Что такое операционные процессы
Операционный (производственный) процесс организации, как основа функционирования и развития операционной системы
Операционный (производственный) процесс представляет собой совокупность деятельности людей и средств труда, необходимых на данном консультация для изготовления продукции, то есть это совокупность взаимосвязанных процессов труда, а иногда и естественных процессов, в результате которых исходные материалы и полуфабрикаты превращаются в готовую продукцию или услуги.
Главную часть производственного процесса составляет технологический процесс, который обеспечивает смену форм, размеров и свойств обрабатываемых предметов труда и сборки готовых изделий.
Технологический процесс является частью производственного процесса, содержащей целенаправленные действия по изменению и установлению состояния предмета труда. Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте, называется технологической операцией.
Процесс производства на предприятиях (в частности, машиностроительных) имеет три стадии: заготовительную, обрабатывающую и сборочную.
Заготовительная стадия обеспечивает получение различных заготовок: відливків, штамповок, поковок и др.
Обрабатывающая стадия обеспечивает механическую, термическую, химическую обработку и другие ее виды.
На стадии сборки из деталей и узлов формируют сборочные единицы и готовые изделия, их регулируют, испытывают, пакуют.
Рассмотрим классификация производственных процессов. В зависимости от назначение выделяют основные, вспомогательные и обслуживающие производственные процессы.
Вспомогательными производственными процессами называются процессы, в результате которых изготавливается продукция, которая используется на самом производстве, чтобы обеспечить нормальное функционирование основных процессов. Например, изготовление средств технологического оснащения, средств автоматизации и механизации собственного производства, запчастей для ремонта оборудования, производство электроэнергии, пара, газа консультация.
Обслуживающие производственные процессы обеспечивают основные и вспомогательные процессы услугами, необходимыми для их нормального функционирования. К ним относятся транспортные и складские процессы.
По уровню автоматизации выделяют ручные, механизированные, автоматизированные и автоматические производственные процессы.
По характеру объекта производства различают простые и сложные производственные процессы.
Простой производственный процесс — это последовательность операций, результатом которых является изделие.
Сложный производственный процесс предполагает сочетание нескольких простых процессов.
Умение менеджера рационально организовать операционный (производственный) процесс изготовления изделия состоит собственно в том, чтобы расчленить сложный процесс на простые, а затем свести их в единый комплекс во времени и пространстве так, чтобы обеспечить выпуск готовых изделий или предоставления услуг в необходимой номенклатуре и количестве, в нужный срок.
Организация операционного (производственного) процесса заключается также в обеспечении рационального сочетания в пространстве и времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, а также людей и материальных элементов производства.
в Зависимости от способа организации производственного процесса различают разные их типы.
Под типом производственного процесса понимают такую организационно-техническую характеристику этого процесса, основанная на его специализации, повторяемости и характере технологических процессов. Свойственный определенному производственному подразделению тип производственного процесса обусловливает применение здесь методов подготовки, планирования, контроля производства, форм организации труда, особенностей технологических процессов, каждый из которых характеризуется совокупностью признаков. Поэтому наличие только одной из них (например, количества изделий, которые изготавливают) или даже нескольких не дает оснований для вывода о наличии того или иного типа производства. По совокупности этих признаков различают единичное (индивидуальное), серийное и массовое производство.
В предыдущей теме нами рассматривались характеристики, специфические черты и особенности операционных систем единичного, серийного и массового производства. Следует отметить, что отнесение операционной системы к определенному типу производства является достаточно условным, поскольку различные цехи или участки даже на одном консультация могут характеризоваться различными типами организации производственных процессов. Приведем краткую характеристику каждого из вышеупомянутых типов производства.
Единичный производственный процесс характеризуется:
— изготовлением изделий в единичных экземплярах или малыми сериями (один-два десятка в месяц);
— широкой номенклатурой изделий, изготовляемых;
— применением универсального оборудования, универсальных приспособлений, режущего и измерительного инструмента общего назначения;
— группированием рабочих мест по принципу технологически однородных операций;
— отсутствием закрепления определенных операций за отдельными работниками;
— высокой квалификацией работников, которая учитывает разнообразный характер выполняемых работ;
— отсутствием детальной разработки технологического процесса изготовления изделия;
— тем, что объектом планирования, нормирования, учета есть все изделие или его крупные узлы (составные части);
— довольно невысокой стоимостью подготовки производства новых изделий в связи с наличием трех последних особенностей.
Форма единичного производственного процесса распространена на опытных заводах, которые изготавливают сложные изделия и системы специального назначения.
серийного производственного процесса свойственным являются:
— ограниченная номенклатура изделий, которые изготавливают;
— применение универсального и специализированного оборудования, устройств, обрабатывающего и измерительного инструмента,
— группировка рабочих мест по технологическому и предметному принципам;
— закрепление за рабочими местами ограниченного количества деталеоперацій;
— средняя квалификация работников;
— детальная разработка технологических процессов;
— относительно большие затраты для подготовки производства новых изделий по сравнению с единичным типом производства.
Этот тип производственного процесса распространен на предприятиях, выпускающих сложные изделия и системы специального назначения, которые часто меняются по конструкции.
Массовый производственный процесс имеет следующие особенности:
— изделия изготовляют в большом количестве (6-10 тыс. штук за месяц);
— применяют специализированное и специальное оборудование, приспособления и инструменты;
— рабочие места размещают по ходу технологического процесса обработки изделий (предметный принцип);
— рабочие места спеціалізують на выполнении одной операции;
— технологический процесс разрабатывают детально;
— объектом планирования, нормирования, учета есть детали операции;
— рабочие могут иметь невысокую квалификацию;
— подготовка производства новых изделий требует наибольших затрат (по сравнению с другими типами производства).
Такой тип производственного процесса свойственен преимущественно изделиям широкого потребления (автомобили, радиоприемники, телевизоры, мобильные телефоны и т.п.).
Что такое операционная деятельность?
В этой статье мы поговорим об операционной деятельности, неотъемлемой части любой компании и любого крупного акционерного общества. Правильное ведение бизнеса чрезвычайно важно как для его основателей, так и для инвесторов, т.к. оно позволяет получать прибыль и объективно оценивать перспективы развития компании.
Что такое операционная деятельность компании?
Если простыми словами, то операционная деятельность (ОД) компании – это тот вид деятельности, ради которого и создавался бизнес. Есть и иное определение, согласно которому ОД считается основная или прочая деятельность, за исключением финансовой и инвестиционной.
Операционную деятельность можно разделить на управление предприятием и регламентированный учет, из которого формируется финансовая отчетность, доступная всем желающим на сайте акционерного общества:
В свою очередь управление предприятием подразделяется на основные и обслуживающие процессы. Первые индивидуальны: компания может как печь хлеб, так и добывать нефть или строить самолеты. А вот обслуживание имеет больше общего — например, сюда относится юридическое консультирование, рекламная деятельность, управление кадрами, система контроля качества продукции и пр.
На операционную деятельность направляется значительная часть материальных и трудовых ресурсов предприятия. Если основной вид деятельности не эффективен, компания обанкротится и уйдет с рынка. При этом на ОД влияют не только внутренние процессы предприятия и спрос на продукцию, но и политическая и экономическая обстановка в стране и мире.
Как видно, операционные доходы компании везде положительны – несмотря на то, что чистая прибыль по итогам квартала оказалась отрицательной. При этом новое сокращение ОД во втором квартале почти в два раза не помешало компании выйти по чистой прибыли в плюс.
Виды операционной деятельности
Виды операционной деятельности зависят от сферы, в которой работает компания, и перечислены в ЕГРЮЛ (для ИП в ЕГРИП). Любая другая деятельность, не указанная в ЕГРЮЛ, будет относиться к финансовой или инвестиционной.
Один и тот же вид деятельности для компаний различных сфер бизнеса может относиться к разным группам. Например, выдача кредита для банка будет являться операционной деятельностью, а для производственного предприятия – финансовой. Или строительство капитального объекта для застройщика – основная деятельность, а для кредитно-финансовой организации – инвестиционная.
В зависимости от сферы бизнеса для компаний значимы различные виды ресурсов, обеспечивающие операционную деятельность. Для производственных предприятий это сырье, материалы и оборудование, для компаний сферы услуг – сотрудники, для финансовых организаций – деньги.
Операционная деятельность банков
Кредитно-финансовые организации работают в особой отрасли, главным товаром и источником прибыли в которой являются деньги. Для банков ОД является:
Чтобы обеспечить все виды операционной деятельности, банку нужны не только финансы, но и сотрудники, которые одновременно работают с клиентами и занимаются оформлением документации, сопровождающей движение средств по счетам. Основным фактором, обеспечивающим ОД, является внутренний финансовый контроль. Он также является приоритетной деятельностью для кредитно-финансовой организации.
Операционная деятельность предприятия
К ОД предприятия относят все ресурсы, обеспечивающие производственный цикл и сбыт продукции конечному потребителю.
Производственный цикл – это временной отрезок с момента запуска сырья в производство до получения готовой продукции. Чем меньше этот срок, тем быстрее высвобождаются ресурсы, которые могут быть повторно задействованы в производстве. Следовательно, предприятие выпускает больший объем продукции.
К операционной деятельности компании относят:
Однако в эти пункты не попадают сопутствующие расходы и доходы. Например, затраты на ремонт помещения, создание сайта компании, приобретение оборудования и т.п.
То есть, к операционной деятельности предприятия относят ресурсы, обеспечивающие ежедневную работу компании. Например, для предприятия общепита закупка продуктов для приготовления пищи – операционная деятельность, а покупка столов – инвестиционная, так как этот ресурс будет использоваться долгосрочно.
Отдельно можно выделить компании сферы услуг, где наемные работники составляют основной ресурс предприятия. Помимо оплаты труда специалистов, к операционной деятельности сферы услуг относят расходы на аренду помещений, рекламу, оплату услуг связи, коммунальные платежи, затраты на организацию рабочего места, оплата взносов и налогов. Не относятся к ОД: обновление основных фондов, создание логотипа, сайта и т.п.
Денежный поток от операционной деятельности
Поступление/выбытие капитала в связи с ведением основного бизнеса называют денежным потоком от операционной деятельности. Поступлением капитала является:
К выбытию капитала относят выплаты поставщикам за товары/услуги, оплата труда персонала компании, налоговые платежи. Поступления и выбытия финансов формируют прибыль от операционной деятельности.
Денежный поток от операционной деятельности имеет сокращенное наименование CFO от английского Cash Flow From Operating Activities и рассчитывается по формуле:
CFO = EBIT – Н + А ± ИОК, где
Он отражается в отчете о движении денежных средств и может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Подробнее о CFO читайте здесь.
Если денежный поток положителен, это говорит о притоке денег в организацию, если отрицателен – об оттоке. Однако отрицательное значение – это не всегда плохо. Возможно, такой результат получился из-за того, что предприятие находится на стадии развития, когда большая часть денег направляется на закупку основных и оборотных активов, авансирование выгодных сделок и т.п.
Поэтому денежный поток от ОД анализируется одновременно с показателем чистой прибыли. Здесь возможны 4 варианта:
Показатели операционной деятельности
Чтобы оценить эффективность целевого бизнеса, предприятия рассчитывают показатели операционной деятельности. Эти показатели и их экономическое значение представлены в таблице.
Показатель | Как и для чего рассчитывается |
Коэффициент операционных активов | Рассчитывается как отношение операционных активов к общему объему активов компании. Он показывает, какие активы можно исключить, не нарушая производственные возможности предприятия. |
Коэффициент прибыли на одного работника | Рассчитывается как отношение операционной прибыли на количество основных работников компании. Показатель чаще всего используется в организациях, где эффективность работников напрямую влияет на рентабельность бизнеса, например, консалтинговых компаниях. Рассчитав средний коэффициент прибыли на одного работника, можно анализировать эффективность продаж каждого сотрудника. |
Продолжительность операционного цикла | Показывает, сколько времени происходит с момента покупки сырья до момента оплаты товара покупателем. Рассчитывается путем сложения периода оборота запасов и дебиторской задолженности. Чем меньше продолжительность операционного цикла, тем быстрее компания получает вложенные деньги обратно. |
Рентабельность производства | Рассчитывается как отношение операционной прибыли к среднегодовой сумме основных средств и оборотных активов. Показывает размер прибыли с каждого рубля, вложенного в себестоимость. |
Чем отличаются операционная, инвестиционная и финансовая деятельность
В отличие от операционной, финансовая деятельность является вспомогательной. К ней относят формирование и распределение уставного капитала, получение/оплату кредитов, выплату дивидендов и другие операции, приводящие к изменению размера уставного или заемного капитала компании.
Цель финансовой деятельности – перераспределение имеющихся у предприятия средств и осуществление всех необходимых платежей.
К инвестиционной деятельности относят операции, связанные с долгосрочным капиталовложением в другие бизнесы или в собственные внеоборотные активы.
Цель инвестиционной деятельности – расширение предприятия, модернизация основных фондов и привлечение дополнительных доходов от долгосрочных проектов. Основное отличие инвестиционной деятельности от операционной и финансовой – длительность возврата вложенных средств.
Финансовая, операционная и инвестиционная деятельность взаимосвязаны и могут финансировать друг друга. Например, прибыль от операционной деятельности можно направить на инвестиции в основные средства. А при недостаточности собственного капитала на выплату заработной платы компания может взять кредит на эти цели.
Заключение
ОД компании должна приносить прибыль. Если она убыточна, значит, предприятие не эффективно и не конкурентоспособно. Внешним и внутренним пользователям в первую очередь важна именно операционная деятельность, т.к. финансовая и инвестиционная являются вспомогательными.
Операционный менеджмент: что это такое, система управления процессами и задачами компании в сфере услуг
Операционный менеджмент (operation management) – это управление процессом деятельности на предприятии. Но такое определение слишком расплывчато, чтобы понять суть подобного явления и, что более важно, — для понимания его эффективности.
Хотя обозначенный комплекс процедур был введен в эксплуатацию уже весьма давно, более 100 лет назад, его применение в нашей стране в полном объеме – скорее дело случая. Хотя это отличный вариант для компаний, которые стремятся к инновационной структуре упорядочивания и оптимизации своего бизнеса. На самом деле ничего «прорывного» в этом нет. Механизм применяется уже долгие годы и зарекомендовал себя в качестве надежной и продуктивной системы. Более подробно мы поговорим об этом в обзоре.
История появления
С зарождением такого явления плотно связывают два имени – Фредерик Тейлор и Анри Файоль. Первый – гражданин Соединенных Штатов, второй – Франции. Ученые-экономисты разработали самые базовые концепции в условиях общей отрасли управления бизнесом. Это был лишь небольшой раздел, включающий в себя фундаментальное понятие о внедрении оптимизации в любое предприятия. Лишь только при взаимосвязанности всех этапов деятельности можно достигнуть положительной динамики.
А уже в 1913 году эти параметры впервые были опробованы в прикладных задачах. А именно в конвейерном производстве на заводах Форд. И к 70-ым годам теория окончательно обрела свою текущую форму. Появился расширенный инструментарий, который решал множество прикладных задач, а также общие функции для внутренних и внешних процедур.
Операционные решения в менеджменте
Изначально в условиях базовой концепции смысл процедур заключался исключительно в оптимизации какого-то одного явления во внутреннем бизнесе. Например, увеличение эффективности производственного процесса. Но в будущем функции расширились, как уже уточнялось. И в итоге главным аспектом стало непрерывное совершенствование. Казалось бы, раз система на производстве и так работает, зачем производить какой-то реинжиниринг, зачем что-то изобретать? Но фактически, если не отчислять определенный процент прибыли с оборота в прямой капитал для постоянного улучшения технических параметров производства, то с течением времени происходит стагнация.
Да, пример весьма оторванной от реальности. И управление операционными процессами организации обычно сводится к более стандартным для бизнеса задачам. Но так становится весьма наглядно видно, что любой момент, связанный с деятельностью компании, может быть улучшен.
Второй важнейший фундамент – это взаимоотношения между различными направлениями, а также участниками рабочего процессе. Да, в процедуре может одновременно принимать участие не одно предприятие, а сразу несколько. То есть, как вариант, поставщик, логистическая компания, покупатель. В итоге, сформировав единую систему менеджмента, мы сможем улучшить работу для всех сторон сделки одновременно. Если они добросовестно будут принимать и использовать параметры.
Сюда относятся такие действия как моделирование, анализ полученной информации на основе дедуктивного метода, а также построение индуктивных прогнозов.
Экономическая библиотека
Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.
ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Понятия операции, процесса, бизнес-процесса, главной операционной функции
Производственные организации выпускают материальные продукты, которые можно осязать. Например, автомобили, компьютеры, жилье, мебель, продукты питания, строительные материалы, оборудование, мобильные телефоны, полуфабрикаты, детали, комплектующие.
Сервисные организации оказывают услуги. Например, образование, юридическое обслуживание, бытовое обслуживание, торговля, общественное питание, транспортные услуги, развлечения, защита, финансирование, страхование, медицинское обслуживание, техническое обслуживание, информационное обслуживание.
Производственная система и ее элементы в виде операций и процессов являются объектами управления операционного менеджмента.
Операция (от лат operatio – действие) – это законченное действие (работа), или ряд связанных между собой действий (работ), направленных на решение определенной задачи. Все операции в организации являются производственной деятельностью направленной на создание продуктов для внешнего либо внутреннего потребителя (клиента).
Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов труда и орудий труда.
Основные процессы осуществляют преобразование ресурсов в продукцию организации.
К вспомогательным процессам относятся процессы, результаты которых используются либо непосредственно в основных процессах, либо обеспечивают бесперебойное и эффективное их выполнение. Например, кадровое, транспортное, информационное, энергетическое, инструментальное обеспечение процесса производства продукции.
Обслуживающие производственные процессы оказывают услуги, необходимые для осуществления основных и вспомогательных производственных процессов.
В операционном менеджменте широко используется понятие бизнес-процесс.
Бизнес-процесс – это устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий (операций и процессов), использующая «на входе» ресурсы и преобразующая их на «выходе» в материальный продукт или услугу с определенной стоимостью и ценностью для клиента. Например, прием заказа клиента, доставка товара клиенту, начисление зарплаты сотрудникам – все это бизнес-процессы.
Клиент бизнес-процесса – это потребитель его результата.
В практике производственный процесс или его часть становится бизнес-процессом когда у результатов процесса есть клиент (потребитель) и определена сумма затрат на использованные в нем ресурсы.
В форме бизнес-процесса может быть представлена любая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей внешних или внутренних клиентов.
За работу по выполнению бизнес-процессов отвечают их владельцы. Владелец бизнес-процесса – это должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, техническое обеспечение и информацию, управляет ходом реализации бизнес-процесса и несет полную ответственность за его результаты.
Национальная библиотека им. Н. Э. Баумана
Bauman National Library
Персональные инструменты
Процесс (Операционные Системы)
Проце́сс — это в выполняемая в данный момент программа. Выполнение процесса должно осуществляться последовательно. Процесс определяется как сущность, представляющая основную единицу работы, которая должна быть реализована в системе.
На любой ЭВМ всегда имеется процесс соответствующий операционной системе (ОС) этой ЭВМ, а также один или несколько процессов отвечающих пользовательским программам. На однопроцессорных ЭВМ в любой момент времени может выполнятся только один процесс. Любая ОС должна уметь производить запуск процессов, приостановку, их выполнение, завершение их выполнения и синхронизацию процессов между собой. Для каждого процесса ОС предоставляет собственное адресное пространство. Это адресное пространство начинается от нуля и продолжается непрерывно до предела соответствующего ЭВМ и ОС. С целью обеспечения переносимости адресное пространство всегда начинается с нуля. Ни один процесс кроме ОС не знает в какой именно части физической памяти и каким образом располагается его адресное пространство. Это прерогатива ОС, которая должна наиболее эффективным образом выполнять выполняющиеся процессы.
Операционная система контролирует следующую деятельность, связанную с процессами:
Каждому процессу ОС системой выделяются ресурсы: дисковое пространство, устройство ввода вывода, канал передачи информации и прочее. Каждый процесс имеет возможность создавать другие процессы и контролировать их выполнения. Каждому процессу в ОС отводятся определенные права. Эти права максимальны для самой ОС, имеют промежуточные значения для подсистем ОС (драйвера) и минимальные права соответствуют выполняющимся пользовательским программам. ОС для каждого из процесса хранит всю информацию об этих процессах в специальных таблицах. В этих таблицах обязательно описываются права процесса, полное состояние регистров процессора для данного процесса, объем ОП отводимый процессу и отображение этой памяти на реальную физическую память, а так же список всех ресурсов, отводимых данному процессу. При переключении с одного процесса на другой ОС пользуется этими учетными записями.
Содержание
Создание процесса
Простейшей ОС не требуется создание новых процессов, так как внутри них работает всего одна программа, запускаемая во время включения устройства. В более сложных системах надо создавать новые процессы. Обычно они создаются:
Инициализация
При старте процесса производится выделение ему ряда файлов. Как правило эти файлы наследуются от того процесса который стартует в процессе. Вновь созданный процесс в свою очередь может создавать, модифицировать и закрывать принадлежащие ему файлы.
В UNIX системах устанавливаются строгая иерархия процессов по принципу родитель потомок. Родитель имеет право контролировать работу потомка, приостанавливать или завершать его выполнение. Потомок не имеет никаких прав по отношению к родителям, «братьям», «дядям».
В процессе выполнения процесса могут возникать сигналы тревоги. Они связаны с различными внештатными ситуациями: с попыткой деления на ноль, выходом за пределы доступного адресного пространства, неисправностью использованных устройств. При возникновении такого сигнала, управление передается ОС, которая должна предпринять необходимые корректирующие действия. В развитых ОС возможна регистрация процессом собственного обработчика сигнала тревоги. Обычно этот обработчик пишется в виде подпрограммы в программе соответствующей процессу. В этом случи при возникновении сигнала тревоги управление передается этому обработчику.
Порождение нового процесса
Порождение нового процесса это длительная процедура, так как ОС должна выполнить множество действий:
Переключение между отдельными выполняющимися процессами так же длительная процедура. В этом случи ОС должна произвести дополнительные (обычно в таблице соответствующей выполняемому процессу) от регистров соответствующих выполняемому процессу, карту отображения в памяти процесса на реальную физическую память, сохранить состояние всех файлов и устройств используемых процессом. После этого ОС должна выбрать полное описание процесса на который она переключается из таблицы (инициализировать регистры, карту отображения памяти процесса на физическую память, состояние файлов и устройств). Переключение между процессами осуществляется в том числе по прерыванию таймера. Обычно системному программисту предоставляется возможность задания максимального времени выполнения одного процесса, после которого произойдет прерывание по таймеру и переключение на другой процесс. При задании маленького значения этого времени у системы будет мало времени на отклик на возникающие события, однако при этом значительная часть процессорного времени будет тратиться на переключение между процессами. При задании большого времени таймера накладные расходы, связанные с переключениями между процессами будут уменьшаться, однако будет ухудшаться отклик системы на возникающие события. При завершении процесса происходит закрытие всех файлов, освобождение всех ресурсов, занятых всех ресурсов и вычеркивании его из таблицы процессов.
Планирование процессов
Планирование необходимо для организации более производительной работы многозадачной, многопользовательской ОС. В однозадачный однопользовательских ОС, система не ведет никакого планирования запуска на выполнения отдельных процессов. Все задачи планирования выполняет пользователь, работающий за однозадачной однопользовательской ОС. Однако для многозадачных многопользовательских ОС (UNIX) есть необходимость в таком планировании, так как в очереди на выполнение обычно стоит большое количество различных процессов. Планирование проявляется так же в выделении различных приоритетов, объема ОП, количество выделяемых ресурсов и процессорного времени, предоставляемого отдельным процессам.
Для всех ОС соблюдается следующие принципы планирования:
Для ОС пакетной обработки данных кроме того используются следующие критерии планирования:
Для интерактивных ОС при планировании ведется учет того, что ОС должна обладать минимальным временем отклика на запрос пользователя. Кроме того в этом случи ОС должна уметь настраиваться под пожелания отдельных пользователей.
Для ОС реального времени при планировании должно обеспечиваться окончание работы процесса к заданному времени для предотвращения потери данных, исключения возможных взаимоблокировок процессов, предсказуемости поведения ОС.
Состояния процесса
Процесс, помимо главного рабочего состояния, может находиться в других состояниях.
Linux Процесс в ОС Linux может находиться в одном из следующих состояний:
R (running) — процесс исполняется или ожидает своей очереди;
D — непрерываемый сон (ожидает события);
S — прерываемый сон (ожидает определённого события или сигнала);
T — остановка — процесс приостановлен чем-либо;
Z (zombie) — процесс уже завершился, но ещё не передал родительскому процессу свой код возврата.
Взаимоблокировка процессов
Блокировкой процессов называют состояние системы, при котором 2 или более процессов не могут продолжать свое выполнение из-за отсутствия необходимых для этого ресурсов.
Взаимоблокировка возникает в многозадачных многопользовательских ОС. Чем большее количество различных задач выполняется на машине, и чем меньше ее ресурсы, тем больше вероятность возникновение взаимоблокировок. При этом ситуация напоминает подающий с горы снежный ком. Количество блокированных процессов быстро возрастает до тех пор, пока в системе не останется не одного работающего процесса. ОС практически полностью прекращает полезное функционирование а ЭВМ простаивает. Блокировки процессов возникают либо сами собой, либо инициализируются внешними атаками. Например: атаки вирусов (хакеров) на определенный сайт приводят к возникновению блокировки на обслуживающим этот сайт ЭВМ. Это вызвано перегрузкой работы соответствующей ЭВМ, когда в условии ограниченности ресурсов (хотя эти ресурсы у майнфреймов могут быть очень большими: несколько сотен дисков, десятки терабайт ОП и т.д. ) ЭВМ должна одновременно обработать очень большое количество запросов.
В итоге ЭВМ нужно будет заново перезагружать. Для майнфрейма каждая перезагрузка аналогична потере нескольких миллионов долларов, такова цена за невыполненные вовремя различные запросы. Имеются различные способы выхода из блокировок:
Имеются два противоположных способа борьбы с взаимоблокировками:
На построение ОС безопасных по отношению к взаимоблокировкам идут лишь в некоторых случаях, в которых возникновение блокировок может привести к катастрофическим последствиям. Например: на ЭВМ управляющих системами стратегических ракет и противоракетной обороны.