Что такое опознавательные знаки
Опознавательные знаки для гражданских лиц в России
Опознавательные знаки — это графическое изображение информации, информирующее о ведомственной принадлежности и/или функциональном назначении. Обычно термин «опознавательный знак» употребляется применительно транспортным средствам. К опознавательным знакам относятся гербы, эмблемы, логотипы и др.
Применительно для гражданских лиц в России используется сигнальная одежда. Специальная сигнальная одежда повышенной видимости, изготовленная из флуоресцентных материалов, должна обеспечивать хорошую видимость человека в дневное время, а изготовленная из световозвращающих материалов, расположенных определенным способом, должна предусматривать обеспечение хорошей видимости человека в темное время суток.
Приказом Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 20 апреля 2006 года установлены типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики. Согласно документу, при опасности возникновения несчастного случая, связанного с наездом транспортного средства на работающего в условиях недостаточной видимости, работникам различных отраслей экономики выдаются сигнальные жилеты или при особо повышенной опасности — костюмы.
Приказом перечислены 830 профессий различных отраслей экономики, которым должны выдаваться сигнальные жилеты или костюмы. Среди них — асфальтобетонщик, подсобный рабочий, слесарь-ремонтник, водитель-испытатель, грузчик, машинист крана, машинист двигателей внутреннего сгорания, машинист паровой машины, машинист башенного крана и др.
Согласно Правилам дорожного движения, вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.
Постановлением правительства РФ от 12 декабря 2017 года «О внесении изменения в Правила дорожного движения РФ», в случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине водитель транспортного средства должен быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала. Постановление вступает в силу через 90 дней после подписания.
При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
Сигнальная одежда применяется также охотниками. Правилами охоты, действующими в ряде областей, установлено обязательное использование сигнальных жилетов всеми участниками коллективной охоты.
9. Опозновательные знаки
Опознавательные знаки применяются для обозначения транспортных средств соответствующих категорий.
Опознавательный знак «Автопоезд»
В виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм — на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах.
|
Опознавательный знак «Автопоезд» |
Опознавательный знак «Шипы»
В виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы — 1/10 стороны) — сзади механических транспортных средств, имеющих ошипованные шины.
|
Опознавательный знак «Шипы» |
Опознавательный знак «Перевозка детей»
В виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы — 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади — 400 мм).
|
Опознавательный знак «Перевозка детей» |
Опознавательный знак «Глухой водитель»
В виде желтого круга диаметром 160 мм с нанесенными внутри тремя черными кружками диаметром 40 мм, расположенными по углам воображаемого равностороннего треугольника, вершина которого обращена вниз, — спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых глухонемыми или глухими водителями.
|
Опознавательный знак «Глухой водитель» |
Опознавательный знак «Учебное транспортное средство»
В виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «У» черного цвета (сторона не менее 200 мм, ширина каймы — 1/10 стороны), — спереди и сзади механических транспортных средств, используемых для обучения вождению (допускается установка двустороннего знака на крыше легкового автомобиля).
|
Опознавательный знак «Учебное транспортное средство» |
Опознавательный знак «Ограничение скорости»
В виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости (диаметр знака — не менее 160 мм, ширина каймы — 1/10 диаметра) — на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, а также в случаях, когда максимальная скорость транспортного средства по технической характеристике ниже определенной пунктами 10.3 и 10.4 Правил дорожного движения Российской Федерации.
|
Ограничение максимальной скорости |
Опознавательный знак «Опасный груз»:
На опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза;
Опознавательный знак «Крупногабаритный груз»
В виде щитка размером 400×400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью;
|
Опознавательный знак «Крупногабаритный груз» |
Опознавательный знак «Тихоходное транспортное средство»
В виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) — сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.
|
Опознавательный знак «Тихоходное транспортное средство» |
Опознавательный знак «Длинномерное транспортное средство»
В виде прямоугольника размером не менее 1200×200 мм желтого цвета с каймой красного цвета (ширина 40 мм), имеющего световозвращающую поверхность, — сзади транспортных средств, длина которых с грузом или без груза более 20 м, и автопоездов с двумя и более прицепами. При невозможности размещения знака указанного размера допускается установка двух одинаковых знаков размером не менее 600×200 мм симметрично оси транспортного средства.
|
Опознавательный знак «Длинномерное транспортное средство» |
Опознавательный знак «Начинающий водитель»
В виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм — сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин и мотоциклов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.
|
Опознавательный знак «Начинающий водитель» |
По желанию водителя могут быть установлены опознавательные знаки:
Опознавательный знак «Врач»
В виде квадрата синего цвета (сторона 140 мм) с вписанным белым кругом (диаметр 125 мм), на который нанесен красный крест (высота 90 мм, ширина штриха 25 мм), — спереди и сзади автомобилей, управляемых водителями-врачами.
|
Опознавательный знак «Врач» |
Опознавательный знак «Инвалид»
В виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета — спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов.
|
Опознавательный знак «Инвалид» |
Опознавательный знак «Федеральная служба охраны Российской Федерации»
На транспортных средствах может быть установлен опознавательный знак «Федеральная служба охраны Российской Федерации», являющийся условным опознавательным знаком, в виде двух фонарей с огнями синего цвета, работающих в мигающем режиме, расположенных не выше фар ближнего света в передней части транспортного средства, используемого для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации
1. Механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
2. На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.
На трамваях и троллейбусах наносятся регистрационные номера, присваиваемые соответствующими ведомствами.
3. Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
4. Грузовой автомобиль с бортовой платформой, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта.
Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.
4.1 В автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.
5. Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 настоящих Основных положений.
6. Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
7. Гужевая повозка должна иметь предусмотренные конструкцией исправное стояночное тормозное устройство и противооткатные упоры, быть оборудована спереди двумя световозвращателями и фонарем белого цвета (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади — двумя световозвращателями или фонарем красного цвета.
8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки: автопоезд, шипы, инвалид, перевозка, учебное
На опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза.
По желанию водителя могут быть установлены опознавательные знаки:
На транспортных средствах может быть установлен опознавательный знак «Федеральная служба охраны Российской Федерации», являющийся условным опознавательным знаком, в виде двух фонарей с огнями синего цвета, работающих в мигающем режиме, расположенных не выше фар ближнего света в передней части транспортного средства, используемого для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
9. Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200×200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.
На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств.
10. Конструкция жесткого буксирующего устройства должна соответствовать требованиям ГОСТа 25907-89.
11. Запрещается эксплуатация:
12. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:
13. Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
15. Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают:
16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются:
17. Проблесковые маячки бело-лунного цвета и специальные звуковые сигналы могут устанавливаться на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на транспортных средствах, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы и имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации, за исключением транспортных средств оперативных служб.
18. Выдача разрешений на оборудование соответствующих транспортных средств опознавательными знаками «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами производится в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
19. Транспортные средства, не имеющие специальных цветографических схем, нанесенных на наружные поверхности в соответствии с государственными стандартами Российской Федерации, могут быть в установленных случаях оборудованы специальным звуковым сигналом и одним проблесковым маячком синего цвета высотой не более 230 мм и с диаметром основания корпуса не более 200 мм.
20. Проблесковые маячки всех цветов устанавливаются на крышу транспортного средства или над ней. Способы крепления должны обеспечивать надежность установки на всех режимах движения транспортного средства. При этом должна быть обеспечена видимость светового сигнала на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости.
Для транспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции, сопровождающих колонны транспортных средств, и грузовых автомобилей допускается уменьшение угла видимости проблескового маячка до 180 градусов при условии видимости его со стороны передней части транспортного средства.
21. Сведения об оборудовании транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками красного и (или) синего цветов и специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационные документы на транспортные средства.
Примечание. В тексте настоящего документа использована специальная терминология, установленная Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Опознавательные знаки техники. Советская и американская системы
Все боевые машины вооруженных сил должны иметь свои тактические номера и иные опознавательные знаки. Их наличие упрощает работу командиров подразделений и помогает эффективно управлять войсками в целом. В разные периоды в разных странах использовались отличающиеся системы опознавательных знаков с теми или иными характерными особенностями. Так, в разных странах обычно применялись отличающиеся подходы к формированию знаков, что приводило к отличающимся результатам. Рассмотрим системы обозначений бронетехники и других боевых машин, применявшихся в двух сверхдержавах прошлого.
В настоящее время в российской армии применяется система опознавательных знаков (ОЗ), основанная на идеях советского времени. Она претерпела некоторые изменения в виде добавления тех или иных знаков, но часть основных положений осталась прежней. К примеру, в последние годы в состав ОЗ впервые в отечественной практике официально ввели эмблему вооруженных сил – ранее на протяжении нескольких десятилетий государственная символика и знаки принадлежности к армии были «самодеятельностью на местах».
Последняя система ОЗ советских времен была описана в Боевом уставе сухопутных войск в редакции 1982 года. Приложение №8 к II части устава (рота-батальон) описывало принципы присвоения ОЗ, их оформление и т.д. Главной особенностью той системы являлась общая направленность на обеспечение секретности. С целью затруднения работы разведки противника предлагалось регулярное изменение опознавательных знаков и условных номеров техники.
Согласно Боевому уставу, все боевые машины одной части или соединения должны были иметь общий опознавательный знак, указывающий на их принадлежность. Знак предлагалось выполнять в виде геометрической фигуры того или иного вида. Внутри фигуры допускалось размещение букв, цифр, линий и несложных рисунков, что значительно увеличивало количество доступных вариантов. ОЗ соединения / части вводился вышестоящим начальником и должен был меняться с определенной периодичностью.
Опознавательный знак соединения или части дополнялся трехзначным условным номером, также известным как «боевой номер», «тактический номер» или «бортовой номер». Каждой части вышестоящее командование на определенный период выделяло диапазон чисел в виде нескольких сотен. Номера техники конкретной части распределялись ее командованием по своему усмотрению. Любопытно, что устав не запрещал присваивать один условный номер нескольким машинам разных типов. Таким образом, одинаковые цифры могли присутствовать одновременно на танке и БМП.
Для большего удобства опознавания техники, в частях применялись несколько вариантов присвоения номеров. При их использовании каждый номер имел значение, понятное командиру. Разные цифры трехзначного номера могли обозначать номер батальона и/или роты, а также номер конкретной машины. Обязательные указания на этот счет отсутствовали, и потому в разных частях использовались отличающиеся системы, в том числе несовместимые между собой.
Помимо обязательных ОЗ, на броне боевых машин могли присутствовать иные изображения. Для участия в различных праздничных или публичных мероприятиях на технику могли наносить гвардейские знаки, эмблемы родов войск, а также различные надписи. Тем не менее, в соответствии с уставами, после завершения мероприятий все эти знаки следовало удалять или закрашивать, оставляя только штатные ОЗ части и условный знак. Впрочем, это предписание соблюдалось не всегда, и нередко танки и другие бронемашины в течение долгого времени сохраняли «нештатные» изображения.
Известно, что в ходе вооруженных конфликтов в Афганистане и Чечне сухопутным войскам нередко приходилось отказываться от требуемых обозначений техники для большей безопасности. Наличие хорошо различимых знаков и номеров могло демаскировать технику, а также облегчало противнику поиск приоритетных целей. После ухода из горячей точки части восстанавливали положенные ОЗ.
Актуальная система опознавательных знаков сухопутных войск России мало отличается от старой советской. По-прежнему используются графические знаки частей / соединений и трехзначные номера. При этом с недавнего времени прочие ОЗ могут дополняться красно-белой звездой – эмблемой российских вооруженных сил. Для парадов и иных торжественных мероприятий на технике временно помещают другие знаки.
Сухопутные войска США имеют свою собственную систему обозначений техники, единую для боевых и вспомогательных машин. Ее общие положения были сформированы еще в годы Второй мировой войны и в дальнейшем лишь незначительно менялись. Вводились те или иные новые знаки, но общие принципы оставались прежними. Американская система ОЗ принципиально отличается от советской. Она не предусматривает высокую секретность и позволяет сразу понять принадлежность конкретной машины.
В прошлом техника несла крупные изображения белой звезды и надписи US Army, но в последние десятилетия от графических ОЗ отказались. Размер букв заметно уменьшился. Такие преобразования были выполнены до начала девяностых годов, когда понадобилось введение новых тактических знаков. В дальнейшем серьезные переработки ОЗ в вооруженных силах США отсутствовали.
Остальные опознавательные знаки сухопутной техники армии состоят из двух групп цифр и букв. Такие «коды» помещаются на лобовых и кормовых деталях бронетехники либо наносятся на бамперы автомобилей. Одна группа символов находится у левого борта, другая – у правого. Знаки слева позволяют определить принадлежность к соединению, а правые отметки указывают на подразделение и собственный тактический номер машины. Важно, что в американской системе ОЗ используются простейшие сокращения, облегчающие опознавание техники.
Левая группа ОЗ начинается с цифры и буквы, обозначающих дивизию. Цифра указывает номер соединения, прочие литеры – его тип. Пехотные дивизии обозначаются как I или ID, танковые – A или AD. Далее через дефис указываются номера батальона и полка. За ними следует специализация батальона или полка – INF (пехотный), ARM (танковый), CAV (кавалерийский), R или REC (разведывательный) и т.д.
Вторая группа символов содержит букву и цифры. Буква указывает роту (начиная с A) или штаб полка (HQ). Первая цифра определяет принадлежность к взводу, а вторая является собственным номером машины. Поскольку танковый взвод армии США имеет всего четыре машины, войскам не приходится сталкиваться с недостатком чисел. В некоторых случаях по второй группе ОЗ можно определить командирскую машину. Так, в танковых частях командир взвода всегда имеет тактический номер, заканчивающийся на единицу. Его заместитель работает на танке №4.
Современные боевые уставы сухопутных войск США не предусматривают использование иных «официальных» опознавательных знаков. В то же время, имеет место определенная «самодеятельность», и на поверхности брони появляются прочие изображения, не предусмотренные руководящими документами. Нередко на эжектор орудия наносят позывной танка. Крупные и плоские лобовые листы башни украшают эмблемами частей и подразделений.
Корпус морской пехоты США использует упрощенную нумерацию техники, не позволяющую определить ее принадлежность. На борту со сдвигом к корме наносятся литеры USMC и шестизначный номер машины. Впрочем, в прошлом были внедрены другие ОЗ, указывающие на соединение и подразделение. На передних крыльях или на лобовых деталях техники помещается цифробуквенный индекс типа A1-I. Буква указывает роту, а две других литеры обозначают номер и тип дивизии. В отличие от армии, КМП обозначает соединения одной буквой вместо трех.
Национальная гвардия использует сразу несколько систем обозначений, в зависимости от штата. Одной из общих тенденций является применение «традиционных» двухзначных номеров на бортах техники. Они могут дополняться графическими эмблемами соединений или частей. Также в Нацгвардии некоторых штатов предусматриваются индексы, похожие на армейские.
Во время операции «Буря в пустыне» в армиях коалиции внедрили новый способ обозначения техники. На бортах и панелях башен наносился т.н. шеврон – изображение V или треугольников разной ориентации с разными дополнительными элементами. Перевернутая V обозначала роту A; роты B и C имели шевроны, направленные вправо или влево. Четвертая рота обозначалась треугольником. Количество точек внутри шеврона указывало на номер взвода. Шевроны отличались большими размерами и были хорошо различимы со значительных дистанций, из-за чего имели преимущества перед прочими ОЗ.
В настоящее время обязательными ОЗ для боевых машин армии и КМП США являются только номера, помещаемые на лбах или бортах. Эмблемы частей, позывные и шевроны имеют значительное распространение, но не являются обязательными.
Нетрудно заметить, что в двух сверхдержавах достаточно давно были сформированы основные подходы к обозначению техники. Обе системы обеспечивали требуемый уровень удобства контроля за работой войск, но основывались на разных идеях. Это привело к формированию систем, имеющих самые серьезные отличия.
В Советской армии во главу угла ставилась секретность, с чем были связаны требования по регулярному изменению ОЗ частей / соединений и условных номеров. На практике замена опознавательных знаков могла производиться достаточно редко, но и в таком случае использованный подход решал поставленные задачи. Командиры могли следить и управлять за своими подчиненными, тогда как ведение разведки и анализ полученных данных иностранными спецслужбами известным образом затруднялся.
Американский подход – как в сухопутных войсках, так и в КМП – подразумевал нанесение всей необходимой информации и не позволял обеспечить высокую секретность. Впрочем, главные недостатки этой системы заключались в другом, а именно в малых размерах литер и невозможности быстрого и точного опознавания конкретной машины и ее принадлежности.
Имея плюсы и минусы, и советский, и американский способы обозначения техники сухопутных войск с теми или иными изменениями дожили до наших дней. В прошлом системы обозначения неоднократно изменялись и дорабатывались с учетом полученного опыта. В своем нынешнем виде они соответствуют целям и задачам, а также предъявляемым требованиям. По всей видимости, в обозримом будущем армии США и России не будут существенно изменять системы обозначения техники.