Что такое оос в строительстве
Состав раздела ООС (охрана окружающей среды) по пост.87
В соответствии с постановлением 87 проектная документация на объекты капитального строительства должна состоять из 12 разделов.
Согласно п. 25 (постановления 87) ООС входит в раздел 8.
ООС должен состоять из текстовой и графической части.
Рассмотрим состав каждой части.
Текстовая часть ООС
а) результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду;
б) перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий:
в) перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат;
Графическая часть ООС
г) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, рекреационных зон,водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения,мест обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, а также мест нахождения расчетных точек;
д) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, расположения источников выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и устройств по очистке этих выбросов;
е) карты-схемы и сводные таблицы с результатами расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных погодных условиях и выбросов по веществам и комбинациям веществ с суммирующимися вредными воздействиями — для объектов производственного назначения;
ж) ситуационный план (карту-схему) района с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, с указанием контрольных пунктов,постов, скважин и иных объектов, обеспечивающих отбор проб воды из поверхностных водных объектов, а также подземных вод, — для объектов производственного назначения.
Оформлять ООС необходимо в соответствии с ГОСТ 21.1101-2013.
Расшифровка аббревиатуры ООС
На сегодня существует четыре значения сокращения ООС:
Теперь перейдем к разбору значений.
Охрана окружающей среды
Вам будет интересно: Что означает кривая Бернулли на гербе бухгалтеров?
Мероприятия по ООС
При разработке такого комплекса мероприятий ответственные специалисты должны:
Проект по защите окружающей среды
Проект ООС на предприятии, помимо этого, также содержит развернутую графическую часть, которая включает в себя:
Данная часть проекта составляется на основе топографических и генеральных планов, пояснительных записок, проекта инженерных сетей, оценки воздействия объекта на окружающую среду и проч.
Официальный общероссийский сайт
В итоге заключается контракт с тем поставщиком, кто предложил самые наилучшие условия для муниципального (государственного) учреждения. Таким образом, госзакупки удовлетворяют потребности государства в широком спектре работ, услуг и товаров. Практика тендеров благотворно влияет как на экономику страны, так и на развитие бизнеса.
Сегодня участником госзакупок может стать как юридическое, так и физическое (ИП) лицо. Саму процедуру регулирует ФЗ №44 «О контрактной системе в области оказания услуг, приобретения товаров, выполнения работ для муниципальных и госнужд».
Виды государственных закупок на ООС
Согласно упомянутому ФЗ №44, все госзакупки можно найти на ресурсе ООС. Также именно он является первоисточником для всех других сайтов-информаторов в этой сфере.
Посмотрим на виды госзакупок:
Основные критерии размещения госзакупок
Все торги, которые проводятся посредством ООС, должны соответствовать следующим критериям:
Особенности разработки раздела «ООС» в составе проектной документации
Особенности разработки раздела «ООС» в составе проектной документации
Ключевые слова: разработка ООС в составе проектной документации, оценка воздействия на окружающую среду.
В 2008 году было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Времени прошло с этого момента достаточно, но вопросов по содержанию и оформлению проектной документации меньше не стало. Ведь если посмотреть на пункты 25 и 40 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию [4], мы увидим лишь сухие наименования подпунктов и, разработав раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» согласно им, вероятнее всего получим отрицательное заключение экспертных органов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» принято на основании требований ст. 48 п. 13 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в той же статье, только в п. 12, раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (далее – ООС) является неотъемлемой и обязательной частью проектной документации объектов капитального строительства.
В текстовой части ООС [4] содержит, наряду с перечнем собственно мероприятий по предотвращению и снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства и перечнем (и расчетом) затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат, результаты оценки воздействия на окружающую среду.
Чтобы определиться, что именно должно входить в подпункт «Результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду», необходимо проанализировать нормативные документы определяющие необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В ст. 32 того же закона, оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Данный закон не связывает обязательность оценки воздействия на окружающую среду с проведением государственной экологической экспертизы. Он в целом устанавливает принцип обязательности такой оценки в отношении планируемой деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, вне зависимости от того, подлежит такая деятельность государственной экологической экспертизе или не подлежит.
Глава 5 п. 17 «Сборника разъяснений по применению сборника цен и справочников базовых цен на проектные работы для строительства (Вопросы и ответы)», 2009, поясняет, что работы по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) предполагаемого объекта капитального строительства выполняются до начала его проектирования, и результаты ОВОС являются исходными данными, представляемыми заказчиком-застройщиком для разработки раздела «Перечень мероприятии по охране окружающей среды», выполняемого в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87. В случае выполнения ОВОС в составе проектной документации по поручению заказчика, стоимость этих работ может быть определена дополнительно, ориентировочно в размере 4% от общей стоимости проектирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что работы по оценке воздействия на окружающую среду объекта строительства должны выполняться обязательно до начала его проектирования. Так как в состав проектной документации данный раздел не входит (только результаты и выводы), а есть необходимость его разработки по поручению заказчика, то в составе проектной документации это будет раздел 12 (для объектов капитального строительства) или раздел 10 (для линейных объектов) – «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».
Единственный нормативный правовой акт, принятый соответствующим федеральным органом исполнительной власти, который регламентирует проведение оценки воздействия на окружающую среду, раскрывает понятие «результаты оценки воздействия на окружающую среду» и устанавливает требования к материалам ОВОС – приказ Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 № 372, утверждающий «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (далее – Положение).
В соответствии с п. 1.6 Положения в обязательном порядке результаты оценки воздействия на окружающую среду должны содержать:
Подпункт ООС «Перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства» имеет следующий состав:
В таблице 1 предлагается примерное содержание подпункта «Перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства».
Таблица 1 – Примерное содержание подпункта «Перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства»
Также стоит отметить, что санитарно-защитная зона (СЗЗ) и шум в ООС не рассматриваются, только в графической части показывается размер и граница СЗЗ. На это указывает п. 4.2 СП 51.13330.2011. При разработке проектной документации объектов капитального строительства вопросы защиты от шума должны быть рассмотрены и документально зафиксированы в следующих разделах:
Обоснование границ СЗЗ объекта отражается в разделе 2 «Схема планировочной организации земельного участка» [4].
Отдельным подпунктом в ООС выделен «Перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат». В нем необходимо предусмотреть перечень и расчет затрат на реализацию компенсационных мероприятий по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания, которые включают:
Также в подпункте отражаются затраты на реализацию:
Перечень компенсационных выплат включает расходы на переселение жителей в случае попадания жилой застройки в СЗЗ, а также расходы на перечисление платы за пользование водными объектами на период строительства и эксплуатации объекта и платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Раздел ООС (включая результаты ОВОС) представляются на государственную экологическую экспертизу для объектов согласно ст. 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Но поскольку экологическая экспертиза – это установление соответствия экологическим требованиям не только ОВОС, но и всей документации, обосновывающей намечаемую деятельность, при государственной экологической экспертизе могут рассматриваться и положения других разделов проектной документации, в которых отражены вопросы предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.
Объем и содержание раздела ООС зависят от специфики и особенностей намечаемой деятельности. И, главное, перед тем как приступить к выполнению раздела ООС, необходимо ознакомится детально с техническим заданием на разработку, чтобы понять объем предстоящих работ. Зачастую Заказчик не знает тонкостей природоохранного законодательства и при разработке раздела возникают сложности, вызванные необходимостью проведения дополнительных согласований с территориальными надзорными органами, связанные с особенностью реализации проекта, которые выясняются после подписания технического задания и получения проектных материалов.
Список используемых источников
Что такое оос в строительстве
Охрана окружающей природной среды
Практическое пособие для разработчиков проектов строительства
Пособие содержит рекомендации по оценке воздействия объектов капитального строительства на окружающую природную среду при разработке проектной документации.
Пособие предназначено для широкого круга специалистов, участвующих в инвестиционно-строительной деятельности: проектно-изыскательских организаций, служб заказчика (инвестора), землепользователей и землевладельцев, органов государственного надзора и местной администрации, экспертных органов, инжиниринговых и консалтинговых фирм, а также может использоваться в качестве учебного пособия в системе повышения квалификации работников проектно-строительного комплекса России.
Пособие «Охрана окружающей природной среды» разработано Федеральным государственным унитарным предприятием «Центр научно-методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиций в строительстве» (ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»).
Почтовый адрес: 125057, Москва, Ленинградский проспект, 63, а/я 1.
Контактные телефоны: тел/факс (095) 157-46-51;
Настоящее Пособие является обобщенным изданием ранее выпущенных методических документов для проектирования экологически безопасных объектов капитального строительства. К ним относятся Пособие по составлению раздела проекта «Охрана окружающей природной среды» к СНиП 1.02.01-85* выпуска 1990 года, Пособие по разработке раздела «Охрана окружающей среды» к СНиП 11-01-95** выпуска 2000 года и Практическое пособие к СП 11-101-95** по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений.
* На территории Российской Федерации документ не действует. Заменен на СНиП 11-01-95**.
Объективная необходимость такой работы обусловлена произошедшими за последние годы кардинальными изменениями в системе нормативного правового обеспечения инвестиционно-строительной деятельности в Российской Федерации.
К основным правовым актам федерального уровня, заложившим основу новой системы взаимоотношений участников создания основных фондов в виде капитальных вложений, и как неотъемлемой ее части экологической составляющей можно отнести:
Не вдаваясь в подробный анализ этих документов, что не является задачей настоящего издания, считаем необходимым отметить, что принятые законодательные акты, устанавливая общие фундаментальные основы системы создания благоприятной среды обитания человека, предполагают на их основе в ближайшие несколько лет разработать (переработать) большое количество законодательных и подзаконных актов, без принятия которых согласованная и однозначно понимаемая практическая деятельность участников инвестиционно-строительной деятельности весьма затруднительна.
По мере принятия соответствующих нормативных актов федерального уровня (национальных стандартов, технических регламентов и др.) в данное Пособие будут вноситься необходимые уточнения и дополнения.
Основной целью, которую поставил перед собой авторский коллектив при подготовке данного издания, является разработка практических рекомендаций по составу и содержанию документации, выполняемой при проектировании объектов капитального строительства, отвечающих требованиям действующего законодательства.
Пособие применимо для всех видов объектов независимо от их специфики за исключением уникальных сооружений, для которых разрабатываются специальные методики оценки их воздействия на окружающую среду.
2.1 В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлениями Правительства Российской Федерации и подзаконными актами при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции и ликвидации предприятий, зданий и сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, в энергетике, на транспорте, жилищно-коммунальном секторе должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, а также выполняться требования экологической безопасности проектируемых объектов и охраны здоровья населения.
2.2 С учетом требований Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологические факторы при принятии решения о строительстве новых объектов, реконструкции, модернизации или техническом перевооружении действующих предприятий являются определяющими. Эти факторы предусматривают конкретные жесткие экологические требования к разрабатываемой документации при принятии проектных решений, требуют оценки характера и особенностей использования природных ресурсов, прогнозного определения параметров воздействия будущего объекта на компоненты окружающей природной среды, анализа альтернативных вариантов размещения объекта, а также составления прогноза экологических и социальных последствий строительства и эксплуатации объектов.
2.3 Возможность строительства новых объектов или их реконструкции, расширения, технического перевооружения действующих предприятий определяется наличием сырьевых, топливных, энергетических, земельных, минеральных, водных и других ресурсов района их размещения, а также социальных и других потребностей, при этом учет экологических требований определяет возможность осуществления планируемой деятельности на конкретной территории, исходя из масштабов и характера ее влияния на окружающую природную среду.
2.4 Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.95 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» требуют проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) «при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений» (пункт 2 статьи 32 [3]).
В любых проектных разработках обязательно должен быть прогноз изменений состояния всех компонентов окружающей природной среды и социально-экономических условий жизни населения в районе влияния будущего объекта.
2.5 Разработанный раздел ОВОС должен содержать следующие основные подразделы:
— краткие сведения о проектируемом объекте;
— прогноз изменения качественного состояния атмосферы с учетом фонового загрязнения и дополнительных выбросов проектируемого (реконструируемого) объекта;
— прогноз степени влияния на качественное и количественное состояние поверхностных вод в районе расположения объекта;
— оценка характера нарушений геологической среды, прогноз возможной активизации опасных геологических процессов, величина воздействия на режим и запасы подземных вод;
— прогноз деградации и загрязнения почвенного покрова (при определении в проекте участков необходимого нарушения земель и почвенного покрова, а также земель временного пользования, составляется программа их рекультивации, прилагаемая к разделу «ОВОС»);
— оценка характера воздействия объекта на флору и фауну, и прогноз их изменения под влиянием длительной эксплуатации предприятия;
— прогноз возможного влияния строительства и эксплуатации объекта на особо охраняемые природные территории (в случае их наличия в зоне воздействия);
— возможное воздействие промышленных отходов на окружающую природную среду (составляется программа управления отходами);
— оценка степени отрицательного влияния на экосистему региона при аварийных ситуациях;
— программа производственного экологического контроля за характером изменений всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях, по системе наблюдательных точек отбора проб, створов, скважин, маршрутов и т.д.;
— прогнозная оценка последствий воздействия объекта на социально-бытовые и хозяйственные условия жизни населения в близлежащих селитебных территориях.
2.6 Все основные решения по вопросам оценки воздействия на окружающую природную среду при строительстве и эксплуатации объектов различного назначения должны быть определены при разработке обоснования инвестиций. На следующих стадиях проектирования эти решения уточняются, детализируются, дополняются и конкретизируются.
2.7 При разработке раздела ОВОС следует руководствоваться природоохранным законодательством России, требованиями нормативно-методических документов по охране окружающей природной среды, регламентирующих или отражающих требования по охране природы при строительстве и эксплуатации объектов различного назначения (приложение 1).
2.8 Раздел ООС, являющийся заключительным природоохранным этапом, разрабатывается, максимально используя прогнозные данные, полученные при проведении ОВОС, чтобы запроектировать комплекс конкретных природоохранных мероприятий, снижающих, локализующих или исключающих отрицательные воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду.
2.9 Раздел ООС в проектной документации регламентируется положениями различных глав СНиП, инструкций, стандартов, ГОСТов. Различными проектными организациями состав и содержание раздела ООС может быть уточнен применительно к требованиям специфики проектируемого предприятия соответствующих отраслей промышленности, или параметров жилищно-гражданских объектов, возводимых в различных по своим природно-климатическим условиям регионах.
2.10 Конкретные мероприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов при разработке раздела ООС должен рассматриваться с учетом природных особенностей района расположения проектируемого объекта и существующей техногенной нагрузки. Все параметры объекта следует оценивать по уровню их воздействия на окружающую природную среду прилегающего района и возможности предупреждения негативных последствий функционирования предприятия для экосистемы в ближайшей и отдаленной перспективе.
2.11 Раздел ООС в проектной документации должен содержать следующие подразделы:
— краткие сведения о проектируемом объекте (объемы выбросов и сбросов, площади нарушения и загрязнения почв и территории, количество отходов производства и т.д.);
— оценка видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе (в том числе на альтернативных участках);
— мероприятия по рациональному использованию и снижению объемов (количества) природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, условия их транспортировки к проектируемому объекту с учетом экологических требований;
— мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова;
— оценка изменений в характере землепользования района расположения предприятия и меры по их минимизации;
— мероприятия по сбору, сортировке, временному хранению, транспортировке, утилизации, складированию или захоронению отходов с учетом экологических требований;
— рассмотрение возможностей использования отходов на других производствах и в других отраслях хозяйствования;
— мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных территорий и почвенного покрова;
— мероприятия по снижению возможностей возникновения аварийных ситуаций на объекте и по минимизации последствий их воздействия на экосистему региона;
— эколого-экономическая эффективность строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта;
— определение (подсчет) экологического ущерба;
— мероприятия по снижению отрицательных воздействий на социально-экономическую обстановку и условия жизни населения.
2.12 Обоснование технических решений по охране окружающей природной среды должно быть подкреплено расчетами эколого-экономической эффективности применяемых природоохранных мероприятий. При определении эффективности следует сопоставлять затраты на реализацию природоохранных мероприятий с величиной предотвращенного народнохозяйственного ущерба, выявленного для всех видов реципиентов (ущерб от воздействия объекта на окружающую природную среду является комплексной величиной и представляет собой потери и затраты в районе расположения объекта от его техногенного воздействия на все компоненты окружающей природной среды).
3 Краткие сведения о проектируемом объекте
3.1 Технические параметры
3.1.1 При разработке проектной документации в разделе должна быть приведена краткая характеристика проектируемого объекта.
Общие сведения о проектируемом (реконструируемом) промышленном объекте