Что такое оперативная карточка действий персонала при пожаре
Приложение N 12. Карточка тушения пожара
Приложение N 12
к Положению о пожарно-
спасательных гарнизонах
1. Оперативно-тактическая характеристика организации
Перечень показателей пожарно-тактической характеристики организации (объекта)
Значение показателей пожарно-тактической характеристики организации (объекта)
Степень огнестойкости здания
Количество находящихся людей в здании:
___человек; в том числе: детей___ человек; больных___ человек;
___человек; в том числе: детей___ человек; больных___ человек;
Строительные и конструктивные особенности здания:
наличие чердака, тех. этажа
Строительный материал основных несущих и иных элементов здания (сооружения) и вид исполнения: стены
перегородки перегородки кровля
Места отключения электроэнергии, вентиляции, дымоудаления.
количество пожарных водоемов, их емкость
пожарный водопровод, его вид, расход воды, количество гидрантов
наличие и количество внутренних пожарных кранов, расход воды
тип соединения и диаметр внутренних пожарных кранов требуемый расход воды на нужды пожаротушения способы подачи воды
Помещения с наличием взрывоопасных веществ и материалов
Наличие УАПТ, УАПС, краткие характеристики
Примечание: В зависимости от особенностей организации разделы таблицы могут быть дополнены данными, необходимыми для использования при организации тушения пожара и проведении аварийно-спасательных работ.
2. Графическая часть
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
3. Карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара
3. Карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара
на пожаре имели место случаи гибели людей (от 1 до 4 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны;
на пожаре имели место случаи травмирования людей (от 1 до 9 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны.
3.2. По решению начальника пожарного подразделения или начальника органа управления подразделениями пожарной охраны, карточки могут составляться на пожары, имеющие практический интерес для изучения и не соответствующие критериям, указанным в п. 3.1. настоящих методических рекомендаций.
3.3. Карточка составляется в срок не более 5 суток с момента ликвидации пожара, в срок не более 10 суток с момента составления изучается с личным составом всех подразделений пожарной охраны, привлекавшихся к тушению пожара.
3.4. Оформление и заполнение карточки осуществляется в соответствии с формой, указанной в приложении N 1. Ответы на поставленные в карточке вопросы должны быть достоверными, краткими и исчерпывающими.
3.5. К карточке прилагаются план-схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны и на момент локализации пожара.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3 Основная документация по пожарной безопасности
Глава 3
Основная документация по пожарной безопасности
3.1. На каждом энергетическом предприятии должна быть разработана следующая документация по пожарной безопасности:
3.1.1. Общая инструкция о мерах пожарной безопасности на предприятии.
3.1.2. Инструкция по пожарной безопасности в цехах, лабораториях, мастерских, складах и т.п.
3.1.3. Инструкция по обслуживанию установок пожаротушения.
3.1.4. Инструкция по обслуживанию установок пожарной сигнализации.
З.1.5.* План пожаротушения для всех тепловых и гидравлических электростанций независимо от мощности и подстанций напряжением 500 кВ и выше.
3.1.6. Планы и графики проведения противопожарных тренировок, обучения и проверки знаний персонала, технического надзора за системами пожарной защиты, а также другая документация в соответствии с требованиями ПТЭ.
З.1.7.* Оперативные карточки пожаротушения для подстанций напряжением от 35 кВ и выше.
3.2. Разрабатываемые на энергетических предприятиях инструкции по пожарной безопасности и другие документы должны основываться на действующих правилах и инструкциях и находиться в соответствующих структурных подразделениях. Один экземпляр общей инструкции о мерах пожарной безопасности, оперативный план пожаротушения и карточки пожаротушения должны находиться на главном (центральном) щите управления предприятия.
3.3. В соответствии с требованиями ПТЭ для каждого подразделения (цеха) и производственной службы главным техническим руководителем предприятия должен утверждаться перечень необходимых инструкций и технологических схем.
3.4. Общая инструкция утверждается руководителем предприятия по согласованию с объектовой пожарной охраной (при ее наличии на данном предприятии). Инструкция должна определять следующие основные требования:
3.4.1. К содержанию территории, в том числе дорог, водоисточников, подъездов к зданиям и сооружениям.
3.4.2.* К содержанию зданий, помещений, сооружений и обеспечению безопасности людей при пожаре.
3.4.3. К противопожарному режиму и обязанности всех работающих на предприятии по его выполнению.
3.4.4. К организации и допуску к выполнению разовых и временных работ подрядными и сторонними организациями на предприятии.
3.4.5. К содержанию водоисточников, средств пожаротушения, пожарной сигнализации и связи, а также порядок вызова пожарной охраны и другие организационные вопросы.
3.4.6. Ответственность за состояние пожарной безопасности.
3.5. Инструкции о мерах пожарной безопасности в цехах, лабораториях, мастерских, складах и других помещениях и сооружениях разрабатываются руководством этих подразделений, согласовываются с пожарной охраной (при ее наличии на предприятии) и утверждаются главным техническим руководителем.
Указанные инструкции должны содержать конкретные требования пожарной безопасности, а именно:
3.5.1. Специальные противопожарные мероприятия для технологических процессов производства, несоблюдение которых может вызвать загорание или пожар.
3.5.2. Меры пожарной безопасности на технологических установках, аппаратах и агрегатах при подготовке к пуску их в эксплуатацию и после ремонта.
3.5.3. Порядок и нормы хранения пожароопасных веществ и материалов в цехе, лаборатории, мастерской, складе и т.п.
3.5.4. Режим применения аппаратов с открытым огнем и организацию специально оборудованных участков для проведения постоянных огнеопасных работ (электросварки, газорезки и т.п.).
3.5.5. Порядок сбора, хранения и удаления из помещения сгораемых материалов, содержания бытовых помещений, хранения спецодежды и т.п.
3.5.6. Порядок содержания имеющихся средств пожаротушения и распределение обязанностей по техническому надзору за ними.
3.5.7. Действия персонала при возникновении пожара, способ вызова пожарной охраны и членов ДПФ, а также другие мероприятия.
3.5.8. Порядок останова технологического оборудования, отключения вентиляции, основные указания по применению средств пожаротушения, порядок эвакуации персонала и материальных ценностей, порядок осмотра помещений перед их закрытием.
3.6. Инструкции по эксплуатации систем водоснабжения, установок обнаружения и тушения пожара должны разрабатываться на основании типовых ведомственных инструкций, а также проектной документации и паспортных данных на установленное оборудование. Инструкции должны регламентировать:
3.6.1. Разграничение зон ответственности по техническому обслуживанию установок пожарной защиты и водоснабжения между соответствующими подразделениями предприятия.
3.6.2. Порядок технического надзора за технологическим оборудованием и его ремонтом, системами автоматики и управления с учетом требований безопасности труда.
3.6.3. Требования по ведению технической документации.
3.6.4. Требования по подготовке персонала, а также ответственность за обслуживание установок пожарной защиты и водоснабжения.
В эти инструкции могут вноситься другие требования, исходя из местных условий эксплуатации.
Инструкции утверждаются главным техническим руководителем предприятия и пересматриваются в сроки, установленные ПТЭ.
3.7. В инструкции по эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, систем управления, защиты, телемеханики, связи и комплекса технических средств АСУ должны включаться отдельным разделом конкретные требования по пожарной безопасности и обязанности персонала при возникновении пожара.
3.8.* План пожаротушения разрабатывается работниками пожарной охраны МВД совместно с администрацией энергетического объекта и утверждается начальником гарнизона пожарной охраны и первым руководителем энергетического предприятия.
На мазутное хозяйство и другие виды складов жидкого топлива план пожаротушения составляется отдельно. План пожаротушения должен составляться в соответствии с требованиями «Методических указаний по составлению оперативных планов и карточек тушения пожаров на энергетических предприятиях».
3.9.* План пожаротушения должен состоять из текстовой и графической частей.
План пожаротушения является основным документом, который определяет: действия персонала предприятия при возникновении пожара, порядок обесточивания электроустановок, находящихся в зоне пожара, выдачи письменного допуска для тушения пожара, порядок взаимодействия с прибывающими пожарными подразделениями; условия введения сил и средств на тушение пожара с учетом требований безопасности труда; рациональную установку пожарной техники и др.
3.10.* План пожаротушения должен пересматриваться или корректироваться в случае:
3.10.1. Расширения или реконструкции энергетического объекта.
3.10.2. Выявленных недостатков в действиях персонала и пожарных подразделений при тушении пожара или противопожарных тренировках (учениях).
3.10.3.*Введения новых нормативных документов по пожарной безопасности.
3.11.* Переутверждение плана пожаротушения должно производиться при смене руководителя энергетического объекта или начальника гарнизона пожарной охраны.
3.12.* Основные положения плана пожаротушения должны доводиться до работников предприятия во время занятий по пожарно-техническому минимуму и периодических инструктажей.
3.13. В целях сокращения времени и обеспечения рациональных действий персонала предприятия при возникновении пожара по каждому отсеку (помещению) кабельных сооружений, генератору, трансформатору (блочному, связи, собственных нужд) разрабатываются оперативные карточки основных действий дежурного персонала.
3.14. Оперативные карточки утверждаются главным техническим руководителем и хранятся у начальника смены электростанции (начальника смены цеха, блока), дежурного диспетчера подстанции, предприятия электросетей. При необходимости оперативные карточки согласовываются с соответствующим территориальным диспетчерским управлением.
3.15. Оперативные карточки должны уточняться в случае:
3.15.1. Изменения принципиальных схем производства, при ремонтах, расширении или реконструкции предприятия.
3.15.2. Результатов действий персонала при тушении пожара или после проведения противопожарных тренировок.
3.16. Оперативные карточки действий персонала должны переутверждаться при смене главного технического руководителя или руководителя соответствующего цеха.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оперативный план тушения пожаров
Федеральным законом «О пожарной безопасности» обязанность подготовки оперативного плана тушения пожара возлагается на собственника объекта, однако очевидно, что качество разработки документа напрямую связано с профессионализмом разработчиков, и поэтому составление оперативного плана тушения пожара стоит доверить специалистам в данной области.
Нормативная база
Разработка плана тушения пожара
Разработкой плана занимаются специализированные организации.
Содержание ОПП должно отвечать требованиям нормативных документов.
В тексте ОПП описывают:
Поскольку оперативный план по пожаротушению обязательно проходит утверждение в Главном управлении Министерства внутренних дел РФ, в документации не должно быть никаких погрешностей, нарушений законодательства или необоснованных решений. Поэтому доверить составление ОПП лучше квалифицированным и опытным специалистам нашей компании.
Любой план пожаротушения имеет текстовую и графическую части.
Графический раздел плана пожаротушения объекта – это схематическое изображение здания и окружающей местности. На схеме отображают входы и выходы из здания, места расположения в нем средств пожаротушения. Если вблизи объекта располагаются водоемы и дороги, их также наносят на план. При необходимости к графической части прилагают схемы ВПВ (внутреннего противопожарного водопровода), АУПТ (установок пожаротушения), а также планы каждого этажа в здании.
Как правило, графическую часть ОПП чертят на больших листах белой бумаги (не меньше, чем 1м×2м). Либо вместо этого допускается использовать стенды, размещаемые на видных для персонала местах.
В ОПП должны быть описаны все первичные и передвижные средства тушения огня, которые есть в здании, а также устройство и особенности системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. Перечисляется весь пожарный инвентарь, имеющиеся средства защиты людей от факторов пожара, средства связи с оперативником пожарной охраны.
Что такое оперативные карточки действий при пожаре
Обязательно разрабатываются карточки для технологических установок, кабельных сооружений, электрооборудования. Их согласуют с главным инженером предприятия, и передают на хранение руководителю подразделения, начальнику смены и дежурному.
Как выглядит оперативная карточка:
Оперативные карточки могут быть составлены отдельно для разных категорий персонала.
Разработка оперативного плана пожаротушения
Схему делают максимально доступной и достоверной, поскольку на ее основании будут действовать при пожаре сотрудники МЧС.
Разрабатывая план пожаротушения, необходимо описать какие именно способы борьбы с пожаром можно применять на данном объекте с учетом его отраслевых особенностей и категории пожароопасности здания.
Также специалист должен просчитать все возможные риски и указать в плане самые опасные в точки зрения возникновения пожара участки.
Подготавливается 2 одинаковых экземпляра ОПП, из которых один должен быть передан на пожарный пост, а другой – оставаться на объекте.
Для каких объектов нужен оперативный план пожаротушения
а также следующих предприятий следующих отраслей промышленности:
Мы осуществляем разработку оперативных планов пожаротушения для объектов любой сложности и направленности. Обеспечим дальнейшее согласование документации в надзорных инстанциях.
Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
от 16 октября 2017 г. N 444
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БОЕВОГО УСТАВА
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» «1», от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» «2», от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» «3», подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «4», пунктом 36 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «1», подпунктом 17 пункта 6 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 «2», приказываю:
«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 46, ст. 6407, N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1, ст. 88, N 10, ст. 1407, N 18, ст. 2621, N 27, ст. 3951, N 29, ст. 4359, ст. 4360, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 15, ст. 2066, N 22, ст. 3089, N 26, ст. 3887; 2017, N 22, ст. 3069, N 27, ст. 3938, N 31, ст. 4765.
«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, ст. 3477, N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408, N 18, ст. 2622, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 7, ст. 919, N 26, ст. 3887.
«3» Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341, N 33, ст. 3348, N 46, ст. 4537; 2003, N 46, ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 15, N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2012, N 41, ст. 5525; 2013, N 27, ст. 3477; 2017, N 30, ст. 4447.
«4» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51, ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643, N 19, ст. 2329, N 47, ст. 6455; 2013, N 26, ст. 3314, N 52, ст. 7137; 2014, N 11, ст. 1131, N 27, ст. 3754; 2015, N 4, ст. 641, N 11, ст. 1588; 2016, N 1, ст. 211, N 31, ст. 4987, N 39, ст. 5626; 2017, N 13, ст. 1913.
«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 17, ст. 2009; N 37, ст. 5002; N 44, ст. 6026; N 46, ст. 6339; 2013, N 24, ст. 2999; N 30, ст. 4114; 2015, N 16, ст. 2389; 2016, N 43, ст. 6042; N 49, ст. 6929; 2017, N 6, ст. 928, N 21, ст. 3024.
«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст. 2649; 2010, N 1, ст. 116; 2011, N 26, ст. 3807; 2013, N 23, ст. 2910; 2014, N 21, ст. 2694; 2015, N 1, ст. 262; 2016, N 27, ст. 4500.
2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2011 г., регистрационный N 20970).