Что такое опережающее финансирование
Что такое опережающее финансирование
«Технология опережающего финансирования государственных программ»
— как инструмент внебюджетного финансирования строительства жилья для военнослужащих и ветеранов военной службы (Краткое изложение)
В течение нескольких лет сформировавшаяся вокруг Некоммерческого инвестиционного партнёрства «Преодоление» группа авторов вела поиск эффективных способов обеспечения жильём бесквартирных военнослужащих. Так родилась «Технология опережающего финансирования государственных программ». Сегодня она является уникальным инструментом, с помощью которого можно решать не только проблему строительства жилья для военнослужащих, но и задачи по повышению темпов роста экономики России, поставленные Президентом РФ в его послании Федеральному Собранию.
Мы исходим из того, что настоящее положение на строительном рынке недвижимости и объективно сложившаяся рыночная цена на жильё сильно ограничивает возможности Правительства РФ в удовлетворении потребностей граждан РФ жильём (имеющих на то право по законодательству РФ). Наряду с этим, действующее законодательство и кредитная политика коммерческих банков не позволяет в полной мере использовать систему ипотеки, а статьи бюджета прошедших лет и текущего года и выделяемые по ним финансовые средства явно недостаточны и требуют новых подходов к решению этих задач.
Стремление изменить ситуацию с помощью совершенствования системы взимания налогов не могут привести к кардинальному прорыву. Недостаточная эффективность принимаемых мер по увеличению объёмов и темпов строительства жилья ведёт к сокращению внутреннего валового продукта, а поскольку нет экономических стимулов для инвестирования в строительство некоммерческого (социального) жилья, происходит омертвление бюджетных средств в недостроях.
Просматривается явная недостаточность финансовых ресурсов в решении социальных задач и обязательств Правительства РФ и, в частности, по строительству социального жилья в России и обеспечении им граждан РФ. Из всего этого следует острая необходимость в привлечении финансовых средств из внебюджетных источников и эффективного их использования при строительстве социального жилья по обязательствам Правительства РФ.
Экономической базой развития России по алгоритму «Технологии» является казна РФ.
На первом этапе авангардным проектом является Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённая Постановлением Правительства № 675 от 17.09.01.
Схема взаимоотношений участников по «Технологии» достаточно проста:
Далее по алгоритму «Технологии» гражданин рассчитывается с инвесторами за предоставленные инвестиционные ресурсы сформированным казначейским обязательством, запустив, таким образом, государственный внутренний долг на вторичный рынок. Тем самым он обеспечивает реструктуризацию указанного государственного долга.
При этом вся работа по привлечению внебюджетных источников (инвестиционных ресурсов), их целевому использованию по формированию государственного долга, а также реструктуризация этого долга проходит через государственную отчётность по единому плану счетов под контролем органов местного самоуправления.
На заключительном этапе инвестор, который приобрёл право денежного требования к государству (казначейское долговое обязательство), может выполнить одну из следующих операций:
· предъявить государственное казначейское обязательство в Министерство финансов РФ и получить на сумму обязательство налоговый кредит;
· заложить обязательства в кредитно-финансовое учреждение для получения кредита и/или продать указанные обязательства ЦБ РФ;
· оплатить этим обязательством имущество РФ (например: квоты, ресурсы, землю, недвижимость, имущественные права и т.п.);
· произвести зачёт своей просроченной задолженности бюджету РФ (недоимка) в соответствии со статьёй 235 Бюджетного Кодекса РФ.
Действия предприятий и Государственных учреждений по указанному алгоритму отражают их гражданскую инициативу по эффективному использованию внебюджетных инвестиционных ресурсов и государственной казны в реализации Государственных Программ РФ.
· гражданин получает полагающееся ему по закону жильё;
· предприятие получает через гражданина фактический государственный заказ, за счёт этого растут стимулы для развития производства и создания новых рабочих мест;
· местная власть получает возможность более эффективно распоряжаться ресурсами, получит больше налогов, решая одновременно социальные вопросы;
· государство получает механизм эффективного решения социальных программ за счёт использования государственной казны и, как следствие, значительный рост ВВП, и снижение социальной напряжение;
· банковская система начинает кредитовать реальных производителей, оживляется фондовый рынок. ЦБ РФ, скупая государственные долговые обязательства на вторичном рынке, конвертирует их в денежные средства через обеспеченную дополнительным ВВП эмиссию.
Сегодня эту задачу по алгоритму «Технологии» решает «Межрегиональный Центр Реализации Социальных Программ», который является Поверенным граждан РФ.
Центральным лицом по «Технологии» является гражданин РФ, который желает самостоятельно реализовать своё конституционное право на жилище, а гарантом реализации прав гражданина и человека является Президент РФ.
Для реализации «Технологии бюджетных средств не требуется.
На первом этапе достаточно обязать исполнителей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (федеральные, исполнительные органы власти, региональные и местные органы управления) надлежащим образом вести учёт в полном соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, в том числе учитывать в своих долговых книгах сформированный гражданином и реструктурированный им же внутренний государственный долг.
Председатель инициативной группы
«Межрегиональный Центр Реализации Социальных Программ» ________________ /В.Ф. Дубовик/
Гособоронзаказ будут выполнять в долг
В течение трех ближайших лет значительная часть средств для выполнения оборонной промышленностью заданий гособоронзаказа – не менее 360 млрд руб. – будет привлечена у банков. Главным кредитором оборонно-промышленного комплекса (ОПК) станет Промсвязьбанк. Это второй в постсоветской истории случай, когда государство из-за нехватки средств в текущем бюджете прибегает к такой схеме финансирования расходов на вооружения.
Целевые кредиты до 2023 г.
Впервые о том, что государство нашло средства для выполнения планов по перевооружению, 27 ноября 2020 г. на заседании коллегии Минобороны сообщил министр Сергей Шойгу. «Для достижения требуемого уровня оснащения войск Министерство обороны совместно с Минфином и Минпромторгом разработало схемы финансирования государственных контрактов за счет привлечения целевых кредитов и их возврата в 2024–2027 гг.», – заявил он. Представитель Минфина отказался от комментариев, пресс-служба Минпромторга не ответила на запрос «Ведомостей». По словам двух источников «Ведомостей» в менеджменте двух оборонно-промышленных холдингов, решение о такой схеме финансирования расходов по гособоронзаказу было принято еще в октябре. По словам одного из этих собеседников, такому решению предшествовали острые дискуссии, вызванные предложением Министерства финансов всем ведомствам (не только Министерству обороны) сократить расходы на 10% в связи с вызванным эпидемией COVID-19 экономическим кризисом.
В октябре «Известия» также сообщали, что Минфин предлагает сократить и личный состав Вооруженных сил России на 100 000 человек и урезать социальные гарантии военнослужащих, например увеличив срок службы до получения права на военную пенсию. Минобороны выступило с заявлением, в котором назвало эти предложения неприемлемыми. Применительно к закупкам вооружения Минобороны также заявило о необходимости выполнять ранее намеченные планы, говорит менеджер одного из оборонно-промышленных холдингов. По его словам, отказ от кредитной схемы мог привести к слишком большим потерям в оборонной промышленности, а «никому не нужно возвращение 90-х гг.».
Откуда деньги
Главным кредитором предприятий оборонной промышленности по этой программе будет Промсвязьбанк, ставший в прошлом году опорным банком ОПК в соответствии с законом о гособоронзаказе, говорит менеджер предприятия оборонной промышленности. Этот особый статус банк получил, чтобы иметь возможность обслуживать предприятия ОПК в закрытом режиме из-за угрозы санкций. Представитель Промсвязьбанка подтвердила «Ведомостям», что банк намерен участвовать в этой программе.
По словам источника «Ведомостей», близкого к финансово-экономическому блоку правительства, вряд ли какой-то еще коммерческий банк, кроме Промсвязьбанка, будет участвовать в этой схеме. После реструктуризации с частичным погашением долгов Объединенной авиастроительной корпорации в 2020 г. предприятия оборонной промышленности стали непредсказуемыми и не слишком желанными клиентами для обычных банков, поясняет он. По информации «Ведомостей», другие банки, сотрудничающие с предприятиями ОПК, уже начали передачу кредитного портфеля оборонной промышленности в Промсвязьбанк.
По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, если исходить из того, что расходы на вооружения (закупку, ремонт и модернизацию, а также НИОКР) Минобороны в 2021–2023 гг. планировались примерно на том же уровне, что и ранее, – 1,2 трлн в год, но Министерству финансов удалось настоять на сокращении расходов Минобороны на 10% и расходы на вооружения будут сокращены пропорционально, то объем кредитов может составить не менее 360 млрд руб. за три года. В 2011–2013 гг., во время первой итерации «кредитной схемы», объем выданных для выполнения заданий гособоронзаказа кредитов составил 439 млрд руб., а к 2016 г., когда кредитование было решено остановить, – уже более 1,5 трлн руб., напоминает Макиенко (большая часть кредитов – около 900 млрд руб. – тогда приходилась на ВТБ). Исходя из этих оценок 360 млрд руб. на 2021–2023 гг. можно считать нижней границей, заключает эксперт. Что касается экономической целесообразности самой схемы, то лучше, считает Макиенко, реализовать ее, чем «оставить российскую оборонную промышленность без необходимых средств в момент острой международной обстановки, сокращения внешних рынков сбыта и экономической стагнации в самой стране». Восстановить промышленность еще раз, если сейчас отрезать ей финансирование, как в 90-е, будет значительно сложнее, объясняет он.
В 2011 г. кредитную схему запустили потому, что заложенных в бюджете средств не хватало для равномерного выполнения амбициозной госпрограммы вооружений 2011–2020 гг. (ГПВ-2020), которую оценили в 20 трлн руб., говорит бывший сотрудник Минобороны. Основные расходы по этой ГПВ, как обычно, отложили на конец периода и применение кредитной схемы позволило сделать саму программу более реалистичной, продолжает он. При этом долги перед банками были погашены правительством досрочно, хотя для самих банков это было невыгодно – они теряли расписанные на годы вперед платежи, вспоминает он.
Переход на эскроу: банкиры — о новой модели и будущем ставок по кредитам
С 1 июля 2019 года в России строительство жилья будет вестись за счет банковского проектного финансирования. Деньги дольщиков станут поступать на специальные эскроу-счета в аккредитованных банках, а не напрямую девелоперам.
Редакция «РБК-Недвижимости» опросила крупнейшие российские банки об их готовности к переходу на новую модель, активности девелоперов по открытию спецсчетов и получению проектного финансирования. Также спикеры банковских организаций рассказали, какие ставки будут по кредитам для застройщиков по проектному финансированию.
«Средневзвешенная ставка на всем сроке кредитования может составить 7–8% годовых»
Сергей Бессонов, вице-президент, директор дивизиона «Кредитные продукты и процессы» Сбербанка:
— Количество заявок от девелоперов на проектное финансирование выросло в 1,8 раза по сравнению с прошлым годом. С апреля 2018 года Сбербанком одобрено более 200 сделок кредитования с эскроу на сумму более 200 млрд руб.; открыто около 3 тыс. счетов эскроу, на которые привлечено около 6 млрд руб. Примерно по 250 заявкам приостановлена работа. В 2/3 случаев это связано с непредоставлением застройщиком необходимого пакета документов, то есть впоследствии при устранении недочетов в документах рассмотрение может быть возобновлено. Около 300 заявок рассматриваются банком в настоящее время, в том числе 87% с эскроу. Также отказы связаны с низкой устойчивостью проектов — когда средств от реализации квартир недостаточно, чтобы погасить кредит и проценты по нему, или с систематическим нарушением застройщиком обязательств перед дольщиками и контрагентами.
Ставка по кредитам на проектное финансирование по старой схеме, как правило, была фиксированная на весь срок. По проектному финансированию ставки в большинстве случаев на 1–-2 п. п. выше, чем, например, по обычному оборотному кредиту на один-два года. На стадии строительства ставка средневзвешенная, зависит от объема накопленных средств на счетах эскроу и пересчитывается ежемесячно. В некоторые периоды ставка может быть равна 0,01% годовых — если продажи идут опережающими темпами по сравнению с графиком строительства и выборкой кредита. В целом средняя ставка за период кредитования существенно зависит от рисков проекта, сроков строительства и сроков кредитования. Средневзвешенная ставка на всем сроке кредитования может составить 7–8% годовых. При этом на стадии строительства она будет ниже из-за нахождения средств покупателей на счетах эскроу.
«Проектное финансирование не окажет существенного влияния на увеличение себестоимости строительства»
Роман Антощенков, замруководителя дирекции «Недвижимость, строительство и девелопмент» ВТБ:
— На данный момент банк предоставил порядка 150 млрд руб. финансирования компаниям строительной отрасли. Девелоперы проявляют достаточно высокий интерес к проектному финансированию. Сейчас в ВТБ открыто более 1750 специальных счетов застройщиков, одобрено 25 проектов в Москве и регионах на общую сумму более 80 млрд руб., подписано шесть кредитных соглашений на общую сумму финансирования более чем 20 млрд руб. На рассмотрение в банк поступило более 60 проектов с общим объемом финансирования около 500 млрд руб.
Ставки кредитования зависят от рисков конкретного проекта, собственного участия девелопера в нем и обеспечения. Диапазон очень широкий, это может быть и ключевая ставка +2,5–4% годовых. При этом новый механизм позволяет существенно снижать ставки — чем больше средств на эскроу, тем ниже ставка, вплоть до 0,1% годовых при покрытии кредита остатками средства на счетах эскроу 170% и выше. Таким образом, проектное финансирование не окажет существенного влияния на увеличение себестоимости строительства, а также обеспечит сохранность средств покупателей.
«Конкуренция между банками станет одним из факторов для снижения ставок»
Антон Воронин, директор проектного финансирования и приоритетных проектов Банка ДОМ.РФ:
— В банке детально прорабатывается более 370 заявок на проектное финансирование на сумму свыше 430 млрд руб., и уже одобрено 19 заявок на сумму порядка 52 млрд руб. Объем строительства по одобренным проектам составляет более 1,2 млн кв. м. Все заявки рассматриваются индивидуально: анализируется проект, его финансовая модель, пакет документов и возможные риски. Процент отказов невысок, он составляет не более 5% от общего числа обращений и обычно связан с проблемами с земельным участком, документацией или с репутационными рисками.
На данный момент в реализацию жилищных проектов вовлечено около 5,8 трлн руб., при этом только 800 млрд руб. было профинансировано за счет банков. После перехода на проектное финансирование средства дольщиков предстоит заместить банковским кредитованием, объем которого на горизонте пяти лет составит порядка 6,4 трлн руб. Процентная ставка будет динамической — ее размер напрямую зависит от наполнения эскроу и стратегии застройщиков по продаже жилья. При активном наполнении счетов она может доходить до 0,01% годовых. Конкуренция между банками, которая наблюдается уже сейчас, также станет одним из факторов для снижения ставок.
«Активность застройщиков стремительно возрастает по мере приближения 1 июля»
Алексей Попович, первый вице-президент Газпромбанка:
— Газпромбанк приступил к реализации комплексного продукта для участников долевого строительства недвижимости в марте 2019 года. За это время было подписано около 20 соглашений о работе с банком как с эскроу-агентом (как с привлечением проектного финансирования, так и без него). Уже успешно проведены первые сделки по расчетам с помощью эскроу-счетов. При этом активность застройщиков стремительно возрастает по мере приближения 1 июля.
Банк готов к росту запросов по проектному финансированию и массовой работе с эскроу-счетами. На наш взгляд, востребованность этих продуктов будет увеличиваться, поскольку финансирование строительных проектов с использованием эскроу повысит доступность кредитных средств для застройщиков, сделав сделки по приобретению недвижимости более прозрачными и безопасными на этапе строительства, что, в свою очередь, будет содействовать поддержанию устойчивого спроса на жилье, росту объемов ипотечного кредитования и, как следствие, развитию строительной отрасли.
«Переход на новую схему не окажет влияния на верхние уровни ставок»
Олег Шишкин, начальник управления недвижимости и девелопмента банка «Открытие»:
— Девелоперы активно направляют на рассмотрение заявки на кредитование проектов с использованием механизма эскроу. На текущий момент в работе у банка находятся около 50 проектов. В большинстве случаев банк не отказывает в финансировании, а дает требования и рекомендации по проекту, при выполнении которых финансирование будет предоставлено. Чаще всего такие требования связаны с необходимостью дополнительного вложения собственных средств в проект, который показывает низкую устойчивость к снижению цен и темпов продаж.
Процентные ставки колеблются в диапазоне 10–12% как для проектного финансирования по старым правилам, так и для финансирования с использованием механизма эскроу (для остатка задолженности, не покрытого денежными средствами на счетах эскроу). Таким образом, переход на новую схему не окажет влияния на верхние уровни номинальных ставок. Особенность финансирования с использованием эскроу заключается в возможности минимизировать ставку по кредиту при значительном размере поступлений денежных средств покупателей. В таком случае применяется специальная ставка. При условии полной отсрочки по выплате процентов до ввода объекта в эксплуатацию и оформления первого свидетельства о собственности на объем задолженности, обеспеченный остатками на эскроу, применяется ставка около 4,5%. При значительном превышении остатков на этих счетах над суммой задолженности по проектному кредиту ставка может быть снижена до 0,01%.
Мезонинные кредиты: как зарабатывают 8–10% годовых в евро на недвижимости
Мезонинный кредит — один из способов инвестировать. Это гибрид банковского кредита и прямых инвестиций в компанию. Инвестор дает кредит компании и получает доход 8–10% годовых.
В Европе и США мезонинные кредиты популярны среди инвесторов. В Европе с мезонинами в основном работают банки и независимые «инвестиционные бутики». Каждый четвертый девелоперский проект привлекает мезонинные кредиты. В США с мезонинами работают страховые компании, пенсионные фонды и фонды целевого назначения.
В России многие инвесторы не знают про мезонины. В этой статье Александр Волик, аналитик международного брокера недвижимости Tranio, расскажет о мезонинных кредитах в проекты недвижимости: что получают инвесторы, зачем мезонины компаниям и как эффективно инвестировать в мезонины.
Что получает инвестор
Доходность. Инвестор получает арендную доходность объекта на уровне 8–10% годовых.
Организация. Инвестор дает кредит. У него нет никаких операционных проблем, связанных с владением объекта. Инвестору не нужно открывать компании за рубежом, не нужно уведомлять российскую налоговую о КИКах.
Способ инвестировать. Инвестируют в мезонины дистанционно с любого счета — российского или зарубежного.
Защита инвестора. Инвестора защищает залог объекта или залог акций проектной компании. Так при негативном сценарии инвестор получает возможность контролировать объект напрямую или получает акции компании, которая владеет объектом.
Сумма инвестиций. Инвестор дает кредит девелоперу. Сумма кредита — от €20 тыс. до нескольких миллионов.
В какие проекты инвестировать
Мы расскажем о двух типах проектов, которые привлекают мезонинные кредиты: девелоперские и арендные проекты.
Как инвестор получает выплаты по мезонину
Мезонин сочетает признаки банковского кредита и акционерного капитала. Для инвестора это значит, что у мезонинного кредита есть срок, возвратность и понятные выплаты. В некоторых случаях инвестор может обладать корпоративными правами, в некоторых — участвовать в прибыли компании.
Компания берет мезонинный кредит у инвестора и кредит в банке. Сначала компания погашает банковский кредит, затем — мезонинный кредит. Только после этого компания получает права на остаток прибыли. То есть, чтобы получить свою прибыль от проекта, компания сначала выплачивает инвестору за мезонинный кредит.
Прибыль инвестор получает тремя способами:
Инвесторам, которые только начинают вкладывать в мезонины, мы рекомендуем выбрать более простые и понятные механизмы выплат — фиксированный процент или PIK.
Финансовым языком
Мезонинный кредит сочетает несколько финансовых инструментов с разными уровнями риска и доходности. Например: субординированный долг, сертификаты на участие в прибыли компании, права или варранты на акции компании. Мезонинный кредит погашается по двум принципам:
Каким инвесторам подходит мезонинный кредит
Мезонины подходят инвестору в двух случаях:
Зачем мезонины компаниям
Мезонины помогают развиваться компаниям, которые генерируют положительный денежный поток. Обычно мезонины нужны в сделках слияний и поглощений компаний, при реструктуризации капитала, для выкупа акций, в проектном финансировании. Компании привлекают мезонины в двух случаях: 1) когда им не хватает собственного капитала; 2) когда использовать собственный капитал дорого.
Что такое опережающее финансирование
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 13 мая 2020 г. № 668 “Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на развитие инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития резидентам, инвесторам и управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и свободным портом Владивосток, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидии из федерального бюджета на развитие инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития резидентам, инвесторам и управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и свободным портом Владивосток.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, включать в комплексные планы развития субъектов Российской Федерации объекты инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2018 г. N 183 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на развитие инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития резидентам, инвесторам и управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и свободным портом Владивосток, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 10, ст. 1496);
пункт 38 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 г. № 601 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 21, ст. 2563).
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Российской Федерации | А. Белоусов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 мая 2020 г. N 668
Правила
предоставления субсидии из федерального бюджета на развитие инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития резидентам, инвесторам и управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и свободным портом Владивосток
I. Общие положения
2. В целях настоящих Правил используются понятия: «инфраструктура территорий опережающего социально-экономического развития», «резидент территории опережающего социально-экономического развития», «территория опережающего социально-экономического развития», «управляющая компания», которые употребляются в значениях, определенных Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
3. Субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на развитие инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития:
а) управляющей компании:
на технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения объектов транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры, расположенных на территориях опережающего социально-экономического развития, а также указанных объектов инфраструктуры, расположенных вне территории опережающего социально-экономического развития, но обеспечивающих ее функционирование;
на создание, реконструкцию, капитальный ремонт объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, включая осуществление строительного контроля и авторского надзора;
на проведение проектных и изыскательских работ, а также на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, достоверности определения сметной стоимости объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития в федеральном государственном учреждении, подведомственном Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
на проведение дополнительной независимой экспертизы выполненных работ и услуг, технологического и ценового аудита, технико-экономического обоснования, обследования качества и объема выполненных работ;
на осуществление функций технического заказчика и экспертное сопровождение проектов;
на подготовку документации по планировке территории, документов территориального планирования, перспективных планов развития территорий опережающего социально-экономического развития;
на выполнение мероприятий, необходимых для образования, постановки на кадастровый учет и оформления прав на земельные участки в соответствии с земельным и лесным законодательством Российской Федерации;
на изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества и иного имущества для государственных нужд в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития;
на эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития;
на приобретение объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, земельных участков и оборудования. Управляющей компании запрещено приобретать объект инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития у резидента (инвестора) территории опережающего социально-экономического развития в случае, если резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития получены средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации на создание такого объекта инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития;
на проведение независимой оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития (объектов инфраструктуры) в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;
на осуществление взносов в уставные капиталы дочерних обществ на финансовое обеспечение затрат по направлениям, указанным в абзацах втором, третьем и десятом настоящего подпункта, при условии обеспечения оформления права управляющей компании на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных дочерних обществ, формируемых за счет средств субсидии, предоставленной на осуществление взносов в уставные капиталы дочерних обществ управляющей компании;
на оплату расходов за сервитуты, аренду земельных участков и инженерных сооружений;
на иные затраты на развитие инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития (объектов инфраструктуры);
б) резиденту (инвестору) территории опережающего социально-экономического развития:
на технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения объектов транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры, расположенных на территориях опережающего социально-экономического развития, а также указанных объектов инфраструктуры, расположенных вне территории опережающего социально-экономического развития, но обеспечивающих ее функционирование;
на создание, реконструкцию, капитальный ремонт объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, в том числе на осуществление строительного и авторского надзора, а также на другие работы и услуги, связанные с развитием инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, включенные в сметную стоимость, подтвержденную заключением о достоверности определения сметной стоимости объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, выданным федеральным государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
4. Размер субсидии не может превышать:
5. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики как получателя средств федерального бюджета на направления, указанные в пункте 3 настоящих Правил.
а) значение результата предоставления субсидии;
б) сроки и формы представления получателем субсидии в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
в) представление получателем субсидии в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики отчетности о достижении значения результата предоставления субсидии по форме согласно приложению, а также сроки и формы представления дополнительной отчетности в случае ее установления в соглашении о предоставлении субсидии;
г) согласие получателя субсидии на осуществление Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии целей, условий и порядка предоставления субсидии, которые установлены соглашением о предоставлении субсидии и настоящими Правилами;
д) ответственность получателя субсидии за нарушение целей, условий и порядка предоставления субсидии, в том числе его обязательство по возврату денежных средств в федеральный бюджет в случаях, установленных пунктами 36 и 37 настоящих Правил;
е) цели, условия и порядок предоставления субсидии;
ж) размер предоставляемой субсидии.
7. Результатом предоставления субсидии является достижение получателем субсидии планового количества мероприятий по развитию инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, включенных в планы-графики реализации мероприятий по развитию инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, срок завершения реализации которых наступает в текущем финансовом году.
Плановое количество мероприятий по развитию инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития определяется соглашением о предоставлении субсидии.
Плановое количество мероприятий по развитию инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития может быть скорректировано путем подписания дополнительного соглашения к соглашению о предоставлении субсидии при условии представления получателем субсидии обоснования необходимости этой корректировки.
Значение результата предоставления субсидии (Р) рассчитывается по формуле:
8. Для заключения соглашения о предоставлении субсидии получатель субсидии представляет в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики справку, подписанную руководителем управляющей компании или индивидуальным предпринимателем, являющимся резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития, или руководителем юридического лица, являющегося резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития, о том, что по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу заключения соглашения о предоставлении субсидии, получатель субсидии не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов.
9. Соглашение о предоставлении субсидии заключается при наличии следующих документов:
а) план-график реализации мероприятий по развитию инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, порядок формирования, согласования и утверждения которого устанавливается Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Мероприятия по возмещению затрат, понесенных резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития на создание объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, включаются в план-график реализации мероприятий по развитию инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития после согласования с подкомиссией. Сумма расходов, понесенных резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития на создание инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, включенная в план-график реализации мероприятий по развитию инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, может быть изменена после повторного согласования с подкомиссией;
б) соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития в случае предоставления субсидии резиденту (инвестору) территории опережающего социально-экономического развития.
II. Условия и порядок предоставления субсидии управляющей компании
10. Субсидия предоставляется при условии представления управляющей компанией в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики копий договоров (соглашений), заключенных по направлениям, указанным в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил.
В случае предоставления субсидии на обеспечение затрат на принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд, осуществляемое по решению суда, управляющей компанией представляется копия вступившего в законную силу решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
В случае возмещения затрат управляющей компанией дополнительно представляются копии актов выполненных работ (оказанных услуг) и платежных документов с отметкой кредитной организации о списании средств, подтверждающих оплату выполненных работ (оказанных услуг).
11. При предоставлении субсидии по направлению, указанному в абзаце втором подпункта «а» пункта 3 настоящих Правил, управляющей компанией дополнительно представляются:
а) копии положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, достоверности определения сметной стоимости объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, выданных федеральным государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в случае, если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным);
б) копии решений (приказов) управляющей компании об утверждении проектной документации в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.
12. Документы, указанные в пункте 11 настоящих Правил, не представляются в случае предоставления субсидии в целях финансового обеспечения затрат на уплату авансовых платежей по договорам, предметом которых является одновременное выполнение работ по проектированию, созданию и (или) реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития.
13. При предоставлении субсидии по направлениям, указанным в абзацах одиннадцатом и пятнадцатом подпункта «а» пункта 3 настоящих Правил, управляющей компанией дополнительно представляется отчет об оценке приобретаемого объекта инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, или отчет об установлении размера арендной платы, или отчет об установлении платы за сервитут, составленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, заказчиком которого является управляющая компания.
При аренде земельных участков или установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отчеты, указанные в абзаце первом настоящего пункта, управляющей компанией не представляются.
14. Документы, указанные в пунктах 10, 11 и 13 настоящих Правил, должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью и подписаны руководителем управляющей компании или лицом, исполняющим его обязанности.
15. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики рассматривает в течение 15 рабочих дней со дня получения представленные в соответствии с пунктами 10, 11 и 13 настоящих Правил документы и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии по основаниям, указанным в пункте 32 настоящих Правил.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики уведомляет об этом управляющую компанию в течение 3 рабочих дней.
16. Управляющая компания при заключении договоров, источником финансового обеспечения которых является субсидия, вправе предусматривать авансовые платежи:
до 70 процентов (до 90 процентов по согласованию с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики) суммы договора, но не более объема субсидии, подлежащей предоставлению в соответствующем финансовом году в соответствии с условиями соглашения о предоставлении субсидии;
до 100 процентов суммы договора, но не более объема субсидии, подлежащей предоставлению в соответствующем финансовом году в соответствии с условиями соглашения о предоставлении субсидии по договорам, предметом которых является проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, достоверности определения сметной стоимости объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития в федеральном государственном учреждении, подведомственном Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
17. Управляющей компании запрещено приобретать за счет средств субсидии иностранную валюту, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.
18. Управляющая компания в целях получения субсидии открывает в территориальном органе Федерального казначейства лицевой счет для учета операций с денежными средствами юридических лиц (обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса.
19. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции с денежными средствами юридических лиц (обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса, с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Субсидия управляющей компании перечисляется не позднее 2-го рабочего дня после представления в территориальный орган Федерального казначейства управляющей компанией платежных документов для оплаты денежного обязательства управляющей компании.
В случае возмещения затрат субсидия управляющей компании может быть перечислена на расчетные или корреспондентские счета, открытые управляющей компанией в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, не позднее 10-го рабочего дня после принятия Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики решения по результатам рассмотрения им документов, указанных в пунктах 10, 11 и 13 настоящих Правил, в сроки, установленные пунктом 15 настоящих Правил.
20. При наличии остатка субсидии, не использованного управляющей компанией в отчетном финансовом году, решение о его использовании или возврате принимается Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия указанного решения не использованный в отчетном финансовом году остаток субсидии подлежит возврату в федеральный бюджет в текущем финансовом году в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
III. Условия и порядок предоставления субсидии резиденту (инвестору) территории опережающего социально-экономического развития
21. Субсидия резиденту (инвестору) территории опережающего социально-экономического развития предоставляется на развитие объектов транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, включая инфраструктуру систем газоснабжения, водоснабжения, трубопроводного транспорта и связи, и объектов иной инфраструктуры, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, а также указанных объектов инфраструктуры, расположенных вне такой территории, но обеспечивающих ее функционирование.
Решение о предоставлении субсидии принимается Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики по предложению управляющей компании.
22. Для принятия решения о предоставлении субсидии по направлениям, указанным в абзаце первом подпункта «б» пункта 3 настоящих Правил, резидент (инвестор) территории опережающего социально-экономического развития представляет в управляющую компанию следующие документы:
а) копии договоров об осуществлении технологического присоединения;
б) копии актов об осуществлении технологического присоединения;
в) копии платежных документов с отметкой кредитной организации о списании средств, подтверждающих оплату выполненных работ (услуг) по осуществлению технологического присоединения в соответствии с требованиями технических условий.
23. Для принятия решения о предоставлении субсидии по направлениям, указанным в абзаце втором подпункта «б” пункта 3 настоящих Правил, резидент (инвестор) территории опережающего социально-экономического развития представляет в управляющую компанию следующие документы:
а) подтверждение обоснования стоимости объекта инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, в качестве которого принимается положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости объекта инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, в том числе стоимости отдельных видов работ и услуг, включенных в эту сметную стоимость, выданное федеральным государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
б) копии платежных документов с отметкой кредитной организации о списании средств, подтверждающих оплату выполненных работ (услуг);
в) копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
г) копия документа, подтверждающего право собственности резидента (инвестора) территории опережающего социально-экономического развития на объект инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития.
24. Документы, указанные в пунктах 22 и 23 настоящих Правил, должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью и подписаны индивидуальным предпринимателем или руководителем юридического лица, являющегося резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития.
Ответственность за достоверность представляемых в соответствии с пунктами 22 и 23 настоящих Правил документов несет резидент (инвестор) территории опережающего социально-экономического развития.
25. Управляющая компания рассматривает в течение 15 рабочих дней со дня получения представленные в соответствии с пунктами 22 и 23 настоящих Правил резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития документы и направляет в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики следующие документы:
а) заключение о соответствии представленных резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития документов требованиям пунктов 22 и 23 настоящих Правил;
б) комплект документов, представленных резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с пунктами 22 и 23 настоящих Правил.
26. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики рассматривает представленные управляющей компанией в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил документы в течение 15 рабочих дней со дня их получения и заключает в течение 15 рабочих дней со дня окончания рассмотрения указанных документов соглашение о предоставлении субсидии с резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития или направляет в управляющую компанию уведомление об отказе в предоставлении субсидии по основаниям, указанным в пункте 32 настоящих Правил.
27. Управляющая компания в случае получения отказа Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики в предоставлении субсидии резиденту (инвестору) территории опережающего социально-экономического развития в течение 3 рабочих дней уведомляет об этом резидента (инвестора).
28. Резидент (инвестор) территории опережающего социально-экономического развития в случае получения субсидии на развитие инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития предоставляет право безвозмездного пользования созданными в результате осуществления капитальных вложений объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, предназначенными для общественного пользования, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и при необходимости управляющей компании в период существования территории опережающего социально-экономического развития.
Расходы на содержание созданных резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития в результате осуществления капитальных вложений объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, за исключением подлежащих передаче в государственную (муниципальную) собственность в случаях, установленных федеральными законами, осуществляются резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития в период существования территории опережающего социально-экономического развития.
29. Субсидия предоставляется в связи с ранее осуществленными резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития расходами на развитие объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития не ранее ввода объекта инфраструктуры в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Резидент (инвестор) территории опережающего социально-экономического развития обеспечивает ввод объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации без увеличения объема предоставляемых субсидий, в том числе в случае увеличения стоимости объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития.
30. Предоставление субсидий в связи с ранее осуществленными резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития расходами на развитие объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития не допускается, если в целях осуществления расходов на указанные объекты инфраструктуры резиденту (инвестору) территории опережающего социально-экономического развития ранее предоставлялись средства из федерального бюджета.
31. Субсидия перечисляется на расчетный или корреспондентский счет, открытый резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, не позднее 10-го рабочего дня после заключения Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики как получателем бюджетных средств соглашения о предоставлении субсидии с резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития.
IV. Основания для отказа в предоставлении субсидии
32. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
а) непредставление, представление не в полном объеме, несоответствие представленных документов требованиям настоящих Правил;
б) несоответствие затрат управляющей компании или резидента (инвестора) территории опережающего социально-экономического развития направлениям, определенным пунктом 3 настоящих Правил;
в) несоответствие расходов сметной стоимости, в том числе стоимости отдельных видов работ и услуг, включенных в эту сметную стоимость, на которую получено положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости федерального государственного учреждения, подведомственного Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
г) недостоверность информации, представленной управляющей компанией или резидентом (инвестором) территории опережающего социально-экономического развития;
д) отсутствие мероприятия, на развитие которого запрашивается субсидия, в плане-графике реализации мероприятий по развитию инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития;
е) превышение размера субсидии, определенного пунктом 4 настоящих Правил.
V. Требования об осуществлении контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидии
33. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и уполномоченные органы государственного финансового контроля осуществляют обязательные проверки соблюдения получателем субсидии целей, условий и порядка предоставления субсидии, установленных соглашением о предоставлении субсидии и настоящими Правилами.
Порядок и формы проведения проверок определяются соглашением о предоставлении субсидии.
34. При установлении в ходе проверок Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и (или) уполномоченным органом государственного финансового контроля факта нарушения получателем субсидии целей, условий и порядка предоставления субсидии Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и (или) уполномоченный орган государственного финансового контроля направляют получателю субсидии требование об устранении нарушения.
35. Получатель субсидии в срок до 3 месяцев после получения требования, указанного в пункте 34 настоящих Правил, обязан устранить нарушение и направить в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и (или) уполномоченный орган государственного финансового контроля информацию и документы, подтверждающие устранение нарушения.
36. В случае неустранения получателем субсидии нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидий в установленный срок полученные средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании:
37. В случае недостижения получателем субсидии значения результата предоставления субсидии, установленного соглашением о предоставлении субсидии, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики направляет получателю субсидии требование об уплате штрафа в доход федерального бюджета в размере, определяемом соглашением о предоставлении субсидии, но не превышающем 0,2 процента полученной в текущем финансовом году субсидии, с указанием срока его исполнения.
Приложение
к Правилам предоставления субсидии
из федерального бюджета на развитие
инфраструктуры территорий опережающего
социально-экономического развития
резидентам, инвесторам и управляющей
компании, осуществляющей функции по
управлению территориями опережающего
социально-экономического развития в
субъектах Российской Федерации, входящих
в состав Дальневосточного федерального
округа, и свободным портом Владивосток
Приложение N _____
к соглашению о предоставлении
субсидии
N _____ от «__» _____ 20__ г.
Отчет
о достижении значения результата предоставления субсидии по состоянию на __ _________ 20__ г.
Наименование получателя: ___________________________________________
Периодичность: ежегодная (до 15-го числа месяца, следующего за отчетным годом)
N п/п | Наименование мероприятия в соответствии с планом-графиком реализации мероприятий по развитию инфраструктуры | Единица измерения | Плановое количество мероприятий | Фактическое количество выполненных мероприятий | Результат | Причина отклонения |
---|
(уполномоченное лицо) ___________ _________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Исполнитель ___________ __________ ___________
(должность) (Ф.И.О.) (телефон)
«__» __________ 20__ г.