Что такое опора в пении
Опора в пении. Вокальная позиция. Теория и практика
Итак, ещё раз об опоре
«Опора» — это, скорее, образное выражение, наиболее ярко описывающее физическое ощущение в области торса (и даже всего тела) во время пения. Одно из значений слова «опора» — «место, на которое можно встать, твёрдо опереться». Самая главная опора для всего нашего тела — земля: попробуйте сейчас встать и почувствовать, как ваши ноги крепко и уверенно держат вас. Покачайтесь при этом вперёд-назад, влево-вправо. При этом осознайте, что вы не падаете, сохраняя уверенную вертикаль, всегда стремящуюся вверх. С помощью опоры, в которой участвуют ноги, вы управляете энергией физического тела. Вы его хорошо ощущаете, знаете, вы привыкли легко перемещаться из пункта в пункт. При усиленных тренировках на гибкость или силу, растяжку, вы приобретаете другие навыки тела, в которых вы также уверенно можете им управлять, сохраняя при этом общую вертикаль. Один из Законов Мира гласит: «Всё, что существует снаружи, существует у вас внутри». Внутри нас существует диафрагма — основная мышца, при работе которой в пении и создаётся опора. Звук при этом как будто стоит «на ногах», опираясь на неё уверенно и свободно. Любые перемещения звука внутри вас сохраняют общую вертикаль, при которой звук не рассыпается, не «гуляет» частями, как точно также не «гуляет» частями тело, когда вы перемещаетесь в пространстве. При работающей опоре во время пения певец чувствует себя уверенно и свободно, управляя потоком воздуха внутри себя. И это также некое ощущение давления в области брюшины и поясницы, создаваемое певцом для удержания дыхания (удержания воздуха). Такое давление может создаваться и удерживаться при свободной работе диафрагмы.
Во время пения огромную роль играют лёгкие и их работа. Но в связи с этим, это не значит, что чем сильнее вы напрягаете и сжимаете лёгкие и гортань, чем сильнее пытаетесь послать воздушную струю, тем выше и громче выйдет нота. Но, нет! Вокал — это, действительно, труд, требующий особых усилий, но трудиться необходимо в другом направлении.
Во время пения, на протяжении всей фразы лёгкие не должны сокращаться, а даже, наоборот, расширяться — как бы ни парадоксально это звучало. Для этого диафрагму надо не «втягивать» в себя, а наоборот — «выдавливать» из себя для того, чтобы воздух медленно, без усилий, выходил через голосовую щель. При этом при вдохе диафрагма сокращается, а при выдохе диафрагма расслабляется. Все эти кажущиеся парадоксальными вещи надо соединить в своём сознании. Данный метод позволяет избежать проблемы излишнего подсвязочного давления. А значит, звук уже будет лёгким, не напряжённым, гибким и способным на любые ноты. В начале обучения, после первых попыток это может показаться трудным и даже невозможным, но именно этим методом пользовались и пользуются великие мастера вокала.
И ещё: постоянное переживание о том, поднята гортань или опущена, как правило, связано с психологическими зажимами. Поэтому ваша задача — расслабляться перед пением, делать упражнения на расслабления (мы это и делали на уроках) и не думать о том, поднята или зажата гортань, а стараться просто всё делать правильно!
Но хотелось бы отметить, что если вы всё сделали правильно, то лёгкого головокружения (а иногда и боли в области боков, живота, поясницы) вам не избежать.
В случае неудач не стоит бросать заниматься по этой системе, не ищите лёгких путей. Это трудно, но это самая природная школа пения, и, следуя ей, вы будете петь долгие годы, брать любые ноты, иметь огромный диапазон голоса, полётность голоса, возможность петь сутками, не переутомляясь, иметь крепкое здоровье. И помните: правильное понимание опоры — это уже 70% вокала.
2-я часть
При таком способе, тренируясь, необходимо звук переводить в переднюю часть носогубной территории.
Вокальная позиция — это точка во рту, в которую стремится звуковой поток. И правильно будет, если эта точка находится впереди, когда звук формируется перед губами, а не позади (это уже неправильный — «заваленный» звук). То есть формируем переднюю высокую вокальную позицию. Посылание звука в переднюю часть твёрдого неба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук становится чище, легче, разреженней. И чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественней будет тембр голоса.
Фокус в высокой передней позиции ощущается в середине лба, чуть выше бровей, в точках по краям крыльев носа и и в губах.
Стараемся упереться звуком в переднее небо.
3-я часть
И помните: пение — это удовольствие!
Чем больше удовольствия вы испытываете при работе со звуком, тем отчётливее будут проявляться результаты!
А результаты приходят при последовательном движении в упражнениях, не ускоряясь и не замедляясь в своём темпоритме работы.
Как петь на опоре. Основы, которые должен знать каждый вокалист
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Следующий педагог не сразу, но сумел дать мне ощущение опоры. Но и тогда у меня не было чувства комфорта и легкости. Там меня учили выжимать звук, напрягая все мышцы живота вниз, а иногда от напряжения у меня болело все внутри и я давилась звуком. Нужно ли «тужиться» во время пения? Об этом мы узнаем позже.
Оказалось, все намного проще, когда пришло точное понимание и ощущение, какие мышцы работают и что такое опора. И это было озарение, которое изменило мою жизнь и мое пение к лучшему. Я стала брать те ноты, которые несколько лет назад просто не сумела бы взять, причем, очень легко.
Способы почувствовать опору и понять как петь на опоре
1. В положении стоя отклоните корпус назад и так зависните. Автоматически напрягаются мышцы живота, которые не дадут вам упасть – это и будут нужные мышцы. Теперь распрямите тело, а мышцы оставьте в таком же напряженном положении – это и есть опора.
2. Лягте на пол, положите на живот не слишком тяжелый предмет, но и не невесомый. Попробуйте мышцами живота приподнять предмет вверх, но не надувайте его, поднимайте не воздухом, а именно мышцами. Мышцы, которые будут удерживать предмет – это и есть опора. Физиологически мышцы, которые работают при опоре, называются диафрагма.
3. Возьмите палочку (подойдет лак для волос, бутылка, зонтик – любой вытянутый округлый предмет, но не острый), приложите к животу одним концом, другим упритесь в стену, сделайте вдох и напрягите мышцы живота. Напряженными мышцами надавливайте на вашу «палочку», она будет упираться в стену, а напряженные мышцы будут оказывать палочке сопротивление и не дадут ей вдавиться в живот.
4. Представьте, что вы поднимаете тяжелый предмет (две сумки по бокам или диван) – нужные мышцы напрягутся автоматически.
5. Покашляйте – при кашле естественным образом работают мышцы опоры.
В нашей онлайн-школе “Петь легко” мы рекомендуем заниматься именно с “вокальной палкой” или “бутылкой” – она даст вам постоянное ощущение опоры. Когда вы поете, надавливайте предметом на живот, а мышцы живота напрягайте так, как будто хотите этот предмет вытолкнуть вперед, и пробуйте петь. Таким образом, диафрагма делает не втягивающие движения, а выдавливающие. Ощущение опоры может прийти не сразу, но его не спутать ни с чем: вам должно быть комфортно, будто есть на что опереться, и вы можете оттолкнуться и начать летать 😊
Опора – это не только напряженные мышцы живота, но, скорее, умение удерживать ими воздух. Чем лучше вы удерживаете воздух в легких и экономнее его расходуете при пении, тем лучше работает ваша опора.
Опора – это не только напряженные мышцы живота
Как отличить пение на опоре
Когда исполнитель поет на опоре, его пение громкое, выразительное, есть динамика тише-громче, он свободно переходит на высокие ноты и не вылетает на фальцет (головной писклявый звук). Его звук не зажат в носу или в голове. Он может петь мощно, но при этом без напряжения.
Для чего нужна опора вокалисту
Опора помогает снять напряжение с голосовых связок и расслабить гортань. Другими словами, сохранить здоровые связки и певческий аппарат на всю жизнь. Ведь пение – это большая нагрузка на весь организм, и, чтобы давать концерты, записываться в студии, много говорить, нужно правильно распределять напряжение и воздух в теле. И если вы хотите петь долго и счастливо, лучше сразу начинайте учиться пению у грамотных педагогов! Таким образом, мне понадобились годы, чтобы понять, что такое «воздушная подушка», где ее удерживать и как петь на опоре 😊
Жаль, что тогда у меня не было таких меток, которые мы сейчас используем в нашей школе.
Не повторяйте чужих ошибок – учитесь петь сразу правильно. В нашей школе вы научитесь удерживать опору во время пения уже с первых уроков на практике и под контролем хороших специалистов.
Опора голоса — парадоксальное дыхание певца.
Возможно, вы посетили кучу сайтов, чтобы выяснить, что такое «опора голоса» или «опора дыхания», но наткнулись лишь на неясные термины. Не удивлюсь, если вы совершенно запутались, так и не разобравшись, зачем же нам петь на опоре. «Опора дыхания», так же известная как «парадоксальное дыхание», до сих пор вызывает массу споров и порождает заблуждения у начинающих певцов. А, действительно, зачем нам опора голоса?
Опора голоса и ее значение в пении
Случалось ли такое: когда вы слушали любимый трек и хотели подпеть певцу в порыве чувств, казалось, что вы легко возьмете верхнюю ноту вместе с ним? Но вместо этого у вас выходил сиплый или слабый звук, а горло перехватывало спазмом?
Многие после такого начинают думать, что у них нет ни слуха, ни силы голоса. И это ошибка! Я глубоко убеждена, что петь могут все. Просто нужно знать механизмы, как контролировать голос, чтобы им управлять. Одним из таких важных механизмов является опора дыхания.
Певцы-профессионалы утверждают, что петь надо, опирая звук в центр диафрагмы (как это, интересно, сделать?), другие, что нужно чувствовать непрерывный столб дыхания и контролировать давление под связками (еще нелегче!), третьи — что нужно звучать, как полая труба всем своим телом… А Федор Шаляпин, вообще, заявлял, что поет пятками, чувствуя, как в них резонирует звук, и это была его опора.
Но все вокалисты сходятся в одном:
благодаря пению на опоре мы можем легко брать высокие ноты и долго их держать, не испытывая при этом дискомфорта в горле и на связках.
опора дыхания и постановка голоса
Все чаще люди решают заняться вокалом не только, чтобы научиться красиво петь и потом выступать на сцене. Но и ради того, чтобы просто «поставить голос». Это могут быть дикторы, актеры, учителя, юристы — люди, которые активно используют голос в профессии.
В этой статье мы обсудим, что такое опора дыхания, но не опора звука в целом. Между этими понятиями есть различие. Опора звука относится к общей постановке голоса.
Термин «постановка голоса» означает развитие вокальных данных ученика в комплексе, с совершенно разных сторон, под чутким присмотром педагога вокала.
Общая постановка у певцов включает работу с дыханием, гортанью, голосовыми связками, резонансом звука. Многие этапы певческой постановки голоса я описываю в статьях блога OVOCALE в разделе «Основы пения».
Часто «постановку голоса» приравнивают к пению на опоре, к поставленному «на опору» голосу. Но вы должны понимать, что «опора дыхания» еще не включает в себя всю постановку голоса, это только один из ее этапов, пусть и самый важный.
Певческий голос ставится несколько лет. А постановка дыхания происходит за пару месяцев при каждодневных тренировках ученика.
ОПОРА дыхания и работа ДИАФРАГМЫ
Опора дыхания управляет выдохом при пении с помощью диафрагмы и брюшных мышц. Она зависит от слаженной работы вокального пресса, который включает:
Картинка выше напомнит, как в изменяется положение диафрагмы: при вдохе она опускается, при выдохе поднимается куполом. Когда вы освоили этот тип вдоха и постоянно дышите животом в жизни, можно начинать тренировать диафрагму и ставить голос на «опору».
Два типа опоры дыхания в вокале
Есть два способа пения на опоре. Оба они зависят от того, каким образом работают ваши мышцы вокального пресса:
Первым способом мы пользуемся, когда поем на удобных нотах, когда распеваем, растягиваем звук, удерживаем выдох. Любые мелодичные распевки или песни с протяжными нотами подойдут в качестве тренировки такой опоры дыхания.
Пение на опоре и управление дыханием
В этой статье вы найдёте объяснение тому, что такое опора и как она помогает вокалисту при пении. Упражнения улучшат ваши вокальные данные и расширят диапазон голоса, поэтому при регулярном их выполнении вы сможете брать высокие ноты без усилий. Нужно только прочитать статью!
На первом индивидуальном занятии по вокалу вы наверняка услышите от своего педагога слово «опора». И не факт, что вам смогут доступно объяснить, что это такое и как петь на опоре.
Опора – это удерживающий диафрагму верхний пресс. Для того, чтобы понять, где в теле она находится, надо приложить два пальца над пупком. При таком пении не нужно зажиматься и выдавливать из себя звук, у вас и так получится взять те ноты, на которые у вас прежде не хватило бы сил. Но, чтобы начать петь правильно и заняться постановкой красивого голоса, необходимо сначала понять, как почувствовать опору.
Преимущества пения на опоре
Учителя вокала настойчиво рекомендуют петь на опоре. И это неспроста. У такого пения есть множество преимуществ:
Физиология процесса
Выдох при пении управляется опорой дыхания с помощью диафрагмы и брюшных мышц. На этот процесс влияет слаженность работы брюшного пресса, включающего в себя диафрагму, мышцы ребер и живота, а также переднюю брюшную стенку.
Из-за того, что диафрагма прикреплена к верхнему отделу поясницы, при вдохе задействуются и спинные мышцы. Когда воздух втягивается, диафрагма опускается, а когда выпускается, она поднимается.
Пение на опоре снимает напряжение со связок и расслабляет гортань. Это способствует долгому сохранению голоса и уменьшает нагрузку на организм. И для пения не требуется большой поток воздуха, только давление, создаваемое в животе, а не в связках. Оно появляется за счет сопротивления диафрагмы напряжению пресса. Для его возникновения не надо сильно вдыхать, достаточно создать мощное сопротивление выдоху с помощью дыхательных мышц.
Как почувствовать опору
Есть несколько упражнений, которые помогут получить ощущение опоры:
ВАЖНО: нужно напрягать лишь верхние мышцы пресса, а не все мышцы живота, иначе можно подавиться звуком или может появиться сильная боль после либо во время занятия.
Для того, чтобы лучше почувствовать опору звука, учителя пения рекомендуют проводить занятия с вокальной палкой. Надо надавливать палкой на живот при пении. Напрягайте мышцы так сильно, словно собираетесь оттолкнуть упирающийся в тело предмет.
Почувствовать опору вы можете не с первого раза, но это ощущение вы узнаете в тот же миг. Петь станет комфортнее и легче, словно бы у вас появилось что-то, на что можно опереться — это и есть правильное дыхание при пении.
Обратите внимание, что опора – еще и способность держать воздух напряженными мышцами. Поэтому очень важно научиться экономно использовать воздух и уметь задерживать его в лёгких.
Упражнения для развития опоры и атака звука
Если вы уже знаете, как почувствовать опору, вам надо приступить к развитию данного навыка.
Для того, чтобы научиться петь на опоре, есть несколько упражнений:
Советы по пению с опорой:
Ошибки при задержке дыхания
Есть несколько ошибок, которые начинающие вокалисты совершают:
Опора
Классическая трактовка.
Субъективное ощущение опоры у разных певцов может быть различно. Одни чувствуют ее как определенную степень напряжения дыхательных мышц; другие как столб воздуха, упирающийся в нёбо или зубы; третьи — как ощущение торможения воздуха на уровне гортани (отсюда выражения «опора дыхания», «опора звука», «упор звука», «опора звука на дыхание» и т. п.). Чувство опоры не является прирожденным, оно развивается в процессе освоения вокальной техники. Ведущие, наиболее яркие ощущения при пении определяют для каждого певца его интерпретацию опоры.
Стереотипные заблуждения.
Опора голоса достигается увеличением силы звука, достижением ощутимой громкости.
Дополнение наше.
Согласно классическим канонам пение вокальностью фальцет не относится к «опертому звучанию», поскольку реализуется на избыточном воздушном потоке. Тем не менее, такая вокальность – одна из основных в вокале современных стилей.
Очевидно, что за рамками классического понимания «опертого звучания» само понятие «опора» тоже существует, но применительно к тембру, характеру звука, манере голосообразования должно интерпретироваться иначе.
Так звонкость голоса зависит от присутствия в нем певческой форманты (элементная вокальность twang), округлость, как и прикрытие, не реализуются в принципе, устойчивое вибрато совершенно не нужно (в некоторых стилях пения, например, роке, вибрато зачастую становится запрещенным приемом). Свобода выполнения различных видов вокальной техники в современном вокале более велика, так как не скована рамками классических правил и классической музыкальной гармонии.
Таким образом, понятие «опёртый звук» сводится к воспринимаемому на слух тембру голоса вокалиста, в котором отсутствуют лишние воздушные шумы, не более того. Ведь «с опорой» можно петь и негромко.
Ощущение опоры, возникающее в процессе певческой практики, связано с достижением четкой координации работы голосообразующего аппарата в целом. Такое ощущение, конечно, не приходит быстро и совсем не связано исключительно с повышением подсвязочного давления, необходимого для получения более сильного звука.
Ощущение опоры – чувство, получаемое вокалистом при достижении оптимального баланса между силами, от которых зависит качество голоса: скоординированным воздушным потоком, способностью голосовых складок удержать и обработать его, не допуская «утечки», верной для данного звука модификации резонансных полостей и положений структур вокального аппарата.
В силу того, что такое ощущение – сложное субъективное восприятие комплексного процесса, оно не имеет однозначного описания в тексте. Как об этом верно говорит классическая трактовка: «Ведущие, наиболее яркие ощущения при пении определяют для каждого певца его интерпретацию опоры.»