Что такое описательный оборот
Презентация по русскому языку на тему «Описательный оборот»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что делает текст текстом? Связь предложений по смыслу и грамматически
лексические повторы, синонимы, антонимы, однокоренные слова, родо-видовые слова Какие средства связи предложений в тексте вы уже знаете?
В литературе мы его называем перифразом ( от греческого- окольная речь, пересказ) Состав описательного оборота – не менее 2-х слов Назначение: 1.избежать повторения одного и того же слова. Описательный оборот – это сочетание слов, образуемое для замены какого-либо слова, наименования.
«Страна необычных загадок»
Выхожу я один на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. (М. Ю. Лермонтов)
«Рассыпались» загадки… соберите их в рифму. В руке девочка облачко на стебельке держит Висят от жары шары на ветвях посинели.
Описательный оборот – это сочетание слов, образуемое для замены какого-либо слова или наименования. избежания повторения одного и того же слова. создания выразительного образа, дополнения характеристики выражение отношения автора или персонажа к предмету или явлению. Итак, повторим
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-355041
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Якутии школьников отправили на дистанционку из-за морозов
Время чтения: 1 минута
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку на тему «Описательный оборот»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Л.Н. Толстой.
Основные способы связи предложений в тексте Цепная связь Параллельная связь
В небе повисла радуга. Один конец спрятался за холмами, а другой- падал в реку. В чистом, сияющем небе повисла огромная, в полнеба, радуга. Один конец чудесной семицветной дуги спрятался далеко-далеко за холмами, а другой опустился в голубую излучину реки.
Описательные обороты Воздушная арка. Семицветный полукруг из семи широких дуг. Поднебесные ворота.
Описательный оборот Помогает нам полнее, ярче представить рисуемую в тексте картину 2. Может сцеплять предложения, связанные цепным способом. 3. Может иметь прямое значение (чибисы – белобокие птицы) и переносное (шоссе – шумная стремительная река жизни) 4. Подчеркивает такие признаки предмета, которые важно отметить в данном контексте, в данной ситуации. 5. Описательный оборот с прямым значением является толкованием лексического значения слова
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1012903
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План урока по развитию речи по теме «Описательный оборот»
Урок русского языка в 6 классе по теме
«Текст. Средства связи предложений в тексте.
Тип урока: открытия новых знаний
Технология: технология развития критического чтения через чтение и письмо
технология уровневой дифференциации материала
Цель урока: обеспечить формирование представления об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве выразительности; сформировать умение составления описательных оборотов и их использования в связной речи.
Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-9 классы на основе УМК Бабайцевой В.В.
Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (Л1); понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей (Л2).
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Научатся: определять функциональные особенности описательных оборотов
Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации;использовать знания об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве художественного выражения.
УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей (Л3).
УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности (Р1); принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров (Р2); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме (Р3); контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия (Р4).
УУД познавательные: проведение сравнения и классификации изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (П1); определение основной и второстепенной информации (П2); построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей (П3);
УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1); практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества (К2); действие с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия с другими участниками (К3).
Форма работы: индивидуальная, групповая
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, видеозапись К.Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных». Эпизод «Лебедь».
1.Оргмомент Психоэмоциональный настрой
Настроить детей на работу, снять эмоциональное напряжение в начале урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о тексте, определять средства связи предложений в тексте, говорить об описательном обороте, слушать музыкально произведение, развивая свое воображение, писать сочинение-миниатюру. И я желаю вам удачной работы (изображение смайлика-солнышка). Солнышко улыбается нам, улыбнёмся и мы.
Слушают учителя, настраиваются на работу, поворачиваются друг к другу, улыбаются друг другу.
2. Введение в тему занятия
Подвести уч-ся к теме урока
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является,
конечно, умение ясно, понятно говорить
Как вы его понимаете?
Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.
А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания-тексты)
Читают эпиграф и объясняют его смысл.
3. Актуализация темы, целеполагание
Актуализировать тему, поставить цель урока и настроить детей на серьезный разговор.
Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв несколько предложений, может потерять смысл.
Слушают учителя, применившего ассоциативный прием, прием сравнения.
Учитель показывает кусочек ткани.
4. Беседа по теме урока
Повторить ранее изученный материал, сделать вывод о признаках текста.
Давайте вспомним признаки текста. Чем текст отличается от просто предложений или просто слов?
Правильно. Да, в тексте предложения связываются цепной и параллельной связью.
А кто скажет, как могут связываться между собой предложения в тексте?
При цепной связи сцепляюшими словами могут быть разные слова. Посмотрите на слайд.
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Развивать навыки сравнения, методом ассоциаций подвести к выводу о роли средств связи в тексте, о роли описательного оборота.
Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза.
А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение. Почему?
Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов.
Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их.
Ученики размышляют, сравнивают 2 предмета, делают метафорический вывод о роли описаний, эпитетов в тексте.
Кусочек черной ткани
Кусочек цветной ткани
6. Описатель-ный оборот.
Через метод сравнения подвести к выводу о роли описательного оборота.
Ребята, чем отличаются эти тексты?
Сделайте вывод: из каких слов может составляться описательный оборот? (из эпитетов)
А что такое эпитет?
Приведите свои примеры описательного оборота радуги.
Ученики наглядно видят преображение текста с описат-м оборотом, находят его.
Потом приводят свои описат-ные обороты к иллюстрациям на слайде.
7. Работа с учебником.
Развивать навыки определения описательных оборотов с прямым и переносным значением.
Обратимся к учебнику. Откройте его на стр. 39 и прочтите определение описательного оборота.
Ученики выполняют упр. 49, находят опис. обороты с прямым и переносным значением.
Ученики подбирают описат-ные обороты.
Работа с учебником
8. Психоэмоциональная пауза (снятие напряжения)
Снять психоэмоциональное напряжение
Мы с вами находили описательные обороты в тексте, определяли прямые они или переносного значения,
А теперь немного отдохнем и послушаем музыку композитора К.Сен-Санса – отрывок из сюиты «Карнавал животных»
Ученики отдыхают, откинувшись на спинку стула.
отрывок из сюиты «Карнавал животных»
Развивать воображение уч-ся, устную речь
Какие чувства у вас вызвала эта музыка?
Что вы представили, слушая её, каких зверей. Ведь сюита называется «Карнавал животных».
С каким животным она ассоциируется?
Ученики размышляют, воображают и отвечают на вопросы учителя.
10.Просмотр слайда-видеопрезентации под музыку К.Сен-Санса
Через зрительный канал – воздействовать на эмоциональную сферу детей, развивая чувство прекрасного
Какие эмоции у вас вызвала лебедь?
Какие описательные обороты вы можете подобрать?
Ученики размышляют, воображают и отвечают на вопросы учителя.
11. Написание мини-сочинения
Развивать навык использования опис.оборота в тексте, развивать письменную речь.
Напишите небольшое мини-сочинение из 4-5 предложений
Кто хочет прочесть сочинение?
Ученики пишут мини-сочинение
2-3 уч. зачитывают мини-сочинение свое
12. Эмоц. оценка деятельности
Формировать и развивать навыки оценки собств-ой деятельности и деят-сти других, эмоц. состояния
Как вы оценивает свою работу на уроке?
Какие эмоции вы испытывали?
13. Обобщение по теме
Развивать умение делать вывод по уроку.
Сделайте вывод по уроку о роли описательного оборота.
14. Оценка работы уч-ся
Как вы работали на уроке?
Какие оценки можете поставить одноклассникам?
Учитель оценивает работу уч-ся, выставляет оценки.
Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Тип урока: развитие речи.
— предметные: формирование умения работать с текстом; формирование понятия о описательном обороте, его функциях в тексте; формирование умения пользоваться выразительными средствами языка, в частности описательным оборотом.
— метапредметные: активизация мыслительной деятельности, развитие внимания, логического мышления; развитие умения слушать и слышать, аргументировано и связно формулировать ответы.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
— личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану; стремление к речевому самосовершенствованию; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста
предметные: знать о роли деталей в художественном описании; уметь описывать портрет(икону); научиться конструировать текст описания по картине с использованием опорного языкового материала.
II. Подготовка к восприятию темы:
1) Чтение эпиграфа, написанного на доске или выведенного на слайде (слайд 2):
Два чувства равно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам!
На них покоится от века
По воле Бога самого
2) Работа с эпиграфом.
— Какие чувства возникают при прочтении данного стихотворения?
— О чем говорится в стихотворении?
— Какова его основная мысль?
— Какой смысл вкладывает автор в словосочетания «отеческие гробы», «родное пепелище»?
— Как вы понимаете слово «Самостоянье»?
— Как вы думаете, почему именно это стихотворение было выбрано в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?
III. Работа по теме урока.
1) Работа по подбору синонимов
— Вспомните, что такое синонимия? Что она нам даёт? Чего добиваемся мы, употребляя синонимы?
— Перед вами стихотворение Иосифа Бродского «Рождество 1963 года» (см. Приложение А) (слайд 3). В нём пропущены авторские эпитеты. Сейчас мы из ряда синонимов, данного в скобках, выберем самое точное слово и определим какой эпитет автор использовал для характеристики того или иного предмета.
2) Чтение и обсуждение учениками получившихся вариантов стихотворений. Чтение правильного варианта стихотворения учителем.
3) Анализ стихотворения
— О чем данное стихотворение?
— Какие художественно-выразительные средства использовал автор для создания образов?
— Можно ли заменить повторяющиеся слова не одним словом, а словосочетанием или целым оборотом речи?
4) Введение нового понятия
— Если такой оборот характеризует внешние или содержательные стороны предметов, явлений, он называется описательным оборотом.
Описательный оборот – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов или явлений (слайд 4). Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.
— Найдите описательный оборот в эпиграфе.
IV. Подготовка к сочинению-описанию иконы Владимирской Богоматери.
1) Предварительная беседа о иконе
— Расскажите, какому событию было посвящено стихотворение И. Бродского?
— В каких видах искусства оно нашло отражение?
— Для чего люди стали писать иконы?
— Какие иконы вам известны?
— Кого из русских иконописцев вы знаете?
— Только ли религиозное значение имеют иконы?
— Почему иконы имеют такое воздействие на человека? Что еще этому способствует?
— Кто знает, какую роль сыграла икона Владимирской Богоматери в истории нашего государства? (слайд 5)
Краткая историческая справка учителя о иконе (см. Приложение Б)
2) Беседа-описание иконы
— Рассмотрим внимательно икону Владимирской Богоматери.
— Какие детали бросаются в глаза?
— Всмотритесь в лики святых, изображенных на иконе. Как смотрит Мать на зрителя? Что мы можем прочесть в Её взгляде? (слайд 6)
— Как смотрит Младенец на Мать? Как он выглядит? Почему именно такая поза у Младенца?
— Какие чувства Матери и Сына изобразил художник?
— Какого цвета одежды Богородицы и Христа? (слайд 7)
— В чем особенность ликов святых?
— Подберите слова, описательные обороты, словосочетания для изображения состояния душ Матери и Младенца (кроткий, печальный, мудрый взгляд, светлый лик, нежные объятия, приобнять за шею, желание защитить, темные, золотые одежды, материнская любовь).
3) Словарная работа: запись на доске и пояснение слов: Богородица, Божья Матерь, Младенец, Иисус Христос, лик.
4) Составление примерного плана сочинения:
— Каким по типу речи должно быть сочинение? (текст описательного характера)
— В каком порядке мы построим свою работу над планом сочинения? На что необходимо обратить внимание?
Совместное составление плана с опорой на вопросы учителя:
— Как построена картина?
— Следует ли сразу говорить о том, что изображено на иконе? С чего следует начать сочинение?
— Как перейти к описанию иконы?
— Что изображено в центральной части иконы?
— С помощью каких красок иконописец создает лики Богоматери и Младенца?
— Нравится ли вам это изображение? Какие чувства вызывает картина?
— Как вы думаете, почему картина вызывает у нас ощущение покоя? (слайд 8)
в) особенности ликов святых
3. Значение иконы для потомков.
— Какого типа речи будет ваше сочинение?
-Что именно характерно для данного типа?
— Каким образом был составлен план сочинения?
— Какие пункты может включать в себя описание иконы?
V. Домашнее задание: написать сочинение «Мысли, навеянные иконой». (слайд 9)
VI. Подведение итогов (слайд 10)
— Что нового узнали вы на сегодняшнем уроке?
— Что такое описательный оборот?
— Какова роль икон в нашей жизни?
VII. Выставление оценок.
Рождество 1963 года
Младенец родился в (страшную, сильную, лютую, жестокую) стужу,
В пустыне пылали (яркие, высокие, сторожевые, пастушьи) костры,
Буран бушевал и выматывал душу
Из (бедных, богатых, жестоких) царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали (длинные, уставшие, лохматые) ноги,
Выл ветер. Звезда, (краснея, сверкая, блистая, пламенея) в ночи,
Смотрела как трех караванов дороги
Сходились в пещеру Христа, как лучи.
По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом.
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Андрей Боголюбский перевез Вышгородскую икону Богоматери во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.