена мистификации и оживления предметов и явлений. Его называют ещё персонификацией или одушевлением.
Основная цель приёма в русском языке – создание ярких образов, картин, выражение эмоций или переживаний героев, авторского отношения к описываемым явлениям или событиям.
Что такое олицетворение
С определением данного тропа школьники знакомятся на страницах учебников. Олицетворением называют наделение неживых предметов свойствами человека.
Все эти действия могут совершать только живые существа. Этот троп является одной из разновидностей метафоры, но, в отличие от неё, олицетворение проще распознать в тексте. С этим легко справляются учащиеся начальных классов.
Наряду с олицетворением в художественных произведениях широко используются сравнения, эпитеты, метонимия и другие средства выразительности. Но именно олицетворения оживляют текст, делают его неповторимым, подчёркивают авторскую индивидуальность.
Примеры из художественной литературы
Олицетворения нередко звучат в повседневном общении (время бежит, молоко убежало). Эти слова не имеют в данном контексте смысла, если учитывать их прямое значение.
Много примеров использования данного тропа в произведениях устного народного творчества, где полным-полно неживых предметов, умеющих говорить и двигаться: ковёр летает, печка двигается, месяц разговаривает.
Ещё автор «Слова о полку Игореве» использовал приём одушевления предметов. Соловьиное пение у него «уснуло», а печаль «течёт» по Руси.
Но истинное назначение олицетворений – украшение художественного текста, создание неповторимого авторского стиля. Обычно в роли одушевления выступает глагол. Он делает созданную автором картину более живой, динамичной, запоминающейся.
А. С. Пушкин так описывает наводнение: «…Нева…на город кинулась…», «…волны, как воры, лезут в окна…»;
у Ф. И. Тютчева «…лазурь небесная смеётся…»;
у М.Ю. Лермонтова «…звезда с звездою говорит…».
Настоящим мастером олицетворений можно назвать С.А. Есенина. В его стихотворениях природа ведёт себя, как живой организм: роща у него «отговорила», ковыль «нашептал», метель «машет рукавом», а звёзды «задремали». Многие олицетворения в его стихах развернулись в виде целых предложений: « …кленёночек маленький матке / зелёное вымя сосёт».
Для чего используют и что такое олицетворение в художественной литературе
Писатели с целью эстетического воздействия на читателей посредством художественных образов и выражения своих мыслей через символы, чувства и эмоции используют в своих литературных произведениях многообразные средства художественной выразительности – тропы, применяемые в переносном значении для усиления образности языка и выразительности речи.
К таким литературным приемам относится олицетворение, называемое также персонификацией или прозопопеей. Нередко этот троп помогает изображать природу в лирике, наделяя ее человеческими качествами и свойствами.
В античные времена одушевление природных сил у древних людей было способом понимания и восприятия мира, попыткой истолкования устройства мира. Большинство читателей воспринимает стихотворные произведения, не задумываясь о том, для чего используется прием олицетворения.
История появления олицетворения
Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в духов и души). Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.
Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?
Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.
Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.
Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.
Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).
Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением. Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.
Аллегория
Аллегорией (гр. allēgoria — иносказание, из allos — иной, agoreúo — говорю) называется выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость — в образе Зайца, хитрость — в образе Лисы. Аллегорический смысл могут получать иносказательные выражения: пришла осень может означать «наступила старость»,.
Индивидуально-авторские аллегории часто принимают характер развернутой метафоры, получающей особое композиционное решение. Например, у А.С. Пушкина аллегория лежит в основе образной системы стихотворений «Арион», «Анчар», «Пророк», «Соловей и роза»; у М.Ю. Лермонтова — стихотворений «Кинжал», «Парус», «Утес» и др.
Какой частью речи выступает олицетворение?
Чтобы оживить неодушевленный предмет авторы используют особый прием в качестве глагола. Его можно вписывать перед и после описываемого существительного.
Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.
Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности (как эпитет). Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.
Метонимия
Метонимией (от гр. metonomadzo — переименовывать) называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Например: Фарфор и бронза на столе (П
Интерес представляет метонимия определений. Например, у Пушкина сочетание перекрахмаленный нахал характеризует одного из светских гостей. Безусловно, по смыслу определение перекрахмаленный может быть отнесено лишь к существительным, называющим какие-то детали туалета модного щеголя, но в образной речи такой перенос названия возможен. В художественной литературе встречаются примеры подобной метонимии (Потом приходил коротковатый старичок в изумленных очках. — Бун
Олицетворение — литературный троп
В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений.
В других источниках другое название литературного приема — персонализация, когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.
Примеры олицетворения в русском языке
Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения.
И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.
Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова. Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому. Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.
Подведем итоги
Олицетворение считается замечательным орудием, позволяющим благодаря удачному применению усилить выразительность и эмоциональность литературного произведения либо обыденной речи.
Прием можно использовать во множестве случаев – от мифов и фольклора до научно-популярных текстов. Многие из них вошли в нашу речь настолько прочно, что даже не ощущаются как выразительные средства, стали повседневными и привычными.
Писатели и поэты регулярно создают новые запоминающиеся яркие и образные олицетворения, увлекая читателей живописными картинами и передавая им настроение.
Как отличить олицетворение от метафоры?
Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?
Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.
Например: Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой
Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей. Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.
Например: Утешится безмолвная природа И резвая задумается радость
Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение. Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.
Чем отличается метафора от олицетворения
Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.
Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.
Описание
Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Для создания образности и выразительности речи писатели используют различные художественные средства, среди которых можно назвать олицетворение. В основе возникновения олицетворения лежит перенос свойств и качеств человека на неодушевленные предметы и явления окружающей действительности. В своем произведении писатель, используя этот художественный прием, который является одним из видов метафоры, может нам сообщить, что
Использование олицетворения в разговоре
Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.
Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.
Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.
Функция эпитетов
Определения эпитет, метафора, олицетворение, сравнение сводятся к одному — все это художественные средства, придающие выпуклость и выразительность нашей речи. Как литературной, так и разговорной. Особая функция эпитета — это еще и сильная эмоциональность.
Эти средства художественной выразительности, а особенно эпитеты, помогают читателям или слушателям воочию представить, о чем говорит или пишет автор, понять, как он относится к этому предмету.
Эпитеты служат для реалистичного воссоздания исторической эпохи, определенной социальной группы или народа. С их помощью мы можем представить, как говорили эти люди, какие слова окрашивали их речь.
Олицетворение и художественная литература
Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.
Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья.
Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри. Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.
Антономасия
Особый вид метонимии — антономасия (гр. antonomasia — переименование) — троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Геркулесом иногда образно называют сильного мужчину. В языке закрепилось использование в переносном значении слов донкихот, донжуан, ловелас и др.
Нарицательное значение получают также имена известных общественных и политических деятелей, ученых, писателей [Мы все глядим в Наполеоны… (П.)].
Неиссякаемым источником антономасии является античная мифология и литература.
Однако до сих пор сохраняет свою выразительную силу антономасия, основанная на переосмыслении имен исторических деятелей, писателей и литературных героев. Публицисты используют этот троп чаще всего в заголовках.
Олицетворение и антропоморфизмы
Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.
Олицетворение — прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств. Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.
Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм. Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.
Синекдоха
Разновидностью метонимии является синекдоха в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего и наоборот. (С берез неслышен, невесом слетает желтый лист). (Свободная мысль и научная дерзость ломали свои крылья о невежество и косность политического строя
Эпитетом (от гр. epitheton — приложение) называется образное определение предмета или действия (Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. — П.).
Бывавют точные красная калина
(золотая осень, заплаканные окна),
Эпитеты — это чаще всего красочные определения, выраженные прилагательными
Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (ср.: лимонный сок — лимонный свет луны; седой старик — седой туман; он лениво отмахивался от комаров — река лениво катит волны).
Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими (Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана, утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя… — Л.).
В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими (…Белый запах нарциссов, счастливый, белый весенний запах… — Л. Т.). Метафорические и метонимические эпитеты относятся к тропам [картонная любовь (Г.); мотыльковая красота, слезливое утро (Ч.); голубое настроение (Купр.); мокрогубый ветер (Шол.); прозрачная тишина (Пауст.)].
Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами. Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.
Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.
В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:
Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.
Олицетворение: деревья проснулись, словно живые
Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью. Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.