Что такое операционная маржа
Что такое маржа и как ее рассчитать
Разбираемся в терминах маржа, маржинальность и наценка, чтобы больше никогда не путать их, а также учимся грамотно управлять финансами
Разбираться в финансовых терминах полезно не только стартаперам и предпринимателям. Знание матчасти здорово облегчает жизнь студентам, самозанятым, всем неравнодушным и интересующимся.
В статье мы предлагаем разобраться с терминологией, закрепить ее формулами и рассмотреть на примерах, чем отличаются маржа, маржинальность и наценка.
Отличие маржи от маржинальности
Маржу и маржинальность легко перепутать, но это разные понятия.
Маржа показывает разницу между выручкой и затратами на переменные расходы. Она выражается в рублях и позволяет увидеть, какая сумма остается у компании после продажи товара или услуги за вычетом расходов.
Выручка – это сумма, которую получают при продаже. Допустим, продали торты на 10 тысяч рублей или запчасти на 3 млн рублей.
Переменные расходы – это расходы на то, что связано с производством и продажей, обычно от них зависят объемы реализации. Если переменные расходы больше, то выручка выше, и наоборот. К переменным можно отнести затраты на исходные материалы, упаковку, зарплату менеджеров и курьеров, которые получают проценты от продаж.
А вот траты на аренду помещений и оборудования, интернет, электричество, отопление, воду, зарплату сотрудникам, не имеющим отношения к продажам, – относятся к постоянным расходам, от них выручка не зависит.
Представим, что вы продаете свечи ручной работы в соцсетях. За день вы продали свечей на 7 тысяч рублей – это и есть ваша выручка.
Расчет маржи по формуле будет выглядеть следующим образом:
Маржа = выручка – стоимость материалов – стоимость упаковки – стоимость доставки – проценты менеджеру
Давайте посчитаем маржу по формуле за сентябрь:
Выручка с продажи свечей – 150 тысяч рублей.
Переменные расходы – 70 тысяч рублей.
Маржа = 150 000 – 70 000 = 80 000 рублей.
Теперь посчитаем маржу за октябрь:
Выручка с продажи свечей – 220 тысяч рублей.
Переменные расходы – 115 тысяч рублей.
Маржа = 220 000 – 115 000 = 105 000 рублей.
В октябре маржа выросла почти в полтора раза. Это хорошо или плохо? Иными словами, можно ли по марже судить об успехе компании?
Для оценки эффективности есть еще один термин.
Маржинальность – это простая формула отношения маржи к выручке. Она выражается в процентах. С ее помощью удобно проводить сравнения, строить графики и отслеживать динамику продаж.
Итак, сравним показатели за два месяца.
Сентябрь: 80 000 / 150 000 х 100% = 53%
Октябрь: 105 / 220 000 х 100% = 48%
Несмотря на рост выручки, маржинальность упала. Это значит, что вместе с выручкой сильно выросли и переменные расходы. Возможно, стоит оптимизировать траты, чтобы сделать работу эффективнее.
Могут ли маржа и маржинальность быть отрицательными?
Да. Например, маржа будет отрицательной, если вы продадите товар ниже суммы переменных расходов.
Важно: максимальное значение маржинальности – 100%
Бизнес по производству свечей и никакой другой не может быть маржинальным более чем на 100%.
Отличие маржинальности от наценки
Для начала разберемся в терминологии.
Наценка – это способ получить прибыль посредством надбавки. Например, вы испекли печенье, потратив на него 200 рублей, а продаете за 500, с наценкой в 300 рублей. Выразить наценку можно не только в рублях, но и в процентах, и рассчитать по формуле как отношение маржи к переменным расходам (или, иными словами, к себестоимости).
У наценки нет максимального значения, потому что накинуть на себестоимость товара вы можете любую сумму. Это зависит от ситуации на рынке и спроса на ваш товар. Обычно, если товар редкий и пользующийся высоким спросом, наценка выше.
Рассмотрим различия между наценкой и маржинальностью.
Вернемся к примеру со свечами, где за сентябрь выручка составила 150 тысяч рублей, переменные расходы (или себестоимость) – 70 тысяч рублей, маржа – 80 тысяч рублей.
Посчитаем наценку: 80 000 / 70 000 х 100% = 114% – то есть с каждого вложенного в товар или услугу рубля мы получаем 114% прибыли.
Посчитаем маржинальность: 80 000 / 150 000 х 100% = 53% – то есть каждый рубль выручки приносит компании 53% дохода.
Использование показателей в жизни
Торговая наценка позволяет увидеть, сколько денег вы заработаете, но не гарантирует высокой прибыли. Например, можно сделать высокую наценку, но все равно уходить в минус из-за большого количества расходов.
Маржинальность является более емким показателем и позволяет:
Рассмотрим на примере компании с хенд-мейд свечами. Допустим, вы увеличили выручку и маржу, каждый месяц получаете больше, чем в предыдущий, а маржинальность при этом не растет. Это говорит о том, что вы теряете много денег на переменных расходах.
Например, выросла стоимость материалов и услуг курьера, а вы не заметили этого. Подкорректируйте эти моменты, чтобы ваша прибыль росла вместе с выручкой.
Кроме работы внутри компании, вы можете сравнивать показатели маржинальности конкурентов. Еще на этапе запуска это позволит вам рассчитать возможную прибыль и оценить свою эффективность относительно других.
Также маржинальность используется при расчете точки безубыточности.
Точка безубыточности – граница, переходя которую компания выходит в ноль. Рассчитывается по формуле как отношение постоянных расходов к маржинальности и выражается в рублях.
Допустим, постоянные расходы для производства свечей составляют 20 тысяч рублей. Тогда точка безубыточности равна 20 000 / 53% х 100% = 37 736 рублей.
Значит, как только выручка составит 37 736 рублей, компания перекроет постоянные расходы и начнет выходить в плюс. Лучше, если это случится ближе к началу месяца.
Предприниматели могут изучить список товаров с высокой маржинальностью. То есть те, которые гарантирую высокую прибыль. К ним относят цветы, косметику, безалкогольные напитки.
Для оценки эффективности зачастую также используют рентабельность. Она рассчитывается как отношение прибыли к интересующим нас ресурсам и показывает, насколько эффективно они используются.
Как контролировать маржинальность товаров
Пример со свечами, который мы рассматривали, очень простой. Сделать подсчеты для такого бизнеса можно в Excel или на листе бумаги.
В случаях, когда речь идет о крупных компаниях или производстве, используются специальные программы, которые автоматизируют процесс.
Лучше следить за маржинальностью ежемесячно, сравнивая показатели и делая выводы. Это позволит держать компанию под контролем, видеть, какие товары продаются лучше и вовремя корректировать слабые моменты.
Что такое маржа и как ее рассчитать
Маржа, маржинальность и наценка — в чем различие и как использовать эти показатели в реальном бизнесе
Лариса Баневич
Маржинальность помогает увидеть, насколько эффективно работает система продаж в компании. В статье разбираем разницу между маржинальностью, маржой и наценкой и показываем, как применять эти показатели не в учебнике по экономике, а в реальном бизнесе.
Говорим только о марже в бизнесе
Термин маржа применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.
В торговле на бирже маржа — это заем при покупке актива, в банковском деле — один из показателей надежности банка. В этой статье мы будем говорить только о марже в бизнесе.
Что такое маржа и маржинальность
В обиходе маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.
Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты в статье маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.
Маржа = Выручка − Переменные расходы
Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услугу.
Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.
Переменные расходы — все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше расходов, тем больше выручка.
Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки. Но могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.
Цветочный магазин с доставкой. Продавцы в магазине работают на окладе. В переменные расходы нужно включить:
— себестоимость цветов;
— упаковку букета;
— стоимость доставки букета клиенту.
Аренду помещения магазина и зарплату продавца включать не нужно — они не зависят от объема продаж. Формула маржи в этом случае выглядит так:
Маржа = Стоимость букета − (Себестоимость букета + Упаковка букета + Доставка)
Теперь пример из другой сферы.
Бизнес оказывает консультационные услуги онлайн. Консультант получает оклад в месяц. Единственные переменные расходы здесь — комиссия платежной системы. Других нет. Тогда формула выглядит так:
Маржа = Стоимость консультации − Размер комиссии платежной системы в рублях
Самое сложное при расчете маржи — определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу, а значит, на объем выручки. Часто предприниматели для определения структуры расходов пользуются помощью финансовых консультантов.
Маржу считают в рублях. Давайте на примере.
В январе выручка компании — 100 000 ₽.
Переменные расходы — 53 000 ₽.
Маржа в январе: 100 000 − 53 000 = 47 000 ₽.
В феврале выручка выросла до 140 000 ₽.
Переменные расходы увеличились до 84 000 ₽.
Маржа в феврале: 140 000 − 84 000 = 56 000 ₽
Маржа за февраль больше маржи за январь на 9000 ₽.
Складывается впечатление, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но здесь кроется ловушка, потому что эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.
Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.
Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%
Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Так делать не надо.
Теперь вернемся к компании, где высчитывали маржу в январе и феврале.
Чтобы сравнить январь и февраль по эффективности, посчитаем маржинальность для каждого месяца. Напомним, что маржа за январь получилась 47 000 ₽, а за февраль — 56 000 ₽.
Маржинальность за январь: 47 000 / 100 000 × 100% = 47%.
Маржинальность за февраль: 56 000 / 140 000 × 100% = 40%.
Мы видим: маржа больше на 9000 ₽ в феврале, но вот маржинальность выше в январе.
Если бы уровень эффективности в феврале остался на уровне января, то компания заработала бы больше: маржа бы составила не 56 000 ₽, а 65 800 ₽.
По абсолютным цифрам можно подумать, что компания работает хорошо. Это будет ошибкой. А вот маржинальность сразу показывает эффективность бизнеса в разные месяцы.
Иногда маржинальность может быть отрицательной.
ИП вяжет свитера и варежки. Поступил заказ на 10 000 ₽. ИП закупила пряжи на 9000 ₽. Во время вязания ошиблась в схеме, чего пришлось докупать пряжу еще на 3000 ₽.
Маржа: 10 000 − 9000 − 3000 = −2000 ₽.
Маржинальность: −2000 / 10 000 × 100% = −20%.
Получается, на данном заказе ИП потеряла 20% от выручки.
Еще иногда маржу и маржинальность путают с наценкой. Посмотрим, в чем тут различие.
Отличие маржинальности от наценки
Маржинальность показывает, сколько дохода компании приносит каждый рубль выручки. А наценка — это коэффициент надбавки. Он показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.
Наценка % = Маржа / Переменные расходы × 100%
Маржинальность не может быть больше 100%, наценка может быть какой угодно.
Закупили товар на 100 ₽, продали на 1000 ₽.
Кажется, что маржа, маржинальность и наценка — это понятия из учебника по экономике. На самом деле их полезно применять в бизнесе.
Для чего нужен расчет маржинальности
Маржа, маржинальность и наценка важны при ведении бизнеса. Но маржинальность — самый наглядный показатель из трех. Ее лучше наблюдать в динамике и следить за ней не реже раза в месяц.
Показатель маржинальности, в отличие от маржи и наценки, помогает делать выводы об эффективности продажи услуг или товаров.
Маржинальность растет → бизнес хорошо развивается, система продаж налажена и работает эффективно.
Маржинальность в рамках запланированной → процессы работают в штатном порядке.
Маржинальность снижается от месяца к месяцу → тревожный сигнал для руководителя. Значит, нужно разбираться в процессах, выяснять, где бизнес теряет деньги.
Например, в структуру переменных расходов входят:
При негативной динамике маржинальности понятно, что нужно срочно разбираться, где сбой:
Знать маржинальность важно и до старта бизнеса, когда вы только определяетесь, что будете продавать. Чтобы узнать среднюю маржинальность, можно почитать форумы и пообщаться с другими компаниями. Так как средняя маржинальность, скажем, в Москве может сильно отличаться от маржинальности в Махачкале.
Конечно, ориентироваться только на маржинальность на старте недостаточно — надо составить полную финмодель бизнеса.
Маржинальность используют при подсчете точки безубыточности. Она помогает определить, сколько выручки нужно компании, чтобы покрыть все постоянные расходы и выйти в ноль. Важно учитывать уровень точки безубыточности, когда планируете продажи. Лучше, чтобы бизнес проходил точку безубыточности в 10—13-х числах месяца, плохо — если к 25-му числу и позже.
Компания определяет план продаж на февраль.
Средняя маржинальность для компании — 25%.
Постоянные расходы (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т. д.) — 280 000 ₽.
Определяем, какая сумма выручки в месяц позволит компании покрыть расходы и выйти в прибыль:
ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность × 100%
ТБУ для этой компании: 280 000 / 25% × 100% = 1 120 000 ₽.
То есть в месяц нужно продать товара не меньше чем на 1 120 000 ₽, только чтобы окупить постоянные расходы.
Как рассчитать и контролировать маржинальность
Теоретически маржинальность посчитать легко, достаточно двух математических операций и листка бумаги. На практике бизнес использует расчеты в Excel и Google Таблицах, шаблоны в «1С», «ПланФакт», «ФинТабло», «Финолог» и других сервисах. Чтобы учесть много разных переменных, проще занести все данные в программу, которая автоматически выведет результат.
Маржинальность — часть ежеквартальных и годовых отчетов о прибылях и убытках. Они помогают следить за состоянием дел в бизнесе. Правда, нужно уметь правильно считывать данные, а не просто их собирать. О самом отчете мы расскажем в отдельной статье.
Маржинальность нужно смотреть в динамике: например, отслеживать ежемесячно. Изменение в динамике за год помогает увидеть динамику развития бизнеса. Если маржинальность становится ниже среднего уровня маржинальности и никто это не замечает, бизнес может уйти в минус.
Маржинальность и ее изменение сообщают собственнику и руководителю о развитии бизнеса: эффективно ли построены процессы либо, наоборот, в бизнесе нужно менять и принимать управленческие решения. Но не в общем, а именно в тех процессах, которые непосредственно влияют на продажу.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как оплачиваются новогодние каникулы в 2022 году
Если в один из праздничных дней нужно вызвать сотрудника на работу, скорее всего, придется заплатить за этот день вдвое больше обычного. Но есть нюансы
Что такое автоматизация бизнес-процессов и чем она помогает бизнесу
Автоматизация поможет работать эффективнее и быстрее не только большому заводу, но и микробизнесу. В статье разбираем, кому и когда может помочь автоматизация бизнес-процессов
Зарплатный проект: что это и зачем нужен
С помощью зарплатного проекта ИП и компании могут сэкономить на комиссии банку и автоматизировать выплату зарплаты работникам
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Мой метод анализа отчета о прибылях и убытках
Отчетность, как бикини, открывает, но не все.
Продолжаем читать отчетность компании. Разобравшись с балансом, можно переходить к более важному отчету компании — о прибылях и убытках. Почему более важному? Потому что именно прибыль (а точней, ее рост) толкает курс бумаг вверх и умножает доходы акционера. Конечно, акции могут расти и на ожиданиях, но такой авантюрный разгон меня не вдохновляет. Рынок — не казино, а акции — не игральные фишки: за каждой из них стоит реальный бизнес, который инвестору следует знать. И изучение отчета о прибылях и убытках как раз способствует этому знанию.
Где найти отчет о прибылях и убытках?
Найти финансовые отчеты, в том числе, и отчет о прибылях и убытках, можно на сайте компании в разделе Investor’s relations (Связь с инвесторами) или на финансовых ресурсах вроде Yahoo! Finance, Morningstar.com или Wall Street Journal.
На финансовых сайтах нужно ввести в строку поиска тикер компании, перейти в раздел Financials (Финансы) и выбрать Income Statement (Отчет о прибылях и убытках). На примере компании Intel Corp. данные ссылки выглядят так:
Из чего состоит отчет о прибылях и убытках?
Состав и принцип формирования отчета о прибылях и убытках проще понять, если знать, из чего в бизнесе складывается доход и как образуется чистая прибыль. Подробней об этом я пишу здесь, но по ходу обзора мы рассмотрим этот процесс.
В самой верхней строке отчета отражается выручка от продаж (Revenue/Sales), а ниже идут данные о понесенных затратах (Expenses), которые в той или иной мере повлияли на результат — величину чистой прибыли (Net Income) или убытка (Loss).
При этом, согласно принципу начисления, все доходы и затраты в отчете отражаются в момент их совершения, а не в момент получения оплаты. Другими словами, у компании может быть «бумажная» прибыль, но отсутствовать кэш. Для инвестора понимание этого принципа — архиважный момент. Он напоминает ему о том, что прибыль компании и реальные деньги не есть одно и то же.
Состав основных статей отчета о прибылях и убытках
Revenue/Sales (Выручка от продаж): объем чистой выручки (за минусом скидок и возвратов товаров), которую компания получила за отчетный период от реализации товаров и/или услуг, в том числе при продаже в кредит, то есть с отсрочкой платежа.
Cost of Revenue (Себестоимость): расходы, которые компания понесла для того, чтобы произвести продукцию и/или предоставить услуги. Это переменные (прямые) затраты, и называются они так потому, что их уровень изменяется вместе с объемом продаж. К ним относятся затраты на товары, сырье и материалы, сдельная зарплата рабочих, оплата электроэнергии, транспортные расходы. Разница между выручкой от продаж и объемом переменных затрат образует величину маржинальной или валовой прибыли.
За счет валовой прибыли бизнес покрывает свои операционные расходы и по ее величине можно судить о том, насколько компания способна себя содержать.
Операционные расходы (Operating Expense, сокр. OPEX): накладные расходы на ведение бизнеса, организацию и развитие продаж. Такие затраты называются постоянными (косвенными), потому что их уровень не зависит от объема продаж или производства. В состав операционных расходов в отчете о прибылях и убытка входят следующие статьи:
Разница между валовой прибылью и объемом постоянных затрат дает величину операционной прибыли или убытка (Operating Income/Loss).
Величина операционной прибыли характеризует эффективность операционной (основной, текущей) деятельности компании, то есть той, ради которой она и создавалась.
Операционная прибыль, прочие доходы и расходы в совокупности формируют прибыль до налогов и процентов (Earnings Before Interest and Tax, EBIT). Ее величина определяется правилами финансового учета и может не совпадать с прибылью, рассчитываемой по налоговым правилам (разница между ними приводит к возникновению отложенных налоговых обязательств).
Далее из операционной прибыли в отчете вычитаются следующие статьи:
В результате чего образуется чистая прибыль от операций (Net Income From Continuing Ops) — доход, получаемый компанией от ее основной деятельности.
Время от времени в отчете о прибылях и убытках могут появляться единовременные расходы (Non-recurring Events), включающие такие статьи, как:
Чистая прибыль или убыток (Net Income/Loss) является итогом отчета, а ее величина переносится на счет нераспределенной прибыли в балансе и увеличивает (или уменьшает) размер собственного капитала (Stockholders’ Equity) компании, чем, собственно, связывает два этих отчета.
Как анализировать отчет о прибылях и убытках
Далее, как и в случае с балансом, я провожу горизонтальный и вертикальный анализ, и выясняю, какие статьи отчета изменились больше всего и как их изменение повлияло на результат.
Анализ продаж
Анализируя результаты продаж, я учитываю влияние сезонности и экономических циклов, а если компания ведет бизнес за рубежом, то и колебания курсов валют. Затем темпы роста продаж я соотношу с размером инфляции. Это мне позволяет понять, был ли в компании реальный рост. Так, если при 5%-ной инфляции выручка прирастала на 3%, то никакого роста не произошло, так как доход от продаж не покрыл даже инфляцию.
Далее темпы роста продаж я сравниваю с динамикой себестоимости (Cost of Revenue/Cost of Goods Sold): их изменение должно быть пропорционально объему продаж. Другими словами, себестоимость и продажи должны прирастать схожими темпами. Опережающий рост выручки над себестоимостью — хороший знак. Если же себестоимость растет быстрее продаж, это снижает маржу и повышает риски убытка при дальнейшем падении продаж.
В свою очередь, рост себестоимости без увеличения продаж ухудшает рентабельность бизнеса и повышает инвестиционные риски. Для того, чтобы оценить эти риски, я всегда стараюсь понять, что привело к увеличению себестоимости. Это может быть рост затрат на сырье и материалы или (что хуже) снижение цен.
Анализ затрат
Оценивая долю каждого вида затрат в общем объеме расходов (Total Operating Expenses), я прежде всего смотрю на коммерческие (Selling General and Administrative Expences) и расходы на исследование и разработку (Research Development). Их величину и изменение я соотношу с профилем компании.
Очевидно, что для производственных и технологичных компаний, вроде Intel, основной объем затрат должен приходиться на разработку, а не продажи и продвижение. В то время, как для торговой компании, вроде Weight Watchers, наоборот, на стимулирование сбыта.
Об эффективности данных затрат я сужу по темпам роста продаж. Так, если коммерческие затраты растут быстрее, чем выручка, то это значит, что расходы на продвижение себя не оправдали и всплеска продаж не произошло.
При этом резкое увеличение затрат на разработку, особенно на фоне растущих расходов на амортизацию (Depreciation & Amortization Expense), может указывать на изменения на рынке. Например, это хорошо видно в отчетах Intel за 2009-2013 гг, когда мобильные технологии полностью изменили рынок ПК.
Анализируя неоперационные (внереализационные) расходы компании, я оцениваю такие статьи, как Interest Expense (Расходы на выплату процентов) и Income Tax Expense (Сумма налога на прибыль). По статье Income Tax Expense можно узнать, сколько компания платит налогов.
В свою очередь, статья Interest Expense (Расходы на выплату процентов) позволяет понять, использует ли бизнес заемные средства и сколько платит за их привлечение. Для того, чтобы выяснить, насколько легко компании обслуживать долг, я рассчитываю коэффициент покрытия процентов.
Чем ниже коэффициент покрытия процентов, тем выше риски инвестора. При коэффициенте ★35